Конституция (Основной закон) Российской Федерации
Конституция (Основной закон)
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу (ст.4 Конституции);
определяет наиболее важные нормы и
принципы, в соответствии с которыми в
дальнейшем вырабатывается детальное
правовое регулирование в различных
сферах: основные начала, принципы, нормы
общественного и государственного строя;
перечень основных прав человека,
структура и компетенция высших органов
государственной власти и управления.
Поправки в Конституцию РФ-2020.
Общероссийское голосование
|
Внимание! |
14 марта 2020 года после принятия
Государственной Думой в трех чтениях,
одобрения Советом Федерации, а также
поддержания всеми заксобраниями
регионов страны, Президентом РФ был
подписан Закон РФ о поправке к
Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О
совершенствовании регулирования
отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти".
Конституционный Суд РФ подтвердил
соответствие планируемых поправок
положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.
В статье 3 Закона N 1-ФКЗ указан порядок
вступления поправок в силу, в
соответствии с которой со дня
официального опубликования после
одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей
субъектов Российской Федерации, в силу
вступила только статья 3 Закона.
Изменения в Конституцию Российской
Федерации, указанные в статье 1 Закона N
1-ФКЗ, вступят в силу со
дня официального опубликования
результатов общероссийского
голосования, если предусмотренные ею
изменения в Конституцию Российской
Федерации получили одобрение в ходе
общероссийского голосования. Изменения будут считаться
одобренными, если за них проголосует
более половины граждан, которые примут
участие в голосовании. После этого
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации определяет
результаты общероссийского голосования
не позднее чем через пять дней после дня
его проведения.
Официальное опубликование результатов
общероссийского голосования
осуществляется Центральной
избирательной комиссией Российской
Федерации в течение трех дней со дня
принятия решения о результатах
общероссийского голосования.
После одобрения в ходе общероссийского
голосования изменений в Конституцию
Российской Федерации, предусмотренных
статьей 1 Закона, Президент Российской
Федерации издает указ
об официальном опубликовании
Конституции Российской Федерации с внесенными в нее
поправками, а также с указанием даты
вступления соответствующих поправок в
силу. Официальное опубликование
Конституции Российской Федерации с
внесенными в нее поправками
осуществляется незамедлительно после
официального опубликования результатов
общероссийского голосования. Если за
изменения в Конституцию Российской
Федерации проголосует менее половины
граждан, принявших участие в
голосовании, то поправки не будут
считаться одобренными и не вступают в
силу.
В соответствии с Указом Президента РФ от
01.06.2020 N 354 "Об определении даты
проведения общероссийского голосования
по вопросу одобрения изменений в
Конституцию Российской Федерации" в
качестве даты проведения
общероссийского голосования по вопросу
одобрения изменений в Конституцию
Российской Федерации назначено 1 июля 2020 года.
Постановлением ЦИК России от 03.07.2020 N
256/1888-7 "О результатах общероссийского
голосования по вопросу одобрения
изменений в Конституцию Российской
Федерации" было установлено, что в
общероссийском голосовании по вопросу
одобрения изменений в Конституцию
Российской Федерации, состоявшемся 1
июля 2020 года, приняли участие 74114217
граждан Российской Федерации. На вынесенный на
общероссийское голосование вопрос "Вы
одобряете изменения в Конституцию
Российской Федерации?" ответили "Да" 57747288 граждан
Российской Федерации, что составляет 77,92
процента от числа граждан Российской
Федерации, принявших участие в
общероссийском голосовании. Таким
образом, изменения в
Конституцию Российской Федерации,
предусмотренные статьей 1 Закона
Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации "О
совершенствовании регулирования
отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти",
за которые проголосовало более половины
граждан Российской Федерации, принявших
участие в общероссийском голосовании,
считаются
одобренными.
В соответствии с Указом Президента РФ от
03.07.2020 N 445 поправки в
Конституцию Российской Федерации,
предусмотренные статье 1 Закона РФ о
поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования
отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти",
вступают в силу с 4 июля
2020 года.
Предлагаем вашему вниманию:
Обзор
изменений в Конституцию Российской
Федерации;
Сравнительный анализ положений
действующей Конституции РФ и
Конституции РФ с планируемыми
поправками.
Структура Конституции Российской Федерации
Состоит из преамбулы, раздела I, II, а также
глав:
1. Основы
конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть и прокуратура.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр
Конституции.
Конституция составляет правовую основу
законодательства Российской Федерации.
Все остальные законы и иные правовые
акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции Российской
Федерации. В подтверждение позиции см.
Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 04.04.2002 N 8-П.
Отличительной особенностью Конституции
по сравнению с "обычными" законами
заключается в особом порядке принятия и
изменения ее статей (усложненная
процедура правотворчества).
Особый порядок принятия действующей
Конституции РФ заключается в вынесении
проекта конституции на всенародное
голосование (референдум).
Особый порядок изменения Конституции -
это усложненные процедуры представления
проектов, обсуждения и принятия законов
о внесении изменений в нее.
Конституция РФ определяет перечень
субъектов, которые могут вносить
предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ (ст.134):
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные)
органы субъектов РФ;
- группа численностью не менее одной
пятой членов СФ или депутатов ГД.
В зависимости от того какие нормы
подлежат пересмотру, выделяют четыре
способа изменения текста Конституции
РФ:
-
Первый, упрощенный, способ предусмотрен
для внесения изменений в ст.65
Конституции РФ. В случае изменения
наименования субъекта РФ новое
наименование вносится в нее указом
Президента России о приведении
наименования субъекта Российской
Федерации в тексте Конституции
Российской Федерации в соответствие с
решением субъекта Российской Федерации
(см. Постановление Конституционного Суда
РФ от 28 ноября 1995 года N 15-П).
- Второй способ внесения поправок предусмотрен ч.1 ст.137 Конституции РФ и касается изменения субъектного состава Российской Федерации. Изменения осуществляются согласно федеральному конституционному закону о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, который должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции России.
- Третий по степени сложности способ изменения Конституции РФ предусмотрен для внесения поправок к гл.3-8 Конституции РФ. Изменения вносятся в форме особого акта - закона РФ о поправке к Конституции, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации (см. Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года N 12-П). При этом одним законом РФ о поправке к Конституции охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста; сам же закон получает наименование, отражающее суть данной поправки (см. Федеральный закон от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации").
- Четвертый, наиболее сложный, способ изменения Конституции РФ касается обновления положений глав 1, 2, 9, поскольку такое изменение считается пересмотром ее основополагающих положений, который возможен только через принятие новой Конституции Российской Федерации Конституционным Собранием либо всенародным голосованием (ст.135 Конституции России).
Статья 135 Конституции РФ гласит:
1. Положения
глав 1, 2 и 9 Конституции Российской
Федерации не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Частью 2 ст.135 Конституции РФ установлено, что если предложение о пересмотре положений этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.
Официальное общеобязательное
разъяснение конкретных норм и принципов
конституции, осуществляемое
уполномоченным органом, представляет
собой толкование.
Общеобязательное толкование
Конституции отнесено к компетенции
Конституционного Суда (ст.3 Федерального
конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской
Федерации"). Исключается возможность
официального толкования иным органом
государственной власти. Толкование
Конституции предполагает специальную,
достаточно сложную процедуру, которая
обычно устанавливается законом.
Круг лиц, обладающих правом на обращение
в суд с запросом о толковании
Конституции, является исчерпывающим. К
ним относятся: Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума,
Правительство РФ, органы
законодательной власти субъектов РФ
(ст.105 Федерального конституционного
закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской
Федерации").
Толкование Конституции Российской
Федерации, данное Конституционным Судом
Российской Федерации, является
официальным и обязательным для всех
представительных, исполнительных и
судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их
объединений (ст.106 Федерального
конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской
Федерации").
Действующая Конституция Российской
Федерации вступила в силу со дня
официального опубликования - 25 декабря
1993 года ("Российская газета", N 197,
25.12.93).
Законодательство России
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 20 октября 2024 года)
- Рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации
- Рекомендации наблюдателям и представителям средств массовой информации, находящимся на участках для голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Рекомендации участникам общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)