Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Соглашение о социальном партнерстве на 2022 - 2024 годы между Правительством Омской области, Омским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов", Союзом "Омское региональное объединение работодателей"

от 16 декабря 2021 года N 66-С

(с изменениями на 10 августа 2022 года)

(в ред. Дополнительного соглашения от 10.08.2022 N 37-ДС)




Правительство Омской области (далее - Правительство) в лице Губернатора Омской области, Председателя Правительства А.Л. Буркова, действующего на основании Устава (Основного Закона) Омской области, Омский областной союз организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов" (далее - профсоюз) в лице председателя С.В. Моисеенко, действующего на основании Устава, Союз "Омское Региональное объединение работодателей" (далее - работодатели) в лице Президента (Председателя Правления) В.А. Березовского, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Омской области на 2022 - 2024 годы и совместные действия Сторон по их реализации.


Стороны ставят в числе приоритетных целей настоящего Соглашения создание условий, способствующих устойчивому развитию экономики Омской области, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности, поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения, росту благосостояния населения.


Настоящее Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства Омской области и служит основой для разработки и заключения отраслевых, территориальных соглашений о социальном партнерстве, коллективных договоров.


Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.


Условия настоящего Соглашения являются обязательными к применению Сторонами и обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть снижен в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.


Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы.



Раздел 1. Экономическая политика


В целях повышения уровня жизни населения и социально-экономического развития, обозначенного в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, Стороны совместно обеспечивают реализацию комплекса мер по созданию динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, направленной на содействие созданию новых, в том числе высокотехнологичных, рабочих мест, обеспечению достойного труда для всех трудящихся.



1.1. Содействие достижению положительной динамики развития реального сектора экономики, созданию современных инновационно ориентированных производств по выпуску конкурентоспособной продукции


Стороны обязуются:


1.1.1. Направлять усилия на укрепление экономики Омской области, в том числе на основе внедрения проектного подхода, цифровизации и инновационных технологий, снижения импортозависимости и развития экспортного потенциала, а также иных мер по достижению целей и задач, определяемых документами стратегического планирования Российской Федерации и Омской области.


1.1.2. Обеспечивать эффективное взаимодействие при решении вопросов реализации на территории Омской области национальных проектов "Производительность труда", "Наука и университеты", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


1.1.3. Содействовать сбалансированному территориальному развитию Омской области путем создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, реализации комплекса инвестиционных проектов, в том числе в рамках развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард".


1.1.4. Создавать условия для повышения качества и конкурентоспособности производимой в Омской области продукции.


1.1.5. Участвовать в подготовке и экспертизе документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает сферу социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.


1.1.6. Принимать меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.


1.1.7. При подготовке проекта закона Омской области об областном бюджете:


- исходить из приоритетности сфер, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе здравоохранения, образования, активной занятости, транспортной и социальной инфраструктуры;


- учитывать обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, и предложения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, требующих финансирования из областного бюджета.


1.1.8. Проводить в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 анализ влияния пандемии на социально-экономическое развитие региона и уровень жизни населения, реализовывать меры поддержки граждан, организаций и бизнеса в период пандемии.


1.1.9. Осуществлять взаимодействие в целях обеспечения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области, обеспечения сохранения предприятий как единого производственного комплекса, а также сохранения рабочих мест при возникновении риска банкротства.


Правительство, работодатели обязуются:


1.1.10. Принимать меры по привлечению финансовых средств из различных источников для реализации инвестиционных проектов на территории Омской области, в том числе с использованием инструментов поддержки инвестиционной деятельности, предлагаемых региональными и федеральными институтами развития, внедрением механизма государственно-частного партнерства.


1.1.11. Содействовать строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, в том числе объектов, генерирующих электрические и тепловые мощности.


1.1.12. Способствовать внедрению инновационных ресурсосберегающих технологий в сфере строительства.


1.1.13. Обеспечивать эффективное взаимодействие в сфере регулирования деятельности естественных монополий и организаций жилищно-коммунального комплекса при формировании и реализации региональной тарифной и ценовой политики.


Правительство обязуется:


1.1.14. Обеспечивать реализацию мер по увеличению доходной части областного бюджета.


1.1.15. Принимать меры по реализации эффективной тарифной и ценовой политики, способствующей сокращению экономических и социальных диспропорций, недопущению их негативного влияния на экономику Омской области в целом и на доходы населения в частности, устранению имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов.


1.1.16. Содействовать совершенствованию механизмов осуществления закупок для обеспечения нужд Омской области в рамках действующего законодательства, способствовать осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства.


1.1.17. Содействовать сохранению и рациональному использованию природных ресурсов Омской области, способствующих экономическому развитию региона.


1.1.18. Учитывать в целях дополнительного стимулирования легализации неформальной занятости населения соблюдение хозяйствующими субъектами, претендующими на получение государственной поддержки и получившими указанную поддержку, норм законодательства о труде.


1.1.19. Разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Омской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг.


1.1.20. Обеспечивать создание условий для развития автомобильных дорог, транспортной доступности, снижения транспортных издержек, повышения безопасности дорожного движения.


1.1.21. Создавать благоприятные условия для успешной деятельности и развития легального бизнеса, противодействовать "серым схемам" ведения предпринимательской деятельности, неофициальной занятости, уклонению от уплаты налогов и выплаты заработной платы "в конвертах".


Профсоюзы обязуются:


1.1.22. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при реорганизации, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации организаций, индивидуальных предпринимателей.


1.1.23. Принимать участие в дискуссиях (семинары, конференции, круглые столы, форумы) по широкому кругу общественно значимых вопросов, в том числе по вопросам устойчивого развития реального сектора экономики и социальной стабильности в Омской области.


1.1.24. В рамках имеющихся полномочий содействовать разработке и реализации программ развития организаций реального сектора экономики, способствовать укреплению дисциплины и ответственности каждого работника за исполнение трудовых обязанностей.


Работодатели обязуются:


1.1.25. Не допускать фактов привлечения к трудовой деятельности работников без оформления трудовых отношений, особенно на рабочих местах, созданных с использованием мер государственной поддержки.


1.1.26. Не реже одного раза в год отчитываться перед трудовыми коллективами о реализации программ развития и принимаемых мерах по повышению заработной платы работников.



1.2. Содействие повышению конкурентоспособности промышленного комплекса


Правительство, работодатели обязуются:


1.2.1. Способствовать повышению производительности труда на предприятиях промышленного комплекса Омской области.


1.2.2. Принимать меры по эффективной деятельности организаций, созданию новых рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, технологическому обновлению производства.


1.2.3. Способствовать увеличению государственного заказа для промышленных предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Омской области, его качественному и эффективному исполнению.


1.2.4. Содействовать сокращению энергоемкости промышленной продукции путем внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.


1.2.5. Оказывать поддержку установлению и развитию взаимовыгодных партнерских отношений хозяйствующих субъектов Омской области с хозяйствующими субъектами Российской Федерации и субъектами зарубежного бизнеса в сфере производства, переработки и реализации продукции.


Правительство обязуется:


1.2.6. Поддерживать расширение производств и реализацию проектов по организации производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.


1.2.7. Содействовать привлечению инвестиций для развития конкурентоспособных производств, а также реализации проектов по созданию новых эффективных промышленных производств на территории Омской области.


1.2.8. Содействовать расширению рынков сбыта продукции и поиску партнеров для бизнеса, в том числе обеспечивать представление промышленного потенциала Омской области на международных и российских выставочных мероприятиях и промышленно-инвестиционных форумах.



1.3. Содействие развитию агропромышленного комплекса


Стороны обязуются:


1.3.1. Способствовать развитию взаимовыгодных межхозяйственных связей в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.


1.3.2. Содействовать созданию условий повышения качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции для региональных товаропроизводителей.


Правительство, работодатели обязуются:


1.3.3. Способствовать повышению производительности труда на предприятиях агропромышленного комплекса.


1.3.4. Содействовать участию работодателей Омской области, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса, в ярмарочных мероприятиях.


Правительство обязуется:


1.3.5. Обеспечивать своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности Омской области.


1.3.6. Способствовать развитию финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.


1.3.7. Оказывать содействие крестьянским (фермерским) хозяйствам в получении из областного бюджета грантов "Агростартап".


1.3.8. Разработать и реализовать систему мер, направленных на продвижение продукции местных товаропроизводителей на региональном потребительском рынке.


1.3.9. Содействовать развитию экспорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на агропродовольственные рынки ближнего и дальнего зарубежья.


1.3.10. Содействовать увеличению семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшему развитию.


1.3.11. Содействовать созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.


1.3.12. Обеспечить реализацию мероприятий по повышению эффективности использования средств государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями Омской области.



1.4. Содействие созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства


Стороны обязуются:


1.4.1. Проводить совместные мероприятия, способствующие поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.


1.4.2. Содействовать развитию кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства.


1.4.3. Содействовать развитию молодежного предпринимательства, создавать условия, стимулирующие предпринимательскую активность и профессиональный рост молодежи.


Правительство обязуется:


1.4.4. Предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства государственную поддержку, налоговые преференции в соответствии с региональным законодательством, в том числе в целях содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в создании новых производств и модернизации производственных объектов.


1.4.5. Обеспечивать проведение мероприятий, направленных на стимулирование заключения договоров на поставку продукции, произведенной субъектами среднего и малого предпринимательства, действующими на территории Омской области.


1.4.6. Осуществлять поддержку экспорта и продвижения инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства Омской области на зарубежных рынках благодаря деятельности Центра поддержки экспорта Омской области.


1.4.7. Способствовать повышению производительности труда благодаря обучению персонала субъектов малого и среднего предпринимательства, а также подбору необходимых экспертов для внедрения новых и совершенствования действующих процессов благодаря деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда.


1.4.8. Обеспечивать эффективную деятельность бюджетного учреждения Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор", Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, Омского фонда развития промышленности.


1.4.9. Содействовать обучению в сфере предпринимательства руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства.


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- прирост валового регионального продукта, %;


- прирост объема инвестиций на душу населения, %;


- индекс промышленного производства, % (при этом данный показатель должен быть сформирован по результату работы всех промышленных предприятий региона);


- 100%-ное выполнение предприятиями оборонно-промышленного комплекса Омской области государственного оборонного заказа;


- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения, ед.;


- увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов ед.;


- увеличение доходной части областного бюджета к уровню прошлого года, %.



Раздел 2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения


В целях повышения уровня жизни населения, снижения бедности и социального неравенства стороны принимают следующие обязательства.


Стороны обязуются:


2.1. Создавать условия для роста заработной платы работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области, не менее чем на 5 процентов ежегодно. Содействовать включению обязательств по устойчивому росту реальной заработной платы работников в территориальные и отраслевые соглашения о социальном партнерстве, коллективные договоры.


Повышение реального содержания заработной платы производить путем индексации тарифных ставок, окладов всем работникам организации (учреждения, предприятия) в едином размере.


2.2. Разрабатывать и заключать Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области. Ежегодно проводить консультации Сторон по установлению размера минимальной заработной платы в Омской области.


2.3. Не реже двух раз в год информировать население, трудовые коллективы на общих собраниях (конференциях) о социально-экономическом положении в Омской области, о результатах финансово-хозяйственной деятельности в организациях, о выполнении коллективных договоров, принимаемых мерах по повышению заработной платы и решению социальных вопросов.


2.4. Рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, областной межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников вопросы уровня и своевременности выплаты заработной платы работодателями Омской области, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, профсоюзных взносов.


2.5. Проводить регулярные мероприятия по выявлению и недопущению фактов выплаты "теневой" заработной платы работодателями Омской области.


2.6. Принимать меры, направленные на:


- ликвидацию имеющейся задолженности по заработной плате у работодателей Омской области, и обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам;


- обеспечение получения работниками заработной платы своевременно и в полном объеме, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места;


- обеспечение предоставления работникам социально-трудовых прав и гарантий, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), приватизации, перепрофилирования, в случае несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;


- обеспечение прав работников самостоятельно выбирать кредитную организацию для перечисления работодателями заработной платы.


2.7. Содействовать на всех уровнях социального партнерства:


1) ежегодному повышению доли работников с заработной платой выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по региону за предыдущий календарный год;


2) снижению уровня дифференциации населения по доходам.


2.8. Обеспечивать дифференциацию заработной платы работников с учетом уровня их подготовки и квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.


2.9. Совершенствовать коллективно-договорное регулирование заработной платы работников организаций, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, и индивидуальными предпринимателями, в том числе содействовать включению в коллективные договоры:


1) обязательств по начислению и выплате компенсации за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику в размере не ниже 1/100 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;


2) положений по оплате труда и стимулированию работников;


3) обязательств по начислению заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени, не ниже установленного минимального размера оплаты труда без учета повышенной оплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.


2.10. Направлять на гарантированную часть заработной платы (выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, постоянные надбавки и др.) работников:


1) государственных и муниципальных учреждений:


- сферы образования, физической культуры и спорта - не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации;


- здравоохранения - не менее 60 процентов фонда оплаты труда организации;


- культуры, искусства и кинематографии и остальных отраслей бюджетного сектора - не менее 55 процентов фонда оплаты труда организации;


2) работодателей реального сектора экономики - не менее 60 процентов.


2.11. При формировании фонда оплаты труда обеспечивать реализацию закрепленных в коллективных договорах повышенных обязательств работодателей по выплате заработной платы, социальных гарантий и компенсаций.


Правительство обязуется:


2.12. Проводить мониторинг установления предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, организаций с преобладающим государственным участием, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, предприятий и организаций.


2.13. Обеспечивать своевременное и в полном объеме финансирование расходов государственных учреждений Омской области по выплате заработной платы и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с учетом обязательств, закрепленных в коллективных договорах.


2.14. Обеспечивать дальнейшее совершенствование отраслевых систем оплаты труда в государственных учреждениях Омской области, в том числе:


- реализацию мер Правительства Российской Федерации по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений;


- проведение совместных консультаций Сторон по разработке единого перечня общеотраслевых (сквозных) профессий рабочих и должностей служащих, специалистов бюджетной сферы, требующих установления единых размеров должностных окладов (окладов);


- установление минимальных размеров ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) работников бюджетной сферы для государственных учреждений одной профессиональной квалификационной группы (квалификационного уровня соответствующей профессиональной квалификационного группы), выполняющих одинаковую трудовую функцию.


2.15. Учитывать мнение профсоюзов при принятии работодателями локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда. Обеспечить выполнение Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.


2.16. Предоставлять сторонам социального партнерства информацию о величине прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.


2.17. Координировать деятельность участников настоящего Соглашения по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате и иным денежным выплатам работникам.


2.18. Обеспечивать проведение исполнительными органами государственной власти в Омской области ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях Омской области.


Правительство, профсоюзы обязуются:


2.19. Осуществлять мониторинг:


- реализации мероприятий по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда в государственных учреждениях Омской области;


- реализации регионального соглашения о минимальной заработной плате на территории Омской области;


- соблюдения работодателями Омской области установленных законодательством гарантий по оплате труда, своевременности выплаты заработной платы.


Осуществлять обмен информацией с контрольно-надзорными органами о нарушениях, выявленных в сфере труда.


Работодатели, профсоюзы обязуются:


2.20. Предусматривать в соглашениях и коллективных договорах индексацию заработной платы не менее чем на величину фактического роста индекса потребительских цен в Омской области исходя из официальных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, но не реже одного раза в год.


2.21. Устанавливать минимальные гарантии по оплате труда (тарифные ставки, оклады), обеспечивающие оптимальное соотношение размеров оплаты труда по категориям и профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности и условий труда.


2.22. Предусматривать при заключении коллективных договоров размеры тарифных ставок, окладов первого разряда не ниже установленных отраслевыми соглашениями.


2.23. Осуществлять регулирование оплаты труда работников посредством содействия заключению и реализации коллективных договоров с учетом обязательств отраслевых, территориальных соглашений и настоящего Соглашения.


2.24. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством Российской Федерации и Омской области льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.


Профсоюзы обязуются:


2.25. Обеспечивать защиту прав работников в сфере социально-трудовых отношений.


2.26. Организовывать и проводить обучение профсоюзного актива организаций, оказывать членам профсоюзов бесплатную юридическую и консультационную помощь. Отстаивать интересы членских организаций и членов профсоюзов (по заявлениям) в комиссиях по трудовым спорам и судах. Обеспечивать членские организации сведениями об уровне жизни населения, в том числе через газету "Позиция".


2.27. Обобщать и распространять опыт работы членских профсоюзных организаций по вопросам защиты социальных, трудовых интересов и гарантий работников. Рассматривать указанные вопросы коллегиальными органами профсоюзов.


2.28. Содействовать созданию и деятельности комиссий по трудовым спорам в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.


Работодатели обязуются:


2.29. Обеспечивать своевременную выплату месячной заработной платы работникам, отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим нормы труда, в размере не ниже установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате.


Размер минимальной заработной платы в Омской области, установленный Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Омской области, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.


2.30. Определять порядок индексации заработной платы. Обеспечивать ежегодный рост заработной платы в организациях.


2.31. Предоставлять по запросам Правительства и профсоюзов аналитические и статистические документы по вопросам организации и оплаты труда, соблюдения трудового законодательства работодателями Омской области.


2.32. Выплачивать выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.


2.33. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работникам, известившим работодателя в письменной форме о приостановке работы, оплачивать время приостановки (весь период до выплаты задержанной суммы) в размере не менее средней заработной платы с выплатой денежной компенсации за задержку.


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- повышение реальной заработной платы к уровню прошлого года;


- отсутствие фактов нарушения установленных минимальных гарантий по оплате труда;


- снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, %;


- увеличение количества коллективных договоров, предусматривающих индексацию заработной платы работников, ед.



Раздел 3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения


В целях взаимодействия в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов Стороны принимают следующие обязательства.



3.1. Развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала


Стороны обязуются:


3.1.1. Содействовать обеспечению экономики Омской области кадрами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структуры.


Обеспечивать реализацию Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 31 декабря 2020 года N 204.


3.1.2. Обеспечивать реализацию комплекса мер по повышению профессионального и образовательного уровня работников.


3.1.3. Создавать условия для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей (далее - Государственная программа).


3.1.4. Содействовать повышению качества прогноза и анализа потребности экономики Омской области в специалистах и рабочих на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе путем увеличения охвата работодателей, участвующих в формировании прогнозной потребности в кадрах.


3.1.5. Содействовать повышению эффективности системы мониторинга ситуации на рынке труда Омской области.


3.1.6. Создавать условия для профессионального роста, максимальной реализации профессиональных способностей и качеств работника на основе повышения мотивации труда и овладения современными технологиями.


3.1.7. Создавать условия для притока трудовых ресурсов в Омскую область, в том числе в сельскую местность, посредством реализации механизмов привлечения трудоспособного населения, молодых специалистов, соотечественников - участников Государственной программы, содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений.


3.1.8. Содействовать внедрению профессиональных стандартов, прохождению работниками независимой оценки квалификаций.


3.1.9. Содействовать развитию системы профориентации в Омской области, обеспечивающей высокое качество и доступность профориентационных услуг для различных возрастных и социальных групп населения.


Правительство обязуется:


3.1.10. Осуществлять анализ и прогноз потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах, обеспечивать согласование объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в системе профессионального образования в целях регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.


3.1.11. Обеспечивать развитие механизмов стимулирования работодателей, достигших лучших результатов в сфере развития кадрового потенциала, содействия занятости населения, улучшения условий труда работников.


3.1.12. Способствовать использованию новых информационных технологий и обеспечению доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг.


3.1.13. Обеспечивать:


- повышение эффективности использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации;


- роли социальных партнеров в регулировании численности иностранной рабочей силы;


- применение информационно-аналитической системы "Работа в России" с целью обеспечения эффективности реализации и мониторинга соглашений об организованном наборе иностранных работников.


Работодатели, профсоюзы обязуются:


3.1.14. Содействовать включению в коллективные договоры положений о финансировании программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников ежегодно не менее 15 процентов персонала, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения.


3.1.15. Предусматривать в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на предупреждение массового сокращения работников, организовывать до наступления срока расторжения трудового договора подготовку и переподготовку кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению.


3.1.16. Организовывать в трудовых коллективах соревнования, конкурсы профессионального мастерства, выставки, чествование передовиков производства, профессиональные праздники.


3.1.17. Реализовывать мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение областных и территориальных конкурсов профессионального мастерства.


Работодатели обязуются:


3.1.18. Содействовать созданию и эффективному развитию инновационной инфраструктуры профессионального образования в различных отраслях экономики (ресурсные центры, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования, научно-исследовательские лаборатории и др.).


3.1.19. Ежегодно принимать участие в опросе о текущей и перспективной потребности в специалистах и рабочих.


3.1.20. Содействовать развитию системы внутрикорпоративного обучения персонала, в том числе опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения.


3.1.21. Участвовать в формировании образовательных программ профессионального образования Омской области посредством привлечения к оценке компетенций.


3.1.22. Обеспечивать функционирование регионального методического центра развития квалификаций.


3.1.23. Участвовать в профессиональной ориентации подростков и молодежи в целях обеспечения работодателей Омской области квалифицированными кадрами.


3.1.24. Оказывать поддержку молодым специалистам в процессе трудовой адаптации, разрабатывать и обеспечивать реализацию положений о наставничестве.



3.2. Содействие занятости населения


Стороны обязуются:


3.2.1. Содействовать снижению уровня общей безработицы, в том числе в сельской местности, создавая на условиях софинансирования временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения, несовершеннолетних.


3.2.2. Осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников, находящихся в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций или индивидуальных предпринимателей.


3.2.3. Принимать меры по:


1) предотвращению случаев нелегального привлечения работодателями иностранной рабочей силы;


2) снижению неформальной занятости;


3) замещению иностранной рабочей силы местными трудовыми ресурсами.


3.2.4. Содействовать включению в отраслевые, территориальные соглашения дополнительных гарантий работникам в случае массового увольнения.


3.2.5. Совершенствовать систему трудоустройства инвалидов, включая реализацию мер, направленных на:


1) создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;


2) модернизацию системы профессиональной подготовки инвалидов;


3) повышение экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов.


3.2.6. Разрабатывать и реализовывать меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей.


3.2.7. Информировать население Омской области о возможностях трудоустройства.


Правительство обязуется:


3.2.8. Обеспечивать условия для стабилизации уровня занятости населения в муниципальных образованиях Омской области.


3.2.9. Предусматривать выделение средств областного бюджета для ежегодного финансирования мероприятий в рамках осуществления полномочий в области содействия занятости населения в соответствии с региональным законодательством.


3.2.10. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества и доступности услуг в области содействия занятости населения, развитие технологий содействия занятости граждан и комплектования вакантных рабочих мест, в том числе в рамках мероприятия по повышению эффективности службы занятости федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".


3.2.11. Определять потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, оценивать эффективность использования иностранной рабочей силы на территории Омской области.


Работодатели обязуются:


3.2.12. В случае принятия решения о массовом сокращении работников уведомлять об этом профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца и содействовать в этот период трудоустройству персонала, подпадающего под увольнение.


Ежегодно принимать участие в опросах по вопросам развития взаимодействия с органами государственной службы занятости населения Омской области.


3.2.13. Принимать участие в финансировании учебного процесса при заключении договоров на профессиональное обучение безработных граждан под гарантированное трудоустройство.


3.2.14. Обеспечивать своевременное представление информации в органы службы занятости о наличии вакантных рабочих мест в организациях, у индивидуальных предпринимателей и выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов.


3.2.15. Способствовать преимущественному трудоустройству высвобождаемых работников на рабочие места, организуемые на базе имущества организаций, находящихся в стадии банкротства.


3.2.16. Соблюдать квоту для трудоустройства инвалидов, установленную нормативными правовыми актами Омской области.


Создавать в организациях в соответствии с установленной квотой за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.


(абзац введен Дополнительным соглашением от 10.08.2022 N 37-ДС)


3.2.17. Создавать рабочие места с гибкими формами занятости, способствующими совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями.


3.2.18. Предоставлять рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 16 - 18 лет по направлению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Профсоюзы обязуются:


3.2.19. Вносить на рассмотрение органов исполнительной власти Омской области и работодателей предложения о переносе сроков или временном прекращении мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.


3.2.20. Добиваться через отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры создания новых и сохранения действующих рабочих мест, обеспечения условий, необходимых для профессиональной подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению.


3.2.21. Организовывать обучение членов профсоюзов, профсоюзного актива основам трудового законодательства и законодательства о занятости населения, проводить для них бесплатные консультации.


3.2.22. Участвовать в профессиональной ориентации подростков и молодежи Омской области посредством организации на базе работодателей экскурсий, включающих ознакомление с методами работы на конкретных рабочих местах (профессиональные пробы), информационных встреч, посвященных перспективам трудоустройства, реализации долгосрочного проекта "Экономика региона в руках молодого поколения".


3.2.23. Содействовать развитию профессиональной компетентности студентов посредством участия в учебно-методических объединениях и социально-психологической адаптации молодых специалистов на рабочем месте, системы наставничества, повышения квалификации и осуществлению иных мероприятий в данной сфере.


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- снижение уровня общей безработицы, %;


- обеспечение занятости (трудоустройства) не менее 46,0 тыс. человек (ежегодно), включая граждан предпенсионного возраста, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;


- увеличение количества рабочих мест с гибкими формами занятости, дистанционных рабочих мест.



Раздел 4. Развитие отраслей социальной сферы, молодежная политика


В целях повышения качества и доступности социального обслуживания населения, создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки Стороны принимают следующие обязательства.



4.1. Развитие отраслей социальной сферы


Стороны обязуются:


4.1.1. Принимать меры по сохранению работникам гарантий и мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Рассматривать правовые акты в сфере труда, устанавливающие гарантии работникам, на соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.


4.1.2. Взаимодействовать по актуальным вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан, регулирования развития платных услуг в отраслях социальной сферы, в том числе при диагностике и лечении новой коронавирусной инфекции, предусматривая меры социальной поддержки социально уязвимых категорий граждан.


4.1.3. Осуществлять мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в области. Реализовывать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства, отцовства и детства, создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей в семье.


4.1.4. Обеспечивать реализацию и контроль выполнения программ организации зимнего и летнего оздоровления и отдыха детей и подростков. Принимать необходимые меры по сохранению и развитию сети детских оздоровительных лагерей, укреплению их материально-технической базы. При организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних уделять особое внимание детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


На заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривать вопросы состояния и перспектив развития системы оздоровления, отдыха детей и подростков, летней трудовой занятости.


4.1.5. Принимать необходимые меры по повышению доступности дошкольного образования, сокращению и ликвидации очередности в детские сады, в том числе путем содействия развитию негосударственного сектора в сфере дошкольного образования.


4.1.6. Содействовать деятельности организации дополнительного профессионального образования.


4.1.7. Взаимодействовать по вопросам развития массовой физической культуры и спорта, принимать участие и оказывать содействие в организации и проведении мероприятий по поэтапному внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Омской области.


4.1.8. На заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заслушивать информацию о поступлении и расходовании страховых средств отделений государственных внебюджетных фондов по Омской области, результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан.


4.1.9. Реализовывать меры по обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы на основе механизмов социального страхования, в том числе путем стимулирования участия работников в формировании накоплений на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.


При заключении соглашений, коллективных договоров предусматривать обязательства работодателей по участию в формировании пенсионных накоплений работников.


4.1.10. По мере необходимости проводить консультации сторон социального партнерства и подготовку предложений по вопросу строительства многоквартирных жилых домов (общежитий) государственного или частного жилищного фонда, предназначенных для сдачи жилых помещений внаем работникам организаций, молодым семьям.


4.1.11. Привлекать региональные средства массовой информации к информационному обеспечению реализации политики Омской области в социальной сфере. Организовывать совместные информационно-разъяснительные кампании по информированию населения Омской области о развитии отраслей социальной сферы через отраслевые соглашения и коллективные договоры на предприятиях.


4.1.12. Осуществлять поддержку добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности.


Правительство обязуется:


4.1.13. Принимать меры по сохранению, содержанию и укреплению материально-технической базы учреждений социальной сферы.


4.1.14. Формировать условия для обеспечения доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.


4.1.15. Содействовать работодателям, установившим меры поддержки работникам, вакцинированным от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - COVID-19).


Правительство, работодатели обязуются:


4.1.16. Реализовывать меры, направленные на обеспечение условий, необходимых для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе спортивным объектам.


4.1.17. Реализовывать меры, направленные на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, повышение доступности медицинских услуг за счет расширения возможностей участия негосударственных медицинских организаций в программах обязательного медицинского страхования.


4.1.18. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотреть меры по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность, а также меры стимулирования для работников, успешно сдавших нормативы ГТО.


Работодатели, профсоюзы обязуются:


4.1.19. Обеспечивать исполнение законодательства об обязательных видах социального страхования, включая представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также своевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.


Принимать меры по погашению задолженности работодателей по уплате страховых взносов с учетом реструктуризации задолженности.


Осуществлять контроль расходования средств обязательного социального страхования через своих представителей в комиссиях по обязательному социальному страхованию.


4.1.20. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе путем проведения всеобщей диспансеризации работников, вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний.


Принимать меры по организации горячего питания работников.


4.1.21. При заключении коллективных договоров:


1) рассматривать возможность финансирования мероприятий по:


- поддержке (в том числе материальной) работников с семейными обязанностями, в том числе имеющих несовершеннолетних детей, а также созданию дополнительных гарантий и преимуществ для работников данной категории;


- медицинскому обслуживанию, оздоровлению и санаторно-курортному лечению работников;


- пропаганде здорового образа жизни, проведению культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, включающей в себя посещение работниками клубов, спортивных залов, бассейнов;


- предоставлению дополнительной поддержки молодым работникам;


- решению жилищных вопросов;


- социальной поддержке работников и членов их семей;


- формированию здорового образа жизни и профилактике инфекционных заболеваний; в том числе профилактике гриппа, клещевого вирусного энцефалита, COVID-19;


- стимулированию работников, прошедших вакцинацию от COVID-19, в том числе предоставлению двух оплачиваемых нерабочих дней при вакцинации (ревакцинации);


2) предусматривать выплату единовременной денежной компенсации, сверх предусмотренной федеральным законодательством, семье работника, получившего смертельные травмы на производстве или умершего в результате профзаболевания, в размере не менее 25-ти минимальных заработных плат (с учетом районного коэффициента), установленных Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Омской области на момент назначения компенсации.


(п. 4.1.21 в ред. Дополнительного соглашения от 10.08.2022 N 37-ДС)


4.1.22. Оказывать содействие работникам в подготовке и передаче их документов и заявлений в электронном виде в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для проведения подготовительной работы и назначения пенсии.


4.1.23. Содействовать распространению информации о регистрации работников в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.


4.1.24. Организовать электронное взаимодействие с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по получению информации о статусе своих работников, являющихся пенсионерами или лицами предпенсионного возраста, для соблюдения особого порядка проведения диспансеризации работников указанных категорий.


4.1.25. Осуществлять контроль за соблюдением прав работников предпенсионного возраста, предоставлением им необходимых социальных гарантий, созданием условий для укрепления здоровья работников.



4.2. Молодежная политика


Стороны обязуются:


4.2.1. Реализовывать согласованные меры в сфере молодежной политики, содействовать созданию и развитию востребованных молодежью социальных служб и учреждений, реализации проектов и программ по поддержке талантливой молодежи. Обеспечивать разработку и реализацию комплекса мероприятий в сфере молодежной политики на долгосрочный период.


4.2.2. Совершенствовать систему гражданского и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи, пропаганды здорового образа жизни, противодействия распространению алкоголизма, табакокурения, наркомании и других социально опасных явлений.


Содействовать включению в территориальные и отраслевые соглашения, коллективные договоры обязательств, направленных на профилактику и предупреждение распространения алкоголизма, табакокурения, наркомании.


4.2.3. Оказывать поддержку молодым специалистам в процессе трудовой адаптации, разрабатывать и обеспечивать реализацию положений о наставничестве, включать их в качестве приложений в отраслевые соглашения, коллективные договоры.


Содействовать созданию у работодателей Омской области молодежных советов и советов молодых специалистов.


4.2.4. Содействовать обеспечению временной трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи.


4.2.5. Содействовать развитию предпринимательства молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к осуществлению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной активности.


4.2.6. Содействовать включению в территориальные и отраслевые соглашения, коллективные договоры обязательств, направленных на развитие профессионального роста, научной и инновационной деятельности.


4.2.7. Содействовать проведению в Омской области молодежных форумов и слетов, обучающих семинаров и конкурсов: "Лучший молодежный совет", "Лучший молодой рабочий", "Молодой профсоюзный лидер" и др.


Работодатели обязуются:


4.2.8. Разрабатывать программы по работе с молодежью, обеспечивать их финансирование и реализацию.


4.2.9. Расширять практику подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров на договорной основе с учреждениями профессионального образования, создавать условия для производственной практики обучающихся, обеспечивать предоставление рабочих мест для стажировки и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.


4.2.10. В целях развития профессионального роста и обеспечения социальной защиты молодежи:


- проводить конкурсы профессионального мастерства среди молодых рабочих и специалистов;


- содействовать проведению научно-практических семинаров, научной и инновационной деятельности;


- учреждать целевые стипендии;


- осуществлять формирование кадрового резерва с включением в него молодежи до 35 лет.


Профсоюзы обязуются:


4.2.11. Оказывать бесплатную юридическую помощь работающей и обучающейся молодежи, в том числе с использованием современных средств связи.


4.2.12. Организовывать семинары для работающей и обучающейся молодежи в целях повышения правовых и экономических знаний. Содействовать участию молодежи во Всероссийских и региональных форумах, конкурсах: "Лучший молодежный совет", "Лучший молодой рабочий", "Молодой профсоюзный лидер" и др.


4.2.13. Ежегодно участвовать в софинансировании оздоровления детей из средств профсоюзных бюджетов организаций.


Организовывать проведение профсоюзной "Новогодней елки" в период зимних каникул, предусмотрев выделение денежных средств на эти цели из профсоюзных бюджетов всех уровней.


4.2.14. Принимать меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи в рамках реализации программы Омского областного союза организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов" по работе с молодежью на 2021 - 2025 годы.


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- увеличение количества детей и молодежи Омской области, вовлеченных в реализацию мероприятий по основным направлениям молодежной политики, чел.;


- увеличение доли детей Омской области в возрасте от 6 до 18 лет, направляемых в оздоровительные лагеря, в общей численности детей Омской области в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории Омской области, %;


- объем направленных финансовых ресурсов на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (денежные выплаты, материальная помощь, льготы, компенсации), руб.;


- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, %.



Раздел 5. Охрана труда и экологическая безопасность


В целях сохранения человеческого капитала и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической ситуации Стороны принимают следующие обязательства.


Стороны обязуются:


5.1. Осуществлять меры в пределах своей компетенции по реализации на территории Омской области раздела "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 10 января 2012 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Закона Омской области от 28 декабря 2016 года N 1941-ОЗ "Об охране труда на территории Омской области".


5.2. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования у работодателей Омской области системы управления профессиональными рисками как одного из важнейших направлений экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также способствовать внедрению модели "нулевого травматизма" у работодателей.


5.3. Осуществлять меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


5.4. Содействовать разработке, актуализации и реализации муниципальных, ведомственных и государственных программ Омской области в сфере улучшения условий и охраны труда.


5.5. Принимать меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.


5.6. Организовывать и проводить мероприятия в рамках Всемирного дня охраны труда и Дня защиты от экологической опасности.


5.7. Реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и совершенствование мер противодействия распространению ВИЧ-инфекции, пандемий вирусных заболеваний среди работников организаций Омской области, имеющих первичные профсоюзные организации.


5.8. Реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и совершенствование мер противодействия распространению ВИЧ-инфекции и других вирусных заболеваний среди населения Омской области.


5.9. Содействовать созданию у работодателей Омской области постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками для оказания первой помощи.


5.10. Принимать все возможные меры по улучшению условий труда и безусловному соблюдению трудовых прав беременных женщин и женщин, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов. Предусматривать в соглашениях, коллективных договорах меры, направленные на содействие в решении демографической проблемы, сбережение человеческих ресурсов в регионе.


5.11. Обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды на территории Омской области.


5.12. Содействовать включению в коллективные договоры соглашений по улучшению условий и охраны труда, созданию высокопроизводительных рабочих мест, приложений о доплатах, дополнительных отпусках, сокращенной продолжительности рабочего времени и пенсионном обеспечении, гарантированных работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, мероприятий по противодействию распространения COVID-19, ВИЧ-инфекции.


Правительство обязуется:


5.13. Совершенствовать систему государственного управления охраной труда, нормативную правовую базу в сфере охраны труда.


5.14. Обеспечить реализацию государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 257-п.


5.15. Обеспечить государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников в порядке, установленном трудовым законодательством.


5.16. Обеспечить координацию проведения в установленном порядке на территории Омской области обучения и проверки знаний требований охраны труда работодателей Омской области, специалистов и лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда.


5.17. Организовать взаимодействие органов исполнительной власти Омской области, федеральных органов исполнительной власти на территории Омской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Омской области, объединений работодателей, профсоюзов, средств массовой информации по вопросам профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, информационно-разъяснительной работы по предупреждению ВИЧ-инфекции и других вирусных заболеваний на рабочих местах.


5.18. Обеспечить проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей Омской области. На основе анализа состояния условий и охраны труда обеспечить разработку предложений по совершенствованию деятельности, направленной на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.


5.19. Обеспечить проведение мониторинга разработки и реализации муниципальных, ведомственных и государственных программ Омской области в сфере улучшения условий и охраны труда.


5.20. Обеспечить информирование работодателей Омской области, профсоюзов, работников о средней стоимости молока по Омской области для установления компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.


5.21. Обеспечить организацию и проведение областных конкурсов и региональных этапов федеральных конкурсов в сфере социально-трудовых отношений.


5.22. Обеспечить проведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга).


5.23. Обеспечить систематическое информирование населения об экологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов.


Работодатели обязуются:


5.24. Обеспечивать выполнение государственных нормативных требований охраны труда, организацию работы служб охраны труда, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда с учетом специфики деятельности, лучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных и национальных стандартов в области безопасности и охраны труда.


5.25. Обеспечивать приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам специальной оценки условий труда.


5.26. Обеспечивать организацию и проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверку их знаний требований охраны труда работников, не допускать к работе лиц, не выполнивших в установленном порядке указанные требования.


5.27. Обеспечивать проведение внеплановой проверки знаний безопасных методов и приемов при выполнении работ на высоте работников, имеющих перерыв более 30 календарных дней в работе на высоте с использованием лестниц, подмостей, тур-вышек, лесов, выполнении работ в колодцах.


5.28. Способствовать развитию общественного контроля соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда, включая в систему управления охраной труда в организации уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов.


5.29. Обеспечивать постоянный административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах при выполнении работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте с использованием работниками лестниц, подмостей, тур-вышек, лесов.


5.30. Проводить мониторинг условий труда для определения профессиональных рисков повреждения здоровья работников.


5.31. Создавать необходимые условия для работы комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, которые устанавливаются коллективными договорами.


5.32. Предоставлять уполномоченным лицам по охране труда, членам комитетов (комиссий) по охране труда не менее 1-го часа в неделю с сохранением среднего заработка для осуществления в рабочее время возложенных на них обязанностей по контролю состояния условий и охраны труда.


5.33. Направлять уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов на обучение и профессиональную подготовку в области охраны труда с отрывом от производства и сохранением среднего заработка.


5.34. Способствовать укреплению службы охраны труда у работодателей Омской области, обеспечивать оборудование и оснащение кабинетов по охране труда, учебных аудиторий.


5.35. Обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников.


5.36. Обеспечивать бесплатно работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, а на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическим питанием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и коллективным договором.


5.37. Обеспечивать разработку и реализацию планов мероприятий по созданию высокопроизводительных рабочих мест, улучшению условий труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н "Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков". Включать в коллективные договоры приложение "Соглашение по улучшению условий и охраны труда".


5.38. Содействовать организации профилактической санитарно-просветительной работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


5.39. Предусматривать в коллективных договорах работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсации, соответствующие результатам оценки условий труда.


Отражать в приложениях к коллективным договорам информацию о доплатах, дополнительных отпусках, сокращенной продолжительности рабочего времени и пенсионном обеспечении, гарантированных работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.


5.40. Информировать профсоюзные комитеты об итогах проведения предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, об итогах проведения вакцинации в трудовых коллективах.


5.41. Использовать международный опыт по формированию модели качества рабочего места, предусматривающий создание таких условий труда, которые являются гарантом соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, внедрению модели "нулевого травматизма".


5.42. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включенных в коллективные договоры и соглашения по охране труда, не ниже размеров, предусмотренных статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации. Использовать суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.


5.43. Принимать участие в организации проведения областных конкурсов и региональных этапов федеральных конкурсов в сфере социально-трудовых отношений.


5.44. Предусматривать в коллективных договорах пункты, направленные на:


- содействие решению демографической проблемы в регионе;


- введение гибкого графика работы по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;


- получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет.


5.45. Обеспечивать эксплуатацию опасных производственных объектов с соблюдением требований промышленной безопасности и в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности не допускать загрязнения территорий.


5.46. Разрабатывать и внедрять мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях.


Профсоюзы обязуются:


5.47. Проводить на базе Омского областного союза организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов" обучение профсоюзного актива по вопросам применения нормативных правовых актов по охране труда, проводить работу по экологическому просвещению, оказывать методическую помощь уполномоченным по охране труда профсоюзов и представителям профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда.


5.48. Содействовать в обучении уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.


5.49. Осуществлять профсоюзный контроль состояния условий и охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, природоохранного законодательства, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, силами правовой и технической инспекций труда профсоюзов и избранных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов, представителями профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда работодателей Омской области.


5.50. Осуществлять контроль представления работодателями лечебным учреждениям, проводящим периодические медицинские осмотры работников, занятых во вредных условиях труда, объективной информации о вредных производственных факторах, действующих на рабочих местах работников.


5.51. Обеспечить освещение вопросов создания безопасных условий и охраны труда, в том числе активно работая со средствами массовой информации.


5.52. Обеспечить поддержание в актуальном состоянии информационных материалов (рекомендаций), в том числе на соответствие действующему законодательству о труде и охране труда, размещенных на официальном сайте Омского областного союза организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов".


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- снижение уровня производственного травматизма, %;


- снижение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности занятых в организациях, %;


- увеличение доли работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, принявших участие в мониторинге условий и охраны труда, в общей численности работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, %;


- достижение установленного уровня вакцинирования против инфекционных заболеваний работников предприятий;


- обеспечение охвата работников информационно-разъяснительной работой по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции в количестве не менее 900 чел.;


- количество согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, шт.



Раздел 6. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон настоящего Соглашения


В целях повышения эффективности взаимодействия Сторон социального партнерства, развития гражданского общества и системы социального партнерства на основе ответственности и реализации достигнутых договоренностей Стороны принимают следующие обязательства.


Стороны обязуются:


6.1. Реализовывать следующие меры, направленные на повышение роли областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в согласовании интересов Сторон:


- проводить в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики, проблемам социально-трудовых отношений;


- совершенствовать систему взаимодействия, консультаций и информационного обмена по вопросам, представляющим взаимный интерес;


- обеспечивать деятельность областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по рассмотрению проектов, законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной и законодательной власти Омской области в сфере социально-трудовых отношений, программ социально-экономического развития Омской области, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения.


6.2. Проводить мониторинг заключаемых в Омской области отраслевых и территориальных соглашений, а также эффективности деятельности Сторон социального партнерства. Содействовать развитию связей областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с территориальными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.


Осуществлять меры по созданию и укреплению профсоюзов в организациях малого и среднего предпринимательства, оказанию им практической помощи и поддержки в защите трудовых прав работников, решении социальных вопросов.


Содействовать заключению коллективных договоров и осуществлению контроля их выполнения в организациях или у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области.


6.3. Организовывать обучение представителей Сторон по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений, а также порядка ведения переговоров по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений различного уровня.


Проводить семинары, совещания по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, соблюдения трудового законодательства, разрешения коллективных трудовых споров.


6.4. Принимать все зависящие от них меры по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.


6.5. Оказывать содействие деятельности в муниципальных районах Омской области:


- координационных советов профсоюзных организаций;


- территориальных объединений работодателей;


- территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.


6.6. Проводить работу по созданию представительных органов Сторон социального партнерства на всех уровнях социального партнерства.


6.7. Оказывать содействие по созданию у работодателей Омской области комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.


6.8. Освещать в средствах массовой информации, на официальных сайтах Сторон, в ведомственных изданиях результаты совместной деятельности Сторон социального партнерства по реализации настоящего Соглашения, в том числе в соответствии с утвержденным медиапланом.


6.9. Содействовать становлению и расширению практики проведения двух- и трехсторонних консультаций, развитию связей областной трехсторонней комиссии с территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.


6.10. Принимать участие в организации проведения областных конкурсов в сфере социально-трудовых отношений.


6.11. Содействовать привлечению работодателей к участию в областных конкурсах и региональных этапах федеральных конкурсов в сфере социально-трудовых отношений.


Правительство обязуется:


6.12. Осуществлять организационно-техническое обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


6.13. Обеспечивать проведение уведомительной регистрации региональных, территориальных, отраслевых региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров.


6.14. Обеспечивать предоставление Сторонам настоящего Соглашения эфирного времени на радио и телевидении для освещения хода выполнения настоящего Соглашения, вопросов социально-трудовых отношений.


6.15. Учитывать при привлечении хозяйствующих субъектов к участию в программах государственно-частного партнерства предпринимаемые ими меры по развитию социального партнерства Омской области.


6.16. Обеспечивать организацию социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на пропаганду достойного труда, системы социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей по укреплению социально-трудовых отношений в Омской области.


6.17. Учитывать в качестве критериев оказания финансовой и иной поддержки работодателям ситуацию в организациях по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств соглашений и коллективных договоров.


6.18. При заключении соглашений и договоров по реализации инвестиционных проектов и открытии бизнеса сетевых, вертикально интегрированных коммерческих компаний на территории Омской области включать в тексты соответствующих соглашений обязательства о присоединении к действующим региональным, отраслевым трехсторонним соглашениям и об участии в системе социального партнерства.


Работодатели обязуются:


6.19. Обеспечивать условия для уставной деятельности отраслевых профсоюзов и их выборных органов, содействовать созданию профсоюзов у работодателей Омской области, в том числе государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней.


По обращениям профсоюзных органов рассматривать факты, препятствующие деятельности профсоюзов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области.


6.20. Обеспечивать перечисление профсоюзных взносов с согласия работников - членов профсоюзов одновременно с выдачей заработной платы за соответствующий период времени.


6.21. Обеспечивать включение представителей профкомов в состав выборных коллегиальных органов управления организаций, в состав ликвидационных комиссий при ликвидации организаций.


6.22. Способствовать участию представителей профсоюзных комитетов в выборных коллегиальных органах управления при наделении их соответствующими полномочиями.


6.23. Предоставлять работникам - членам выборных профсоюзных органов для прохождения обучения необходимое количество дней с сохранением средней заработной платы за счет средств организаций в соответствии с коллективным договором.


6.24. Предоставлять работникам - членам выборного органа первичной профсоюзной организации время для исполнения общественных обязанностей в согласованные с выборным органом первичной профсоюзной организации сроки с сохранением среднего заработка. Перечень мероприятий, относящихся к общественным обязанностям членов выборного органа первичной профсоюзной организации, порядок и условия предоставления времени и оплаты таких обязанностей определяются коллективным договором.


6.25. Привлекать выборный орган первичной профсоюзной организации к консультациям в связи с ухудшением финансового состояния организации, а также в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций в целях выработки совместных мер по стабилизации ситуации и защите интересов работников.


Профсоюзы обязуются:


6.26. Выступать инициаторами разработки и заключения коллективных договоров и соглашений, ведения коллективных переговоров по вопросам обеспечения и защиты социально-трудовых прав работников у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области.


Обеспечивать заключение коллективных договоров в организациях, у индивидуальных предпринимателей, работники которых объединены в профсоюзные организации, входящие в Омский областной союз организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов".


6.27. В период действия настоящего Соглашения не организовывать акций протеста по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, при условии их выполнения.


Стороны договорились установить следующие критерии оценки выполнения обязательств настоящего раздела:


- неснижение удельного веса коллективных договоров, заключенных у работодателей с общей численностью работников более 15 человек, в общей численности данных работодателей;


- отсутствие задолженности по перечислению профсоюзных взносов;


- увеличение количества вновь созданных первичных профсоюзных организаций, ед.;


- отсутствие коллективных трудовых споров;


- отсутствие фактов прекращения деятельности территориальных объединений работодателей.



Раздел 7. Заключительные положения


7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2024 года.


Срок действия настоящего Соглашения может быть продлен по соглашению Сторон.


7.1.1. Каждая из Сторон в течение двух месяцев после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных исполнителей и сроков выполнения.


7.2. Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по настоящему Соглашению, непредставлении информации, необходимой для осуществления контроля исполнения Соглашения, несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.


7.3. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.4. Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и работодателей в течение всего срока его действия. Неприсоединение к настоящему Соглашению не является препятствием для его выполнения.


7.5. Текст настоящего Соглашения в двухнедельный срок с момента подписания публикуется в областных средствах массовой информации.


7.6. Контроль выполнения настоящего Соглашения осуществляется Сторонами, их представителями, соответствующими органами по труду. Итоги выполнения настоящего Соглашения рассматриваются один раз в год на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.7. Настоящее Соглашение подписано в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу (по одному для каждой из Сторон и один экземпляр для секретариата областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков



Председатель Омского областного
союза организаций профсоюзов
"Федерация омских профсоюзов"
С.В.Моисеенко



Президент (Председатель Правления)
Союза "Омское Региональное
объединение работодателей"
В.А.Березовский



ПРЕДЛОЖЕНИЕ о присоединении к соглашению "О социальном партнерстве на 2022 - 2024 годы между Правительством Омской области, Омским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов", Союзом "Омское Региональное объединение работодателей" от 16 декабря 2021 года N 66-С


Уважаемые работодатели!



На территории Омской области 16 декабря 2021 года между Правительством Омской области, Омским областным объединением организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов" и Союзом "Омское Региональное объединение работодателей" заключено региональное соглашение N 66-С "О социальном партнерстве на 2022 - 2024 годы между Правительством Омской области, Омским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация омских профсоюзов", Союзом "Омское Региональное объединение работодателей" (далее - Соглашение).


В соответствии со статьей 4 Закона Омской области от 31 октября 2017 года N 2004-ОЗ "О реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Омской области" предлагаем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему.


Обращаем внимание: если работодателями, осуществляющими деятельность на территории Омской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения о присоединении к Соглашению не представлен в Министерство труда и социального развития Омской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (далее - отказ), то указанное Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя, не участвовавшего в заключении Соглашения, с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, или иным представителем (представительным органом) работников данного работодателя.


С примерной формой отказа можно ознакомиться на официальном сайте Министерства труда и социального развития Омской области в сети Интернет по адресу: www.mtsr.omskportal.ru (раздел "Отраслевая информация", подраздел "Трудовые отношения, социальное партнерство", пункт "Социальное партнерство", подпункт "Соглашение о социальном партнерстве").


Место нахождения Министерства труда и социального развития Омской области - 644007, г. Омск, ул. Яковлева, д. 6.


В случае отказа работодателя, не участвовавшего в заключении Соглашения, присоединиться к Соглашению руководитель уполномоченного органа, отраслевого органа или Глава муниципального образования имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, или иного представительного органа работников данного работодателя, иного представителя работников данного работодателя для проведения консультаций с участием представителей сторон Соглашения. Представители работодателя, не участвовавшего в заключении Соглашения, представители работников данного работодателя и представители сторон Соглашения обязаны принимать участие в данных консультациях.



Заместитель Председателя
Правительства Омской области,
Министр труда и социального
развития Омской области
В.В.Куприянов


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ