Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 декабря 2019 года N 860р-П


[Об утверждении Концепции реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия]

(с изменениями на 14 мая 2021 года)




Документ с изменениями, внесенными

распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 мая 2021 года N 364р-П



Утвердить прилагаемую Концепцию реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия.

Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков





Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 13 декабря 2019 года N 860р-П


Концепция реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия

1. Общие положения


Концепция реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия (далее - Концепция, республика) определяет с учетом региональных особенностей систему взглядов, направлений деятельности и мер, направленных на достижение в республике целей государственной антинаркотической политики, определенных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733.

Целями государственной антинаркотической политики в соответствии со Стратегией являются сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

Необходимость разработки Концепции обусловлена возникновением новых вызовов и угроз в сфере наркотизации населения, отставанием правовой базы от динамики развития наркотической ситуации (далее - наркоситуация) в Российской Федерации и республике.

Действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности лечения, не отражает в полной мере масштабов наркотизации населения.

Потери общества от наркомании и связанной с ней преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркопреступность), включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социально-экономические последствия данного явления, а также значительные погрешности в статистическом учете потребителей наркотиков, высокая степень латентности потребления наркотических средств, психотропных веществ, несовершенство системы исследования и оценки наркоситуации влекут за собой снижение эффективности мер по профилактике наркомании, противодействию наркопреступности.

Данные обстоятельства определяют необходимость поиска новых форм и методов профилактической работы, направленных на дальнейшее снижение наркоситуации в республике, формирование в сознании граждан понимания, что проблему наркотизации населения не решить только административными государственными мерами.

Концепция направлена на совершенствование координации деятельности исполнительных органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в республике, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с общественными институтами по достижению целей государственной антинаркотической политики.

Правовую основу Концепции составляют:

федеральные законы:

от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

указы Президента Российской Федерации:

от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";

от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года";

от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации".

(раздел в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 14 мая 2021 года N 364р-П , - см. предыдущую редакцию)

2. Цель и задачи Концепции


Целью Концепции является снижение спроса на наркотики для немедицинских целей в республике.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

повышение эффективности системы профилактики наркомании;

повышение эффективности противодействия наркопреступности;

совершенствование межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности;

совершенствование системы оказания наркологической помощи населению;

развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркологическими заболеваниями;

создание условий общественным объединениям, религиозным организациям, инициативным группам населения, физическим лицам для реализации антинаркотических проектов и участия в осуществлении профилактической деятельности.

3. Механизмы реализации государственной антинаркотической политики в республике


Координацию реализации государственной антинаркотической политики в республике осуществляет Антинаркотическая комиссия Республики Карелия, на местном уровне - муниципальные антинаркотические комиссии в республике.

Реализация государственной антинаркотической политики осуществляется на основании перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации в Республике Карелия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - перечень приоритетных направлений), утвержденного Главой Республики Карелия. На уровне муниципальных образований реализация государственной антинаркотической политики осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований.

(абзац в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 14 мая 2021 года N 364р-П , - см. предыдущую редакцию)

Механизм реализации государственной антинаркотической политики в республике включает:

1) первичную профилактику - систему мер, направленных на предупреждение первичного приобщения к потреблению токсических веществ, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, адресованную лицам, не допускающим потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и рассчитанную на все население, но прежде всего на детей и подростков;

2) вторичную профилактику - систему мер, направленных на предупреждение возникновения наркомании и токсикомании у лиц, склонных к негативным явлениям, таким как наркомания, алкоголизм, бродяжничество (далее - группа риска), а также на мотивацию больных наркоманией и (или) токсикоманией к обращению за оказанием наркологической помощи и оказание наркологической помощи, адресованной лицам, относящимся к группе риска;

3) третичную профилактику - систему мер, направленных на социальную реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией и (или) токсикоманией, адресованную лицам, у которых развилась зависимость вследствие потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

4) мероприятия по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков.

К мерам первичной профилактики относятся:

антинаркотическая пропаганда, в том числе информирование населения республики о негативном влиянии на здоровье человека незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

мероприятия, направленные на внедрение здорового образа жизни, а также предложение подросткам и молодежи полезных форм деятельности, представляющих собой альтернативу употреблению наркотиков (кружки, секции, волонтерство и т.д.);

семейное консультирование, в том числе обучение родителей (законных представителей) навыкам бесконфликтного общения с детьми и выявления первичных признаков потребления наркотических средств и психотропных веществ;

психологическая поддержка лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе по телефону доверия;

раннее выявление лиц группы риска;

профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде посредством негативно ориентированной и позитивно ориентированной профилактики.

К мерам вторичной профилактики относятся:

формирование у лиц группы риска, а также больных наркоманией мотивации к обращению за оказанием наркологической помощи;

оказание наркологической помощи и осуществление иных мероприятий по преодолению физической и психической зависимости от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

лечение заболеваний, сопутствующих наркомании.

К мере третичной профилактики относится предоставление больным наркоманией, прошедшим курс лечения, услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

4. Основные формы решения задач и достижения цели Концепции, перспективные направления реализации государственной антинаркотической политики


Организация решения задач Концепции включает в себя следующие направления деятельности и мероприятия:

1) развитие волонтерского антинаркотического движения;

2) привлечение организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждан к участию в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

3) полный (100%) охват несовершеннолетних обучающихся первичной профилактикой;

4) проведение в образовательных организациях профилактических мероприятий в группах риска;

5) формирование в обществе негативного, нетерпимого отношения к распространению и употреблению наркотических средств и психотропных веществ;

6) включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, соответствующие государственные программы Республики Карелия и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;

7) информирование населения о влиянии на здоровье таких негативных факторов, как употребление наркотических средств и психотропных веществ;

8) информационное обеспечение просветительскими материалами медицинских организаций и населения по вопросам организации оказания профилактической и лечебной помощи;

9) совершенствование организации и проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

10) формирование системной антинаркотической профилактики в трудовых коллективах;

11) оказание медицинской, консультативной, профилактической и психологической помощи в трудовых коллективах, образовательных организациях по вопросам профилактики наркологических заболеваний;

12) семейное консультирование и оказание психологической помощи созависимым членам семьи и членам семьи групп риска;

13) реализация профилактических программ, направленных на предупреждение или отказ от потребления наркотических средств и психотропных веществ у различных категорий населения, в том числе у детей и подростков;

14) проведение профилактических мероприятий с лицами, совершившими административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

15) взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями, оказывающими профессиональную медицинскую профилактическую помощь, по вопросам профилактики наркологических заболеваний;

16) реализация мероприятий, пропагандирующих в обществе здоровый и безопасный образ жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону;

17) своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и наркопреступности, принятие мер по их устранению;

18) контроль за легальным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, расширение межведомственного взаимодействия по проведению совместных мероприятий по предупреждению утечек наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот, совершенствование контроля за оборотом кодеинсодержащих лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов, способных сформировать наркогенную зависимость;

19) реализация комплекса мер для обеспечения досуговой занятости и физического воспитания детей, подростков и молодежи;

20) обеспечение активного систематического участия государственных и иных средств массовой информации в деятельности по профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

21) обучение педагогов образовательных организаций, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов), современным формам, методам и средствам профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и предупреждения наркопреступности;

22) совершенствование межведомственного взаимодействия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике наркопотребления, а также повышению эффективности организации работы волонтерского антинаркотического движения;

23) выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

24) проведение в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению, образовательных семинаров по технологиям раннего выявления и профилактического консультирования лиц с риском развития наркологических заболеваний и лиц с наркологическими расстройствами;

25) интеграция системы раннего выявления и профилактического консультирования лиц с риском развития наркологических расстройств и лиц с наркологическими расстройствами в практику специалистов первичного звена здравоохранения.

26) уделение особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков.

(раздел в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 14 мая 2021 года N 364р-П , - см. предыдущую редакцию)

5. Основные принципы проведения антинаркотической пропаганды


Антинаркотическая пропаганда осуществляется на основе:

1. Гласности, достоверности, объективности и оперативности предоставления информации в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайне.

2. Недопустимости пропаганды методов заместительной терапии и легализации потребления отдельных видов наркотиков.

3. Комплексного (научно-методического) подхода к проблеме незаконного потребления наркотиков и наркомании, системности и непрерывности в проведении данной деятельности, охвата информационно-просветительными мероприятиями целевых групп населения.

4. Дифференцированного (адресного) отношения к публикуемым материалам, ориентированным на различные социальные и возрастные группы населения.

5. Участия государственных, муниципальных и иных органов и организаций, средств массовой информации и информационных агентств в проведении антинаркотической пропаганды.

6. Координации деятельности ее участников на основе решений Антинаркотической комиссии Республики Карелия, муниципальных антинаркотических комиссий в республике.

7. Осуществления контроля за содержанием информационных материалов, публикуемых в средствах массовой информации.

При проведении антинаркотической пропаганды необходимо акцентировать внимание общественности на:

неотвратимости наказания за немедицинское потребление наркотиков и участие в их незаконном обороте;

необходимости усиления борьбы с наркопреступностью, распространением наркомании, а также на связанных с этим социальных и правовых последствий как для самого потребителя, так и для общества в целом (деградация личности наркомана, страдания его родных и близких, рост количества преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения и т.п.);

взаимосвязи наркопотребления с тяжелыми заболеваниями (СПИД, гепатиты и др.), психозами и смертностью, а также с преступностью и терроризмом;

ограничениях для наркозависимых лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе на право управления транспортным средством, владения оружием, на прохождение государственной службы, занятие иными видами профессиональной деятельности).

В связи с наличием поверхностных, часто искаженных знаний о наркотиках в молодежной среде, их активной пропагандой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также использованием преступниками практики бесплатной раздачи (либо продажи по демпинговым ценам) наркотиков среди школьников и студентов с целью расширения сбытовой сети при планировании и проведении антинаркотической пропаганды данная целевая аудитория является приоритетной.

При организации мероприятий, направленных на школьников и студентов, а также их родителей, необходимо делать акцент на:

формировании в сознании подрастающего поколения установок недоверия, ощущения угрозы к лицам, распространяющим и употребляющим наркотики;

предоставлении максимально полной, объективной и достоверной информации о вредных последствиях немедицинского употребления любых наркотических средств;

обучении навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотических средств и психотропных веществ;

предоставлении исчерпывающей информации о мерах административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

своевременном информировании населения о наиболее значимых уголовных делах, судебных процессах и приговорах по преступлениям, касающимся незаконного оборота наркотиков, а также рейдах, операциях и проверках.

Материалы, информирующие о деятельности правоохранительных органов, изъятии партий наркотиков из незаконного оборота, не должны указывать их стоимость, размер доходов, полученных от их производства, транспортировки (контрабанды) и сбыта, и другие сведения, позволяющие сделать вывод о прибыльности и безопасности незаконных сделок с наркотиками.

Одним из направлений антинаркотической пропаганды является предоставление сведений наркозависимым лицам и их родственникам об оказании бесплатной специализированной наркологической помощи, механизмах правового побуждения к освобождению от наркотической зависимости, условиях и порядке оказания услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в государственных учреждениях и некоммерческих организациях.

Приоритет при проведении антинаркотической пропаганды отдается следующим формам:

организация специализированных программ, теле-, кинофильмов, сюжетов в наиболее рейтинговых (прежде всего новостных) программах, радиовыступлений;

организация регулярных рубрик, разделов, тематических страниц, целевых публикаций в печатных средствах массовой информации;

использование возможностей социальной рекламы (в том числе телевизионной и наружной);

выпуск и распространение специализированных плакатов, листовок, буклетов;

проведение семинаров, научно-практических конференций, тренингов, круглых столов, лекций и других мероприятий по методикам освещения проблем наркомании в средствах массовой информации.

Для размещения подготовленной информации используются:

официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления республики;

печатные и электронные средства массовой информации, информационные агентства, радиостанции;

средства наглядной агитации;

социальные медиаресурсы.

При проведении мероприятий могут привлекаться специалисты, видные деятели культуры, спорта и искусства, а также представители традиционных религиозных конфессий.

Размещение материалов антинаркотической направленности должно способствовать решению следующих задач:

четко формулировать перед аудиторией позицию отрицательного отношения к употреблению любых видов наркотиков и участию в их незаконном обороте;

последовательно проводить мысль о том, что употребление наркотиков свидетельствует не о свободе духа и независимости, а о духовной слабости наркомана;

вести активную пропаганду здорового образа жизни и спорта среди молодежи как альтернативы наркотикам;

воспитывать у детей и молодежи стремление к социально-нормативному, законопослушному поведению;

предоставлять всем слоям населения полную и достоверную информацию о вредных последствиях немедицинского употребления наркотиков, а также об административной и уголовной ответственности за участие в их незаконном обороте;

своевременно информировать о мерах профилактики распространения наркомании, предпринимаемых государственными и общественными организациями, и результатах деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

обучать подростков и молодежь навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотических средств и психотропных веществ;

способствовать формированию ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения и обеспечивающих поддержку ребенку либо иному члену семьи, начавшему употреблять наркотики, на пути излечения от данного недуга, сдерживающих разрыв с семьей и помогающих на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

воспитывать активную гражданскую позицию и сознательное негативное отношение к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и участию в их незаконном обороте;

формировать в общественном сознании образ наркомана не только как больного человека, но и как правонарушителя и социально опасного человека.

6. Потенциальные риски при реализации Концепции


При реализации Концепции возможны риски, которые определяются как вероятность возникновения негативных последствий.

1. Внутренние риски:

недостаточность кадровых ресурсов и уровня их профессиональной подготовки;

недостаточность финансовых средств на исполнение мероприятий по реализации Концепции;

пассивность общественных организаций в реализации Концепции и участии в антинаркотической деятельности;

различное понимание у представителей общественности, экспертов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления принципов, форм и методов реализации государственной антинаркотической политики;

негативное (пассивное) отношение населения к реализуемым антинаркотическим мероприятиям, пассивное участие в них;

низкая обращаемость граждан за помощью в специализированные государственные наркологические, социальные учреждения вследствие опасения подвергнуться социально-правовым ограничениям, увеличения масштабов распространения анозогнозии среди потребителей наркотических средств и психотропных веществ;

формальный подход к планированию, организации и проведению мероприятий по реализации Концепции;

неэффективность выбранных исполнительным органом государственной власти республики, органом местного самоуправления муниципального образования республики форм реализации Концепции;

сложность определения критериев результативности мероприятий Концепции.

2. Внешние риски:

изменение Стратегии, федеральных нормативных правовых актов в сфере профилактики наркомании и противодействия наркопреступности;

изменение структуры наркопотребления, в том числе появление в незаконном обороте новых наркотических средств и психотропных веществ;

внедрение новых форм и методов пропаганды немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ;

совершенствование дистанционных форм незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В качестве превентивных мер снижения уровня негативных последствий возникновения рисков и их влияния на эффективность реализации государственной антинаркотической политики в республике предлагается:

информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности органов власти, общественности, правоохранительных органов по профилактике наркомании и противодействию наркопреступности;

эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов субъектами антинаркотической деятельности;

расширение и переформатирование региональных инструментов в сфере профилактики наркомании (цифровизация процессов);

консолидация усилий субъектов антинаркотической деятельности через координацию совместной деятельности;

обучение и привлечение профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере профилактики наркомании, противодействия наркопреступности;

своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты республики при возникновении объективной необходимости.

7. Ожидаемые результаты


В результате реализации Концепции будут достигнуты социальные эффекты:

снижение числа отравлений и летальных исходов вследствие потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

увеличение удельного веса наркозависимых лиц, снятых с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением, в числе всех лиц данной категории, снятых с диспансерного наблюдения;

увеличение количества наркозависимых лиц, находящихся в ремиссии свыше 2 лет;

уменьшение численности лиц, повторно обратившихся за прохождением социальной реабилитации;

повышение качества предоставляемых населению социальных услуг в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества и (или) психотропные средства без назначения врача;

увеличение доли учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ;

увеличение доли молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;

увеличение количества волонтеров антинаркотического движения;

охват обучающихся группы риска профилактическими мероприятиями;

повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте;

положительная оценка гражданами антинаркотических профилактических мероприятий;

привлечение общественных организаций к реализации мероприятий, направленных на сдерживание распространения наркомании.

8. Заключительные положения


В современных условиях развития наркоситуации Концепция определяет на долгосрочный период систему взглядов на реализацию государственной антинаркотической политики в республике.

Меры, предусмотренные Концепцией, обеспечиваются за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления в республике, общественных объединений, иных организаций и граждан.

Реализация Концепции осуществляется посредством выполнения перечня приоритетных направлений, муниципальных планов мероприятий по реализации Стратегии, государственных программ Республики Карелия, а также других утвержденных планов и комплексов мер профилактической направленности.

(абзац в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 14 мая 2021 года N 364р-П , - см. предыдущую редакцию)

Для решения задач, определяемых Концепцией, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на поддержку антинаркотической деятельности по всем направлениям.

Финансирование расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности осуществляется за счет привлечения финансовых средств из федерального бюджета, ассигнований бюджета республики, бюджетов муниципальных образований в республике и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.




Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ