ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2023 года N 293-ПП
О внесении изменений в государственную
программу Кабардино-Балкарской
Республики "Управление
государственными финансами,
государственным долгом и межбюджетными
отношениями в Кабардино-Балкарской
Республике"
Правительство Кабардино-Балкарской
Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в государственную
программу Кабардино-Балкарской
Республики "Управление
государственными финансами,
государственным долгом и межбюджетными
отношениями в Кабардино-Балкарской
Республике", утвержденную
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 28
октября 2019 г. N 188-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в
силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 28 декабря 2023 г. N 293-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И
МЕЖБЮДЖЕТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ",
УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2019 Г. N 188-ПП
1. Паспорт государственной программы
Кабардино-Балкарской Республики
"Управление государственными
финансами, государственным долгом и
межбюджетными отношениями в
Кабардино-Балкарской Республике",
паспорт подпрограммы 1 "Повышение
качества управления бюджетным
процессом", паспорт подпрограммы 2
"Управление государственным долгом и
государственными финансовыми
активами", паспорт подпрограммы 3
"Выравнивание финансовых
возможностей местных бюджетов",
паспорт подпрограммы 4 "Обеспечение
реализации государственной
программы" признать утратившими силу.
2. Раздел "Приоритеты и цели
государственной политики, в том числе
общие требования к политике
муниципальных органов власти в сфере
реализации государственной
программы" изложить в следующей
редакции:
"Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике"
I. Оценка текущего состояния сферы
реализации Программы
Эффективное и прозрачное управление
общественными финансами - базовое
условие для повышения уровня жизни
населения, обеспечения устойчивого
экономического роста, содействия
инвестиционной активности, а также
достижения иных стратегических целей
социально-экономического развития.
Благодаря реализованным за прошедший
период мероприятиям государственной
программы Кабардино-Балкарской
Республики "Управление
государственными финансами,
государственным долгом и межбюджетными
отношениями в Кабардино-Балкарской
Республике" (далее - государственная
программа) обеспечены условия для
устойчивого экономического развития и
сохранения макроэкономической
стабильности при безусловном исполнении
принятых расходных обязательств и
реализации ключевых приоритетов
социально-экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики.
В ходе реализации мероприятий
государственной программы достигнуты
следующие результаты:
на протяжении четырех лет подряд
Кабардино-Балкарская Республика входит
в группу с высоким качеством управления
региональными финансами;
с 2020 года в структуре государственного
долга Кабардино-Балкарской Республики
отсутствуют рыночные заимствования;
по результатам оценки состояния
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации, проведенной
Министерством финансов Российской
Федерации в 2023 году,
Кабардино-Балкарская Республика
отнесена к группе заемщиков с высоким
уровнем долговой устойчивости;
обеспечен высокий уровень открытости
бюджетных данных в рейтинге субъектов
Российской Федерации, составляемом
Научно-исследовательским финансовым
институтом Министерства финансов
Российской Федерации;
сокращена просроченная кредиторская
задолженность консолидированного
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
(по итогам 2022 года просроченная
кредиторская задолженность
консолидированного бюджета
отсутствует);
с 2018 года реализуется Программа
оздоровления государственных финансов
(оптимизации расходов)
Кабардино-Балкарской Республики,
которая определяет основные направления
деятельности исполнительных органов
государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики и
органов местного самоуправления;
утверждены правила составления проекта
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики и
проекта бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Кабардино-Балкарской Республики на
очередной финансовый год и плановый
период в целях повышения качества
нормативного регулирования в сфере
бюджетного планирования на региональном
уровне;
создана единая информационная система
исполнения бюджетов всех уровней на
территории Кабардино-Балкарской
Республики;
подготовлена нормативная база
проведения долгосрочного бюджетного
планирования, утвержден бюджетный
прогноз на долгосрочный период,
позволяющий обеспечить прозрачность и
предсказуемость параметров бюджетной
системы, базовых принципов и условий
реализации бюджетной, налоговой и
долговой политики;
в рамках работы по совершенствованию
инструментов управления временно
свободной ликвидностью создан механизм
привлечения остатков средств на единый
счет бюджета;
в рамках повышения эффективности
бюджетных расходов проводится работа по
сокращению дебиторской задолженности по
расходам республиканского бюджета,
одним из направлений которых является
казначейское сопровождение
государственных контрактов, договоров
(соглашений), а также контрактов,
договоров, соглашений, заключенных в
рамках их исполнения;
создана система мониторинга качества
финансового менеджмента в отношении
главных администраторов средств
республиканского бюджета, позволяющая
повысить качество бюджетных процедур и
операций по их выполнению;
обеспечены организация и осуществление
внутреннего государственного
финансового контроля и контроля за
соблюдением законодательства
Российской Федерации о контрактной
системе в сфере закупок;
введены формализованные методики
распределения межбюджетных трансфертов
бюджетам муниципальных образований в
Кабардино-Балкарской Республике.
Вместе с тем в сфере управления
общественными финансами сохраняется ряд
следующих нерешенных проблем:
изменения федерального
законодательства, приводящие к
сокращению доходной базы
республиканского бюджета;
рост расходов, обусловленных
реализацией мероприятий, направленных
на профилактику и устранение
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции, а также по
предупреждению влияния изменения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей
экономики;
рост расходов на оказание мер социальной
поддержки, связанный с введением новых
мер социальной поддержки на федеральном
уровне и требующий дополнительных
расходов из республиканского бюджета;
рост расходных полномочий, связанных с
принятием решений на федеральном уровне,
требующих сохранения высокой доли в
республиканском бюджете социально
значимых и первоочередных расходов (70 -
80%).
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в
сфере реализации государственной
программы определены в следующих
документах стратегического характера:
государственной программе Российской
Федерации "Развитие федеративных
отношений и создание условий для
эффективного и ответственного
управления региональными и
муниципальными финансами",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 18
мая 2016 г. N 445;
Основах государственной политики
регионального развития Российской
Федерации на период до 2025 года,
утвержденных Указом Президента
Российской Федерации от 16 января 2017 г. N
13;
Концепции повышения эффективности
бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31
января 2019 г. N 117-р;
бюджетном прогнозе Кабардино-Балкарской
Республики на долгосрочный период до 2040
года, утвержденном постановлением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 21 февраля 2022 г. N 29-ПП;
Прогнозе социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской
Республики на долгосрочный период до 2040
года, утвержденном распоряжением
Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 30 апреля 2019 г. N 250-рп;
Стратегии социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской
Республики до 2040 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 17
сентября 2021 г. N 384-рп;
прогнозе социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской
Республики на очередной финансовый год и
плановый период;
основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Кабардино-Балкарской
Республики на очередной финансовый год и
плановый период;
основных направлениях долговой политики
Кабардино-Балкарской Республики на
очередной финансовый год и плановый
период.
В соответствии с указанными документами
сформированы следующие приоритеты
государственной политики в сфере
реализации государственной программы:
достижение и обеспечение долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы Кабардино-Балкарской
Республики;
создание условий для повышения
эффективности деятельности
публично-правовых образований по
выполнению государственных
(муниципальных) функций и обеспечению
потребностей граждан и общества в
государственных (муниципальных) услугах,
увеличению их доступности и качества;
создание условий для повышения качества
финансового менеджмента главных
администраторов бюджетных средств;
развитие системы государственного
(муниципального) финансового контроля;
эффективное управление государственным
долгом Кабардино-Балкарской Республики
и государственными финансовыми активами
Кабардино-Балкарской Республики;
развитие информационных технологий в
сфере управления государственными
(муниципальными) финансами с учетом
новых требований к качеству финансовой
деятельности публично-правовых
образований, а также формирование
инструментов, позволяющих обеспечить
открытость финансовой информации;
обеспечение стабильности и
предсказуемости системы межбюджетных
отношений, а также повышение ее
открытости и прозрачности;
создание условий для обеспечения
согласованности финансовой политики на
уровне муниципальных образований с
региональной финансовой политикой, а
также финансовой политикой федерального
центра с учетом необходимости
достижения национальных целей развития
Российской Федерации, предусмотренных
указами Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
внедрение системы долгосрочного
бюджетного планирования на региональном
и местном уровнях;
совершенствование подходов к
формированию, распределению и
предоставлению субсидий из
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики местным
бюджетам в целях повышения
эффективности их предоставления и
использования;
поощрение органов местного
самоуправления, достигших наилучших
значений показателей деятельности
органов местного самоуправления, а также
совершенствование механизма указанной
оценки.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа направлена на
достижение следующих стратегических
приоритетов и целей государственной
программы Российской Федерации
"Развитие федеративных отношений и
создание условий для эффективного и
ответственного управления
региональными и муниципальными
финансами", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445:
совершенствование межбюджетных
отношений на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях;
содействие сбалансированному
исполнению бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов;
сокращение долговой нагрузки бюджетов
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований и принятие
мер повышение качества управления
финансами в субъектах Российской
Федерации и муниципальных образованиях.
Государственная программа
непосредственно не связана с
достижением определенных целевых
показателей государственной программы
Российской Федерации "Развитие
федеративных отношений и создание
условий для эффективного и
ответственного управления
региональными и муниципальными
финансами", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445, но
обеспечивает значительный вклад в
достижение стратегических приоритетов и
целей, в том числе путем создания и
поддержания благоприятных условий для
экономического роста за счет
обеспечения финансово-экономической
стабильности.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы Направление (подпрограмма) "Обеспечение долгосрочной устойчивости республиканского бюджета"
Цель 1 государственной программы -
"Обеспечение стабильных
экономических условий за счет
соблюдения долгосрочных принципов
устойчивости и сбалансированности
бюджетной системы".
Показатель 1 государственной программы -
"Соотношение дефицита
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики и
общего годового объема доходов
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики без
учета объема безвозмездных поступлений
(с учетом возможного превышения
ограничений в соответствии с нормами
бюджетного законодательства)".
Достижение и обеспечение долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы Кабардино-Балкарской
Республики, повышение эффективности
бюджетных расходов, планируется
осуществить путем:
формирования долгосрочного бюджетного
прогнозирования с учетом различных
сценариев экономических прогнозов,
долгосрочных вызовов и тенденций
развития экономики, в том числе с учетом
негативного изменения геополитической
ситуации и санкционного давления;
координации стратегического и
бюджетного планирования.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по
направлению (подпрограмме) являются:
обеспечение соблюдения долгосрочных
принципов устойчивости и
сбалансированности бюджетной системы;
направление приоритетов бюджетной
политики на структурные изменения в
экономике и достижение национальных
целей развития.
Направление (подпрограмма) "Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами"
Цель 2 государственной программы -
"Средний показатель качества
финансового менеджмента главных
администраторов средств
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики к 2030
году составляет не менее 70,0%".
Показатель 2 государственной программы -
"Средний показатель качества
финансового менеджмента главных
администраторов средств
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики".
Повышение операционной эффективности
бюджетных расходов будет осуществляться
за счет повышения равномерности
исполнения республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики, в том
числе оптимизации процедур
перераспределения бюджетных
ассигнований при их исполнении.
Создание новых инструментов повышения
эффективности планирования и исполнения
бюджетных расходов будет осуществляться
за счет дальнейшего развития
методологии бюджетного планирования
посредством совершенствования системы
обоснований бюджетных ассигнований.
Развитие информационных технологий в
сфере управления государственными
(муниципальными) финансами с учетом
новых требований к качеству финансовой
деятельности публично-правовых
образований, а также формирование
инструментов, позволяющих обеспечить
открытость финансовой информации и
формирование единого информационного
пространства, будет осуществляться за
счет:
интеграции информационных потоков
организаций сектора государственного
управления и публичных правовых
образований в сфере управления
общественными финансами при обеспечении
принципа однократности формирования
информации;
расширения электронного
документооборота организаций сектора
государственного управления, в том числе
с контрагентами.
Повышение прозрачности финансовой
информации, вовлечение институтов
гражданского общества в бюджетный
процесс, а также развитие механизмов
инициативного бюджетирования будут
осуществляться за счет:
совершенствования подходов к
представлению информации о
республиканском бюджете
Кабардино-Балкарской Республики в
доступной и понятной для граждан форме;
развития и внедрения инструментов
открытости бюджетного процесса;
расширения и дальнейшего развития
инструментов вовлечения граждан в
бюджетный процесс, в том числе
посредством развития и реализации
практик инициативного бюджетирования;
оказания методической поддержки
финансовым органам муниципальных
образований в развитии и реализации
практик инициативного бюджетирования, а
также в расширении типологии данного
инструмента.
Создание условий для повышения качества
финансового менеджмента главных
администраторов (администраторов)
бюджетных средств будет осуществляться
за счет:
развития методологии мониторинга
качества финансового менеджмента, в том
числе критериев оценки его качества, в
секторе государственного управления;
оказания методической поддержки главным
администраторам бюджетных средств,
органам государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики в
повышении качества их финансового
менеджмента.
Развитие системы государственного
(муниципального) финансового контроля
будет осуществляться за счет усиления
контроля за эффективностью
использования бюджетных средств,
государственного (муниципального)
имущества, достоверностью отчетности о
результатах реализации государственных
программ, выполнения государственных
(муниципальных) заданий.
Создание единой цифровой среды
формирования и анализа учетных данных
государственных финансов в целях их
применения для управления будет
осуществляться за счет создания и
развития подсистемы учета и отчетности в
целях обеспечения управления (принятия
оперативных решений) исполнением
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.
Повышение эффективности системы
управления финансами публично-правовых
образований будет осуществляться за
счет:
развития инструментов эффективного
управления остатками средств;
развития инструментов казначейского
сопровождения путем применения
инструментов экономического
обоснования затрат;
обеспечения учета и распределения
налоговых поступлений на отдельном
счете с учетом внедрения единого
налогового платежа.
Повышение эффективности бюджетных
расходов в части государственных
закупок будет осуществляться за счет:
упрощения и ускорения закупок,
оптимизации способов и сроков их
осуществления;
цифровизации государственных закупок,
включая совершенствование функционала
программных средств для обеспечения
автоматизации процессов и документов,
формируемых при осуществлении закупок в
соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по
направлению (подпрограмме) являются:
повышение эффективности бюджетных
расходов;
повышение уровня открытости бюджетных
данных;
повышение эффективности исполнения
функций (полномочий) исполнительных
органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики за счет
усовершенствования оценки качества
финансового менеджмента, создание
полноценной системы внутреннего аудита
в органах власти;
обеспечение методологической поддержки
органов государственного финансового
контроля по осуществлению
государственного финансового контроля в
сфере бюджетных правоотношений.
Направление (подпрограмма) "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами"
Цель 3 государственной программы -
"Сохранение соотношения
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики и
общего годового объема доходов
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики без
учета объема безвозмездных поступлений
до 2030 года на уровне, не превышающем 45
процентов (с учетом возможного
превышения ограничений в соответствии с
нормами бюджетного
законодательства)".
Показатель 3 государственной программы -
"Соотношение государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики и
общего годового объема доходов
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики без
учета объема безвозмездных поступлений
(с учетом возможного превышения
ограничений в соответствии с нормами
бюджетного законодательства)".
Эффективное управление государственным
долгом Кабардино-Балкарской Республики
и государственными финансовыми активами
Кабардино-Балкарской Республики,
направленное на сохранение достигнутой
в последние годы высокой степени
долговой устойчивости, будет
осуществляться за счет:
проведения операций по оптимизации
структуры государственного долга;
поиска баланса между объемами
привлекаемых ресурсов и стоимостью
заимствований.
Ожидаемым результатом к 2030 году по
направлению (подпрограмме) является
формирование сбалансированной с точки
зрения типов и сроков долговых
инструментов структуры
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики.
Направление (подпрограмма) "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации"
Цель 4 государственной программы -
"Ежегодное сохранение количества
муниципальных образований, в бюджетах
которых доля дотаций из других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
и (или) налоговых доходов по
дополнительным нормативам отчислений в
размере, не превышающем расчетный объем
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности (части расчетного объема
дотации), замененной дополнительными
нормативами отчислений, в течение двух
из трех последних отчетных финансовых
лет превышала 50% доходов местного
бюджета, за исключением субвенций и иных
межбюджетных трансфертов,
предоставляемых на осуществление части
полномочий по решению вопросов местного
значения в соответствии с соглашениями,
заключенными муниципальным районом и
поселениями на уровне, не превышающем 30
единиц".
Показатель 4 государственной программы -
"Количество муниципальных
образований, в бюджетах которых доля
дотаций из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и (или)
налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений в размере, не
превышающем расчетный объем дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
(части расчетного объема дотации),
замененной дополнительными нормативами
отчислений, в течение двух из трех
последних отчетных финансовых лет
превышала 50 процентов доходов местного
бюджета, за исключением субвенций и иных
межбюджетных трансфертов,
предоставляемых на осуществление части
полномочий по решению вопросов местного
значения в соответствии с соглашениями,
заключенными муниципальным районом и
поселениями".
Совершенствование системы
распределения и перераспределения
финансовых ресурсов между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации
будет осуществляться за счет:
актуализации форм и механизмов
предоставления межбюджетных
трансфертов бюджетам муниципальных
образований Кабардино-Балкарской
Республики;
повышения эффективности предоставления
субсидий;
выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
Кабардино-Балкарской Республики;
поддержки мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по
направлению (подпрограмме) является:
проведение эффективного выравнивания
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, повышение
самостоятельности органов местного
самоуправления в использовании
межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из республиканского
бюджета Кабардино-Балкарской
Республики;
недопущение просроченной кредиторской
задолженности по расходам местных
бюджетов, а в случае ее наличия -
проведение работы по ее сокращению;
сокращение просроченной дебиторской
задолженности по неналоговым доходам.
Направление (подпрограмма) "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по повышению качества управления муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития муниципальных образований"
Цель 5 государственной программы -
"Ежегодное сохранение доли
муниципальных образований
Кабардино-Балкарской Республики,
имеющих высокое и надлежащее качество
управления муниципальными финансами, на
уровне, не ниже 60 процентов".
Показатель 5 государственной программы -
"Доля муниципальных образований
Кабардино-Балкарской Республики,
имеющих высокое и надлежащее качество
управления муниципальными
финансами".
Оценка эффективности деятельности
органов местного самоуправления по
повышению качества управления
муниципальными финансами и повышению
уровня социально-экономического
развития муниципальных образований
будет осуществляться за счет:
осуществления мониторинга и оценки
качества управления муниципальными
финансами;
поощрения достижения наилучших значений
показателей деятельности органов
местного самоуправления;
стимулирования применения примеров
лучшей практики деятельности органов
местного самоуправления, выявленных в
рамках Всероссийского конкурса
"Лучшая муниципальная практика";
проведения мониторинга выполнения
муниципальными образованиями целевых
показателей, установленных
соглашениями, которые предусматривают
меры по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов.
Ожидаемым результатом к 2030 году по
направлению (подпрограмме) является
создание стимулов к улучшению качества
управления бюджетным процессом в
муниципальных образованиях.".
3. Разделы "Общая характеристика
участия муниципальных образований в
реализации государственной
программы", "Методика оценки
эффективности государственной
программы", приложения N 1 - N 6 к
государственной программе признать
утратившими силу.