Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 февраля 2016 года N 60р-П



[Об утверждении Стратегии содействия развитию торговли в Республике Карелия на 2016-2018 годы и период до 2020 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию содействия развитию торговли в Республике Карелия на 2016-2018 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить муниципальные программы в сфере развития торговли на 2016-2018 годы и на период до 2020 года.

Глава Республики Карелия
А.П. Худилайнен


Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 1 февраля 2016 года N 60р-П


Стратегия содействия развитию торговли в Республике Карелия на 2016-2018 годы и период до 2020 года

1. Введение


Стратегия содействия развитию торговли в Республике Карелия на 2016-2018 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия) охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными средствами и моторным топливом) и направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям развития экономики и социальной сферы Республики Карелия.

Стратегия разработана на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС.

При разработке Стратегии учтены иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия, определяющие меры по реализации государственной политики в сфере торговли, а также основные положения отраслевых документов стратегического планирования.

Стратегической целью развития торговли в Республике Карелия является обеспечение доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и соблюдение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, занятых в торговой отрасли.

Торговля является важнейшей отраслью экономики Республики Карелия, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

Торговля как основная составляющая экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению потребностей людей путем выпуска товаров и оказания услуг с наименьшими затратами. Торговля связывает производство с потреблением и поддерживает соотношение между спросом и предложением в соответствии с действующими экономическими законами и выполняемыми ею функциями.

Для сохранения рыночных принципов управления отраслью требуется стратегическое согласованное планирование действий органов исполнительной власти Республики Карелия по поддержке позитивных процессов в отрасли с учетом прогнозируемых внешних и внутренних условий, содействие в эффективном использовании ресурсов сферы торговли и ее потенциала. При этом планируемые действия должны быть скоординированы между органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) и торговым бизнесом. Конкретные стратегические цели, задачи стратегии должны ориентировать органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления и торговый бизнес на поддержку всестороннего развития многоформатной торговли.


2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Республике Карелия


Торговая отрасль является важнейшей отраслью экономики Республики Карелия, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

В структуре валового регионального продукта доля торговой отрасли составляет порядка 11% наравне с добывающими отраслями, транспортом и связью. Именно в торговле создаются предпосылки для освоения и производства новых, более качественных и конкурентоспособных товаров. Важная роль принадлежит торговле и в пополнении бюджета Республики Карелия. Среди основных отраслей экономики она занимает третье место, обеспечивая 12% налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики. В отрасли занято более 31 тыс. человек, или 14,4% экономически активного населения республики.

Сфера торговли сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого и среднего предпринимательства в республике. Каждый третий субъект малого и среднего предпринимательства занят в торговой отрасли, на долю индивидуальных предпринимателей, занятых в торговой отрасли, приходится 39,4% от общего количества предпринимателей.

Розничная торговля

По состоянию на 1 января 2015 года в Статистическом регистре Карелиястата учтено 2048 организаций (8,7% от общего количества организаций всех видов экономической деятельности) и 4549 индивидуальных предпринимателей (30,3% от общего количества индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности) с видом деятельности "Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования".

В сфере розничной торговли занято порядка 20,0 тыс. человек, или 64,5% от общей численности занятых в торговой отрасли.

Инфраструктура предприятий розничной торговли в республике представлена различными типами, видами, формами и включает в себя 5,7 тыс. объектов, в том числе 4,8 тыс. объектов стационарной розничной торговли (84,2%) и 0,9 тыс. объектов нестационарной розничной торговли круглогодичного и сезонного размещения (15,8%).

Информация о количестве объектов розничной торговли в разрезе муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия (далее - муниципальные районы и городские округа) на 1 января 2015 года представлена в диаграмме (рисунок 1).


ГО - городской округ

МР - муниципальный район

Рисунок 1. Информация о количестве объектов

розничной торговли в разрезе муниципальных районов

и городских округов на 1 января 2015 года (единиц)

Совокупная площадь торговых объектов розничной торговли по состоянию на 1 января 2015 года составила 492,3 тыс. кв. м и увеличилась по сравнению с 1 января 2014 года на 3,3%, или 15,5 тыс. кв. м.

Обеспеченность населения республики площадью торговых объектов составляет 785,5 кв. м на 1 тыс. человек и в 1,6 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (471,8 кв. м на 1 тыс. человек), установленный по Республике Карелия и муниципальным образованиям в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754.

При достаточно высоком значении фактической обеспеченности населения республики площадью торговых объектов на 1 тыс. человек сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями в разрезе муниципальных образований. Если в Пряжинском муниципальном районе норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов превышен на 3,7%, то в Прионежском муниципальном районе обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет всего 86,3% от утвержденного норматива. В Лоухском, Беломорском, Медвежьегорском, Питкярантском муниципальных районах и Костомукшском городском округе норматив превышен более чем в 1,6 раза, а в Кемском, Кондопожском и Пудожском муниципальных районах - более чем в 2 раза.

Обеспеченность населения Республики Карелия минимальной площадью торговых объектов на 1 тыс. человек (в % к утвержденному нормативу) отражена на рисунке 2.




ГО - городской округ

МР - муниципальный район

Рисунок 2. Обеспеченность населения Республики Карелия

минимальной площадью торговых объектов на 1 тыс. человек

(в % к утвержденному нормативу)

В настоящее время розничная торговля в Республике Карелия представлена основными форматами современной торговли: магазины шаговой доступности, супермаркеты, дискаунтеры, гипермаркеты, которые учитывают потребности всех слоев населения. В течение нескольких лет успешно функционируют такие крупные федеральные и региональные торговые сети, как "Лента", "7я СемьЯ", "Дикси", "Магнит", "Пятерочка", "Юлмарт", "М-Видео", "Телемакс", "Рив Гош", "Торговый холдинг "Лотос", "Бородинский", "Зодиак", "Ленторг" и другие.

Вхождение сетевых компаний на потребительский рынок Республики Карелия обусловило увеличение их доли в обороте розничной торговли. Если по итогам 2013 года розничные торговые сети формировали 25,9% общего объема розничной торговли, то в 2014 году - 29,6%, а за 9 месяцев 2015 года - 32,3%.

В то же время концепция развития сетевых структур не предусматривает строительство и открытие магазинов в населенных пунктах с численностью менее 1000 жителей, которых в республике насчитывается порядка 650. Из них не имеют стационарной торговой сети 44,6%, или 290 сельских населенных пунктов с подъездными грунтовыми дорогами и численностью проживающих менее 20 человек. Организация торговли в таких населенных пунктах, по оценке бизнеса, непривлекательна в связи с рисками инвестирования, что обусловлено рядом факторов: низкий уровень покупательной способности сельского населения, сезонность спроса, недостаток трудовых ресурсов, слабая дорожная инфраструктура и другое.

Повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах Республики Карелия и обеспечение жителей таких территорий потребительскими товарами в необходимом количестве и ассортименте - одна из основных задач региональной политики в торговой отрасли.

В связи с этим неизменно важным остается значение субъектов малого предпринимательства в розничной торговле, которые обеспечивают порядка 50% розничного товарооборота. При этом в отдельных муниципальных районах - Калевальском, Прионежском, Пряжинском, Пудожском - на долю субъектов малого предпринимательства приходится от 60 до 85% оборота розничной торговли.

Большое значение в обслуживании сельского населения имеют потребительские общества Союза потребительских обществ Республики Карелия - Карелреспотребсоюз (далее - Карелреспотребсоюз). Потребительская кооперация осуществляет деятельность на территории 13 муниципальных районов и обслуживает 12% населения республики, проживающего в 249 населенных пунктах, из которых более 70% - отдаленные и труднодоступные. В системе Карелреспотребсоюза функционирует 161 магазин, 9 хлебопекарен, 1 кондитерский цех. Оборот розничной кооперативной торговли составил в 2014 году 1,4 млрд. руб., или 1,4% оборота розничной торговли в Республике Карелия, однако в Калевальском и Лоухском муниципальных районах организации Карелреспотребсоюза формируют треть оборота розничной торговли.

Развитие сети магазинов фирменной торговли таких региональных предприятий пищевой промышленности, как ОАО "Карельский мясокомбинат" (сеть магазинов "Деликат"), ЗАО "Медвежьегорский молокозавод" (сеть магазинов "Натуральные продукты"), АО "Петрозаводский хлебокомбинат-1" (сеть магазинов "Лакомка"), индивидуальный предприниматель Федоренко (сеть магазинов по реализации рыбы и рыбопродуктов) способствует росту территориальной доступности товаров. Однако для обеспечения устойчивого роста внутреннего производства продуктов питания требуется стимулирование покупательского спроса и максимальное расширение всех возможных каналов розничного сбыта. В этой связи одним из наиболее перспективных направлений развития предприятий перерабатывающей отрасли, а также обеспечения жителей региона качественной продукцией по доступным ценам является дальнейшее развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий. Развитие фирменной торговли будет способствовать изучению конъюнктуры рынка, расширению и обновлению ассортимента, повышению качества товаров, внедрению новых торгово-технологических процессов. Кроме того, развитие фирменных торговых объектов позволит повысить потребление свежих продуктов питания и, соответственно, увеличить их производство. По данным Федеральной службы государственной статистики, потребление молока и молочных продуктов населением Республики Карелия составляет 235 кг в год, что на 26,5% меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, рекомендуемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ от 2 августа 2010 года N 593н). Потребление яйца меньше рекомендуемых норм потребления на 6,9%, овощей - на 24,2%, фруктов и ягод - на 43,3%.

Помимо организации розничной торговли в стационарных объектах торговое обслуживание жителей Республики Карелия осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли. В Республике Карелия функционирует более 850 объектов нестационарной торговли, из которых 26,6% - специализированные (мясо, мясная гастрономия, молоко, молочная продукция, рыба, овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия). Треть нестационарных торговых объектов имеют универсальную специализацию, смешанный ассортимент продуктов питания. Доля мобильных торговых объектов (постоянно функционирующие автолавки, автомагазины, автоцистерны) составляет 3,4%, более половины которых реализуют смешанный ассортимент продовольственных товаров либо имеют универсальную специализацию. При этом мобильная торговля представлена только в трети муниципальных образований (Кондопожский, Питкярантский, Сортавальский, Олонецкий, Пряжинский и Пудожский муниципальные районы).

Немаловажную роль в создании экономической доступности товаров для населения, в расширении возможностей для реализации продовольственных товаров, в том числе регионального производства призваны обеспечить рынки и ярмарки, на которых производители самостоятельно, без посредников, имеют возможность реализовать продукцию.

По состоянию на 1 января 2015 года в республике осуществляют деятельность 3 розничных рынка. Общее количество торговых мест на рынках составляет 148 единиц, из которых 64 единицы, или 43,2%, используются для реализации продовольственной группы товаров. В соответствии с планом, утвержденным приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 18 ноября 2013 года N 67, в республике предусмотрена организация еще 6 розничных рынков.

Одной из наиболее популярных форм торговли являются ярмарки. Ярмарочная торговля обеспечивает потребителя свежей продукцией местных производителей и производителей из других регионов Российской Федерации. Ежегодно в Республике Карелия проводится порядка 400 ярмарок, в которых принимают участие более 3 тысяч продавцов. Наиболее активный период для проведения ярмарок с мая по октябрь, что связано в том числе с климатическими особенностями региона.

Тенденцию развития торговой отрасли характеризует динамика увеличения оборота розничной торговли (таблица 1). Розничный товарооборот Республики Карелия за 2014 год составил 97,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,6% в сопоставимых ценах. Вклад Республики Карелия в общий оборот розничной торговли по Северо-Западному федеральному округу составляет 4,1% и на протяжении ряда лет остается неизменным.

В рейтинге субъектов Северо-Западного федерального округа по абсолютному показателю розничного товарооборота Республика Карелия занимает 9-е место, между Новгородской и Псковской областями.

Таблица 1


Оборот розничной торговли в Республике Карелия


Единица измерения/годы

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

млрд. рублей

60,0

69,9

78,4

86,8

97,3

темп роста, %

105,7

107,9

108,4

104,5

102,6

доля в обороте СЗФО, %

3,9

4,0

3,9

4,0

4,1



Традиционно большая часть розничного товарооборота Республики Карелия формируется в Петрозаводском городском округе. Доля розничного товарооборота Сортавальского, Костомукшского, Сегежского и Кондопожского муниципальных районов составляет от 4,1 до 4,9%. Менее 1% розничного товарооборота республики приходится на Калевальский (0,6%) и Муезерский (0,7%) муниципальные районы, на долю розничного товарооборота остальных муниципальных районов - от 1 до 2,7%. Структура оборота розничной торговли по муниципальным районам и городским округам представлена в таблице 2.

Таблица 2


Структура оборота розничной торговли по муниципальным районам и городским округам, %


Муниципальное образование

2013 год

2014 год

Республика Карелия

100

100

Петрозаводский городской округ

63,2

63,0

Костомукшский городской округ

4,3

4,4

Беломорский муниципальный район

2,0

2,0

Калевальский муниципальный район

0,7

0,6

Кемский муниципальный район

1,8

1,8

Кондопожский муниципальный район

4,1

4,1

Лахденпохский муниципальный район

1,3

1,3

Лоухский муниципальный район

1,3

1,4

Медвежьегорский муниципальный район

2,6

2,7

Муезерский муниципальный район

0,7

0,7

Олонецкий муниципальный район

2,3

2,4

Питкярантский муниципальный район

1,5

1,6

Прионежский муниципальный район

1,4

1,4

Пряжинский муниципальный район

1,0

1,0

Пудожский муниципальный район

1,2

1,2

Сегежский муниципальный район

4,3

4,2

Сортавальский муниципальный район

5,0

4,9

Суоярвский муниципальный район

1,3

1,3



Важным показателем, характеризующим развитие розничной торговли, является оборот розничной торговли в расчете на душу населения. В Республике Карелия данный показатель сложился на уровне 151,3 тыс. рублей. По абсолютному показателю оборота розничной торговли на душу населения Республика Карелия занимает 7-е место среди субъектов Северо-Западного федерального округа, опережая Псковскую, Калининградскую и Вологодскую области.

По районам республики данный показатель сложился крайне неравномерно. Максимальное значение оборота розничной торговли на душу населения отмечено в Петрозаводском городском округе (222,3 тыс. рублей), минимальное - в Пудожском муниципальном районе (58,8 тыс. рублей). Рейтинг муниципальных образований по среднедушевой продаже за 2014 год приведен на рисунке 3.



ГО - городской округ

МР - муниципальный район

Рисунок 3. Рейтинг муниципальных образований по среднедушевой продаже за 2014 год (тыс. руб.)

Оборот розничной торговли в Республике Карелия в 2014 году формировался преимущественно в негосударственном секторе (98,7% оборота розничной торговли). Распределение оборота розничной торговли по формам собственности приведено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение структуры оборота розничной торговли по формам собственности (% к итогу)


Наименование

Структура оборота розничной торговли по формам собственности, %

2013 год

2014 год

Оборот розничной торговли - всего

100

100

Государственная и муниципальная

1,5

1,3

Негосударственная

98,5

98,7



По-прежнему оборот розничной торговли формируется в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями. Сведения о структуре розничного товарооборота приведены в таблице 4.

Таблица 4


Структура оборота розничной торговли по формам торговли (в % к итогу)


Наименование

Структура оборота розничной торговли по формам торговли, %

2013 год

2014 год

Оборот розничной торговли - всего

100

100

В том числе:

оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка



98,5



98,9

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

1,5

1,1



Результативность работы торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка в 2014 году была заметно выше, чем на розничных рынках. Доля оборота торгующих организаций в структуре оборота розничной торговли составила 98,9%, доля рынков - 1,1%. Связано это, в первую очередь, с приведением рыночной торговли в соответствие с требованиями федерального законодательства, предусматривающего возможность организации розничных рынков (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков) исключительно в стационарных зданиях, строениях, помещениях. За 2014 год оборот розничной торговли на розничных рынках и ярмарках составил 1,1 млрд. рублей и сократился на 23% по сравнению с предыдущим годом.

Изменения, происходящие на потребительском рынке в Республике Карелия, повлияли на объемы продаж продовольственных и непродовольственных товаров. В структуре розничного товарооборота республики продолжают преобладать продовольственные товары, их доля в 2014 году составила 55,1% (в 2013 году 54,4%). Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Республика Карелия занимает 1-е место по данному показателю.

Формирование ресурсов продовольственных товаров в республике в значительной мере осуществляется за счет ввоза продуктов питания из-за ее пределов. Зависимость продовольственного рынка по отдельным товарным группам от внешних источников обусловлена, прежде всего, географическим положением республики, ее климатическими условиями. В связи с этим немаловажную роль имеют организации оптовой торговли, осуществляющие завоз на территорию республики продовольственных и непродовольственных товаров.

Оптовая торговля

По состоянию на 1 января 2015 года в Статистическом регистре Карелиястата учтено 3285 организаций (13,9% от общего количества организаций всех видов экономической деятельности) и 626 индивидуальных предпринимателей (4,1% от общего количества индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности) с видом деятельности "Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами".

В сфере оптовой торговли занято порядка 7,6 тыс. человек, или 24,5% от общей численности занятых в торговой отрасли в Республике Карелия.

В 2014 году оборот оптовой торговли в Республике Карелия достиг 54,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом на 8,7% в сопоставимых ценах. Сведения об обороте оптовой торговли в Республике Карелия приведены в таблице 5.

Таблица 5


Оборот оптовой торговли в Республике Карелия

Единица измерения/годы

2010

2011

2012

2013

2014

млрд. рублей

41,1

47,8

50,4

51,1

54,4

темп роста, %

102,1

149,5

115,7

106,5

108,7

доля оборота субъектов малого предпринимательства, %

50,5

41,9

44,6

44,3

40,3



Поставки пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, осуществляют 73 хозяйствующих субъекта, из них 21 индивидуальный предприниматель (28,7%). Поставщики продовольственных товаров в основном зарегистрированы в Петрозаводском городском округе (91,8%).

В общем обороте оптовой торговли на долю пищевых продуктов и непродовольственных потребительских товаров в 2014 году приходилось 35,3% оборота, что меньше, чем в 2013 году (53,2%).

Численность работников торговой отрасли и заработная плата

Торговая отрасль республики продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости населения. Среднесписочная численность работников отрасли торговли в 2014 году составила 30,8 тыс. человек, или 14,0% от среднесписочной численности занятого населения. Показатели среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций торговли в целом характеризуются увеличением. По данным Карелиястата, среднемесячная заработная плата работников торговой отрасли республики за 2014 год составила 18,6 тыс. рублей и увеличилась на 4,9% по сравнению с 2013 годом. Отношение среднемесячной заработной платы по торговой отрасли к средней заработной плате в республике составило 63,6% и превысило показатель 2013 года (62,6%). Сведения о численности работающих в торговой отрасли и среднемесячной заработной плате приведены в таблице 6.

Таблица 6

Численность работающих в торговой отрасли и заработная плата работников торговой отрасли

Наименование

2013 год

2014 год

Численность, человек

Торговая отрасль, всего

29092

30875

В том числе:

оптовая торговля

7147

7571

розничная торговля

18670

19970

Среднемесячная заработная плата, руб.

Торговая отрасль, всего

17386,8

18603,4

В том числе:

оптовая торговля

19559,6

20849,8

розничная торговля

15719,2

16956,2



Налоговые поступления

Торговая отрасль вносит весомый вклад в обеспечение налоговых поступлений. По итогам 2014 года хозяйствующими субъектами отрасли перечислено налогов в бюджет Республики Карелия в размере 2,3 млрд. рублей, или 12,1% налоговых поступлений от всех видов экономической деятельности.

Инвестиции и господдержка

В 2014 году в торговую отрасль инвестировано 1537 млн. рублей, что составляет 5,7% от общего объема инвестиций в экономику республики (4,5% в 2013 году).

В Республике Карелия государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". С 1 января 2015 года действует подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года N 49-П. В целях повышения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, в 2009 году создан Гарантийный фонд Республики Карелия (фонд поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства в форме некоммерческой организации фонда. Указанный Фонд выступает поручителем по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками по кредитным договорам в размере до 50% от суммы основного долга и процентов по нему, а также по договорам о предоставлении банковской гарантии в размере до 70% от суммы гарантии в случае недостаточности у заемщика собственного ликвидного обеспечения.

Местными администрациями в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется предоставление грантов на начало собственного дела. Сформированы перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, свободного от прав третьих лиц.

Для стабильного развития торговой отрасли в республике необходима организация работы, направленной на поддержку многоформатной и доступной по экономическим, физическим и территориальным параметрам торговой инфраструктуры посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.


3. Цель и задачи Стратегии


Целью Стратегии является создание условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения Республики Карелия в услугах торговли, создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, стимулирование предпринимательской активности и добросовестности конкуренции в торговой отрасли.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) повышение эффективности и сбалансированности регулирования отношений в области торговой деятельности.

Указанная задача будет решаться путем:

разработки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие торговую деятельность;

обеспечения проведения мониторинга нормативных правовых актов Республики Карелия и муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, включая деятельность розничных рынков, на их соответствие положениям федерального законодательства;

2) создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли. Указанная задача будет решаться путем:

организации проведения мониторинга фактической обеспеченности населения Республики Карелия торговыми объектами различных форматов в разрезе муниципальных образований;

обеспечения формирования на территории каждого муниципального образования схемы размещения торговых объектов в разрезе форматов торговли с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей территории муниципального образования;

оказания содействия сбалансированному размещению инфраструктуры торговли, в том числе за счет развития малых форматов торговли ("магазин у дома" или "магазин за углом", "магазин шаговой доступности" и другое), нестационарной, мобильной торговли и ярмарочной торговли, а также торговых объектов потребительской кооперации, обеспечивающих торговыми услугами жителей труднодоступных, отдаленных и малонаселенных пунктов Республики Карелия;

3) обеспечение условий для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности.

Указанная задача будет решаться путем:

привлечения инвестиций в торговую отрасль;

оказания содействия организации, в том числе на постоянной основе, отраслевых торговых мероприятий (ярмарки, выставки-продажи, круглые столы, семинары, форумы, конкурсы и другое);

оказания содействия обеспечению доступности торговых площадей и земельных участков для развития торговых и логистических организаций;

обеспечения эффективной информационной системы поддержки хозяйствующих субъектов, занятых в торговой отрасли и популяризации предпринимательской деятельности;

4) повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах Республики Карелия.

Указанная задача будет решаться путем:

организации проведения мониторинга населенных пунктов Республики Карелия по степени экономической привлекательности для ведения торговой деятельности в разрезе муниципальных образований;

организации проведения мониторинга применения и эффективности действующих мер поддержки торговой деятельности малочисленных и отдаленных населенных пунктов Республики Карелия;

оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса для обеспечения торговой деятельности в сельской местности;

5) содействие в повышении кадровой обеспеченности в торговой отрасли. Указанная задача будет решаться путем:

организации проведения мониторинга рынка труда в торговой отрасли;

оказания содействия проведению различных просветительских и мотивационных мероприятий (конкурсы профессионального мастерства, общественное чествование победителей конкурсов, в том числе с участием средств массовой информации, возрождение системы наставничества);

оказания содействия обеспечению условий для создания новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения уровня производительности и оплаты труда в торговой отрасли;

продолжения сотрудничества с образовательными организациями в Республике Карелия по подготовке квалифицированных специалистов для торговой отрасли, разработке и реализации образовательных, научно-практических проектов, научно-исследовательских работ.

4. Срок реализации Стратегии


Срок реализации Стратегии: 2016-2018 годы и период до 2020 года.

5. Механизм мониторинга реализации Стратегии


Механизм мониторинга реализации Стратегии основывается на сборе, систематизации и анализе информации о реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией.

Основным документом, отражающим результаты реализации Стратегии, является ежегодный доклад Министерства экономического развития Республики Карелия о результатах и основных направлениях деятельности в области торговой деятельности, представляемый в Правительство Республики Карелия ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Стратегия может корректироваться, но не более 1 раза в год.

В рамках мониторинга Стратегии проводится мониторинг основных показателей эффективности торговой отрасли в разрезе муниципальных образований.

Текст сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ