Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2024 года N 98


О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие"



В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 386, от 7 октября 2014 года N 568, от 31 марта 2015 года N 125, от 12 мая 2015 года N 220, от 4 июня 2015 года N 275, от 30 июля 2015 года N 370, от 5 сентября 2015 года N 451, от 22 марта 2016 года N 103, от 23 сентября 2016 года N 389, от 23 сентября 2016 года N 390, от 13 октября 2016 года N 397, от 23 декабря 2016 года N 481, от 10 февраля 2017 года N 25, от 27 апреля 2017 года N 172, от 19 мая 2017 года N 206, от 13 июня 2017 года N 223, от 27 октября 2017 года N 451, от 4 декабря 2017 года N 511, от 28 декабря 2017 года N 579, от 15 января 2018 года N 6, от 28 марта 2018 года N 103, от 24 апреля 2018 года N 164, от 25 мая 2018 года N 211, от 25 сентября 2018 года N 388, от 27 января 2019 года N 10, от 3 июня 2019 года N 224, от 24 июля 2019 года N 303, от 30 июля 2019 года N 308, от 31 декабря 2019 года N 542, от 20 апреля 2020 года N 109, от 9 июня 2020 года N 192, от 24 июля 2020 года N 281, от 12 ноября 2020 года N 480, от 29 декабря 2020 года N 633, от 31 марта 2021 года N 95, от 7 октября 2021 года N 399, от 30 ноября 2021 года N 466, от 21 января 2022 года N 9, от 14 апреля 2022 года N 138, от 6 мая 2022 года N 160, от 21 июля 2022 года N 308, от 22 сентября 2022 года N 427, от 22 сентября 2022 года N 428, от 26 октября 2022 года N 495, от 6 декабря 2022 года N 590, от 30 декабря 2022 года N 702, от 2 июня 2023 года N 271, от 5 июля 2023 года N 341, от 19 декабря 2023 года N 684).


2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 220 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"


1. Преамбулу изложить в следующей редакции:


"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях создания условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:".


2. Государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 апреля 2014 г. N 220
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"


Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие"


1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы



Динамика ключевых индикаторов экономического развития Забайкальского края за 2019 - 2022 годы, за исключением периода жестких ограничений, связанных с пандемией COVID-19, характеризуется устойчивым ростом: индекса промышленного производства - на 16,7%, индекса физического объема инвестиции в основной капитал - на 39,3%, строительства - на 51,6%, объема экспорта - в 2 раза.


Основные макроэкономические показатели Забайкальского края




в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Показатель

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Валовый региональный продукт

102,4

104,5

105,4

101,9 <*>

Промышленное производство

105,6

99,5

108,5

102,4

Производительность труда

104,6

110,0

104,0

98,2 <*>

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"

98,7

131,2

97,1

120,6

Оборот розничной торговли

100,7

96,1

105,0

99,5

Инвестиции в основной капитал

98,8

121,9

119,5

96,8

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек (на конец года)

96 181

94 421

104 237

113 928

Экспорт, млн. долларов США

631,9

1 074,2

1 456,4

1 298,3

Импорт, млн. долларов США

378,4

445,3

633,3

303,5

Реальная среднемесячная заработная плата

102,9

102,9

103,4

99,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,5

99,9

102,2

100,2



* Оценка.


Экономика края демонстрировала развитие, опережающее среднероссийскую динамику, вследствие низкой базы предшествующих лет и старта реализации крупных проектов по добыче полезных ископаемых. Темпы роста основных экономических показателей региона также заметно выше уровня Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).


Важнейшими факторами, определяющими экономическую динамику региона, являются инвестиционные ресурсы. Инвестиционная активность в крае в последние годы росла темпами, опережающими динамику по стране и ДФО. Приоритетными секторами экономики Забайкальского края для инвестиционных вложений являются промышленность, транспортировка и хранение. За 2019 - 2022 годы и I полугодие 2023 года инвестиции в добычу полезных ископаемых составили 124,5 млрд. рублей, или 19,9% от общего объема инвестиций в основной капитал в крае, в обрабатывающие производства - 184,4 млрд. рублей, или 29,4%, транспортировку и хранение - 182,4 млрд. рублей, или 29,1%.


В 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 года N 988 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Забайкалье" в Забайкальском крае создана территория опережающего развития (далее - ТОР) "Забайкалье". В настоящее время ТОР "Забайкалье" располагается на территории 25 муниципальных районов и 2 городских округов. Территории муниципалитетов включены в ТОР частично. Кроме того, на территории Забайкальского края с 2016 года действует ТОР "Краснокаменск", созданная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 675 (в 2020 году преобразована в ТОР на территории ДФО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 года N 1374 "О преобразовании территории опережающего социально-экономического развития "Краснокаменск").


По состоянию на 1 октября 2023 года заключены соглашения с 57 резидентами, объем планируемых капитальных вложений - 432 843,5 млн. рублей (инвестировано - 206 774,8 млн. рублей), количество создаваемых резидентами ТОР новых рабочих мест - 16 562 (создано - 6 960 рабочих мест). Для усиления потенциала развития ТОР в рамках Комплексной программы ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 2282-р, предусмотрено создание промышленных парков.


В рамках краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории края по состоянию на 1 января 2023 года реализуется 5 региональных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций за 2013 - 2022 годы составила 113 410,3 млн. рублей, в том числе за 2022 год - 4 284,9 млн. рублей.


В декабре 2022 года Министерством экономического развития Забайкальского края выданы субсидии в размере 50,74 млн. рублей на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, 16 промышленным предприятиям, осуществлена докапитализация Фонда развития промышленности Забайкальского края.


На территории Забайкальского края по состоянию на 1 октября 2023 года осуществляли деятельность 27 207 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), количество занятых в МСП составило 108,8 тыс. человек, или 122,4% к годовому плановому показателю (88,9 тыс. человек). Поддержка МСП осуществлялась путем реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (Забайкальский край участвует в 3 региональных проектах) и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае" государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - государственная программа).


Объем финансирования региональных проектов по МСП в 2022 году составил 103,8 млн. рублей.


В 34 муниципальных районах, муниципальных и городских округах функционируют многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг. Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 99,2%.


Туристический поток составил рекордное количество - 434 тыс. поездок, что в 1,5 раза превышает уровень 2021 года. Активно ведется работа по развитию проектов в сфере туризма. Основными проектами на сегодняшний день являются: лэнд-арт парк "Тужи" в Хилокском районе, экокурорт "Кука" в Читинском районе, экоотель "Шинки" в Красночикойском районе. Всего в работе 32 проекта в 12 районах края.


В регионе выделены 11 центров экономического роста и определены приоритетные мероприятия, направленные на создание социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов, решение наиболее острых проблем в социальной сфере.


В 2023 году в рамках государственной программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики.


Ключевые конкурентные преимущества Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:


1) наличие трудовых ресурсов и потенциал роста потребительского спроса позволяет развивать в Забайкальском крае МСП и трудоемкие отрасли: сельское хозяйство, машиностроение, туризм и др.;


2) близкое расположение к быстрорастущим восточноазиатским центрам мирового экономического роста, развитие отношений с Китайской Народной Республикой открывает возможности для привлечения инвестиций, технологий и увеличения туристического потока в регион;


3) значительные доступные запасы минерально-сырьевых ресурсов (золото, железо, медь, уран, серебро, цинк, уголь, свинец и др.) формируют благоприятные условия для создания горно-металлургического кластера, ориентированного на экспорт, с высокой отдачей для регионального развития;


4) широкие возможности для развития туризма (экологического, этнокультурного и рекреационного), в том числе с ориентацией на туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие туристической отрасли может способствовать созданию рабочих мест, в том числе в смежных отраслях, и диверсификации занятости в сельских территориях;


5) преференциальный режим ТОР, направленный на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций (ТОР "Забайкалье" и ТОР "Краснокаменск"), в условиях макроэкономической нестабильности может стать дополнительным фактором повышения конкурентоспособности Забайкальского края и притяжения нового бизнеса, в том числе из центральной части страны, а также международных партнеров.


Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:


1) отсутствие инфраструктуры в экономически неосвоенных районах, что затрудняет вовлечение в коммерческую деятельность природных ресурсов, находящихся на этих территориях, и приводит к значительному удорожанию стоимости проектов новых создаваемых предприятий по добыче, переработке и транспортировке минерального сырья;


2) сокращение транзитных потоков и внешнеторговых связей с отдельными государствами;


3) низкие среднедушевые денежные доходы населения, которые ограничивают потенциал роста потребительских отраслей, что негативно сказывается на развитии МСП, а также стимулирует трудовую миграцию, особенно молодежи, создавая дефицит квалифицированных кадров.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы



Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в соответствии со следующими документами:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;


Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р;


Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р;


Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р;


Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272 (далее - Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2035 года).


Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:


повышение конкурентоспособности экономики - обеспечение опережающих среднероссийские темпов экономического роста, основанных на максимизации отдачи от реализации запасов природных ресурсов, выгодного экономико-географического положения и высокого рекреационного потенциала;


сбалансированное пространственное развитие - сокращение территориальных диспропорций в качестве жизни населения на основе совершенствования пространственной организации экономики, развития инфраструктуры в части направления "территориальная организация оказания услуг отраслей социальной сферы" по оказанию государственных и муниципальных услуг.


Целями государственной программы являются:


рост инвестиций в основной капитал - не менее 215,75% к 2035 году по сравнению с показателем 2020 года;


увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, - не менее 110,1 тыс. человек к 2035 году;


создание условий для повышения инновационной активности организаций к 2035 году до уровня 11,4;


повышение уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг - не менее 95% к 2035 году;


повышение эффективности системы стратегического управления Забайкальского края;


формирование конкурентоспособного, сбалансированного промышленного комплекса с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего рост промышленного производства к 2035 году не менее чем в 2,5 раза к уровню 2022 года;


создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по краю в условиях комфортной и безопасной туристической среды, обеспечивающих увеличение числа туристических поездок к 2035 году до 0,8414 млн. человек.

3. Сведения о взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации



Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", которая достигается путем сохранения и развития макроэкономической стабильности, повышения производительности труда, поддержки инвестиционной привлекательности и предпринимательской инициативы, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие экспортного потенциала.


Приоритеты государственной программы взаимосвязаны с приоритетами государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328, и "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439.


Система показателей государственной программы взаимоувязана с показателями государственных программ Российской Федерации:


1) "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316:


а) индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2020 году (%);


б) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых (млн. человек);


в) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (%);


2) "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328, - индекс промышленного производства (в % к базовому году);


3) "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439, - число туристических поездок (млн. человек).

4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы



Мероприятия государственной программы направлены на достижение целей создания условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2035 года.


В целях обеспечения достижения экономического роста определены следующие ключевые задачи:


привлечение частных инвестиций в экономику Забайкальского края, в рамках которой будут реализовываться структурные элементы, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением;


стимулирование развития МСП и потребительского рынка, в рамках которой будут реализовываться мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";


стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности, в рамках которой предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций;


повышение эффективности государственного и муниципального управления, стратегического планирования и прогнозирования в крае, которая включает в себя мероприятия по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, мероприятия по обеспечению стратегического планирования и прогнозирования экономического развития края;


развитие промышленности в Забайкальском крае, в рамках которой будут реализовываться мероприятия национального проекта "Производительность труда";


развитие внутреннего и въездного туризма и индустрии гостеприимства в крае, которая включает в себя мероприятия по созданию условий для обеспечения доступности гражданам поездок по краю в условиях комфортной и безопасной туристической среды".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ