ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
ПРИКАЗ
от 23 сентября 2019 года N 138
Об утверждении Положения о планировании
мероприятий по содействию устойчивому
функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера
В соответствии с Федеральным законом от
21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" и Законом Республики
Карелия от 26 декабря 2005 года N 938-ЗРК "О
некоторых вопросах защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в
Республике Карелия", в целях
обеспечения эффективной работы,
направленной на повышение устойчивости
функционирования организаций,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
планировании мероприятий по содействию
устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера (далее - Положение).
2. Органам исполнительной власти
Республики Карелия руководствоваться
требованиями Положения при планировании
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления Республики Карелия
руководствоваться требованиями
Положения при проведении первоочередных
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций.
2. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на Первого
заместителя Председателя
Государственного комитета В.В.
Назаренко.
Председатель
Государственного комитета
О.Е.ПОЛЯКОВ
Утверждено
приказом
Государственного комитета
Республики Карелия
по обеспечению жизнедеятельности
и безопасности населения
от 23.09.2019 N 138
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОДЕЙСТВИЮ УСТОЙЧИВОМУ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА
1. Общие положения
1.1. Положение о планировании мероприятий
по содействию устойчивому
функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера определяет требования,
направленные на повышение устойчивости
функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера.
1.2. Под устойчивым функционированием
организаций в целях снижения возможных
потерь и разрушений в чрезвычайных
ситуациях межмуниципального и
регионального характера, создания
оптимальных условий для восстановления
производства, обеспечения
жизнедеятельности населения
понимается:
для промышленных организаций -
способность выпускать установленные
виды продукции в заданных объемах и
номенклатуре, предусмотренных
соответствующими планами, в
чрезвычайных ситуациях, а также
приспособленность этих организаций к
восстановлению после их повреждения;
для организаций, деятельность которых
направлена на оказание услуг (транспорт,
связь, электроэнергетика, наука,
образование), - способность организации
выполнять и восстанавливать свои
функции.
1.3. Повышение устойчивого
функционирования организаций
достигается заблаговременным
осуществлением комплекса
организационных и инженерно-технических
мероприятий, направленных на сохранение
жизни и работоспособности рабочих и
служащих организаций, снижение
возможных потерь основных
производственных фондов, запасов
материальных средств и иных ценностей.
2. Обеспечение исследования устойчивости
функционирования организации
2.1. Исследование устойчивости
функционирования организации
заключается во всестороннем изучении
условий, которые могут сложиться в
чрезвычайных ситуациях, определении их
влияния на производственную
деятельность.
Цель исследования состоит в выявлении
уязвимых мест в работе организации в
чрезвычайных ситуациях, выработке
наиболее эффективных рекомендаций,
направленных на повышение устойчивости
функционирования организации.
Рекомендации включаются в план
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования организации.
2.2. Наиболее трудоемкие работы
(строительство защитных сооружений,
подземная прокладка коммуникаций и
другие) выполняются заблаговременно.
Исследование устойчивости
функционирования организаций
проводится силами
инженерно-технического персонала с
привлечением соответствующих
специалистов научно-исследовательских и
проектных организаций по согласованию с
ними.
Организатором и руководителем
исследования устойчивости
функционирования организации является
руководитель организации.
3. Оценка потенциальной устойчивости
функционирования организации
Оценка потенциальной устойчивости
функционирования организации включает:
анализ принципиальной схемы
функционирования организации,
обозначение элементов, влияющих на
устойчивость ее функционирования;
оценку физической устойчивости зданий и
сооружений, надежности систем
управления, технологического
оборудования, технических систем
электро-, водо-, теплоснабжения,
топливного обеспечения от поражающих
факторов возможных чрезвычайных
ситуаций;
прогнозирование возможных чрезвычайных
ситуаций в организации и в зоне ее
размещения, зоны воздействия поражающих
факторов и определение критических
параметров, при которых
функционирование организации не
нарушается, величины показателя,
характеризующего сохраняющиеся
возможности организации по выполнению
возложенных задач.
4. Подготовка организации к устойчивому
функционированию в условиях
чрезвычайных ситуаций
Подготовка организации к устойчивому
функционированию в условиях
чрезвычайных ситуаций заключается в
проведении комплекса мероприятий
организационно-технического,
технологического, производственного,
экономического, научного, учебного и
иного характера, направленных на
снижение ущерба от чрезвычайных
ситуаций, максимально возможное
сохранение уровня выполнения
производственных или иных целевых
функций организации.
5. Мероприятия, рекомендуемые для
осуществления организациями в целях
повышения устойчивого функционирования
в чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера
5.1. Мероприятия по подготовке к
функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального
характера включают:
осуществление
организационно-экономических мер,
способствующих повышению устойчивого
функционирования организации;
подготовка вариантов возможного
изменения и совершенствования
производственных связей организаций и
отраслей, в том числе систем
жизнеобеспечения;
разработка и внедрение безопасных
технологий ускоренной безаварийной
остановки цехов, технологических линий и
оборудования производств с непрерывным
технологическим циклом, перевод их на
безопасный режим функционирования в
условиях чрезвычайной ситуации и в
военное время;
разработка и реализация специальных
инженерно-технических решений,
обеспечивающих повышение физической и
технологической стойкости
производственных фондов, осуществление
организационных и инженерно-технических
мероприятий по защите производственных
фондов и персонала от поражающих
воздействий;
создание и постоянная эксплуатация
локальных систем оповещения
потенциально опасных объектов;
организация взаимодействия по
осуществлению возможного (при
необходимости) маневра ресурсами между
организациями;
создание страхового фонда
конструкторской, технологической,
эксплуатационной документации;
накопление и поддержание в готовности к
использованию резервных источников
питания;
создание запасов энергоносителей, сырья,
строительных материалов, других
материальных средств, необходимых для
поддержания функционирования
организаций в условиях прерванного
материально-технического снабжения;
осуществление подготовки к возможной
эвакуации персонала и особо ценного
оборудования;
осуществление подготовки к ведению
инженерной, радиационной, химической,
противопожарной, медицинской защиты
персонала и организации;
осуществление подготовки к проведению
мероприятий жизнеобеспечения населения
и аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
осуществляется подготовка к
восстановлению нарушенного
функционирования организаций и систем
жизнеобеспечения населения.
5.2. Мероприятия при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации
межмуниципального и регионального
характера включают:
перевод потенциально опасных объектов
на современные, более безопасные
технологии или вывод указанных объектов
за пределы населенных пунктов;
проверка автоматизированных систем
управления и контроля за опасными
технологическими процессами и систем
безаварийной остановки технологически
сложных производств, исключающих цепное
(последовательное) развитие аварии;
проверка локальных систем оповещения и
информирования населения;
снижение количества аварийных химически
опасных веществ, пожаро- и взрывоопасных
материалов на производстве;
подготовка защитных сооружений для
защиты персонала от поражающих
факторов;
усиление технологической дисциплины и
охраны организации;
проверка готовности сил и средств для
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Для реализации каждого из направлений
проводятся организационные,
инженерно-технические и специальные
мероприятия.
5.3. Мероприятия по подготовке органов
управления, сил и средств организаций к
действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального
характера включают:
прогнозирование последствий возможных
чрезвычайных ситуаций и определение
размеров опасных зон вокруг
организации;
создание и оснащение пунктов управления
и локальных систем оповещения;
подготовка руководящего состава к
работе в особом режиме;
создание комиссий по вопросам повышения
устойчивого функционирования
организаций и обеспечение их работы в
условиях возникновения чрезвычайных
ситуаций;
разработка инструкций (наставлений) по
снижению опасности возникновения
аварийных ситуаций, безаварийной
остановке производства, локализации
аварий и ликвидации их последствий, а
также организация восстановления
нарушенного производства;
обучение производственного персонала
соблюдению мер безопасности, порядку
действий при возникновении аварийных
ситуаций, локализации аварий и тушении
пожаров, ликвидации последствий и
восстановлению нарушенного
производства;
подготовка сил и средств для локализации
и ликвидации аварийных ситуаций и
восстановления производства;
подготовка к эвакуации работников,
членов их семей, населения и
материальных ценностей из опасных зон
чрезвычайных ситуаций;
проверка готовности локальных систем
оповещения в чрезвычайных ситуациях;
организация медицинского наблюдения и
контроля за состоянием здоровья лиц,
получивших различные дозы облучения;
разработка планов-графиков наращивания
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования организаций.
5.4. Инженерно-технические мероприятия,
обеспечивающие повышение физической
устойчивости зданий, сооружений,
технологического оборудования и в целом
производства, включают:
создание в организациях систем
автоматизированного контроля за ходом
технологических процессов, уровнем
загрязнения помещений и воздушной среды
цехов опасными веществами и пылевыми
частицами;
создание локальных систем оповещения
работников и населения, проживающего
вблизи опасных зон (радиационного,
химического и биологического заражения,
катастрофического затопления и т.п.), о
возникновении аварийных ситуаций;
накопление фонда защитных сооружений
гражданской обороны и повышение
защитных свойств убежищ и
противорадиационных укрытий в зонах
возможных разрушений и заражения;
осуществление противопожарных
мероприятий;
сокращение запасов и сроков хранения
взрывоопасных и пожароопасных веществ,
обвалование емкостей для хранения
легковоспламеняющихся жидкостей,
устройство заглубленных емкостей для
слива особо опасных веществ из
технологических установок;
безаварийная остановка технологически
сложных производств;
локализация аварийных ситуаций, тушение
пожаров, ликвидация последствий аварий и
восстановление нарушенного
производства;
дублирование источников
энергоснабжения;
защита водных источников и контроль
качества воды;
герметизация складов и холодильников в
опасных зонах;
защита наиболее ценного и уникального
оборудования.
5.5. Мероприятия по созданию
благоприятных условий для проведения
успешных работ по защите и спасению
людей, попавших в опасные зоны, и
быстрейшей ликвидации аварий и их
последствий включают:
накопление средств индивидуальной
защиты органов дыхания и кожи;
создание на химически опасных объектах
организаций запасов материалов для
нейтрализации разлившихся аварийных
химически опасных веществ и дегазации
местности, зараженных строений, средств
транспорта, одежды и обуви;
разработка и внедрение
автоматизированных систем
нейтрализации выбросов аварийных
химически опасных веществ;
обеспечение герметизации помещений в
жилых и общественных зданиях,
расположенных в опасных зонах;
разработка и внедрение в производство
защитной тары для обеспечения
сохранности продуктов и пищевого сырья
при перевозке, хранении и раздаче
продовольствия;
разработка и внедрение новых
высокопроизводительных средств
дезактивации и дегазации зданий,
сооружений, транспорта и специальной
техники;
накопление средств медицинской защиты и
профилактики радиоактивных поражений
людей и животных;
создание, сохранение и использование
территориального страхового фонда
документации на потенциально опасные
объекты и объекты систем
жизнеобеспечения населения;
проведение учений и тренировок по
действиям в чрезвычайных ситуациях с
органами управления,
аварийно-спасательными формированиями и
производственным персоналом
организаций.
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия (с изменениями на 8 ноября 2022 года)