Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2022 года N 859


Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калужской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях проведения ответственной долговой политики, повышения эффективности исполнения областного бюджета в 2023 году и в плановом периоде 2024 - 2025 годов Правительство Калужской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Утвердить основные направления государственной долговой политики Калужской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор Калужской области
В.В.Шапша



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 9 ноября 2022 г. N 859



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ



1. Основные цели государственной долговой политики Калужской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Основной целью государственной долговой политики Калужской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) является поддержание объема и структуры государственного долга Калужской области (далее - государственный долг) в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и социально-экономическое развитие Калужской области.



2. Итоги реализации долговой политики


В последние годы долговая политика была направлена на снижение объема государственного долга и расходов на его обслуживание, а также на оптимизацию структуры государственного долга.


В 2016 - 2017 годах долговые обязательства Калужской области по рыночным заимствованиям были замещены бюджетными кредитами из федерального бюджета, в результате чего с 2017 года в структуре государственного долга рыночные обязательства отсутствуют.


Кроме того, в результате проведенной в 2017 и 2020 годах реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Калужской области, период погашения реструктурированной задолженности по указанным бюджетным кредитам продлен до 2029 года включительно. Таким образом, долговая нагрузка на областной бюджет распределена более равномерно и находится на безопасном уровне.


С учетом указанных мероприятий по сокращению государственного долга его объем по состоянию на 1 января 2022 года составил 26869,0 млн рублей, что на 3308,7 млн рублей меньше по сравнению с показателем государственного долга на 1 января 2018 года. При этом долговая нагрузка снизилась на 26,6 процентного пункта по сравнению с 2017 годом и составила 44,6 процента от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что позволило Калужской области войти в состав субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.


Погашение и обслуживание долговых обязательств Калужской области осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.


При этом высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов средства направлены:


в 2020 году - на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Калужской области, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;


в 2021 году - на осуществление Калужской областью бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на обеспечение расходных обязательств Калужской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов;


в 2022 году - на осуществление Калужской областью бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, на обеспечение расходных обязательств Калужской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.


В 2022 году началась реализация инфраструктурных проектов за счет средств бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2316, от 02.04.2022 N 578, от 19.09.2022 N 1657) (далее - постановление N 1189).


Также в 2022 году в бюджет Калужской области привлечен бюджетный кредит из федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств муниципальных образований Калужской области по рыночным заимствованиям. Поступление данных средств позволило муниципальным образованиям Калужской области существенно сократить расходы на обслуживание муниципального долга, а также обеспечить сбалансированность как местных бюджетов, так и консолидированного бюджета Калужской области.


Кроме того, досрочно прекращены обязательства принципала перед бенефициаром по кредитным соглашениям, в связи с чем уменьшен государственный долг на сумму 1150,2 млн рублей в части государственных гарантий Калужской области.


По ожидаемой оценке исполнения областного бюджета за 2022 год, государственный долг составит 29555,3 млн рублей, при этом 100 процентов его доли - бюджетные кредиты из федерального бюджета. Долговая нагрузка в 2022 году не превысит 50 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что соответствует высокому уровню долговой устойчивости.


Вместе с тем условия соглашений о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, будут выполнены в полном объеме.



3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


изменения в экономике, связанные с влиянием внешних санкционных ограничений на экономическую ситуацию как в Калужской области, так и в Российской Федерации;


рост расходов областного бюджета вследствие необходимости финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики;


изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;


необходимость обеспечения безусловного исполнения обязательств Калужской области по соглашениям, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов.



4. Цели и задачи долговой политики


Реализация основных направлений долговой политики будет направлена на достижение следующих целей:


поддержание уровня долговой нагрузки, структуры государственного долга и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;


обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга;


обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.


Также необходимо решить следующие задачи:


осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Калужской области;


осуществление мониторинга объема, структуры и графика платежей по государственному долгу в процессе подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;


реализация мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области;


осуществление механизма финансирования объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в результате реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области;


реализация инфраструктурных проектов за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Калужской области;


обеспечение последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Калужской области при планировании потребности в долговых заимствованиях и предоставлении государственных гарантий Калужской области с учетом возможностей областного бюджета по обслуживанию государственного долга и погашению долговых обязательств;


размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации и документов, обеспечивающих раскрытие актуальной информации о финансово-экономическом положении областного бюджета, в том числе о заимствованиях и управлении государственным долгом, проводимой бюджетной и экономической политике, с целью информирования населения;


реализация мер по сокращению государственного и муниципального долга, предусмотренных Программой финансового оздоровления Калужской области, а также реализация задач, поставленных в ведомственной целевой программе "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области".



5. Инструменты реализации долговой политики


Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:


5.1. Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.


Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1 процента годовых позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций и, как следствие, обеспечить выполнение целевого показателя по расходам на обслуживание государственного долга.


5.2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2316, от 02.04.2022 N 578) инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются на срок не менее 15 лет по ставке 3 процента годовых с условиями их погашения ежегодно равными долями согласно графику погашения инфраструктурного бюджетного кредита начиная с 3-го года предоставления данного бюджетного кредита и возможностью его досрочного погашения.


Механизм реализации данных заемных средств из федерального бюджета в соответствии с постановлением N 1189 направлен на осуществление расходов инвестиционного характера, в том числе:


проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда;


приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования;


технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;


комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий на основании концессионных соглашений с привлечением средств Фонда национального благосостояния.


5.3. Кредиты от кредитных организаций.


Привлечение кредитов от кредитных организаций является одним из источников финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга. Использование данного инструмента долговой политики целесообразно при незначительных объемах заимствований, которые планирует осуществлять Калужская область. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.


Калужской областью будет осуществляться мониторинг кредитного рынка с целью определения оптимальных параметров привлечения заемных ресурсов (объем - стоимость - срок).


5.4. Государственные гарантии Калужской области.


Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает влияние на основные параметры областного бюджета. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга и непосредственно влияет на его рост. Исполнение обязательств по государственным гарантиям может привести к увеличению расходов областного бюджета (гарантии без права регрессного требования) или росту выплат по источникам финансирования дефицита бюджета (гарантии с правом регрессного требования).



6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации


Основными рисками при управлении государственным долгом являются:


риски, связанные с влиянием внешних санкционных ограничений на экономическую ситуацию как в Калужской области, так и в Российской Федерации;


риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных и долговых обязательств Калужской области;


риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;


риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Калужской областью.


Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:


достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;


планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;


принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.



7. Ожидаемые итоги реализации основных направлений долговой политики


Реализация основных направлений долговой политики направлена на достижение следующих значений показателей долговой устойчивости областного бюджета в целях сохранения позиции Калужской области в группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:


- объем государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений - не более 50 процентов (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при расчете данного показателя в объеме государственного долга не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов);


- годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - не более 13 процентов (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при расчете данного показателя в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов);


- доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - не более 5 процентов.


Кроме того, реализация долговой политики направлена на обеспечение доступности информации о государственном долге.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ