ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 сентября 2021 года N 486-пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1.
Утвердить Стратегию развития
здравоохранения в Ульяновской области
на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Министерству здравоохранения
Ульяновской области руководствоваться
положениями Стратегии, утвержденной
настоящим распоряжением, при разработке
программных документов в сфере охраны
здоровья.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Ульяновской
области от 23.12.2016 N 720-пр "Об утверждении
Стратегии развития системы
здравоохранения Ульяновской области на
период 2017 - 2030 годов";
распоряжение Правительства Ульяновской
области от 23.06.2017 N 302-пр "О внесении
изменений в распоряжение Правительства
Ульяновской области от 23.12.2016 N 720-пр";
распоряжение Правительства Ульяновской
области от 13.09.2017 N 456-пр "О внесении
изменений в распоряжение Правительства
Ульяновской области от 23.12.2016 N 720-пр".
Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства Ульяновской области
А.С.ТЮРИН
Утверждена
распоряжением
Правительства Ульяновской области
от 24 сентября 2021 года N 486-пр
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Общие положения
1.1. Настоящая Стратегия является
документом стратегического
планирования, разработанным в целях
устойчивого социально-экономического
развития Ульяновской области, одним из
приоритетов которого являются
сохранение и укрепление здоровья
населения на основе формирования
здорового образа жизни и повышения
уровня доступности и качества оказания
медицинской помощи на территории
Ульяновской области.
1.2. Настоящая Стратегия разработана на
основании федеральных законов от 21.11.2011 N
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" и от
28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом
планировании в Российской Федерации",
указов Президента Российской Федерации
от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации",
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 11.03.2019 N 97 "Об Основах
государственной политики Российской
Федерации в области обеспечения
химической и биологической безопасности
на период до 2025 года и дальнейшую
перспективу", от 06.06.2019 N 254 "О
Стратегии развития здравоохранения в
Российской Федерации на период до 2025
года".
1.3. Настоящая Стратегия направлена на
формирование и реализацию на территории
Ульяновской области скоординированной
политики в сфере охраны здоровья
граждан, сохранение здоровья и
увеличение ожидаемой продолжительности
жизни.
2. Состояние отрасли здравоохранения на территории Ульяновской области
2.1. В период с 2012 по 2020 годы:
1) ожидаемая продолжительность жизни
граждан при рождении в 2020 году осталась
по сравнению с 2012 годом на прежнем уровне
и составила 70,59 года;
2) показатель общей смертности с 2012 года
вырос на 18,3% и составил в 2020 году 16,8
случая на 1 тыс. человек, показатель
смертности лиц трудоспособного возраста
вырос в 2020 году на 6,8% (до 613,2 случая на 100
тыс. человек соответствующего возраста).
Показатель младенческой смертности
снизился в 2020 году по сравнению с 2012
годом на 39,1% (до 4,2 случая на 1 тыс. детей,
родившихся живыми), число абортов
снизилось в 1,8 раза (до 10,2 случая на 1000
женщин фертильного возраста),
материнская смертность увеличилась на
42,1% (до 29,0 случая на 100 тыс. детей,
родившихся живыми);
3) уровень профессиональной
заболеваемости снизился в 2,2 раза (до 1,15
случая на 10 тыс. работников), однако
своевременное выявление начальных форм
профессиональных заболеваний при
проведении периодических медицинских
осмотров и эффективность
предварительных и периодических
медицинских осмотров остаются низкими.
Отмечается недостаточная
заинтересованность работодателей в
сохранении здоровья работников, в том
числе в прохождении ими
профилактических медицинских осмотров и
диспансеризации;
4) число граждан, которым оказана
высокотехнологичная медицинская помощь,
ежегодно увеличивается. В 2012 году
высокотехнологичная медицинская помощь
в г. Ульяновске была оказана 3427 раз, в 2020
году - 10450 раз (по сравнению с 2012 годом
количество увеличилось в 3 раза), что
свидетельствует о повышении ее
доступности для населения;
5) число реабилитационных коек
увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2012
годом, число пациентов, прошедших
медицинскую реабилитацию, - в 2,8 раза (с 1260
человек в 2012 году до 3571 человека в 2020
году);
6) объем финансирования льготного
лекарственного обеспечения за счет
средств федерального бюджета на
территории Ульяновской области вырос на
9,7% (30,8 млн. рублей), с 317,7 млн. рублей до 348,5
млн. рублей, за счет средств областного
бюджета Ульяновской области - на 403,5% (на
709,4 млн. рублей), со 175,8 млн. рублей до 885,2
млн. рублей;
7) количество заболеваний системы
кровообращения снизилось на 4,3%, число
больных со злокачественными
новообразованиями сократилось на 2,1 %,
что на фоне снижения уровня смертности
от этих заболеваний свидетельствует о
росте количества обращений граждан в
медицинские организации на территории
Ульяновской области;
8) число лиц, инфицированных вирусом
иммунодефицита человека, выросло и
составило 20122 человека;
9) уровень заболеваемости сахарным
диабетом увеличился на 25,1%. Отмечается
распространенность других
алиментарно-зависимых заболеваний, в том
числе ожирения;
10) объем платных медицинских услуг вырос
на 142% (на 1042,1 млн. рублей). Это обусловлено
тем, что медицинские организации
негосударственной формы собственности,
участвующие в реализации
Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
на территории Ульяновской области, отчет
по форме 62 "Сведения о ресурсном
обеспечении и оказании медицинской
помощи населению" представляют
начиная с 2017 года в соответствии с
приказом Федеральной службы
государственной статистики от 16.12.2020 N 800
"Об утверждении формы федерального
статистического наблюдения с указаниями
по ее заполнению для организации
Министерством здравоохранения
Российской Федерации федерального
статистического наблюдения в сфере
охраны здоровья";
11) расходы на оказание медицинской
помощи в Ульяновской области в рамках
Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
на территории Ульяновской области
увеличились в 2020 году на 108,05% по
сравнению с 2012 годом.
2.2. Серьезной проблемой является
недостаточная оснащенность
клинико-диагностических, в том числе
микробиологических, лабораторий и
патологоанатомических отделений
медицинских организаций, современным
оборудованием и расходными материалами
на фоне появления новых инфекций, ранее
не встречавшихся на территории
Российской Федерации.
2.3. Уровень потребления алкогольной
продукции (в перерасчете на абсолютный
алкоголь) на душу населения в 2019 году
составлял 5,5 л. В 2020 году употребление
алкогольной продукции увеличилось на 0,67
л (12,2%) - до 5,67 л на душу населения.
Распространенность потребления табака
среди взрослого населения в 2014 году
составила 39%, в 2020 году снизилась на 0,3% (по
сравнению с 2019 годом) и составила 30,8%.
Наряду с нерациональным питанием и
низкой физической активностью,
недостаточной мотивацией граждан к
сохранению и укреплению своего здоровья
потребление алкогольной продукции и
табака является угрозой возникновения и
развития ряда заболеваний, особенно у
мужчин трудоспособного возраста.
2.4. В 2019 - 2020 годах на территории
Ульяновской области прошли
диспансеризацию 275,4 тыс. граждан. При
этом часть граждан проходит
диспансеризацию ежегодно, тогда как
многие не проходят ее более трех лет, что
зачастую приводит к формированию
тяжелых форм заболеваний. В марте 2020 года
в соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от
21.03.2020 N 710-р "О приостановлении
проведения Всероссийской
диспансеризации взрослого населения
Российской Федерации в соответствии с
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27.06.2019 N 1391-р" временно
приостановлена диспансеризация
взрослого населения в целях
предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) на
территории Российской Федерации.
2.5. Отмечается формальный подход
медицинских работников к проведению
диспансеризации. У граждан не
сформирована потребность в ежегодном ее
прохождении.
2.6. Не в полной мере развита паллиативная
медицинская помощь, включая выездную
патронажную службу, предоставление
необходимых лекарственных препаратов, в
том числе наркотических и психотропных,
и медицинских изделий, предназначенных
для поддержания функций органов и систем
организма человека.
2.7. В государственных медицинских
организациях Ульяновской области
ощущается дефицит врачей
анестезиологов-реаниматологов,
рентгенологов, онкологов (включая
детских), фтизиатров, психиатров,
патологоанатомов, а также врачей,
работающих в
амбулаторно-поликлинических
организациях.
2.8. В условиях быстро развивающихся
информационно-коммуникационных
технологий, искусственного интеллекта
ощущается отставание в развитии
технологий, обеспечивающих защиту
персональных данных пациентов.
2.9. В 2020 году отмечается рост смертности
населения по основным группам
заболеваний и снижение ожидаемой
продолжительности жизни. Естественная
убыль населения в 2019 году составила 6,2
тыс. человек, в 2020 году - 10,3 тыс. человек. В
результате неблагоприятных
демографических тенденций и
отрицательной миграции сельских жителей
их численность за 2019 год уменьшилась на
5818 человек, за 2020 год - на 4916 человек.
2.10. В марте 2020 года зафиксирован первый
подтвержденный случай заболевания новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19) на
территории Ульяновской области. В связи
с ростом заболеваемости коронавирусной
инфекцией на территории Ульяновской
области проводилось экстренное
расширение коечного фонда, в результате
количество перепрофилированных коек в
апреле 2020 года составило 683 койки для
приема больных с новой коронавирусной
инфекцией, к концу 2020 года - 2053
койко-места в 15 медицинских
организациях. В целях оказания
качественной медицинской помощи
закуплено и поставлено 179 аппаратов
искусственной вентиляции легких, 2
современных аппарата для проведения
компьютерной томографии, реанимационное
и эндоскопическое оборудование, 2
современные роботизированные установки
для определения в организме инфекции и
иное необходимое лабораторное
оборудование, средства индивидуальной
защиты.
3. Цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в Ульяновской области
3.1. Целями развития здравоохранения в
Ульяновской области являются увеличение
численности населения,
продолжительности жизни,
продолжительности здоровой жизни,
снижение уровня смертности и
инвалидности населения, соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий.
3.2. Основными задачами развития
здравоохранения в Ульяновской области
являются:
1) обеспечение государственных гарантий
оказания гражданам бесплатной
медицинской помощи в полном объеме;
2) создание условий для повышения
доступности и эффективности организации
предоставления медицинской помощи, в том
числе высокотехнологичной,
совершенствование первичной
медико-санитарной помощи;
3) развитие системы медицинской
профилактики всех видов заболеваний и
формирование здорового образа жизни у
населения Ульяновской области;
4) снижение уровня смертности населения
(в том числе младенческой смертности) от
наиболее распространенных
заболеваний;
5) совершенствование первичной
медико-санитарной помощи;
6) развитие детского здравоохранения,
включая создание современной
инфраструктуры оказания медицинской
помощи детям;
7) внедрение, применение новых
медицинских технологий, включая систему
ранней диагностики и дистанционный
мониторинг состояния здоровья
пациентов, улучшение лекарственного
обеспечения граждан;
8) предотвращение распространения
заболеваний, представляющих опасность
для окружающих;
9) обеспечение медицинских организаций
государственной системы
здравоохранения, оказывающих
медицинскую помощь на территории
Ульяновской области, квалифицированными
кадрами, включая внедрение системы
непрерывного образования медицинских
работников, в том числе с использованием
дистанционных образовательных
технологий;
10) осуществление контроля качества и
безопасности медицинской деятельности
на территории Ульяновской области;
11) создание механизмов взаимодействия
медицинских организаций на основе
единой государственной информационной
системы здравоохранения, внедрение
цифровых технологий и платформенных
решений, формирующих единый цифровой
контур здравоохранения;
12) укрепление материально-технической
базы государственных медицинских
организаций Ульяновской области, в том
числе на основе государственно-частного
партнерства;
13) обеспечение биологической
безопасности в соответствии с
Федеральным законом от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О
биологической безопасности в Российской
Федерации".
3.3. Решение основных задач развития
здравоохранения в Ульяновской области
должно осуществляться по следующим
приоритетным направлениям:
1) совершенствование системы оказания
медицинской помощи, предусматривающее в
том числе:
а) строительство и реконструкцию
объектов здравоохранения;
б) развитие инфраструктуры и
материально-технической базы
государственных медицинских
организаций Ульяновской области (далее -
медицинские организации), оказывающих
медицинскую помощь, в том числе детям;
в) оснащение современным лабораторным
оборудованием, высокочувствительными и
специфичными тест-системами
клинико-диагностических, в том числе
микробиологических, лабораторий и
патологоанатомических отделений
медицинских организаций;
г) обеспечение оптимальной доступности
для граждан (включая граждан,
проживающих в труднодоступных
местностях) первичной медико-санитарной
помощи, в том числе путем создания
фельдшерско-акушерских пунктов,
использования мобильных медицинских
комплексов, а также обеспечение
транспортной доступности медицинских
организаций, включая развитие маршрутов
общественного транспорта, строительство
и реконструкцию дорог с твердым
покрытием;
д) дальнейшее развитие
высокотехнологичной медицинской
помощи;
е) реализацию программы "Борьба с
онкологическими заболеваниями на
территории Ульяновской области";
ж) совершенствование оказания
медицинской помощи пациентам с
неинфекционными заболеваниями
сердечно-сосудистой, нервной,
эндокринной и других систем;
з) совершенствование организации
экстренной медицинской помощи гражданам
(включая граждан, проживающих в
труднодоступных местностях) с
использованием санитарной авиации;
и) развитие паллиативной медицинской
помощи, в том числе за счет увеличения
числа выездных патронажных служб и
посещений пациентов на дому, организации
услуг по уходу за больными, создания
специализированных
мультидисциплинарных бригад по
организации и оказанию паллиативной
медицинской помощи, укрепления
материально-технической базы
структурных подразделений медицинских
организаций, оказывающих паллиативную
медицинскую помощь, и хосписов;
2) формирование системы мотивации
граждан, особенно детей и лиц
трудоспособного возраста, к ведению
здорового образа жизни;
3) формирование у граждан мотивации к
переходу на здоровое питание, в том числе
в целях снижения риска развития
алиментарно-зависимых заболеваний, а
также развитие системы информирования
граждан о качестве продуктов питания;
4) формирование эффективной системы
профилактики заболеваний,
обеспечивающей охват декретированных
групп населения профилактическими
медицинскими осмотрами, проводимыми не
реже одного раза в год;
5) обеспечение проведения лабораторного
обследования (диагностику) на наличие
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в
соответствии с требованиями Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
6) охват населения декретированных
возрастов и населения из групп риска
профилактическими прививками против
вакциноуправляемых инфекций - не менее
95%;
7) достижение вакцинации не менее 60%
жителей Ульяновской области в целях
формирования приобретенного иммунитета
против новой коронавирусной инфекции
(COVID-19);
8) обеспечение биологической
безопасности, предусматривающее в том
числе:
а) координацию деятельности
исполнительных органов государственной
власти Ульяновской области в сфере
обеспечения биологической
безопасности;
б) участие в планировании и реализации
противоэпидемических,
противоэпизоотических,
противоэпифитотических мероприятий;
в) участие в проведении мониторинга
биологических рисков и в осуществлении
оценки эффективности реализации
мероприятий, направленных на
обеспечение биологической безопасности
на территории Ульяновской области;
г) информирование органов местного
самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области и
населения о реализуемых на территории
Ульяновской области мероприятиях,
направленных на обеспечение
биологической безопасности;
9) выявление и профилактика
профессиональных заболеваний граждан на
территории Ульяновской области;
10) постоянное проведение мониторинга
состояния здоровья работников, занятых
на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами (в течение
всей их трудовой деятельности), в целях
предупреждения профессиональных
заболеваний, а также профилактика
профессиональных рисков, направленная
на качественное и своевременное
выполнение лечебно-профилактических
мероприятий, позволяющих вернуть
работников к активной трудовой и
социальной деятельности с минимальными
повреждениями здоровья;
11) развитие системы медицинской
реабилитации и санаторно-курортного
лечения на территории Ульяновской
области;
12) создание современной системы оказания
медицинской помощи лицам старших
возрастных групп во взаимодействии с
организациями социального обслуживания,
некоммерческими организациями,
осуществляющими деятельность в сфере
охраны здоровья граждан, социальными
службами, добровольцами (волонтерами);
13) совершенствование деятельности по
профилактике инвалидизации граждан;
14) развитие мер поддержки,
предоставляемых медицинским
работникам;
15) создание механизмов взаимодействия
медицинских организаций на основе
единой государственной информационной
системы в сфере здравоохранения и
внедрение цифровых технологий и
платформенных решений, формирующих
единый цифровой контур
здравоохранения;
16) развитие добровольчества
(волонтерства) и наставничества в сфере
здравоохранения.
4. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
4.1. Реализация настоящей Стратегии
позволит создать условия:
1) для укрепления здоровья граждан на
территории Ульяновской области;
2) для увеличения ожидаемой
продолжительности жизни при рождении;
3) для увеличения продолжительности
активной трудовой жизни, сокращения
периодов временной нетрудоспособности и
повышения качества жизни граждан за счет
уменьшения уровня заболеваемости.
4.2. Реализация настоящей Стратегии
осуществляется в два этапа.
4.3. На первом этапе реализации настоящей
Стратегии (2021 год):
1) совершенствуются организационные
механизмы, обеспечивающие устойчивое
функционирование системы
здравоохранения;
2) принимаются необходимые решения в
области укрепления общественного
здоровья, профилактики заболеваний.
4.4. На втором этапе реализации настоящей
Стратегии (2022 - 2025 годы):
1) формируются новые, в том числе
организационные и управленческие
решения, направленные на устойчивое
развитие системы здравоохранения,
сохранение здоровья населения и
повышение качества медицинской помощи;
2) реализуются меры, направленные на
создание и внедрение в медицинскую
практику новых технологий и услуг,
соответствующих современному уровню
развития медицинской науки;
3) совершенствуются механизмы
лекарственного обеспечения граждан;
4) развиваются механизмы финансирования
медицинской помощи, в том числе в рамках
обязательного медицинского
страхования.
4.5. Ожидаемыми к 2025 году результатами
реализации второго этапа настоящей
Стратегии являются:
1) увеличение ожидаемой
продолжительности жизни при рождении до
73,89 года;
2) снижение уровня младенческой
смертности до 3,9 случая на 1 тыс. детей,
родившихся живыми;
3) снижение уровня смертности лиц
трудоспособного возраста до 378,1 случая
на 100 тыс. человек соответствующего
возраста;
4) снижение уровня смертности от
заболеваний системы кровообращения до
579,6 случая на 100 тыс. человек;
5) снижение уровня смертности от
новообразований, в том числе
злокачественных, до 216,9 случая на 100 тыс.
человек;
6) снижение уровня смертности в
результате дорожно-транспортных
происшествий до 3,9 случая на 100 тыс.
человек (10,2 случая в 2020 году).
5. Механизм реализации настоящей Стратегии. Источники ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией
5.1. Реализация настоящей Стратегии
обеспечивается согласованными
действиями Министерства
здравоохранения Ульяновской области
(далее - Министерство), медицинских,
научных, образовательных организаций
независимо от формы собственности и
общественных организаций.
5.2. Координация деятельности по
реализации настоящей Стратегии, а также
мониторинг ее реализации возлагаются на
Министерство.
5.3. Реализация настоящей Стратегии
осуществляется в соответствии с
государственной программой Ульяновской
области в сфере развития
здравоохранения в Ульяновской области.
Ссылается на