КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2025 года N 472
О внесении изменений в постановление
Кабинета Министров республики Татарстан
от 28.12.2023 N 1701 "Об утверждении Стратегии по
обеспечению благоприятных условий для
развития экспортной деятельности в
Республике Татарстан до 2030 года"
Кабинет Министров Республики
Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан от 28.12.2023
N 1701 "Об утверждении Стратегии по
обеспечению благоприятных условий для
развития экспортной деятельности в
Республике Татарстан до 2030 года" (с
изменениями, внесенными постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан
от 02.11.2024 N 956) следующие изменения:
в наименовании слово "экспортной"
заменить словом "внешнеэкономической";
в преамбуле слово "экспортной"
заменить словом "внешнеэкономической";
в пункте 1 слово "экспортной"
заменить словом "внешнеэкономической";
пункт 2 признать утратившим силу;
в Стратегии по обеспечению
благоприятных условий для развития
экспортной деятельности в Республике
Татарстан до 2030 года, утвержденной
указанным постановлением:
в наименовании слово "экспортной"
заменить словом "внешнеэкономической";
в абзаце девятом раздела I слово
"экспортной" заменить словом
"внешнеэкономической";
разделы II и III изложить в следующей
редакции:
"II. Анализ состояния основных
направлений внешнеэкономической
деятельности Республики Татарстан
Основные показатели
внешнеэкономического оборота
Республики Татарстан.
По данным Приволжского таможенного
управления, внешнеторговый оборот
Республики Татарстан за 2020 г. составил 12,4
млрд долларов США и по сравнению с 2019 г.
уменьшился на 22,9 процента от общего
объема (3 676 106,4 тыс. долларов США). При этом
экспорт уменьшился на 31,4 процента от
общего объема экспорта и составил 8,8 млрд
долларов США, импорт увеличился на 14,9
процента от общего объема импорта и был
равен 3,6 млрд долларов США.
Доля внешнеторгового оборота
Республики Татарстан во внешней
торговле Приволжского федерального
округа составила 27,53 процента от общего
объема.
Сальдо торгового баланса
Республики Татарстан сложилось
положительное и составило 5,08 млрд
долларов США; по сравнению с 2019 г.
уменьшилось на 4,6 млрд долларов США (47,6
процента от общего объема).
Внешнеторговый оборот Республики
Татарстан за 2021 г. составил 17,5 млрд
долларов США и по сравнению с 2020 г.
увеличился на 40,8 процента от общего
объема, в том числе экспорт - 12,07 млрд
долларов США, который увеличился на 36,8
процента от общего объема экспорта, и
импорт - 5,5 млрд долларов США,
увеличившийся на 50,4 процента от общего
объема импорта.
Доля внешнеторгового оборота
Республики Татарстан во внешней
торговле Приволжского федерального
округа составила 28,52 процента от общего
объема.
Сальдо торгового баланса
Республики Татарстан сложилось
положительное и составило 6,6 млрд
долларов США; по сравнению с 2020 г.
увеличилось на 1,4 млрд долларов США (+27,3
процента от общего объема).
Товарная структура экспорта и импорта
2020 г.
Товарная структура экспорта
В товарной структуре экспорта
Республики Татарстан за 2020 г.
преобладали: минеральные продукты - 69,2
процента от общего объема экспорта;
продукция химической промышленности,
каучук - 19,2 процента от общего объема
экспорта.
Товарная структура импорта
В товарной структуре импорта
ведущее место занимали:
машиностроительная продукция - 66,4
процента от общего объема импорта;
продукция химической промышленности,
каучук - 18,0 процента от общего объема
импорта; металлы и изделия из них - 7,1
процента от общего объема импорта.
Таблица N 1
Товарная структура экспорта и импорта
Республики Татарстан, январь - декабрь 2020
года
(тыс. долларов США)
Коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза |
Наименование товара |
Всего |
Страны дальнего зарубежья |
Страны Содружества Независимых Государств | |||
|
|
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
01 - 24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
283 737,7 |
67 373,8 |
181 504,4 |
36 882,4 |
102 233,4 |
30 491,4 |
25 - 27 |
Минеральные продукты |
6 039 023,4 |
31 813,9 |
5 416 460,2 |
19 602,2 |
622 563,2 |
12 211,6 |
27 |
Топливно-энергетические товары |
6 027 066,3 |
25 420,1 |
5 406 156,5 |
16 847,4 |
620 909,8 |
8 572,7 |
28 - 40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
1 676 519,6 |
656 539 |
1 169 831,7 |
617 919,7 |
506 687,9 |
38 619,3 |
41 - 43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
145,2 |
4 433,9 |
102,6 |
4 379,3 |
42,6 |
54,5 |
44 - 49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
121 073,7 |
31 198,2 |
48 270,7 |
28 587,3 |
72 802,9 |
2 610,9 |
50 - 67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
14 808,8 |
74 222 |
1 222,4 |
52 153,3 |
13 586,5 |
22 068,7 |
72 - 83 |
Металлы и изделия из них |
109 413,6 |
256 674 |
17 830,9 |
221 199,2 |
91 582,7 |
35 474,7 |
84 - 90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
440 370,6 |
2 415 760,6 |
111 234,1 |
2 277 049,9 |
329 136,5 |
138 710,7 |
68 - 71, 91 - 97 |
Другие товары |
35 786,4 |
102 442,1 |
22 265,2 |
97 332,5 |
135 21,3 |
5 109,6 |
2021 год
Товарная структура экспорта
В товарной структуре экспорта
Республики Татарстан за 2021 г.
преобладали: минеральные продукты - 68,8
процента от общего объема экспорта;
продукция химической промышленности,
каучук - 19,2 процента от общего объема
экспорта.
Товарная структура импорта
В товарной структуре импорта
ведущее место занимали: машины,
оборудование и транспортные средства -
69,8 процента от общего объема импорта;
продукция химической промышленности,
каучук - 16,5 процента от общего объема
импорта.
Таблица N 2
Товарная структура экспорта и импорта
Республики Татарстан, январь - декабрь 2021
года
(тыс. долларов США)
Коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза |
Наименование товара |
Всего |
Страны дальнего зарубежья |
Страны Содружества Независимых Государств | |||
|
|
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
01 - 24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
393 015,3 |
80 683,6 |
271 686,7 |
44 770,8 |
121 328,6 |
35 912,8 |
25 - 27 |
Минеральные продукты |
8 300 720,8 |
63 424,7 |
7 967 919,2 |
28 755,6 |
332 801,5 |
34 669 |
27 |
Топливно-энергетические товары |
8 277 603,3 |
56 364,1 |
7 946 091,2 |
25 081 |
331 512 |
31 283,2 |
28 - 40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
2 320 073,8 |
900 997 |
1 673 882 |
856 487,8 |
646 191,8 |
44 509,2 |
41 - 43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
651,8 |
12 831,2 |
419,2 |
12 710,7 |
232,5 |
120,4 |
44 - 49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
167 459,1 |
37 855,8 |
68 188,1 |
31 016,4 |
99 271 |
6 839,4 |
50 - 67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
16 032,4 |
66 038,1 |
247,9 |
40 528,4 |
15 784,6 |
25 509,7 |
72 - 83 |
Металлы и изделия из них |
143 024,3 |
341 080,2 |
49 481,5 |
296 853,8 |
93 542,8 |
44 226,4 |
84 - 90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
651 424,7 |
3 816 734,5 |
209 620,9 |
3 671 159,8 |
441 803,8 |
145 574,7 |
68 - 71, 91 - 97 |
Другие товары |
80 117,1 |
152 623,7 |
61 391,8 |
145 746,3 |
18 725,3 |
6 877,4 |
Пандемия новой коронавирусной
инфекции COVID-19 оказала влияние не только
на экономику внутри Российской
Федерации, но и на товарооборот с другими
странами. Изменилась структура экспорта
и импорта, а также их распределение по
разным группам товаров.
Предприятия Республики Татарстан с
января по декабрь 2020 г. экспортировали 2
933,8 тыс. тонн нефти (53,4 процента от общего
объема экспорта к уровню 2019 года), 3 007,1
тыс. тонн нефтепродуктов (72,3 процента от
общего объема к уровню 2019 года).
Ведущими торговыми партнерами
Республики Татарстан в 2020 г. являлись 166
стран, экспортные торговые операции
осуществлялись со 139 странами, импортные
- со 132 странами.
В 2020 г. товары экспортировались
преимущественно в следующие страны:
Польша (17,8 процента от общего объема
экспорта), Нидерланды (12,7 процента от
общего объема экспорта), Беларусь (7,8
процента от общего объема экспорта),
Казахстан (6,9 процента от общего объема
экспорта), Германия (6,6 процента от общего
объема экспорта), Соединенное
Королевство Великобритании и Северной
Ирландии (4,4 процента об общего объема
экспорта), Словакия (3,2 процента от общего
объема экспорта), Венгрия (3,0 процента от
общего объема экспорта), Бельгия (2,5
процента от общего объема экспорта),
Финляндия (2,3 процента от общего объема
экспорта), Болгария (2,3 процента от общего
объема экспорта), Китай (2,2 процента от
общего объема экспорта), Франция (2,2
процента от общего объема экспорта),
Швейцария (1,7 процента от общего объема
экспорта), Турция (1,6 процента от общего
объема экспорта), Узбекистан (1,5 процента
от общего объема экспорта), Индия (1,4
процента от общего объема экспорта),
Латвия (1,2 процента от общего объема
экспорта), Эстония (1,2 процента от общего
объема экспорта), Ирландия (1,1 процента от
общего объема экспорта), Италия (1,1
процента от общего объема экспорта),
Соединенные Штаты Америки (1,1 процента от
общего объема экспорта).
Импорт товаров в основном
осуществлялся из Германии (24,5 процента
от общего объема импорта), Китая (16,0
процента от общего объема импорта),
Соединенных Штатов Америки (7,4 процента
от общего объема импорта), Италии (6,1
процента от общего объема импорта),
Турции (6,0 процента от общего объема
импорта), Беларуси (5,3 процента от общего
объема импорта), Республики Корея (3,2
процента от общего объема импорта),
Бельгии (2,1 процента от общего объема
импорта), Индии (1,8 процента от общего
объема импорта), Франции (1,8 процента от
общего объема импорта), Гонконга (1,7
процента от общего объема импорта),
Польши (1,6 процента от общего объема
импорта), Японии (1,6 процента от общего
объема импорта), Чехии (1,6 процента от
общего объема импорта), Испании (1,4
процента от общего объема импорта),
Австрии (1,4 процента от общего объема
импорта), Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии (1,3
процента от общего объема импорта),
Нидерландов (1,1 процента от общего объема
импорта).
Наибольшим спросом на внешнем
рынке продолжает пользоваться продукция
химического производства. Основными
товарами республиканского химического
производства, поставляемыми на экспорт,
являются синтетический каучук, шины для
автомобилей, пластмассы и изделия из них,
органические химические соединения (в
том числе циклические углеводороды),
продукты неорганической химии,
поверхностно-активные вещества, моющие и
чистящие средства.
Основными торговыми партнерами
республики в 2021 г. были страны дальнего
зарубежья. Их доля в товарообороте
Республики Татарстан составила 87,9
процента от общего объема, в том числе в
экспорте - 85,3 процента от общего объема
экспорта, в импорте - 93,7 процента от
общего объема импорта.
Крупнейшими торговыми партнерами
являлись:
при экспорте: Польша (21,6 процента от
общего объема экспорта), Нидерланды (14,9
процента от общего объема экспорта),
Германия (5,9 процента от общего объема
экспорта), Словакия (5,8 процента от общего
объема экспорта), Беларусь (5,3 процента от
общего объема экспорта), Казахстан (4,8
процента от общего объема экспорта),
Венгрия (3,0 процента от общего объема
экспорта), Франция (2,7 процента от общего
объема экспорта), Финляндия (2,0 процента
от общего объема экспорта), Болгария (1,9
процента от общего объема экспорта),
Турция (1,8 процента от общего объема
экспорта), Дания (1,7 процента от общего
объема экспорта), Швейцария (1,7 процента
от общего объема экспорта), Латвия (1,5
процента от общего объема экспорта),
Индия (1,5 процента от общего объема
экспорта), Иран (Исламская Республика) (1,5
процента от общего объема экспорта),
Эстония (1,4 процента от общего объема
экспорта), Литва (1,3 процента от общего
объема экспорта), Китай (1,3 процента от
общего объема экспорта), Узбекистан (1,3
процента от общего объема экспорта),
Бельгия (1,2 процента от общего объема
экспорта), Италия (1,2 процента от общего
объема экспорта);
при импорте: Германия (27,7 процента
от общего объема импорта), Китай (15,8
процента от общего объема импорта),
Соединенные Штаты Америки (8,3 процента от
общего объема импорта), Турция (6,2
процента от общего объема импорта),
Италия (5,0 процента от общего объема
импорта), Беларусь (4,0 процента от общего
объема импорта), Польша (2,1 процента от
общего объема импорта), Республика Корея
(2,0 процента от общего объема импорта),
Бельгия (1,9 процента от общего объема
импорта), Чехия (1,8 процента от общего
объема импорта), Франция (1,8 процента от
общего объема импорта), Соединенное
Королевство Великобритании и Северной
Ирландии (1,8 процента от общего объема
импорта), Япония (1,7 процента от общего
объема импорта), Индия (1,7 процента от
общего объема импорта), Мексика (1,6
процента от общего объема импорта),
Австрия (1,5 процента от общего объема
импорта), Канада (1,3 процента от общего
объема импорта).
В географической структуре
внешнеторгового оборота Республики
Татарстан доля стран дальнего зарубежья
в январе - декабре 2022 г. составила 87,2
процента от общего объема (в январе -
декабре 2021 г. - 88 процентов от общего
объема). При этом их доля в объеме
экспорта в январе - декабре возросла на 2,6
процента от общего объема экспорта,
составив 87,9 процента, в объеме импорта
снизилась на 9,8 процента от общего объема
импорта, составив 83,9 процента.
Особое внимание стало уделяться
содействию организациям, испытывающим
проблемы, связанные с логистикой и
перебоями поставок импортных
составляющих производства.
В связи с этим представительствами
Республики Татарстан осуществляется
работа по поиску потенциальных
партнеров в странах и субъектах
пребывания, прорабатываются возможные
цепочки поставок через страны СНГ,
Ближнего Востока и Азии, ведется поиск
логистических партнеров.
Основные тенденции
социально-экономического развития
Республики Татарстан.
Промышленный профиль Республики
Татарстан определяют топливная и
нефтехимическая отрасли (добыча и
переработка нефти, производство
широкого спектра продуктов
нефтепереработки: синтетического
каучука, шин, полистирола, полиэтилена и
др.). Развито также машиностроение;
производятся тяжелые грузовики,
вертолеты, самолеты и авиадвигатели,
нефте- и газоперекачивающее
оборудование, речные и морские суда,
тракторы, легковые автомобили.
Объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг в Республике Татарстан за
январь - декабрь 2024 г. составил 5,651 трлн
рублей, индекс промышленного
производства - 105 процентов.
Перспективными отраслями
экспортной продукции организаций в
Республике Татарстан являются:
минеральные продукты, топливо, машины,
оборудование, приборы и транспортные
средства, древесина и продукты ее
переработки, продукция
агропромышленного комплекса, химическая
и нефтехимическая промышленность,
производство изделий из резины и
пластика.
III. Реализация мероприятий по
обеспечению социально-экономической
стабильности
В 2025 году экономика Республики
Татарстан сталкивается со следующими
сдерживающими внешними факторами:
ограничения внешнеторговой
деятельности отражаются на
экспортно-импортных операциях;
технологические ограничения
сказываются на реализации
инвестиционных проектов;
инфляционное давление в условиях
дисбаланса спроса и предложения,
волатильность цен на нефть и курса рубля
влияют на деловую активность;
блокировка доступа российских
компаний и банков к глобальной
финансовой системе вызывает
значительные сложности и издержки при
проведении платежей с иностранными
контрагентами.
Снижение объема экспорта указывает
на большое количество внутренних и
внешних ограничений и барьеров, которые
не позволяют потенциальным экспортерам
в полной мере использовать весь
имеющийся потенциал, и влечет за собой
сдерживание развития экспортной
деятельности компаний. Существенное
влияние на развитие экспорта
товаропроизводителей оказывают:
сложности взаиморасчетов с
иностранными контрагентами, в частности
длительность прохождения платежей,
сложности в проведении взаимных
расчетов в национальных валютах, потери
при конвертации валют;
повышенные транспортные издержки
для предприятий-экспортеров и
повышенные сроки доставки грузов;
недостаток специализированных
кадров в сфере внешнеэкономической
деятельности.
Основным ограничением на
региональном уровне является
недостаточная информационная
осведомленность потенциальных и
экспортно ориентированных компаний о
соответствующих мерах поддержки.
В условиях санкционного давления
организации в Республике Татарстан
оперативно организовали работу по
установлению новых кооперационных
связей, перестраиванию логистических
цепочек, поиску новых рынков сбыта,
импортозамещению.
Для продвижения продукции
региональных производителей на внешний
рынок необходимо снятие торговых и
административных барьеров,
препятствующих доступу продукции
региональных производителей на
конкретный экспортный рынок.
Развитие экспортной деятельности в
Республике Татарстан требует повышения
эффективности и развития комплексной
системы государственного
стимулирования экспортной деятельности
и поддержки экспортно ориентированных
предприятий. Такая система будет
способствовать решению основных задач
развития экспортной деятельности
Республики Татарстан:
стимулирование экспортной
активности и развитие "полюсов роста"
экспортного потенциала Республики
Татарстан;
развитие несырьевого
неэнергетического экспорта Республики
Татарстан;
увеличение доли
высокотехнологичного экспорта.
"Полюсом роста" экспортного
потенциала региона, увеличения
производства продукции с высокой
добавленной стоимостью являются
промышленные кластеры, создающие
предпосылки для развития инноваций и
концентрации производства, в том числе
за счет встраивания субъектов малого и
среднего предпринимательства в
производственную кооперацию в рамках
кластеров.
Так, рост экспортного потенциала
топливно-энергетического комплекса в
нефтяной промышленности будет
содействовать развитию существующих и
созданию новых организаций нефтехимии в
районах крупной добычи нефти,
организации в перспективе региональных
нефтехимических кластеров.
Важнейшими направлениями работы по
повышению конкурентоспособности
организаций в Республике Татарстан
являются:
интенсификация инновационной
деятельности с использованием
механизмов государственно-частного
партнерства, включая формы венчурного
финансирования;
дальнейшее развитие и модернизация
транспортной инфраструктуры, призванные
в наиболее полной мере реализовать
транзитный потенциал Республики
Татарстан;
развитие малого
предпринимательства, повсеместно
охватывающее различные сферы
хозяйственной деятельности, включая как
высокотехнологичные отрасли, так и
сектор традиционных потребительских
услуг;
продолжение
информационно-консультационной работы с
предприятиями по вопросам получения
государственной поддержки федерального
и регионального уровня, условиям
софинансирования проектов, направленных
на разработку новой высокотехнологичной
продукции, техническое перевооружение и
создание конкурентоспособных
производств на базе наилучших доступных
технологий.
В Республике Татарстан основными
приоритетами развития экспортной
деятельности определены следующие
направления:
участие в реализации на территории
Республики Татарстан мероприятий
национального проекта "Международная
кооперация и экспорт" в целях
формирования в отраслях промышленности,
сельском хозяйстве, сфере услуг
глобальных конкурентоспособных
несырьевых секторов;
расширение экспорта товаров, работ,
услуг;
совершенствование мер поддержки
экспортно ориентированных предприятий
Республики Татарстан в целях
обеспечения присутствия татарстанских
товаров, работ, услуг на внешних рынках;
взаимодействие с акционерным
обществом "Российский экспортный центр",
торговыми представительствами
Российской Федерации в иностранных
государствах и другими институтами
развития экспорта в целях реализации мер
государственной поддержки экспортно
ориентированных компаний;
вовлечение предприятий Республики
Татарстан, в том числе предприятий
малого и среднего предпринимательства, в
экспортную деятельность;
создание и ведение каталога
экспортеров Республики Татарстан;
реализация инвестиционных
экспортно ориентированных проектов.
С целью оказания системной
поддержки экспортеров на всех этапах
выхода на внешние рынки в Республике
Татарстан на постоянной основе ведется
работа по внедрению Регионального
экспортного стандарта. В рамках
стандарта предусмотрены следующие меры
содействия в повышении экспортного
потенциала организаций в Республике
Татарстан и продвижении производимой
продукции:
вовлечение организаций Республики
Татарстан, в том числе организаций
малого и среднего бизнеса, в экспортную
деятельность;
взаимодействие с компаниями и
организациями других субъектов
Российской Федерации при проведении
международных конгрессно-выставочных
мероприятий и зарубежных визитов;
проведение обучения в рамках
федеральных партнерских программ
обучения, реализуемых совместно с
акционерным обществом "Российский
экспортный центр";
проведение образовательных курсов
и семинаров с целью обучения как
персонала организаций в Республике
Татарстан, так и сотрудников органов
государственной власти, принимающих
участие во внешнеэкономической
деятельности;
формирование управленческой
команды, в функции которой будет входить
разработка программы и мониторинг
реализации национального проекта
"Международная кооперация и экспорт" в
Республике Татарстан;
оказание
информационно-консультационной
поддержки экспортно ориентированным
предприятиям и
информационно-аналитическое
обеспечение внешнеэкономической
деятельности.
Поддержка экспортно
ориентированных предприятий в регионе, в
том числе с целью преодоления барьеров,
препятствующих запуску и расширению
экспортной деятельности в Республике
Татарстан, осуществляется с помощью
Центра поддержки экспорта
некоммерческой микрокредитной компании
"Фонд поддержки предпринимательства
Республики Татарстан", подведомственной
Министерству экономики Республики
Татарстан.
Центр поддержки экспорта
некоммерческой микрокредитной компании
"Фонд поддержки предпринимательства
Республики Татарстан" оказывает
содействие экспортно ориентированным
предприятиям на любом этапе экспортного
цикла. Реализация мероприятий по
поддержке экспортно ориентированного
предпринимательства обеспечивает
возможность выхода на новые рынки и
повышение конкурентоспособности
товаров местных производителей, а также
оказывает существенное воздействие на
общее социально-экономическое развитие
региона.
Кроме того, экспортно
ориентированным предприятиям
Республики Татарстан в целях
преодоления барьеров, препятствующих
запуску и расширению экспортной
деятельности, доступны меры поддержки,
предоставляемые акционерным обществом
"Российский экспортный центр".
Также у субъектов малого и среднего
предпринимательства Республики
Татарстан имеется возможность получения
следующих мер государственной поддержки
в Центре поддержки экспорта
некоммерческой микрокредитной компании
"Фонд поддержки предпринимательства
Республики Татарстан":
сопровождение экспортного
контракта;
содействие в поиске и подборе
иностранного покупателя;
обеспечение доступа к запросам
иностранных покупателей на товары
(работы, услуги);
организация участия субъектов
малого и среднего предпринимательства в
международных выставочно-ярмарочных
мероприятиях на территории Российской
Федерации и за пределами территории
Российской Федерации;
содействие в размещении субъектов
малого и среднего предпринимательства и
(или) товара (работы, услуги) субъекта
малого и среднего предпринимательства
на международных электронных торговых
площадках, обеспечение участия
субъектов малого и среднего
предпринимательства в акселерационных
программах по развитию экспортной
деятельности;
организация семинаров, вебинаров,
мастер-классов и других
информационно-консультационных
мероприятий по вопросам экспортной
деятельности.
Центр поддержки экспорта
некоммерческой микрокредитной компании
"Фонд поддержки предпринимательства
Республики Татарстан" оказывает также
содействие в:
приведении продукции и (или)
производственного процесса в
соответствие с требованиями,
предъявляемыми на внешних рынках для
экспорта товаров (работ, услуг)
(стандартизация, сертификация,
необходимые разрешения);
обеспечении защиты и оформлении
прав на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации юридических
лиц, товаров, работ, услуг и предприятий,
которым предоставляется правовая охрана
за пределами территории Российской
Федерации;
проведении индивидуальных
маркетинговых или патентных
исследований иностранных рынков по
запросу субъекта малого и среднего
предпринимательства;
организации и осуществлении
транспортировки продукции субъектов
малого и среднего предпринимательства,
предназначенной для экспорта на внешние
рынки;
размещении и хранении продукции
субъекта малого и среднего
предпринимательства в местах временного
хранения за рубежом;
организации и проведении
конференции, форума, "круглого стола" и
других мероприятий.
Начиная с 2016 года в Республике
Татарстан проходит конкурс "Экспортер
года" для предприятий в сфере
несырьевого неэнергетического экспорта.
Проведение ежегодного конкурса
"Экспортер года" в субъектах Российской
Федерации входит в перечень
инструментов Регионального экспортного
стандарта "Создание и развитие
механизмов популяризации экспортной
деятельности среди экономически
активного населения и молодежи субъекта
Российской Федерации".
Одним из инструментов в достижении
поставленных целей является реализация
инвестиционных проектов. Перечень
приоритетных инвестиционных проектов на
2025 год, соответствующих приоритетным
направлениям инвестиционной политики
Республики Татарстан, определенным
Инвестиционным меморандумом Республики
Татарстан на 2023 - 2025 годы, утвержден
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 20.12.2024 N 1172 "Об
утверждении перечня приоритетных
инвестиционных проектов на 2025 год,
соответствующих приоритетным
направлениям инвестиционной политики
Республики Татарстан, определенным
Инвестиционным меморандумом Республики
Татарстан на 2023 - 2025 годы".
В Республике Татарстан созданы и
успешно развиваются особые
экономические зоны, индустриальные
парки, технопарки, промышленные площадки
муниципального уровня, создана
инвестиционная инфраструктура, в
которую входят две особые экономические
зоны - "Алабуга" и "Иннополис", технополис
"Химград".
Масштабирование опыта создания
промышленных площадок - один из "полюсов
роста" международной кооперации для
Республики Татарстан. На территории
Республики Узбекистан уже работают два
промышленных парка в Ташкентской и
Джизакской областях. В стадии
строительства находятся еще две
площадки в Бухарской и Навоийской
областях. Также прорабатывается вопрос
создания промышленного парка на
территории Азербайджанской Республики.
Развитие данной формы кооперации
способствует уменьшению транспортных
издержек, росту возможностей по
взаимному расчету, диверсификации
товарной и географической структуры
экспорта.
По поручению Раиса Республики
Татарстан Р.Н.Минниханова реализуется
проект "Made in Tatarstan" (madeintatarstan.com) -
информационный ресурс о промышленном
потенциале Республики Татарстан "Портал
"Сделано в Татарстане" ("Made in Tatarstan")" (далее
- Портал). Проект входит в
государственную информационную систему
Республики Татарстан "Официальный
портал Республики Татарстан".
Портал активно применяется в
качестве рабочего инструмента
Министерства промышленности и торговли
Республики Татарстан для организации
официальных визитов делегаций
Республики Татарстан с целью
продвижения организаций в Республике
Татарстан на внутреннем и внешнем
рынках.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.В.Мишустин
подписал распоряжение Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2025 г. N
450-р об утверждении программы по
продвижению российской продукции за
рубежом под национальным брендом
"Сделано в России" до 2030 года. В числе
мероприятий программы: проведение
международных деловых миссий российских
производителей, организация ярмарок для
продвижения российской продукции за
рубежом под брендом "Сделано в России",
разработка и запуск официального
интернет-сайта национального бренда.
В настоящее время Министерством
промышленности и торговли Республики
Татарстан проводится работа по
информированию республиканских
предприятий о возможностях участия в
программе "Сделано в России". В 2025 году
планируется их активное участие в
мероприятиях совместно с АО "Российский
экспортный центр".
Министерством промышленности и
торговли Республики Татарстан на
постоянной основе проводятся встречи в
формате "Час с торгпредом" в режиме
видео-конференц-связи с участием
торговых представителей Российской
Федерации в зарубежных странах. Данные
мероприятия призваны наладить оказание
содействия в вопросах взаимодействия с
перспективными внешними рынками.
Эффективным инструментом
обеспечения внешнеэкономических
интересов является работа полномочных,
постоянных и торгово-экономических
представительств Республики Татарстан.
Важным механизмом расширения
торгово-экономических связей с
приоритетными странами во
взаимодействии с субъектами Российской
Федерации является проведение
еженедельных встреч в режиме
видео-конференц-связи с представителями
Республики Татарстан при участии
предприятий Республики Татарстан. В
рамках данных встреч ведется работа по:
решению актуальных вопросов
предприятий по продвижению на
зарубежных рынках;
координации планов регионального
бизнеса по развитию экспорта;
информированию предприятий об
актуальных мерах поддержки и
планируемых мероприятиях;
взаимодействию с субъектами
Российской Федерации по координации в
сфере поддержки экспортной
деятельности.
Вместе с тем важную роль в развитии
внешнеэкономического сотрудничества
играет проведение в Республике
Татарстан международных мероприятий
высокого уровня.
Министерством промышленности и
торговли Республики Татарстан в 2024 году
организовано 280 международных
мероприятий.
Одним из действенных инструментов
для укрепления взаимодействия со
странами СНГ является проведение
заседаний совместных рабочих групп, в
рамках которых обсуждаются
перспективные направления
сотрудничества и рассматривается
реализация проектов на территориях
сторон. В 2024 году были проведены
заседания с рабочими группами
Туркменистана, Республики Беларусь,
Азербайджанской Республики и Республики
Казахстан.
Республика Татарстан является
постоянным участником международных
промышленных выставок "ИННОПРОМ",
проводимых традиционно в Республике
Узбекистан. В 2023 году республиканская
делегация приняла участие в выставке
"ИННОПРОМ" в Республике Казахстан, в 2025
году запланировано участие со стендом в
Республике Беларусь.
В 2023 году Указом Президента
Российской Федерации от 17 января 2023 года
N 17 "О Международном экономическом форуме
"Россия - Исламский мир: KazanForum"
мероприятию присвоен федеральный
статус.
В 2024 году в Татарстане состоялся XV
Международный экономический форум
"Россия - Исламский мир: KazanForum", на котором
обсуждались вопросы финансов, бизнеса,
туризма, науки и культуры. Число
зарегистрированных участников форума
превысило 20 тысяч, были представлены 87
стран мира и 87 российских регионов. С 14 по
19 мая 2024 года в международном
выставочном центре "Казань Экспо"
состоялось около 125 тематических сессий,
лекций, мастер-классов и презентаций. На
площадке форума также были организованы
выставка недвижимости и ярмарка
халяль-продукции Kazan Halal Market.
В Республике Татарстан на
ежегодной основе проводятся отраслевые
международные мероприятия
Татарстанский нефтегазохимический
форум и Татарстанский энергетический
форум "ЭНЕРГОПРОМ". В 2024 году форум
"ЭНЕРГОПРОМ" посетили представители 90
компаний из 17 субъектов Российской
Федерации и зарубежных стран. С 2023 года
ежегодно проходит Международный форум
"РОСТКИ: Россия и Китай - взаимовыгодное
сотрудничество". В 2025 году запланировано
проведение первого Делового форума "TIME:
Татарстан - Индия. Взаимная
эффективность".
Другим ключевым направлением,
реализация которого необходима для
полноценного развития внешнеторговых
связей Республики Татарстан, является
совершенствование
транспортно-логистической
инфраструктуры. Географическое
положение Республики Татарстан
обеспечивает региону выход на два
ключевых международных транспортных
коридора: "Север - Юг" и "Запад - Восток".
Вместе с тем необходимо отметить, что
данный компонент является наименее
подверженным изменениям в системе
внешней торговли региона.
В настоящее время к числу основных
проблем в данной области относятся:
недостаточная пропускная
способность международных транспортных
коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток";
асимметрия отправок грузов,
простой большого количества
неиспользуемых контейнеров;
слабая транспортная связность с
перспективными рынками Южной Азии,
Африки и Латинской Америки.
Для решения указанных проблем
необходимо расширение сотрудничества с
основными внешнеторговыми партнерами
(КНР, Турецкая Республика, Республика
Беларусь, Республика Узбекистан) и
транзитными странами (Республика
Казахстан, Азербайджанская Республика,
Исламская Республика Иран,
Туркменистан).
Наиболее загруженным транспортным
узлом Республики Татарстан является
Нижнекамский. За 2023 год через него было
отправлено около 15 млн тонн грузов,
крупнейшие грузоотправители - ПАО
"Татнефть", ПАО "Нижнекамскнефтехим", АО
"ТАИФ-НК", АО "Аммоний" и ООО
"Менделеевсказот". Высокая загрузка
связана с расположенным рядом крупным
Закамским промышленным кластером. В
связи с увеличением прогнозных объемов
отгрузки продукции железнодорожным
транспортом на Нижнекамском узле на
сегодняшний день актуален вопрос
развития соответствующей
железнодорожной инфраструктуры и
оптимизации технологических процессов
для обеспечения бесперебойной перевозки
грузов, в том числе в страны Азии.
В целях обеспечения бесперебойной
перевозки грузов Нижнекамского узла
необходимо провести разработку и
внедрение модели комплексной программы
отгрузки продукции с созданием единого
логистического оператора.
В рамках достижения поставленных
целей в дальнейшем планируется
продолжить работу по развитию
взаимодействия с зарубежными
партнерами:
по направлению сотрудничества со
странами Содружества Независимых
Государств;
по расширению взаимодействия с
Азией;
по выстраиванию отношений со
странами Африки;
по актуализации договорной базы с
иностранными партнерами;
по оказанию содействия в
локализации предприятиям Республики
Татарстан в зарубежных странах и
иностранных компаний в Республике
Татарстан;
по организации выставочных
мероприятий и участию в выставках.
Целевые значения показателей,
характеризующих развитие экспорта
Республики Татарстан, изложены в
приложении к Стратегии.";
приложение к указанной Стратегии
изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
Приложение
к Стратегии по обеспечению
благоприятных условий для развития
внешнеэкономической деятельности
в Республике Татарстан до 2030 года
(в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28 июня 2025 г. N 472)
ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА
Цель Стратегии по развитию внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан до 2030 года: обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года | ||||||
N п/п |
Наименование показателя |
Тип показателя (основной, дополнительный) |
Единица измерения |
Базовое значение 2023 г. |
Запланированные значения на 2030 г. | |
|
|
|
|
значение |
дата |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта (в номинальных ценах) |
основной |
млн долларов США |
2 741 |
31.12.2023 |
4 577 |
2. |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта товаров отраслей промышленности (в номинальных ценах) |
основной |
млн долларов США |
2 217 |
31.12.2023 |
3 702 |
3. |
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах) |
основной |
млн долларов США |
401,2 |
31.12.2021 |
602 |
4. |
Совокупный объем экспорта товаров (в номинальных ценах) |
дополнительный |
млн долларов США |
10 220 |
31.12.2023 |
14 800 |
5. |
Количество стран-экспортеров |
дополнительный |
единиц |
109 |
31.12.2023 |
130 |
6. |
Количество экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства |
дополнительный |
единиц |
2 287 |
31.12.2023 |
2 340 |