ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2024 года N 26-П
Об утверждении государственной
программы Республики Карелия
"Реализация антинаркотической
политики в Республике Карелия"
В соответствии с перечнем
государственных программ Республики
Карелия, утвержденным распоряжением
Правительства Республики Карелия от 23
марта 2017 года N 158р-П, Правительство
Республики Карелия постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную
программу Республики Карелия
"Реализация антинаркотической
политики в Республике Карелия".
Глава Республики Карелия
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 30 января 2024 года N 26-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ" СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАРЕЛИЯ"
I. Оценка текущего состояния
наркоситуации в Республике Карелия
По результатам мониторинга
наркоситуации в Республике Карелия,
осуществляемого в соответствии с
Положением о государственной системе
мониторинга наркоситуации в Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 20
июня 2011 года N 485, в целом наркоситуация в
Республике Карелия оценивается как
нейтральная.
При этом наркомания и незаконный оборот
наркотиков являются одними из факторов,
которые оказывают значительное
негативное влияние на развитие
криминогенной обстановки в Республике
Карелия. Основную часть незаконного
оборота наркотиков на территории
Республики Карелия составили
синтетические наркотические средства,
наряду с которыми популярностью среди
молодежи пользуются наркотики
растительного происхождения (гашиш,
марихуана).
По результатам оперативно-служебной
деятельности правоохранительными
органами республики в 2022 году выявлено 513
преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов или
прекурсоров (далее - наркопреступления)
(в 2021 году - 602), из них 437 (85,2%) относятся к
категории тяжких и особо тяжких
преступлений. Установлено 198 лиц,
совершивших наркопреступления (в 2021 году
- 214 лиц), из них лиц в возрасте: до 18 лет -
2,5%, от 18 до 29 лет - 48%, от 30 до 39 лет - 31,8%, 40
лет и старше - 17,7%.
По итогам 12 месяцев 2022 года выявлено 305
преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков, совершенных с
использованием IT-технологий.
В целях вовлечения жителей республики в
указанную противоправную деятельность
ведется широкомасштабная пропаганда
путем рассылки сообщений в социальных
сетях и мессенджерах, в которых на
системной основе гарантируются высокий
уровень дохода, соблюдение полной
анонимности и безопасности при
осуществлении сбыта запрещенных
веществ.
В ходе проводимого правоохранительными
органами республики мониторинга
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет (далее - сеть Интернет) за
2022 год установлено 62 интернет-ресурса, на
которых размещалась информация о местах
приобретения, ценах, способах получения
тех или иных видов наркотических
средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, аналогов наркотических
средств и психотропных веществ, новых
потенциально опасных психоактивных
веществ (в том числе с использованием их
сленговых наименований). Пресечена
деятельность 4 интернет-магазинов,
осуществляющих свою преступную
деятельность на различных торговых
площадках.
В 2022 году из незаконного оборота изъято
более 125 кг наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих
веществ, их прекурсоров, а также
наркосодержащих растений.
Кроме того, пресечено 691
административное правонарушение в
области законодательства о
наркотических средствах, психотропных
веществах и об их прекурсорах (в 2021 году -
718). Большинство из них (88,8%) связано с
потреблением наркотических средств и
уклонением от прохождения диагностики,
профилактических мероприятий, лечения
от наркомании и (или) медицинской и (или)
социальной реабилитации в связи с
потреблением наркотических средств или
психотропных веществ без назначения
врача.
В 2022 году выявлено 204 административных
правонарушения, связанных с управлением
транспортными средствами в
наркотическом опьянении.
К административной ответственности за
совершение правонарушений, связанных с
незаконным оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, привлечено 503 лица (в 2021 году
- 494).
Также в 2022 году выявлено 15
административных правонарушений,
предусмотренных частями 1, 1.1 статьи 6.13
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
устанавливающей административную
ответственность за пропаганду
наркотических средств, психотропных
веществ или их прекурсоров, растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества либо их
прекурсоры, и их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры, новых
потенциально опасных психоактивных
веществ, в том числе с использованием
сети Интернет. В отношении лиц,
совершивших административные
правонарушения, вынесены постановления
о признании их виновными, назначены
административные наказания в виде
административных штрафов.
В 2022 году общее число зарегистрированных
наркологической службой Республики
Карелия пациентов с психическими и
поведенческими расстройствами,
связанными с употреблением наркотиков,
составило 411 человек. Из них 323 - пациенты
с диагнозом "синдром зависимости от
наркотических средств (наркомания)"
(53,5 случая на 100 тыс. населения), 88 -
пациенты с диагнозом "пагубное (с
вредными последствиями) употребление
наркотиков" (14,6 случая на 100 тыс.
населения).
Число пациентов с впервые в жизни
установленным диагнозом "синдром
зависимости от наркотических средств
(наркомания)" составило 44 человека (7,2
случая на 100 тыс. населения), с диагнозом
"пагубное (с вредными последствиями)
употребление наркотиков" - 18 человек
(2,9 случая на 100 тыс. населения).
Вследствие активизации мотивационной
работы по вовлечению в диспансерное
наблюдение и медицинскую реабилитацию в
2022 году все пациенты с впервые
выявленным диагнозом "наркомания"
взяты под диспансерное наблюдение.
Количество лиц, состоящих под
диспансерным наблюдением с диагнозом
"наркомания", увеличилось с 283
человек в 2020 году до 376 человек в 2022 году.
На основании сложившейся в регионе
наркоситуации следует выделить основные
факторы, которые будут продолжать
оказывать влияние на ее развитие в
последующем периоде:
масштабное использование сети Интернет
для вовлечения граждан в противоправную
деятельность, связанную с незаконным
оборотом наркотических средств;
относительно невысокая стоимость
наркотических средств синтетического
происхождения и высокая степень
психической наркотической зависимости
их потребителей, способствующие
увеличению на территории Республики
Карелия численности наркозависимых лиц;
появление новых форм противоправной
деятельности организованных групп и
преступных сообществ (преступных
организаций), усиление ими конспирации
каналов поставки и сбыта наркотиков с
использованием инновационных
коммуникационных и других новых
технологий;
расширение географии распространения
наркотических средств не только в
крупных городах, но и в городах, имеющих
небольшую численность.
II. Приоритеты и цели государственной
политики в сфере реализации
государственной программы Республики
Карелия "Реализация
антинаркотической политики в Республике
Карелия"
Правовую основу государственной
программы Республики Карелия
"Реализация антинаркотической
политики в Республике Карелия" (далее -
Программа) составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы:
от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных
веществах";
от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах
системы профилактики правонарушений в
Российской Федерации";
указы Президента Российской Федерации:
от 18 октября 2007 года N 1374 "О
дополнительных мерах по противодействию
незаконному обороту наркотических
средств, психотропных веществ и их
прекурсоров";
от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении
Стратегии государственной
антинаркотической политики Российской
Федерации на период до 2030 года" (далее -
Стратегия);
постановление Правительства Российской
Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об
утверждении Положения о государственной
системе мониторинга наркоситуации в
Российской Федерации";
Концепция реализации государственной
антинаркотической политики в Республике
Карелия, утвержденная распоряжением
Правительства Республики Карелия от 13
декабря 2019 года N 860р-П.
Целью Программы является достижение
стратегических целей государственной
антинаркотической политики Российской
Федерации (далее - антинаркотическая
политика), определенных Стратегией:
а) сокращение незаконного оборота и
доступности наркотиков для их
незаконного потребления;
б) снижение тяжести последствий
незаконного потребления наркотиков;
в) формирование в обществе осознанного
негативного отношения к незаконному
потреблению наркотиков и участию в их
незаконном обороте.
В соответствии со Стратегией
антинаркотическая политика реализуется
по следующим приоритетным направлениям:
а) совершенствование антинаркотической
деятельности и государственного
контроля за оборотом наркотиков;
б) профилактика и раннее выявление
незаконного потребления наркотиков;
в) сокращение числа лиц, у которых
диагностированы наркомания или пагубное
(с негативными последствиями)
потребление наркотиков;
г) сокращение количества преступлений и
правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков;
д) совершенствование международного
сотрудничества в сфере оборота
наркотиков.
Перечень приоритетных направлений (план
мероприятий) реализации в Республике
Карелия Стратегии государственной
антинаркотической политики Российской
Федерации на период до 2030 года,
утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 23 ноября 2020 года
N 733 (далее - перечень приоритетных
направлений), разработан
Антинаркотической комиссией Республики
Карелия и утвержден Главой Республики
Карелия 28 декабря 2020 года (N 15228/03-05/Аи от 28
декабря 2020 года).
Перечнем приоритетных направлений
определены основные направления
реализации антинаркотической политики в
Республики Карелия:
а) совершенствование антинаркотической
деятельности и государственного
контроля за оборотом наркотиков;
б) профилактика и раннее выявление
незаконного потребления наркотиков;
в) сокращение числа лиц, у которых
диагностированы наркомания или пагубное
(с негативными последствиями)
потребление наркотиков;
г) сокращение количества преступлений и
правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков.
Потери общества от наркомании и
связанной с ней преступности в сфере
незаконного оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, оказывают отрицательное
воздействие на демографию и здоровье
нации, влияют объемные негативные
социально-экономические последствия.
Значительные погрешности в
статистическом учете потребителей
наркотиков, высокая степень латентности
потребления наркотических средств и
психотропных веществ влекут за собой
снижение эффективности мер по
профилактике наркомании,
противодействию наркопреступности.
Данные обстоятельства определяют
необходимость поиска новых форм и
методов профилактической работы,
направленных на улучшение наркоситуации
в республике, формирование в сознании
граждан понимания, что проблему
наркотизации населения не решить только
административными государственными
мерами.
III. Задачи государственного управления и
способы их эффективного решения в сфере
реализации Программы
Задачами государственного управления в
сфере реализации антинаркотической
политики являются:
обеспечение эффективной координации
антинаркотической деятельности;
совершенствование механизма раннего
выявления незаконного потребления
наркотиков в образовательных
организациях, создание условий
обязательного участия обучающихся в
мероприятиях по раннему выявлению
незаконного потребления наркотиков;
формирование устойчивого неприятия
незаконного потребления наркотиков;
сокращение числа лиц, у которых
диагностированы наркомания или пагубное
(с негативными последствиями)
потребление наркотиков.
Ожидаемыми результатами реализации
Программы с учетом сферы
ответственности и полномочий
ответственного исполнителя и участников
Программы являются:
снижение количества преступлений и
правонарушений в сфере незаконного
оборота наркотиков;
сокращение числа больных наркоманией и
количества случаев отравления
наркотиками.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении перечня государственных программ Республики Карелия (с изменениями на 20 мая 2024 года)
- Об утверждении Концепции реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия (с изменениями на 14 мая 2021 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 8 сентября 2024 года)