Конституция Российской Федерации от
12.12.1993
(с изменениями на 14.03.2020)
(редакция, действующая с 04.07.2020)
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ
Редакция
подготовлена на основании изменений,
внесенных:
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ.
Редакция с
изменениями на 14.03.2020 |
Предыдущая
редакция с изменениями на 27.03.2019 |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 67 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 67 >>>>> |
... 1.
Территория Российской Федерации
включает в себя территории ее субъектов,
внутренние воды и территориальное море,
воздушное пространство над ними. На территории Российской
Федерации в соответствии с федеральным
законом могут быть созданы федеральные
территории. Организация публичной
власти на федеральных территориях
устанавливается указанным федеральным
законом. |
... 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. |
... 2_1. Российская Федерация
обеспечивает защиту своего суверенитета
и территориальной целостности. Действия
(за исключением делимитации, демаркации,
редемаркации государственной границы
Российской Федерации с сопредельными
государствами), направленные на
отчуждение части территории Российской
Федерации, а также призывы к таким
действиям не допускаются. |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 67_1 >>>>> |
Глава 3. Федеративное устройство >>>>>
|
... 1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации. ... 2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. ... 3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. ... 4. Дети являются важнейшим
приоритетом государственной политики
России. Государство создает условия,
способствующие всестороннему духовному,
нравственному, интеллектуальному и
физическому развитию детей, воспитанию в
них патриотизма, гражданственности и
уважения к старшим. Государство,
обеспечивая приоритет семейного
воспитания, берет на себя обязанности
родителей в отношении детей, оставшихся
без попечения. |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 68 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 68 >>>>> |
... 1.
Государственным языком Российской
Федерации на всей ее территории является
русский язык как язык государствообразующего народа,
входящего в многонациональный союз
равноправных народов Российской
Федерации. 2. Республики вправе
устанавливать свои государственные
языки. В органах государственной власти,
органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик
они употребляются наряду с
государственным языком Российской
Федерации. 3. Российская Федерация
гарантирует всем ее народам право на
сохранение родного языка, создание
условий для его изучения и развития. 4. Культура в Российской Федерации
является уникальным наследием ее
многонационального народа. Культура
поддерживается и охраняется
государством. |
2. Республики вправе
устанавливать свои государственные
языки. В органах государственной власти,
органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик
они употребляются наряду с
государственным языком Российской
Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 69 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 69 >>>>> |
... 1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. ... 2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. ... 3. Российская Федерация оказывает
поддержку соотечественникам,
проживающим за рубежом, в осуществлении
их прав, обеспечении защиты их интересов
и сохранении общероссийской культурной
идентичности. |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 70 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 70 >>>>> |
...
2. Столицей
Российской Федерации является город
Москва. Статус столицы устанавливается
федеральным законом.
Местом постоянного пребывания отдельных
федеральных органов государственной
власти может быть другой город,
определенный федеральным
конституционным законом. |
... 2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 71 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 71 >>>>> |
... г) организация публичной
власти; установление системы
федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти,
порядка их организации и деятельности;
формирование федеральных органов
государственной власти; |
... г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; |
... е)
установление основ федеральной политики
и федеральные программы в области
государственного, экономического,
экологического, научно-технологического,
социального, культурного и
национального развития Российской
Федерации; установление единых правовых
основ системы здравоохранения, системы
воспитания и образования, в том числе
непрерывного образования; |
... е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; |
... и)
федеральные энергетические системы,
ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути
сообщения, информация,
информационные технологии и связь;
космическая деятельность; |
... и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; |
... м) оборона и
безопасность; оборонное производство;
определение порядка продажи и покупки
оружия, боеприпасов, военной техники и
другого военного имущества;
производство ядовитых веществ,
наркотических средств и порядок их
использования;
обеспечение безопасности личности,
общества и государства при применении
информационных технологий, обороте
цифровых данных; |
... м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; |
... р) метрологическая служба,
стандарты, эталоны, метрическая система
и исчисление времени; геодезия и
картография; наименования
географических объектов;
метеорологическая служба; официальный
статистический и бухгалтерский учет;
|
... р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; |
... т)
федеральная государственная служба; установление ограничений
для замещения государственных и
муниципальных должностей, должностей
государственной и муниципальной службы,
в том числе ограничений, связанных с
наличием гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства, а также
ограничений, связанных с открытием и
наличием счетов (вкладов), хранением
наличных денежных средств и ценностей в
иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской
Федерации. |
... т) федеральная государственная служба. |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 72 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 72 >>>>> |
... д)
природопользование; сельское хозяйство; охрана
окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; особо
охраняемые природные территории; охрана
памятников истории и культуры; |
... д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; |
... е) общие
вопросы воспитания, образования, науки,
культуры, физической культуры и
спорта, молодежной
политики; |
... е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; |
... ж)
координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение
оказания доступной и качественной
медицинской помощи, сохранение и
укрепление общественного здоровья,
создание условий для ведения здорового
образа жизни, формирования культуры
ответственного отношения граждан к
своему здоровью; социальная защита,
включая социальное обеспечение; |
... ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; |
... ж_1) защита семьи, материнства,
отцовства и детства; защита института
брака как союза мужчины и женщины;
создание условий для достойного
воспитания детей в семье, а также для
осуществления совершеннолетними детьми
обязанности заботиться о родителях;
|
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 75 >>>>> |
Глава 3. Федеративное устройство Статья 75 >>>>> |
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и
обеспечение устойчивости рубля -
основная функция Центрального банка
Российской Федерации, которую он
осуществляет независимо от других
органов государственной власти. 3. Система
налогов, взимаемых в федеральный бюджет,
и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. ... 6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. ... 7. В Российской Федерации в
соответствии с федеральным законом
гарантируются обязательное социальное
страхование, адресная социальная
поддержка граждан и индексация
социальных пособий и иных социальных
выплат.
|
2. Защита и
обеспечение устойчивости рубля -
основная функция Центрального банка
Российской Федерации, которую он
осуществляет независимо от других
органов государственной власти. 3. Система
налогов, взимаемых в федеральный бюджет,
и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 75_1 >>>>> |
Глава 3. Федеративное устройство >>>>> |
... В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2020 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ) |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 77 >>>>> |
Глава 3. Федеративное устройство Статья 77 >>>>> |
... 3. Высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) может быть
гражданин Российской Федерации,
достигший 30 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации, не имеющий
гражданства иностранного государства
либо вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства. Высшему
должностному лицу субъекта Российской
Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) в
порядке, установленном федеральным
законом, запрещается открывать и иметь
счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации.
Федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования к
высшему должностному лицу субъекта
Российской Федерации (руководителю
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации). |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 78 >>>>> |
Глава 3. Федеративное устройство Статья 78 >>>>> |
... 5. Руководителем федерального
государственного органа может быть
гражданин Российской Федерации,
достигший 30 лет, не имеющий гражданства
иностранного государства либо вида на
жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное
проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного
государства. Руководителю федерального
государственного органа в порядке,
установленном федеральным законом,
запрещается открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации. |
|
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 79 >>>>> |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 79 >>>>> |
... Российская
Федерация может участвовать в
межгосударственных объединениях и
передавать им часть своих полномочий в
соответствии с международными
договорами Российской
Федерации, если это не влечет за собой
ограничения прав и свобод человека и
гражданина и не противоречит основам
конституционного строя Российской
Федерации. Решения межгосударственных
органов, принятые на основании положений
международных договоров Российской
Федерации в их истолковании,
противоречащем Конституции Российской
Федерации, не подлежат исполнению в
Российской Федерации. |
... Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 3. Федеративное устройство Статья 79_1 >>>>> |
Глава 3. Федеративное
устройство >>>>> |
Российская Федерация принимает
меры по поддержанию и укреплению
международного мира и безопасности,
обеспечению мирного сосуществования
государств и народов, недопущению
вмешательства во внутренние дела
государства. |
|
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 >>>>> |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 >>>>> |
... 2. Президент
Российской Федерации является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и
свобод человека и гражданина. В
установленном Конституцией Российской
Федерации порядке он принимает меры по
охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
государственной целостности, поддерживает гражданский мир и
согласие в стране, обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов, входящих в
единую систему публичной власти. |
... 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 81 >>>>> |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 81 >>>>> |
... |
... 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 82 >>>>> |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 82 >>>>> |
... 2. Присяга
приносится в торжественной обстановке в
присутствии сенаторов
Российской Федерации, депутатов
Государственной Думы и судей
Конституционного Суда Российской
Федерации. |
... 2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 83 >>>>> |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 83 >>>>> |
... а) назначает
Председателя
Правительства Российской Федерации,
кандидатура которого утверждена
Государственной Думой по представлению
Президента Российской Федерации, и
освобождает Председателя Правительства
Российской Федерации от должности;
|
... а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; |
... б) осуществляет общее
руководство Правительством Российской
Федерации; вправе председательствовать
на заседаниях Правительства Российской
Федерации; |
... б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; |
... б_1) утверждает по предложению
Председателя Правительства Российской
Федерации структуру федеральных органов
исполнительной власти, вносит в нее
изменения; в структуре федеральных
органов исполнительной власти
определяет органы, руководство
деятельностью которых осуществляет
Президент Российской Федерации, и
органы, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство
Российской Федерации. В случае если
Председатель Правительства Российской
Федерации освобожден Президентом
Российской Федерации от должности, вновь
назначенный Председатель Правительства
Российской Федерации не представляет
Президенту Российской Федерации
предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти; ... в_1) принимает отставку
Председателя Правительства Российской
Федерации, заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации,
федеральных министров, а также
руководителей федеральных органов
исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет
Президент Российской Федерации; |
|
... д) назначает на должность
заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации и
федеральных министров, кандидатуры
которых утверждены Государственной
Думой (за исключением федеральных
министров, указанных в пункте "д_1"
настоящей статьи), и освобождает их от
должности; |
... д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; |
... д_1) назначает на должность после
консультаций с Советом Федерации и
освобождает от должности руководителей
федеральных органов исполнительной
власти (включая федеральных министров),
ведающих вопросами обороны,
безопасности государства, внутренних
дел, юстиции, иностранных дел,
предотвращения чрезвычайных ситуаций и
ликвидации последствий стихийных
бедствий, общественной безопасности;
|
|
... е)
представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должность
Председателя
Конституционного Суда Российской
Федерации, заместителя Председателя
Конституционного Суда Российской
Федерации и судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Председателя
Верховного Суда Российской Федерации,
заместителей Председателя Верховного
Суда Российской Федерации и судей
Верховного Суда Российской Федерации;
назначает председателей, заместителей
председателей и судей других
федеральных судов; |
... е)
представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должность
судей Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации; назначает
судей других федеральных судов; |
... е_1) назначает на должность
после консультаций с Советом Федерации и
освобождает от должности Генерального
прокурора Российской Федерации,
заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации, прокуроров
субъектов Российской Федерации,
прокуроров военных и других
специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов
Российской Федерации; назначает на
должность и освобождает от должности
иных прокуроров, для которых такой
порядок назначения и освобождения от
должности установлен федеральным
законом; |
... е_1) представляет Совету
Федерации кандидатуры для назначения на
должность Генерального прокурора
Российской Федерации и заместителей
Генерального прокурора Российской
Федерации; вносит в Совет Федерации
предложения об освобождении от
должности Генерального прокурора
Российской Федерации и заместителей
Генерального прокурора Российской
Федерации; назначает на должность и
освобождает от должности прокуроров
субъектов Российской Федерации, а также
иных прокуроров, кроме прокуроров
городов, районов и приравненных к ним
прокуроров; |
... е_3) вносит в Совет Федерации
представление о прекращении в
соответствии с федеральным
конституционным законом полномочий
Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации, заместителя
Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации и судей
Конституционного Суда Российской
Федерации, Председателя Верховного Суда
Российской Федерации, заместителей
Председателя Верховного Суда Российской
Федерации и судей Верховного Суда
Российской Федерации, председателей,
заместителей председателей и судей
кассационных и апелляционных судов в
случае совершения ими поступка,
порочащего честь и достоинство судьи, а
также в иных предусмотренных
федеральным конституционным законом
случаях, свидетельствующих о
невозможности осуществления судьей
своих полномочий; ... е_4) представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должность
Председателя Счетной палаты и половины
от общего числа аудиторов Счетной
палаты; представляет Государственной
Думе кандидатуры для назначения на
должность заместителя Председателя
Счетной палаты и половины от общего
числа аудиторов Счетной палаты; ... е_5) формирует Государственный
Совет Российской Федерации в целях
обеспечения согласованного
функционирования и взаимодействия
органов публичной власти, определения
основных направлений внутренней и
внешней политики Российской Федерации и
приоритетных направлений
социально-экономического развития
государства; статус Государственного
Совета Российской Федерации
определяется федеральным законом;
|
|
... ж) формирует
Совет Безопасности
Российской Федерации в целях содействия
главе государства в реализации его
полномочий по вопросам обеспечения
национальных интересов и безопасности
личности, общества и государства, а также
поддержания гражданского мира и
согласия в стране, охраны суверенитета
Российской Федерации, ее независимости и
государственной целостности,
предотвращения внутренних и внешних
угроз; возглавляет Совет Безопасности
Российской Федерации. Статус Совета
Безопасности Российской Федерации
определяется федеральным законом;
|
... ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; |
... и) формирует
Администрацию Президента Российской
Федерации в целях
обеспечения реализации своих
полномочий; |
... и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 92_1 >>>>> |
Глава 4. Президент Российской Федерации >>>>>
|
... 1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью. ... 2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом. ... 3. Президент Российской Федерации,
прекративший исполнение своих
полномочий, может быть лишен
неприкосновенности в порядке,
предусмотренном статьей 93 Конституции
Российской Федерации. |
|
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 93 >>>>> |
Раздел первый Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 93 >>>>> |
... 1. Президент
Российской Федерации может быть отрешен
от должности, а Президент
Российской Федерации, прекративший
исполнение своих полномочий, лишен
неприкосновенности Советом Федерации
только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда Российской Федерации о наличии в
действиях Президента Российской
Федерации, как действующего, так и
прекратившего исполнение своих
полномочий, признаков преступления и
заключением Конституционного Суда
Российской Федерации о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения. |
... 1. Президент
Российской Федерации может быть отрешен
от должности Советом
Федерации только на основании
выдвинутого Государственной Думой
обвинения в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда Российской Федерации о наличии в
действиях Президента Российской
Федерации признаков преступления и
заключением Конституционного Суда
Российской Федерации о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 95 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 95 >>>>> |
2. Совет Федерации состоит из
сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят: а) по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному
от законодательного (представительного)
и исполнительного органов
государственной власти - на срок
полномочий соответствующего органа; б) Президент Российской Федерации,
прекративший исполнение своих
полномочий в связи с истечением срока
его пребывания в должности или досрочно
в случае его отставки, - пожизненно.
Президент Российской Федерации,
прекративший исполнение своих
полномочий в связи с истечением срока
его пребывания в должности или досрочно
в случае его отставки, вправе отказаться
от полномочий сенатора Российской
Федерации; в) не более 30 представителей
Российской Федерации, назначаемых
Президентом Российской Федерации, из
которых не более семи могут быть
назначены пожизненно. 3. Общее число сенаторов Российской
Федерации определяется исходя из числа
представителей от субъектов Российской
Федерации, перечисленных в статье 65
Конституции Российской Федерации, и
числа лиц, осуществляющих полномочия
сенаторов Российской Федерации,
указанных в пунктах "б" и "в"
части 2 настоящей статьи. 4. Сенатором Российской Федерации
может быть гражданин Российской
Федерации, достигший 30 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации, не
имеющий гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства. Сенаторам
Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным законом,
запрещается открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации. 5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. ... 7. Государственная Дума состоит из
450 депутатов. |
2. В Совет Федерации входят: по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации - по одному от
законодательного (представительного) и
исполнительного органов
государственной власти; представители
Российской Федерации, назначаемые
Президентом Российской Федерации, число
которых составляет не более десяти
процентов от числа членов Совета
Федерации - представителей от
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. 3. Член Совета Федерации -
представитель от законодательного
(представительного) или исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации наделяется
полномочиями на срок полномочий
соответствующего органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации. 4. Президент Российской Федерации
не может освободить назначенного до его
вступления в должность члена Совета
Федерации - представителя Российской
Федерации в течение первого срока своих
полномочий, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом. 5. Государственная Дума состоит из
450 депутатов.
|
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 97 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 97 >>>>> |
... 1. Депутатом
Государственной Думы может быть избран
гражданин Российской Федерации,
достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах,
постоянно проживающий в Российской
Федерации, не имеющий гражданства
иностранного государства либо вида на
жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное
проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного
государства. Депутатам Государственной
Думы в порядке, установленном
федеральным законом, запрещается
открывать и иметь счета (вклады), хранить
наличные денежные средства и ценности в
иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской
Федерации. |
... 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. |
... 2. Одно и то
же лицо не может одновременно являться
сенатором Российской
Федерации и депутатом Государственной
Думы. Депутат Государственной Думы не
может быть депутатом иных
представительных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления. |
... 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 98 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 98 >>>>> |
... 1. Сенаторы Российской Федерации и
депутаты Государственной Думы обладают
неприкосновенностью в течение всего
срока их полномочий. Они не могут быть
задержаны, арестованы, подвергнуты
обыску, кроме случаев задержания на
месте преступления, а также подвергнуты
личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено
федеральным законом для обеспечения
безопасности других людей. |
... 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 100 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 100 >>>>> |
... 3. Палаты
могут собираться совместно для
заслушивания посланий Президента
Российской Федерации.
|
... 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 102 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 102 >>>>> |
... е) отрешение
Президента Российской Федерации от
должности; лишение
неприкосновенности Президента
Российской Федерации, прекратившего
исполнение своих полномочий; |
... е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; |
... ж)
назначение на должность по представлению Президента
Российской Федерации Председателя
Конституционного Суда Российской
Федерации, заместителя Председателя
Конституционного Суда Российской
Федерации и судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Председателя
Верховного Суда Российской Федерации,
заместителей Председателя Верховного
Суда Российской Федерации и судей
Верховного Суда Российской Федерации;
|
... ж)
назначение на должность судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации; |
... з) проведение консультаций по
предложенным Президентом Российской
Федерации кандидатурам на должность
Генерального прокурора Российской
Федерации, заместителей Генерального
прокурора Российской Федерации,
прокуроров субъектов Российской
Федерации, прокуроров военных и других
специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов
Российской Федерации; |
... з) назначение на должность и
освобождение от должности Генерального
прокурора Российской Федерации и
заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации; |
... и)
назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Счетной палаты и
половины от общего числа аудиторов
Счетной палаты по представлению
Президента Российской Федерации; |
... и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. |
... к) проведение консультаций по
предложенным Президентом Российской
Федерации кандидатурам на должность
руководителей федеральных органов
исполнительной власти (включая
федеральных министров), ведающих
вопросами обороны, безопасности
государства, внутренних дел, юстиции,
иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
общественной безопасности; ... л) прекращение по представлению
Президента Российской Федерации в
соответствии с федеральным
конституционным законом полномочий
Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации, заместителя
Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации и судей
Конституционного Суда Российской
Федерации, Председателя Верховного Суда
Российской Федерации, заместителей
Председателя Верховного Суда Российской
Федерации и судей Верховного Суда
Российской Федерации, председателей,
заместителей председателей и судей
кассационных и апелляционных судов в
случае совершения ими поступка,
порочащего честь и достоинство судьи, а
также в иных предусмотренных
федеральным конституционным законом
случаях, свидетельствующих о
невозможности осуществления судьей
своих полномочий; ... м) заслушивание ежегодных докладов
Генерального прокурора Российской
Федерации о состоянии законности и
правопорядка в Российской Федерации.
|
|
... 3.
Постановления Совета Федерации
принимаются большинством голосов от
общего числа сенаторов
Российской Федерации, если иной порядок
принятия решений не предусмотрен
Конституцией Российской Федерации.
|
... 3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 103 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 103 >>>>> |
... а) утверждение по
представлению Президента Российской
Федерации кандидатуры Председателя
Правительства Российской Федерации;
|
... а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; |
... а_1) утверждение по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации кандидатур заместителей
Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров, за
исключением федеральных министров,
указанных в пункте "д_1" статьи 83
Конституции Российской Федерации;
... г_1) заслушивание ежегодных отчетов
Центрального банка Российской
Федерации; |
|
... д)
назначение на должность и освобождение
от должности заместителя
Председателя Счетной палаты и половины
от общего числа аудиторов Счетной палаты
по представлению Президента Российской
Федерации; |
... д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; |
... е)
назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного по правам
человека, действующего в соответствии с
федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам
человека может быть гражданин
Российской Федерации, постоянно
проживающий в Российской Федерации, не
имеющий гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства.
Уполномоченному по правам человека в
порядке, установленном федеральным
законом, запрещается открывать и иметь
счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации; |
... е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; |
... з)
выдвижение обвинения против Президента
Российской Федерации в
целях отрешения его от должности или
против Президента Российской Федерации,
прекратившего исполнение своих
полномочий, в целях лишения его
неприкосновенности. |
... з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 103_1 >>>>> |
Глава 5. Федеральное Собрание >>>>> |
... Совет Федерации, Государственная
Дума вправе осуществлять парламентский
контроль, в том числе направлять
парламентские запросы руководителям
государственных органов и органов
местного самоуправления по вопросам,
входящим в компетенцию этих органов и
должностных лиц. Порядок осуществления
парламентского контроля определяется
федеральными законами и регламентами
палат Федерального Собрания. |
|
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 104 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 104 >>>>> |
... 1. Право
законодательной инициативы принадлежит
Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, сенаторам
Российской Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству
Российской Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов
Российской Федерации. Право
законодательной инициативы принадлежит
также Конституционному Суду Российской
Федерации и Верховному Суду Российской
Федерации по вопросам их ведения. |
... 1. Право
законодательной инициативы принадлежит
Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, членам Совета
Федерации, депутатам Государственной
Думы, Правительству Российской
Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов
Российской Федерации. Право
законодательной инициативы принадлежит
также Конституционному Суду Российской
Федерации и Верховному Суду Российской
Федерации по вопросам их ведения. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 107 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 107 >>>>> |
... 3. Если
Президент Российской Федерации в
течение четырнадцати дней с момента
поступления федерального закона
отклонит его, то Государственная Дума и
Совет Федерации в установленном
Конституцией Российской Федерации
порядке вновь рассматривают данный
закон. Если при повторном рассмотрении
федеральный закон будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством не менее
двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской
Федерации и депутатов Государственной
Думы, он подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации в течение семи дней
и обнародованию. Если Президент
Российской Федерации в течение
указанного срока обратится в
Конституционный Суд Российской
Федерации с запросом о проверке
конституционности федерального закона,
срок для подписания такого закона
приостанавливается на время
рассмотрения запроса Конституционным
Судом Российской Федерации. Если
Конституционный Суд Российской
Федерации подтвердит конституционность
федерального закона, Президент
Российской Федерации подписывает его в
трехдневный срок с момента вынесения
Конституционным Судом Российской
Федерации соответствующего решения.
Если Конституционный Суд Российской
Федерации не подтвердит
конституционности федерального закона,
Президент Российской Федерации
возвращает его в Государственную Думу
без подписания. |
... 3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 108 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 108 >>>>> |
... 2.
Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен
большинством не менее трех четвертей
голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не
менее двух третей голосов от общего
числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный конституционный
закон в течение четырнадцати дней
подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации и обнародованию.
Если Президент Российской Федерации в
течение указанного срока обратится в
Конституционный Суд Российской
Федерации с запросом о проверке
конституционности федерального
конституционного закона, срок для
подписания такого закона
приостанавливается на время
рассмотрения запроса Конституционным
Судом Российской Федерации. Если
Конституционный Суд Российской
Федерации подтвердит конституционность
федерального конституционного закона,
Президент Российской Федерации
подписывает его в трехдневный срок с
момента вынесения Конституционным Судом
Российской Федерации соответствующего
решения. Если Конституционный Суд
Российской Федерации не подтвердит
конституционности федерального
конституционного закона, Президент
Российской Федерации возвращает его в
Государственную Думу без подписания.
|
... 2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 109 >>>>> |
Раздел первый Глава 5. Федеральное Собрание Статья 109 >>>>> |
... 1.
Государственная Дума может быть
распущена Президентом Российской
Федерации в случаях, предусмотренных
статьями 111, 112 и 117
Конституции Российской Федерации.
|
... 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 >>>>> |
... 1.
Исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации под
общим руководством Президента
Российской Федерации. |
... 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. |
... 3. Правительство Российской
Федерации руководит деятельностью
федеральных органов исполнительной
власти, за исключением федеральных
органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской
Федерации. ... 4. Председателем Правительства
Российской Федерации, Заместителем
Председателя Правительства Российской
Федерации, федеральным министром, иным
руководителем федерального органа
исполнительной власти может быть
гражданин Российской Федерации,
достигший 30 лет, не имеющий гражданства
иностранного государства либо вида на
жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное
проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного
государства. Председателю Правительства
Российской Федерации, заместителям
Председателя Правительства Российской
Федерации, федеральным министрам, иным
руководителям федеральных органов
исполнительной власти в порядке,
установленном федеральным законом,
запрещается открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации. |
|
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 111 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 111 >>>>> |
... 1.
Председатель Правительства Российской
Федерации назначается Президентом
Российской Федерации после утверждения его кандидатуры
Государственной Думой. |
... 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. |
... 2. Представление по кандидатуре
Председателя Правительства Российской
Федерации вносится в Государственную
Думу Президентом Российской Федерации
не позднее двухнедельного срока после
вступления в должность вновь избранного
Президента Российской Федерации или
после отставки Правительства Российской
Федерации либо в течение недели со дня
отклонения кандидатуры Председателя
Правительства Российской Федерации
Государственной Думой или освобождения
Президентом Российской Федерации от
должности либо отставки Председателя
Правительства Российской Федерации.
|
... 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. |
... 3.
Государственная Дума рассматривает
представленную Президентом Российской
Федерации кандидатуру Председателя
Правительства Российской Федерации в
течение недели со дня внесения представления. |
... 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. |
... 4. После
трехкратного отклонения представленных
кандидатур Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной
Думой Президент Российской Федерации
назначает Председателя Правительства
Российской Федерации. В
этом случае Президент Российской
Федерации вправе распустить
Государственную Думу и назначить новые
выборы. |
... 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 112 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 112 >>>>> |
1.
Председатель Правительства Российской
Федерации не позднее недельного срока
после назначения представляет
Президенту Российской Федерации
предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти, за исключением случая, когда
предшествующий Председатель
Правительства Российской Федерации
освобожден от должности Президентом
Российской Федерации. 2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д_1" статьи 83 Конституции Российской Федерации). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам. ... 3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой. ... 4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте "д_1" статьи 83 Конституции Российской Федерации) остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. ... 5. В случае, предусмотренном частью 4
статьи 111 Конституции Российской
Федерации, а также в случае роспуска
Государственной Думы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
Президент Российской Федерации
назначает заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации,
федеральных министров (за исключением
федеральных министров, указанных в
пункте "д_1" статьи 83 Конституции
Российской Федерации) по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации. |
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
|
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 113 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 113 >>>>> |
... Председатель Правительства
Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами,
указами, распоряжениями, поручениями
Президента Российской Федерации
организует работу Правительства
Российской Федерации. Председатель
Правительства Российской Федерации
несет персональную ответственность
перед Президентом Российской Федерации
за осуществление возложенных на
Правительство Российской Федерации
полномочий. |
... Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 114 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 114 >>>>> |
... в)
обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой социально ориентированной
государственной политики в области
культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального
обеспечения, поддержки, укрепления и
защиты семьи, сохранения традиционных
семейных ценностей, а также в области
охраны окружающей среды; |
... в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; |
... в_1) обеспечивает государственную
поддержку научно-технологического
развития Российской Федерации,
сохранение и развитие ее научного
потенциала; ... в_2) обеспечивает функционирование
системы социальной защиты инвалидов,
основанной на полном и равном
осуществлении ими прав и свобод человека
и гражданина, их социальную интеграцию
без какой-либо дискриминации, создание
доступной среды для инвалидов и
улучшение качества их жизни; ... е_1) осуществляет меры по поддержке
институтов гражданского общества, в том
числе некоммерческих организаций,
обеспечивает их участие в выработке и
проведении государственной политики;
... е_2) осуществляет меры по поддержке
добровольческой (волонтерской)
деятельности; ... е_3) содействует развитию
предпринимательства и частной
инициативы; ... е_4) обеспечивает реализацию
принципов социального партнерства в
сфере регулирования трудовых и иных
непосредственно связанных с ними
отношений; ... е_5) осуществляет меры, направленные
на создание благоприятных условий
жизнедеятельности населения, снижение
негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду,
сохранение уникального природного и
биологического многообразия страны,
формирование в обществе ответственного
отношения к животным; ... е_6) создает условия для развития
системы экологического образования
граждан, воспитания экологической
культуры; |
|
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 115 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 115 >>>>> |
... 1. На
основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных
законов, указов,
распоряжений, поручений Президента
Российской Федерации Правительство
Российской Федерации издает
постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение. |
... 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. |
... 3.
Постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации в
случае их противоречия Конституции
Российской Федерации, федеральным
законам, указам и
распоряжениям Президента Российской
Федерации могут быть отменены
Президентом Российской Федерации.
|
... 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 117 >>>>> |
Раздел первый Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 117 >>>>> |
... 3.
Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству Российской
Федерации. Постановление о недоверии
Правительству Российской Федерации
принимается большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной
Думы. После выражения Государственной
Думой недоверия Правительству
Российской Федерации Президент
Российской Федерации вправе объявить об
отставке Правительства Российской
Федерации либо не согласиться с решением
Государственной Думы. В случае если
Государственная Дума в течение трех
месяцев повторно выразит недоверие
Правительству Российской Федерации,
Президент Российской Федерации
объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо
распускает Государственную Думу и
назначает новые выборы. |
... 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. |
... 4.
Председатель Правительства Российской
Федерации вправе
поставить перед Государственной Думой
вопрос о доверии Правительству
Российской Федерации, который подлежит
рассмотрению в течение семи дней. Если
Государственная Дума отказывает в
доверии Правительству Российской
Федерации, Президент Российской
Федерации в течение семи дней вправе
принять решение об отставке
Правительства Российской Федерации или
о роспуске Государственной Думы и
назначении новых выборов. В случае если
Правительство Российской Федерации в
течение трех месяцев повторно поставит
перед Государственной Думой вопрос о
доверии, а Государственная Дума в
доверии Правительству Российской
Федерации откажет, Президент Российской
Федерации принимает решение об отставке
Правительства Российской Федерации или
о роспуске Государственной Думы и
назначении новых выборов. |
... 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. |
... 4_1. Председатель Правительства
Российской Федерации, Заместитель
Председателя Правительства Российской
Федерации, федеральный министр вправе
подать в отставку, которая принимается
или отклоняется Президентом Российской
Федерации. |
|
... 5. В случае
отставки или сложения полномочий
Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской
Федерации продолжает действовать до
сформирования нового Правительства
Российской Федерации. В
случае освобождения от должности
Президентом Российской Федерации или
отставки Председателя Правительства
Российской Федерации, Заместителя
Председателя Правительства Российской
Федерации, федерального министра
Президент Российской Федерации вправе
поручить этому лицу продолжать
исполнять обязанности по должности или
возложить их исполнение на другое лицо
до соответствующего назначения. |
... 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. |
... 6. Государственная Дума не может
выразить недоверие Правительству
Российской Федерации, а Председатель
Правительства Российской Федерации не
может ставить перед Государственной
Думой вопрос о доверии Правительству
Российской Федерации в случаях,
предусмотренных частями 3-5 статьи 109
Конституции Российской Федерации, а
также в течение года после назначения
Председателя Правительства Российской
Федерации в соответствии с частью 4
статьи 111 Конституции Российской
Федерации. |
|
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 118 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 118 >>>>> |
... 2. Судебная
власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, арбитражного,
административного и уголовного
судопроизводства. |
... 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. |
... 3. Судебная
система Российской Федерации
устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным
конституционным законом. Судебную систему Российской
Федерации составляют Конституционный
Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, федеральные суды
общей юрисдикции, арбитражные суды,
мировые судьи субъектов Российской
Федерации. Создание чрезвычайных судов
не допускается. |
... 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 119 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 119 >>>>> |
... Судьями
могут быть граждане Российской
Федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование и стаж
работы по юридической профессии не менее
пяти лет, постоянно
проживающие в Российской Федерации, не
имеющие гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или
иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства. Судьям судов
Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным законом,
запрещается открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации.
Федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования к
судьям судов Российской Федерации.
|
... Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 125 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 125 >>>>> |
... 1.
Конституционный Суд Российской
Федерации является
высшим судебным органом
конституционного контроля в Российской
Федерации, осуществляющим судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства в целях защиты основ
конституционного строя, основных прав и
свобод человека и гражданина,
обеспечения верховенства и прямого
действия Конституции Российской
Федерации на всей территории Российской
Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации состоит из 11 судей,
включая Председателя Конституционного
Суда Российской Федерации и его
заместителя. |
... 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. |
...
а)
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации; б) конституций республик,
уставов, а также законов и иных
нормативных актов субъектов Российской
Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации; в) договоров между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации; г) не
вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации. |
... а)
федеральных законов,
нормативных актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации; г) не вступивших в силу
международных договоров Российской
Федерации. |
... 4.
Конституционный Суд Российской
Федерации в порядке,
установленном федеральным
конституционным законом,
проверяет: ... б) по запросам судов -
конституционность законов и иных
нормативных актов, указанных в пунктах
"а" и "б" части 2 настоящей
статьи, подлежащих применению в
конкретном деле. |
... 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. |
... 5_1. Конституционный Суд Российской Федерации: ... а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации; ... б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации; ... в) по запросу Президента Российской
Федерации в порядке, установленном
федеральным конституционным законом,
проверяет конституционность законов
субъекта Российской Федерации до их
обнародования высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации). |
|
... 6. Акты или
их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу; не
соответствующие Конституции Российской
Федерации международные договоры
Российской Федерации не подлежат
введению в действие и применению. Акты или их отдельные
положения, признанные конституционными
в истолковании, данном Конституционным
Судом Российской Федерации, не подлежат
применению в ином истолковании. |
... 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. |
... 7.
Конституционный Суд Российской
Федерации по запросу Совета Федерации
дает заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской
Федерации либо
Президента Российской Федерации,
прекратившего исполнение своих
полномочий, в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления.
|
... 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. |
... 8. Конституционный Суд Российской
Федерации осуществляет иные полномочия,
установленные федеральным
конституционным законом. |
|
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 126 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 126 >>>>> |
... Верховный
Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским
делам, разрешению экономических споров,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам
общей юрисдикции и арбитражным судам,
образованным в соответствии с
федеральным конституционным законом и
осуществляющим судебную власть
посредством гражданского, арбитражного,
административного и уголовного
судопроизводства. Верховный Суд
Российской Федерации осуществляет в
предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за деятельностью судов общей юрисдикции
и арбитражных судов и дает разъяснения
по вопросам судебной практики. |
... Верховный
Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским
делам, разрешению экономических споров,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам,
образованным в соответствии с
федеральным конституционным законом,
осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных
формах судебный надзор за деятельностью
этих судов и дает разъяснения по
вопросам судебной практики. |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 128 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 128 >>>>> |
...
2. Председатели, заместители
председателей и судьи других
федеральных судов назначаются
Президентом Российской Федерации в
порядке, установленном федеральным
конституционным законом. 3. Полномочия, порядок
образования и деятельности
Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации и иных федеральных судов
устанавливаются
Конституцией Российской Федерации и
федеральным конституционным законом.
Порядок осуществления гражданского,
арбитражного, административного и
уголовного судопроизводства
регулируется также соответствующим
процессуальным законодательством.
|
...
3. Полномочия, порядок
образования и деятельности
Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации и иных федеральных судов
устанавливаются
федеральным конституционным законом.
|
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 129 >>>>> |
Раздел первый Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 129 >>>>> |
...
2. Прокурорами могут быть граждане
Российской Федерации, не имеющие
гражданства иностранного государства
либо вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства. Прокурорам в
порядке, установленном федеральным
законом, запрещается открывать и иметь
счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации. 3. Генеральный прокурор Российской
Федерации, заместители Генерального
прокурора Российской Федерации
назначаются на должность после
консультаций с Советом Федерации и
освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации. 4. Прокуроры субъектов Российской
Федерации, прокуроры военных и других
специализированных прокуратур,
приравненные к прокурорам субъектов
Российской Федерации, назначаются на
должность после консультаций с Советом
Федерации и освобождаются от должности
Президентом Российской Федерации. 5. Иные прокуроры могут назначаться
на должность и освобождаться от
должности Президентом Российской
Федерации, если такой порядок назначения
на должность и освобождения от должности
установлен федеральным законом. |
...
2. Генеральный прокурор Российской
Федерации и заместители Генерального
прокурора Российской Федерации
назначаются на должность и
освобождаются от должности Советом
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской
Федерации назначаются на должность
Президентом Российской Федерации по
представлению Генерального прокурора
Российской Федерации, согласованному с
субъектами Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской
Федерации освобождаются от должности
Президентом Российской Федерации. 4. Иные прокуроры, кроме прокуроров
городов, районов и приравненных к ним
прокуроров, назначаются на должность и
освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации. 5. Прокуроры городов, районов и
приравненные к ним прокуроры
назначаются на должность и
освобождаются от должности Генеральным
прокурором Российской Федерации. |
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 131 >>>>> |
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 131 >>>>> |
... 1. Местное
самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях,
виды которых устанавливаются
федеральным законом. Территории
муниципальных образований определяются
с учетом исторических и иных местных
традиций. Структура органов местного
самоуправления определяется населением
самостоятельно в соответствии с общими
принципами организации местного
самоуправления в Российской Федерации,
установленными федеральным законом.
|
... 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. |
... 1_1. Органы государственной власти
могут участвовать в формировании
органов местного самоуправления,
назначении на должность и освобождении
от должности должностных лиц местного
самоуправления в порядке и случаях,
установленных федеральным законом.
|
|
... 2. Изменение
границ территорий, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, допускается с
учетом мнения населения соответствующих
территорий в порядке, установленном
федеральным законом. |
... 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. |
... 3. Особенности осуществления
публичной власти на территориях городов
федерального значения, административных
центров (столиц) субъектов Российской
Федерации и на других территориях могут
устанавливаться федеральным законом.
|
|
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 132 >>>>> |
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 132 >>>>> |
... 1. Органы
местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, вводят
местные налоги и сборы, решают иные
вопросы местного значения, а также в
соответствии с федеральным законом
обеспечивают в пределах своей
компетенции доступность медицинской
помощи. |
... 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. |
... 2. Органы
местного самоуправления могут
наделяться федеральным
законом, законом субъекта Российской
Федерации отдельными государственными
полномочиями при условии передачи им
необходимых для осуществления таких
полномочий материальных и финансовых
средств. Реализация переданных
полномочий подконтрольна государству.
|
... 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
3. Органы местного самоуправления и
органы государственной власти входят в
единую систему публичной власти в
Российской Федерации и осуществляют
взаимодействие для наиболее
эффективного решения задач в интересах
населения, проживающего на
соответствующей территории. |
|
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 133 >>>>> |
Раздел первый Глава 8. Местное самоуправление Статья 133 >>>>> |
... Местное
самоуправление в Российской Федерации
гарантируется правом на судебную защиту,
на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате выполнения органами местного
самоуправления во взаимодействии с
органами государственной власти
публичных функций, а также запретом на
ограничение прав местного
самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами. |
... Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. |
Справочный материал подготовлен:
Эксперты Консорциума "Кодекс"
Ссылается на