Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 1701


Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года

(с изменениями на 2 ноября 2024 года)

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)



В целях создания благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года.


2. Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан:


ежегодно, до 5 декабря, в установленном порядке вносить на утверждение в Экспортный совет Республики Татарстан план развития экспортного потенциала Республики Татарстан и содействия выходу татарстанских компаний на внешний рынок на предстоящий год;


разработать в 90-дневный срок проект государственной программы Республики Татарстан "Развитие экспортной деятельности в Республике Татарстан на 2024 - 2030 годы" и представить его на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан.


3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2018 N 492 "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2025 года (Стратегии развития экспорта в Республике Татарстан до 2025 года)".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28 декабря 2023 г. N 1701



СТРАТЕГИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)



I. Общие положения


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в рамках национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" прирост объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году должен составить не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)


Для достижения поставленной цели наряду с дальнейшим развитием инфраструктуры продвижения экспорта и системы поддержки отечественных производителей необходима последовательная работа по увеличению количества новых экспортеров российской конкурентоспособной продукции. Особый акцент важно сделать на более эффективном использовании экспортного потенциала субъектов Российской Федерации и активном привлечении к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, так как именно этот сектор экономики обладает наибольшим потенциалом роста несырьевого неэнергетического экспорта, а также экспорта услуг.


Акционерное общество "Российский экспортный центр", используя лучшие практики, разработало Региональный экспортный стандарт, направленный на совершенствование институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации.


Данный документ описывает комплекс мер, способствующих активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности и, как результат, увеличить число экспортеров и объем экспортной продукции.


Протоколом заочного заседания проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 02.09.2022 N 5 утверждена новая редакция Стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (далее - Региональный экспортный стандарт версия 2.0).


Цель Регионального экспортного стандарта версия 2.0 - закрепить комплекс мер, при внедрении которых органы исполнительной власти Республики Татарстан смогут простимулировать экспортную деятельность компаний, а также сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта.


Региональный экспортный стандарт версия 2.0 разработан в соответствии с паспортом федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт".


Необходимость формирования нормативной правовой базы в сфере планирования внешнеэкономической деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обусловлена возникновением новых экономических и геополитических вызовов, нестабильностью мировых финансовых и товарных рынков, а также сложившейся эпидемиологической ситуацией, оказывающей негативное воздействие на реальный сектор экономики и осуществление внешнеторговых операций. Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта, включая финансовые инструменты развития, является необходимым условием повышения устойчивости региональной экономики и увеличения доходности регионального бюджета.


Таким образом, целью Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) является обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)


Основополагающими документами, определяющими правовую основу разработки Стратегии и ключевые направления региональной промышленной политики, являются:


Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)


государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";


Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года";


национальные проекты "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы";


стратегические ориентиры, рекомендованные Региональным экспортным стандартом версия 2.0, утвержденные протоколом заседания проектного комитета Национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 02.09.2022 N 5.


Стратегия направлена на решение следующих задач в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан:


развитие и укрепление внешнеэкономических связей Республики Татарстан, расширение рынков сбыта продукции Республики Татарстан и ее экспортного потенциала;


повышение эффективности инфраструктуры поддержки экспорта, выявление, снижение административных барьеров и совершенствование механизмов взаимодействия федеральных и республиканских органов исполнительной власти и субъектов предпринимательства по вопросам развития экспорта;


активное привлечение к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;


создание благоприятных условий для географической диверсификации экспорта;


проведение мероприятий за рубежом, а также на территории Республики Татарстан, направленных на продвижение на международные рынки продукции, произведенной на территории Республики Татарстан;


оказание содействия экспортерам Республики Татарстан в выходе на международные электронные торговые площадки;


проведение ежегодного обучения основам экспортной деятельности для организаций в Республике Татарстан, в том числе привлечение их к участию в акселерационных программах;


формирование системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе образовательных организаций высшего образования в Республике Татарстан.



II. Анализ состояния основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан


Основные показатели внешнеэкономического оборота Республики Татарстан.


По данным Приволжского таможенного управления, внешнеторговый оборот Республики Татарстан за 2020 г. составил 12,4 млрд долларов США и по сравнению с 2019 г. уменьшился на 22,9 процента от общего объема (3 676 106,4 тыс. долларов США). При этом экспорт уменьшился на 31,4 процента от общего объема экспорта и составил 8,8 млрд долларов США, импорт увеличился на 14,9 процента от общего объема импорта и был равен 3,6 млрд долларов США.


Доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 27,53 процента от общего объема.


Сальдо торгового баланса Республики Татарстан сложилось положительное и составило 5,08 млрд долларов США; по сравнению с 2019 г. уменьшилось на 4,6 млрд долларов США (47,6 процента от общего объема).


Внешнеторговый оборот Республики Татарстан за 2021 г. составил 17,5 млрд долларов США и по сравнению с 2020 г. увеличился на 40,8 процента от общего объема, в том числе экспорт - 12,07 млрд долларов США, который увеличился на 36,8 процента от общего объема экспорта, и импорт - 5,5 млрд долларов США, увеличившийся на 50,4 процента от общего объема импорта.


Доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 28,52 процента от общего объема.


Сальдо торгового баланса Республики Татарстан сложилось положительное и составило 6,6 млрд долларов США; по сравнению с 2020 г. увеличилось на 1,4 млрд долларов США (+27,3 процента от общего объема).



Товарная структура экспорта и импорта



2020 г.


Товарная структура экспорта


В товарной структуре экспорта Республики Татарстан за 2020 г. преобладали: минеральные продукты - 69,2 процента от общего объема экспорта; продукция химической промышленности, каучук - 19,2 процента от общего объема экспорта.


Товарная структура импорта


В товарной структуре импорта ведущее место занимали: машиностроительная продукция - 66,4 процента от общего объема импорта; продукция химической промышленности, каучук - 18,0 процента от общего объема импорта, металлы и изделия из них - 7,1 процента от общего объема импорта.



Таблица N 1



Товарная структура экспорта и импорта Республики Татарстан, январь - декабрь 2020 года

(тыс. долларов США)

Коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Наименование товара

Всего

Страны дальнего зарубежья

Страны Содружества Независимых Государств

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

1

2

3

4

5

6

7

8

01 - 24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

283 737,7

67 373,8

181 504,4

36 882,4

102 233,4

30 491,4

25 - 27

Минеральные продукты

6 039 023,4

31 813,9

5 416 460,2

19 602,2

622 563,2

12 211,6

27

Топливно-энергетические товары

6 027 066,3

25 420,1

5 406 156,5

16 847,4

620 909,8

8 572,7

28 - 40

Продукция химической промышленности, каучук

1 676 519,6

656 539

1 169 831,7

617 919,7

506 687,9

38 619,3

41 - 43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

145,2

4 433,9

102,6

4 379,3

42,6

54,5

44 - 49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

121 073,7

31 198,2

48 270,7

28 587,3

72 802,9

2 610,9

50 - 67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

14 808,8

74 222

1 222,4

52 153,3

13 586,5

22 068,7

72 - 83

Металлы и изделия из них

109 413,6

256 674

17 830,9

221 199,2

91 582,7

35 474,7

84 - 90

Машины, оборудование и транспортные средства

440 370,6

2 415 760,6

111 234,1

2 277 049,9

329 136,5

138 710,7

68 - 71, 91 - 97

Другие товары

35 786,4

102 442,1

22 265,2

97 332,5

135 21,3

5 109,6



2021 год


Товарная структура экспорта


В товарной структуре экспорта Республики Татарстан за 2021 г. преобладали: минеральные продукты - 68,8 процента от общего объема экспорта; продукция химической промышленности, каучук - 19,2 процента от общего объема экспорта.


Товарная структура импорта


В товарной структуре импорта ведущее место занимали: машины, оборудование и транспортные средства - 69,8 процента от общего объема импорта; продукция химической промышленности, каучук - 16,5 процента от общего объема импорта.



Таблица N 2



Товарная структура экспорта и импорта Республики Татарстан, январь - декабрь 2021 года

(тыс. долларов США)

Коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Наименование товара

Всего

Страны дальнего зарубежья

Страны Содружества Независимых Государств

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

1

2

3

4

5

6

7

8

01 - 24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

393 015,3

80 683,6

271 686,7

44 770,8

121 328,6

35 912,8

25 - 27

Минеральные продукты

8 300 720,8

63 424,7

7 967 919,2

28 755,6

332 801,5

34 669

27

Топливно-энергетические товары

8 277 603,3

56 364,1

7 946 091,2

25 081

331 512

31 283,2

28 - 40

Продукция химической промышленности, каучук

2 320 073,8

900 997

1 673 882

856 487,8

646 191,8

44 509,2

41 - 43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

651,8

12 831,2

419,2

12 710,7

232,5

120,4

44 - 49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

167 459,1

37 855,8

68 188,1

31 016,4

99 271

6 839,4

50 - 67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

16 032,4

66 038,1

247,9

40 528,4

15 784,6

25 509,7

72 - 83

Металлы и изделия из них

143 024,3

341 080,2

49 481,5

296 853,8

93 542,8

44 226,4

84 - 90

Машины, оборудование и транспортные средства

651 424,7

3 816 734,5

209 620,9

3 671 159,8

441 803,8

145 574,7

68 - 71, 91 - 97

Другие товары

80 117,1

152 623,7

61 391,8

145 746,3

18 725,3

6 877,4



2022 год


Товарная структура экспорта


В товарной структуре экспорта Республики Татарстан за 2022 г. преобладали: минеральные продукты - 78,3 процента от общего объема экспорта; продукция химической промышленности, каучук - 13,4 процента от общего объема экспорта.


Товарная структура импорта


В товарной структуре импорта ведущее место занимали: машины, оборудование и транспортные средства - 51,3 процента от общего объема импорта; продукция химической промышленности, каучук - 30,8 процента от общего объема импорта; металлы и изделия из них - 7,6 процента от общего объема импорта.



Товарная структура экспорта 2022 год





Товарная структура импорта 2022 год




Данные, приведенные в графиках, получены из отчета Таможенного управления Республики Татарстан.


Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 оказала влияние не только на экономику внутри Российской Федерации, но и на товарооборот с другими странами. Изменилась структура экспорта и импорта, а также их распределение по разным группам товаров.


Предприятия Республики Татарстан с января по декабрь 2020 г. экспортировали 2 933,8 тыс. тонн нефти (53,4 процента от общего объема экспорта к уровню 2019 года), 3 007,1 тыс. тонн нефтепродуктов (72,3 процента от общего объема к уровню 2019 года).


Ведущими торговыми партнерами Республики Татарстан в 2020 г. являлись 166 стран, экспортные торговые операции осуществлялись со 139 странами, импортные - со 132 странами.


В 2020 г. товары экспортировались преимущественно в следующие страны: Польша (17,8 процента от общего объема экспорта), Нидерланды (12,7 процента от общего объема экспорта), Беларусь (7,8 процента от общего объема экспорта), Казахстан (6,9 процента от общего объема экспорта), Германия (6,6 процента от общего объема экспорта), Соединенное Королевство (4,4 процента об общего объема экспорта), Словакия (3,2 процента от общего объема экспорта), Венгрия (3,0 процента от общего объема экспорта), Бельгия (2,5 процента от общего объема экспорта), Финляндия (2,3 процента от общего объема экспорта), Болгария (2,3 процента от общего объема экспорта), Китай (2,2 процента от общего объема экспорта), Франция (2,2 процента от общего объема экспорта), Швейцария (1,7 процента от общего объема экспорта), Турция (1,6 процента от общего объема экспорта), Узбекистан (1,5 процента от общего объема экспорта), Индия (1,4 процента от общего объема экспорта), Латвия (1,2 процента от общего объема экспорта), Эстония (1,2 процента от общего объема экспорта), Ирландия (1,1 процента от общего объема экспорта), Италия (1,1 процента от общего объема экспорта), Соединенные Штаты (1,1 процента от общего объема экспорта).


Импорт товаров в основном осуществлялся из Германии (24,5 процента от общего объема импорта), Китая (16,0 процента от общего объема импорта), Соединенных Штатов (7,4 процента от общего объема импорта), Италии (6,1 процента от общего объема импорта), Турции (6,0 процента от общего объема импорта), Беларуси (5,3 процента от общего объема импорта), Республики Корея (3,2 процента от общего объема импорта), Бельгии (2,1 процента от общего объема импорта), Индии (1,8 процента от общего объема импорта), Франции (1,8 процента от общего объема импорта), Гонконга (1,7 процента от общего объема импорта), Польши (1,6 процента от общего объема импорта), Японии (1,6 процента от общего объема импорта), Чехии (1,6 процента от общего объема импорта), Испании (1,4 процента от общего объема импорта), Австрии (1,4 процента от общего объема импорта), Соединенного Королевства (1,3 процента от общего объема импорта), Нидерландов (1,1 процента от общего объема импорта).


Наибольшим спросом на внешнем рынке продолжает пользоваться продукция химического производства. Основными товарами республиканского химического производства, поставляемыми на экспорт, являются синтетический каучук, шины для автомобилей, пластмассы и изделия из них, органические химические соединения (в том числе циклические углеводороды), продукты неорганической химии, поверхностно-активные вещества, моющие и чистящие средства.


Основными торговыми партнерами республики в 2021 г. были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте Республики Татарстан составила 87,9 процента от общего объема, в том числе в экспорте - 85,3 процента от общего объема экспорта, в импорте - 93,7 процента от общего объема импорта.


Крупнейшими торговыми партнерами являлись:


при экспорте: Польша (21,6 процента от общего объема экспорта), Нидерланды (14,9 процента от общего объема экспорта), Германия (5,9 процента от общего объема экспорта), Словакия (5,8 процента от общего объема экспорта), Беларусь (5,3 процента от общего объема экспорта), Казахстан (4,8 процента от общего объема экспорта), Венгрия (3,0 процента от общего объема экспорта), Франция (2,7 процента от общего объема экспорта), Финляндия (2,0 процента от общего объема экспорта), Болгария (1,9 процента от общего объема экспорта), Турция (1,8 процента от общего объема экспорта), Дания (1,7 процента от общего объема экспорта), Швейцария (1,7 процента от общего объема экспорта), Латвия (1,5 процента от общего объема экспорта), Индия (1,5 процента от общего объема экспорта), Иран (Исламская Республика) (1,5 процента от общего объема экспорта), Эстония (1,4 процента от общего объема экспорта), Литва (1,3 процента от общего объема экспорта), Китай (1,3 процента от общего объема экспорта), Узбекистан (1,3 процента от общего объема экспорта), Бельгия (1,2 процента от общего объема экспорта), Италия (1,2 процента от общего объема экспорта);


при импорте: Германия (27,7 процента от общего объема импорта), Китай (15,8 процента от общего объема импорта), Соединенные Штаты (8,3 процента от общего объема импорта), Турция (6,2 процента от общего объема импорта), Италия (5,0 процента от общего объема импорта), Беларусь (4,0 процента от общего объема импорта), Польша (2,1 процента от общего объема импорта), Республика Корея (2,0 процента от общего объема импорта), Бельгия (1,9 процента от общего объема импорта), Чехия (1,8 процента от общего объема импорта), Франция (1,8 процента от общего объема импорта), Соединенное Королевство (1,8 процента от общего объема импорта), Япония (1,7 процента от общего объема импорта), Индия (1,7 процента от общего объема импорта), Мексика (1,6 процента от общего объема импорта), Австрия (1,5 процента от общего объема импорта), Канада (1,3 процента от общего объема импорта).


В географической структуре внешнеторгового оборота Республики Татарстан доля стран дальнего зарубежья в январе - декабре 2022 г. составила 87,2 процента от общего объема (в январе - декабре 2021 г. - 88 процентов от общего объема). При этом их доля в объеме экспорта в январе - декабре возросла на 2,6 процента от общего объема экспорта, составив 87,9 процента, в объеме импорта снизилась на 9,8 процента от общего объема импорта, составив 83,9 процента.


Внешнеторговый оборот Республики Татарстан со странами дальнего зарубежья в 2022 г. увеличился по сравнению с 2021 г. на 7,1 процента от общего объема. Экспорт товаров в 2022 г. возрос относительно 2021 г. на 33,2 процента от общего объема экспорта, импорт снизился на 45,3 процента от общего объема импорта.


Внешнеторговый оборот с государствами - участниками СНГ в 2022 г. увеличился по сравнению с 2021 г. на 14,7 процента от общего объема. Доля экспорта в обороте составила 77,8 процента от общего объема экспорта, импорта - 22,2 процента от общего объема импорта. Таким образом, в страны дальнего зарубежья экспортированы товары на 6,7 процента больше по сравнению с 2021 годом.


Торговыми партнерами Республики Татарстан в 2022 г. являлись 157 стран, экспортные торговые операции осуществлялись с 137 странами, импортные - с 119 странами.


По итогам внешнеэкономической деятельности за 2022 г. основными торговыми партнерами Республики Татарстан были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте республики составила 87,2 процента от общего объема, в том числе в экспорте - 87,9 процента от общего объема экспорта, в импорте - 83,9 процента от общего объема импорта.


Крупнейшими торговыми партнерами Республики Татарстан по итогам 2022 г. по экспортным операциям были: Польша (24,4 процента от общего объема экспорта), Нидерланды (14,2 процента от общего объема экспорта), Германия (7,5 процента от общего объема экспорта), Турция (6,2 процента от общего объема экспорта), Венгрия (6,1 процента от общего объема экспорта), Словакия (4,8 процента от общего объема экспорта), Казахстан (4,3 процента от общего объема экспорта), Финляндия (4,0 процента от общего объема экспорта), Беларусь (3,0 процента от общего объема экспорта), Франция (2,8 процента от общего объема экспорта), Латвия (2,2 процента от общего объема экспорта), Китай (2,1 процента от общего объема экспорта), Бельгия (1,7 процента от общего объема экспорта), Узбекистан (1,4 процента от общего объема экспорта), Индия (1,4 процента от общего объема экспорта). По импортным поставкам: Китай (38,5 процента от общего объема импорта), Беларусь (10,3 процента от общего объема импорта), Германия (9,8 процента от общего объема импорта), Турция (6,9 процента от общего объема импорта), Республика Корея (3,2 процента от общего объема импорта), Италия (2,9 процента от общего объема импорта), Казахстан (2,6 процента от общего объема импорта), Соединенные Штаты (2,6 процента от общего объема импорта), Узбекистан (2,2 процента от общего объема импорта), Индия (1,9 процента от общего объема импорта), Индонезия (1,2 процента от общего объема импорта), Япония (1,2 процента от общего объема импорта), Таиланд (1,1 процента от общего объема импорта), Швейцария (1,1 процента от общего объема импорта).


В 2022 г. особое внимание стало уделяться содействию организациям, испытывающим проблемы, связанные с логистикой и перебоями поставок импортных составляющих производства.


В связи с этим представительствами Республики Татарстан осуществляется работа по поиску потенциальных партнеров в странах и субъектах пребывания, прорабатываются возможные цепочки поставок через страны СНГ, Ближнего Востока и Азии, ведется поиск логистических партнеров.


Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан.


Промышленный профиль Республики Татарстан определяют топливная и нефтехимическая отрасли (добыча и переработка нефти, производство широкого спектра продуктов нефтепереработки: синтетического каучука, шин, полистирола, полиэтилена и др.). Развито также машиностроение; производятся тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, нефте- и газоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, тракторы, легковые автомобили.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в Республике Татарстан за январь - декабрь 2022 г. составил 4 623,9 млрд рублей, индекс промышленного производства - 106,6 процента.


В январе - декабре 2022 г. в Республике Татарстан добыто 35,7 млн тонн нефти, что на 3,5 процента больше, чем в предыдущем году, в т.ч. крупнейшей республиканской компанией ПАО "Татнефть" - 28,6 млн тонн нефти.


Малыми компаниями добыто 7,1 млн тонн нефти. Удельный вес нефти, добытой малыми компаниями, в 2022 г. составил 20 процентов от общего объема добычи по Республике Татарстан.


Предприятиями отрасли отгружена продукция на 1 026,8 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 103,5 процента.


Произведено 52 619 грузовых и 217 легковых автомобилей, 13,7 млн шин, покрышек, камер резиновых, 694,7 тыс. тонн синтетического каучука, 28 млрд кВт/ч электроэнергии, 54,6 млн Гкал пара и горячей воды.


Перспективными отраслями экспортной продукции организаций в Республике Татарстан являются: минеральные продукты, топливо, машины, оборудование, приборы и транспортные средства, древесина и продукты ее переработки, продукция агропромышленного комплекса, химическая и нефтехимическая промышленность, производство изделий из резины и пластика.



III. Реализация мероприятий по обеспечению социально-экономической стабильности

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)



Условия высокой неопределенности, обусловленной геополитическими факторами, в 2022 году стали серьезным вызовом для страны. Введенные беспрецедентные санкции оказывают значительное влияние на развитие экономики Республики Татарстан:


ограничения внешнеторговой деятельности отражаются на экспортно-импортных операциях;


технологические ограничения сказываются на реализации инвестиционных проектов;


инфляционное давление в условиях дисбаланса спроса и предложения, волатильность цен на нефть и курса рубля влияют на деловую активность;


блокировка доступа российских компаний и банков к глобальной финансовой системе вызывает значительные сложности и издержки при проведении платежей с иностранными контрагентами.


Снижение объема экспорта указывает на большое количество внутренних и внешних ограничений и барьеров, которые не позволяют потенциальным экспортерам в полной мере использовать весь имеющийся потенциал, и влечет за собой сдерживание развития экспортной деятельности компаний. Существенное влияние на развитие экспорта товаропроизводителей оказывают:


сложности взаиморасчетов с иностранными контрагентами, в частности длительность прохождения платежей, отсутствие возможности расчетов в национальных валютах, потери при конвертации валют;


повышенные транспортные издержки для предприятий-экспортеров и повышенные сроки доставки грузов;


недостаток специализированных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.


Основным ограничением на региональном уровне является недостаточная информационная осведомленность потенциальных и экспортно ориентированных компаний о соответствующих мерах поддержки.


В условиях санкционного давления организации в Республике Татарстан оперативно организовали работу по установлению новых кооперационных связей, перестраиванию логистических цепочек, поиску новых рынков сбыта, импортозамещению.


Предусмотрены следующие меры содействия в повышении экспортного потенциала организаций в Республике Татарстан и продвижении производимой продукции:


вовлечение организаций в Республике Татарстан, в том числе организаций малого и среднего бизнеса, в экспортную деятельность;


проведение тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых совместно с акционерным обществом "Российский экспортный центр";


проведение образовательных курсов и семинаров с целью обучения как персонала организаций в Республике Татарстан, так и сотрудников органов государственной власти, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности;


формирование управленческой команды, в функции которой будет входить разработка программы и мониторинг реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в Республике Татарстан;


оказание информационно-консультационной поддержки экспортно ориентированным предприятиям и информационно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности.


Одним из инструментов в достижении поставленных целей является реализация инвестиционных проектов. Перечень приоритетных инвестиционных проектов на 2024 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2023 - 2025 годы, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2023 N 1637 "Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов на 2024 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2023 - 2025 годы".


В Республике Татарстан созданы и успешно развиваются особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, промышленные площадки муниципального уровня, создана инвестиционная инфраструктура, в которую входят две особые экономические зоны "Алабуга" и "Иннополис".


"Полюсом роста" экспортного потенциала региона, увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью являются промышленные кластеры, создающие предпосылки для развития инноваций и концентрации производства, в том числе за счет встраивания субъектов малого и среднего предпринимательства в производственную кооперацию в рамках кластеров.


Так, рост экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса в нефтяной промышленности будет содействовать развитию существующих и созданию новых организаций нефтехимии в районах крупной добычи нефти, организации в перспективе региональных нефтехимических кластеров.


Важнейшими направлениями работы по повышению конкурентоспособности организаций в Республике Татарстан являются:


интенсификация инновационной деятельности с использованием механизмов государственно-частного партнерства, включая формы венчурного финансирования;


дальнейшее развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, призванные в наиболее полной мере реализовать транзитный потенциал Республики Татарстан, определяемый пересечением проектируемого на перспективу международного транспортного коридора "Запад - Восток" и "Север - Юг" с транспортными коммуникациями по важнейшим рекам европейской части России - Волге и Каме;


развитие малого предпринимательства, повсеместно охватывающее различные сферы хозяйственной деятельности, включая как высокотехнологичные отрасли, так и сектор традиционных потребительских услуг;


продолжение информационно-консультационной работы с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального и регионального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.


В рамках федерального проекта "Промышленный экспорт" предполагается оказание поддержки предприятиям в целях реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности.


По поручению Раиса Республики Татарстан Р.Н.Минниханова реализуется проект "Made in Tatarstan" (madeintatarstan.com) - информационный ресурс о промышленном потенциале Республики Татарстан "Портал "Сделано в Татарстане" ("Made in Tatarstan")" (далее - Портал). Проект входит в государственную информационную систему Республики Татарстан "Официальный портал Республики Татарстан".


Портал активно применяется в качестве рабочего инструмента Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан для организации официальных визитов делегаций Республики Татарстан с целью продвижения организаций в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках.


Для продвижения продукции региональных производителей на внешний рынок необходимо снятие торговых и административных барьеров, препятствующих доступу продукции региональных производителей на конкретный экспортный рынок.


Развитие экспортной деятельности в Республике Татарстан требует повышения эффективности и развития комплексной системы государственного стимулирования экспортной деятельности и поддержки экспортно ориентированных предприятий. Такая система будет способствовать решению основных задач развития экспортной деятельности Республики Татарстан:


стимулирование экспортной активности и развитие экспортного потенциала Республики Татарстан;


развитие несырьевого неэнергетического экспорта Республики Татарстан;


увеличение доли высокотехнологичного экспорта.


Поддержка экспортно ориентированных предприятий в регионе, в том числе с целью преодоления барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Республике Татарстан, осуществляется с помощью Центра поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан", подведомственной Министерству экономики Республики Татарстан.


Акционерное общество "Российский экспортный центр" - государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Обратившись в акционерное общество "Российский экспортный центр", экспортер может получить информационные, консультационные услуги и прямую субсидиарную поддержку.


Центр поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" оказывает содействие экспортно ориентированным предприятиям на любом этапе экспортного цикла. Реализация мероприятий по поддержке экспортно ориентированного предпринимательства обеспечивает возможность выхода на новые рынки и повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, а также оказывает существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие региона.


Кроме того, экспортно ориентированным предприятиям Республики Татарстан в целях преодоления барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности, доступны меры поддержки, предоставляемые акционерным обществом "Российский экспортный центр".


В Республике Татарстан основными приоритетами развития экспортной деятельности определены следующие направления:


участие в реализации на территории Республики Татарстан мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в целях формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов;


расширение экспорта товаров, работ, услуг;


совершенствование мер поддержки экспортно ориентированных предприятий Республики Татарстан в целях обеспечения присутствия татарстанских товаров, работ, услуг на внешних рынках;


взаимодействие с акционерным обществом "Российский экспортный центр", торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах и другими институтами развития экспорта в целях реализации мер государственной поддержки экспортно ориентированных компаний;


вовлечение предприятий Республики Татарстан, в том числе предприятий малого и среднего предпринимательства, в экспортную деятельность;


создание и ведение каталога экспортеров Республики Татарстан;


реализация инвестиционных экспортно ориентированных проектов.


Кроме того, у субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан имеется возможность получения следующих мер государственной поддержки в Центре поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан":


консультирование по вопросам экспортной деятельности;


содействие в подготовке и (или) экспертизе экспортного контракта;


содействие в приведении продукции в соответствие с обязательными требованиями, предъявляемыми на внешних рынках для экспорта товаров (работ, услуг) (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);


содействие в обеспечении защиты и оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана за пределами территории Российской Федерации;


содействие в поиске и подборе потенциальных иностранных покупателей;


организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных, информационно-консультационных и иных мероприятиях;


проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов и других информационно-консультационных мероприятий по вопросам экспортной деятельности;


содействие в размещении субъектов малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках;


организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в акселерационных программах по развитию экспортной деятельности;


проведение конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий, направленных на популяризацию экспортной деятельности.


Меры поддержки и стимулирования экспорта должны быть направлены на оказание практической и целенаправленной поддержки выхода на зарубежные рынки для организаций, которые уже имеют опыт экспорта или находятся на стадии высокой готовности к началу экспортной деятельности.


Центр поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" оказывает услугу по размещению продукции предпринимателей на международных маркетплейсах: Alibaba, Epinduo, ЛеснойРесурс.рф, Topfranchise, Trendyol и Turkishexporter.


Эффективным инструментом обеспечения внешнеэкономических интересов является работа полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств Республики Татарстан.


В 2022 году впервые проведен конкурс "Экспортер года" для крупных промышленных предприятий в сфере несырьевого неэнергетического экспорта. В номинации "Лучшее предприятие-экспортер в сфере промышленности" победителем признано публичное акционерное общество "КАМАЗ", в номинации "Прорыв года в сфере экспорта промышленной продукции" - акционерное общество "Нэфис Косметикс".


По итогам заседания экспертной комиссии в 2023 году первые места заняли:


в номинации "Экспортер года в сфере машиностроения" (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) - общество с ограниченной ответственностью "ПК "Агромастер", Республика Татарстан (экспортирует анкерные посевные комплексы, пневматические посевные комплексы, комбинированные посевные комплексы);


в номинации "Экспортер года в сфере базовой продукции агропромышленного комплекса" (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) - общество с ограниченной ответственностью "Агро-Рост Экспорт", Республика Татарстан (экспортирует сельскохозяйственную продукцию).


Проведение ежегодного конкурса "Экспортер года" в субъектах Российской Федерации входит в перечень инструментов регионального экспортного стандарта 2.0 - "Создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности среди экономически активного населения и молодежи субъекта Российской Федерации".


Вместе с тем важную роль в развитии внешнеэкономического сотрудничества играет проведение в Республике Татарстан международных мероприятий высокого уровня.


Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан на постоянной основе проводятся мероприятия в формате "Час с торгпредом" в режиме видео-конференц-связи с участием торговых представителей Российской Федерации.


Важным направлением в продвижении инвестиционного потенциала Республики Татарстан является проведение конгрессно-выставочных мероприятий.


В 2023 году Указом Президента Российской Федерации от 17 января 2023 года N 17 "О Международном экономическом форуме "Россия - Исламский мир: KazanForum" мероприятию присвоен федеральный статус.


Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан в 2023 году организовано 219 международных мероприятий.


В 2023 году было проведено немало двухсторонних визитов, которые способствовали дальнейшему развитию сотрудничества Республики Татарстан со странами Содружества Независимых Государств.


Республика Татарстан является постоянным участником международных промышленных выставок "ИННОПРОМ", проводимых на территории Республики Узбекистан, а также в Республике Казахстан.


В 2023 году в г. Казани был проведен III Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном.


Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан с января по июнь 2024 года организовано 140 международных мероприятий.


В 2024 году в Татарстане состоялся XV Международный экономический форум "Россия - Исламский мир: KazanForum" - масштабное мероприятие, на котором обсуждались вопросы, касающиеся не только финансов и бизнеса, но и политики, туризма, науки, культуры. С 14 по 19 мая 2024 года в международном выставочном центре "Казань Экспо" состоялось около 125 тематических сессий, лекций, мастер-классов и презентаций. На площадке форума также были организованы выставка недвижимости и ярмарка халяль-продукции Kazan Halal Market.


В 2024 году планируется продолжить работу по развитию взаимодействия с зарубежными партнерами:


по направлению сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств;


по расширению взаимодействия с Азией;


по выстраиванию отношений со странами Африки;


по актуализации договорной базы с иностранными партнерами;


по организации выставочных мероприятий и участию в выставках.



IV. Перспективные направления развития экспорта


Создание условий для выхода бизнеса на новые рынки сбыта, в том числе экспорт:


обеспечение участия действующих и потенциальных экспортеров в мероприятиях Центра поддержки экспорта НМКК "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан";


обеспечение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях государственной программы "Развитие экспортной деятельности в Республике Татарстан на 2024 - 2030 годы" (плана мероприятий);


проведение мониторинга инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства.


Развитие специализированной экспортной инфраструктуры.


Важнейшим фактором, обуславливающим возможность вывоза экспортируемых товаров, является развитость транспортно-логистической инфраструктуры.


Общий вектор развития логистики направлен в сторону цифровизации.


Цифровые технологии помогут эффективно управлять закупками, цепями поставок, оптимизировать хранение.


Особое внимание нужно уделить электронному документообороту. Это самый главный элемент цифровой логистики. При организации грузовых перевозок электронный документооборот создает предпосылки к развитию цифровой логистики как инновационной технологии управления информационными потоками на всех уровнях логистической сети.


Новые возможности для управления логистическими процессами поможет открыть единое информационное пространство.


Сегодня экспортная деятельность рассматривается как один из важнейших факторов повышения устойчивости и динамизма экономического роста. Более чем в 100 странах мира созданы и функционируют специализированные государственные, полугосударственные и негосударственные институты, уполномоченные оказывать финансовую и нефинансовую поддержку экспортерам. Учитывая, что в мировой практике, как правило, наблюдается высокая корреляция привлечения прямых иностранных инвестиций и развития экспорта принимающей страны, абсолютное большинство действующих в настоящее время национальных организаций содействия торговле объединяют в себе функции поддержки экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций.


Важнейшей задачей по поддержке экспорта является создание условий для того, чтобы все процедуры, необходимые для осуществления экспорта, могли быть выполнены любым экспортером самостоятельно, без посредников, в том числе за счет повышения профессионализма, информированности экспортеров, разработки и предоставления экспортерам вспомогательных информационных сервисов.


Одним из основных мероприятий в данной сфере является развитие на базе интернет-портала по информационной поддержке экспорта сервисов, включающих:


пошаговое руководство экспортера, детально описывающее всю последовательность операций, связанных с осуществлением экспортной поставки, включая выполнение требований законодательства, а также организацию перевозки товаров;


комплекс электронных сервисов для экспортера, объединенных в единое окно (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, государственных пошлин, получение лицензий, получение сертификатов происхождения, получение иных разрешительных документов, запрос на финансовую поддержку экспорта, информирование об административных препятствиях для экспорта в России и за рубежом, сервис оперативных консультаций по вопросам экспорта, сервис отслеживания прохождения поставки, сервис поиска транспорта для вывоза товара, а также, по мере необходимости, иные сервисы, в которых заинтересованы экспортеры).


Перспективные географические направления (рынки) развития экспорта в Республике Татарстан представлены в таблице N 3.


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)



Таблица N 3

Макрорегион

Государства - торговые партнеры

Экспортируемая продукция

Экспортный потенциал

1

2

3

4

Страны Таможенного союза и Содружества Независимых Государств

Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Азербайджанская Республика, Республика Армения

Машинно-техническая продукция, продовольственные товары, промышленные материалы, товары широкого потребления

Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение.

Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, машиностроительная продукция, автомобили и комплектующие, железнодорожная техника, фармацевтическая продукция

Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии

Китайская Народная Республика, Республика Индия, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия, Малайзия

Товары с высокой сырьевой составляющей

Отсутствие каких-либо дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии, Китайской Народной Республикой, Республикой Индией благотворно сказывается на развитии сотрудничества с этими государствами.

Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность макрорегиона.

Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, машиностроительная продукция, целлюлозно-бумажная продукция, резинотехнические изделия из пластмассы, услуги IT-сектора, туристические услуги

Страны Ближнего Востока и Северной Африки

Исламская Республика Иран, Турецкая Республика, Арабская Республика Египет, Королевство Марокко, Объединенные Арабские Эмираты

Нефтепродукты с высокой степенью переработки, продовольствие, металлургическая продукция, продукция химического и лесопромышленного комплексов

Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран данного макрорегиона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, лесобумажные товары, металлы).

Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), пиломатериалы, нефтехимическое сырье, удобрения, древесные плиты и фанера, корма, халяльные фармацевтические препараты

Страны Центральной и Южной Африки

Республика Ангола, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Зерно, удобрения, продукция машиностроения

Перспективы роста экспорта ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран и удаленностью рынка.

Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, пищевые продукты, продукция химической отрасли, машиностроительная продукция

Страны Латинской Америки

Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Аргентинская Республика

Удобрения, нефтепродукты

По большинству перспективных товаров экспорта в страны данного макрорегиона отсутствует дефицит при наличии высокой конкуренции поставщиков из других стран.

Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения


(таблица в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)



Приложение
к Стратегии по обеспечению
благоприятных условий
для развития экспортной деятельности
в Республике Татарстан до 2030 года



ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.11.2024 N 956)

Цель: Достижение к 2030 году показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года"

N п/п

Наименование показателя

Тип показателя (целевой, основной, дополнительный)

Единица измерения

Базовое значение 2020 г.

Запланированные значения по годам реализации

значение

дата

2022 г.

2024 г.

2030 г.

1.

Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта (в сопоставимых ценах, в млн долларов США)

целевой

млн долларов США

2 678,7

31.12.2020

2 917,1

3 401,9

4 553,79

2.

Увеличение количества стран-экспортеров (нарастающим итогом с учетом фактического падения в 2022 году)

дополнительный

единиц

139

31.12.2020

141

143

145

3.

Увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах, в млн долларов США)

дополнительный

млн долларов США

286,1

31.12.2020

0,0

287,2

486,37

4.

Увеличение количества экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

дополнительный

единиц

1 001

31.12.2020

1 104

1 200

1 150


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ