ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2023 года N 775-ПП
Об утверждении Основных направлений
государственной долговой политики
Мурманской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов
В целях эффективного управления
государственным долгом Мурманской
области и принятия мер по снижению
долговой нагрузки Правительство
Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные
направления государственной долговой
политики Мурманской области на 2024 год и
на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу
постановление Правительства Мурманской
области от 29.10.2022 N 855-ПП "Об утверждении
Основных направлений государственной
долговой политики Мурманской области на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов".
3. Настоящее постановление вступает в
силу с 1 января 2024 года.
Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС
Утверждены
постановлением
Правительства Мурманской области
от 27 октября 2023 г. N 775-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
1. Общие положения
Государственная долговая политика
Мурманской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов (далее -
долговая политика Мурманской области)
разработана в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации, с учетом
Рекомендаций по проведению субъектами
Российской Федерации ответственной
заемной/долговой политики, утвержденных
Министерством финансов Российской
Федерации (далее - Минфин России), и в
соответствии с государственной
программой Мурманской области
"Финансы", утвержденной
постановлением Правительства
Мурманской области от 11.11.2020 N 776-ПП.
Под долговой политикой Мурманской
области понимается стратегия управления
государственными внутренними
заимствованиями Мурманской области
(далее - заимствования), направленная на
обеспечение потребностей Мурманской
области в заемном финансировании,
своевременное и полное исполнение
государственных долговых обязательств
Мурманской области, минимизацию
расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга
Мурманской области (далее -
государственный долг Мурманской
области), поддержание объема и структуры
обязательств Мурманской области,
исключающих их неисполнение, соблюдение
значений показателей, обеспечивающих
высокий уровень долговой устойчивости
Мурманской области, а также на
обеспечение финансирования дефицита
областного бюджета.
Долговую политику Мурманской области
реализует Министерство финансов
Мурманской области (далее -
Министерство). Информация о долговой
политике Мурманской области является
открытой и общедоступной. Сведения об
обязательствах Мурманской области
размещаются на официальном сайте
Министерства и в
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
2. Итоги реализации долговой политики
Мурманской области за 2022 год и анализ
текущего состояния государственного
долга Мурманской области
По состоянию на 1 января 2023 года
государственный долг Мурманской области
составил 20284,9 млн рублей, или 19 % от общего
объема доходов областного бюджета без
учета безвозмездных поступлений.
В структуре государственного долга:
- 61 % - задолженность по бюджетным
кредитам, предоставленным из
федерального бюджета бюджету Мурманской
области;
- 31 % - задолженность по коммерческим
кредитам, полученным в кредитных
организациях;
- 8 % - государственные гарантии,
предоставленные в обеспечение
исполнения обязательств АО
"Мурманэнергосбыт" по кредитам,
привлеченным для расчетов с
поставщиками ресурсов, в том числе с
поставщиками топлива.
Доля объема расходов на обслуживание
государственного долга Мурманской
области в общем объеме расходов
областного бюджета без учета объема
расходов, осуществляемых за счет
субвенций из федерального бюджета, - 0,1 %.
По итогам исполнения бюджета за 2022 год
Мурманская область относится к группе с
высокой долговой устойчивостью.
По итогам 2022 года исполнены
обязательства Мурманской области,
принятые при заключении с Министерством
финансов Российской Федерации:
- дополнительного соглашения о
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, предоставленным
бюджету Мурманской области из
федерального бюджета от 31 декабря 2020
года N 5/5/5/5/5/5 (в редакции дополнительного
соглашения от 21 ноября 2022 года N 7/7/7/7/7/7)
(далее - Дополнительное соглашение N
5/5/5/5/5/5);
- дополнительного соглашения от 1 июля 2021
года N 1 к Соглашению от 14 декабря 2020 года N
01-01-06/06-1009 (в редакции дополнительного
соглашения от 17 ноября 2022 года N 2) о
предоставлении бюджету Мурманской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации (далее -
Дополнительное соглашение N 1).
В соответствии с условиями
Дополнительных соглашений N 5/5/5/5/5/5 и N 1 в
2022 году средства в объеме 6810,31 млн рублей,
высвободившиеся в результате
предоставленной рассрочки по погашению
суммы реструктурированной
задолженности, направлены на
обеспечение расходных обязательств
Мурманской области, связанных с
реализацией региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов, и на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных:
- с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции;
- предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей
экономики;
- выполнением инженерных изысканий,
проектированием, экспертизой проектной
документации и (или) результатов
инженерных изысканий, строительством,
реконструкцией и вводом в эксплуатацию
объектов инфраструктуры, а также с
подключением (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов.
В соответствии с условиями
Дополнительного соглашения N 5/5/5/5/5/5 доля
общего объема государственного долга
Мурманской области и доля объема
государственного долга Мурманской
области по кредитам, полученным от
кредитных организаций, от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений по состоянию
на 01.01.2023 установлена на уровне 34
процентов и 28 процентов соответственно.
В 2023 году в бюджет Мурманской области
привлекаются кредитные средства как в
целях финансового обеспечения отдельных
мероприятий, так и для финансирования
дефицита областного бюджета, а именно:
- бюджетный кредит в целях пополнения
остатков средств на едином счете
бюджета;
- бюджетный кредит в целях опережающего
финансового обеспечения расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, принимаемых в целях
реализации мероприятий, обеспечивающих
достижение целей, показателей и
результатов государственных программ
Российской Федерации;
- инфраструктурный бюджетный кредит;
- специальный казначейский кредит;
- кредиты кредитных организаций.
1. Бюджетный кредит на пополнение остатка
средств на едином счете бюджета
В соответствии с приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 6
октября 2020 года N 231н "О порядке
заключения и форме договора о
предоставлении субъекту Российской
Федерации (муниципальному образованию)
бюджетного кредита на пополнение
остатка средств на едином счете
бюджета" с Управлением Федерального
казначейства по Мурманской области
заключен договор о предоставлении
Мурманской области бюджетного кредита
на пополнение остатка средств на едином
счете бюджета от 3 февраля 2023 года N 05-09/кр
(далее - кредит на пополнение остатка
средств, Договор N 05-09/кр).
В 2023 году решением Министерства финансов
Российской Федерации кредит на
пополнение остатка средств
предоставляется субъекту Российской
Федерации при условии, если показатель
уровня расчетной бюджетной
обеспеченности субъекта Российской
Федерации на 2023 год не превышает 1,5. По
расчетам Министерства финансов
Российской Федерации, показатель для
Мурманской области на 2023 год составил
1,495.
С учетом соблюдения указанного условия
решением Министерства финансов
Российской Федерации в 2023 году
Мурманской области установлен лимит
предоставления кредита на пополнение
остатка средств в размере 4883,9 млн
рублей.
В рамках указанного лимита за январь -
сентябрь 2023 года кредитные средства в
сумме 9767,8 млн рублей были привлечены
двумя траншами:
- в феврале 2023 года - в сумме 4883,9 млн
рублей. В соответствии с условиями
дополнительного соглашения к Договору N
05-09/кр в мае 2023 года кредитные средства
были возвращены в федеральный бюджет;
- в мае 2023 года - в сумме 4883,9 млн рублей. В
соответствии с условиями
дополнительного соглашения к Договору
дата возврата кредитных средств - 31
октября 2023 года.
Кроме того, в феврале 2023 года получен
кредит на пополнение остатка средств в
сумме 2369,2 млн рублей в целях недопущения
кассового разрыва для обеспечения
достаточности средств на едином счете
бюджета Мурманской области при
исполнении распоряжений налогового
органа о списании с единых счетов
бюджетов налоговых поступлений в связи с
переходом с 1 января 2023 года плательщиков
на уплату налогов с единого налогового
счета. Согласно условиям
дополнительного соглашения к Договору
дата возврата кредита установлена 20
декабря 2023 года.
2. Бюджетный кредит в целях опережающего
финансового обеспечения расходных
обязательств, возникающих в ходе
реализации мероприятия государственной
программы "Приведение в нормативное
состояние автомобильных дорог и
искусственных дорожных сооружений в
рамках федерального проекта
"Региональная и местная дорожная
сеть"
В соответствии с положениями пункта 41
статьи 9 Федерального закона от 21 ноября
2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты
Российской Федерации, приостановлении
действия отдельных положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации, признании
утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской
Федерации и об установлении
особенностей исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
в 2023 году" (далее - Федеральный закон N
448-ФЗ) и постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 марта 2023 года N
501 "О внесении изменения в пункт 12(1)
Положения о Правительственной комиссии
по региональному развитию в Российской
Федерации, о приостановлении действия
подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1)
Правил предоставления субъектам
Российской Федерации (муниципальным
образованиям) бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета и об особенностях
предоставления бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета субъекта Российской
Федерации в 2023 году" бюджетам
субъектов Российской Федерации
предусмотрено предоставление бюджетных
кредитов в целях опережающего
финансового обеспечения расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, принимаемых в целях
реализации мероприятий, обеспечивающих
достижение целей, показателей и
результатов государственных программ
Российской Федерации.
На состоявшемся 6 апреля 2023 года
заседании президиума (штаба)
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации (протокол N 20) утвержден
перечень объектов транспортной
(дорожной) инфраструктуры, находящихся в
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
(муниципальной собственности), в целях
опережающего финансового обеспечения
строительства, реконструкции,
капитального ремонта и ремонта которых
бюджетам субъектов Российской Федерации
в 2023 году предоставляются бюджетные
кредиты на пополнение остатка средств на
едином счете бюджета (приложение N 2 к
протоколу).
В соответствии с указанным перечнем для
Мурманской области определен бюджетный
кредит в сумме 450,0 млн рублей в целях
реализации мероприятия "Приведение в
нормативное состояние автомобильных
дорог и искусственных сооружений
(объекты капитального ремонта и ремонта
общей протяженностью 25 км, планируемый
по состоянию на 1 января 2024 г. прирост
доли автомобильных дорог регионального
и (или) межмуниципального значения в их
общей протяженности, соответствующих
нормативным требованиям, - 1,23
процента)".
В соответствии с условиями
дополнительного соглашения к Договору N
05-09/кр бюджетный кредит в сумме 450,0 млн
рублей получен 1 августа 2023 года,
установлена дата возврата кредита - 27
апреля 2024 года.
3. Инфраструктурный бюджетный кредит
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 14
июля 2021 года N 1190 "Об утверждении
Правил предоставления, использования и
возврата субъектами Российской
Федерации бюджетных кредитов,
полученных из федерального бюджета на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов" в 2023 году
Мурманской областью с Министерством
финансов Российской Федерации заключено
соглашение от 14 апреля 2023 года N 2023-00097 о
предоставлении бюджету Мурманской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов на сумму 1500,0
млн рублей по ставке 3 % годовых со сроком
его возврата до 2038 года ежегодно равными
долями начиная с 2025 года.
Указанные средства направляются на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурного проекта
"Реконструкция автомобильной дороги
общего пользования регионального
значения Апатиты - Кировск, км 2 + 688 - км 14 +
314", одобренного решением Президиума
(штаба) Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации (протокол от 26 декабря 2022 года N
92).
4. Специальные казначейские кредиты
В соответствии с положениями пункта 36
статьи 9 Федерального закона N 448-ФЗ,
постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2023 года N
525 "Об утверждении Правил
предоставления Федеральным
казначейством бюджетам субъектов
Российской Федерации бюджетных кредитов
за счет временно свободных средств
единого счета федерального бюджета и о
внесении изменения в пункт 12(1) Положения
о Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации" специальные казначейские
кредиты (далее - СКК) предоставляются
бюджетам субъектов Российской Федерации
на цели финансового обеспечения
реализации мероприятий, одобренных
Президиумом (штабом) Правительственной
комиссии по региональному развитию в
Российской Федерации.
Так, в соответствии с протоколами
Президиума (штаба) Правительственной
комиссии по региональному развитию в
Российской Федерации Мурманской области
одобрено получение в 2023 году следующих
СКК:
1) бюджетный кредит в сумме 300,0 млн рублей
по ставке 3 % годовых на финансирование
мероприятий по приобретению подвижного
состава пассажирского транспорта общего
пользования (протокол от 13 июля 2023 года N
17пр). Получение данного кредита - октябрь
2023 года, возврат - в 2025 - 2038 годах ежегодно
равными долями;
2) бюджетный кредит в сумме 315,4 млн рублей
по ставке 3 % годовых на капитальный
ремонт объектов теплоснабжения ЗАТО г.
Североморск (протокол от 3 августа 2023
года N 44). Получение данного кредита -
ноябрь 2023 года, возврат - в 2025 - 2038 годах
ежегодно равными долями;
3) бюджетный кредит в сумме 81,4 млн рублей
по ставке 3 % годовых на модернизацию
системы теплоснабжения мкр-на Дровяное
г. Мурманска и н.п. 25 ж/д Мончегорск -
Оленья (г. Мончегорск) (протокол от 25
августа 2023 года N 29пр). Получение данного
кредита - ноябрь 2023 года, возврат - в 2025 -
2038 годах ежегодно равными долями.
5. Кредиты кредитных организаций
С целью финансирования дефицита
областного бюджета за январь - сентябрь
2023 года в кредитных организациях
привлечено 14250,0 млн рублей. Кредиты,
привлеченные в кредитных организациях в
2023 году, погашены в полном объеме.
По состоянию на 1 октября 2023 года
государственный долг Мурманской области
сложился в объеме 23288,1 млн рублей.
В структуре государственного долга:
- 93 % - задолженность по бюджетным
кредитам, предоставленным из
федерального бюджета бюджету Мурманской
области;
- 7 % - государственные гарантии,
предоставленные в обеспечение
исполнения обязательств АО
"Мурманэнергосбыт" по кредитам,
привлеченным для расчетов с
поставщиками ресурсов, в том числе с
поставщиками топлива.
3. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Мурманской области
В 2024 - 2026 годах реализация долговой
политики Мурманской области будет
осуществляться с учетом основных
параметров развития экономики
Мурманской области.
Основными факторами, определяющими
направления долговой политики
Мурманской области на 2024 год и плановый
период 2025 и 2026 годов, являются:
- вероятность воздействия
геополитической ситуации и
макроэкономических рисков по ухудшению
экономической конъюнктуры внешнего и
внутреннего рынков, а также изменения
инвестиционных планов (стратегий) и
политики вертикально интегрированных
компаний, инфраструктурных компаний и
организаций;
- изменения, вносимые в бюджетное
законодательство Российской Федерации;
- нестабильность законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах;
- необходимость погашения задолженности
по бюджетным кредитам начиная с 2025 года;
- выполнение условий Дополнительных
соглашений N 5/5/5/5/5/5 и N 1.
Вышеперечисленные факторы оказывают
влияние на изменение размера дефицита
областного бюджета и необходимость его
финансирования путем осуществления
заимствований в экономически
обоснованных объемах, не превышающих
ограничения, установленные указанными
дополнительными соглашениями.
Долговая политика Мурманской области
направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита
областного бюджета;
- своевременное и полное исполнение
долговых обязательств Мурманской
области;
- соблюдение верхних пределов
государственного долга, размера
дефицита областного бюджета и
предельного объема заимствований в
пределах, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации и законом
Мурманской области об областном бюджете
на очередной финансовый год и на
плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на
обслуживание государственного долга
Мурманской области в пределах,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации и законом
Мурманской области об областном бюджете
на очередной финансовый год и на
плановый период;
- минимизацию стоимости обслуживания
государственного долга Мурманской
области;
- выполнение условий Дополнительных
соглашений N 5/5/5/5/5/5 и N 1;
- соблюдение значений показателей,
обеспечивающих высокий уровень долговой
устойчивости Мурманской области.
4. Цели и принципы долговой политики
Мурманской области
Основные цели долговой политики
Мурманской области - сохранение
финансовой устойчивости региона и
сбалансированности областного бюджета,
своевременное исполнение долговых
обязательств при минимизации расходов
на их обслуживание, поддержание объема и
структуры государственного долга
Мурманской области на экономически
безопасном уровне в объеме,
обеспечивающем возможность
гарантированного выполнения долговых
обязательств в полном объеме и в
установленные сроки, соблюдение
требований, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а также
обеспечение высокого уровня долговой
устойчивости областного бюджета.
Принципами долговой политики Мурманской
области являются:
- соблюдение ограничений, установленных
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и Дополнительными соглашениями N 5/5/5/5/5/5 и
N 1;
- своевременное и безусловное
обслуживание и погашение долговых
обязательств Мурманской области;
- сохранение репутации Мурманской
области как надежного заемщика,
безупречно и своевременно выполняющего
свои долговые обязательства;
- открытость и прозрачность управления
государственным долгом Мурманской
области.
5. Основные задачи долговой политики
Мурманской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов
Основными задачами долговой политики
Мурманской области являются:
- повышение эффективности заимствований
Мурманской области;
- оптимизация структуры
государственного долга Мурманской
области;
- обеспечение дефицита областного
бюджета в 2024, 2025 и 2026 годах на уровне не
более 10 процентов от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026
годы ежегодно. При этом дефицит бюджета
может превысить ограничение в пределах
снижения остатков средств на счетах по
учету средств бюджета субъекта
Российской Федерации, а также в пределах
объема бюджетных ассигнований,
направленных на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов,
источником финансового обеспечения
которых являются бюджетные кредиты,
предоставляемые из федерального бюджета
бюджету субъекта Российской Федерации
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов, а также иные
послабления, которые будут установлены
законодательством Российской
Федерации;
- соблюдение условий Дополнительного
соглашения N 5/5/5/5/5/5 в части обеспечения
возможности привлечения кредитов
кредитных организаций по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых, а также
обеспечения доли общего объема
государственного долга Мурманской
области и доли объема государственного
долга Мурманской области по кредитам,
полученным от кредитных организаций, от
суммы доходов областного бюджета без
учета безвозмездных поступлений по
состоянию: на 1 января 2025 года:
- объем государственного долга области
не более 31 процента от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2024 год;
- доля общего объема долговых
обязательств по государственным ценным
бумагам и кредитам, полученным от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 30 процентов суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года:
- объем государственного долга области
не более 31 процента от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2025 год;
- доля общего объема долговых
обязательств по государственным ценным
бумагам и кредитам, полученным от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 30 процентов суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2025 год;
на 1 января 2027 года:
- объем государственного долга области
не более 31 процента от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2026 год;
- доля общего объема долговых
обязательств по государственным ценным
бумагам и кредитам, полученным от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 30 процентов суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2026 год;
- сокращение рисков, связанных с
осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия
решения о заимствованиях с реальными
потребностями областного бюджета в
привлечении заемных средств;
- формирование положительной кредитной
истории Мурманской области;
- оптимизация расходов, связанных с
обслуживанием государственного долга
Мурманской области;
- обеспечение раскрытия информации о
государственном долге Мурманской
области.
6. Инструменты реализации долговой
политики Мурманской области
Инструментами реализации долговой
политики Мурманской области являются:
1. Привлечение заемных средств в форме:
- краткосрочных кредитов из федерального
бюджета на пополнение остатков средств
на едином счете областного бюджета;
- кредитов кредитных организаций.
2. Привлечение остатков средств
государственных областных бюджетных и
автономных учреждений Мурманской
области, а также остатков средств,
поступающих во временное распоряжение
получателей средств областного бюджета
с соответствующих казначейских счетов
Управления Федерального казначейства по
Мурманской области на единый счет
областного бюджета.
3. Привлечение инфраструктурных
бюджетных кредитов из федерального
бюджета на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов.
4. Предоставление государственных
гарантий Мурманской области.
Использование краткосрочных кредитов из
федерального бюджета на пополнение
остатка средств на едином счете
областного бюджета
В рамках решения задачи по минимизации
расходов на обслуживание
государственного долга сохранится
практика привлечения бюджетных кредитов
на пополнение остатка средств на едином
счете областного бюджета в Управлении
Федерального казначейства по Мурманской
области в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Привлечение кредитов от кредитных
организаций
Этот инструмент долговой политики
Мурманской области является наиболее
мобильным и доступным для использования.
Гибкость возобновляемых кредитных
линий, возможность оперативного
управления объемом государственного
долга Мурманской области, изменение
процентных ставок по результатам
переговоров с кредитными организациями
и по итогам проведения новых аукционов с
более привлекательными условиями по
стоимости позволяют сдерживать рост
стоимости обслуживания
государственного долга Мурманской
области.
Ключевой задачей при привлечении
кредитов от кредитных организаций
остается обеспечение привлечения в
областной бюджет кредитов по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации на дату
проведения аукциона, увеличенный на 1
процент годовых.
Привлечение остатков средств
государственных областных бюджетных и
автономных учреждений Мурманской
области и остатков средств, поступающих
во временное распоряжение получателей
средств областного бюджета с
соответствующих казначейских счетов
Управления Федерального казначейства по
Мурманской области на единый счет
областного бюджета, а также остатков
средств Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Важная роль отводится применению
механизма привлечения остатков средств
государственных областных бюджетных и
автономных учреждений Мурманской
области, остатков средств, поступающих
во временное распоряжение получателей
средств областного бюджета с
соответствующих казначейских счетов
Управления Федерального казначейства по
Мурманской области, а также остатков
средств Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
в целях покрытия временных кассовых
разрывов, возникающих при исполнении
областного бюджета.
Использование данного инструмента
позволяет:
- сократить объем кредитов кредитных
организаций;
- минимизировать расходы на обслуживание
государственного долга Мурманской
области;
- оперативно управлять остатками на
едином счете областного бюджета.
Привлечение инфраструктурных бюджетных
кредитов из федерального бюджета на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов
Привлечение инфраструктурных бюджетных
кредитов из федерального бюджета на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов по процентной
ставке 3 процента годовых и сроком
погашения не менее 15 лет позволит
обеспечить создание сопутствующей
инфраструктуры для реализации ключевых
инвестиционных проектов в регионе, в
результате которых будут привлечены
внебюджетные инвестиции, созданы новые
рабочие места, обеспечена положительная
динамика ключевых показателей
социально-экономического развития
региона.
Государственные гарантии Мурманской
области
Принятие обязательств по
государственным гарантиям Мурманской
области оказывает влияние на основные
параметры областного бюджета.
Объем предоставленных государственных
гарантий Мурманской области включается
в объем государственного долга
Мурманской области.
Государственная гарантия Мурманской
области предоставляется в обеспечение
надлежащего исполнения принципалом
обязательства, образовавшегося перед
бенефициаром, при привлечении в
кредитных организациях заемных средств
для реализации социально значимых
проектов в целях обеспечения своей
деятельности.
Предоставление и исполнение
государственной гарантии Мурманской
области подлежат отражению в
государственной долговой книге
Мурманской области.
7. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом Мурманской
области
Основными рисками, связанными с
реализацией долговой политики
Мурманской области, являются:
- риск рефинансирования долговых
обязательств Мурманской области;
- процентный риск;
- риск снижения ликвидности рынка
заимствований.
Риск рефинансирования долговых
обязательств Мурманской области
обусловлен невозможностью
осуществления на приемлемых условиях
новых заимствований для погашения
имеющихся долговых обязательств.
Процентный риск связан с вероятностью
возникновения непредвиденных расходов
областного бюджета из-за роста расходов
на обслуживание государственного долга
Мурманской области вследствие
увеличения процентных ставок по
кредитам, полученным от кредитных
организаций.
Риск снижения ликвидности рынка
заимствований обусловлен неполучением
денежных средств на финансирование
дефицита областного бюджета и погашение
долговых обязательств Мурманской
области, связанным с отказом кредитных
организаций предоставить заемные
средства в случае наступления
финансового кризиса.
В основу оценки рисков в сфере
государственного долга Бюджетным
кодексом Российской Федерации положены
показатели отнесения субъектов
Российской Федерации к группам долговой
устойчивости. Основными условиями
соответствия Мурманской области группе
высокой долговой устойчивости являются:
- отношение объема государственного
долга к общему объему доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений на уровне не более 50
процентов;
- отношение годовой суммы платежей по
погашению и обслуживанию
государственного долга, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года, без учета платежей,
направляемых на досрочное погашение
долговых обязательств со сроками
погашения после 1 января года, следующего
за очередным финансовым годом, к общему
объему налоговых и неналоговых доходов и
дотаций из федерального бюджета на
уровне не более 13 процентов;
- доля расходов на обслуживание
государственного долга в общем объеме
расходов областного бюджета, за
исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из федерального
бюджета, составляет не более 5 процентов.
8. Основные мероприятия долговой
политики Мурманской области
Основными мероприятиями долговой
политики Мурманской области являются:
- направление дополнительных доходов,
полученных при исполнении областного
бюджета, на досрочное погашение долговых
обязательств Мурманской области;
- направление остатков средств на счетах
по учету средств областного бюджета на
досрочное погашение долговых
обязательств Мурманской области;
- осуществление мониторинга
соответствия параметров
государственного долга Мурманской
области ограничениям, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и Дополнительным соглашением N 5/5/5/5/5/5;
- проведение операций, связанных с
выполнением условий Дополнительных
соглашений N 5/5/5/5/5/5 и N 1;
- учет информации о государственном
долге Мурманской области, формирование
отчетности о долговых обязательствах
Мурманской области;
- размещение информации о
государственном долге Мурманской
области в электронных средствах
массовой информации на основе принципов
открытости и прозрачности;
- привлечение краткосрочных бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на едином счете бюджета как наиболее
выгодных с точки зрения долговой
нагрузки на областной бюджет;
- привлечение остатков средств
государственных областных бюджетных и
автономных учреждений Мурманской
области, остатков средств, поступающих
во временное распоряжение получателей
средств областного бюджета с
соответствующих казначейских счетов, а
также остатков средств Территориального
фонда обязательного медицинского
страхования;
- совершенствование практики проведения
среди кредитных организаций аукционов в
электронной форме на оказание услуг по
предоставлению кредитных средств
областному бюджету для финансирования
дефицита областного бюджета и/или
погашения долговых обязательств
Мурманской области;
- использование наиболее благоприятных
источников и форм заимствований;
- недопущение принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных
стабильными источниками доходов;
- использование механизмов оперативного
управления долговыми обязательствами
Мурманской области;
- оптимизация объема заимствований с
учетом исполнения областного бюджета в
соответствующем финансовом году;
- соблюдение сроков возврата кредитных
средств, привлеченных в кредитных
организациях в соответствии с условиями
государственных контрактов на оказание
услуг по предоставлению кредитных
средств областному бюджету;
- предоставление бюджетных кредитов
бюджетам муниципальных образований
Мурманской области из областного
бюджета при условии принятия
муниципальным образованием
обязательства по привлечению в местный
бюджет кредитов от кредитных
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых.
9. Условия, принимаемые для составления
проекта закона Мурманской области об
областном бюджете на очередной
финансовый год и на плановый период в
части долговых обязательств Мурманской
области
Основные условия, принимаемые для
составления проекта закона Мурманской
области об областном бюджете на
очередной финансовый год и на плановый
период в части долговых обязательств
Мурманской области:
- общая сумма привлечения средств в
соответствующем финансовом году не
должна превышать общей суммы средств,
направляемых на финансирование дефицита
областного бюджета, и объемов погашения
долговых обязательств Мурманской
области, утвержденных на
соответствующий финансовый год законом
Мурманской области об областном
бюджете;
- установление верхних пределов
государственного долга Мурманской
области по состоянию на 1 января года,
следующего за очередным финансовым
годом и каждым годом планового периода, с
указанием в том числе верхнего предела
долга по государственным гарантиям
Мурманской области;
- утверждение дефицита областного
бюджета на 2024, 2025 и 2026 годы в размере не
более 10 процентов суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026
годы ежегодно. При этом дефицит бюджета
может превысить указанное ограничение в
пределах снижения остатков средств на
счетах по учету средств областного
бюджета субъекта, а также в пределах
объема бюджетных ассигнований,
направленных на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов,
источником финансового обеспечения
которых являются бюджетные кредиты,
предоставляемые из федерального бюджета
бюджету субъекта Российской Федерации
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов;
- обеспечение доли общего объема
государственного долга Мурманской
области и доли объема государственного
долга Мурманской области по кредитам,
полученным от кредитных организаций, от
суммы доходов областного бюджета без
учета безвозмездных поступлений в
размерах, установленных Дополнительным
соглашением N 5/5/5/5/5/5.
Расходные обязательства Мурманской
области по обслуживанию
государственного долга Мурманской
области определяются на основании
заключенных соглашений и договоров на
предоставление бюджетных кредитов, а
также заключенных в результате
проведенных аукционов в электронной
форме и планируемых к заключению
государственных контрактов на оказание
услуг по предоставлению кредитных
средств для финансирования дефицита
областного бюджета и/или погашения
долговых обязательств Мурманской
области.
10. Особенности исполнения бюджета
Мурманской области в 2023 и 2024 годах
Для обеспечения долговой устойчивости
региональных бюджетов на федеральном
уровне приняты следующие меры.
Дефицит бюджета субъекта Российской
Федерации и государственный долг
субъекта Российской Федерации может
превысить ограничения, установленные
Бюджетным кодексом Российской
Федерации, в 2023 году:
- на сумму бюджетных ассигнований,
направленных на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с профилактикой и
устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции;
- на сумму бюджетных ассигнований,
направленных на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей
экономики;
- на сумму специальных казначейских
кредитов;
- на сумму бюджетных кредитов,
предоставляемых в целях опережающего
финансового обеспечения расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, принимаемых в целях
реализации мероприятий, обеспечивающих
достижение целей, показателей и
результатов государственных программ
Российской Федерации.
Дефицит бюджета субъекта Российской
Федерации и государственный долг
субъекта Российской Федерации может
превысить ограничения, установленные
Бюджетным кодексом Российской Федерации
в 2024 году, на сумму бюджетных
ассигнований, направленных на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения геополитической и
экономической ситуации, дополнительные
мероприятия в сфере национальной
обороны и национальной безопасности,
включая осуществление мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан.
Средства бюджета Мурманской области,
высвобождаемые в результате снижения
объема погашения задолженности по
бюджетным кредитам, подлежат
направлению:
- на выполнение инженерных изысканий,
проектирование, экспертизу проектной
документации и (или) результатов
инженерных изысканий, строительство,
реконструкцию и ввод в эксплуатацию
объектов инфраструктуры, а также на
подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов;
- обеспечение расходных обязательств
бюджета Мурманской области, связанных с
реализацией региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов в 2024 году;
- финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения геополитической и
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики;
- финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции.
11. Ожидаемые результаты долговой
политики Мурманской области
Реализация мер, предусмотренных
настоящей долговой политикой Мурманской
области, позволит:
- обеспечить выполнение в полном объеме
условий Дополнительных соглашений N
5/5/5/5/5/5 и N 1, действующих обязательств по
предоставленным бюджетным кредитам и
соглашений о предоставлении
инфраструктурных бюджетных кредитов,
заключенных с Министерством финансов
Российской Федерации;
- поддерживать экономически
обоснованное соотношение между
потребностями в дополнительных
финансовых ресурсах и затратами по их
привлечению;
- сохранять финансовую устойчивость
Мурманской области;
- оптимизировать бюджетные расходы на
обслуживание государственного долга и
перераспределять высвобождающиеся
ресурсы на решение приоритетных задач
бюджетной политики Мурманской области;
- поддерживать высокий уровень долговой
устойчивости Мурманской области;
- сохранить уровень кредитного рейтинга
региона на уровне "A(RU)", прогноз
"Стабильный", который предполагает
с наиболее высокой долей вероятности
неизменность рейтинга на горизонте 12 - 18
месяцев.