ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 января 2023 года N 36-р
Об утверждении бюджетного прогноза
Алтайского края на период до 2035 года
(с изменениями на 1 февраля 2024 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
В целях осуществления долгосрочного
бюджетного планирования в Алтайском
крае в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьей 9 закона Алтайского
края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О
стратегическом планировании в Алтайском
крае" и пунктом 2 Порядка разработки и
утверждения бюджетного прогноза
Алтайского края на долгосрочный период,
утвержденного постановлением
Администрации Алтайского края от 14 мая
2015 года N 179, утвердить прилагаемый
бюджетный прогноз Алтайского края на
период до 2035 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
Утвержден
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 30 января 2023 г. N 36-р
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА
ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
1. Общие положения формирования
бюджетного прогноза Алтайского края до
2035 года
Бюджетный прогноз Алтайского края на
период до 2035 года (далее - "Бюджетный
прогноз") разработан с учетом закона
Алтайского края от 6 сентября 2021 года N
86-ЗС "Об утверждении стратегии
социально экономического развития
Алтайского края до 2035 года". Бюджетный
прогноз разработан в условиях
налогового и бюджетного
законодательства, действующего на
момент его составления.
Целью разработки бюджетного прогноза
Алтайского края до 2035 года является
оценка долгосрочной динамики основных
бюджетных параметров, позволяющая путем
выработки и реализации соответствующих
решений в сфере налоговой, бюджетной и
долговой политики поддержать
устойчивость бюджетной системы
Алтайского края и обеспечить
необходимый уровень сбалансированности
консолидированного бюджета Алтайского
края в долгосрочной перспективе, а также
достижение стратегических целей
социально-экономического развития
Алтайского края.
К задачам бюджетного прогноза,
способствующим достижению указанной
цели, относятся:
определение основных характеристик
консолидированного и краевого бюджетов
Алтайского края на долгосрочный период;
обеспечение открытости и прозрачности
параметров краевого бюджета, базовых
принципов и условий реализации
налоговой, бюджетной и долговой
политики;
принятие мер совершенствования
налоговой, бюджетной, долговой политики
на долгосрочный период, обеспечивающих
сбалансированность консолидированного
бюджета Алтайского края;
идентификация, профилактика и
минимизация основных бюджетных рисков;
определение объемов финансового
обеспечения государственных программ
Алтайского края на период их действия.
В условиях продолжающихся санкционных
мер давления на секторы экономики России
и ограничений доступа российских
компаний к мировому рынку капитала и
технологий, складывающейся конъюнктуры
цен на сырьевых и валютных рынках
актуальность долгосрочных ориентиров
бюджетной политики приобретает особое
значение.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование
подразумевает, что параметры налоговой,
бюджетной и долговой политики,
включаемые в краткосрочные бюджеты,
будут базироваться на ориентирах,
выработанных в рамках долгосрочного
планирования. Долгосрочное планирование
может стать реальным шагом на пути к
повышению эффективности расходов
бюджета, выступая в то же время
сдерживающим фактором для их
необоснованного роста.
Основная задача долгосрочного
бюджетного планирования состоит в
увязке проводимой бюджетной политики с
задачами по созданию долгосрочного
устойчивого роста экономики и повышению
уровня и качества жизни населения
Алтайского края.
При подготовке настоящего Бюджетного
прогноза были учтены положения посланий
Президента Российской Федерации
Федеральному собранию Российской
Федерации, стратегические цели,
определенные Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", Основные направления бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политики
Российской Федерации на очередной
финансовый год и на плановый период,
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Алтайского края на
очередной финансовый год и на плановый
период.
Бюджетный прогноз, обеспечивающий учет
особенностей и условий формирования и
исполнения бюджетов бюджетной системы
Алтайского края, является базовой
предпосылкой для внедрения механизма
противодействия бюджетным рискам,
повышает предсказуемость и стабильность
бюджетов, а также качество управления
общественными финансами.
В целях обеспечения комплексного
подхода к управлению бюджетной
устойчивостью и эффективностью
функционирования бюджетной системы
Бюджетный прогноз направлен на
определение согласованной политики по
повышению способности бюджета
Алтайского края справляться с
временными макроэкономическими
колебаниями, а также его регулярной
актуализации с учетом фактических
условий развития экономики, возможной
переоценки списка приоритетных задач и
изменений внешних условий.
2. Основные итоги реализации бюджетной,
налоговой и долговой политики
Алтайского края в период 2017 - 2022 годов
Подходы к формированию Бюджетного
прогноза во многом обусловлены итогами
реализации бюджетной, налоговой и
долговой политики Алтайского края за
предыдущие годы. Основные направления
бюджетной и налоговой политики края в
период 2017 - 2022 годов с учетом ухудшения
экономической ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) и принятием мер по
устранению ее последствий, а также с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической ситуации на развитие
отраслей экономики, были ориентированы
на обеспечение сбалансированности и
устойчивости бюджетной системы при
безусловном исполнении действующих
расходных обязательств и выполнении
задач, определенных в указах Президента
Российской Федерации, на повышение
эффективности государственной
поддержки сельского хозяйства, малого
бизнеса, развитие дорожной сети, а также
на сохранение и повышение достигнутого
уровня жизни населения.
Результатом проводимой работы является
положительная динамика поступления
доходов и эффективность распределения
расходов консолидированного и краевого
бюджетов Алтайского края.
Основные показатели исполнения
консолидированного бюджета Алтайского
края за 2017 - 2022 годы
млн рублей
N п/п |
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1. |
Доходы |
102067 |
119763 |
126457 |
154273 |
173366 |
184144 |
1.1. |
Налоговые доходы |
61922 |
67860 |
71996 |
74882 |
89160 |
94796 |
1.2. |
Неналоговые доходы |
4405 |
4185 |
4372 |
5085 |
6911 |
9318 |
1.3. |
Безвозмездные поступления |
35740 |
47718 |
50089 |
74306 |
77295 |
80030 |
2. |
Расходы |
99772 |
110974 |
126016 |
148325 |
164506 |
195542 |
3. |
Дефицит (-)/профицит (+) |
2295 |
8789 |
441 |
5948 |
8860 |
-11398 |
Показатели исполнения
консолидированного бюджета Алтайского
края за анализируемый период отражают:
1) положительную динамику доходов
консолидированного бюджета Алтайского
края в 2017 - 2021 годах, при этом наиболее
значительный рост наблюдался по
основным бюджетообразующим налогам:
налогу на прибыль, налогу на доходы
физических лиц, налогам на совокупный
доход и акцизам, несмотря на непростую
экономическую ситуацию в 2020 и 2021 годах.
В 2022 году условия реализации
экономической политики принципиально
изменились в связи с обострением
геополитических противоречий. Введение
экономических и финансовых санкционных
ограничений в отношении Российской
Федерации отразилось на динамике
поступлений в бюджет края одного из
основных доходных источников - налога на
прибыль организаций. При общей
положительной динамике поступлений
налоговых и неналоговых доходов в 2022
году к уровню 2021 года поступления налога
на прибыль сложились ниже уровня 2021
года;
2) увеличение объема безвозмездных
поступлений в консолидированный бюджет
края: в 2017 - 2018 годах - за счет увеличения
объема поступлений субсидий из
федерального бюджета в краевой бюджет, в
2019 - 2022 годах - за счет увеличения объема
всех видов межбюджетных трансфертов;
3) увеличение расходов
консолидированного бюджета края в
абсолютных суммах: в течение шести лет
расходы консолидированного бюджета края
увеличились в 2 раза;
4) сохранение структуры расходов
консолидированного бюджета Алтайского
края: основная доля расходов приходится
на образование, социальную политику,
здравоохранение, национальную
экономику.
Бюджетная политика Алтайского края была
направлена на безусловное выполнение
социальных обязательств: своевременное
и полное финансирование расходов на
выплату заработной платы работникам
бюджетной сферы и мер социальной
поддержки, предусмотренных отдельным
категориям граждан, а также поддержание
необходимого уровня
социально-экономического развития
региона;
5) обеспечение сбалансированности и
устойчивости бюджета: в 2017 - 2021 годах
консолидированный бюджет был исполнен с
профицитом, в 2022 году - с дефицитом в
связи с увеличением расходов на выплату
заработной платы, социальные выплаты и
расходы капитального характера.
Достижению положительных результатов
способствовали как рост налоговой базы,
реализация системных мер по наращиванию
доходного потенциала, так и проводимая
на федеральном уровне политика
бюджетной консолидации, направленная на
оздоровление государственных финансов,
повышение эффективности предоставления
межбюджетных трансфертов, ограничение
государственного долга.
Положительная динамика поступлений
основных бюджетообразующих доходных
источников в условиях ухудшения
экономической ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) и внешнего санкционного
давления обеспечена за счет
взаимодействия исполнительных органов
Алтайского края с территориальными
федеральными органами и органами
местного самоуправления в проведении
работы по формированию стабильных
условий, сохранению достигнутого уровня
налогового потенциала, увеличению
собираемости доходов и своевременному
оказанию принятых на федеральном и
региональном уровнях мер поддержки
отраслям экономики, оказавшимся в
сложном финансовом положении.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
В рамках проводимой в крае работы по
обеспечению темпов роста поступлений
доходов в консолидированный бюджет края
реализуется План мероприятий по
оздоровлению государственных финансов
Алтайского края и сокращению
государственного долга Алтайского края,
утвержденный распоряжением
Администрации Алтайского края от 8 мая 2015
года N 128-р, и Программа мероприятий по
росту доходного потенциала и по
оптимизации расходов
консолидированного бюджета Алтайского
края на 2019 - 2024 годы, утвержденная
распоряжением Правительства Алтайского
края от 23 августа 2019 года N 321-р.
Проводится оценка эффективности
налоговых льгот (пониженных ставок по
налогам), предоставленных органами
государственной власти Алтайского, края
и органами местного самоуправления, по
результатам которой все установленные
льготы признаны эффективными.
В части формирования доходов
консолидированного бюджета Алтайского
края за счет налогов на недвижимое
имущество, исчисляемых на основе его
кадастровой стоимости, проводится
работа по повышению эффективности
налогообложения указанных объектов.
Проведена государственная кадастровая
оценка объектов недвижимости и
земельных участков отдельных категорий
земель.
В рамках реализации работы по
выравниванию налоговой нагрузки на
объекты собственности ежегодно
проводится актуализация Перечня
объектов недвижимого имущества,
налоговая база в отношении которых
определяется исходя из их кадастровой
стоимости. Указанный Перечень на 2017 год
включал 1796 кадастровых номеров объектов
коммерческой недвижимости, а на 2023 год
расширен до 6655 кадастровых номеров.
Начиная с 2021 года, бюджетная система
Алтайского края получила положительный
бюджетный эффект от перехода с 1 января
2020 года к определению налоговой базы по
налогу на имущество физических лиц
исходя из кадастровой стоимости.
На постоянной основе проводится работа
по выявлению правообладателей объектов
недвижимости и регистрации права
собственности на указанные объекты и
увеличению доходов от использования
государственного и муниципального
имущества, оптимизация состава и
структуры государственной
собственности с целью получения
дополнительных доходов от ее
использования или реализации.
Результатом проведения вышеназванных
мероприятий стало повышение налогового
и неналогового потенциала на территории
Алтайского края путем вовлечения в
оборот дополнительных объектов
налогообложения.
В рамках совершенствования
регионального налогового
законодательства принят ряд изменений в
части специальных налоговых режимов,
учитывающих интересы представителей
субъектов малого и среднего
предпринимательства и позволяющих
налогоплательщику выбрать налоговый
режим с оптимальной налоговой нагрузкой.
Для создания благоприятных условий
перехода с единого налога на вмененный
доход на другие режимы налогообложения
были внесены изменения в патентную
систему налогообложения, введен с 1 июля
2020 года специальный налоговый режим
"Налог на профессиональный доход",
продлены налоговые каникулы до 2024 года
по упрощенной и патентной системам
налогообложения.
Наряду с мерами по совершенствованию
законодательства в сфере
налогообложения, существенную роль в
проведении политики в области доходов
играют административные методы
регулирования. В среднесрочной
перспективе планируется уделить особое
внимание совершенствованию института
администрирования доходов в целом, в том
числе через методическое обеспечение,
повышение ответственности
администраторов доходов, усиление
межведомственного взаимодействия с
контрольно-надзорными органами в части
взыскания имеющейся задолженности в
бюджет.
В рамках реализации мероприятий по
мобилизации налоговых и неналоговых
доходов регионального и местных
бюджетов Алтайского края органами
местного самоуправления проводится на
постоянной основе работа по исполнению
утвержденных планов мероприятий,
обеспечивающих поступление доходов и
оптимизацию расходов местных бюджетов.
В дальнейшем продолжится работа по
реализации системных мер, направленных
на развитие доходной базы за счет
актуализации налоговой базы,
легализации объектов налогообложения,
повышения эффективности
администрирования налоговых и
неналоговых доходов, совершенствования
налогового законодательства.
Бюджетная политика на протяжении шести
лет была ориентирована на концентрацию
бюджетных средств в целях решения
ключевых проблем развития региона.
Государственные программы Алтайского
края являются инструментом повышения
эффективности бюджетных расходов,
бюджетного планирования, эффективности
и результативности использования
бюджетных средств.
Финансирование государственных
программ в 2017 - 2019 годах осуществлялось
по трем основным приоритетам
социально-экономического развития края:
повышение качества и уровня жизни
населения Алтайского края, создание
условий для устойчивого экономического
роста и повышение эффективности
управления. Общие расходы на реализацию
программ ежегодно возрастали. В 2017 году
на реализацию 36 программ на территории
Алтайского края за счет федерального и
краевого бюджетов было направлено 75,8
млрд рублей, в 2018 году на исполнение 34
программ - 84,7 млрд рублей, в 2019 году на
осуществление 33 программ - 101,5 млрд
рублей.
С 2020 года на территории края реализуется
28 государственных программ, в их числе
"Социальная поддержка граждан",
"Развитие здравоохранения в Алтайском
крае", "Развитие образования в
Алтайском крае", "Развитие
сельского хозяйства Алтайского края",
"Развитие транспортной системы
Алтайского края", "Содействие
занятости населения Алтайского края",
"Создание условий для эффективного и
ответственного управления
региональными и муниципальными
финансами".
За период 2020 - 2022 годов на исполнение
государственных программ Алтайского
края направлено 418 млрд рублей за счет
средств краевого бюджета и привлеченных
из федерального бюджета ресурсов.
В соответствии с положениями Указа
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 года N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года" определены пять
национальных целей развития страны,
скорректированы национальные проекты. В
Алтайском крае реализуются мероприятия
региональных проектов,
актуализированных с учетом измененных
целей национальных проектов.
В рамках национальных проектов
"Демография",
"Здравоохранение", и
"Образование" осуществлялись
мероприятия по поддержке семей,
продвижению и созданию комфортных
условий для здорового образа жизни и
повышению качества жизни пожилых людей,
по приобретению оборудования для
учреждений здравоохранения, созданию
новых мест в общеобразовательных
организациях, развитию дополнительного
образования детей. В рамках национальных
проектов "Безопасные и качественные
дороги" и "Жилье и городская
среда" проводились работы по
дорожному строительству,
благоустройству общественных и дворовых
территорий муниципальных образований
края. Другие нацпроекты направлены на
обеспечение достойного эффективного
труда людей, развитие
предпринимательства, повышение
устойчивости экономики и бюджета к
изменениям внешней конъюнктуры в целях
достижения национальных целей развития
региона.
В 2022 году в Алтайском крае на реализацию
мероприятий национальных проектов за
счет всех источников направлено более 23
млрд рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 14,5 млрд рублей.
Кассовое исполнение национальных
проектов по итогам 2022 года в Алтайском
крае за счет бюджетных средств
составляло 97,2 процента.
В 2021 году Алтайский край стал участником
нового национального проекта "Туризм
и индустрия гостеприимства",
мероприятия которого реализуются в
рамках федерального проекта "Развитие
туристической инфраструктуры": так, на
строительство автомобильной дороги
"Субкластер "Белокуриха-2" -
горнолыжный комплекс на горе Мишина" в
2021 году выделено 363,5 млн рублей, в том
числе 307,9 млн рублей - за счет средств
федерального бюджета, в 2022 году на
строительство автомобильной дороги
"Субкластер "Белокуриха-2" -
горнолыжный комплекс на горе
Глухариная" выделено 509,5 млн рублей, в
том числе 412,5 млн рублей - за счет средств
федерального бюджета.
В крае продолжается реализация
регионального проекта "Модернизация
первичного звена здравоохранения
Российской Федерации", в рамках
которого построено и реконструировано 26
объектов здравоохранения, введено в
эксплуатацию 47 единиц медицинской
техники, приобретено более 50 автомобилей
для сельской местности.
Объемы бюджетных ассигнований за счет
средств краевого бюджета на содержание и
функционирование отраслей социальной
сферы в 2022 году увеличились по сравнению
с 2017 годом на 55837,0 млн рублей, или более
чем в 2 раза.
За период с 2017 по 2022 год на поддержку и
развитие социальной сферы средства
федерального и краевого бюджета
направлялись:
в области образования: на получение
общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего,
дополнительного образования в
дошкольных и общеобразовательных
организациях, реализацию молодежной
политики и проведение оздоровительной
кампании детей и иные цели, финансовое
обеспечение деятельности
образовательных школ, школ-интернатов,
учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
оказывающих социальные услуги;
в области культуры и кинематографии: на
сохранение культурного и исторического
наследия, расширение доступа населения к
культурным ценностям и информации,
реализацию программных мероприятий,
работу краевых и муниципальных
учреждений культуры;
в области здравоохранения: на повышение
доступности и качества медицинского
обслуживания, оказание
высокотехнологичной и
специализированной медицинской помощи,
пропаганду здорового образа жизни,
обеспечение лекарственными средствами и
современным диагностическим
оборудованием, а также на предупреждение
болезней и снижение смертности в крае;
в области социальной политики: на
развитие сетей учреждений социального
обслуживания пожилых людей, инвалидов,
семей с детьми, на социальную поддержку
по оплате жилищно-коммунальных услуг в
виде субсидий и компенсаций расходов
граждан с низкими доходами, на
мероприятия по поддержке сирот,
многодетных семей и семей опекунов,
охране материнства и детства, улучшение
демографической ситуации;
в области физической культуры: на
сохранение и улучшение физического
здоровья населения, приобретение
спортивного оборудования и инвентаря
для развития культуры и спорта в
муниципальных учреждениях, организацию
и проведение спортивных мероприятий,
строительство спортивных площадок.
С 2020 года осуществляется реализация
индивидуальной программы
социально-экономического развития
Алтайского края на 2020 - 2024 годы,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 8
апреля 2020 года N 928-р. Общий объем
финансирования программы из
федерального и краевого бюджетов на 2020 -
2024 годы составляет 5 млрд рублей (по 1 млрд
рублей ежегодно). Основные направления
использования средств программы:
докапитализация Фонда развития
Алтайского края и Алтайского фонда
финансирования предпринимательства,
субсидирование приобретения
оборудования субъектами малого и
среднего предпринимательства, создание
инженерной и дорожной инфраструктуры в
целях стимулирования жилищного
строительства, обновление
дорожно-строительной техники и
строительство общеобразовательной
школы.
С 2017 года финансовая система Алтайского
края работает в режиме выполнения
условий соглашений с Минфином России о
мерах по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов и предоставления дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности.
Для продолжения реализации мер,
направленных на бюджетную консолидацию,
в 2019 году утверждена Программа
мероприятий по росту доходного
потенциала и оптимизации расходов
консолидированного бюджета Алтайского
края на 2019 - 2024 годы.
В 2021 году бюджетный эффект от реализации
мероприятий программы составил 2106,5 млн
рублей, в том числе: мероприятия по росту
доходного потенциала - 1842,5 млн рублей;
мероприятия по оптимизации расходов - 34,3
млн рублей; мероприятия по сокращению
государственного и муниципального долга
- 229,7 млн рублей.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
В 2022 году эффект от реализации
мероприятия по сокращению
государственного и муниципального долга
составил 306,3 млн рублей.
Объем государственного долга Алтайского
края соответствует условиям соглашений
о реструктуризации обязательств
Алтайского края перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в 2017 году и продленной
дополнительным соглашением в 2020 году, и
не превышает верхний предел долга,
установленный законом Алтайского края о
краевом бюджете на очередной финансовый
год и плановый период.
В соответствии с условиями
реструктуризации погашение основного
долга в 2020 году не производилось, в 2021 - 2024
годах возврат составит 5 процентов от
суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029
годах остаток задолженности гасится
равными долями ежегодно.
В 2022 году Министерством финансов
Российской Федерации внесены изменения
в условия погашения бюджетных кредитов,
предусматривающие в том числе
освобождение Алтайского края от
погашения в 2022 году основного долга в
объеме 76,6 млн рублей и перенос
указанного погашения на 2029 год.
Высвободившиеся в 2020 - 2022 годах средства
были направлены на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, и выполнение инженерных
изысканий, проектирование, экспертизу
проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Требования бюджетного законодательства
Российской Федерации к объему расходов
на обслуживание государственного долга
и структуре государственного долга края
по итогам исполнения краевого бюджета в
период с 2017 по 2022 годы были соблюдены.
Структура государственного долга
Алтайского края соответствует долговым
обязательствам, установленным
программами государственных гарантий и
государственных внутренних
заимствований Алтайского края, ежегодно
утверждаемыми законом Алтайского края о
краевом бюджете на очередной финансовый
год и плановый период. На 1 января 2023 года
государственный долг Алтайского края
составил 5304,3 млн рублей.
Информация о величине и структуре
долговых обязательств края размещается
на официальном сайте Министерства
финансов Алтайского края в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" https://minfin.alregn.ru.
В 2020 году Аналитическое Кредитное
Рейтинговое Агентство (АКРА) впервые
присвоило Алтайскому краю рейтинг на
уровне А+(RU), прогноз "Стабильный". В
2021 и 2022 годах АКРА подтвердило кредитный
рейтинг Алтайского края на уровне А+(RU),
прогноз "Стабильный". Такая оценка
экспертами агентства кредитного
рейтинга обусловлена относительно
высокими показателями бюджетного
профиля региона, низкой долговой
нагрузкой и высоким уровнем ликвидности
его бюджета.
По результатам проведенной
Министерством финансов Российской
Федерации оценки долговой устойчивости
субъектов Российской Федерации
Алтайский край, начиная с 2020 года,
относится к группе субъектов с высоким
уровнем долговой устойчивости.
В 2020 - 2022 годах Министерством финансов
Алтайского края проводилась оценка
долговой устойчивости муниципальных
образований с целью отнесения
муниципалитетов к одной из следующих
групп заемщиков: с высоким уровнем
долговой устойчивости, средним уровнем
долговой устойчивости или низким
уровнем долговой устойчивости. По итогам
более 97 процентов муниципалитетов края
отнесены к группе заемщиков с высоким
уровнем долговой устойчивости.
При рассмотрении проектов по развитию
инфраструктуры Правительственной
комиссией по региональному развитию в
Российской Федерации Алтайскому краю
одобрено выделение бюджетных кредитов
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов в размере 12312,6
млн рублей на 2022 - 2024 годы, в том числе на
2022 год - 3528,0 млн рублей, на 2023 год - 4164,4 млн
рублей, на 2024 год - 4620,2 млн рублей.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Средства будут направлены на реализацию
11 инфраструктурных проектов в сфере
промышленности и сельского хозяйства,
туризма и жилищного строительства, в
рамках которых будут созданы объекты
транспортной, инженерной и коммунальной
инфраструктуры. Региональный эффект от
использования инфраструктурных
проектов превысит 1500,0 млн рублей. В
процессе реализации инфраструктурных
проектов планируется создание 4730
рабочих мест.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Бюджетная политика в области
межбюджетных отношений в предшествующие
годы была направлена на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, стимулирование органов
местного самоуправления к повышению
эффективности и результативности
деятельности, софинансирование
расходных обязательств муниципальных
образований, стабильности принимаемых
решений в сфере управления
региональными и муниципальными
финансами.
Выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований по-прежнему
выполняет основополагающую роль при
формировании местных бюджетов.
Применение этого инструмента
межбюджетного регулирования позволяет
ежегодно снижать разрыв в уровне
бюджетной обеспеченности отдельных
муниципальных образований.
В 2021 - 2022 годах произошли кардинальные
изменения территориальной организации
края - началось создание муниципальных
округов. В 2023 году их количество составит
4. Создание округов позволит сократить
расходы по содержанию органов местного
самоуправления и направить средства на
улучшение качества жизни населения.
Проведенные мероприятия по
преобразованию муниципальных
образований сократили их количество с 797
в 2007 году до 694 в 2023 году, из них 625
составляют городские и сельские
поселения.
Начиная с 2017 года, в Алтайском крае
реализуется Проект поддержки местных
инициатив. За шесть лет реализовано 1606
проектов в 58 муниципальных районах, 1
муниципальном округе и 5 городских
округах (93% от общего числа
муниципалитетов), в том числе:
обустройство 319 детских площадок,
создание 266 спортивных объектов, ремонт
249 объектов культуры, восстановление 203
дорог, обустройство 146 мест захоронения,
монтаж 136 объектов освещения, ремонт 122
объектов водоснабжения, благоустройство
85 мест отдыха, реставрация 79 мемориалов
славы, обустройство 1 объекта
коммунального хозяйства. Количество
благополучателей составило более 1,3 млн
жителей.
Общая стоимость реализованных проектов -
1625,3 млн рублей, из них средства краевого
бюджета - 1145,9 млн рублей (70,5%), местных
бюджетов - 287,3 млн рублей (17,7%), населения -
113,3 млн рублей (7,0%), юридических лиц - 78,8
млн рублей (4,8%). Средняя стоимость одного
проекта составила 1,0 млн рублей.
Алтайский край на протяжении нескольких
лет стабильно входит в группу регионов с
I степенью качества управления
региональными финансами по итогам
мониторинга и оценки качества
управления региональными финансами,
порядок проведения которого утвержден
приказом Минфина России от 3 декабря 2010
года N 552 "О Порядке осуществления
мониторинга и оценки качества
управления региональными финансами".
3. Описание параметров вариантов
бюджетного прогноза Алтайского края до
2035 года
Расчет основных параметров
консолидированного и краевого бюджетов
Алтайского края в рамках разработки
Бюджетного прогноза до 2035 года
осуществлен с учетом двух вариантов,
основанных на прогнозе
социально-экономического развития
Алтайского края до 2035 года,
утвержденного распоряжением
Правительства Алтайского края от 3
апреля 2019 года N 143-р.
Варианты базируются на единых целях
государственной
социально-экономической политики и
учитывают реализацию приоритетных
проектов и программ по основным
направлениям стратегического развития
Российской Федерации и региона.
Консервативный вариант подразумевает
развитие экономики на основе
консервативных оценок темпов
экономического роста с учетом
существенного ухудшения
внешнеэкономических и иных условий,
низкой динамики основных
макроэкономических показателей, в том
числе неблагоприятной
санитарно-эпидемиологической ситуации в
регионе, ужесточение санкционного
режима, ускорении инфляции, роста
стоимости финансовых ресурсов.
Базовый сценарий характеризуется
усилением инвестиционной и
инновационной направленности
экономического роста, при этом темпы
роста основных показателей будут
умеренными. В рамках данного сценария
закладывается модернизация социальной
инфраструктуры, что обеспечит
положительную динамику инвестиционного
спроса, связанную с активизацией
инвестиционных вложений в модернизацию
экономики и инфраструктуры, реализацией
политики импортозамещения,
положительной динамике роста заработной
платы и доходов населения.
Прогноз основных характеристик
консолидированного бюджета Алтайского
края в двух вариантах представлен в
приложении 1 к Бюджетному прогнозу.
Прогноз основных характеристик краевого
бюджета в двух вариантах представлен в
приложении 2 к Бюджетному прогнозу.
Показатели финансового обеспечения
государственных программ Алтайского
края на период их действия представлены
в приложении 3 к Бюджетному прогнозу.
4. Основные направления налоговой
политики Алтайского края до 2035 года
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Налоговая политика Алтайского края до 2035
года будет сосредоточена на обеспечении
эффективности и стабильности налоговой
системы, способствующей улучшению
предпринимательского климата
Алтайского края и созданию основы
бюджетной устойчивости в долгосрочной
перспективе.
Налоговая политика Алтайского края
ориентирована на поддержку, повышение
конкурентоспособности приоритетных
отраслей экономики, на создание условий
для восстановления деловой активности
при санкционных ограничениях.
Приоритетными направлениями остаются:
улучшение администрирования доходов,
внедрение новых информационных
технологий, что позволит повысить
собираемость доходов без увеличения
фискальной нагрузки для населения и
бизнеса, сохранение достигнутого уровня
налогового потенциала и создание
условий для дальнейшего роста налоговых
и неналоговых доходов бюджета в условиях
санкционного давления.
В области налоговой политики будет
продолжена реализация основных целей и
задач, предусмотренных в предыдущие
годы, по следующим направлениям:
взаимодействие исполнительных органов
Алтайского края и органов местного
самоуправления с главными
администраторами налоговых и
неналоговых доходов бюджета с целью
улучшения качества администрирования
платежей;
сохранение тенденции к обеспечению
полноты поступления доходов в
консолидированный бюджет Алтайского
края, а не к повышению налоговой
нагрузки;
увеличение налогового потенциала края, в
том числе за счет привлечения
инвестиций, реализации приоритетных
инвестиционных проектов, развития
человеческого капитала, что будет
способствовать созданию благоприятного
инвестиционного климата;
реализация мер, направленных на
совершенствование специальных
налоговых режимов;
проведение работы по увеличению доходов
от использования государственного и
муниципального имущества, оптимизация
состава и структуры государственной
собственности с целью получения
дополнительных доходов от ее
использования или реализации;
принятие мер по повышению эффективности
системы имущественных налогов;
формирование в рамках налогового и
бюджетного законодательства механизмов,
стимулирующих муниципальные
образования к наращиванию собственного
налогового потенциала;
оценка эффективности налоговых расходов
по предоставленным налоговым льготам.
Налоговая политика Алтайского края
будет проводиться с учетом реализации
изменений, принятых и планируемых к
принятию на уровне законодательства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов Алтайского края, а
именно:
в части налога на прибыль организаций:
продление до 2030 года централизации в
федеральный бюджет 1 процента ставки
налога на прибыль организаций,
подлежащего зачислению в бюджет
субъекта Российской Федерации;
в целях мягкого перехода к отмене
института консолидированных групп
налогоплательщиков установлен
временный механизм распределения налога
на прибыль организаций между субъектами
Российской Федерации по
дифференцированным нормативам
распределения, определенным на
основании средних долей фактических
поступлений за 4 отчетных периода.
В части налога на доходы физических лиц:
установление коэффициента, отражающего
региональные особенности рынка труда в
Алтайском крае, для исчисления размера
фиксированного авансового платежа по
налогу на доходы физических лиц на 2024 год
в размере 2,10. На последующие периоды
увеличение размера регионального
коэффициента планируется исходя из
темпа роста начисленной среднемесячной
заработной платы в соответствии с
прогнозом социально-экономического
развития Алтайского края;
увеличение с 2024 года размеров социальных
налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц: максимальный размер
суммы расходов на обучение ребенка
(подопечного), уменьшающего
налогооблагаемый доход, увеличен до 110
тыс. рублей (действующий размер вычета - 50
тыс. рублей), максимальный размер
расходов на собственное обучение,
медицинские услуги,
физкультурно-оздоровительные услуги,
оплату лекарственных препаратов - до 150
тыс. рублей (действующий размер вычета -
120 тыс. рублей) и упрощение порядка их
предоставления.
В части акцизов, доходов от уплаты
акцизов:
предусмотрена индексация ставок на 2024 -
2026 годы по всем видам подакцизной
продукции;
продление до 2026 года норматива
зачисления акцизов на нефтепродукты в
бюджет субъекта на уровне 2021 года в
размере 74,9 процента.
В части специальных налоговых режимов:
корректировка с 2024 года в части
патентной системы налогообложения
размера потенциально возможного
годового дохода, изменение физического
показателя по отдельным видам
деятельности, изменение структуры
внутри групп муниципальных образований,
введение коэффициента-дефлятора,
установление потенциально возможного
годового дохода в зависимости от
количества наемных работников;
продление до 01.01.2025 срока действия на
территории Алтайского края ставки 0% для
впервые зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей при
применении упрощенной и (или) патентной
системы налогообложения и
осуществляющих предпринимательскую
деятельность в производственной,
социальной и (или) научной сферах, а также
в сфере оказания бытовых услуг населению
("налоговые каникулы") и расширение
видов деятельности.
В части имущественных налогов:
распространение с 2022 года льготы по
транспортному налогу (ставка 0 процентов
на легковые автомобили с мощностью
двигателя до 100 л.с.) на ветеранов боевых
действий и членов семей погибших
(умерших) ветеранов боевых действий;
начиная с 2024 года предоставление льготы
по транспортному налогу (освобождение от
уплаты) в отношении катеров, моторных
лодок и других водных транспортных
средств с мощностью двигателя до 100 л.с.
включительно льготным категориям
налогоплательщиков, указанным в части 1
статьи 3 закона Алтайского края "О
транспортном налоге на территории
Алтайского края";
сохранение до 2026 года пониженной ставки
налога на имущество организаций,
применяемой в отношении объектов
железнодорожной инфраструктуры (1,6%);
введение до 31.12.2029 моратория на включение
в ежегодно утверждаемый Перечень
объектов недвижимого имущества,
налоговая база в отношении которых
определяется как кадастровая стоимость,
объектов культурного наследия
регионального значения, по которым после
31.12.2022 выдан акт приемки выполненных
работ по сохранению объекта культурного
наследия;
переход к налогообложению недвижимого
имущества организаций исходя из
кадастровой стоимости в отношении всех
объектов недвижимости (за исключением
отдельных сооружений) в целях
выравнивания налоговой нагрузки на
сопоставимые объекты налогообложения
организаций и физических лиц.
В части курортного сбора:
продление эксперимента по взиманию
курортного сбора до 31 декабря 2027 года или
введение туристического сбора в случае
принятия на федеральном уровне закона
"О туристическом сборе".
В части штрафов:
закрепление с 01.01.2024 на постоянной основе
норматива зачисления в бюджеты
субъектов Российской Федерации в
размере 100 процентов сумм
административных штрафов, установленных
Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях за
нарушения правил движения тяжеловесного
и (или) крупногабаритного транспортного
средства, выявленных при осуществлении
весового и габаритного контроля на
автомобильных дорогах общего
пользования регионального или местного
значения, если постановления о наложении
указанных административных штрафов
вынесены должностными лицами
федеральных государственных органов.
В части налогового администрирования:
продолжается дальнейший мониторинг
реализации института единого налогового
счета с целью устранения выявленных
проблем в части сбалансированности
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации.
5. Основные подходы к формированию и
реализации бюджетной политики
Алтайского края до 2035 года
Бюджетная политика в долгосрочном
периоде, направленная на повышение
реальных доходов населения, будет
осуществляться в соответствии:
с основными направлениями бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политики
Российской Федерации;
со стратегией пространственного
развития Российской Федерации на период
до 2025 года;
с ежегодными посланиями Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации;
с Единым планом по достижению
национальных целей развития Российской
Федерации на период до 2024 года и на
плановый период до 2030 года;
с Планом первоочередных действий по
обеспечению развития российской
экономики в условиях внешнего
санкционного давления;
с Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
с ключевыми задачами для экономики
России на 2023 год, объявленными 15 декабря
2022 года Президентом Российской
Федерации на заседании Совета при
Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным
проектам, обозначенными как укрепление
технологического суверенитета
Российской Федерации, опережающий рост
обрабатывающей промышленности,
обеспечение финансового суверенитета
страны, ощутимое увеличение доходов
граждан, защита материнства и детства;
со стратегией социально-экономического
развития Алтайского края до 2035 года;
с региональными проектами,
государственными программами
Алтайского края, другими документами
федерального и краевого уровней,
определяющими направления
государственной
социально-экономической политики.
Традиционно проводимая в Алтайском крае
бюджетная политика социально
ориентирована. Ее конечная цель -
повышение уровня и качества жизни
населения края. Сформированная
бюджетная политика сохраняет социальную
преемственность политики предыдущего
бюджетного цикла с учетом
складывающейся экономической ситуации в
условиях внешнего санкционного
давления.
В действующих условиях особую
значимость приобретают сохранение и
укрепление достигнутых показателей,
определенных национальными проектами и
региональными программами; реализация
мероприятий, способствующих повышению
уровня и качества жизни населения,
поддержке реального сектора экономики
края, стимулированию инвестиционной
активности, обеспечению устойчивого
развития бюджетной системы.
Одной из шести ключевых задач на 2023 год,
объявленных Президентом Российской
Федерации, является снижение бедности и
неравенства, рост реальных доходов
граждан, сокращение разрыва в потенциале
регионов. Приоритетной задачей для
Правительства Алтайского края на
ближайший период должно стать
обеспечение роста реальной заработной
платы в крае.
В долгосрочном периоде бюджетная
политика в области расходов будет
направлена на приоритетное
финансирование отраслей социальной
сферы, обеспечение социальной поддержки
населения.
С 1 января 2023 года предусмотрено введение
универсального пособия, объединяющего 6
действующих мер государственной
поддержки нуждающихся семей от периода
беременности женщины до достижения
ребенком 17 лет, в том числе
администрируемых Фондом пенсионного и
социального страхования Российской
Федерации. Цель изменений: в
соответствии с поручением Президента
Российской Федерации создать целостную
бесшовную систему государственной
поддержки нуждающихся семей с детьми.
В числе приоритетных направлений в
долгосрочном периоде будет сохранена
поддержка развития отраслей экономики:
сельского хозяйства, дорожного
хозяйства, промышленности; продолжится
активное развитие туристической отрасли
и реализация инфраструктурных проектов.
Основные подходы в части финансовых
взаимоотношений с муниципальными
образованиями будут направлены на
дальнейшее обеспечение предсказуемости
межбюджетного регулирования, повышение
эффективности предоставления и
использования межбюджетных трансфертов,
поддержание сбалансированности
бюджетов муниципальных образований,
формирование устойчивой собственной
доходной базы местных бюджетов и
создание стимулов по ее наращиванию.
Прогноз расходов консолидированного и
краевого бюджетов Алтайского края
сформирован в соответствии с расходными
обязательствами, отнесенными
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к полномочиям
субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, с
учетом приоритетных направлений
социально-экономического развития. Рост
расходов будет ограничен прогнозируемым
объемом доходов бюджетной системы,
проведением мероприятий по повышению
эффективности бюджетных расходов в
условиях внешнего санкционного
давления.
Бюджетным прогнозом устанавливаются
предельные расходы на финансовое
обеспечение реализации государственных
программ Алтайского края на период их
действия. В долгосрочном периоде
предельные объемы финансирования
государственных программ Алтайского
края, а также их перечень и период
действия будут уточняться в зависимости
от изменения показателей долгосрочного
прогноза социально-экономического
развития края, основных параметров
бюджетной системы, а также в случае
принятия (отмены) или продления
действующих программ.
Исходя из задач, обозначенных в
Концепции повышения эффективности
бюджетных расходов, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.01.2019 N 117-р, с 2024 года в
Алтайском крае внедрена новая система
управления государственными
программами по аналогии с системой
управления, принятой на федеральном
уровне. Это позволит обеспечить
синхронизацию государственных программ
на региональном и федеральном уровнях,
повысить их администрирование.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
6. Основные направления долговой
политики Алтайского края до 2035 года
Под долговой политикой Алтайского края
понимается стратегия управления
государственными долговыми
обязательствами края в целях
поддержания объема государственного
долга края на оптимальном уровне,
минимизации расходов на его
обслуживание и равномерного
распределения во времени платежей,
связанных с государственным долгом
края.
Управление государственным долгом края
непосредственно связано с бюджетным
процессом и направлено на недопущение
просроченных долговых обязательств края
и снижение влияния долговой нагрузки на
краевой бюджет. Долговая политика
является частью бюджетной политики
края.
Характер и направления долговой
политики края определяются изменениями,
вносимыми в бюджетное законодательство
Российской Федерации и законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах,
ростом расходных обязательств
Алтайского края вследствие принятия
указов Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года", а
также необходимостью реализации
"дорожных карт" по выполнению
указов Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 года.
В рамках формирования сбалансированного
бюджета, поддержания объема
государственного долга края на
экономически безопасном уровне, с учетом
всех возможных рисков, при соблюдении
ограничений, установленных бюджетным
законодательством Российской Федерации,
исполнения долговых обязательств в
полном объеме, повышения эффективности
управления долговыми обязательствами,
обеспечения минимально возможной
стоимости обслуживания долговых
обязательств формируется долговая
политика. Для сокращения расходов на
обслуживание государственного долга
края проводится реструктуризация
долговых обязательств края.
Внесенными в 2020 году изменениями в
Правила проведения в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам продлен срок
погашения реструктуризированной
задолженности по бюджетным кредитам до
2029 года.
Реструктуризация проводится на
следующих условиях.
Высвобождаемые в 2022 - 2024 годах средства
могут направляться на выполнение
инженерных изысканий, проектирование,
экспертизу проектной документации и
(или) результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, на обеспечение расходных
обязательств Алтайского края, связанных
с реализацией региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов, на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей экономики,
и на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции.
Аналитическим Кредитным Рейтинговым
Агентством (АКРА) в 2023 году был
подтвержден кредитный рейтинг
Алтайского края на уровне А+(RU), прогноз
"Стабильный". Присвоение указанного
уровня кредитного рейтинга обусловлено
стабильными показателями бюджетного
профиля региона, низкой долговой
нагрузкой при минимальных рисках
рефинансирования, а также достаточно
высоким уровнем ликвидности бюджета.
(в ред. Распоряжения Правительства
Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Министерством финансов Алтайского края
в 2023 году проведена оценка долговой
устойчивости муниципальных образований,
которые были отнесены к одной из
следующих групп заемщиков: с высоким
уровнем долговой устойчивости, средним
уровнем долговой устойчивости или
низким уровнем долговой устойчивости. По
итогам проведенной оценки 690
муниципалитетов края отнесены к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости.
(абзац введен Распоряжением
Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N
69-р)
В целях реализации инфраструктурных
проектов, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные
кредиты, предоставляемые из
федерального бюджета, на 2022 - 2024 годы
предусмотрены средства в размере 12312,6
млн рублей.
(абзац введен Распоряжением
Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N
69-р)
В 2023 году привлечены бюджетные кредиты
за счет временно свободных средств
единого счета федерального бюджета на
срок до пятнадцати лет с взиманием платы
за пользование ими по ставке 3% годовых в
объеме 1981,7 млн рублей. Средства
бюджетных кредитов в 2023 - 2024 годах будут
направлены на модернизацию коммунальной
инфраструктуры, реконструкцию сетей
водоснабжения и водоотведения на
конкурсной основе, строительство и
реконструкцию котельных и приобретение
подвижного состава пассажирского
транспорта общего пользования.
(абзац введен Распоряжением
Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N
69-р)
Основными задачами долговой политики
являются сокращение рисков, связанных с
осуществлением заимствований,
оптимизация структуры государственного
долга края с целью минимизации стоимости
его обслуживания, повышение
эффективности государственных
заимствований края, учет информации о
государственном долге края,
формирование отчетности о
государственных долговых
обязательствах края, раскрытие
информации о государственном долге края,
обеспечение соответствия размера
дефицита краевого бюджета требованиям,
установленным бюджетным
законодательством Российской
Федерации.
Долговая политика направлена на
своевременное исполнение долговых
обязательств края и равномерное
распределение долговой нагрузки на
краевой бюджет, связанной с ежегодным
погашением долговых обязательств края,
недопущение принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных
стабильными источниками доходов, а также
на соблюдение ограничений,
установленных бюджетным
законодательством Российской Федерации,
эффективность использования бюджетных
средств и открытость управления
государственным долгом края.
Предусматривается возможность
размещения государственных ценных бумаг
Алтайского края с целью реализации
инфраструктурных проектов и проектов
государственно-частного партнерства, а
также участия в реструктуризации
обязательств (задолженности) по
бюджетным кредитам в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2019
года N 1943 "О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской
Федерации и признании утратившим силу
постановления Правительства Российской
Федерации от 28.08.2019 N 1099".
Проводится мониторинг соответствия
параметров государственного долга края
ограничениям, установленным бюджетным
законодательством Российской Федерации,
и размера дефицита краевого бюджета
ограничениям, установленным бюджетным
законодательством Российской
Федерации.
7. Описание основных рисков, влияющих на
сбалансированность бюджета, и механизмы
их профилактики
Одним из главных факторов обеспечения
долгосрочной бюджетной устойчивости
Алтайского края в условиях
экономической нестабильности является
возможность создания условий для оценки
и минимизации рисков, влияющих на
сбалансированность бюджета.
Внешним риском реализации Бюджетного
прогноза является ухудшение
экономической ситуации и
геополитическая напряженность в мире,
негативными последствиями которой может
быть ослабление рубля, рост
потребительских цен, рост социальной
напряженности, снижение экономической
активности, снижение доходов краевого
бюджета.
Основная угроза снижения уровня доходов
состоит в возможности снижения доходной
части краевого бюджета до уровня, при
котором окажется невозможным исполнение
принятых расходных обязательств, в том
числе сокращения объемов финансовой
помощи из федерального бюджета.
Основные мероприятия по профилактике
бюджетного риска состоят в постоянном
мониторинге социально-экономической
ситуации в Алтайском крае, сохранении и
дальнейшем развитии налогового
потенциала, реализации программы
мероприятий по росту доходного
потенциала и оптимизации расходов
консолидированного бюджета Алтайского
края, повышении качества
администрирования налоговых и
неналоговых доходов консолидированного
бюджета Алтайского края, активном
участии в привлечении средств
федерального бюджета, в том числе в
рамках национальных проектов и
государственных программ Российской
Федерации.
Риск роста расходов краевого бюджета
темпами, превышающими темпы роста
доходов, состоит в возможности
превышения расходов краевого бюджета
над доходами, что окажет влияние на рост
объема государственного долга и создаст
условия для неисполнения расходных
обязательств краевого бюджета.
В случае недостаточного поступления
налоговых и неналоговых доходов
краевого бюджета возможен риск
неисполнения обязательств по возврату
бюджетных кредитов, полученных из
федерального бюджета на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов и бюджетных
кредитов за счет временно свободных
средств единого счета федерального
бюджета.
(абзац введен Распоряжением
Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N
69-р)
Мероприятия по профилактике бюджетного
риска заключаются в регулярном
проведении мониторинга изменений
бюджетного законодательства (особенно в
части передачи либо принятия новых
расходных обязательств), принимаемых
расходных обязательств на предмет
наличия соответствующих ассигнований в
целях выравнивания бюджетной нагрузки, а
также реализации в крае политики по
оптимизации и сдерживанию роста
расходов и повышении их эффективности.
Основной мерой, принимаемой в отношении
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики
Алтайского края, является осуществление
качественного прогнозирования доходов
краевого бюджета и поступлений по
источникам финансирования дефицита
краевого бюджета, а также принятие
взвешенных и экономически обоснованных
решений по принятию долговых
обязательств.
Демографический риск связан со
снижением численности населения
трудоспособного возраста, оттоком
молодых кадров в другие регионы
Российской Федерации вследствие роста
безработицы, ликвидации рабочих мест,
вызванных последствиями кризисных
явлений в экономике.
Для минимизации риска необходима
реализация проектов государственной
поддержки квалифицированных кадров
(обеспечение жильем молодых
специалистов, формирование фондов
социальной поддержки, развитие малого
предпринимательства), а также
мероприятий в области содействия
занятости населения.
Приложение 1
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО
КРАЯ
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
млн рублей
N п/п |
Показатель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
I. Базовый вариант | ||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе |
180083 |
177370 |
172420 |
179214 |
188493 |
190668 |
192890 |
195162 |
197484 |
199857 |
202283 |
204762 |
207297 |
1.1. |
налоговые и неналоговые доходы |
112556 |
117292 |
125255 |
131627 |
133768 |
135943 |
138165 |
140437 |
142759 |
145132 |
147558 |
150037 |
152572 |
1.2. |
безвозмездные поступления |
67527 |
60078 |
47165 |
47587 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
2. |
Общий объем расходов |
204459 |
192396 |
174167 |
179214 |
198662 |
200995 |
203378 |
205815 |
208306 |
210851 |
213453 |
216111 |
218830 |
3. |
Дефицит (-)/профицит (+) |
-24376 |
-15026 |
-1747 |
0 |
-10169 |
-10327 |
-10488 |
-10653 |
-10822 |
-10994 |
-11170 |
-11349 |
-11533 |
4. |
Государственный долг Алтайского края на конец года |
11099 |
20489 |
20019 |
19297 |
15129 |
13880 |
12646 |
11948 |
11992 |
11900 |
11994 |
11217 |
11198 |
II. Консервативный вариант | ||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
180083 |
173473 |
166277 |
171353 |
179759 |
181044 |
182346 |
183666 |
185003 |
186358 |
187731 |
189123 |
190534 |
1.1. |
налоговые и неналоговые доходы |
112556 |
113395 |
119112 |
123766 |
125034 |
126319 |
127621 |
128941 |
130278 |
131633 |
133006 |
134398 |
135809 |
1.2. |
безвозмездные поступления |
67527 |
60078 |
47165 |
47587 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
2. |
Общий объем расходов |
204459 |
187987 |
167933 |
171353 |
189241 |
190620 |
192017 |
193433 |
194868 |
196322 |
197795 |
199289 |
200803 |
3. |
Дефицит (-)/профицит (+) |
-24376 |
-14514 |
-1656 |
0 |
-9482 |
-9576 |
-9671 |
-9767 |
-9865 |
-9964 |
-10064 |
-10166 |
-10269 |
4. |
Государственный долг Алтайского края на конец года |
11099 |
19793 |
18983 |
18103 |
14115 |
12877 |
11666 |
10960 |
10935 |
10788 |
10808 |
10048 |
9970 |
Приложение 2
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КРАЕВОГО
БЮДЖЕТА
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
млн рублей
N п/п |
Показатель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
I. Базовый вариант |
||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе |
153481 |
149083 |
142609 |
147725 |
156412 |
157993 |
159608 |
161257 |
162942 |
164663 |
166421 |
168217 |
170052 | ||
1.1. |
налоговые и неналоговые доходы |
85947 |
89001 |
95444 |
100138 |
101687 |
103268 |
104883 |
106532 |
108217 |
109938 |
111696 |
113492 |
115327 | ||
1.1.1. |
налоговые доходы |
82233 |
85373 |
93343 |
98012 |
99548 |
101116 |
102718 |
104355 |
106027 |
107734 |
109479 |
111261 |
113082 | ||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
налог на прибыль организаций |
25114 |
22391 |
23769 |
25017 |
25392 |
25773 |
26160 |
26552 |
26950 |
27355 |
27765 |
28181 |
28604 | ||
|
налог на доходы физических лиц |
27315 |
31443 |
33705 |
36073 |
36974 |
37899 |
38846 |
39817 |
40813 |
41833 |
42879 |
43951 |
45050 | ||
|
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
16487 |
17358 |
21374 |
22050 |
22096 |
22142 |
22188 |
22235 |
22282 |
22330 |
22378 |
22426 |
22476 | ||
|
налоги на совокупный доход |
5123 |
5633 |
5821 |
6067 |
6219 |
6374 |
6534 |
6697 |
6864 |
7036 |
7212 |
7392 |
7577 | ||
|
налоги на имущество |
7604 |
7925 |
8035 |
8149 |
8204 |
8260 |
8315 |
8371 |
8428 |
8485 |
8542 |
8600 |
8658 | ||
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
366 |
402 |
418 |
435 |
439 |
443 |
448 |
452 |
457 |
461 |
466 |
470 |
475 | ||
1.1.2. |
неналоговые доходы |
3714 |
3628 |
2101 |
2126 |
2139 |
2152 |
2165 |
2177 |
2190 |
2204 |
2217 |
2231 |
2245 | ||
1.2. |
безвозмездные поступления |
67534 |
60082 |
47165 |
47587 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 | ||
2. |
Общий объем расходов |
177857 |
164109 |
144356 |
147725 |
166581 |
168320 |
170096 |
171910 |
173764 |
175657 |
177591 |
179566 |
181585 | ||
2.1. |
программные расходы |
164599 |
149179 |
131358 |
132486 |
149923 |
151488 |
153086 |
154719 |
156387 |
158091 |
159832 |
161609 |
163426 | ||
2.2. |
непрограммные расходы |
13258 |
14929 |
12998 |
15238 |
16658 |
16832 |
17010 |
17191 |
17376 |
17566 |
17759 |
17957 |
18158 | ||
3. |
Дефицит (-)/профицит (+) |
-24376 |
-15026 |
-1747 |
0 |
-10169 |
-10327 |
-10488 |
-10653 |
-10822 |
-10994 |
-11170 |
-11349 |
-11533 | ||
4. |
Государственный долг Алтайского края на конец года |
10210 |
19609 |
19148 |
18435 |
14275 |
13035 |
11809 |
11120 |
11172 |
11088 |
11190 |
10421 |
10410 | ||
II. Консервативный вариант |
||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
153481 |
146047 |
137612 |
141477 |
149543 |
150483 |
151435 |
152399 |
153376 |
154366 |
155369 |
156385 |
157414 | ||
1.1. |
налоговые и неналоговые доходы |
85947 |
85965 |
90447 |
93890 |
94818 |
95758 |
96710 |
97674 |
98651 |
99641 |
100644 |
101660 |
102689 | ||
1.1.1. |
налоговые доходы |
82233 |
82374 |
88384 |
91801 |
92717 |
93644 |
94584 |
95535 |
96499 |
97476 |
98466 |
99469 |
100485 | ||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
налог на прибыль организаций |
25114 |
20823 |
20917 |
21544 |
21760 |
21977 |
22197 |
22419 |
22643 |
22870 |
23098 |
23329 |
23563 | ||
|
налог на доходы физических лиц |
27315 |
30342 |
32020 |
33908 |
34417 |
34933 |
35457 |
35989 |
36529 |
37077 |
37633 |
38197 |
38770 | ||
|
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
16487 |
17358 |
21374 |
22050 |
22096 |
22142 |
22188 |
22235 |
22282 |
22330 |
22378 |
22426 |
22476 | ||
|
налоги на совокупный доход |
5123 |
5464 |
5588 |
5698 |
5784 |
5871 |
5959 |
6048 |
6139 |
6231 |
6324 |
6419 |
6516 | ||
|
налоги на имущество |
7604 |
7771 |
7853 |
7949 |
8003 |
8057 |
8112 |
8167 |
8222 |
8278 |
8335 |
8391 |
8449 | ||
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
366 |
402 |
418 |
435 |
439 |
443 |
448 |
452 |
457 |
461 |
466 |
470 |
475 | ||
1.1.2. |
неналоговые доходы |
3714 |
3591 |
2063 |
2089 |
2101 |
2114 |
2126 |
2139 |
2152 |
2165 |
2178 |
2191 |
2204 | ||
1.2. |
безвозмездные поступления |
67534 |
60082 |
47165 |
47587 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 |
54725 | ||
2. |
Общий объем расходов |
177857 |
160561 |
139268 |
141477 |
159025 |
160059 |
161106 |
162166 |
163241 |
164330 |
165433 |
166551 |
167683 | ||
2.1. |
программные расходы |
164599 |
149179 |
131358 |
132486 |
143122 |
144053 |
144995 |
145949 |
146917 |
147897 |
148890 |
149896 |
150915 | ||
2.2. |
непрограммные расходы |
13258 |
11382 |
7910 |
8991 |
15902 |
16006 |
16111 |
16217 |
16324 |
16433 |
16543 |
16655 |
16768 | ||
3. |
Дефицит (-)/профицит (+) |
-24376 |
-14514 |
-1656 |
0 |
-9482 |
-9576 |
-9671 |
-9767 |
-9865 |
-9964 |
-10064 |
-10166 |
-10269 | ||
4. |
Государственный долг Алтайского края на конец года |
10210 |
18940 |
18146 |
17285 |
13311 |
12087 |
10889 |
10196 |
10184 |
10050 |
10083 |
9335 |
9270 |
Приложение 3
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ АЛТАЙСКОГО
КРАЯ НА ПЕРИОД ИХ ДЕЙСТВИЯ*
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
* Объемы финансирования государственных
программ Алтайского края в долгосрочном
периоде будут формироваться с учетом
прогноза социально-экономического
развития Алтайского края исходя из
утвержденного перечня государственных
программ и периода их действия.
N п/п |
Наименование государственной программы Алтайского края |
Расходы краевого бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ (млн рублей) | ||||||||||||
|
|
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
"Социальная поддержка граждан" |
28844,3 |
22070,7 |
20453,6 |
20715,4 |
18062,5 |
18062,5 |
18062,5 |
18062,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
"Доступная среда в Алтайском крае" |
10,0 |
10,0 |
2,7 |
2,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
"Развитие здравоохранения в Алтайском крае" |
30710,2 |
29754,9 |
30234,5 |
30688,9 |
26190,0 |
26190,0 |
26190,0 |
26190,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
"Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" |
2067,0 |
1736,1 |
1386,4 |
1451,0 |
1368,2 |
1362,1 |
1362,0 |
1361,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
"Развитие образования в Алтайском крае" |
42581,0 |
43027,6 |
39934,3 |
40310,3 |
35076,8 |
35076,8 |
35076,8 |
35076,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
"Развитие молодежной политики в Алтайском крае" |
228,7 |
102,7 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
"Развитие культуры Алтайского края" |
3002,4 |
2504,9 |
1713,2 |
2049,5 |
1493,0 |
1493,0 |
1493,0 |
1493,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
"Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" |
37,9 |
38,8 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
"Развитие сельского хозяйства Алтайского края" |
3962,1 |
3107,4 |
2783,1 |
3007,1 |
3007,1 |
3006,5 |
3007,1 |
3006,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
"Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края" |
629,9 |
1195,6 |
404,2 |
8,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. |
"Развитие туризма в Алтайском крае" |
1278,4 |
728,5 |
70,3 |
70,3 |
42,3 |
42,3 |
42,3 |
42,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" |
1364,4 |
982,3 |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
13. |
"Развитие транспортной системы Алтайского края" |
24641,7 |
20775,6 |
26325,3 |
25651,9 |
17381,1 |
17381,1 |
17381,1 |
17381,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
14. |
"Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" |
2471,7 |
1828,4 |
993,2 |
990,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
15. |
"Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" |
7741,5 |
8898,2 |
439,2 |
403,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
16. |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
133,1 |
53,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
17. |
"Формирование современной городской среды" |
1039,4 |
966,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
18. |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" |
805,2 |
590,6 |
356,7 |
382,5 |
219,8 |
219,8 |
219,8 |
219,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
19. |
"Содействие занятости населения Алтайского края" |
1271,5 |
1323,9 |
1531,0 |
1999,0 |
68,7 |
68,7 |
68,7 |
68,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
20. |
"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
982,4 |
1010,9 |
930,6 |
930,6 |
930,6 |
930,6 |
930,6 |
930,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
21. |
"Обеспечение прав граждан и их безопасности" |
299,6 |
152,7 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
22. |
"Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
23. |
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" |
4,5 |
4,8 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
24. |
"Совершенствование государственного и муниципального управления и противодействие коррупции в Алтайском крае" |
151,3 |
139,5 |
139,5 |
139,5 |
139,5 |
139,5 |
139,5 |
139,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
25. |
"Цифровое развитие экономики и информационной среды Алтайского края" |
436,3 |
393,6 |
376,6 |
376,6 |
376,6 |
376,6 |
376,6 |
376,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
26. |
"Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" |
9207,5 |
6905,9 |
2629,6 |
2660,4 |
2469,5 |
2424,3 |
2392,5 |
2366,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
27. |
"Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" |
4,6 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
28. |
"Экономическое развитие и инновационная экономика" |
691,8 |
860,3 |
366,2 |
360,9 |
186,6 |
186,6 |
186,6 |
186,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
29. |
"Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" |
- |
7,5 |
7,5 |
7,3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Ссылается на