ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2024 года N 84/638-7
О рассмотрении ходатайства о
регистрации инициативной группы по
проведению местного референдума по
вопросу определения структуры органов
местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования - Сортавальского
муниципального округа
23 мая 2024 года в Избирательную комиссию
Республики Карелия (далее также -
Избирком Карелии) поступило ходатайство
о регистрации инициативной группы по
проведению местного референдума на
территории вновь образованного
муниципального образования -
Сортавальского муниципального округа.
Вопрос, предлагаемый для вынесения на
референдум: "Согласны Вы с тем, что
структуру органов местного
самоуправления Сортавальского
муниципального округа составляют:
представительный орган Сортавальского
муниципального округа - Совет
Сортавальского муниципального округа,
состоящий из 15 депутатов, избираемых на
муниципальных выборах на основе
всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет; высшее
должностное лицо Сортавальского
муниципального округа - глава
Сортавальского муниципального округа,
избираемый на муниципальных выборах на
основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет и
возглавляющий администрацию
Сортавальского муниципального округа;
исполнительно-распорядительный орган
Сортавальского муниципального округа -
Администрация Сортавальского
муниципального округа;
контрольно-счетный орган Сортавальского
муниципального округа -
Контрольно-счетный комитет
Сортавальского муниципального
округа?".
К ходатайству приложен протокол
собрания инициативной группы от 21 мая 2024
года.
Уполномоченные представители
инициативной группы надлежащим образом
были уведомлены о месте и времени
рассмотрения вопроса о регистрации
инициативной группы по проведению
местного референдума.
Рассмотрев и проанализировав
представленные документы, проведя
проверку сведений о членах указанной
инициативной группы, Избирательная
комиссия Республики Карелия установила
следующее.
Законом Республики Карелия от 2 мая 2024
года N 2946-ЗРК "О преобразовании всех
поселений, входящих в состав
Сортавальского муниципального района,
путем их объединения и наделении вновь
образованного муниципального
образования статусом муниципального
округа" образовано новое
муниципальное образование -
Сортавальский муниципальный округ.
В соответствии с частью 5 статьи 34
Федерального закона от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N
131-ФЗ) структура органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования
определяется населением на местном
референдуме или представительным
органом вновь образованного
муниципального образования и
закрепляется в уставе муниципального
образования. При этом местный референдум
по вопросу определения структуры
органов местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования проводится в случае, если в
течение одного месяца со дня вступления
в силу закона субъекта Российской
Федерации об установлении границ
соответствующего муниципального
образования с инициативой о проведении
местного референдума выступила группа
жителей муниципального образования,
обладающих избирательным правом.
В соответствии с частью 3 статьи 59.1
Закона Республики Карелия от 7 мая 2009
года N 1289-ЗРК "О местном референдуме в
Республике Карелия" (далее - Закон
Республики Карелия N 1289-ЗРК) инициативная
группа по проведению референдума по
вопросу определения структуры органов
местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования обращается в Избирательную
комиссию Республики Карелия с
ходатайством о регистрации инициативной
группы по проведению местного
референдума и приложенным к нему
протоколом собрания инициативной группы
по проведению местного референдума, на
котором было принято решение о
выдвижении инициативы о проведении
местного референдума по вопросу
определения структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального
закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 67-ФЗ) количественный
состав инициативной группы по
проведению местного референдума
устанавливается законом субъекта
Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона
Республики Карелия N 1289-ЗРК инициативная
группа по проведению местного
референдума должна включать не менее 10
человек, имеющих право на участие в
местном референдуме.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона
Республики Карелия N 1289-ЗРК в ходатайстве
инициативной группы по проведению
референдума должен (должны) содержаться
вопрос (вопросы), предлагаемый
(предлагаемые) инициативной группой для
вынесения на референдум, должны быть
указаны фамилия, имя, отчество, дата и
место рождения, серия, номер и дата
выдачи паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина, с
указанием наименования или кода
выдавшего его органа, а также адрес места
жительства каждого члена инициативной
группы и лиц, уполномоченных действовать
от ее имени на территории, где
предполагается провести референдум.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона
Республики Карелия N 1289-ЗРК к ходатайству
должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы по проведению
референдума, на котором было принято
решение о выдвижении инициативы
проведения референдума.
В соответствии с частью 4 статьи 59.1
Закона Республики Карелия N 1289-ЗРК
Избирательная комиссия Республики
Карелия в течение 15 дней со дня
поступления ходатайства инициативной
группы по проведению местного
референдума по вопросу определения
структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования обязана
рассмотреть ходатайство и приложенные к
нему документы, а также проверить
соответствие вопроса об определении
структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования, выносимого
на местный референдум, требованиям
законодательства Российской Федерации,
законодательства Республики Карелия и
принять одно из следующих решений:
а) в случае соответствия
законодательству Российской Федерации,
законодательству Республики Карелия
указанных ходатайства, документов и
вопроса требованиям Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и
настоящего Закона - о регистрации
инициативной группы по проведению
местного референдума по вопросу
определения структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования;
б) в противном случае - об отказе в
регистрации инициативной группы по
проведению местного референдума по
вопросу определения структуры органов
местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования.
Рассмотрев ходатайство инициативной
группы по проведению местного
референдума по вопросу определения
структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования и
приложенные к нему документы,
Избирательная комиссия Республики
Карелия установила следующее.
Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского
кодекса Российской Федерации в
протоколе собрания инициативной группы
должны быть указаны:
1) дата и время проведения, место
проведения и (или) способ дистанционного
участия членов гражданского-правового
сообщества в заседании, а в случаях
заочного голосования - дата, до которой
принимались документы, содержащие
сведения о голосовании членов
гражданско-правового сообщества, и
способ отправки этих документов;
2) сведения о лицах, принявших участие в
заседании, и (или) о лицах, направивших
документы, содержащие сведения о
голосовании;
3) результаты голосования по каждому
вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет
голосов, если подсчет голосов был
поручен определенным лицам;
5) сведения о лицах, голосовавших против
принятия решения собрания и
потребовавших внести запись об этом в
протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания
или о ходе голосования, если участник
гражданско-правового сообщества требует
их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших
протокол.
В ходе проверки протокола общего
собрания инициативной группы,
приложенного к ходатайству, установлено,
что местом проведения общего собрания
указано: Республика Карелия, г.
Сортавала, ул. Садовая, дом 1.
Вместе с тем проверкой установлено, что
по данному адресу размещаются офисные
помещения, около десятка организаций и
учреждений, что не позволяет установить
конкретное место проведения общего
собрания инициативной группы.
Кроме того, проверив соответствие
вопроса об определении структуры
органов местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования, выносимого на местный
референдум, требованиям
законодательства Российской Федерации,
законодательства Республики Карелия,
Избирательная комиссия Республики
Карелия установила следующее.
В соответствии с положениями пункта 7
статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002
N 67-ФЗ вопрос референдума должен быть
сформулирован таким образом, чтобы
исключалась возможность его
множественного толкования, то есть на
него можно было дать только однозначный
ответ, а также чтобы исключалась
неопределенность правовых последствий
принятого на референдуме решения.
Аналогичное положение содержится в
части 4 статьи 6 Закона Республики
Карелия N 1289-ЗРК.
Как указал Конституционный Суд
Российской Федерации в Постановлении от
21 марта 2007 года N 3-П, указанные требования
имеют целью гарантировать адекватность
принимаемых на референдуме решений
действительной воле народа как носителя
суверенитета и единственного источника
власти в Российской Федерации с точки
зрения содержания, формы и правовых
последствий этих решений, которые не
нуждаются в дополнительном утверждении,
действуют на всей территории Российской
Федерации и могут быть отменены или
изменены не иначе как путем принятия
решения на новом референдуме, если в
самом решении не указан иной порядок его
отмены или изменения.
Исходя из позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, формулировка
вопроса, выносимого на референдум,
должна позволять воспринять его как
единое целое, с тем чтобы граждане не
были вынуждены голосовать одновременно
за несколько не связанных между собой
вопросов, соединенных в одном
предложении; вопрос должен быть
сформулирован таким образом, чтобы
правовые последствия принятого на
референдуме решения были определенными
по своему содержанию и по возлагаемым на
соответствующие органы полномочиям. В
противном случае ставится под сомнение
адекватность волеизъявления граждан
Российской Федерации, участвующих в
референдуме, а реализация выраженной на
референдуме воли народа становится
проблематичной.
Проанализировав содержание вопроса,
предлагаемого для вынесения на местный
референдум инициативной группой по
проведению местного референдума,
подавшей 23 мая 2024 года ходатайство о
регистрации в Избирательную комиссию
Республики Карелия, Избирательная
комиссия Республики Карелия установила,
что вопрос, предлагаемый для голосования
на референдуме, не позволяет
воспринимать его как единое целое, так
как предлагает участнику референдума
голосовать одновременно за несколько
вопросов, в частности:
1) за структуру представительного органа
Сортавальского муниципального округа:
"представительный орган
Сортавальского муниципального округа -
Совет Сортавальского муниципального
округа, состоящий из 15 депутатов,
избираемых на муниципальных выборах на
основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет";
2) за порядок избрания и полномочия
высшего должностного лица
Сортавальского муниципального округа:
"высшее должностное лицо
Сортавальского муниципального округа -
глава Сортавальского муниципального
округа, избираемый на муниципальных
выборах на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет и
возглавляющий администрацию
Сортавальского муниципального
округа";
3) за наименование и полномочия
исполнительного органа Сортавальского
муниципального округа:
"исполнительно-распорядительный
орган Сортавальского муниципального
округа - Администрация Сортавальского
муниципального округа";
4) за включение в структуру органов
местного самоуправления Сортавальского
муниципального округа органа внешнего
муниципального финансового контроля:
"контрольно-счетный орган
Сортавальского муниципального округа -
Контрольно-счетный комитет
Сортавальского муниципального
округа".
При такой формулировке вопроса
участники референдума, которые
положительно оценивают свою позицию по
одному вопросу, но отрицательно
относятся к другим вопросам, не смогут в
полной мере реализовать свое право на
участие в референдуме, что в конечном
итоге не обеспечит выявление
действительной воли участников
референдума в том смысле, как того
требует пункт 4 Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации от 21 марта 2007 года N 3-П.
Таким образом, вопрос инициативной
группы не исключает возможность его
множественного толкования.
Кроме того, буквальное прочтение одного
из поставленных на референдум вопросов
предполагает волеизъявление граждан на
выбор главы Сортавальского
муниципального округа путем прямых
выборов или не таким путем: "высшее
должностное лицо Сортавальского
муниципального округа - глава
Сортавальского муниципального округа,
избираемый на муниципальных выборах на
основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет и
возглавляющий администрацию
Сортавальского муниципального
округа".
При такой постановке вопроса принятое на
референдуме решение повлечет
неопределенность правовых последствий,
поскольку в соответствии с пунктом 1
части 2 статьи 36 Федерального закона N
131-ФЗ глава муниципального образования
избирается на муниципальных выборах
либо представительным органом
муниципального образования из своего
состава, либо представительным органом
муниципального образования из числа
кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса.
Следовательно, при большинстве
утвердительных ответов участников
голосования в референдуме будет иметь
место констатация факта избрания главы
муниципального образования на
муниципальных выборах. При этом
большинство отрицательных ответов
правовых последствий не повлечет,
поскольку иные установленные
федеральным законом способы избрания
главы муниципального образования не
включены в вопросы референдума.
С учетом вышеизложенного, Избирательная
комиссия Республики Карелия приходит к
выводу, что вопрос, предлагаемый
инициативной группой на местный
референдум по определению структуры
вновь образованного муниципального
образования - Сортавальского
муниципального округа: "Согласны Вы с
тем, что структуру органов местного
самоуправления Сортавальского
муниципального округа составляют:
представительный орган Сортавальского
муниципального округа - Совет
Сортавальского муниципального округа,
состоящий из 15 депутатов, избираемых на
муниципальных выборах на основе
всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет; высшее
должностное лицо Сортавальского
муниципального округа - глава
Сортавальского муниципального округа,
избираемый на муниципальных выборах на
основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет и
возглавляющий администрацию
Сортавальского муниципального округа;
исполнительно-распорядительный орган
Сортавальского муниципального округа -
Администрация Сортавальского
муниципального округа;
контрольно-счетный орган Сортавальского
муниципального округа -
Контрольно-счетный комитет
Сортавальского муниципального
округа?", противоречит требованиям
пункта 7 статьи 12 Федерального закона N
67-ФЗ, части 4 статьи 6 Закона Республики
Карелия N 1289-ЗРК, и данный вопрос в такой
формулировке не может быть вынесен на
референдум.
С учетом вышеизложенного,
руководствуясь положениями пункта
"б" части 4 статьи 6 Закона
Республики Карелия от 7 мая 2009 года N
1289-ЗРК "О местном референдуме в
Республике Карелия", Избирательная
комиссия Республики Карелия
постановляет:
1. Отказать в регистрации инициативной
группы по проведению местного
референдума по вопросу определения
структуры органов местного
самоуправления вновь образованного
муниципального образования -
Сортавальского муниципального округа.
2. Копию настоящего постановления выдать
членам инициативной группы по
проведению местного референдума по
вопросу определения структуры органов
местного самоуправления вновь
образованного муниципального
образования - Сортавальского
муниципального округа.
3. Опубликовать настоящее постановление
в газете "Карелия".
4. Разместить настоящее постановление на
официальном сайте Избирательной
комиссии Республики Карелия в
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
Председатель
избирательной комиссии
Республики Карелия
А.Е.БАХИЛИН
Секретарь
избирательной комиссии
Республики Карелия
Г.Г.ФУТРИК
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О преобразовании всех поселений, входящих в состав Сортавальского муниципального района, путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О местном референдуме в Республике Карелия (с изменениями на 19 июня 2024 года)