Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТУРИЗМУ

ПРИКАЗ

от 16 февраля 2022 года N 18


Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов



Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:


1. Утвердить Стратегию развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов (далее - Стратегия) согласно приложению.


2. Заместителю председателя А.Е.Балахонцевой, руководителям структурных подразделений (Т.Э.Курмаев, А.А.Кайманова, В.А.Спиридонова, Р.Ш.Гарифуллина, Ю.Н.Рязанова, Л.И.Миннебаева) организовать работу по исполнению Стратегии.


3. Приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24.07.2017 N 109 "Об утверждении Стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период 2030 года" признать утратившим силу.


4. Ведущему советнику отдела государственного регулирования туристской деятельности О.С.Аганиной разместить Стратегию на сайте Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Председатель
С.Е.ИВАНОВ



Приложение
к приказу
Государственного комитета
Республики Татарстан по туризму
от 16 февраля 2022 г. N 18



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ



I. Общие положения


Стратегия развития туризма в Республике Татарстан на период 2021-2030 годов (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления.


Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.00.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р "О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года", Национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", Законом Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2021 год. При разработке Стратегии также использовались стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.


Стратегия подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.


Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:


"автотуризм" - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль (ГОСТ Р 57806-2017 "Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования");


"деловой туризм" - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.;


"коллективные средства размещения" - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования");


"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;


"культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;


"лечебно-оздоровительный туризм" - туризм с целью оздоровления и укрепления здоровья;


"молодежный туризм" - туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет;


"обеспечивающая инфраструктура" - объекты, необходимые для функционирования объектов туристской инфраструктуры на туристских территориях, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, дноуглубление и берегоукрепление, берегозащитные, пляжеудерживающие сооружения, объекты благоустройства общественных городских пространств, очистные сооружения, а также подключение к ним;


"образовательный туризм" - туристические поездки с целью углубления знаний в различных сферах, дающие возможность получить диплом, сертификат или иной документ, удостоверяющий достоверность полученной квалификации;


"паломнический туризм" - туризм с целью посещения святых религиозных мест и поклонения им;


"промышленный туризм" - посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг");


"сезонность" - устойчиво (регулярно) повторяющаяся, характерная для туристской территории цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий пребывания туристов и экскурсантов;


"система навигации и ориентирования в сфере туризма" - совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций);


"событийный туризм" - туризм с целью посещения массовых мероприятий в сфере культуры, искусства, бизнеса, спорта (в том числе спортивный туризм, когда целью путешествия является посещение или участие в спортивно-зрелищных мероприятиях);


"туристская инфраструктура" - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм";


"туристская территория" - физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта;


"туристский поток" - совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию;


"экологическая нагрузка на туристскую территорию" - совокупное воздействие всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах туристской территории;


"экологический туризм" - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению (ГОСТ Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования").



Паспорт Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов

Ответственный исполнитель Стратегии

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

Соисполнители Стратегии

Министерства и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Цели Стратегии

1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.

2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Республики Татарстан

Задачи Стратегии

1. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан.

2. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества.

3. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках.

4. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма

Сроки и этапы реализации Стратегии

2021 - 2030 годы

1 этап: 2021 - 2024 годы

2 этап: 2025 - 2030 годы

Целевые показатели Стратегии

1. Прогнозные показатели роста объема платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан, млн рублей (без учета смежных отраслей):

2020 год - 9 882,6 <*>

1 этап:

2021 год - 12 566,4

2022 год - 14 722,8

2023 год - 16 530,6

2024 год - 18 164,6

2 этап:

2025 год - 20 160,4

2026 год - 22 378,0

2027 год - 24 839,9

2028 год - 27 572,2

2029 год - 30 467,7

2030 год - 33 758,2

2. Прогнозные показатели роста количества внутренних и въездных туристских поездок в Республику Татарстан <**>, тыс. человек:

2020 год - 1 403,6 <*>

1 этап:

2021 год - 1 785,0

2022 год - 2 091,3

2023 год - 2 348,1

2024 год - 2 580,2

2 этап:

2025 год - 2 863,7

2026 год - 3 178,7

2027 год - 3 528,4

2028 год - 3 916,5

2029 год - 4 327,8

2030 год - 4 795,2



* Базовое значение показателей


** Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан



1. Текущее состояние и потенциал развития туризма в Республике Татарстан


В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики Татарстана, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.


Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, уменьшение сроков бронирования туристических поездок, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств транспорта и размещения туристов, увеличение доли индивидуального туризма.


К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.


Эффективное использование туристского потенциала республики, создание условий для качественного отдыха на территории Татарстана как для иностранных, так и российских граждан требует качественного стратегического планирования.


Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям: рост туристского потока и рост объема оказанных услуг в сфере туризма.


Положительная динамика в сфере туризма в республике достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры, а также продвижению туристских возможностей Татарстана в России и за рубежом.


Ежегодный рост туристского потока в республику составляет в среднем 8%. Однако в связи с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции и из-за введенных ограничений по противодействию распространению инфекции, а именно: запрета въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, запрета на проведение массовых мероприятий, рекомендаций Роспотребнадзора об ограничении поездок по России, введения режима повышенной готовности, а также режима самоизоляции, в 2020 году было снижение по всем показателям.


Динамика роста туристского потока в Республике Татарстан с 2015 по 2020 годы представлена в Таблице 1, динамика роста объема туристских услуг с 2015 по 2020 годы в Республике Татарстан представлена в Таблице 2.



Таблица 1



Численность лиц, размещенных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан

Наименование

показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек

1 680,4

1 861,2

2 096,0

2 117,2

2 228,0

1 403,6



Таблица 2



Объем платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан (без учета смежных отраслей)

Наименование

показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем услуг в сфере туризма (без учета смежных отраслей), млн рублей

x

11 696,3

13 566,5

19 063,2

13 975,0

9 882,6

Объем услуг в сфере туризма (с учетом смежных отраслей), млн рублей

18 400,0

19 500,0

20 700,0

28 300,0

28 500,0

17 000,0


Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей.


Информация о количестве и составе коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан, представлена в Таблице 3.



Таблица 3



Количество коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан*

Наименование показателя

Общее количество

Номерной фонд

Количество коллективных средств размещения, единиц, в том числе:

539

21 829

гостиницы и аналогичные средства размещения, единиц

387

13 034

специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыха и другие предприятия отдыха), единиц

152

8 795



* По состоянию на 31.12.2020.


Более 80% номерного фонда гостиниц приходится на г. Казань. В столице республики положительными тенденциями развития гостиничного сектора является не только рост количества гостиниц, но и увеличение в их составе гостиниц эконом-класса и хостелов, а также гостиниц известных мировых сетей - "Ibis", "Ramada", "Courtyard by Marriott" и других.


Как и во всем мире, в настоящий момент в Татарстане активно развивается направление отдыха на природе - около 30% путешественников выбирают экологический туризм. В республике работают 10 загородных объектов отдыха и рекреации, которые предлагают комфортабельный отдых: размещение в индивидуальных домиках с удобствами, питание, приготовленное из местных фермерских продуктов, а также разнообразную досуговую программу для изучения местности (прогулки по лесу, катание на доске по озеру и прочее).


Транспортное обслуживание туристов осуществляется путем авиаперевозок, железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.


Международный аэропорт им. Габдуллы Тукая (г. Казань) осуществляет перевозку туристов регулярными и чартерными рейсами.


Регулярные междугородние перевозки осуществляются по 38 направлениям (Москва, Краснодар, Красноярск, Калининград, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, Уфа, Омск, Тюмень, Саратов, Мурманск, Норильск и другие).


Регулярные и чартерные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 12 направлениям (Душанбе, Худжанд, Бишкек, Минск, Ош, Куляб, Фергана, Самарканд, Ереван, Баку, Наманган, Актобе).


Регулярные международные рейсы в страны дальнего зарубежья осуществляются в Стамбул (Турция), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), Ла-Романа (Доминикана), Будапешт (Венгрия) и Шарм-Эль-Шейх (Египет).


Чартерные международные рейсы осуществляются в Анталию (Турция), Ларнаку (Кипр), Даламан (Турция), Бодрум (Турция), Пунта-Кана (Доминикана), Монастир (Тунис), Энфида (Греция) и другие.


Количество авиакомпаний, действующих в международном аэропорту г. Казани, - 31. Регулярные и чартерные рейсы осуществляют авиакомпании "Fly Dubai", "Uzbekistan Airlines", "Turkish Airlines", "Wizz Air", "Somon Air", "Belavia", "Air Cairo", "Avia Traffic Company", "Qazaq Air", "Аэрофлот", "Победа", "S7", "Utair", "Россия", "Уральские авиалинии", "Северный ветер", "Икар", "Смартавиа", "Ред Вингс", "ЮВТ Аэро", "Азимут", "АЗУР эйр", "Роял Флайт", "Оренбуржье" и другие. Воздушное сообщение налажено с 68 городами (включая российские) 17 стран мира.


Динамика пассажиропотока Международного аэропорта им. Габдуллы Тукая (г. Казань) представлена в таблице 4.



Таблица 4



Динамика пассажиропотока Международного аэропорта им. Габдуллы Тукая (г. Казань)

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Общий пассажиропоток, человек

1 794 735

1 912 958

2 623 423

3 141 776

3 470 742

2 171 603


Фактором, негативно влияющим на рост туристских авиаперевозок, является ограничение международного сообщения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.


Прибытие туристов в г. Казань посредством железнодорожных перевозок осуществляется из г. г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Ижевск, Нижний Новгород и других.


Через г. Казань проходит международный туристский проект "Путешествие по Транссибирской магистрали", который пользуется большой популярностью у иностранных туристов. Это самая длинная железная дорога в мире, ее протяженность от Москвы до Владивостока - 9 тыс. км. Путешествие занимает две недели и предполагает обширную экскурсионную программу во время остановок в городах, через которые проходит железная дорога.


В г. Казани для обслуживания железнодорожных перевозок имеется два вокзала - "Казань-1" и "Казань-2" - для поездов казанского формирования и транзитных поездов соответственно.


Железнодорожный вокзал "Казань-1" - это крупный российский узел железных дорог. Ежедневно он принимает около 100 поездов дальнего и ближнего следования. Главное здание железнодорожного вокзала "Казань-1" - памятник архитектуры начала XX века. В 2013 году здание было реконструировано, инфраструктура вокзала обновилась в соответствии с современными требованиями. На вокзале есть стойка круглосуточной выдачи билетов, заказанных на почте или через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".


Через железнодорожные вокзалы "Казань-1" и "Казань-2" проходят поезда более чем по 35 направлениям.


Проблемами туристских железнодорожных перевозок остается низкий сервис на ряде направлений, высокий физический износ подвижного состава, а также сложная система организации групповых туристских маршрутов.


Большинство организованных групп туристов прибывают в г. Казань на заказных автобусах туристского класса из гг. Самара, Йошкар-Ола, Чебоксары, Нижний Новгород, Москва, Ульяновск, Пенза, Владимир, Оренбург, Ижевск, Киров и других. Количество таких автобусов в выходные дни достигает 50.


Для индивидуальных поездок четыре казанских автовокзала предоставляют услуги по перевозке пассажиров по регулярным и заказным автобусным маршрутам, всего более 100 направлений.


Вопросами, требующими своего решения для дальнейшего развития автобусных туристских перевозок, остаются состояние дорожной сети, низкое качество придорожного сервиса и сервиса туристского обслуживания на автовокзалах и в поездках.


Большой туристский поток в летнее время прибывает в г. Казань транзитным круизным флотом. Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани представлена в Таблице 5.



Таблица 5



Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Количество принятых судов, единиц

639

664

682

710

674

377


Тенденция к сокращению количества принятых судов и круизного туристского потока связана со старением и физическим износом речного флота России.


Важным условием формирования качественного республиканского туристского продукта является организация питания туристов.


Среди проблем организации питания туристов можно выделить не везде высокое качество сервиса, а также практическое отсутствие англоговорящего персонала.


На сегодняшний день в Татарстане функционируют более 500 туристских компаний, из которых 114 входят в Единый федеральный реестр туроператоров.


Проблемой туроператорской деятельности во внутреннем и въездном туризме является отсутствие собственной материальной базы, что ведет к возможным сбоям в организации туристских программ и удорожанию внутреннего туристского продукта.


Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня.


Однако проблемой образования в туризме остается его оторванность от реальных потребностей туристского рынка.


Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики ведут работу по развитию туризма на своих территориях, но зачастую в этой работе отсутствует системный характер и понимание необходимости развития туристской специализации и конкурентоспособных туристских брендов, использования современных туристских технологий.


Вместе с тем Республика Татарстан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. Во многих муниципальных районах и городских округах республики также представлен широкий спектр объектов, перспективных с точки зрения туристского интереса.


Проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, Чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" "WorldSkills Russia 2019" повысили не только узнаваемость Республики Татарстан на мировой арене, но также способствовали масштабному строительству инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса республики с учетом международного опыта.


Учитывая высокий уровень развития и передовые позиции Республики Татарстан, в качестве приоритетных видов туризма можно выделить культурно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, образовательный, паломнический, экологический, круизный и автотуризм. Перспективными видами туризма являются промышленный, рыболовный и охотничий. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.


С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Республике Татарстан, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни населения.


Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.


Именно использование механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства за счет максимальной координации действий участников Стратегии в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего и внешнего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест позволит минимизировать негативные для развития сферы туризма факторы.


В соответствии со Стратегией развития туризма в Республике Татарстан на 2016 - 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24.07.2017 N 109, было положено начало реализации туристско-рекреационных кластеров "Волжская Булгария", "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Волжско-Камский поток" и др., в рамках которых создана обеспечивающая инфраструктура и реализованы инвестиционные проекты в соответствии со сводными планами реализации кластеров, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Реализация данных кластеров позволила увеличить туристский поток не только на территории, вошедшие в кластеры, но и в целом в Республику Татарстан.


Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики будет активизирована деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении туристских потоков.


Таким образом, исходя из изложенного выше, основными проблемами в сфере развития туризма в Республике Татарстан, требующими отдельного внимания и системной проработки, являются:


недостаточная узнаваемость Республики Татарстан как привлекательного туристского направления;


недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на международном и региональных туристских рынках;


недостаточное разнообразие туристского продукта; недостаточное развитие туристской инфраструктуры;


недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);


недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);


слабое использование возможностей туризма выходного дня;


недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный и деловой туризм);


слабая информированность населения о туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;


недостаток статистических данных для принятия управленческих решений; слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе; недостаточное развитие речного туризма на реках Волге и Каме, в том числе инфраструктуры для маломерных судов.



SWOT-анализ развития сферы туризма


1. Сильные стороны:


1.1. Основополагающие условия:


- официальный статус "Казань - третья столица России";


- официальный статус "Казань - гастрономическая столица России";


- уникальная татарская культура;


- высокий уровень благоустройства городской среды в г. Казани и других городах республики;


- крупнейшие в Европе реки Волга и Кама, протекающие по территории республики;


- существующие туристские потоки;


- большое количество людей (потенциальных туристов), проживающих в соседних регионах (порядка 25 млн людей живут в радиусе 1000 км).


1.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:


- три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО;


- наличие качественной инфраструктуры в туристических центрах республики;


- множество гостиниц разных категорий с хорошим соотношением цены и качества;


- большой номерной фонд и большой процент классифицированных гостиниц для приема крупных международных мероприятий.


1.3. Транспортная доступность:


- выгодное географическое положение;


- развитая транспортная инфраструктура;


- качественное состояние дорожной сети.


2. Слабые стороны:


2.1. Основополагающие условия:


- наличие сильно выраженной сезонности в туристском потоке;


- небольшое количество лечебных природных факторов, позволяющих обеспечить круглогодичный туристский поток;


- ограниченное количество достопримечательностей;


- небольшое количество местных событийных мероприятий, имеющих широкую известность в России и за рубежом.


2.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:


- ограниченное количество развитых мест для отдыха за пределами г. Казани с возможностью ночлега;


- большие расстояния между имеющимися туристскими центрами.


2.3. Транспортная доступность:


- устаревший и непривлекательный речной флот на реке Волге;


- низкое число прямых международных авиаперелетов.


3. Возможности для развития туризма в Республике Татарстан:


- дальнейшее развитие экономики благоприятно отразится на объемах делового туризма;


- развитие имеющихся достопримечательностей упрочит признание Республики Татарстан в качестве популярного туристического направления;


- стабильное развитие туризма за счет новых туристских продуктов, исходя из имеющихся ресурсов;


- значительное увеличение числа туристов за счет расширения маркетинговой деятельности в России и за рубежом;


- использование будущих крупномасштабных мероприятий для повышения узнаваемости Татарстана;


- инвестирование крупных компаний в туристские проекты;


- увеличение средней продолжительности пребывания туристов и дохода от туризма путем дальнейшего развития туристских объектов за пределами Казани;


- привлечение авиакомпаний для увеличения количества прямых международных авиарейсов;


- использование водных ресурсов для создания привлекательных туристских продуктов.


4. Угрозы развитию туризма в Республике Татарстан:


- введение новых ограничений на перемещения и посещение общественных мест из-за нестабильной эпидемиологической ситуации в России и Республике Татарстан;


- низкий уровень частных инвестиций в туризм;


- низкая активность туроператоров въездного туризма.



II. Ключевые цели и задачи развития туризма



1. Цели и целевые показатели


Целями Стратегии являются:


1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.


2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Республики Татарстан.


Целевые показатели развития туризма на период до 2030 года составляют рост более чем в 3 раза объема платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан (без учета смежных отраслей): на 1-м этапе от 9 882 млн рублей до 18 164,6 млн рублей в 2024 году (рост 184%), на 2-м этапе до 33 758 млн рублей в 2030 году (рост на 342%);


увеличение более чем в 3 раза количества внутренних и въездных туристских поездок в Республику Татарстан: на 1-м этапе от 1 403,6 тыс. поездок до 2 580,2 тыс. поездок к 2024 году (рост на 184%), на 2-м этапе до 4 795 тыс. поездок к 2030 году (рост на 342%).



2. Задачи развития туризма


Задачами Стратегии являются:


создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан;


создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма;


стимулирование спроса и продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках;


совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования.


При решении указанных задач необходимо руководствоваться следующими принципами, определяющими социальную значимость развития туризма в Республике Татарстан:


использование комплексного подхода при развитии туризма, учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности;


обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма;


формирование и развитие туристского продукта Республики Татарстан с учетом природного, культурного, этнического разнообразия региона;


развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологических и социокультурных рисков, необходимости обеспечения безопасности при планировании развития туризма.


Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и экономической роли туризма в Республике Татарстан.


Туризм является одной из отраслей экономики, которая одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является повышение доступности туризма для населения, обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения.


Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении экономического роста Республики Татарстан, обеспечении занятости населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и других видах экономической деятельности. Важным социально-экономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов населения, формирование предпринимательской культуры.



III. Инструменты развития туризма



1. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан


Решение задачи по созданию и развитию современной туристской инфраструктуры предусматривает проведение планирования перспективных туристских территорий в Республике Татарстан. На приоритетных территориях, которым будет оказана поддержка, необходимо сформировать качественный специализированный туристский продукт за счет комплексного подхода к развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры, транспортной доступности туристских территорий, уровня качества и сервиса услуг, а также обеспечить рост инвестиционной привлекательности и безопасности туристской деятельности. При этом планируется создание туристско-рекреационных кластеров на перспективных туристских территориях, которые станут точками роста муниципальных районов и муниципальных образований республики.


Развитие туристских территорий планируется проводить в рамках реализации Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Взаимодействие федеральных и республиканских органов власти, субъектов естественных монополий и представителей туристского бизнеса при планировании развития туристских территорий приведет к снижению административных барьеров, обеспечению оптимальных условий для инвестора при подключении к инженерным и телекоммуникационным сетям. Инструментами координации и синхронизации мер по развитию туристских территорий станут создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории.


Туристско-рекреационные кластеры разрабатываются в отношении всей или части территории муниципальных образований в составе туристской территории (или отдельно от нее) и включают точки притяжения, места локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие развитие туристско-рекреационного кластера, и иные зоны в целях создания конкурентоспособного туристского продукта.


Учитывая успешный опыт реализации туристско-рекреационных кластеров в рамках предыдущей Стратегии развития туризма в Республике Татарстан, необходимо развивать уже существующие туристско-рекреационные кластеры и применять аналогичный подход и на других перспективных для развития туризма территориях.


Структурообразующими функциональными элементами Стратегии являются туристско-рекреационные кластеры "Волжская Булгария", "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Камское Устье. Дингез - Море Татарстана", "Зеркала Татарстана", "Соколка", экозона "Волжско-Камский поток" и другие, в рамках которых на отдельных территориях региона будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.


Для решения указанной задачи предполагается использовать возможности софинансирования из бюджетных средств и средств инвесторов. Бюджетные средства, в том числе средства бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, планируется вкладывать в финансирование объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных кластеров, а средства инвесторов - в финансирование объектов туристско-рекреационного назначения.


Работа по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан будет вестись в рамках следующих мероприятий:


капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров;


государственная поддержка объектов отдыха и рекреации в сфере экологического туризма;


проектирование и создание автотуристических кластеров вблизи федеральных трасс.


Транспортная доступность туристских территорий туристско-рекреационных кластеров, состояние магистральной инфраструктуры, временные и финансовые издержки на совершение поездок оказывают существенное влияние на выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки.


Важным для развития Республики Татарстан станет строительство новой федеральной автомобильной трассы М12, которая существенно улучшит транспортную доступность туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров республики для жителей всех регионов, не только находящихся на пути данной автомагистрали, но и жителей Татарстана. Время поездки из Москвы до Казани сократится с 12 до 6,5 часов, из Екатеринбурга до Казани - с 14 до 8 часов. Создание условий для роста объемов инвестиций в туризме, стимулирование инвестиционной активности предпринимателей и формирование современных инвестиционных проектов являются основой для современного конкурентоспособного продукта. Меры государственной поддержки повышения инвестиционной привлекательности должны быть направлены на создание условий снижения сроков окупаемости и операционных рисков, снятие барьеров для активирования инвестиций и формирование необходимых стимулов для повышения качественного предложения.


Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме снижения арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в республиканской и (или) муниципальной собственности, для участников туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров, а также механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, могут способствовать ускорению реализации инвестиционных проектов.


Развитие туристской инфраструктуры, формирование туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров, повышение инвестиционной привлекательности, создание современных комплексов создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.



2. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма


Для решения задачи по созданию конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышению его качества с целью обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов гостеприимства планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на проведение исследований туристского рынка Республики Татарстан, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг, поддержку и проведение тематических событийно-туристских мероприятий.


Решение задачи по увеличению разнообразия и расширению ассортимента предоставляемых туристских услуг предполагает организацию конкурсов и других первоочередных мер государственной поддержки отрасли, направленных на создание условий для эффективной деятельности как коммерческих, так и некоммерческих и общественных организаций в сфере туриндустрии и определение перспективных туристских проектов, программ и маршрутов в Республике Татарстан.


Кроме того, в раздел включены мероприятия по совершенствованию технологического обеспечения отрасли и созданию современной системы туристской навигации и ориентирования в туризме, в том числе установка коричневых туристских указателей, принятых в международной практике туризма, на основных трассах по направлению к туристским объектам.


Данное направление также предполагает развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, организацию взаимодействия в области управления качеством турпродукта с общественными профессиональными организациями сферы туризма и гостеприимства.


Мероприятия по созданию конкурентоспособного республиканского туристского продукта, повышению качества и уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма включают в себя:


проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг;


формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма и проектирование новых маршрутов;


проведение конкурсов на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма;


формирование республиканского событийного календаря;


государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив, в том числе предоставление субсидий туристским организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма;


развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров, колл-центров и обеспечение их работы;


создание и проектирование туристского кода центра городов в Республике Татарстан, включая установку информационных и навигационных поверхностей и конструкций, создание и размещение малых архитектурных форм и уличных арт-объектов, обустройство фотозон и смотровых площадок, оборудование туристско-информационных центров сенсорными интерактивными терминалами и киосками; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма, в том числе в преддверии международных событий;


поддержка работы волонтерства в сфере туризма и гостеприимства.


Внедрение цифровых технологий формирует основные тенденции развития туристской отрасли, все больше оказывая влияние практически на все составные части туристского продукта через снижение транзакционных издержек и повышение информированности участников цифровых сервисов и платформ.


Цифровизация в туризме формирует предпосылки для повышения прибыльности отрасли, постепенного перехода традиционных участников рынка в онлайн-сферу с соответствующим переключением финансовых потоков. Тенденции развития туристских информационных систем и платформ показывают их возрастающую значимость для рынка туристских услуг.


Важными мероприятиями для развития внутреннего и въездного туризма являются:


внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания, с целью повышения доступности, качества и привлекательности туристских услуг, роста эффективности использования туристских ресурсов;


разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения (аналог международных карт и приложений для мобильных устройств, позволяющих туристу перемещаться общественными видами транспорта, узнавать о культурных мероприятиях и событиях, пользоваться скидками при посещении объектов туристского показа, а также предоставляющих другие льготы);


обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме с использованием технологий визуализации, виртуальных экскурсий, технологий дополненной реальности и др.;


создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа (музеям, выставочным центрам, художественным галереям и др.) для повышения привлекательности туристских объектов и эффективности использования туристских ресурсов;


развитие системы открытых данных в сфере туризма для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью, создания условий для развития новых видов туристских услуг;


внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных, а также развитие системы продвижения туристских услуг, формирование наиболее актуальных для туриста предложений с учетом его пожеланий, погодных условий, дорожной ситуации и др.;


развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц;


создание электронной площадки для вовлечения самозанятых лиц в туристскую деятельность (гиды, инструкторы, экскурсоводы);


разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов.


Отдельного внимания требует обеспечение комплексной безопасности туристов и объектов туристской деятельности, которое включает действия всех участников туристской отрасли: турагентов и туроператоров, туристских фирм, предприятий общественного питания, коллективных средств размещения, транспортных компаний, государственных служб, ответственных за жизнь и здоровье туристов.


Основные меры по обеспечению безопасности туристской деятельности обеспечиваются профильными государственными службами и ведомствами и направлены на:


предоставление информации о рисках, связанных с туристской деятельностью, туристам и поставщикам туристских услуг, а также предоставление поставщиками туристских услуг информации туристам об основных рисках и мерах по их предотвращению;


обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов при пользовании объектами транспортной и туристской инфраструктуры; модернизацию транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования с учетом требований безопасности; усиленный контроль за соблюдением правил эксплуатации и техническим состоянием объектов транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования, используемого в туристской деятельности;


обеспечение безопасности жизни и здоровья автотуристов и других групп туристов, использующих автомобильный транспорт, за счет улучшения качества автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры.


В результате реализации этих мероприятий будут созданы условия для повышения ценности и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках. Качественная инфраструктура, высокий уровень сервиса и доступности туристских услуг положительно скажутся на формировании имиджа Республики Татарстан, как центра туризма международного уровня, и привлечении дополнительного потока туристов не только из регионов России, но и из зарубежных стран.



3. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках


Для стимулирования спроса на туристский продукт Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках необходимо, в первую очередь, обеспечить развертывание информационно-пропагандистских кампаний и проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование благоприятного туристского имиджа республики.


Решение задачи по продвижению туристского продукта Республики Татарстан предполагает участие и проведение специализированных международных, общероссийских, межрегиональных, республиканских имиджевых мероприятий для демонстрации туристского потенциала региона и повышения узнаваемости Республики Татарстан как среди туристов, так и профессиональных участников туристской индустрии.


Решение задачи по формированию благоприятного туристского имиджа республики определяется государственной поддержкой первоочередных мероприятий по развитию туристского бренда Республики Татарстан, изданию и распространению рекламно-имиджевых материалов, разработке и реализации рекламно-информационных фильмов и телепрограмм по туризму и гостеприимству, созданию презентаций в формате 3D и промороликов о туризме и гостеприимстве в республике, поддержанию и продвижению официального туристского портала Республики Татарстан и туристских блогов в социальных сетях, созданию конкурентоспособного цифрового контента и сервисов, увеличению присутствия туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Мероприятия по продвижению туристского продукта Республики Татарстан включают в себя:


участие и организация туристских выставок, презентаций и роуд-шоу на территории России и за рубежом;


организация рекламно-информационных туров для туроператоров, турагентов и других представителей туриндустрии из перспективных туристских рынков;


проведение пропагандистских спецпроектов для российских и зарубежных журналистов, блогеров и фотографов;


размещение рекламно-имиджевой информации о туризме в Республике Татарстан в периодических и специализированных средствах массовой информации;


размещение информации о туристских ресурсах Республики Татарстан в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, а также на всех видах транспорта (самолеты, аэроэкспрессы и другие);


запуск рекламных кампаний для продвижения путешествий в Республику Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Одним из сдерживающих факторов динамичного развития туризма в Республике Татарстан является сезонность, приводящая к высоким колебаниям уровня спроса и, как следствие, низкой загрузке объектов туристской инфраструктуры в периоды низкого сезона. Отсутствие равномерной сезонной загрузки отражается не только на экономических показателях деятельности, но и негативно влияет на обеспечение круглогодичной занятости в сфере туризма. В республике невозможно полностью устранить пики и спады туристского потока, но возможно сгладить.


Для этого, помимо реализации программы продвижения и рекламирования регионального туристского продукта, необходимо определить индивидуальный набор инструментов поддержания и стимулирования прироста потока в периоды "низкого сезона", таких, как проведение конгрессно-выставочных мероприятий, проведение событийных мероприятий, спортивных и тематических фестивалей в Республике Татарстан, развитие новых видов туризма на базе имеющейся инфраструктуры (например, экомаршруты, экстремальные маршруты, гастрономический туризм и др.), развитие туристских продуктов "низкого сезона", позволяющих по сниженным ценам получить широкий комплекс услуг.


Меры поддержки должны быть организационного и финансового характера, среди возможных - бюджетное финансирование или софинансирование проведения мероприятий, гранты на создание внесезонных туристских продуктов, корректировка календаря событий, указанные в подразделе 2 "Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества".


Важными инструментами активизации спроса и повышения доступности республиканского туристского продукта также будут участие туристических компаний, коллективных средств размещения, круизных компаний в федеральных программах стимулирования внутренних туристских поездок (кешбэк, субсидирование внутренних чартерных туристических маршрутов), активное участие Республики Татарстан в программах субсидированных межрегиональных авиаперевозок, а также использование механизмов субсидирования въездных туристических поездок.


Активная программа продвижения туристского продукта и использование федеральных мер стимулирования внутреннего спроса позволят нарастить туристический поток в Республику Татарстан, сгладить сезонность турпродукта и обеспечить круглогодичную заполняемость объектов туристской инфраструктуры.



4. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования


Решение задачи по совершенствованию системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, в первую очередь, предполагает разработку системы статистических показателей эффективности деятельности, а также внедрение лучших практик в работу органа исполнительной власти в сфере туризма.


Система сбора и анализа статистических данных призвана обеспечить органы государственной власти и заинтересованные организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, качественными данными, точность и актуальность которых оказывают решающее значение как при выработке стратегических документов развития туризма, так и при принятии оперативных управленческих решений. Для получения качественных данных о функционировании отрасли туризма необходима разработка регламентов сбора данных, в которых будут задействованы максимальное количество поставщиков (коллективные средства размещения, точки туристического интереса, транспортные узлы, конгресс-центры, государственные органы и др.).


Для решения данной задачи будут использоваться технологии работы с большими данными (Big Data), внедряться сервисы оказания услуг в электронном виде, включая подходы к использованию современных каналов получения и анализа данных (кредитных организаций, операторов мобильной связи, сайтов бронирования, поисковых систем, информации из социальных сетей и других интернет-ресурсов), использование единой методологии и типовых моделей сбора данных, разрабатываемой на федеральном уровне.


Совершенствование нормативно-правового регулирования туристской деятельности носит межотраслевой характер и направлено на широкий круг участников. Основным направлением совершенствования законодательства Республики Татарстан является применение Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом изменений, происходящих в туристской отрасли. Необходима подготовка предложений, касающихся изменений нормативно-правовой базы в части снижения административных барьеров, препятствующих развитию туризма, наделения полномочиями по развитию туризма органов местного самоуправления, создание условий для реализации инвестиционных проектов в сфере экологического и природного туризма, регулирования деятельности отдельных субъектов отрасли туризма.


Для обеспечения стандартизации оказания гостиничных услуг будет продолжена работа по увеличению доли классифицированных коллективных средств размещения от общего числа коллективных средств размещения республики.


Для повышения качества экскурсионных услуг будет проводиться обязательная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков республики.


В процессе реализации Стратегии будет продолжено взаимодействие с профильными профессиональными некоммерческими организациями в сфере туризма: Ассоциацией туристских агентств Республики Татарстан, Ассоциацией отелей г. Казани и Республики Татарстан, Ассоциацией санаториев Республики Татарстан, Гильдией экскурсоводов Республики Татарстан.



IV. Риски реализации Стратегии


Основным риском реализации Стратегии, который может иметь наиболее негативные последствия, является риск снижения уровня доходов граждан Российской Федерации, приводящий к исключению расходов на путешествия и отдых из потребительской корзины значительной части населения, поскольку они не носят статуса первоочередных.


Среди внутренних рисков развития туризма существенным может стать риск отсутствия синхронизации мер государственной поддержки. В случае отсутствия баланса мер государственной поддержки в пользу развития туристской инфраструктуры и мер по стимулированию спроса велика вероятность снижения эффективности работы туристской индустрии. Темпы роста туристского потока будут отставать от увеличения мощности коллективных средств размещения, что негативно скажется на финансовой ситуации организаций.


Не менее важным является синхронизация мер по развитию туристской и транспортной инфраструктур - риск отсутствия баланса может привести к росту цен. Основным фактором риска отсутствия синхронизации мер государственной поддержки выступает сокращение бюджетов на их реализацию, что может привести к увеличению сроков достижения ключевых целей Стратегии и снижению конкурентоспособности республиканского туристского продукта.


Значимым риском для инвестиционной привлекательности и устойчивости функционирования отрасли может стать усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии.


Дополнительные риски связаны с возможным увеличением экологической нагрузки на туристские территории, в которых быстрыми темпами будет расти туристский поток. Наиболее уязвимыми окажутся природные территории для развития экологического туризма.


Среди внешних рисков отмечается опережающее развитие туризма в зарубежных странах, что может негативно отразиться на динамике въездного туристского потока; возможное снижение доходов населения в развитых странах, что приведет к сокращению спроса на поездки в Россию и Республику Татарстан в том числе.


При сохранении спроса на российский турпродукт существует риск длительного выхода из состояния неблагоприятной эпидемиологической ситуации ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, который повлечет сдерживание международного авиасообщения и еще более длительную отсрочку запуска механизма выдачи электронных виз для туристов из зарубежных стран.



Приложение
к Стратегии развития туризма
в Республике Татарстан
на период 2021 - 2030 годов



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ

N

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

I. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан

1.

Мониторинг реализации Стратегии развития туризма в Республике Татарстан до 2030 года

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

2.

Капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан

2021 - 2030 годы

3.

Государственная поддержка объектов отдыха и рекреации в сфере экологического туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Департамент "Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма" Фонда "Институт развития городов Республики Татарстан", Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан

2021 - 2024 годы

4.

Проектирование и создание автотуристических кластеров вблизи федеральных трасс

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан

2025 - 2030 годы

5.

Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме снижения арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в республиканской и (или) муниципальной собственности, для участников туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан

2021 - 2024 годы

6.

Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

II. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма

7.

Проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

8.

Формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма и проектирование новых маршрутов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

9.

Проведение конкурсов на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство финансов Республики Татарстан

2021 - 2024 годы

10.

Формирование республиканского событийного календаря

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

11.

Государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив, в том числе предоставление субсидий туристским организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство финансов Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

12.

Развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров, колл-центров и обеспечение их работы

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

13.

Создание и проектирование туристского кода центра городов в Республике Татарстан

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан

2021 - 2024 годы

14.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство образования и науки Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

15.

Поддержка работы волонтерства в сфере туризма и гостеприимства

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

16.

Внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

17.

Разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

18.

Обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме с использованием технологий визуализации, виртуальных экскурсий, технологий дополненной реальности и др.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

19.

Создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа (музеям, выставочным центрам, художественным галереям и др.)

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

20.

Развитие системы открытых данных в сфере туризма для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью, создания условий для развития новых видов туристских услуг

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

21.

Внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных, а также развитие системы продвижения туристских услуг, формирование наиболее актуальных для туриста предложений с учетом его пожеланий, погодных условий, дорожной ситуации и др.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

22.

Развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

23.

Создание электронной площадки для вовлечения самозанятых лиц в туристскую деятельность (гиды, экскурсоводы)

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2025 - 2030 годы

24.

Разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

III. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках

25.

Участие и организация туристских выставок, презентаций и роуд-шоу на территории России и за рубежом

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

26.

Организация рекламно-информационных туров для туроператоров, турагентов и других представителей туриндустрии из перспективных туристских рынков

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

27.

Проведение пропагандистских спецпроектов для российских и зарубежных журналистов, блогеров и фотографов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

28.

Размещение рекламно-имиджевой информации о туризме в Республике Татарстан в периодических и специализированных средствах массовой информации

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

29.

Размещение информации о туристских ресурсах Республики Татарстан в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, а также на всех видах транспорта (самолеты, аэроэкспрессы и другие)

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

30.

Запуск рекламных кампаний для продвижения путешествий в Республику Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

31.

Участие в федеральных программах стимулирования внутренних туристских поездок (кешбэк, субсидирование внутренних чартерных туристических маршрутов), программах субсидированных межрегиональных авиаперевозок, а также использование механизмов субсидирования въездных туристических поездок

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство молодежи Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

2021 - 2024 годы

IV. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования

32.

Использование технологий работы с большими данными (Big Data), внедрение сервисов оказания услуг в электронном виде, использование единой методологии и типовых моделей сбора данных

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

21.

Проведение работы по увеличению количества классифицированных коллективных средств размещения

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

22.

Проведение обязательной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков республики

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы



* План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов будет скорректирован после утверждения плана мероприятий Стратегии развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года.


В настоящий документ вносятся изменения на основании приказа Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 05.04.2024 N 86.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ