Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 ноября 2021 года N 797р-П



[Об одобрении основных направлений государственной долговой политики Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов]


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Одобрить проект закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" для внесения его в установленном порядке в Законодательное Собрание Республики Карелия.

3. Одобрить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

4. Определить представителем Правительства Республики Карелия при рассмотрении проекта закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в Законодательном Собрании Республики Карелия Министра финансов Республики Карелия (лицо, исполняющее обязанности Министра финансов Республики Карелия).

Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков





Одобрены
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 11 ноября 2021 года N 797р-П


Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

I. Общие положения


Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия (далее - долговая политика) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны с целью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия, сохранения долговой нагрузки бюджета Республики Карелия в рамках параметров, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Карелия по бюджетным кредитам и о предоставлении бюджету Республики Карелия из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - соглашения о реструктуризации и о замещении коммерческого долга), поддержания долговой устойчивости Республики Карелия на уровне не ниже средней группы заемщиков (в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Основные направления долговой политики сохраняют преемственность целей и задач, определенных на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

II. Итоги реализации долговой политики за 2020 год и за 9 месяцев 2021 года


Итоги реализации долговой политики за 2020 год и 9 месяцев 2021 года характеризуются показателями, отраженными в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Показатель

2020 год

9 месяцев 2021 года

Установленное значение

Результат, достигнутый на 1 января 2021 года (с учетом допущений, введенных в бюджетное законодательство на 2020 год)

Установленное значение

Результат, достигнутый на 1 октября 2021 года

1.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

91

68

80

70

2.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия по кредитам, полученным в кредитных организациях, и государственным ценным бумагам Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

47

47

50

6

3.

Дефицит бюджета Республики Карелия (%)

10

9,9

10

- <*>



<*> По итогам исполнения бюджета Республики Карелия за 9 месяцев 2021 года сложился профицит бюджета Республики Карелия в сумме 5,6 млрд. рублей.

В связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году объем государственного долга Республики Карелия (далее - государственный долг) увеличился на 5,0 млрд. рублей, или на 26%, и составил на 1 января 2021 года 23,9 млрд. рублей.

Вместе с тем все предельные значения долговой нагрузки бюджета Республики Карелия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Карелия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, были соблюдены, а все бюджетные и долговые обязательства бюджета Республики Карелия исполнены.

По состоянию на 1 октября 2021 года объем государственного долга составил 20,7 млрд. рублей (или 57,2% от планового годового объема собственных доходов) и сократился с начала года на 3,2 млрд. рублей, или на 13%.

В результате замещения коммерческого долга бюджетным кредитом из федерального бюджета в сумме 6,0 млрд. рублей в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина существенно улучшилась структура государственного долга: доля коммерческого долга в общем объеме государственного долга за 9 месяцев текущего года снижена с 54% до 10%, а задолженность перед коммерческими банками полностью погашена. Также полностью погашены за счет принципала обязательства по государственной гарантии Республики Карелия, осуществлена пролонгация до 2029 года бюджетного кредита из федерального бюджета в сумме 2,7 млрд. рублей.

Это позволило выровнять профиль государственного долга, заканчивающегося в 2034 году.

Реализованные мероприятия по снижению расходов на обслуживание государственного долга сократили расходы бюджета Республики Карелия за 2020 год по сравнению с плановыми на 664 млн. рублей, за 9 месяцев 2021 года - на 421 млн. рублей. При этом значительная часть экономии направлена на финансирование первоочередных расходов бюджета Республики Карелия.

Российское рейтинговое агентство трижды подтверждало кредитный рейтинг республики на уровне ru ВВВ- с прогнозом "стабильный".

Все долговые обязательства Республики Карелия исполнены в срок. Просроченная задолженность отсутствует.

Информация о достижении в 2020 году и истекшем периоде 2021 года целей основных направлений долговой политики Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов приведена в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Цель долговой политики

Информация о достижении (недостижении) цели

Оценка

1

2

3

4

1.

Обеспечение финансирования дефицита бюджета Республики Карелия заемными средствами

заемные средства в форме кредитов кредитных организаций, бюджетных кредитов из федерального бюджета привлечены в бюджет Республики Карелия в установленный срок и в объемах, соответствующих потребностям бюджета Республики Карелия в 2020 году и в истекшем периоде 2021 года

цель достигнута

2.

Поддержание долговой нагрузки бюджета Республики Карелия на уровне, не превышающем установленного соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов

долговая нагрузка бюджета Республики Карелия на 1 января 2021 года и на 1 октября 2021 года не превышает параметров, установленных соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов

цель достигнута

3.

Сохранение Республикой Карелия параметров, которые определены Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости

по оценке Министерства финансов Российской Федерации, Республика Карелия отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средней долговой устойчивостью

цель достигнута

4.

Формирование структуры государственного долга, оптимальной по видам долговых обязательств, срокам их погашения и стоимости государственного долга

структура государственного долга по состоянию на 1 января и 1 октября 2021 года достаточно диверсифицирована по инструментам и по срокам, и представлена: на 1 января 2021 года ценными бумагами (8%), кредитами банков (45%), бюджетными кредитами (46%), государственными гарантиями Республики Карелия (1%); на 1 октября 2021 года ценными бумагами (10%) и бюджетными кредитами (90%). Структуру долгового портфеля по сроку погашения составляют долгосрочные и среднесрочные заимствования. Краткосрочные заимствования (со сроком погашения менее 1 года) отсутствуют

цель достигнута


III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, являются:

продолжающееся действие экономических последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как в Российской Федерации, так и в Республике Карелия, и сохранение в связи с этим повышенной неопределенности развития, которое будет зависеть не только от экономических, но и от эпидемиологических факторов;

необходимость финансового обеспечения расходных обязательств, принимаемых с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

сохранение повышенной волатильности на финансовых рынках;

необходимость соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством для долговых показателей субъектов Российской Федерации;

нацеленность заемной политики Республики Карелия на выпуск и размещение государственных облигаций Республики Карелия как источника долгосрочных заемных ресурсов, в том числе инвестиционной направленности;

действующие консолидированные обязательства Республики Карелия и муниципальных образований в Республике Карелия по выполнению условий соглашений о замещении коммерческого долга бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета в 2021 году, и о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета в прошлые годы;

зависимость условий привлечения заемных средств от уровня долговой устойчивости Республики Карелия;

прекращение и (или) продление действия ряда послаблений, закрепленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на период пандемии, в части соблюдения субъектами Российской Федерации отдельных условий и параметров исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

IV. Цели и задачи долговой политики


Основными целями долговой политики являются:

обеспечение сбалансированности бюджета Республики Карелия;

сохранение Республикой Карелия долговых параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости;

формирование оптимальной и управляемой структуры государственного долга;

исключение долговых рисков, оказывающих влияние на эффективное исполнение бюджета Республики Карелия.

Основными задачами долговой политики являются:

повышение эффективности управления государственным долгом;

поддержание рейтингов кредитоспособности Республики Карелия на максимально возможных уровнях и создание предпосылок для их повышения;

обеспечение раскрытия информации о государственных заимствованиях и об управлении государственным долгом;

исключение предпосылок для возникновения просроченных долговых обязательств Республики Карелия;

обеспечение соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации и о замещении коммерческого долга;

ограничение в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов уровня расходов на обслуживание государственного долга в размере не более 5% объема расходов бюджета Республики Карелия, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;

ограничение в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере не более 18%.

V. Инструменты реализации долговой политики


Основными инструментами реализации долговой политики являются:

бюджетное планирование заимствований с возможностью гибкой коррекции структуры долгового портфеля в зависимости от потребности бюджета Республики Карелия в заемном финансировании, а также от конъюнктуры финансового рынка;

диверсификация долговых обязательств Республики Карелия в целях исключения зависимости от одного кредитора;

реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П;

мониторинг соответствия показателей государственного долга долговым параметрам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации и о замещении коммерческого долга, правовыми актами Республики Карелия;

осуществление внутреннего финансового контроля, направленного на своевременное и полное исполнение долговых обязательств Республики Карелия;

обеспечение открытости для кредиторов и инвесторов информации о государственном долге;

построение программ государственных внутренних заимствований Республики Карелия с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований, в том числе в форме государственных ценных бумаг Республики Карелия, с целью равномерного распределения долговой нагрузки по годам;

обеспечение аналитиков рейтинговых агентств актуальной и полной информацией об экономических и финансовых показателях Республики Карелия в целях поддержания кредитных рейтингов Республики Карелия на достаточном уровне;

управление ликвидностью единого счета бюджета Республики Карелия путем максимального использования кредитных механизмов, позволяющих привлекать заемные средства и погашать заемные обязательства в свободном режиме (краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, кредиты кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий со свободным режимом выборки и погашения);

проведение оценки эффективности заимствований Республики Карелия и корректировка заемной политики на основе проведенной оценки;

реализация комплекса последовательных действий, направленных на минимизацию стоимости заемных средств;

соблюдение моратория на предоставление государственных гарантий Республики Карелия;

выявление и предупреждение долговых рисков, в том числе рисков неисполнения (несвоевременного или неполного исполнения) долговых обязательств Республики Карелия;

анализ и исключение рисков, возможных в ходе управления государственным долгом;

обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Республики Карелия.

Основные мероприятия долговой политики будут реализованы с соблюдением принципов эффективности, ответственности, взвешенности и открытости.

VI. Анализ рисков для бюджета Республики Карелия, возникающих в процессе управления государственным долгом


Основными рисками при реализации основных направлений долговой политики являются:

риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе снижение темпов экономического роста;

риски, связанные с недостижением планируемых показателей поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия;

риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы бюджета Республики Карелия;

рыночный риск (риск роста процентной ставки).

VII. Оценка эффективности долговой политики


Оценка эффективности проводимой долговой политики осуществляется по индикаторам, отраженным в таблице 3.

Таблица 3

N п/п

Наименование индикатора

Рекомендуемое значение

1

2

3

1.

Сумма просроченных долговых обязательств Республики Карелия в объеме государственного долга (тыс. рублей)

0,0

2.

Доля краткосрочных обязательств в структуре государственного долга (%)

0,0

3.

Размещение в отчетном финансовом году выпуска государственных облигаций Республики Карелия при наличии благоприятной конъюнктуры финансового рынка (да/нет)

да

4.

Выполнение условий соглашений о реструктуризации и о замещении коммерческого долга (да/нет)

да

5.

Сумма предоставленных государственных гарантий в отчетном финансовом году (тыс. рублей)

0,0

6.

Наличие экономии расходов по обслуживанию государственного долга (да/нет)

да

7.

Присвоение кредитного рейтинга Республике Карелия российским рейтинговым агентством

не ниже ru ВВВ-

8.

Включение Республики Карелия по результатам оценки Министерством финансов Российской Федерации долговых параметров Республики Карелия в группу заемщиков с долговой устойчивостью не ниже средней

да






Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ