Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТУРИЗМУ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 2024 года N 86


О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 16.02.2022 N 18 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов"



Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан", а также в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 21.09.2023 N Пр-2192ГС, пунктом 2 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам стратегической сессии по направлению "Образование для рынка труда" от 15.11.2023 N ММ-П8-15523 приказываю:


1. Пункт 2 приказа Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 16.02.2022 N 18 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов" (далее - Стратегия, Приказ), изложить в следующей редакции:


"2. Заместителям председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму А.Е.Балахонцевой, А.В.Софьиной, руководителям структурных подразделений (Р.Ш.Гарифуллина, А.Ю.Гильмеев, А.Р.Загретдинова, Л.И.Миннебаева, Л.Р.Муфазалова, Р.А.Мухаметшипа) организовать работу по исполнению Стратегии.".


2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию.


3. Ведущему консультанту отдела продвижения туристического продукта Л.Н.Сафиной разместить Стратегию на сайте Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Председатель
С.Е.ИВАНОВ



Приложение
к приказу
Государственного комитета
Республики Татарстан
от 5 апреля 2024 г. N 86



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ



1. Общие положения


Стратегия развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления.


Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р "О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года", Национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", Федеральной туристской межрегиональной схемой территориально-пространственного планирования Российской Федерации, утвержденной поручением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 г. N ДЧ-П44-4350, Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Посланиями Раиса Республики Татарстан Р.Н.Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан. При разработке Стратегии также использовались стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.


Стратегия подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организации сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.


Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:


"автотуризм" - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль (ГОСТ Р 57806-2017 "Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования");


"деловой туризм" - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.;


"коллективные средства размещения" - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ГОСТ Р 51105-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования");


"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;


"культурно-познавательный туризм" путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;


"лечебно-оздоровительный туризм" - туризм с целью оздоровления и укрепления здоровья;


"молодежный туризм" - туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет;


"обеспечивающая инфраструктура" - объекты, необходимые для функционирования объектов туристской инфраструктуры на туристских территориях, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, дноуглубление и берегоукрепление, берегозащитные, пляжеудерживающие сооружения, объекты благоустройства общественных городских пространств, очистные сооружения, а также подключение к ним;


"образовательный туризм" - туристические поездки с целью углубления знаний в различных сферах, дающие возможность получить диплом, сертификат или иной документ, удостоверяющий достоверность полученной квалификации;


"паломнический туризм" - туризм с целью посещения святых религиозных мест и поклонения им;


"промышленный туризм" - посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг");


"сезонность" - устойчиво (регулярно) повторяющаяся, характерная для туристской территории цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий пребывания туристов и экскурсантов;


"система навигации и ориентирования в сфере туризма" - совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков. конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций);


"событийный туризм" - туризм с целью посещения массовых мероприятий в сфере культуры, искусства, бизнеса, спорта (в том числе спортивный туризм, когда целью путешествия является посещение или участие в спортивно-зрелищных мероприятиях);


"туристская инфраструктура" - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм";


"туристская территория" - физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта;


"туристский поток" - совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию;


"экологическая нагрузка на туристскую территорию" - совокупное воздействие всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах туристской территории;


"экологический туризм" - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению (ГОСТ Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования").



Паспорт Стратегии развитии туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов

Ответственный исполнитель Стратегии

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

Соисполнители Стратегии

Республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Цели Стратегии

1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.

2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Республики Татарстан.

Задачи Стратегии

1. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан.

2. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества.

3. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках.

4. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма.

Сроки и этапы реализации Стратегии

2021 - 2030 годы

1 этап: 2021 - 2024 годы

2 этап: 2025 - 2030 годы

Целевые показатели Стратегии

1. Базовые (фактические) и прогнозные показатели роста объема платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан, млн рублей (без учета смежных отраслей):

2020 год 9 860,5 <*> (фактическое значение)

1 этап:

2021 год - 14 894,4 (фактическое значение)

2022 год - 20 685,3 (фактическое значение)

2023 год - 30 705,4 (фактическое значение)

2024 год - 31 456,4 (прогнозное значение)

2 этап:

2025 год - 33 343,8 (прогнозное значение)

2026 год - 35 344,4 (прогнозное значение)

2027 год - 37 465,1 (прогнозное значение)

2028 год 39 712,9 (прогнозное значение)

2029 год - 42 095,7 (прогнозное значение)

2030 год - 44 621,5 (прогнозное значение)

2. Базовые (фактические) и прогнозные показатели роста количества внутренних и въездных туристских поездок в Республику Татарстан <**>, тыс. человек:

2020 год - 1 449,4 <*> (фактическое значение)

1 этап:

2021 год - 2 122,6 (фактическое значение)

2022 год - 2 607,9 (фактическое значение)

2023 год - 2 756,8 (фактическое значение)

2024 год - 2 787,9 (прогнозное значение)

2 этап:

2025 год - 2 843,7 (прогнозное значение)

2026 год - 2 900,6 (прогнозное значение)

2027 год - 2 958,6 (прогнозное значение)

2028 год - 3 017,8 (прогнозное значение)

2029 год - 3 078,2 (прогнозное значение)

2030 год - 3 139,7 (прогнозное значение)



* Базовое значение показателей


** Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан



I. Текущее состояние и потенциал развития туризма в Республике Татарстан


В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики Татарстана, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.


Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, уменьшение глубины бронирования туристических поездок, выбор туристами альтернативных средств передвижения и размещения, увеличение доли индивидуального туризма.


К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.


Эффективное использование туристского потенциала республики, создание условий для комфортного отдыха на территории Татарстана как для иностранных, так и российских граждан требует качественного стратегического планирования.


Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям: рост туристского потока и рост объема оказанных услуг в сфере туризма.


Положительная динамика в сфере туризма в республике достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры, а также продвижению туристских возможностей Татарстана в России и за рубежом.


Ежегодный рост туристского потока в республику составляет в среднем 8%. Однако в связи с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции и из-за введенных ограничений по противодействию распространению инфекции, а именно: запрета въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, запрета на проведение массовых мероприятий, рекомендаций Роспотребнадзора об ограничении поездок по России, введения режима повышенной готовности, а также режима самоизоляции, в 2020 году было снижение по всем показателям.


Кроме того, значительным сдерживающим фактором въездного туризма, негативно сказывающимся на росте показателей, является внешнеполитическая ситуация и связанное с ней санкционное давление недружественных стран. Одновременно этот же фактор является одним из стимулирующих внутренний туризм.


Динамика роста численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в Республике Татарстан с 2015 по 2023 годы представлена в Таблице 1, динамика роста объема туристских услуг с 2015 по 2023 годы в Республике Татарстан представлена в Таблице 2.



Таблица 1



Численность лиц, размещенных и коллективных средствах размещения в Республике Татарстан

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек

1 782,5

1 861,2

2 096,0

2 258,1

2 335,1

1 449,4

2 122,6

2 607,9

2 756,8



Таблица 2



Объем платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан (без учета смежных отраслей)

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Объем услуг в сфере туризма (без учета смежных отраслей), млн рублей

X

11 696,3

13 566,5

14 252,7

13 896,2

9 860,5

14 894,4

20 685,3

30 705,4


Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей.


Информация о количестве и составе коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан, представлена в Таблице 3.



Таблица 3



Количество коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан*

Наименование показателя

Общее количество

Номерной фонд

Количество коллективных средств размещения, единиц, в том числе:

669

27 079

гостиницы и аналогичные средства размещения, единиц

467

16 672

специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыха и другие предприятия отдыха), единиц

202

10 407



* По состоянию на 31.12.2023


Более 80% номерного фонда гостиниц приходится на г. Казань. В столице республики положительными тенденциями развития гостиничного сектора является не только рост количества гостиниц, но и увеличение в их составе гостиниц эконом-класса и хостелов, а также спа- и велнесс-комплексов, пользующихся большой популярностью в последнее время.


Как и во всем мире, в настоящий момент в Татарстане активно развивается направление отдыха на природе - около 30% путешественников выбирают экологический туризм. В республике работают 43 загородных объекта отдыха и рекреации, которые предлагают комфортабельный отдых: размещение в индивидуальных домиках с удобствами, питание, приготовленное из местных фермерских продуктов, а также разнообразную досуговую программу для изучения местности (прогулки по лесу, катание на доске по озеру и прочее).


Транспортное обслуживание туристов осуществляется путем авиаперевозок, железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.


Международный аэропорт им. Габдуллы Гукая (г. Казань) осуществляет перевозку туристов регулярными и чартерными рейсами.


Регулярные внутренние рейсы осуществляются по 34 направлениям (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Уфа, Екатеринбург, Махачкала, Владикавказ, Иркутск, Красноярск, Калининград, Томск, Новокузнецк, Сургут, Челябинск и другие).


Регулярные и чартерные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 14 направлениям (Душанбе, Бишкек, Худжанд, Ташкент, Ваку, Ашхабад, Фергана, Самарканд, Ош, Минск, Алматы, Астана, Ереван, Тбилиси).


Регулярные и чартерные международные рейсы в страны дальнего зарубежья осуществляются по следующим направлениям: Турция (Анталья, Стамбул), Сербия (Белград), ОАЭ (Дубай, Шарджа), Египет (Шарм-Эль-Шейх, Хургада), Таиланд (Пхукет), Шри-Ланка (Маттала Раджапакса).


Количество авиакомпаний, действующих в аэропорту "Казань", - 30, 13 из них международные: Fly Dubai, Uzbekistan Airlines, Turkish Airlines, Somon Air, Belavia, Azerbaijan Airlines, Avia Traffic Company, SCAT Airlines, Air Arabia, Air Serbia, Pegasus Airlines, AlMasria Universal Airlines. Действующие российские авиакомпании в Международном аэропорту "Казань": "Аэрофлот", Nordwind, "Икар", "Победа", S7 Airlines, Utair, "Россия", "Уральские авиалинии", "Смартавиа", Red Wings, "ЮВТ Аэро", "АЗУР эйр", "Руслайн", "ИрАэро", "Ямал", "Северсталь", Nord Star.


Динамика пассажиропотока Международного аэропорта им. Габдуллы Тукая (г. Казань) представлена в таблице 4.



Таблица 4



Динамика пассажиропотока Международного аэропорта им. Габдуллы Тукая (г. Казань)

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Общий пассажиропоток, тыс. человек

1 794,7

1 913,0

2 623.4

3 141,8

3 470,7

2 171,6

3 876,2

4 018,9

5 168,7


Внутренние пассажирские авиаперевозки в России продолжают расти, демонстрируя ежегодную положительную динамику (после временной приостановки в год распространения новой коронавирусной инфекции). Однако, ввиду сложившейся международной и экономической ситуации, вызванной недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, количество международных перевозок снизилось.


Прибытие туристов в г. Казань посредством железнодорожных перевозок осуществляется из г.г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Ижевск, Нижний Новгород и других.


В г. Казани для обслуживания железнодорожных перевозок имеется два вокзала - "Казань-1" и "Казань-2" - для поездов казанского формирования и транзитных поездов соответственно.


Железнодорожный вокзал "Казань-1" - это крупный российский узел железных дорог. Ежедневно он принимает около 100 поездов дальнего и ближнего следования. Главное здание железнодорожного вокзала "Казань-1" - памятник архитектуры начала XX века. В 2013 году здание было реконструировано, инфраструктура вокзала обновилась в соответствии с современными требованиями. На вокзале есть стойка круглосуточной выдачи билетов, заказанных на почте или через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".


Через железнодорожные вокзалы "Казань-1" и "Казань-2" проходят поезда по 35 направлениям.


Проблемами туристских железнодорожных перевозок остается низкий сервис на ряде направлений, высокий физический износ подвижного состава, а также сложная система организации групповых туристских маршрутов.


Большинство организованных групп туристов прибывают в г. Казань на заказных автобусах туристского класса из г.г. Самара, Йошкар-Ола, Чебоксары, Нижний Новгород, Москва, Ульяновск, Пенза, Владимир, Оренбург, Ижевск, Киров и других. Количество таких автобусов в выходные дни достигает 50.


Для индивидуальных поездок четыре казанских автовокзала предоставляют услуги по перевозке пассажиров по регулярным и заказным автобусным маршрутам, всего более 100 направлений.


Все более популярным становится автотуризм. Фактором роста данного направления является развитие дорожной сети и придорожной инфраструктуры.


Одним из важнейших событий в развитии организованных автобусных туров и автотуризма в Республике Татарстан является строительство и запуск в 2023 году федеральной автомобильной дороги М-12 "Восток" от г. Москвы до г. Казани, которая существенно улучшила транспортную доступность туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров республики не только для жителей всех регионов, находящихся на пути данной автомагистрали, но и для жителей Татарстана.


Вопросами, требующими решения для дальнейшего развития автобусных туристских перевозок и автотуризма, остаются состояние дорожной сети, низкое качество придорожного сервиса и сервиса туристского обслуживания, в том числе на дорогах общего пользования федерального и регионального значения, а также автовокзалах.


Большой туристский поток в летнее время прибывает в г. Казань транзитным круизным флотом. Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани представлена в Таблице 5.



Таблица 5



Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани

Наименование показателя

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Количество принятых судов, единиц

639

664

682

710

674

377

646

1 379

3 445


Основные круизные центры Республики Татарстан - г. Казань, Великий Болгар, остров-град Свияжск, г. Елабуга, г. Тетюши - принимают более 3 тысяч судов в год.


В 2023 году на Зеленодольском заводе им. А.М.Горького построены и спущены на воду два судна на подводных крыльях "Метеор - 2020", в 2024 году заложены еще два. Данные скоростные суда будут использоваться для перевозки туристов на остров-град Свияжск, в Великий Болгар, Чебоксары, Ульяновск и другие города на Волге и Каме в рамках развития межрегионального туристского проекта "Великий Волжский путь".


Вместе с тем сдерживающими факторами развития круизного туризма и путешествий по внутренним водным путям остаются: старение и физический износ речного флота, а также недостаточное развитие причальной инфраструктуры.


Важным условием формирования качественного республиканского туристского продукта является организация питания туристов.


Среди проблем организации питания туристов можно выделить не везде высокое качество сервиса, а также практическое отсутствие англоговорящего персонала.


На сегодняшний день в Татарстане функционируют более 500 туристских компаний, из которых 122 входят в Единый федеральный реестр туроператоров.


Проблемой туроператорской деятельности во внутреннем и въездном туризме является отсутствие собственной материальной базы, что ведет к возможным сбоям в организации туристских программ и удорожанию туристского продукта.


Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. Однако проблемой образования в туризме остается его оторванность от реальных потребностей туристского рынка.


Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики ведут работу по развитию туризма на своих территориях, но зачастую в этой работе отсутствует системным характер и понимание необходимости развития туристской специализации и конкурентоспособных туристских брендов, использования современных туристских технологий.


Вместе с тем Республика Татарстан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. Во многих муниципальных районах и городских округах республики также представлен широкий спектр объектов, перспективных с точки зрения туристского интереса.


Проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, Чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году. Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" "WorldSkills Russia 2019" не только повысили узнаваемость Республики Татарстан на мировой арене, но также способствовали масштабному строительству инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса республики с учетом международного опыта.


Учитывая высокий уровень развития и передовые позиции Республики Татарстан, в качестве приоритетных видов туризма можно выделить культурно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, образовательный, паломнический, экологический, круизный и автотуризм. Перспективными видами туризма являются промышленный, рыболовный и охотничий. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.


С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Республике Татарстан, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни населения.


Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.


Именно использование механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства за счет максимальной координации действий участников Стратегии в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего и внешнего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест позволит минимизировать негативные для развития сферы туризма факторы.


В соответствии со Стратегией развития туризма в Республике Татарстан на 2016 - 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24.07.2017 N 109, было положено начало реализации туристско-рекреационных кластеров "Волжская Булгария", "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Волжско-Камский поток" и др., в рамках которых создана обеспечивающая инфраструктура и реализованы инвестиционные проекты в соответствии со сводными планами реализации кластеров, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Реализация данных кластеров позволила увеличить туристский поток не только на территории, вошедшие в кластеры, но и в целом в Республику Татарстан.


В 2022 году началась работа по разработке мастер-плана новой туристской территории "Казань марина" в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан. При участии АО "Корпорация Туризм.РФ", в рамках мероприятий национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", в Республике Татарстан планируется реализация не имеющего аналогов в России проекта новой туристской территории, в рамках которого предполагается на площади 73 га построить объекты для всесезонного размещения туристов - гостиницы категорий 3 и 4 звезды на 1250 номеров, СПА-центры, рестораны, глэмпинги и инфраструктуру для пляжного отдыха. Особенностью проекта станет создание яхтенной марины и береговой сервисной инфраструктуры для владельцев яхт с возможностью технического обслуживания и зимнего хранения маломерных судов.


Новый туристический кластер будет располагаться в нескольких километрах от г. Лаишево на берегу "Камского моря" и предлагать максимальное разнообразие вариантов проведения досуга для всей семьи в любое время года. Открытие курорта планируется в 2020 году.


Согласно прогнозам, при реализации данного проекта к 2030 году туристический поток в г. Лаишево превысит 620 тыс. человек в год. Для обеспечения деятельности нового туристического кластера будет создано 1,9 тыс. новых рабочих мест.


Одним из ключевых факторов развития туристской отрасли является ее кадровая составляющая. В основу подготовки кадров для индустрии туризма заложены нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального и высшего образования по направлениям подготовки "Сервис и туризм", а также "Туризм", "Сервис" и "Гостиничное дело".


В Республике Татарстан специалистов для сферы туризма готовят восемь высших учебных заведений и одно среднее специальное учебное заведение:


- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";


- Учреждение высшего образования "Университет управления "ТИСБИ";


- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма";


- Образовательное частное учреждение высшего образования "Российская международная академия туризма" Казанский филиал;


- Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)";


- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет";


- Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации";


- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный институт культуры";


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Международный колледж сервиса".


Количество специалистов, выпускаемых учебными заведениями ежегодно, не покрывает кадрового дефицита в туристической отрасли. По специальностям высшего образования "Туризм" и "Гостиничное дело" в 2022 подготовлено 477 человек, в 2023 году - 455. По специальностям среднего профессионального образования "Туризм", "Туризм и гостеприимство", "Гостиничное дело" в 2022 подготовлен 301 человек, в 2023 году - 275.


Представители образовательных организаций в сфере туризма входят в Методический совет Государственного комитета Республики Татарстан по туризму по оказанию содействия в подготовке кадров в сфере туриндустрии.


Студенты активно вовлекаются в проектную деятельность и волонтерское движение. В Республике Татарстан ежегодно реализуется проект "Гостеприимная Казань", в рамках которого волонтеры из числа студентов профильных образовательных организаций оказывают информационную поддержку гостям Татарстана.


Развитие кадрового потенциала сферы туризма и гостеприимства предполагает не только профориентационную деятельность среди школьников и обучение в профильных высших и средних образовательных учреждениях. На регулярной основе проводятся мероприятия по повышению квалификации кадров, включающие семинары, практикоориентированные мероприятия для представителей туристской отрасли.


Таким образом, исходя из изложенного выше, основными проблемами в сфере развития туризма в Республике Татарстан, требующими отдельного внимания и системной проработки, являются:


недостаточная узнаваемость Республики Татарстан как привлекательного туристского направления:


недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на международном и региональных туристских рынках; недостаточное разнообразие туристского продукта; недостаточное развитие туристской инфраструктуры;


недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных, теплоходных рейсов, скоростных речных перевозок и т.д.);


недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);


слабое использование возможностей туризма выходного дня; недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный и деловой туризм);


слабая информированность населения о туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;


недостаток статистических данных для принятия управленческих решений; слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе;


недостаточное развитие речного туризма на реках Волге и Каме, в том числе инфраструктуры для маломерных судов.


SWOT-анализ развития сферы туризма


1. Сильные стороны:


1.1. Основополагающие условия:


- официальный статус "Казань - третья столица России";


- официальный статус "Казань - гастрономическая столица России";


- уникальная татарская культура;


- высокий уровень благоустройства городской среды в г. Казани и других городах республики;


- крупнейшие в Европе реки Волга и Кама, протекающие по территории республики;


- существующие туристские потоки;


- большое количество людей (потенциальных туристов), проживающих и соседних регионах (порядка 25 млн людей живут в радиусе 1000 км).


1.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:


- четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО;


- наличие качественной инфраструктуры в туристических центрах республики;


- множество гостиниц разных категорий с хорошим соотношением цены и качества;


- большой номерной фонд и большой процент классифицированных гостиниц для приема крупных международных мероприятий.


1.3. Транспортная доступность:


- выгодное географическое положение;


- развитая транспортная инфраструктура;


- качественное состояние дорожной сети.


2. Слабые стороны:


2.1. Основополагающие условия:


- наличие сильно выраженной сезонности в туристском потоке;


- небольшое количество лечебных природных факторов, позволяющих обеспечить круглогодичный туристский поток;


- ограниченное количество достопримечательностей;


- небольшое количество местных событийных мероприятий, имеющих широкую известность в России и за рубежом.


2.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:


- ограниченное количество развитых мест для отдыха за пределами г. Казани с возможностью ночлега;


- большие расстояния между имеющимися туристскими центрами.


2.3. Транспортная доступность:


- устаревший и непривлекательный речной флот на реке Волге;


- низкое число прямых международных авиаперелетов.


3. Возможности для развития туризма в Республике Татарстан:


- дальнейшее развитие экономики благоприятно отразится на объемах делового туризма;


- развитие имеющихся достопримечательностей упрочит признание Республики Татарстан в качестве популярного туристического направления:


- стабильное развитие туризма за счет новых туристских продуктов, исходя из имеющихся ресурсов;


значительное увеличение числа туристов за счет расширения маркетинговой деятельности в России и за рубежом;


- использование будущих крупномасштабных мероприятий для повышения узнаваемости Татарстана;


- инвестирование крупных компаний в туристские проекты;


- увеличение средней продолжительности пребывания туристов и дохода от туризма путем дальнейшего развития туристских объектов за пределами Казани;


- привлечение авиакомпаний для увеличения количества прямых международных авиарейсов;


использование водных ресурсов для создания привлекательных туристских продуктов.


4. Угрозы развитию туризма в Республике Татарстан:


- снижение уровня доходов граждан Российской Федерации;


- политическое, информационное и санкционное давление недружественных стран в связи с внешнеполитической ситуацией в мире;


- снижение объемов и направлений государственной поддержки туристской индустрии;


- низкий уровень частных инвестиций в туризм;


- низкая активность туроператоров въездного туризма;


- увеличение антропогенной нагрузки на природные территории;


- введение ограничений на перемещения и посещение общественных мест из-за нестабильной эпидемиологической ситуации в России и Республике Татарстан.



II. Ключевые цели и задачи развития туризма



1. Цели и целевые показатели


Целями Стратегии являются:


1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.


2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Республики Татарстан.


Целевые показатели развития туризма на период до 2030 года составляют:


рост более чем в 3 раза объема платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан (без учета смежных отраслей): на 1-м этапе от 9 860,5 млн рублей в 2020 году до 31 456,4 млн рублей в 2024 году (рост 219%), на 2-м этапе до 44 621,5 млн рублей в 2030 году (рост на 352%);


увеличение почти в 2 раза количества внутренних и въездных туристских поездок в Республику Татарстан: на 1-м этапе от 1 449,4 тыс. поездок в 2020 году до 2 787,9 тыс. поездок к 2024 году (рост на 92%), на 2-м этапе до 3 139,7 тыс. поездок к 2030 году (рост на 116%).



2. Задачи развития туризма


Задачами Стратегии являются:


создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан;


создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма;


стимулирование спроса и продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках;


совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования.


При решении указанных задач необходимо руководствоваться следующими принципами, определяющими социальную значимость развития туризма в Республике Татарстан:


использование комплексного подхода при развитии туризма, учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности;


обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма;


формирование и развитие туристского продукта Республики Татарстан с учетом природного, культурного, этнического разнообразия региона;


развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологических и социокультурных рисков, необходимости обеспечения безопасности при планировании развития туризма;


развитие кадрового потенциала туристской отрасли, направленного на повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения туризма.


Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и экономической роли туризма и Республике Татарстан.


Туризм является одной из отраслей экономики, которая одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является повышение доступности туризма для населения, обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения.


Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении экономического роста Республики Татарстан, обеспечении занятости населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции и туристские индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и других видах экономической деятельности. Важным социально-экономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов населения, формирование предпринимательской культуры.



III. Инструменты развитии туризма



1. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан


Решение задачи по созданию и развитию современной туристской инфраструктуры предусматривает проведение планирования перспективных туристских территорий в Республике Татарстан. На приоритетных территориях, которым будет оказана поддержка, необходимо сформировать качественный специализированный туристский продукт за счет комплексного подхода к развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры, транспортной доступности туристских территорий, уровня качества и сервиса услуг, а также обеспечить рост инвестиционной привлекательности и безопасности туристской деятельности. При этом планируется создание туристско-рекреационных кластеров на перспективных туристских территориях, которые станут точками роста муниципальных образований республики.


Развитие туристских территорий планируется проводить в рамках реализации мероприятий национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".


Взаимодействие федеральных и республиканских органов власти, субъектов естественных монополий и представителей туристского бизнеса при планировании развития туристских территорий приведет к снижению административных барьеров, обеспечению оптимальных условий для инвестора при подключении к инженерным и телекоммуникационным сетям. Инструментами координации и синхронизации мер по развитию туристских территорий станут создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории.


Туристско-рекреационные кластеры разрабатываются в отношении всей или части территории муниципальных образований в составе туристской территории (или отдельно от нее) и включают точки притяжения, места локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие развитие туристско-рекреационного кластера, и иные зоны в целях создания конкурентоспособного туристского продукта.


Учитывая успешный опыт реализации туристско-рекреационных кластеров в рамках предыдущей Стратегии развития туризма в Республике Татарстан, необходимо развивать уже существующие туристско-рекреационные кластеры и применять аналогичный подход и на других перспективных для развития туризма территориях.


Структурообразующими функциональными элементами Стратегии являются туристско-рекреационные кластеры "Волжская Булгария", "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Камское Устье. Дингез Море Татарстана", "Зеркала Татарстана", "Соколка", туристская территория "Казань марина" и другие, в рамках которых на отдельных территориях региона будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.


Для решения указанной задачи предполагается использовать возможности софинансирования из бюджетных средств и средств инвесторов. Бюджетные средства, в том числе средства бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, планируется вкладывать в финансирование объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных кластеров, а средства инвесторов - в финансирование объектов туристско-рекреационного назначения.


Работа по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан будет вестись в рамках следующих мероприятий:


капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров;


государственная поддержка для создания объектов отдыха и рекреации в сфере экологического туризма;


проектирование и создание автотуристических кластеров вблизи федеральных трасс.


Транспортная доступность туристских территорий, туристско-рекреационных кластеров, состояние магистральной инфраструктуры, временные и финансовые издержки на совершение поездок оказывают существенное влияние на выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки.


Важным для развития всей туристской отрасли Республики Татарстан станет продолжение строительства федеральной автомобильной дороги М-12 "Восток" в восточном направлении, до городов Екатеринбург и Тюмень.


Создание условий для роста объемов инвестиций в туризме, стимулирование инвестиционной активности предпринимателей и формирование современных инвестиционных проектов являются основой для современного конкурентоспособного продукта. Меры государственной поддержки для повышения инвестиционной привлекательности должны быть направлены на создание условий для снижения сроков окупаемости и операционных рисков, снятие барьеров для активизации инвестиций и формирование необходимых стимулов для повышения качественного предложения.


Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме снижения арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в республиканской и (или) муниципальной собственности, для участников туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров, а также механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, могут способствовать ускорению реализации инвестиционных проектов.


Развитие туристской инфраструктуры, формирование туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров, повышение инвестиционной привлекательности, создание современных комплексов создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.



2. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма


Для решения задачи по созданию конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышению его качества с целью обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов гостеприимства планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на проведение исследований туристского рынка Республики Татарстан, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг, поддержку и проведение тематических событийно-туристских мероприятий.


Решение задачи по увеличению разнообразия и расширению ассортимента предоставляемых туристских услуг предполагает организацию конкурсов и других первоочередных мер государственной поддержки отрасли, направленных на создание условий для эффективной деятельности как коммерческих, так и некоммерческих и общественных организаций в сфере туриндустрии и определение перспективных туристских проектов, программ и маршрутов в Республике Татарстан.


Кроме того, в раздел включены мероприятия по совершенствованию технологического обеспечения отрасли и созданию современной системы туристской навигации и ориентирования в туризме, в том числе установка коричневых туристских указателей, принятых в международной практике туризма, на основных трассах по направлению к туристским объектам.


Мероприятия по созданию конкурентоспособного республиканского туристского продукта, повышению качества и уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма включают в себя:


проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг;


формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма и проектирование новых маршрутов;


проведение конкурсов на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма;


формирование республиканского событийного календаря; государственную поддержку социально значимых проектов и инициатив, в том числе предоставление субсидий туристским организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма;


развитие сети и координацию деятельности туристских информационных центров, обеспечение их работы;


создание и проектирование туристского кода центра городов в Республике Татарстан, включая установку информационных и навигационных поверхностей и конструкций, создание и размещение малых архитектурных форм и уличных арт-объектов, обустройство фотозон и смотровых площадок, оборудование туристско-информационных центров сенсорными интерактивными терминалами и киосками;


поддержку волонтерства в сфере туризма и гостеприимства. Внедрение цифровых технологий формирует основные тенденции развития туристской отрасли, все больше оказывая влияние практически на все составные части туристского продукта через снижение транзакционных издержек и повышение информированности участников цифровых сервисов и платформ.


1. Цифровизация в туризме формирует предпосылки для повышения прибыльности отрасли, постепенного перехода традиционных участников рынка в онлайн-сферу с соответствующим переключением финансовых потоков. Тенденции развития туристских информационных систем и платформ показывают их возрастающую значимость для рынка туристских услуг.


Важными мероприятиями для развития внутреннего и въездного туризма являются:


внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания, с целью повышения доступности, качества и привлекательности туристских услуг, роста эффективности использования туристских ресурсов;


разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения (аналог международных карт и приложений для мобильных устройств, позволяющих туристу перемещаться общественными видами транспорта, узнавать о культурных мероприятиях и событиях, пользоваться скидками при посещении объектов туристского показа, а также предоставляющих другие льготы);


обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме с использованием технологий визуализации, виртуальных экскурсий, технологий дополненной реальности и др.;


создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа (музеям, выставочным центрам, художественным галереям и др.) для повышения привлекательности туристских объектов и эффективности использования туристских ресурсов;


развитие системы открытых данных в сфере туризма для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью, создания условий для развития новых видов туристских услуг;


внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных, а также развитие системы продвижения туристских услуг, формирование наиболее актуальных для туриста предложений с учетом его пожеланий, погодных условий, дорожной ситуации и др.;


развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц;


разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов.


Отдельного внимания требует обеспечение комплексной безопасности туристов и объектов туристской деятельности, которое включает действия всех участников туристской отрасли: турагентов и туроператоров, туристских фирм, предприятий общественного питания, коллективных средств размещения, транспортных компаний, государственных служб, ответственных за жизнь и здоровье туристов.


Основные меры по обеспечению безопасности туристской деятельности реализуются профильными государственными службами и ведомствами и направлены на:


предоставление информации о рисках, связанных с туристской деятельностью, туристам и поставщикам туристских услуг, а также предоставление поставщиками туристских услуг информации туристам об основных рисках и мерах по их предотвращению;


обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов при пользовании объектами транспортной и туристской инфраструктуры; модернизацию транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования с учетом требований безопасности; усиленный контроль за соблюдением правил эксплуатации и техническим состоянием объектов транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования, используемого в туристской деятельности;


обеспечение безопасности жизни и здоровья автотуристов и других групп туристов, использующих автомобильный транспорт, за счет улучшения качества автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры.


В результате реализации этих мероприятий будут созданы условия для повышения ценности и конкурентноспособности туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках. Качественная инфраструктура, высокий уровень сервиса и доступности туристских услуг положительно скажутся на формировании имиджа Республики Татарстан как центра туризма международного уровня и привлечении дополнительного потока туристов не только из регионов России, но и из зарубежных стран.



2.1. Развитие кадрового потенциала, источники закрытия кадровой потребности в сфере туризма Республики Татарстан


В целях развития конкурентных преимуществ туристской отрасли Республики Татарстан запланирована реализация мероприятий, направленных на развитие ее кадрового потенциала, в том числе восполнение "кадрового голода".


Перспективными источниками и способами восполнения кадрового дефицита отрасли видятся:


школьники старших классов и их вовлечение в сферу туризма через участие в стажировочных программах на объектах сферы туризма и гостеприимства, профориентационную деятельность и стимулирование поступления в профильные высшие и средние образовательные учреждения;


студенты, обучающиеся на "нетуристических" специальностях, профориентационная деятельность, вовлечение студентов разных специальностей в волонтерское движение в сфере туризма;


взрослые граждане, проходящие профессиональную переподготовку по специальностям в сфере туризма и гостеприимства.


В преддверии международных событий особое внимание будет отведено организации образовательных программ по профессиональной переподготовке по направлениям "экскурсовод" и "гид-переводчик".


В ситуации стабильного роста турпотока значение приобретает профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров. Планируется проведение мероприятий по повышению квалификации кадров, которые включают семинары для экскурсоводов, практикоориентированные мероприятия для представителей гостиничного, ресторанного, туроператорского бизнеса и объектов туристского показа (от линейного персонала до руководителей).


Особая роль в развитии кадрового потенциала отведена Центру развития кадрового потенциала туристской отрасли, созданному на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в рамках реализации мероприятий национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". В центре планируется разработка и запуск программ повышения квалификации для преподавателей высших учебных заведений, реализующих образовательные программы 43.03.02 "Туризм", 43.04.02 "Туризм"; программ повышения квалификации по отдельным блокам компетенций с целью формирования углубленных компетенций, необходимых для реализации утвержденных концепций развития туристских территорий, по отдельным направлениям (финансы, маркетинг, нормативно-правовой блок, урбанистика и др.) и иных образовательных мероприятий.



3. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках


Для стимулирования спроса на туристский продукт Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках необходимо, в первую очередь, обеспечить развертывание информационно-пропагандистских кампаний и проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование благоприятного туристского имиджа республики.


Решение задачи по продвижению туристского продукта Республики Татарстан предполагает участие и проведение специализированных международных, общероссийских, межрегиональных, республиканских имиджевых мероприятий для демонстрации туристского потенциала региона и повышения узнаваемости Республики Татарстан как среди туристов, так и профессиональных участников туристской индустрии.


Решение задачи по формированию благоприятного туристского имиджа республики определяется государственной поддержкой первоочередных мероприятий по развитию туристского бренда Республики Татарстан, изданию и распространению рекламно-имиджевых материалов, разработке и реализации рекламно-информационных фильмов и телепрограмм по туризму и гостеприимству, созданию презентаций в формате 3D и промороликов о туризме и гостеприимстве в республике, поддержанию и продвижению официального туристского портала Республики Татарстан и туристских блогов в социальных сетях, созданию конкурентоспособного цифрового контента и сервисов, увеличению присутствия туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Мероприятия по продвижению туристского продукта Республики Татарстан включают в себя:


участие и организацию туристских выставок, презентаций и роуд-шоу на территории России и за рубежом;


организацию рекламно-информационных туров для туроператоров, турагентов и других представителей туриндустрии из перспективных туристских рынков;


проведение пропагандистских спецпроектов для российских и зарубежных журналистов, блогеров и фотографов;


размещение рекламно-имиджевой информации о туризме в Республике Татарстан в периодических и специализированных средствах массовой информации;


размещение информации о туристских ресурсах Республики Татарстан в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, а также на всех видах транспорта (самолеты, аэроэкспрессы и другие);


запуск рекламных кампаний для продвижения путешествий в Республику Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Одним из сдерживающих факторов динамичного развития туризма в Республике Татарстан является сезонность, приводящая к высоким колебаниям уровня спроса и, как следствие, низкой загрузке объектов туристской инфраструктуры в периоды низкого сезона. Отсутствие равномерной сезонной загрузки отражается не только на экономических показателях деятельности, но и негативно влияет на обеспечение круглогодичной занятости в сфере туризма. В республике невозможно полностью устранить пики и спады туристского потока, но возможно сгладить.


Для этого, помимо реализации программы продвижения и рекламирования регионального туристского продукта, необходимо определить индивидуальный набор инструментов поддержания и стимулирования прироста потока в периоды "низкого сезона", таких, как проведение конгрессно-выставочных мероприятии, проведение событийных мероприятий, спортивных и тематических фестивалей в Республике Татарстан, развитие новых видов туризма на базе имеющейся инфраструктуры (например, экомаршруты, экстремальные маршруты, гастрономический туризм и др.), развитие туристских продуктов "низкого сезона", позволяющих по сниженным ценам получить широкий комплекс услуг.


Меры поддержки должны быть организационного и финансового характера, среди возможных - бюджетное финансирование или софинансирование проведения мероприятий, гранты на создание всесезонных туристских продуктов, корректировка календаря событий.


Важными инструментами активизации спроса и повышения доступности республиканского туристского продукта также будут участие туристических компаний, коллективных средств размещения, круизных компаний в федеральных программах стимулирования внутренних туристских поездок (кешбэк, субсидирование внутренних чартерных туристических маршрутов), активное участие Республики Татарстан в программах субсидированных межрегиональных авиаперевозок, а также использование механизмов субсидирования въездных туристических поездок.


Активная программа продвижения туристского продукта и использование федеральных мер стимулирования внутреннего спроса позволят нарастить туристический поток в Республику Татарстан, сгладить сезонность турпродукта и обеспечить круглогодичную заполняемость объектов туристской инфраструктуры.



4. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования


Решение задачи по совершенствованию системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, в первую очередь, предполагает разработку системы статистических показателей эффективности деятельности, а также внедрение лучших практик в работу органа исполнительной власти в сфере туризма.


Система сбора и анализа статистических данных призвана обеспечить органы государственной власти и заинтересованные организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, качественными данными, точность и актуальность которых оказывают решающее значение как при выработке стратегических документов развития туризма, так и при принятии оперативных управленческих решений. Для получения качественных данных о функционировании отрасли туризма необходима разработка регламентов сбора данных, в которых будут задействованы максимальное количество поставщиков (коллективные средства размещения, точки туристического интереса, транспортные узлы, конгресс-центры, государственные органы и др.).


Для решения данной задачи будут использоваться технологии работы с большими данными (Big Data), внедряться сервисы оказания услуг в электронном виде, включая подходы к использованию современных каналов получения и анализа данных (кредитных организаций, операторов мобильной связи, сайтов бронирования, поисковых систем, информации из социальных сетей и других интернет-ресурсов), использование единой методологии и типовых моделей сбора данных, разрабатываемой на федеральном уровне.


Совершенствование нормативно-правового регулирования туристской деятельности носит межотраслевой характер и направлено на широкий круг участников. Основным направлением совершенствования законодательства Республики Татарстан является применение Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом изменений, происходящих в туристской отрасли. Необходима подготовка предложений, касающихся изменений нормативно-правовой базы в части снижения административных барьеров, препятствующих развитию туризма, наделения полномочиями по развитию туризма органов местного самоуправления, создания условий для реализации инвестиционных проектов в сфере экологического и природного туризма, регулирования деятельности отдельных субъектов отрасли туризма.


Для обеспечения стандартизации оказания гостиничных услуг будет продолжена работа по увеличению доли классифицированных коллективных средств размещения от общего числа коллективных средств размещения республики.


Для повышения качества экскурсионных услуг будет продолжено проведение обязательной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков республики.


В процессе реализации Стратегии будет продолжено взаимодействие с профильными профессиональными некоммерческими организациями в сфере туризма: Ассоциацией туристских агентств Республики Татарстан, Ассоциацией отелей г. Казани и Республики Татарстан, Ассоциацией рестораторов и отельеров г. Казани и Республики Татарстан, Республиканской ассоциацией санаторно-курортных учреждений Республики Татарстан "Санатории Татарстана", Гильдией экскурсоводов Республики Татарстан.



IV. Риски реализации Стратегии


Основным риском реализации Стратегии, который может иметь наиболее негативные последствия, является риск снижения уровня доходов граждан Российской Федерации, приводящий к исключению расходов на путешествия и отдых из потребительской корзины значительной части населения, поскольку они не носят статуса первоочередных.


Среди внутренних рисков развития туризма существенным может стать риск отсутствия синхронизации мер государственной поддержки. В случае отсутствия баланса мер государственной поддержки в пользу развития туристской инфраструктуры и мер по стимулированию спроса велика вероятность снижения эффективности работы туристской индустрии. Темпы роста туристского потока будут отставать от увеличения мощности коллективных средств размещения, что негативно скажется на финансовой ситуации организаций.


Не менее важной является синхронизация мер по развитию туристской и транспортной инфраструктур - риск отсутствия баланса может привести к росту цен. Основным фактором риска отсутствия синхронизации мер государственной поддержки выступает сокращение бюджетов на их реализацию, что может привести к увеличению сроков достижения ключевых целей Стратегии и снижению конкурентоспособности республиканского туристского продукта.


Значимым риском для инвестиционной привлекательности и устойчивости функционирования отрасли может стать усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии.


Дополнительные риски связаны с возможным увеличением экологической нагрузки на туристские территории, в которых быстрыми темпами будет расти туристский поток. Наиболее уязвимыми окажутся природные территории для развития экологического туризма.


Среди внешних рисков отмечается опережающее развитие туризма в зарубежных странах, что может негативно отразиться на динамике въездного туристского потока; возможное снижение доходов населения в развитых странах, что приведет к сокращению спроса на поездки в Россию и Республику Татарстан в том числе. Одновременно, имеется ограничивающий фактор для въезда иностранных гостей ввиду искусственного поддержания негативного информационного фона вокруг России.



Приложение
к Стратегии развития туризма
в Республике Татарстан
на период 2021 - 2030 годов



ПЛАН МЕРОПРИЯТИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ

N

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

I. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан

1.

Мониторинг реализации Стратегии развития туризма в Республике Татарстан до 2030 года

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

2.

Капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2030 годы

3.

Государственная поддержка создания объектов отдыха и рекреации в сфере экологического туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Департамент "Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма" Фонда "Институт развития городов Республики Татарстан" (по согласованию). Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), Министерство экономики Республики Татарстан (по согласованию), Министерство финансов Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

4.

Проектирование и создание автотуристических кластеров вблизи федеральных трасс

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

2025 - 2030 годы

5.

Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме снижения

арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в республиканской и (или) муниципальной собственности, для участников туристских территорий и туристско-рекреационных кластеров

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму,

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (по согласованию), Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (по согласованию), муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

6.

Формирование и реализация мер поддержки проектов в сфере туризма в форме механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

II. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан, повышение его качества, обеспечение безопасности в сфере туризма

7.

Проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

8.

Формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма и проектирование новых маршрутов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

9.

Проведение конкурсов на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму,

Министерство финансов Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

10.

Формирование республиканского событийного календаря

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

11.

Государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив, в том числе предоставление субсидий туристским организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство финансов Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

12.

Развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров, и обеспечение их работы

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

13.

Создание и проектирование туристского кода центра городов в Республике Татарстан

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

14.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство образования и науки Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

15.

Поддержка волонтерства в сфере туризма и гостеприимства

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

16.

Внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

17.

Разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

18.

Обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме с использованием технологий визуализации, виртуальных экскурсий, технологий дополненной реальности и др.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

19.

Создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа (музеям, выставочным центрам, художественным галереям и др.)

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

20.

Развитие системы открытых данных в сфере туризма для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью, создания условий для развития новых видов туристских услуг

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

21.

Внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных, а также развитие системы

продвижения туристских услуг, формирование наиболее актуальных для туриста предложении с учетом его пожеланий, погодных условий, дорожной ситуации и др.

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

22.

Развитие сервисов онлайн-построепия туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

2021 - 2024 годы

23.

Разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

III. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках

24.

Участие и организация туристских выставок, презентаций и роуд-шоу на территории России и за рубежом

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

25.

Организация рекламно-информационных туров для туроператоров, турагентов и других представителей туриндустрии из перспективных туристских рынков

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

26.

Проведение пропагандистских спецпроектов для российских и зарубежных журналистов, блогеров и фотографов

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

27.

Размещение рекламно-имиджевой информации о туризме в Республике Татарстан в периодических и специализированных средствах массовой информации

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

28.

Размещение информации о туристских ресурсах Республики Татарстан в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, а также на всех видах транспорта (самолеты, аэроэкспрессы и другие)

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

29.

Запуск рекламных кампаний для продвижения путешествий в Республику Татарстан в ипформационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

30.

Участие в федеральных программах стимулирования внутренних туристских поездок (кешбэк, субсидирование внутренних чартерных туристических маршрутов), программах субсидированных межрегиональных авиаперевозок, а также использование механизмов субсидирования въездных туристических поездок

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство молодежи Республики Татарстан (по согласованию), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (по согласованию)

2021 - 2024 годы

IV. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма, нормативно-правового регулирования

31.

Использование технологий работы с большими данными (Big Data), внедрение сервисов оказания услуг в электронном виде, использование единой методологии и типовых моделей сбора данных

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы

32.

Проведение работы по увеличению количества классифицированных коллективных средств размещения

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию)

1-й этап 2021 - 2024 годы, 2-й этап 2025 - 2030 годы

33.

Проведение обязательной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков республики

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

1-й этап 2021 - 2024 годы,

2-й этап 2025 - 2030 годы


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ