Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 ноября 2020 года N 815р-П


[Об одобрении основных направлений государственной долговой политики Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов]



1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

2. Одобрить проект закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" для внесения его в установленном порядке в Законодательное Собрание Республики Карелия.

3. Одобрить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

4. Определить представителем Правительства Республики Карелия при рассмотрении проекта закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в Законодательном Собрании Республики Карелия Министра финансов Республики Карелия (лицо, исполняющее обязанности Министра финансов Республики Карелия).



Глава Республики Карелия
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ



Одобрены
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 13 ноября 2020 года N 815р-П



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



I. Общие положения


Основные направления государственной долговой политики Республики Карелия (далее - долговая политика) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны с целью обеспечения сбалансированности бюджета, сохранения долговой нагрузки бюджета Республики Карелия в рамках параметров, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Карелия по бюджетным кредитам (далее - соглашения о реструктуризации), поддержания долговой устойчивости Республики Карелия на уровне не ниже среднего (в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).



II. Итоги реализации долговой политики за 2019 год и за 9 месяцев 2020 года


Итоги реализации долговой политики за 2019 год характеризуются следующими показателями:



Таблица 1

N п/п

Показатель

Установленный целевой ориентир

Результат, достигнутый на 1 января 2020 года

1.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

100

68

2.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

49

37

3.

Дефицит бюджета Республики Карелия (%)

10

<*>



* По итогам исполнения бюджета Республики Карелия за 2019 год сложился профицит бюджета в сумме 1004 млн. рублей.


Основным итогом реализации долговой политики в 2019 году стало снижение объема государственного долга Республики Карелия на 1798 млн. рублей (или на 9%). На 1 января 2020 года объем долга составил 18 925 млн. рублей.


Долговая нагрузка бюджета, рассчитанная как отношение объема долга к годовому объему собственных доходов, составила 68% (при установленном соглашением о реструктуризации предельном значении показателя 100%). Отношение объема коммерческого долга к годовому объему доходов составило 37% (соглашением о реструктуризации установлено предельное значение показателя 49%). На начало 2019 года долговая нагрузка бюджета составляла 77,9% и 43,4% соответственно.


Структура государственного долга диверсифицирована по инструментам и представлена ценными бумагами (12%), кредитами банков (43%), бюджетными кредитами (44%). Незначительную долю (менее 2%) составляют государственные гарантии, предоставленные в прошлые годы. Краткосрочные обязательства отсутствуют.


Средневзвешенная процентная ставка по кредитному портфелю сокращена с 8,3% на начало года до 7,4% на 1 января 2020 года, а по результатам отдельных аукционов, проведенных в декабре 2019 года, процентная ставка снизилась до уровня 6,9-6,7% годовых.


Все долговые обязательства Республики Карелия, подлежащие к исполнению на 1 января 2020 года, погашены в установленный срок.


Одновременно с действиями по оптимизации структуры государственного долга и снижению рисков реализованы мероприятия по сокращению на 618 млн. рублей расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия.


В связи со снижением долговой нагрузки бюджета и улучшением бюджетных показателей Республики Карелия российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" досрочно в феврале 2019 года пересмотрело рейтинг Республики Карелия, повысив его до уровня "ruВВВ-" с прогнозом "стабильный", в сентябре и ноябре 2019 года подтвердило указанный уровень рейтинга.


Итоги управления государственным долгом за 9 месяцев 2020 года характеризуются следующими показателями:



Таблица 2

N п/п

Показатель

Установленный целевой ориентир

Результат, достигнутый на 1 октября 2020 года

1

2

3

4

1.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

91

59

2.

Отношение объема долговых обязательств Республики Карелия по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Республики Карелия к общему годовому объему доходов бюджета Республики Карелия (без учета объема безвозмездных поступлений) (%)

47

32

3.

Дефицит бюджета Республики Карелия (%)

10

14


По состоянию на 1 октября 2020 года государственный долг Республики Карелия составил 18 540 млн. рублей (или 59% от годового объема собственных доходов) и снизился по сравнению с началом года на 384 млн. рублей (или на 2%).


Расходы на обслуживание долга сокращены от первоначально запланированных бюджетных ассигнований на 210 млн. рублей.


Кредитный рейтинг Республики Карелия подтвержден 14 мая 2020 года на уровне "ruВВВ-" с прогнозом "стабильный".


Таким образом, по итогам реализации долговой политики цели, установленные основными направлениями государственной долговой политики, достигнуты.



Таблица 3

N п/п

Цель долговой политики

Информация о достижении (недостижении) цели

Оценка

1

2

3

4

1.

Обеспечение финансирования дефицита бюджета Республики Карелия заемными средствами

заемные средства в форме кредитов кредитных организаций, бюджетных кредитов из федерального бюджета привлечены в бюджет в установленный срок и в объемах, соответствующих потребностям бюджета в 2019 году и в истекшем периоде 2020 года

цель достигнута

2.

Поддержание долговой нагрузки бюджета Республики Карелия на уровне, не превышающем установленного соглашениями о реструктуризации

долговая нагрузка бюджета Республики Карелия на 1 января 2020 года и на 1 октября 2020 года не превышает параметров, установленных соглашениями о реструктуризации

цель достигнута

3.

Сохранение Республикой Карелия параметров, которые определены Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости

по оценке Министерства финансов Российской Федерации, Республика Карелия отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средней долговой устойчивостью

цель достигнута

4.

Формирование структуры государственного долга Республики Карелия, оптимальной по видам долговых обязательств, срокам их погашения и стоимости долга

структура государственного долга диверсифицирована по инструментам и по срокам и представлена ценными бумагами (11%), кредитами банков (43%), бюджетными кредитами (45%). Незначительную долю (1%) составляют государственные гарантии, предоставленные в прошлые годы. В структуре долгового портфеля по сроку погашения преобладают долгосрочные и среднесрочные заимствования. Краткосрочные заимствования (со сроком погашения менее 1 года) на 1 января 2020 года и на 1 октября 2020 года отсутствуют

цель достигнута



III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, являются:


ухудшение экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, замедление темпов экономического роста и, как следствие, резкое снижение доходной базы республики;


необходимость привлечения заемных средств в целях покрытия дефицита бюджета, финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Республики Карелия, и в целях погашения (рефинансирования) действующих долговых обязательств Республики Карелия;


продолжение деятельности Республики Карелия как эмитента на субфедеральном рынке ценных бумаг как источнике долгосрочных заемных ресурсов;


выполнение условий соглашений о реструктуризации перед федеральным бюджетом.



IV. Цели и задачи долговой политики


Основными целями долговой политики являются:


обеспечение сбалансированности бюджета;


сохранение Республикой Карелия долговых параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости;


безусловное исполнение долговых обязательств.


Основными задачами долговой политики являются:


формирование структуры государственного долга Республики Карелия, оптимальной по видам долговых обязательств, срокам их погашения и стоимости долга;


реализация мер по диверсификации и снижению стоимости государственных заимствований;


управление рисками, возможными при реализации Республикой Карелия долговой политики, с целью их снижения;


сохранение репутации надежного заемщика посредством безупречного выполнения Республикой Карелия долговых обязательств;


обеспечение выполнения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;


привлечение в бюджет Республики Карелия кредитов кредитных организаций по новым заключаемым государственным контрактам по ставкам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов;


ограничение в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия до уровня, не превышающего 5% объема расходов бюджета Республики Карелия, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;


ограничение в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Карелия, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до уровня, не превышающего 18%;


выпуск и размещение государственных ценных бумаг Республики Карелия в форме облигаций с учетом конъюнктуры финансового рынка;


исключение предпосылок для возникновения просрочек исполнения долговых обязательств Республики Карелия;


сохранение (повышение) уровня кредитных рейтингов Республики Карелия.



V. Инструменты реализации долговой политики


Основными инструментами реализации (мероприятиями) долговой политики определены:


включение в правовой акт Республики Карелия, регламентирующий предоставление бюджетных кредитов из бюджета Республики Карелия муниципальным образованиям в Республике Карелия, обязательства по привлечению в бюджет муниципальных образований кредитов от кредитных организаций по ставкам не выше ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых;


реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П;


мониторинг соответствия показателей государственного долга Республики Карелия долговым параметрам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации, правовыми актами Республики Карелия;


осуществление внутреннего финансового контроля, направленного на своевременное и полное исполнение долговых обязательств Республики Карелия;


обеспечение открытости для кредиторов и инвесторов информации о государственном долге Республики Карелия;


построение программ государственных внутренних заимствований Республики Карелия с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований, в том числе в форме государственных ценных бумаг Республики Карелия, с целью равномерного распределения долговой нагрузки по годам;


обеспечение аналитиков рейтинговых агентств актуальной и полной информацией об экономических и финансовых показателях Республики Карелия в целях поддержания кредитных рейтингов Республики Карелия на достаточном уровне;


управление ликвидностью единого счета бюджета путем максимального использования кредитных механизмов, позволяющих привлекать заемные средства и погашать заемные обязательства в свободном режиме (краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, кредиты кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий со свободным режимом выборки и погашения);


проведение оценки эффективности заимствований Республики Карелия и корректировка заемной политики на основе проведенной оценки;


реализация комплекса последовательных действий, направленных на минимизацию стоимости заемных средств;


продление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Карелия;


осуществление контроля финансового состояния заемщика по предоставленной в предшествующий период государственной гарантии Республики Карелия;


выявление и предупреждение долговых рисков, в том числе рисков неисполнения (несвоевременного или неполного исполнения) долговых обязательств Республики Карелия.


Основные мероприятия долговой политики будут реализованы с соблюдением принципов эффективности, ответственности, взвешенности и открытости.



VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Карелия


Основными рисками при реализации основных направлений долговой политики являются следующие:


риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе снижение темпов экономического роста, повышение уровня инфляции;


риски, связанные с недостижением планируемых показателей поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия;


риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы бюджета Республики Карелия;


риск наступления гарантийного случая;


рыночный риск (риск роста процентной ставки).



VII. Оценка эффективности долговой политики


Оценка эффективности проводимой долговой политики осуществляется по следующим индикаторам:



Таблица 4

N п/п

Наименование индикатора

Рекомендуемое значение

1

2

3

1.

Сумма просроченных долговых обязательств в объеме государственного долга Республики Карелия (тыс. рублей)

0,0

2.

Доля краткосрочных обязательств в структуре государственного долга Республики Карелия (%)

0,0

3.

Выплаты в погашение обязательств по государственным гарантиям Республики Карелия за счет бюджета Республики Карелия (тыс. рублей)

0,0

4.

Размещение в отчетном финансовом году выпуска государственных облигаций Республики Карелия при наличии благоприятной конъюнктуры финансового рынка (да/нет)

да

5.

Выполнение условий соглашения о реструктуризации в части параметров государственного долга (да/нет)

да

6.

Сумма предоставленных государственных гарантий в отчетном финансовом году (тыс. рублей)

0,0

7.

Наличие экономии расходов по обслуживанию государственного долга Республики Карелия (да/нет)

да

8.

Наличие кредитного рейтинга Республики Карелия от российского рейтингового агентства

не ниже ruВВВ-

9.

Включение Республики Карелия по результатам оценки Министерством финансов Российской Федерации долговых параметров Республики Карелия в группу заемщиков с долговой устойчивостью не ниже средней

да


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ