Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 сентября 2021 года N 486-пр


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


1. Утвердить Стратегию развития здравоохранения в Ульяновской области на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Министерству здравоохранения Ульяновской области руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке программных документов в сфере охраны здоровья.

3. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Ульяновской области от 23.12.2016 N 720-пр "Об утверждении Стратегии развития системы здравоохранения Ульяновской области на период 2017 - 2030 годов";

распоряжение Правительства Ульяновской области от 23.06.2017 N 302-пр "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ульяновской области от 23.12.2016 N 720-пр";

распоряжение Правительства Ульяновской области от 13.09.2017 N 456-пр "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ульяновской области от 23.12.2016 N 720-пр".

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Ульяновской области
А.С.ТЮРИН




Утверждена
распоряжением
Правительства Ульяновской области
от 24 сентября 2021 года N 486-пр


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


1. Общие положения


1.1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях устойчивого социально-экономического развития Ульяновской области, одним из приоритетов которого являются сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения уровня доступности и качества оказания медицинской помощи на территории Ульяновской области.

1.2. Настоящая Стратегия разработана на основании федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 11.03.2019 N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу", от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года".

1.3. Настоящая Стратегия направлена на формирование и реализацию на территории Ульяновской области скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан, сохранение здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

2. Состояние отрасли здравоохранения на территории Ульяновской области


2.1. В период с 2012 по 2020 годы:

1) ожидаемая продолжительность жизни граждан при рождении в 2020 году осталась по сравнению с 2012 годом на прежнем уровне и составила 70,59 года;

2) показатель общей смертности с 2012 года вырос на 18,3% и составил в 2020 году 16,8 случая на 1 тыс. человек, показатель смертности лиц трудоспособного возраста вырос в 2020 году на 6,8% (до 613,2 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста). Показатель младенческой смертности снизился в 2020 году по сравнению с 2012 годом на 39,1% (до 4,2 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми), число абортов снизилось в 1,8 раза (до 10,2 случая на 1000 женщин фертильного возраста), материнская смертность увеличилась на 42,1% (до 29,0 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми);

3) уровень профессиональной заболеваемости снизился в 2,2 раза (до 1,15 случая на 10 тыс. работников), однако своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний при проведении периодических медицинских осмотров и эффективность предварительных и периодических медицинских осмотров остаются низкими. Отмечается недостаточная заинтересованность работодателей в сохранении здоровья работников, в том числе в прохождении ими профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;

4) число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, ежегодно увеличивается. В 2012 году высокотехнологичная медицинская помощь в г. Ульяновске была оказана 3427 раз, в 2020 году - 10450 раз (по сравнению с 2012 годом количество увеличилось в 3 раза), что свидетельствует о повышении ее доступности для населения;

5) число реабилитационных коек увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2012 годом, число пациентов, прошедших медицинскую реабилитацию, - в 2,8 раза (с 1260 человек в 2012 году до 3571 человека в 2020 году);

6) объем финансирования льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета на территории Ульяновской области вырос на 9,7% (30,8 млн. рублей), с 317,7 млн. рублей до 348,5 млн. рублей, за счет средств областного бюджета Ульяновской области - на 403,5% (на 709,4 млн. рублей), со 175,8 млн. рублей до 885,2 млн. рублей;

7) количество заболеваний системы кровообращения снизилось на 4,3%, число больных со злокачественными новообразованиями сократилось на 2,1 %, что на фоне снижения уровня смертности от этих заболеваний свидетельствует о росте количества обращений граждан в медицинские организации на территории Ульяновской области;

8) число лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, выросло и составило 20122 человека;

9) уровень заболеваемости сахарным диабетом увеличился на 25,1%. Отмечается распространенность других алиментарно-зависимых заболеваний, в том числе ожирения;

10) объем платных медицинских услуг вырос на 142% (на 1042,1 млн. рублей). Это обусловлено тем, что медицинские организации негосударственной формы собственности, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, отчет по форме 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" представляют начиная с 2017 года в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.12.2020 N 800 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья";

11) расходы на оказание медицинской помощи в Ульяновской области в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области увеличились в 2020 году на 108,05% по сравнению с 2012 годом.

2.2. Серьезной проблемой является недостаточная оснащенность клинико-диагностических, в том числе микробиологических, лабораторий и патологоанатомических отделений медицинских организаций, современным оборудованием и расходными материалами на фоне появления новых инфекций, ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации.

2.3. Уровень потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) на душу населения в 2019 году составлял 5,5 л. В 2020 году употребление алкогольной продукции увеличилось на 0,67 л (12,2%) - до 5,67 л на душу населения. Распространенность потребления табака среди взрослого населения в 2014 году составила 39%, в 2020 году снизилась на 0,3% (по сравнению с 2019 годом) и составила 30,8%. Наряду с нерациональным питанием и низкой физической активностью, недостаточной мотивацией граждан к сохранению и укреплению своего здоровья потребление алкогольной продукции и табака является угрозой возникновения и развития ряда заболеваний, особенно у мужчин трудоспособного возраста.

2.4. В 2019 - 2020 годах на территории Ульяновской области прошли диспансеризацию 275,4 тыс. граждан. При этом часть граждан проходит диспансеризацию ежегодно, тогда как многие не проходят ее более трех лет, что зачастую приводит к формированию тяжелых форм заболеваний. В марте 2020 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 N 710-р "О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 N 1391-р" временно приостановлена диспансеризация взрослого населения в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.

2.5. Отмечается формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.

2.6. Не в полной мере развита паллиативная медицинская помощь, включая выездную патронажную службу, предоставление необходимых лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных, и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.

2.7. В государственных медицинских организациях Ульяновской области ощущается дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, онкологов (включая детских), фтизиатров, психиатров, патологоанатомов, а также врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических организациях.

2.8. В условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов.

2.9. В 2020 году отмечается рост смертности населения по основным группам заболеваний и снижение ожидаемой продолжительности жизни. Естественная убыль населения в 2019 году составила 6,2 тыс. человек, в 2020 году - 10,3 тыс. человек. В результате неблагоприятных демографических тенденций и отрицательной миграции сельских жителей их численность за 2019 год уменьшилась на 5818 человек, за 2020 год - на 4916 человек.

2.10. В марте 2020 года зафиксирован первый подтвержденный случай заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Ульяновской области. В связи с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Ульяновской области проводилось экстренное расширение коечного фонда, в результате количество перепрофилированных коек в апреле 2020 года составило 683 койки для приема больных с новой коронавирусной инфекцией, к концу 2020 года - 2053 койко-места в 15 медицинских организациях. В целях оказания качественной медицинской помощи закуплено и поставлено 179 аппаратов искусственной вентиляции легких, 2 современных аппарата для проведения компьютерной томографии, реанимационное и эндоскопическое оборудование, 2 современные роботизированные установки для определения в организме инфекции и иное необходимое лабораторное оборудование, средства индивидуальной защиты.

3. Цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в Ульяновской области


3.1. Целями развития здравоохранения в Ульяновской области являются увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

3.2. Основными задачами развития здравоохранения в Ульяновской области являются:

1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме;

2) создание условий для повышения доступности и эффективности организации предоставления медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, совершенствование первичной медико-санитарной помощи;

3) развитие системы медицинской профилактики всех видов заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Ульяновской области;

4) снижение уровня смертности населения (в том числе младенческой смертности) от наиболее распространенных заболеваний;

5) совершенствование первичной медико-санитарной помощи;

6) развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;

7) внедрение, применение новых медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, улучшение лекарственного обеспечения граждан;

8) предотвращение распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

9) обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на территории Ульяновской области, квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

10) осуществление контроля качества и безопасности медицинской деятельности на территории Ульяновской области;

11) создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения;

12) укрепление материально-технической базы государственных медицинских организаций Ульяновской области, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

13) обеспечение биологической безопасности в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации".

3.3. Решение основных задач развития здравоохранения в Ульяновской области должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1) совершенствование системы оказания медицинской помощи, предусматривающее в том числе:

а) строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;

б) развитие инфраструктуры и материально-технической базы государственных медицинских организаций Ульяновской области (далее - медицинские организации), оказывающих медицинскую помощь, в том числе детям;

в) оснащение современным лабораторным оборудованием, высокочувствительными и специфичными тест-системами клинико-диагностических, в том числе микробиологических, лабораторий и патологоанатомических отделений медицинских организаций;

г) обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, в том числе путем создания фельдшерско-акушерских пунктов, использования мобильных медицинских комплексов, а также обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, включая развитие маршрутов общественного транспорта, строительство и реконструкцию дорог с твердым покрытием;

д) дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

е) реализацию программы "Борьба с онкологическими заболеваниями на территории Ульяновской области";

ж) совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем;

з) совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) с использованием санитарной авиации;

и) развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе за счет увеличения числа выездных патронажных служб и посещений пациентов на дому, организации услуг по уходу за больными, создания специализированных мультидисциплинарных бригад по организации и оказанию паллиативной медицинской помощи, укрепления материально-технической базы структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, и хосписов;

2) формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни;

3) формирование у граждан мотивации к переходу на здоровое питание, в том числе в целях снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний, а также развитие системы информирования граждан о качестве продуктов питания;

4) формирование эффективной системы профилактики заболеваний, обеспечивающей охват декретированных групп населения профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год;

5) обеспечение проведения лабораторного обследования (диагностику) на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6) охват населения декретированных возрастов и населения из групп риска профилактическими прививками против вакциноуправляемых инфекций - не менее 95%;

7) достижение вакцинации не менее 60% жителей Ульяновской области в целях формирования приобретенного иммунитета против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

8) обеспечение биологической безопасности, предусматривающее в том числе:

а) координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в сфере обеспечения биологической безопасности;

б) участие в планировании и реализации противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических мероприятий;

в) участие в проведении мониторинга биологических рисков и в осуществлении оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности на территории Ульяновской области;

г) информирование органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и населения о реализуемых на территории Ульяновской области мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности;

9) выявление и профилактика профессиональных заболеваний граждан на территории Ульяновской области;

10) постоянное проведение мониторинга состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (в течение всей их трудовой деятельности), в целях предупреждения профессиональных заболеваний, а также профилактика профессиональных рисков, направленная на качественное и своевременное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, позволяющих вернуть работников к активной трудовой и социальной деятельности с минимальными повреждениями здоровья;

11) развитие системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения на территории Ульяновской области;

12) создание современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп во взаимодействии с организациями социального обслуживания, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья граждан, социальными службами, добровольцами (волонтерами);

13) совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан;

14) развитие мер поддержки, предоставляемых медицинским работникам;

15) создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и внедрение цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения;

16) развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества в сфере здравоохранения.

4. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии


4.1. Реализация настоящей Стратегии позволит создать условия:

1) для укрепления здоровья граждан на территории Ульяновской области;

2) для увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

3) для увеличения продолжительности активной трудовой жизни, сокращения периодов временной нетрудоспособности и повышения качества жизни граждан за счет уменьшения уровня заболеваемости.

4.2. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа.

4.3. На первом этапе реализации настоящей Стратегии (2021 год):

1) совершенствуются организационные механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения;

2) принимаются необходимые решения в области укрепления общественного здоровья, профилактики заболеваний.

4.4. На втором этапе реализации настоящей Стратегии (2022 - 2025 годы):

1) формируются новые, в том числе организационные и управленческие решения, направленные на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи;

2) реализуются меры, направленные на создание и внедрение в медицинскую практику новых технологий и услуг, соответствующих современному уровню развития медицинской науки;

3) совершенствуются механизмы лекарственного обеспечения граждан;

4) развиваются механизмы финансирования медицинской помощи, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования.

4.5. Ожидаемыми к 2025 году результатами реализации второго этапа настоящей Стратегии являются:

1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 73,89 года;

2) снижение уровня младенческой смертности до 3,9 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми;

3) снижение уровня смертности лиц трудоспособного возраста до 378,1 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста;

4) снижение уровня смертности от заболеваний системы кровообращения до 579,6 случая на 100 тыс. человек;

5) снижение уровня смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 216,9 случая на 100 тыс. человек;

6) снижение уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий до 3,9 случая на 100 тыс. человек (10,2 случая в 2020 году).

5. Механизм реализации настоящей Стратегии. Источники ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией


5.1. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство), медицинских, научных, образовательных организаций независимо от формы собственности и общественных организаций.

5.2. Координация деятельности по реализации настоящей Стратегии, а также мониторинг ее реализации возлагаются на Министерство.

5.3. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в соответствии с государственной программой Ульяновской области в сфере развития здравоохранения в Ульяновской области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ