ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2024 года N 98
О внесении изменений в постановление
Правительства Забайкальского края от 23
апреля 2014 года N 220 "Об утверждении
государственной программы
Забайкальского края "Экономическое
развитие"
В соответствии с Порядком разработки,
формирования, реализации, мониторинга и
проведения оценки эффективности
государственных программ
Забайкальского края, утвержденным
постановлением Правительства
Забайкальского края от 30 декабря 2013 года
N 600, в целях приведения нормативной
правовой базы Забайкальского края в
соответствие с действующим
законодательством Правительство
Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в постановление
Правительства Забайкальского края от 23
апреля 2014 года N 220 "Об утверждении
государственной программы
Забайкальского края "Экономическое
развитие" (с изменениями, внесенными
постановлениями Правительства
Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 386,
от 7 октября 2014 года N 568, от 31 марта 2015 года
N 125, от 12 мая 2015 года N 220, от 4 июня 2015 года N
275, от 30 июля 2015 года N 370, от 5 сентября 2015
года N 451, от 22 марта 2016 года N 103, от 23
сентября 2016 года N 389, от 23 сентября 2016
года N 390, от 13 октября 2016 года N 397, от 23
декабря 2016 года N 481, от 10 февраля 2017 года N
25, от 27 апреля 2017 года N 172, от 19 мая 2017 года
N 206, от 13 июня 2017 года N 223, от 27 октября 2017
года N 451, от 4 декабря 2017 года N 511, от 28
декабря 2017 года N 579, от 15 января 2018 года N 6,
от 28 марта 2018 года N 103, от 24 апреля 2018 года
N 164, от 25 мая 2018 года N 211, от 25 сентября 2018
года N 388, от 27 января 2019 года N 10, от 3 июня
2019 года N 224, от 24 июля 2019 года N 303, от 30 июля
2019 года N 308, от 31 декабря 2019 года N 542, от 20
апреля 2020 года N 109, от 9 июня 2020 года N 192, от
24 июля 2020 года N 281, от 12 ноября 2020 года N 480,
от 29 декабря 2020 года N 633, от 31 марта 2021
года N 95, от 7 октября 2021 года N 399, от 30
ноября 2021 года N 466, от 21 января 2022 года N 9,
от 14 апреля 2022 года N 138, от 6 мая 2022 года N
160, от 21 июля 2022 года N 308, от 22 сентября 2022
года N 427, от 22 сентября 2022 года N 428, от 26
октября 2022 года N 495, от 6 декабря 2022 года N
590, от 30 декабря 2022 года N 702, от 2 июня 2023
года N 271, от 5 июля 2023 года N 341, от 19 декабря
2023 года N 684).
2. Действие настоящего постановления
распространить на правоотношения,
возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N
220 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
1. Преамбулу изложить в следующей
редакции:
"В соответствии с Порядком разработки,
формирования, реализации, мониторинга и
проведения оценки эффективности
государственных программ
Забайкальского края, утвержденным
постановлением Правительства
Забайкальского края от 30 декабря 2013 года
N 600, Перечнем государственных программ
Забайкальского края, утвержденным
распоряжением Правительства
Забайкальского края от 15 мая 2012 года N
223-р, в целях создания условий для
устойчивого роста экономики
Забайкальского края Правительство
Забайкальского края постановляет:".
2. Государственную программу
Забайкальского края "Экономическое
развитие", утвержденную указанным
постановлением, изложить в следующей
редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 апреля 2014 г. N 220
(в редакции постановления
Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Динамика ключевых индикаторов
экономического развития Забайкальского
края за 2019 - 2022 годы, за исключением
периода жестких ограничений, связанных с
пандемией COVID-19, характеризуется
устойчивым ростом: индекса
промышленного производства - на 16,7%,
индекса физического объема инвестиции в
основной капитал - на 39,3%, строительства -
на 51,6%, объема экспорта - в 2 раза.
Основные макроэкономические показатели
Забайкальского края
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему
году
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Валовый региональный продукт |
102,4 |
104,5 |
105,4 |
101,9 <*> |
Промышленное производство |
105,6 |
99,5 |
108,5 |
102,4 |
Производительность труда |
104,6 |
110,0 |
104,0 |
98,2 <*> |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
98,7 |
131,2 |
97,1 |
120,6 |
Оборот розничной торговли |
100,7 |
96,1 |
105,0 |
99,5 |
Инвестиции в основной капитал |
98,8 |
121,9 |
119,5 |
96,8 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек (на конец года) |
96 181 |
94 421 |
104 237 |
113 928 |
Экспорт, млн. долларов США |
631,9 |
1 074,2 |
1 456,4 |
1 298,3 |
Импорт, млн. долларов США |
378,4 |
445,3 |
633,3 |
303,5 |
Реальная среднемесячная заработная плата |
102,9 |
102,9 |
103,4 |
99,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
101,5 |
99,9 |
102,2 |
100,2 |
* Оценка.
Экономика края демонстрировала
развитие, опережающее среднероссийскую
динамику, вследствие низкой базы
предшествующих лет и старта реализации
крупных проектов по добыче полезных
ископаемых. Темпы роста основных
экономических показателей региона также
заметно выше уровня Дальневосточного
федерального округа (далее - ДФО).
Важнейшими факторами, определяющими
экономическую динамику региона,
являются инвестиционные ресурсы.
Инвестиционная активность в крае в
последние годы росла темпами,
опережающими динамику по стране и ДФО.
Приоритетными секторами экономики
Забайкальского края для инвестиционных
вложений являются промышленность,
транспортировка и хранение. За 2019 - 2022
годы и I полугодие 2023 года инвестиции в
добычу полезных ископаемых составили 124,5
млрд. рублей, или 19,9% от общего объема
инвестиций в основной капитал в крае, в
обрабатывающие производства - 184,4 млрд.
рублей, или 29,4%, транспортировку и
хранение - 182,4 млрд. рублей, или 29,1%.
В 2019 году постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 июля 2019 года N
988 "О создании территории опережающего
социально-экономического развития
"Забайкалье" в Забайкальском крае
создана территория опережающего
развития (далее - ТОР) "Забайкалье". В
настоящее время ТОР "Забайкалье"
располагается на территории 25
муниципальных районов и 2 городских
округов. Территории муниципалитетов
включены в ТОР частично. Кроме того, на
территории Забайкальского края с 2016 года
действует ТОР "Краснокаменск",
созданная постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 июля 2016 года N
675 (в 2020 году преобразована в ТОР на
территории ДФО в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 сентября 2020
года N 1374 "О преобразовании территории
опережающего социально-экономического
развития "Краснокаменск").
По состоянию на 1 октября 2023 года
заключены соглашения с 57 резидентами,
объем планируемых капитальных вложений -
432 843,5 млн. рублей (инвестировано - 206 774,8
млн. рублей), количество создаваемых
резидентами ТОР новых рабочих мест - 16 562
(создано - 6 960 рабочих мест). Для усиления
потенциала развития ТОР в рамках
Комплексной программы ускоренного
социально-экономического развития
Забайкальского края до 2025 года и на
перспективу до 2035 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 16 августа 2021 года N 2282-р,
предусмотрено создание промышленных
парков.
В рамках краевой государственной
поддержки инвестиционной деятельности
на территории края по состоянию на 1
января 2023 года реализуется 5
региональных инвестиционных проектов.
Общая сумма инвестиций за 2013 - 2022 годы
составила 113 410,3 млн. рублей, в том числе
за 2022 год - 4 284,9 млн. рублей.
В декабре 2022 года Министерством
экономического развития Забайкальского
края выданы субсидии в размере 50,74 млн.
рублей на возмещение части затрат,
связанных с приобретением нового
оборудования, 16 промышленным
предприятиям, осуществлена
докапитализация Фонда развития
промышленности Забайкальского края.
На территории Забайкальского края по
состоянию на 1 октября 2023 года
осуществляли деятельность 27 207 субъектов
малого и среднего предпринимательства
(далее - МСП), количество занятых в МСП
составило 108,8 тыс. человек, или 122,4% к
годовому плановому показателю (88,9 тыс.
человек). Поддержка МСП осуществлялась
путем реализации национального проекта
"Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы"
(Забайкальский край участвует в 3
региональных проектах) и подпрограммы
"Развитие малого и среднего
предпринимательства в Забайкальском
крае" государственной программы
Забайкальского края "Экономическое
развитие" (далее - государственная
программа).
Объем финансирования региональных
проектов по МСП в 2022 году составил 103,8
млн. рублей.
В 34 муниципальных районах, муниципальных
и городских округах функционируют
многофункциональные центры по оказанию
государственных и муниципальных услуг.
Уровень удовлетворенности граждан
Российской Федерации качеством
предоставления государственных и
муниципальных услуг достиг 99,2%.
Туристический поток составил рекордное
количество - 434 тыс. поездок, что в 1,5 раза
превышает уровень 2021 года. Активно
ведется работа по развитию проектов в
сфере туризма. Основными проектами на
сегодняшний день являются: лэнд-арт парк
"Тужи" в Хилокском районе, экокурорт
"Кука" в Читинском районе, экоотель
"Шинки" в Красночикойском районе.
Всего в работе 32 проекта в 12 районах
края.
В регионе выделены 11 центров
экономического роста и определены
приоритетные мероприятия, направленные
на создание социальной и инженерной
инфраструктуры для обеспечения
реализации инвестиционных проектов,
решение наиболее острых проблем в
социальной сфере.
В 2023 году в рамках государственной
программы осуществляется дальнейшее
финансирование мероприятий,
обеспечивающих восстановление
занятости и рост экономики.
Ключевые конкурентные преимущества
Забайкальского края в сфере реализации
государственной программы:
1) наличие трудовых ресурсов и потенциал
роста потребительского спроса позволяет
развивать в Забайкальском крае МСП и
трудоемкие отрасли: сельское хозяйство,
машиностроение, туризм и др.;
2) близкое расположение к быстрорастущим
восточноазиатским центрам мирового
экономического роста, развитие
отношений с Китайской Народной
Республикой открывает возможности для
привлечения инвестиций, технологий и
увеличения туристического потока в
регион;
3) значительные доступные запасы
минерально-сырьевых ресурсов (золото,
железо, медь, уран, серебро, цинк, уголь,
свинец и др.) формируют благоприятные
условия для создания
горно-металлургического кластера,
ориентированного на экспорт, с высокой
отдачей для регионального развития;
4) широкие возможности для развития
туризма (экологического,
этнокультурного и рекреационного), в том
числе с ориентацией на туристов из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развитие туристической отрасли может
способствовать созданию рабочих мест, в
том числе в смежных отраслях, и
диверсификации занятости в сельских
территориях;
5) преференциальный режим ТОР,
направленный на формирование
благоприятных условий для привлечения
инвестиций (ТОР "Забайкалье" и ТОР
"Краснокаменск"), в условиях
макроэкономической нестабильности
может стать дополнительным фактором
повышения конкурентоспособности
Забайкальского края и притяжения нового
бизнеса, в том числе из центральной части
страны, а также международных партнеров.
Факторы, сдерживающие
социально-экономическое развитие
Забайкальского края в сфере реализации
государственной программы:
1) отсутствие инфраструктуры в
экономически неосвоенных районах, что
затрудняет вовлечение в коммерческую
деятельность природных ресурсов,
находящихся на этих территориях, и
приводит к значительному удорожанию
стоимости проектов новых создаваемых
предприятий по добыче, переработке и
транспортировке минерального сырья;
2) сокращение транзитных потоков и
внешнеторговых связей с отдельными
государствами;
3) низкие среднедушевые денежные доходы
населения, которые ограничивают
потенциал роста потребительских
отраслей, что негативно сказывается на
развитии МСП, а также стимулирует
трудовую миграцию, особенно молодежи,
создавая дефицит квалифицированных
кадров.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в
сфере реализации государственной
программы определены в соответствии со
следующими документами:
Указ Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года";
Указ Президента Российской Федерации от
21 июля 2020 года N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года";
Единый план по достижению национальных
целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года и на плановый период до
2030 года, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 1
октября 2021 года N 2765-р;
Стратегия социально-экономического
развития Дальнего Востока и
Байкальского региона на период до 2025
года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2009 года N 2094-р;
Национальная программа
социально-экономического развития
Дальнего Востока на период до 2024 года и
на перспективу до 2035 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р;
Комплексная программа ускоренного
социально-экономического развития
Забайкальского края до 2025 года и на
перспективу до 2035 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р;
Стратегия социально-экономического
развития Забайкальского края на период
до 2035 года, утвержденная постановлением
Правительства Забайкальского края от 2
июня 2023 года N 272 (далее - Стратегия
социально-экономического развития
Забайкальского края на период до 2035
года).
Приоритетами государственной политики в
сфере реализации государственной
программы являются:
повышение конкурентоспособности
экономики - обеспечение опережающих
среднероссийские темпов экономического
роста, основанных на максимизации отдачи
от реализации запасов природных
ресурсов, выгодного
экономико-географического положения и
высокого рекреационного потенциала;
сбалансированное пространственное
развитие - сокращение территориальных
диспропорций в качестве жизни населения
на основе совершенствования
пространственной организации экономики,
развития инфраструктуры в части
направления "территориальная
организация оказания услуг отраслей
социальной сферы" по оказанию
государственных и муниципальных услуг.
Целями государственной программы
являются:
рост инвестиций в основной капитал - не
менее 215,75% к 2035 году по сравнению с
показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере
МСП, включая индивидуальных
предпринимателей и самозанятых, - не
менее 110,1 тыс. человек к 2035 году;
создание условий для повышения
инновационной активности организаций к
2035 году до уровня 11,4;
повышение уровня удовлетворенности
граждан качеством государственных и
муниципальных услуг - не менее 95% к 2035
году;
повышение эффективности системы
стратегического управления
Забайкальского края;
формирование конкурентоспособного,
сбалансированного промышленного
комплекса с высоким экспортным
потенциалом, обеспечивающего рост
промышленного производства к 2035 году не
менее чем в 2,5 раза к уровню 2022 года;
создание условий для обеспечения
доступности гражданам поездок по краю в
условиях комфортной и безопасной
туристической среды, обеспечивающих
увеличение числа туристических поездок
к 2035 году до 0,8414 млн. человек.
3. Сведения о взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы
будет непосредственно направлена на
достижение национальной цели развития
Российской Федерации на период до 2030
года - "Достойный, эффективный труд и
успешное предпринимательство",
которая достигается путем сохранения и
развития макроэкономической
стабильности, повышения
производительности труда, поддержки
инвестиционной привлекательности и
предпринимательской инициативы, в том
числе субъектов малого и среднего
предпринимательства, развитие
экспортного потенциала.
Приоритеты государственной программы
взаимосвязаны с приоритетами
государственных программ Российской
Федерации "Экономическое развитие и
инновационная экономика",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 года N 316, "Развитие
промышленности и повышение ее
конкурентоспособности", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 года
N 328, и "Развитие туризма",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 24
декабря 2021 года N 2439.
Система показателей государственной
программы взаимоувязана с показателями
государственных программ Российской
Федерации:
1) "Экономическое развитие и
инновационная экономика",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 года N 316:
а) индекс физического объема инвестиций
в основной капитал к 2020 году (%);
б) численность занятых в сфере малого и
среднего предпринимательства, включая
индивидуальных предпринимателей и
самозанятых (млн. человек);
в) уровень удовлетворенности граждан
Российской Федерации качеством
предоставления государственных и
муниципальных услуг (%);
2) "Развитие промышленности и
повышение ее конкурентоспособности",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 года N 328, - индекс промышленного
производства (в % к базовому году);
3) "Развитие туризма", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 декабря 2021
года N 2439, - число туристических поездок
(млн. человек).
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Мероприятия государственной программы
направлены на достижение целей создания
условий для устойчивого роста экономики
Забайкальского края в соответствии с
положениями Стратегии
социально-экономического развития
Забайкальского края на период до 2035
года.
В целях обеспечения достижения
экономического роста определены
следующие ключевые задачи:
привлечение частных инвестиций в
экономику Забайкальского края, в рамках
которой будут реализовываться
структурные элементы, связанные с
комплексной поддержкой инвестиционных
проектов и их сопровождением;
стимулирование развития МСП и
потребительского рынка, в рамках которой
будут реализовываться мероприятия
национального проекта "Малое и
среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы";
стимулирование и государственная
поддержка инновационной деятельности, в
рамках которой предполагается
реализация мероприятий по
стимулированию инноваций;
повышение эффективности
государственного и муниципального
управления, стратегического
планирования и прогнозирования в крае,
которая включает в себя мероприятия по
повышению качества предоставления
государственных и муниципальных услуг,
мероприятия по обеспечению
стратегического планирования и
прогнозирования экономического
развития края;
развитие промышленности в Забайкальском
крае, в рамках которой будут
реализовываться мероприятия
национального проекта
"Производительность труда";
развитие внутреннего и въездного
туризма и индустрии гостеприимства в
крае, которая включает в себя
мероприятия по созданию условий для
обеспечения доступности гражданам
поездок по краю в условиях комфортной и
безопасной туристической среды".