ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 25 февраля 2020 года N 02/2795-2020-32
О направлении документов ВОЗ по новой коронавирусной инфекции
Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека направляет для
использования в работе Рекомендации по
планированию массовых мероприятий в
контексте текущей вспышки COVID-19 и
Практический протокол* "Отбор
образцов с поверхности для исследования
на наличие коронавирусной болезни
(COVID-19)", подготовленные Всемирной
организацией здравоохранения.
* Приложение см. по ссылке. - Примечание
изготовителя базы данных.
Руководитель
А.Ю.Попова
Приложение к письму
Роспотребнадзора
от 25 февраля 2020 года N 02/2795-2020-32
Рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте текущей вспышки COVID-19
Временное руководство
ВОЗ
14
февраля 2020 г.
Содержание
1.
Введение
2. Общая
информация о COVID-19
3. Этап
планирования
3.1.
Связь с местными и национальными
органами здравоохранения
3.2.
Оценка риска
3.3
Конкретный план действий в отношении.
COVID-19
3.4.
Оценка потенциала и ресурсов
3.5. План
информирования о рисках и
взаимодействия с общественностью
4.
Оперативная фаза
4.1.
Сообщения о риске
4.2.
Наблюдение за участниками
4.3.
Тестирование/диагностика
4.4.
Лечебные учреждения
4.5.
Принятие решений
4.6.
Методы организации и проведения работ
для снижения связанной с "событием"
трансмиссии COVID-19
5. Обзор
после "события"
5.1.
После "события"
5.2.
Сообщение о рисках для отъезжающих
участников
5.3.
Извлеченные уроки
5.4.
Последствия
1. Введение
Массовые мероприятия - это очень
заметные события, которые могут привести
к серьезным последствиям для
общественного здравоохранения, если они
не будут тщательно спланированы и
организованы. Существует множество
документов, подтверждающих, что массовые
мероприятия могут способствовать
усилению и распространению инфекционных
болезней. Респираторные инфекции,
включая грипп, часто связаны с массовыми
мероприятиями. Такие инфекции могут
передаваться во время массовых
мероприятий, во время переезда к месту
проведения мероприятия и обратно, а
также в домашнем окружении участников по
их возвращении.
Цель
этого документа состоит в том, чтобы
изложить основные соображения
планирования для организаторов массовых
мероприятий в контексте вспышки COVID-19.
Его следует читать вместе с публикацией
ВОЗ "Общественное здравоохранение для
массовых мероприятий: ключевые
рекомендации", в которой представлены
общие рекомендации по аспектам
общественного здравоохранения массовых
мероприятий. Он также адаптирован к
временным рекомендациям ВОЗ по
планированию, ранее опубликованным для
массовых мероприятий в связи с
пандемическим гриппом (H1N1) 2009 года, и к
международным встречам, в которых
приняли участие лица из стран,
пораженных вирусом Эбола. Следует также
ознакомиться с обновленными
техническими рекомендациями ВОЗ по
COVID-19.
2. Общая информация о COVID-19
Коронавирусы представляют собой большое
семейство вирусов, обнаруживаемых как у
животных, так и у людей. Некоторые
заражают людей и, как известно, вызывают
болезни от простуды до более серьезных
заболеваний, таких как Ближневосточный
респираторный синдром (MERS) и тяжелый
острый респираторный синдром (SARS).
Новый
коронавирус (CoV) представляет собой новый
штамм коронавируса, который ранее не был
идентифицирован у людей. Новый или
"ранее неизвестный" коронавирус,
который теперь называется COVID-19, не
обнаруживался до того, как в декабре 2019
года в Ухане, Китай, была
зарегистрирована вспышка.
До
настоящего времени основные клинические
признаки и симптомы, о которых
сообщалось в /информации/ по этой
вспышке, включают лихорадку, кашель,
затрудненное дыхание и двусторонние
инфильтраты в легких на
рентгенограммах.
По
состоянию на 27 января 2020 года передача от
человека человеку была подтверждена в
основном в городе Ухань, а также в
некоторых других местах в Китае и за
рубежом. Об эпидемиологии COVID-19 известно
недостаточно, чтобы сделать
окончательные выводы о полных
клинических особенностях заболевания,
интенсивности передачи от человека
человеку и первоисточнике вспышки.
При
планировании надлежащих мер по
обеспечению готовности организаторы
мероприятий могут иметь в виду следующие
три фазы
Фаза планирования - период (недели
или месяцы) до начала мероприятия, когда
оперативные планы для служб
здравоохранения и безопасности во время
мероприятия разрабатываются,
проверяются и пересматриваются.
Оперативный этап - период после
того, как планирование завершено, и
начинается предоставление услуг по
организации мероприятий; это может быть
за несколько недель до начала самого
мероприятия, если команды прибывают
заранее, чтобы завершить свое
обучение/подготовку.
Фаза после мероприятия - период
после окончания мероприятия, когда
участники возвращаются в свои родные
страны, и организаторы пересматривают
проведение мероприятия и любые
последующие действия, которые
необходимы, а также /пересматривают/
планирование с учетом извлеченных
уроков и последствий.
3. Фаза планирования
Надлежащее планирование должно
обеспечивать наличие надежных систем и
процессов для решения проблем
общественного здравоохранения во время
массовых мероприятий. Организаторы
должны пересмотреть свои планы, чтобы
убедиться в том, что они соответствуют
цели. Дополнительную консультацию можно
получить, посоветовавшись с экспертами
мирового уровня. Общие рекомендации по
планированию аспектов общественного
здравоохранения изложены в документе
"Общественное здравоохранение для
массовых собраний: ключевые
рекомендации". Конкретные действия в
отношении COVID-19 включают в себя:
3.1. Связь с местными и национальными органами здравоохранения
Организаторы мероприятия должны
установить прямые контакты с местными и
национальными органами здравоохранения,
в том числе местного поставщика
медицинских услуг для этого
мероприятия.
В организационной группе и в
назначенном агентстве общественного
здравоохранения должен быть назначен
представитель по связям. Информирование
контактных лиц должно проводиться в
круглосуточном режиме.
Регулярные контакты должны
поддерживаться в течение всего периода
планирования для обмена информацией,
оценки рисков и планов.
Каналы связи между агентствами и
организаторами, а также с
общественностью должны быть согласованы
заранее.
3.2. Оценка риска
Решение о проведении массового
мероприятия или об ограничении,
изменении, переносе или отмене
мероприятия должно основываться на
тщательной оценке риска. Организаторы
мероприятия должны провести такую
оценку в партнерстве с местными и
национальными органами
здравоохранения.
В
случае очень заметных или особо крупных
событий ВОЗ может предоставить
принимающей стране консультативную и
техническую поддержку для оценки рисков
для здоровья населения, связанных с этим
событием.
3.2.1. Общие рекомендации:
Всесторонняя оценка рисков должна
проводиться в начале фазы планирования.
регулярно пересматриваться в ходе
планирования и обновляться
непосредственно перед переходом в
оперативную фазу,
Оценка риска должна включать
орган общественного здравоохранения и
должна быть связана с оценкой
безопасности мероприятия.
В отношении COVID-19 оценка риска
должна включать обновленное техническое
руководство ВОЗ, включая современную
эпидемиологическую ситуацию.
Оценка риска для мероприятия
должна быть скоординирована и
интегрирована с национальной оценкой
риска принимающей страны.
3.2.2. Особые соображения в отношении COVID-19:
Информация, необходимая для
оценки риска, будет включать:
глобальные отчеты о ситуации по
COVID-19, представленные ВОЗ
национальный отчет о ситуации с
COVID-19
оценка риска в отношении COVID-19
должна учитывать:
Общие характеристики
COVID-19,
такие как
-
динамика передачи
-
вероятное распространение эпидемии в
будущем
-
тяжесть клинических проявлений
-
варианты лечения
-
возможности профилактики, включая
доступные фармацевтические препараты и
вакцины
Особенности
мероприятия, такие как
Плотность толпы
Характер контактов между
участниками (то есть концерты /
религиозные, в помещении / на улице,
планировка места встречи.
Зарегистрированные/незарегистрированные
участники
Профессия /возможные контакты /с
инфекцией/ участников
Количество участников из
стран/районов, пострадавших от COVID-19, в
течение предыдущих 14 дней).
Возраст участников. Поскольку
пожилые возрастные группы, страдающие
сопутствующими заболеваниями,
по-видимому, более подвержены
заболеванию, массовый сбор, состоящий в
основном из этой группы людей, может быть
связан с усилением трансмиссии.
Тип или
цель мероприятия (например, спортивные,
фестивальные, религиозные, политические,
культурные)
Продолжительность и режим
поездки участников. Если
продолжительность массового сбора
превышает инкубационный период для COVID-19
(14 дней), то ожидается, что большинство
связанных с событием случаев /заражения/
будет происходить во время события.
Напротив, если продолжительность короче,
большинство случаев /выявления
больных/может произойти после события,
когда люди путешествуют и возвращаются в
свои родные сообщества.
Для
подробного обсуждения общих принципов и
элементов оценки и управления рисками
можно обратиться к руководству ВОЗ
"Общественное здравоохранение для
массовых мероприятий: ключевые
рекомендации. Кроме того, онлайн
доступен Тренинг по готовности
общественного здравоохранения к
массовым мероприятиям.
3.3. Конкретный план действий в отношении COVID-19
Должны быть разработаны планы действий
для смягчения всех рисков, выявленных
при оценке. Некоторые действия будут
выполняться государственным органом
здравоохранения, некоторые - местным
поставщиком медицинских услуг, а другие -
организаторами мероприятия; в каждом
плане действий должно быть указано, кто
несет ответственность за выполнение
действий, какие сроки выполнения и как и
кем будет обеспечено выполнение. Планы
действий должны включать:
Интеграция с национальными
планами действий в чрезвычайных
ситуациях и планами реагирования на
инфекционные заболевания
Механизмы управления и контроля
для обеспечения быстрой передачи
информации и эффективный анализ
ситуации и принятие решений.
Любые соответствующие требования
отбора для участников мероприятия -
будут ли участники проходить скрининг на
/наличие/ симптомов COVID-19 по прибытии?
Надзор за заболеванием и его
выявление - как заболевание будет
распознано и / или диагностировано у
Участников?
Лечение - как (и где) больные
участники будут изолированы и
подвергнуты лечению?
Триггерные точки принятия решения
- кто будет решать, могут ли пострадавшие
участники продолжить или возобновить
свое участие в мероприятии; какие
триггерные точки будут указывать на
необходимость пересмотреть планы, что
повлечет за собой отсрочку или отмену
мероприятия?
Если
принято решение приступить к массовому
мероприятию, при планировании следует
рассмотреть меры по:
Обнаружение и мониторинг событий,
связанных с COVID-19
Уменьшение распространения
вируса
Выбор тактики и лечение больных
Распространение соответствующих
сообщений от /учреждений/ общественного
здравоохранения, относящихся к COVID-19.
3.4. Оценка потенциала и ресурсов
Национальные органы
здравоохранения должны оценить
дополнительные ресурсы и возможности,
необходимые для принятия
соответствующих мер по снижению риска
для местного сообщества во время (и
после) мероприятия, например,
дополнительные возможности
диагностического тестирования,
дополнительные средства для изоляции и
лечения, дополнительные ресурсы для
отслеживания контактов.
Организаторы мероприятия должны
оценить необходимые мощности и
доступные ресурсы для выполнения всех
конкретных действий по снижению риска
COVID-19, которые определены в результате
оценки риска.
Потенциал и ресурсы должны быть
скоординированы с органом общественного
здравоохранения и поставщиком
медицинских услуг, чтобы избежать
дублирования или пробелов.
3.5. План информирования о рисках и взаимодействия с сообществом
Организаторы мероприятия должны
договориться с органом общественного
здравоохранения о том, как участники и
местное население будут получать
информацию о ситуации в здравоохранении,
основных событиях и любых
соответствующих рекомендациях и
рекомендуемых действиях.
4. Оперативная фаза
Не существует опубликованных
экспериментальных данных, конкретно
относящихся к планированию и проведению
массовых мероприятий во время текущей
вспышка COVID-19. Однако можно рекомендовать
следующее:
Должны быть договоренности для
регулярного общения между
организаторами мероприятия и органами
общественного здравоохранения.
Эти
меры должны включать:
Регулярный и полный обмен
информацией как организаторами, так и
участниками. Организация предоставления
участникам информации о доступе к
медицинским консультациям.
Организация совместной
динамической оценки риска в ходе
мероприятия.
Организация общения с
участниками и местным населением для
обеспечения
единых
согласованных сообщений.
На
сегодняшний день нет научных
доказательств, подтверждающих скрининг
участников как экономически эффективную
меру.
4.1. Сообщения о риске
Ключевые сообщения для местного
населения и участников мероприятия
должны быть скоординированы и
согласованы.
Следует рассмотреть вопрос о том,
как сообщения о рисках могут быть
доставлены населению и участникам
быстро, если происходит необычное
событие.
Сообщения должны включать в себя
следующее:
Общая
оценка местного риска
Рекомендации по
профилактическим мерам (особенно по
правилам дыхательной гигиены и гигиене
рук).
Рекомендации о том, как получить
доступ к медицинскому обслуживанию на
месте в случае необходимости (в том
числе, как это сделать, не создавая риск
для работников здравоохранения).
Советы
по самоизоляции и не посещению
мероприятия, если симптомы развиваются
Признаки и симптомы заболевания,
включая признаки осложнения в случае
тяжелого заболевания, которое требует
немедленной медицинской помощи.
Советы
по самоконтролю симптомов/признаков
(включая проверку температуры) для
участников, приехавших из пострадавших
стран.
ВОЗ в
настоящее время не рекомендует карантин
для здоровых путешественников или
другие ограничения на поездки.
Носить
лицевую маску рекомендуется для
участников с респираторными симптомами
(например, кашлем); не рекомендуется для
здоровых участников.
Организаторы мероприятия в
сотрудничестве с органами общественного
здравоохранения, возможно, пожелают
рассмотреть вопрос о том, нужна ли
конкретная информация или совет о
потенциальных рисках, с которыми могут
столкнуться лица с повышенным риском
развития тяжелого заболевания в
условиях массового мероприятия.
особенно если COVID-19 циркулирует в
сообществе.
Более
подробную информацию об информировании
о риске COVID-19 и вовлечении сообщества
можно найти по ссылке.
Советы
для населения о новом коронавирусе ВОЗ
(COVID-19) можно найти по ссылке, а
разрушителей мифов можно найти по
ссылке.
4.2. Наблюдение за участниками
Обнаружение и мониторинг
связанного с событием /выявления случая/
COVID-19 следует рассматривать в контексте
схем надзора, которые уже существуют, и
если новый или усиленный надзор
считается необходимым.
Организаторам необходимо будет
работать с местным общественным
здравоохранением, чтобы обеспечить
наличие систем для определения
индикаторов заболеваемости среди
местного населения или участников
событий (таких как увеличение числа
людей, испытывающих симптомы или
увеличение использования
запатентованных лекарств).
Системы наблюдения должны быть в
режиме реального времени или почти в
реальном времени для обеспечения
быстрого реагирования.
Системы наблюдения должны быть
связаны с оценками риска, чтобы любой
ненормальный сигнал в системах
наблюдения приводил к немедленному
пересмотру оценки риска.
4.3. Организация тестирования/диагностики
Организаторы должны обсудить с местными
органами здравоохранения вопрос о том,
как и где будет проходить обследование
участники, у которых появились симптомы,
похожие на COVID-19. Ввиду отсутствия в
настоящее время коммерческих наборов
для тестирования на COVID-19 маловероятно,
что медицинские службы, проводящие
мероприятия, смогут провести
тестирование на COVID-19, и организаторы
должны обеспечить, чтобы их поставщик
медицинских услуг имел доступ к
надлежащему тестированию, возможно, из
национального агентства общественного
здравоохранения. Это также потребует
предварительного согласия на
транспортировку образца (или перевозку
участника в диагностическое
учреждение).
4.4. Лечебные учреждения
Организатор мероприятия должен
рассмотреть вопрос о необходимости
изоляции помещений на мероприятии для
участников, у которых появляются
симптомы, пока они ожидают оценки
состояния здоровья. Это будет зависеть
от характера каждого мероприятия и
степени, в которой это мероприятие
предоставляет свои собственные
медицинские услуги, а не местные
медицинские услуги. Это включает в себя
обучение медицинских работников,
реализацию мер профилактики и контроля
инфекций в медицинских учреждениях и
подготовку защитных средств.
Организаторам необходимо
продумать, где будет проходить лечение
любой участник, который заболеет с
симптомами COVID-19, и как он будет доставлен
в лечебное учреждение. Скорее всего, это
будет национальное медицинское
учреждение с соответствующими
возможностями биоизоляции и опытом, и
участники не смогут оставаться в случае
заболевания /в медицинском пункте на
объектах проведения мероприятия/.
Предварительное соглашение по любым
последующим вопросам финансирования
должно быть подтверждено.
Участники мероприятий иногда
ожидают, что они будут возвращены на
родину для лечения, а не помещены на
лечение в принимающей стране; это не
будет возможно для тех, кому поставлен
диагноз болезни COVID-19, за исключением
случаев использования специальных
рейсов MedEvac с соответствующими
средствами изоляции/локализации - такие
средства являются дефицитными и
дорогими и не всегда доступны для таких
заболеваний, как COVID-19.
Организаторы должны рассмотреть
вопрос о том, как какие-либо пострадавшие
участники будут перемещены домой, если
их болезнь выходит за пределы конца
мероприятия, и заранее запланированные
поездки больше не доступны.
Организаторы мероприятия,
работающие с представителями
общественного здравоохранения и
медицинских учреждений, должны оценить
возможности здравоохранения по оказанию
поддерживающего лечения, включая прием в
отделение интенсивной терапии и
поддержку искусственной вентиляции
легких. Такой уход ближе к массовому
мероприятию (?).
Необходимо пересмотреть
национальные планы размещения и доступа
к медицинским расходным материалам,
таким как антибиотики, аппараты ИВЛ и
средства индивидуальной защиты (СИЗ).
4.5. Принятие решений
Организаторы в сотрудничестве с местным
органом здравоохранения должны также
заранее согласовать обстоятельства, при
которых меры по снижению риска должны
быть усилены, или мероприятие будет
отложено или отменено. Предварительное
согласование возможных триггерных точек
облегчит эти обсуждения, если они станут
необходимыми.
4.6. Методы организации и проведения работ для снижения связанной с "событием" трансмиссии COVID-19
Основные общие принципы снижения
передачи COVID-19 применимы к массовым
мероприятиям
Держитесь подальше от больных
людей
Люди, которые плохо себя чувствуют
(то есть лихорадка, кашель, которые
требуют госпитализации), должны
оставаться дома и не посещать места
работы, школы или мест скопления людей,
пока симптомы не исчезнут. Это относится
как к участникам, так и к персоналу.
Для агитации о надлежащей гигиене
рук и дыхательной системы в местах
массового сбора требуются
информационные материалы, которые
охватывают различные возрастные группы
и разные уровни практики чтения и
образования. Кроме того, мыло и вода или
спиртовые дезинфицирующие средства для
рук и салфетки должны быть доступны во
всех местах общего пользования, особенно
в медицинских пунктах в местах
проведения массового мероприятия.
Изолировать людей, которые
заболевают во время массовых
мероприятий.
Организаторы должны планировать
вероятность того, что люди заболеют с
лихорадкой и другими типичными
симптомами COVID-19 во время массового
мероприятия. Следует рассмотреть вопрос
об установлении изоляционных зон в
медицинских пунктах, лечебных
учреждениях/ клиниках, где такие лица
могут быть первоначально обследованы.
Больным предоставляются маски для
защиты/окружающих/ от капель, которые
генерируются при кашле и чихании. Зона
изоляции должна быть оснащена
необходимыми принадлежностями для
облегчения гигиены рук и дыхательной
системы. Кроме того, медицинский
персонал, обслуживающий больных, должен
носить маску, а затем сразу же после
контакта утилизировать ее и тщательно
вымыть руки.
Международные путешественники:
соблюдайте обычные меры
предосторожности
В
случае появления симптомов, указывающих
на острое респираторное заболевание до,
во время или после поездки,
путешественникам рекомендуется
обратиться за медицинской помощью и
поделиться историей путешествий со
своим врачом.
Органы
общественного здравоохранения должны
предоставлять путешественникам
информацию для снижения общего риска
острых респираторных инфекций через
врачей общей практики, поликлиники для
туристов, туристические агентства,
операторов перевозок и в пунктах
пересечения границы.
Уменьшить скученность. Там, где
это возможно, организаторам мероприятий
следует рассмотреть меры по
дистанцированию, чтобы уменьшить тесный
контакт между людьми во время массовых
мероприятий (например, увеличить частоту
перевозок, разнесение /по времени и
месту/ прибытия, переключение
отправлений и свести к минимуму
скопления людей на санитарных станциях и
в местах распределения еды и воды).
5. Обзор после события
5.1. После события
После мероприятия, если органы
здравоохранения подозревают, что имела
место трансмиссия COVID-19, организаторы и
участники собрания должны поддержать
ответные меры властей.
Организаторы встречи должны
поддерживать связь с органами
общественного здравоохранения и
содействовать обмену информацией обо
всех участниках с симптоматикой
(маршрут, билеты, контакт, визовый
процесс, бронирование гостиницы и т.д.).
Лица, у которых симптомы
развиваются в течение этого периода,
должны самоизолироваться, обратиться за
медицинской помощью и информировать
соответствующие органы общественного
здравоохранения о своем потенциальном
контакте /с инфекцией/ - как в стране, где
проходит мероприятие, так и после
возвращения в страну происхождения.
5.2. Сообщения о рисках для отъезжающих участников
Может возникнуть необходимость
(как по клиническим причинам, так и в
соответствии с Международными
медико-санитарными правилами) уведомить
страны происхождения возвращающихся /с
мероприятия/ участников о любых случаях
инфекции COVID-19 во время посещения ими
мероприятия.
Организаторы также должны
планировать уведомление о результатах
тестирования, которые получены после
мероприятия, участников и, возможно,
систему здравоохранения страны
происхождения.
5.3. Извлеченные уроки
Как всегда, важно, чтобы были извлечены
уроки из любого мероприятия после оценки
действий, чтобы их можно было передать
организаторам будущих мероприятий.
5.4. Последствия
Организация массовых собраний во время
глобальной чрезвычайной ситуации в
области здравоохранения является
необычным явлением, но может быть
осуществлена в зависимости от оценки
риска. Организаторы должны
рассматривать любое такое мероприятие
как возможность улучшить методы работы и
передать этот опыт как /организаторам/
будущих мероприятий, так и принимающим
странам.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О возобновлении профильной деятельности Альметьевского филиала ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан"
- О направлении методических материалов
- Возобновление работы стационара в прежнем режиме после приема пациентов с коронавирусом
- О проведении заключительной дезинфекции медицинских организаций Челябинской области, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией
- О переводе свободного коечного фонда временных инфекционных госпиталей в штатный режим работы с 10.11.2021