Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2023 года N 1051


О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 623 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2025 годы"



В целях приведения государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 623, в соответствие с Положением о системе управления государственными программами Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782, Правительство Самарской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 623 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:


в наименовании и пункте 1 слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;


пункт 2 признать утратившим силу;


в государственной программе Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа):


в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;


паспорт Государственной программы признать утратившим силу;


текст Государственной программы изложить в следующей редакции:



"Стратегические приоритеты Государственной программы

1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы



Эффективное управление государственными финансами является важнейшим условием социально-экономического развития Самарской области, устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения региона. Современное состояние системы управления государственными финансами в Самарской области характеризуется проведением взвешенной бюджетной и налоговой политики, повышением эффективности расходов областного бюджета.


Основными результатами реализации бюджетной политики за период реализации Государственной программы стали обеспечение устойчивости и сбалансированности областного бюджета, преодоление последствий пандемии коронавирусной инфекции, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов, выполнение принятых социально значимых обязательств, сохранение объема государственного долга региона на экономически безопасном уровне. Благодаря взвешенным решениям Правительства Российской Федерации и Правительства Самарской области удалось поддержать экономику региона и снизить негативные последствия пандемии.


В настоящее время управление государственными финансами Самарской области осуществляется в сложной геополитической ситуации. На развитие экономики области будут оказывать влияние следующие внешние факторы: состояние мировой и российской экономики, конъюнктура мировых рынков энергоносителей, влияние санкций и ограничений, введенных странами Евросоюза и США, налоговая и бюджетная политика, уровень инфляции и другие факторы.


Правительством Самарской области будет продолжена работа по оценке эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством, и отмене неэффективных налоговых льгот с учетом изменений, вносимых на федеральном уровне по учету налоговых льгот как налоговых расходов.


Налоговые льготы должны иметь стимулирующий или социальный характер. Стимулирующие налоговые льготы должны поддерживать инвестиции в экономику Самарской области с целью увеличения валового регионального продукта и налоговых платежей в консолидированный бюджет Самарской области.


Правительством Самарской области будет продолжена совместная с органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области работа по увеличению налоговой базы по имущественным налогам в части актуализации перечня торгово-офисной недвижимости, облагаемой налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, налогообложению объектов незавершенного строительства, что приведет к формированию стабильных налоговых источников доходов и выравниванию условий ведения бизнеса.


Будет продолжена работа органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по уточнению данных Единого государственного реестра недвижимости с последующей актуализацией базы данных налоговых органов.


На местном уровне особое внимание будет уделено проведению анализа платности использования земель, муниципального земельного контроля, а также вопросам передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную (организации эффективного взаимодействия с ТУ Росимущества по Самарской области).


В Самарской области реализуется ряд важнейших мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имущества Самарской области, составляющего казну, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за организациями, в целях пополнения доходной части областного бюджета.


Увеличение неналоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области будет достигаться путем проведения дальнейшей инвентаризации объектов недвижимого имущества Самарской области с целью выявления неэффективно используемых объектов и вовлечения данных объектов в хозяйственный оборот (аренда, приватизация).


В последние годы в Самарской области осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на повышение качества управления финансами, принят ряд нормативных правовых актов в сфере бюджетного регулирования.


Регулирование бюджетного процесса в Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области". Данный закон определяет взаимоотношения между Самарской областью и муниципальными образованиями в Самарской области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, регламентирует деятельность органов государственной власти Самарской области и иных участников бюджетного процесса по рассмотрению проекта областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждению и исполнению областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также по контролю за их исполнением в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.


Особую актуальность приобретает совершенствование нормативного правового регулирования в сфере распределения межбюджетных трансфертов и стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами (в том числе с целью выявления и использования резервов собственных доходов местных бюджетов).


Межбюджетные трансферты из областного бюджета местным бюджетам предоставляются в форме дотаций (в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В целях обеспечения большей самостоятельности местных бюджетов и повышения их ответственности за результаты деятельности федеральными органами исполнительной власти поставлена задача перехода к преимущественному предоставлению межбюджетных трансфертов в форме дотаций местным бюджетам.


При этом необходимо повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности, а также предоставления и использования субсидий, поскольку они предоставляются на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления.


Все принимаемые на региональном уровне меры по отработке механизмов распределения финансовой помощи направлены на увеличение объективности ее распределения и повышение стимулов наращивания собственной доходной базы для муниципальных образований.


Применяемая методика распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в Самарской области позволяет сократить разрыв между наиболее и менее обеспеченными муниципальными образованиями. В 2022 году благодаря предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности удалось сократить степень дифференциации между пятью наиболее и пятью наименее финансово обеспеченными муниципальными районами (городскими округами, городскими округами с внутригородским делением) с 2,85 раза (до выравнивания) до 1,68 раза (после выравнивания).


Дополнительным видом финансовой помощи, способствующим поддержанию сбалансированности местных бюджетов и стимулированию социально-экономического развития муниципальных образований, выступают дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, которые предоставляются с учетом уровня выполнения показателей социально-экономического развития (далее - стимулирующие дотации).


Получателями стимулирующих дотаций являются все городские округа и муниципальные районы Самарской области.


Существующий механизм предоставления стимулирующих дотаций позволит привлечь в местный бюджет больше дотаций, чем планировалось первоначально.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и соглашениями, заключенными Самарской областью с Минфином России, для региона установлены обязательства по поэтапному снижению уровня долговой нагрузки в период до 1 января 2025 года по всем видам долговых обязательств на 2% в год до 39%, в том числе по рыночным долговым обязательствам до 34% и дальнейшее сохранение достигнутых значений до 1 января 2030 года.


Аналогичные ограничения в части рыночных заимствований утверждаются законом Самарской области на очередной финансовый год и плановый период.


Самарская область с достаточным запасом прочности выполняет обязательства по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет.


По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Самарская область входит в группу регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.


По итогам 2022 года наш регион в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки по рыночным долговым обязательствам (от меньшего значения к большему) занимает 59 место и 9 место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа.


В настоящее время долговая политика Самарской области реализуется в условиях макроэкономической неопределенности и существенных рисков для национальной экономики под влиянием геополитической ситуации и санкционного давления, что может повлиять на уровень долговой нагрузки и повлечь увеличение расходов на обслуживание государственного долга.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены с учетом положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики Самарской области, положений бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющих условия планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также целей и задач Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 (далее - Стратегия).


В соответствии со Стратегией целями социально-экономического развития Самарской области являются обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики Самарской области, улучшение качества жизни населения Самарской области и повышение эффективности деятельности Правительства Самарской области.


Проводимая политика управления региональными финансами призвана обеспечивать реализацию указанных целей.


С учетом обозначенных приоритетов основной целью Государственной программы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Самарской области.


3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Реализация Государственной программы направлена на достижение приоритетов и целей государственной политики, обозначенных государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320, а также государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445.


В целом реализация комплексов процессных мероприятий Государственной программы направлена на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса в Самарской области. Мероприятия, реализуемые в рамках комплексов процессных мероприятий, ориентированы на поддержание комплексной сбалансированности консолидированной бюджетной системы Самарской области, формируют благоприятные условия для устойчивого исполнения регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области, а также для органов исполнительной власти Самарской области, реализующих другие государственные программы Самарской области, содействуют всестороннему развитию Самарской области.


4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


Задачами государственного управления в сфере реализации Государственной программы являются:


планирование основных параметров бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Самарской области;


достижение приемлемых объема и структуры государственного долга Самарской области;


увеличение сроков заимствований и обеспечение равномерного распределения по будущим финансовым годам нагрузки на бюджет по обслуживанию и погашению заимствований;


поддержание национального кредитного рейтинга Самарской области на уровне AA(RU);


сокращение дифференциации муниципальных образований Самарской области по уровню их бюджетной обеспеченности, сбалансированности местных бюджетов;


повышение эффективности управления муниципальными финансами;


реализация единого порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности органов исполнительной власти Самарской области и подведомственных им государственных учреждений Самарской области;


развитие регионального электронного бюджета Самарской области на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий.


Для решения поставленных задач необходимо придерживаться политики оптимизации, повышения доходного потенциала Самарской области, поддержания экономически безопасного уровня государственного долга и сдерживания расходов.


Реализация намеченных в рамках Государственной программы комплексов процессных мероприятий позволит создать базовые условия и сохранить позитивные тенденции экономических и социальных преобразований для достижения стратегических целей бюджетной политики, определенных в соответствующих стратегических документах социально-экономического развития.


Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы являются:


выполнение функций финансового органа в соответствии с действующим законодательством;


поддержание высокого уровня долговой устойчивости, формирование равномерного профиля погашения государственного долга на долгосрочный период, снижение риска рефинансирования долговых обязательств Самарской области;


обеспечение стабильного уровня инвестиционной привлекательности региона и снижение стоимости привлечения заимствований Самарской области;


совершенствование системы распределения и перераспределения финансовой помощи из областного бюджета между муниципальными образованиями Самарской области;


поддержка устойчивого исполнения местных бюджетов, обеспечение прозрачного распределения и своевременного перечисления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;


содействие повышению качества управления муниципальными финансами, содействие развитию налогового потенциала территорий муниципальных образований, обеспечение прозрачного распределения и перечисления местным бюджетам дотаций на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами, а также дотаций на стимулирование развития налогового потенциала территории муниципального образования в связи с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований деятельности по привлечению инвестиций;


минимизация управленческих затрат на осуществление учетных и отчетных процедур, снижение уровня налоговых рисков, повышение прозрачности и скорости подготовки всех видов отчетности;


цифровизация управления государственными и муниципальными финансами, обеспечение формирования в режиме реального времени информационных и аналитических материалов для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.


Во избежание возникновения проблем в сфере управления общественными финансами необходима последовательная реализация бюджетной политики как части государственной политики.";


приложения 1 - 4 к Государственной программе признать утратившими силу.


2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ