ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 февраля 2016 года N 60р-П
[Об утверждении Стратегии содействия
развитию торговли в Республике Карелия
на 2016-2018 годы и период до 2020 года]
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
содействия развитию торговли в
Республике Карелия на 2016-2018 годы и период
до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления разработать и утвердить
муниципальные программы в сфере
развития торговли на 2016-2018 годы и на
период до 2020 года.
Глава
Республики Карелия
А.П. Худилайнен
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 1 февраля 2016 года N 60р-П
Стратегия содействия развитию торговли в Республике Карелия на 2016-2018 годы и период до 2020 года
1. Введение
Стратегия содействия развитию торговли
в Республике Карелия на 2016-2018 годы и
период до 2020 года (далее - Стратегия)
охватывает сегменты розничной и оптовой
торговли товарами потребительского
назначения (за исключением торговли
автотранспортными средствами и моторным
топливом) и направлена на формирование и
обеспечение функционирования
многоформатной товаропроводящей
системы, соответствующей требованиям
развития экономики и социальной сферы
Республики Карелия.
Стратегия разработана на основании
Федерального закона от 28 декабря 2009 года
N 381-ФЗ "Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации", Стратегии
развития торговли в Российской
Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020
года, утвержденной приказом
Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 25 декабря 2014
года N 2733, Стратегии
социально-экономического развития
Республики Карелия до 2020 года,
утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС.
При разработке Стратегии учтены иные
нормативные правовые акты Российской
Федерации и Республики Карелия,
определяющие меры по реализации
государственной политики в сфере
торговли, а также основные положения
отраслевых документов стратегического
планирования.
Торговля является важнейшей отраслью экономики Республики Карелия, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.
Торговля как основная составляющая экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению потребностей людей путем выпуска товаров и оказания услуг с наименьшими затратами. Торговля связывает производство с потреблением и поддерживает соотношение между спросом и предложением в соответствии с действующими экономическими законами и выполняемыми ею функциями.
Для сохранения рыночных принципов управления отраслью требуется стратегическое согласованное планирование действий органов исполнительной власти Республики Карелия по поддержке позитивных процессов в отрасли с учетом прогнозируемых внешних и внутренних условий, содействие в эффективном использовании ресурсов сферы торговли и ее потенциала. При этом планируемые действия должны быть скоординированы между органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) и торговым бизнесом. Конкретные стратегические цели, задачи стратегии должны ориентировать органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления и торговый бизнес на поддержку всестороннего развития многоформатной торговли.
2. Анализ состояния и развития торговой
отрасли в Республике Карелия
Торговая отрасль является важнейшей
отраслью экономики Республики Карелия,
состояние и эффективность
функционирования которой
непосредственно влияют как на уровень
жизни населения, так и на развитие
производства потребительских товаров.
Сфера торговли сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого и среднего предпринимательства в республике. Каждый третий субъект малого и среднего предпринимательства занят в торговой отрасли, на долю индивидуальных предпринимателей, занятых в торговой отрасли, приходится 39,4% от общего количества предпринимателей.
Розничная торговля
По состоянию на 1 января 2015 года в Статистическом регистре Карелиястата учтено 2048 организаций (8,7% от общего количества организаций всех видов экономической деятельности) и 4549 индивидуальных предпринимателей (30,3% от общего количества индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности) с видом деятельности "Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования".
В сфере розничной торговли занято порядка 20,0 тыс. человек, или 64,5% от общей численности занятых в торговой отрасли.
Инфраструктура предприятий розничной торговли в республике представлена различными типами, видами, формами и включает в себя 5,7 тыс. объектов, в том числе 4,8 тыс. объектов стационарной розничной торговли (84,2%) и 0,9 тыс. объектов нестационарной розничной торговли круглогодичного и сезонного размещения (15,8%).
Информация о количестве объектов розничной торговли в разрезе муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия (далее - муниципальные районы и городские округа) на 1 января 2015 года представлена в диаграмме (рисунок 1).
ГО - городской округ
МР - муниципальный район
Рисунок 1. Информация о количестве
объектов
розничной торговли в разрезе
муниципальных районов
и городских округов на 1 января 2015 года
(единиц)
Совокупная площадь торговых объектов
розничной торговли по состоянию на 1
января 2015 года составила 492,3 тыс. кв. м и
увеличилась по сравнению с 1 января 2014
года на 3,3%, или 15,5 тыс. кв. м.
При достаточно высоком значении фактической обеспеченности населения республики площадью торговых объектов на 1 тыс. человек сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями в разрезе муниципальных образований. Если в Пряжинском муниципальном районе норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов превышен на 3,7%, то в Прионежском муниципальном районе обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет всего 86,3% от утвержденного норматива. В Лоухском, Беломорском, Медвежьегорском, Питкярантском муниципальных районах и Костомукшском городском округе норматив превышен более чем в 1,6 раза, а в Кемском, Кондопожском и Пудожском муниципальных районах - более чем в 2 раза.
Обеспеченность населения Республики Карелия минимальной площадью торговых объектов на 1 тыс. человек (в % к утвержденному нормативу) отражена на рисунке 2.
ГО - городской округ
МР - муниципальный район
Рисунок 2. Обеспеченность населения
Республики Карелия
минимальной площадью торговых объектов
на 1 тыс. человек
(в % к утвержденному нормативу)
В настоящее время розничная торговля в
Республике Карелия представлена
основными форматами современной
торговли: магазины шаговой доступности,
супермаркеты, дискаунтеры, гипермаркеты,
которые учитывают потребности всех
слоев населения. В течение нескольких
лет успешно функционируют такие крупные
федеральные и региональные торговые
сети, как "Лента", "7я СемьЯ",
"Дикси", "Магнит",
"Пятерочка", "Юлмарт",
"М-Видео", "Телемакс", "Рив
Гош", "Торговый холдинг "Лотос",
"Бородинский", "Зодиак",
"Ленторг" и другие.
Вхождение сетевых компаний на
потребительский рынок Республики
Карелия обусловило увеличение их доли в
обороте розничной торговли. Если по
итогам 2013 года розничные торговые сети
формировали 25,9% общего объема розничной
торговли, то в 2014 году - 29,6%, а за 9 месяцев
2015 года - 32,3%.
Повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах Республики Карелия и обеспечение жителей таких территорий потребительскими товарами в необходимом количестве и ассортименте - одна из основных задач региональной политики в торговой отрасли.
В связи с этим неизменно важным остается значение субъектов малого предпринимательства в розничной торговле, которые обеспечивают порядка 50% розничного товарооборота. При этом в отдельных муниципальных районах - Калевальском, Прионежском, Пряжинском, Пудожском - на долю субъектов малого предпринимательства приходится от 60 до 85% оборота розничной торговли.
Большое значение в обслуживании
сельского населения имеют
потребительские общества Союза
потребительских обществ Республики
Карелия - Карелреспотребсоюз (далее -
Карелреспотребсоюз). Потребительская
кооперация осуществляет деятельность на
территории 13 муниципальных районов и
обслуживает 12% населения республики,
проживающего в 249 населенных пунктах, из
которых более 70% - отдаленные и
труднодоступные. В системе
Карелреспотребсоюза функционирует 161
магазин, 9 хлебопекарен, 1 кондитерский
цех. Оборот розничной кооперативной
торговли составил в 2014 году 1,4 млрд. руб.,
или 1,4% оборота розничной торговли в
Республике Карелия, однако в
Калевальском и Лоухском муниципальных
районах организации
Карелреспотребсоюза формируют треть
оборота розничной торговли.
Помимо организации розничной торговли в стационарных объектах торговое обслуживание жителей Республики Карелия осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли. В Республике Карелия функционирует более 850 объектов нестационарной торговли, из которых 26,6% - специализированные (мясо, мясная гастрономия, молоко, молочная продукция, рыба, овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия). Треть нестационарных торговых объектов имеют универсальную специализацию, смешанный ассортимент продуктов питания. Доля мобильных торговых объектов (постоянно функционирующие автолавки, автомагазины, автоцистерны) составляет 3,4%, более половины которых реализуют смешанный ассортимент продовольственных товаров либо имеют универсальную специализацию. При этом мобильная торговля представлена только в трети муниципальных образований (Кондопожский, Питкярантский, Сортавальский, Олонецкий, Пряжинский и Пудожский муниципальные районы).
Немаловажную роль в создании экономической доступности товаров для населения, в расширении возможностей для реализации продовольственных товаров, в том числе регионального производства призваны обеспечить рынки и ярмарки, на которых производители самостоятельно, без посредников, имеют возможность реализовать продукцию.
По состоянию на 1 января 2015 года в республике осуществляют деятельность 3 розничных рынка. Общее количество торговых мест на рынках составляет 148 единиц, из которых 64 единицы, или 43,2%, используются для реализации продовольственной группы товаров. В соответствии с планом, утвержденным приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 18 ноября 2013 года N 67, в республике предусмотрена организация еще 6 розничных рынков.
Тенденцию развития торговой отрасли характеризует динамика увеличения оборота розничной торговли (таблица 1). Розничный товарооборот Республики Карелия за 2014 год составил 97,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,6% в сопоставимых ценах. Вклад Республики Карелия в общий оборот розничной торговли по Северо-Западному федеральному округу составляет 4,1% и на протяжении ряда лет остается неизменным.
В рейтинге субъектов Северо-Западного федерального округа по абсолютному показателю розничного товарооборота Республика Карелия занимает 9-е место, между Новгородской и Псковской областями.
Таблица 1
Оборот розничной торговли в Республике
Карелия
Единица измерения/годы |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
млрд. рублей |
60,0 |
69,9 |
78,4 |
86,8 |
97,3 |
темп роста, % |
105,7 |
107,9 |
108,4 |
104,5 |
102,6 |
доля в обороте СЗФО, % |
3,9 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
Традиционно большая часть розничного
товарооборота Республики Карелия
формируется в Петрозаводском городском
округе. Доля розничного товарооборота
Сортавальского, Костомукшского,
Сегежского и Кондопожского
муниципальных районов составляет от 4,1
до 4,9%. Менее 1% розничного товарооборота
республики приходится на Калевальский
(0,6%) и Муезерский (0,7%) муниципальные
районы, на долю розничного товарооборота
остальных муниципальных районов - от 1 до
2,7%. Структура оборота розничной торговли
по муниципальным районам и городским
округам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура оборота розничной торговли по
муниципальным районам и городским
округам, %
Муниципальное образование |
2013 год |
2014 год |
Республика Карелия |
100 |
100 |
Петрозаводский городской округ |
63,2 |
63,0 |
Костомукшский городской округ |
4,3 |
4,4 |
Беломорский муниципальный район |
2,0 |
2,0 |
Калевальский муниципальный район |
0,7 |
0,6 |
Кемский муниципальный район |
1,8 |
1,8 |
Кондопожский муниципальный район |
4,1 |
4,1 |
Лахденпохский муниципальный район |
1,3 |
1,3 |
Лоухский муниципальный район |
1,3 |
1,4 |
Медвежьегорский муниципальный район |
2,6 |
2,7 |
Муезерский муниципальный район |
0,7 |
0,7 |
Олонецкий муниципальный район |
2,3 |
2,4 |
Питкярантский муниципальный район |
1,5 |
1,6 |
Прионежский муниципальный район |
1,4 |
1,4 |
Пряжинский муниципальный район |
1,0 |
1,0 |
Пудожский муниципальный район |
1,2 |
1,2 |
Сегежский муниципальный район |
4,3 |
4,2 |
Сортавальский муниципальный район |
5,0 |
4,9 |
Суоярвский муниципальный район |
1,3 |
1,3 |
Важным показателем, характеризующим
развитие розничной торговли, является
оборот розничной торговли в расчете на
душу населения. В Республике Карелия
данный показатель сложился на уровне 151,3
тыс. рублей. По абсолютному показателю
оборота розничной торговли на душу
населения Республика Карелия занимает
7-е место среди субъектов
Северо-Западного федерального округа,
опережая Псковскую, Калининградскую и
Вологодскую области.
По районам республики данный показатель
сложился крайне неравномерно.
Максимальное значение оборота розничной
торговли на душу населения отмечено в
Петрозаводском городском округе (222,3 тыс.
рублей), минимальное - в Пудожском
муниципальном районе (58,8 тыс. рублей).
Рейтинг муниципальных образований по
среднедушевой продаже за 2014 год приведен
на рисунке 3.
ГО - городской округ
МР - муниципальный район
Рисунок 3. Рейтинг муниципальных
образований по среднедушевой продаже за
2014 год (тыс. руб.)
Таблица 3
Распределение структуры оборота розничной торговли по формам собственности (% к итогу)
Наименование |
Структура оборота розничной торговли по формам собственности, % | |
|
2013 год |
2014 год |
Оборот розничной торговли - всего |
100 |
100 |
Государственная и муниципальная |
1,5 |
1,3 |
Негосударственная |
98,5 |
98,7 |
По-прежнему оборот розничной торговли
формируется в основном за счет продажи
товаров торгующими организациями и
индивидуальными предпринимателями.
Сведения о структуре розничного
товарооборота приведены в таблице 4.
Таблица 4
Структура оборота розничной торговли по
формам торговли (в % к итогу)
Наименование |
Структура оборота розничной торговли по формам торговли, % | |
|
2013 год |
2014 год |
Оборот розничной торговли - всего |
100 |
100 |
В том
числе: |
|
|
продажа товаров на розничных рынках и ярмарках |
1,5 |
1,1 |
Результативность работы торгующих
организаций и индивидуальных
предпринимателей вне рынка в 2014 году
была заметно выше, чем на розничных
рынках. Доля оборота торгующих
организаций в структуре оборота
розничной торговли составила 98,9%, доля
рынков - 1,1%. Связано это, в первую очередь,
с приведением рыночной торговли в
соответствие с требованиями
федерального законодательства,
предусматривающего возможность
организации розничных рынков (за
исключением сельскохозяйственных и
сельскохозяйственных кооперативных
рынков) исключительно в стационарных
зданиях, строениях, помещениях. За 2014 год
оборот розничной торговли на розничных
рынках и ярмарках составил 1,1 млрд.
рублей и сократился на 23% по сравнению с
предыдущим годом.
Изменения, происходящие на
потребительском рынке в Республике
Карелия, повлияли на объемы продаж
продовольственных и
непродовольственных товаров. В
структуре розничного товарооборота
республики продолжают преобладать
продовольственные товары, их доля в 2014
году составила 55,1% (в 2013 году 54,4%). Среди
субъектов Северо-Западного федерального
округа Республика Карелия занимает 1-е
место по данному показателю.
Оптовая торговля
По состоянию на 1 января 2015 года в Статистическом регистре Карелиястата учтено 3285 организаций (13,9% от общего количества организаций всех видов экономической деятельности) и 626 индивидуальных предпринимателей (4,1% от общего количества индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности) с видом деятельности "Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами".
В сфере оптовой торговли занято порядка 7,6 тыс. человек, или 24,5% от общей численности занятых в торговой отрасли в Республике Карелия.
В 2014 году оборот оптовой торговли в Республике Карелия достиг 54,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом на 8,7% в сопоставимых ценах. Сведения об обороте оптовой торговли в Республике Карелия приведены в таблице 5.
Таблица 5
Оборот оптовой торговли в Республике
Карелия
Единица измерения/годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
млрд. рублей |
41,1 |
47,8 |
50,4 |
51,1 |
54,4 |
темп роста, % |
102,1 |
149,5 |
115,7 |
106,5 |
108,7 |
доля оборота субъектов малого предпринимательства, % |
50,5 |
41,9 |
44,6 |
44,3 |
40,3 |
Поставки пищевых продуктов, включая
напитки и табачные изделия, осуществляют
73 хозяйствующих субъекта, из них 21
индивидуальный предприниматель (28,7%).
Поставщики продовольственных товаров в
основном зарегистрированы в
Петрозаводском городском округе (91,8%).
В общем обороте оптовой торговли на долю
пищевых продуктов и непродовольственных
потребительских товаров в 2014 году
приходилось 35,3% оборота, что меньше, чем в
2013 году (53,2%).
Численность работников торговой отрасли
и заработная плата
Торговая отрасль республики продолжает
оставаться лидером по обеспечению
занятости населения. Среднесписочная
численность работников отрасли торговли
в 2014 году составила 30,8 тыс. человек, или
14,0% от среднесписочной численности
занятого населения. Показатели
среднемесячной номинальной заработной
платы работников организаций торговли в
целом характеризуются увеличением. По
данным Карелиястата, среднемесячная
заработная плата работников торговой
отрасли республики за 2014 год составила
18,6 тыс. рублей и увеличилась на 4,9% по
сравнению с 2013 годом. Отношение
среднемесячной заработной платы по
торговой отрасли к средней заработной
плате в республике составило 63,6% и
превысило показатель 2013 года (62,6%).
Сведения о численности работающих в
торговой отрасли и среднемесячной
заработной плате приведены в таблице
6.
Таблица
6
Численность работающих в торговой
отрасли и заработная плата работников
торговой отрасли
Наименование |
2013 год |
2014 год |
Численность, человек | ||
Торговая отрасль, всего |
29092 |
30875 |
В том
числе: |
7147 |
7571 |
розничная торговля |
18670 |
19970 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | ||
Торговая отрасль, всего |
17386,8 |
18603,4 |
В том
числе: |
19559,6 |
20849,8 |
розничная торговля |
15719,2 |
16956,2 |
Налоговые поступления
Торговая отрасль вносит весомый вклад в
обеспечение налоговых поступлений. По
итогам 2014 года хозяйствующими
субъектами отрасли перечислено налогов
в бюджет Республики Карелия в размере 2,3
млрд. рублей, или 12,1% налоговых
поступлений от всех видов экономической
деятельности.
Инвестиции и господдержка
В 2014 году в торговую отрасль
инвестировано 1537 млн. рублей, что
составляет 5,7% от общего объема
инвестиций в экономику республики (4,5% в
2013 году).
Местными администрациями в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется предоставление грантов на начало собственного дела. Сформированы перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, свободного от прав третьих лиц.
Для стабильного развития торговой отрасли в республике необходима организация работы, направленной на поддержку многоформатной и доступной по экономическим, физическим и территориальным параметрам торговой инфраструктуры посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
3. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание
условий для максимально полного
удовлетворения потребностей населения
Республики Карелия в услугах торговли,
создание эффективной товаропроводящей
инфраструктуры, стимулирование
предпринимательской активности и
добросовестности конкуренции в торговой
отрасли.
Для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
1) повышение эффективности и
сбалансированности регулирования
отношений в области торговой
деятельности.
Указанная задача будет решаться
путем:
разработки предложений по внесению
изменений в нормативные правовые акты
Российской Федерации, регулирующие
торговую деятельность;
обеспечения проведения мониторинга
нормативных правовых актов Республики
Карелия и муниципальных правовых актов,
регулирующих отношения в области
торговой деятельности, включая
деятельность розничных рынков, на их
соответствие положениям федерального
законодательства;
2) создание условий для развития
многоформатной инфраструктуры торговли.
Указанная задача будет решаться путем:
организации проведения мониторинга фактической обеспеченности населения Республики Карелия торговыми объектами различных форматов в разрезе муниципальных образований;
обеспечения формирования на территории каждого муниципального образования схемы размещения торговых объектов в разрезе форматов торговли с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей территории муниципального образования;
оказания содействия сбалансированному размещению инфраструктуры торговли, в том числе за счет развития малых форматов торговли ("магазин у дома" или "магазин за углом", "магазин шаговой доступности" и другое), нестационарной, мобильной торговли и ярмарочной торговли, а также торговых объектов потребительской кооперации, обеспечивающих торговыми услугами жителей труднодоступных, отдаленных и малонаселенных пунктов Республики Карелия;
3) обеспечение условий для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности.
Указанная задача будет решаться путем:
привлечения инвестиций в торговую отрасль;
оказания содействия организации, в том числе на постоянной основе, отраслевых торговых мероприятий (ярмарки, выставки-продажи, круглые столы, семинары, форумы, конкурсы и другое);
оказания содействия обеспечению доступности торговых площадей и земельных участков для развития торговых и логистических организаций;
обеспечения эффективной информационной системы поддержки хозяйствующих субъектов, занятых в торговой отрасли и популяризации предпринимательской деятельности;
4) повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах Республики Карелия.
Указанная задача будет решаться путем:
организации проведения мониторинга населенных пунктов Республики Карелия по степени экономической привлекательности для ведения торговой деятельности в разрезе муниципальных образований;
организации проведения мониторинга применения и эффективности действующих мер поддержки торговой деятельности малочисленных и отдаленных населенных пунктов Республики Карелия;
оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса для обеспечения торговой деятельности в сельской местности;
организации проведения мониторинга рынка труда в торговой отрасли;
оказания содействия проведению различных просветительских и мотивационных мероприятий (конкурсы профессионального мастерства, общественное чествование победителей конкурсов, в том числе с участием средств массовой информации, возрождение системы наставничества);
оказания содействия обеспечению условий для создания новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения уровня производительности и оплаты труда в торговой отрасли;
продолжения сотрудничества с образовательными организациями в Республике Карелия по подготовке квалифицированных специалистов для торговой отрасли, разработке и реализации образовательных, научно-практических проектов, научно-исследовательских работ.
4. Срок реализации Стратегии
Срок реализации Стратегии: 2016-2018 годы и
период до 2020 года.
5. Механизм мониторинга реализации Стратегии
Механизм мониторинга реализации
Стратегии основывается на сборе,
систематизации и анализе информации о
реализации мероприятий, предусмотренных
Стратегией.
Основным документом, отражающим
результаты реализации Стратегии,
является ежегодный доклад Министерства
экономического развития Республики
Карелия о результатах и основных
направлениях деятельности в области
торговой деятельности, представляемый в
Правительство Республики Карелия
ежегодно до 1 апреля года, следующего за
отчетным периодом.
Стратегия может корректироваться, но не
более 1 раза в год.
В рамках мониторинга Стратегии
проводится мониторинг основных
показателей эффективности торговой
отрасли в разрезе муниципальных
образований.
Текст сверен
по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
- Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (утратил силу с 24 января 2019 года на основании Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 января 2019 года N 946-VI ЗС)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика" (с изменениями на 1 февраля 2019 года)