Министерство просвещения
Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2022 года N 03-442
О направлении методических рекомендаций
Взамен
ранее направленных письмом от 24 февраля
2022 г. N 03-226 Департамент государственной
политики и управления в сфере общего
образования Минпросвещения России
направляет для использования в работе
актуализированные методические
рекомендации по обеспечению права на
получение общего образования детей,
прибывающих с территорий Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной
Республики и Украины.
Директор Департамента
М.А.Костенко
Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины
В целях
принятия мер по обеспечению в Российской
Федерации права каждого человека на
образование Минпросвещения России
направляет методические рекомендации по
обеспечению права на получение общего
образования детей, прибывающих с
территорий Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики, Украины (далее - методические
рекомендации), для использования при
приеме детей, прибывающих с территорий
Донецкой Народной Республики и
Луганской Народной Республики (далее -
ДНР и ЛНР), Украины, в том числе детей лиц,
признанных беженцами, являющихся
иностранными гражданами или лицами без
гражданства, в организации,
осуществляющие образовательную
деятельность по общеобразовательным
программам.
В
методические рекомендации включены:
памятка для руководителя
организации, осуществляющей
образовательную деятельность по
общеобразовательным программам, при
приеме детей, прибывающих с территорий
ДНР, ЛНР и Украины;
памятка для классных
руководителей, педагогов-психологов,
социальных педагогов и иных
педагогических работников по работе с
детьми, прибывающими с территорий ДНР,
ЛНР и Украины;
памятка для родителей (законных
представителей) детей, прибывающих с
территорий ДНР, ЛНР и Украины, по
вопросам обеспечения права детей на
получение общего образования.
Минпросвещения России просит
довести данную информацию до
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным программам,
расположенных на территории субъекта
Российской Федерации, и рекомендовать
разместить указанные методические
рекомендации на сайтах в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным
программам.
Приложение
Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины
В
Российской Федерации право на
образование гарантируется независимо от
пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного,
социального и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств.
В
Российской Федерации гарантируются
общедоступность и бесплатность в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами начального общего,
основного общего и среднего общего
образования.
Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Иностранные граждане и лица без
гражданства обладают равными с
гражданами Российской Федерации правами
на получение начального общего,
основного общего и среднего общего
образования, а также профессионального
обучения по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих в пределах освоения
образовательной программы среднего
общего образования на общедоступной и
бесплатной основе.
Статья 78 Федерального закона N
273-ФЗ.
Лицо,
признанное беженцем, и прибывшие с ним
члены его семьи имеют право на получение
содействия в устройстве детей лица,
признанного беженцем, в государственные
или муниципальные и общеобразовательные
организации наравне с гражданами
Российской Федерации в соответствии с
указанным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, если
иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 8
Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N
4528-1 "О беженцах".
В
Российской Федерации образование может
быть получено:
1) в
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
2) вне
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме
семейного образования и
самообразования).
Статья 17 Федерального закона N
273-ФЗ.
Родителями (законными
представителями) ребенка или
поступающим в заявлении указываются
следующие сведения:
а)
фамилия, имя, отчество (при наличии)
ребенка или поступающего;
б) дата
рождения ребенка или поступающего;
в)
адрес места жительства и (или) адрес
места пребывания ребенка или
поступающего;
г)
фамилия, имя, отчество (при наличии)
родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка;
д)
адрес места жительства и (или) адрес
места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей)
ребенка;
е)
адрес(а) электронной почты, номер(а)
телефона(ов) (при наличии) родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка
или поступающего;
ж) о
наличии права внеочередного,
первоочередного или преимущественного
приема;
з) о
потребности ребенка или поступающего в
обучении по адаптированной
образовательной программе и (или) в
создании специальных условий для
организации обучения и воспитания
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с
заключением
психолого-медико-педагогической
комиссии (при наличии) или инвалида
(ребенка-инвалида) в соответствии с
индивидуальной программой
реабилитации;
и)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка на обучение
ребенка по адаптированной
образовательной программе (в случае
необходимости обучения ребенка по
адаптированной образовательной
программе);
к)
согласие поступающего, достигшего
возраста восемнадцати лет, на обучение
по адаптированной образовательной
программе (в случае необходимости
обучения указанного поступающего по
адаптированной образовательной
программе);
л)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка на оказание
психолого-педагогической помощи
ребенку;
м) язык
образования (в случае получения
образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации или
на иностранном языке);
н)
родной язык из числа языков народов
Российской Федерации (в случае
реализации права на изучение родного
языка из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского языка как
родного языка);
о)
государственный язык республики
Российской Федерации (в случае
предоставления общеобразовательной
организацией возможности изучения
государственного языка республики
Российской Федерации);
п) факт
ознакомления родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка или
поступающего с уставом, с лицензией на
осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с
общеобразовательными программами и
другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление
образовательной деятельности, права и
обязанности обучающихся;
р)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка или
поступающего на обработку персональных
данных.
Для
приема родитель(и) (законный(ые)
представитель(и) ребенка или поступающий
представляют следующие документы:
а)
копию документа, удостоверяющего
личность родителя (законного
представителя) ребенка или
поступающего;
б)
копию свидетельства о рождении ребенка
или документа, подтверждающего родство
заявителя;
в)
копию свидетельства о рождении
полнородных и неполнородных брата и (или)
сестры (в случае использования права
преимущественного приема на обучение по
образовательным программам начального
общего образования ребенка в
государственную или муниципальную
образовательную организацию, в которой
обучаются его полнородные и
неполнородные брат и (или) сестра);
г)
копию документа, подтверждающего
установление опеки или попечительства
(при необходимости);
д)
копию документа о регистрации ребенка
или поступающего по месту жительства или
по месту пребывания на закрепленной
территории или справку о приеме
документов для оформления регистрации
по месту жительства (в случае приема на
обучение ребенка или поступающего,
проживающего на закрепленной
территории);
е)
копии документов, подтверждающих право
внеочередного, первоочередного приема
на обучение по основным
общеобразовательным программам или
преимущественного приема на обучение по
образовательным программам основного
общего и среднего общего образования,
интегрированным с дополнительными
общеразвивающими программами, имеющими
целью подготовку несовершеннолетних
граждан к военной или иной
государственной службе, в том числе к
государственной службе российского
казачества;
ж)
копию заключения
психолого-медико-педагогической
комиссии (при наличии).
При
посещении общеобразовательной
организации и (или) очном взаимодействии
с уполномоченными должностными лицами
общеобразовательной организации
родитель(и) (законный(ые) представитель(и)
ребенка предъявляет(ют) оригиналы
документов, указанных в пунктах а)-д), а
поступающий - оригинал документа,
удостоверяющего личность
поступающего.
Родители (законные
представители) детей, прибывшие с
территорий ДНР, ЛНР, Украины
дополнительно предъявляют документ,
подтверждающий родство заявителя (или
законность представления прав ребенка),
и документ, подтверждающий право
заявителя на пребывание в Российской
Федерации (миграционная карта и др.), в
случае если они не являются гражданами
Российской Федерации.
Родители (законные
представители) детей имеют право по
своему усмотрению представлять другие
документы, в том числе медицинскую карту
ребенка.
При
приеме в организации, осуществляющие
образовательную деятельность, в 10 и 11
классы представляется аттестат об
основном общем образовании (об окончании
9 класса) установленного образца.
Соглашением между
Правительством Российской Федерации и
Кабинетом Министров Украины о взаимном
признании и эквивалентности документов
об образовании и ученых званиях,
заключенным в г.Москве 26 мая 2000 г.
документы об основном общем образовании,
признаются эквивалентными в обоих
государствах.
Статья 1 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и
Кабинетом Министров Украины о взаимном
признании и эквивалентности документов
об образовании и ученых званиях
(Заключено в г.Москве 26 мая 2000 г.)
Документы представляются на
русском языке или вместе с заверенным в
установленном порядке переводом на
русский язык.
Вместе
с тем отсутствие документов на русском
языке или их заверенного перевода на
русский язык не является основанием для
отказа в приеме в общеобразовательную
организацию.
Руководитель
общеобразовательной организации издает
распорядительный акт о приеме на
обучение ребенка или поступающего в
течение 5 рабочих дней после приема
заявления о приеме на обучение и
представленных документов.
Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема
граждан на обучение по образовательным
программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 2
сентября 2020 г. N 458 (зарегистрирован
Минюстом России 11 сентября 2020 г.,
регистрационный N 59783).
В
случае невозможности, в силу
чрезвычайных обстоятельств,
представления каких-либо документов на
момент подачи родителем (законным
представителем) заявления о приеме
ребенка в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность,
рекомендуется принять ребенка в
организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, на
основании заявления родителя (законного
представителя).
В
исключительных случаях (если ребенок
прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в
сопровождении родственника или иного
лица, не имеющих законного права
представлять интересы конкретного
ребенка, либо без сопровождения)
рекомендуется принять ребенка в
организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, на
основании заявления родственника или
иного лица, заинтересованных в
обеспечении права ребенка на получение
общего образования, либо на основании
личного заявления ребенка, достигшего
возраста 14 лет.
Организация обучения детей, прибывающих
с территорий
ДНР, ЛНР:
уровни
общего образования, установленные
Законом об образовании (утвержден
постановлением Народного Совета ДНР от 19
июня 2015 г. N I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30
сентября 2016 г. N 128-II "Об образовании",
а также перечень учебных предметов по
уровням общего образования
(Государственные образовательные
стандарты начального общего, основного
общего и среднего общего образования,
утвержденные приказом Министерства
образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. N
495-од; Государственные образовательные
стандарты начального общего
образования, основного общего
образования, среднего общего
образования, утвержденные приказами
Министерства образования и науки ДНР от 7
августа 2020 г. N 119-НП, от 7 августа 2020 г. N
120-НП, от 7 августа 2020 г. N 121-НП)
соответствуют уровням общего
образования и перечню учебных предметов,
установленным в Российской Федерации (за
исключением учебных предметов
"Астрономия" (определен как
дополнительный учебный предмет) и
"Основы безопасности
жизнедеятельности" (обязательным
является учебный предмет "Начальная
военная подготовка") на уровне
среднего общего образования в ЛНР),
соответственно обучающихся, прибывших с
территории ДНР и ЛНР, рекомендуется
принимать в класс, соответствующий
классу их обучения в предыдущих
общеобразовательных организациях;
в связи
с тем, что в образовательных
организациях, действующих на основании
указанных законов используется
пятибалльная система оценивания, то
отметки, полученные обучающимися,
рекомендуется использовать без перевода
в систему оценивания в
общеобразовательных организациях
субъекта Российской Федерации, за
исключением случаев, когда в российских
общеобразовательных организациях
используется иная система оценивания
при осуществлении текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации. В таком случае
общеобразовательная организация
самостоятельно осуществляет перевод
пятибалльной системы оценивания в
систему оценок, принятой её локальным
нормативным актом.
В
исключительных случаях, когда
образование, ранее полученное ребенком,
прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не
может быть подтверждено документально, с
согласия родителей (законных
представителей) ребенка организуется
промежуточная аттестация, итоги которой позволят
рекомендовать класс обучения.
Часть 1 статьи 58 Федерального
закона N 273-ФЗ.
Формы
проведения промежуточной аттестации
обучающихся (собеседование, тест и др.), а
также учебные предметы, по которым
проводится промежуточная аттестация, и
их количество определяются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
самостоятельно, с учетом конкретных жизненных
ситуаций детей.
Часть 2 статьи 30 Федерального
закона N 273-ФЗ.
Организация обучения детей, прибывающих
с территории
Украины:
в
соответствии с Законом Украины "Об
образовании" от 5 сентября 2017 г. N 2145-VIII
в стране установлены следующие уровни
полного общего среднего образования:
-
начальное образование со сроком
обучения 4 года;
-
базовое среднее образование со сроком
обучения 5 лет;
-
профильное среднее образование со
сроком обучения 3 года.
Вместе
с тем, переход на трехлетнее профильное
среднее образование в украинских
образовательных организаций полностью
не осуществлен. Рекомендуется
обучающихся 10-11 классов уровня
профильного среднего образования в
случае обучения по трехлетней программе
(10-12 классы) зачислять в 10 класс.
Отметки, полученные в период
обучения на Украине с использованием в
образовательной организации
двенадцатибалльной системы оценок (в том
числе при прохождении государственной
аттестации), рекомендуется переводить в
пятибалльную систему оценивания
следующим образом:
Украина |
Российская Федерация |
"10",
"11", "12" |
"5" |
"9",
"8", "7" |
"4" |
"6",
"5", "4" |
"3" |
"3", "2", "1" |
"2". |
В связи
с тем, что образовательные стандарты
Украины отличаются от федеральных
государственных образовательных
стандартов Российской Федерации,
рекомендуется для обучающихся,
прибывающих с территории Украины,
провести промежуточную аттестацию, на
основании которой организовать обучение
по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренному обучению, в пределах
осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной
организации.
Пункт 3 части 1 статьи 34
Федерального закона N 273-ФЗ.
Индивидуальный учебный план
формируется с учетом требований
федерального государственного
образовательного стандарта общего
образования соответствующего уровня, в
том числе к перечню учебных предметов,
обязательных для изучения.
Пункт 7 Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по основным
общеобразовательным программам -
образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденного
приказом Минпросвещения России от 22
марта 2021 г. N 115.
Обучающимся организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, предоставляются
академические права, меры социальной
поддержки и стимулирования,
установленные Федеральным законом N
273-ФЗ, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, локальными
нормативными актами.
Статья 34 Федерального закона N
273-ФЗ.
Обучающимся, осваивающим
основные образовательные программы за
счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов в пределах федеральных
государственных образовательных
стандартов, организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, бесплатно предоставляются
в пользование на время получения
образования учебники и учебные пособия,
а также учебно-методические материалы,
средства обучения и воспитания.
Статья 35 Федерального закона N
273-ФЗ.
Обработка персональных данных
(сбор, запись, систематизация,
накопление, хранение, уточнение и пр.)
несовершеннолетних обучающихся и их
родителей (законных представителей)
осуществляется с согласия родителей
(законных представителей) обучающихся.
(Персональными данными является
любая информация, относящаяся к
определенному физическому лицу).
Статьи 3 и 6 Федерального закона от
27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных
данных".
Права и
обязанности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся устанавливаются
Федеральным законом N 273-ФЗ, иными
федеральными законами, договором об
образовании (при его наличии).
Статья 44 Федерального закона N
273-ФЗ.
Не
допускается принуждение родителей
(законных представителей) обучающихся к
внесению денежных средств,
осуществлению иных форм материальной
помощи со стороны администрации и
работников образовательных учреждений,
а также созданных при учреждениях
органов самоуправления, в том числе
родительских комитетов, попечительских
советов в части принудительного
привлечения родительских взносов и
благотворительных средств.
Родители обучающихся не обязаны
финансировать деятельность по
содержанию и охране зданий
образовательных учреждений,
материально-техническому обеспечению и
оснащению образовательного процесса.
Любая
инициативная группа граждан, в том числе
родительский комитет, попечительский
совет и прочие органы самоуправления
образовательного учреждения, вправе
принять решение о внесении (сборе)
денежных средств только в отношении себя
самих (членов комитета, попечительского
совета), а не родителей всех детей,
посещающих данное учреждение.
Письмо Минобрнауки России от 9
сентября 2015 г. N ВК-2227/08 "О недопущении
незаконных сборов денежных средств".
При
приеме детей, прибывающих с территорий
ДНР, ЛНР, Украины, необходимо:
предусмотреть возможность
обеспечения обучающихся необходимыми
учебниками и учебными пособиями, исходя
из расчета не менее одного учебного
издания (включая учебники и учебные
пособия), достаточного для освоения
программы учебного предмета, на каждого
обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в учебный план
образовательной программы, в
зависимости от уровня образования;
обеспечить при необходимости
возможность участия в итоговом
собеседовании по русскому языку по
программам основного общего образования
в качестве допуска к государственной
итоговой аттестации по программам
основного общего образования
(дополнительный срок проведения
итогового собеседования по русскому
языку - 16 мая 2022 года);
обеспечить возможность участия
обучающихся XI (XII) классов в итоговом
сочинении (изложении) по образовательным
программам среднего общего образования
в качестве допуска к государственной
итоговой аттестации по программам
среднего общего образования
(дополнительный срок проведения
итогового сочинения - 4 мая 2022 г.: при
необходимости органы исполнительной
власти, осуществляющие управление в
сфере образования, могут обратиться с
официальным запросом в Рособрнадзор для
установления дополнительной даты
проведения итогового сочинения ранее 4
мая 2022 года);
обеспечить возможность пройти
государственную итоговую аттестацию
обучающимся по образовательным
программам основного общего и среднего
общего образования;
выдать
документ об образовании лицам, успешно
прошедшим государственную итоговую
аттестацию, подтверждающую получение общего
образования следующего уровня:
Постановление Правительства
Российской Федерации, устанавливающее
особенности проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего
общего образования в 2022 году,
определяющие формы и сроки проведения
государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного
общего и среднего общего образования для
граждан, в том числе иностранных,
проходивших обучение за рубежом и
вынужденных прервать его в связи с
недружественными действиями
иностранных государств, утвержденное от
31 марта 2022 г. N 538.
а)
основное общее образование
(подтверждается аттестатом об основном
общем образовании);
б)
среднее общее образование
(подтверждается аттестатом о среднем
общем образовании);
Часть 6 статьи 60 Федерального
закона N 273-ФЗ.
организовать поддержку
обучающихся, попавших в трудную
жизненную ситуацию, в том числе
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов,
выявление и удовлетворение их особых
образовательных потребностей в единстве
урочной и внеурочной деятельности, в
совместной педагогической работе
специалистов системы общего
образования, семьи и других институтов
общества и обеспечить интеграцию этих
обучающихся в организации,
осуществляющие образовательную
деятельность;
организовать оказание в
соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии каждому обучающемуся с
ограниченными возможностями здоровья
комплексной, индивидуально
ориентированной, с учетом состояния
здоровья и особенностей
психофизического развития,
психолого-медико-педагогической
поддержки и сопровождения в условиях
образовательной деятельности;
обеспечить оказание
психолого-педагогической, помощи
обучающимся;
обеспечить возможность
преподавания русского языка как
неродного.
Заявление об участии в ГИА-9 и
ГИА-11 может быть подано в
государственную экзаменационную
комиссию соответствующего субъекта
Российской Федерации после
установленных сроков (1 февраля и 1 марта)
при наличии уважительной причины. При
этом причина "переезд из ДНР, ЛНР,
Украины" может считаться
уважительной.
Регистрация для участия в ГИА-9 и
ГИА-11 осуществляется посредством
внесения соответствующих сведений в
региональные информационные системы
обеспечения проведения государственной
итоговой аттестации обучающихся,
освоивших основные образовательные
программы основного общего и среднего
общего образования (далее - РИС).
В РИС
могут быть внесены сведения из любого
документа, удостоверяющего личность
участника ГИА-9 и ГИА-11 (паспорт
гражданина Российской Федерации;
временное удостоверение личности
гражданина Российской Федерации,
выдаваемое на период оформления
паспорта; паспорт иностранного
гражданина либо иной документ,
установленный федеральным законом или
признаваемый в соответствии с
международным договором Российской
Федерации в качестве документа,
удостоверяющего личность иностранного
гражданина; свидетельство о
предоставлении временного убежища на
территории Российской Федерации;
свидетельство о предоставлении
временного убежища, выдаваемое одному из
родителей несовершеннолетнего; иные
документы, предусмотренные федеральным
законом или признаваемые в соответствии
с международным договором Российской
Федерации в качестве документов,
удостоверяющих личность лица без
гражданства и т.д.).
В
случае отсутствия у участника ГИА-9 и
ГИА-11 документа, удостоверяющего
личность, в РИС могут быть внесены
реквизиты документа, которым
образовательная организация
подтверждает личные данные
обучающегося. Допуск участника ГИА
непосредственно в пункт проведения
экзамена (ППЭ) осуществляется при
наличии документа, удостоверяющего его
личность, и при наличии его в списке
распределения в данный ППЭ. В случае
отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11
документа, удостоверяющего личность, он
допускается в ППЭ после письменного
подтверждения его личности
сопровождающим от образовательной
организации.
Для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья обучение может
быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, по адаптированным
общеобразовательным программам.
Для
данной категории обучающихся необходимо
создать специальные условия для
получения образования.
Под
специальными условиями для получения
образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных
образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных
технических средств обучения
коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания
организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины
Важно
отметить, что ситуация, в которой
оказался ребенок, прибывший с территорий
ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной
ситуации, которая может вызвать
эмоциональные напряжения и стресс,
препятствует реализации не только
важных жизненных целей, но и объективно
нарушает обычное течение жизни, а также
устоявшиеся внутренние и внешние связи.
Поэтому работа педагогов в период
адаптации детей и подростков
прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и
Украины в образовательной организации
должна быть направлена на нормализацию и
стабилизацию их жизнедеятельности,
введение в учебный процесс, подготовку к
прохождению государственной итоговой
аттестации.
Работа
педагогов с детьми из семей беженцев
включает в себя три основные функции:
образовательную (организация и
проведение консультаций для
родителей);
психолого-педагогическую
посредническую (информирование,
организация и координация деятельности
смежных специалистов, установление
связей и партнерских отношений между
семьей и организацией, осуществляющей
образовательную деятельность по
общеобразовательным программам).
Детей и
подростков необходимо ознакомить с
правилами образовательной организации,
а именно: правила поведения в данном
учреждении, режиме. Обеспечить
доступность полезных контактов (памятки
с указанием телефонов горячих линий,
служб, оказывающих психологическую
помощь), к кому из специалистов можно
обратиться в школе (график работы на
кабинете педагога-психолога,
социального педагога, администрации,
уполномоченного по правам ребенка и т.д.).
Важно сделать образовательную среду
понятной, стабильной и предсказуемой.
Рекомендуется не выделять детей
из ДНР и ЛНР в специальные группы для
проведения мероприятий. Проведение
психодиагностики и излишнее пристальное
внимание на начальных этапах может их
травмировать, поэтому мониторинг
состояния детей необходимо проводить в
процессе обычных мероприятий в школе.
В
период адаптации необходимо проводить
мероприятия для всего класса, которые
будут способствовать интеграции вновь
прибывших в классные коллективы
(например, конкурс рисунков, создание
тематических коллажей и т.п.). Анализ этих
рисунков, коллажей может дать информацию
об актуальном состоянии детей. Также
диагностически значимыми могут быть
критерии активности ребёнка не только на
уроке, но и вне урока (например, был
активным - стал пассивным или ведет себя
не характерно для его возраста), характер
пищевого поведения, нарушение сна,
снижение успеваемости. Поддерживайте
контакт с родителями детей или
взрослыми, в сопровождении которых
прибыли дети, для получения такой
информации.
По
совокупности нескольких факторов,
которые могут указывать на признаки
кризисного состояния ребенка или
подростка возможно определять
обучающихся, нуждающихся в оказании им
адресной психолого-педагогической
помощи.
В целом
необходимо создать условия для того,
чтобы дети имели возможность заниматься
теми видами деятельности, которые
соответствуют их возрасту: играть,
выполнять творческие задания, учиться,
общаться.
Важно
разнообразить социальную среду -
провести знакомство с городом (поселком),
организовать экскурсии, посещение
музеев, дать возможность отвлечься от
травмирующих событий, показать
разнообразие окружающего мира.
В
работе с детьми из семей беженцев важны
приемы и методы организации работы с
постравматическим стрессом,
направленные на преодоление
травматического опыта, последствий
травматического события,
коммуникативных барьеров, изоляции,
которая возникла в ходе
"капсулирования" травматического
опыта, формирование навыков
конструктивного общения, навыков
саморегуляции.
Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования
Уважаемые родители!
В соответствии с Федеральным законом
"Об образовании в Российской
Федерации" в Российской Федерации
гарантирована общедоступность и
бесплатность в соответствии с
федеральными государственными
образовательными стандартами
начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Это значит,
что все программы учебных предметов,
факультативных занятий, внеурочной
деятельности для Вашего ребенка
реализуются бесплатно.
Иностранные граждане и лица без
гражданства обладают равными с
гражданами Российской Федерации правами
на получение начального общего,
основного общего и среднего общего
образования и несут обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации.
Лицо,
признанное беженцем, и прибывшие с ним
члены его семьи имеют право на получение
содействия в устройстве детей лица,
признанного беженцем, в государственные
или муниципальные организации,
осуществляющие образовательную
деятельность по общеобразовательным
программам (далее - образовательные
организации), наравне с гражданами
Российской Федерации.
Прием
ребенка в образовательную организацию
осуществляется по личному заявлению
родителя (законного представителя)
ребенка или поступающего при
предъявлении оригинала документа,
удостоверяющего личность иностранного
гражданина или лица без гражданства.
Лицом, признанным беженцем,
предъявляется удостоверение беженца.
В
заявлении необходимо указать следующие
сведения:
а)
фамилия, имя, отчество (при наличии)
ребенка или поступающего;
б) дата
рождения ребенка или поступающего;
в)
адрес места жительства и (или) адрес
места пребывания ребенка или
поступающего;
г)
фамилия, имя, отчество (при наличии)
родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка;
д)
адрес места жительства и (или) адрес
места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей)
ребенка;
е)
адрес(а) электронной почты, номер(а)
телефона(ов) (при наличии) родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка
или поступающего;
ж) о
наличии права внеочередного,
первоочередного или преимущественного
приема;
з) о
потребности ребенка или поступающего в
обучении по адаптированной
образовательной программе и (или) в
создании специальных условий для
организации обучения и воспитания
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с
заключением
психолого-медико-педагогической
комиссии (при наличии) или инвалида
(ребенка-инвалида) в соответствии с
индивидуальной программой
реабилитации;
и)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка на обучение
ребенка по адаптированной
образовательной программе (в случае
необходимости обучения ребенка по
адаптированной образовательной
программе);
к)
согласие поступающего, достигшего
возраста восемнадцати лет, на обучение
по адаптированной образовательной
программе (в случае необходимости
обучения указанного поступающего по
адаптированной образовательной
программе);
л)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка на оказание
психолого-педагогической помощи
ребенку
м) язык
образования (в случае получения
образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации или
на иностранном языке);
н)
родной язык из числа языков народов
Российской Федерации (в случае
реализации права на изучение родного
языка из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского языка как
родного языка);
о)
государственный язык республики
Российской Федерации (в случае
предоставления общеобразовательной
организацией возможности изучения
государственного языка республики
Российской Федерации);
п) факт
ознакомления родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка или
поступающего с уставом, с лицензией на
осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с
общеобразовательными программами и
другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление
образовательной деятельности, права и
обязанности обучающихся;
р)
согласие родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка или
поступающего на обработку персональных
данных
Для
приема родитель(и) (законный(ые)
представитель(и) ребенка или поступающий
представляют следующие документы:
а)
копию документа, удостоверяющего
личность родителя (законного
представителя) ребенка или
поступающего;
б)
копию свидетельства о рождении ребенка
или документа, подтверждающего родство
заявителя;
в)
копию свидетельства о рождении
полнородных и неполнородных брата и (или)
сестры (в случае использования права
преимущественного приема на обучение по
образовательным программам начального
общего образования ребенка в
государственную или муниципальную
образовательную организацию, в которой
обучаются его полнородные и
неполнородные брат и (или) сестра);
г)
копию документа, подтверждающего
установление опеки или попечительства
(при необходимости);
д)
копию документа о регистрации ребенка
или поступающего по месту жительства или
по месту пребывания на закрепленной
территории или справку о приеме
документов для оформления регистрации
по месту жительства (в случае приема на
обучение ребенка или поступающего,
проживающего на закрепленной
территории);
е)
копии документов, подтверждающих право
внеочередного, первоочередного приема
на обучение по основным
общеобразовательным программам или
преимущественного приема на обучение по
образовательным программам основного
общего и среднего общего образования,
интегрированным с дополнительными
общеразвивающими программами, имеющими
целью подготовку несовершеннолетних
граждан к военной или иной
государственной службе, в том числе к
государственной службе российского
казачества;
ж)
копию заключения
психолого-медико-педагогической
комиссии (при наличии).
При
посещении образовательной организации и
(или) очном взаимодействии с
уполномоченными должностными лицами
образовательной организации родитель(и)
(законный(ые) представитель(и) ребенка
предъявляет(ют) оригиналы документов,
указанных в пунктах а)-д), а поступающий -
оригинал документа, удостоверяющего
личность поступающего.
Родители (законные
представители) детей, прибывших с
территорий ДНР, ЛНР и Украины (в том числе
лица, признанные беженцами, являющиеся
иностранными гражданами или лицами без
гражданства), дополнительно предъявляют
документ, подтверждающий родство
заявителя (или законность представления
прав ребенка), и документ, подтверждающий
право заявителя на пребывание в
Российской Федерации (миграционная
карта, удостоверение беженца и др.).
В
случае невозможности, в силу
чрезвычайных обстоятельств,
представления каких-либо документов на
момент подачи родителем (законным
представителем) заявления о приеме
ребенка в образовательную организацию
ребенка могут принять в образовательную
организацию на основании заявления
родителя (законного представителя).
В
исключительных случаях (если ребенок
прибыл с территорий ДНР, ЛНР и Украины в
сопровождении родственника или иного
лица, не имеющих законного права
представлять интересы конкретного
ребенка, либо без сопровождения) ребенка
могут принять в образовательную
организацию на основании заявления
родственника или иного лица,
заинтересованных в обеспечении права
ребенка на получение общего образования,
либо на основании личного заявления
ребенка, достигшего возраста 14 лет.
Родители имеют право по своему
усмотрению представлять другие
документы, в том числе медицинскую карту
ребенка.
При
приеме в образовательную организацию
для получения среднего общего
образования (10 и 11 классы) представляется
аттестат об основном общем образовании
(об окончании 9 класса) установленного
образца.
Соглашением между
Правительством Российской Федерации и
Кабинетом Министров Украины о взаимном
признании и эквивалентности документов
об образовании и ученых званиях,
заключенным в г.Москве 26 мая 2000 г.
документы об основном общем образовании,
признаются эквивалентными в обоих
государствах.
Документы представляются на
русском языке или вместе с заверенным в
установленном порядке переводом на
русский язык.
Вместе
с тем отсутствие документов на русском
языке или их заверенного перевода на
русский язык не является основанием для
отказа в приеме в общеобразовательную
организацию.
При
отсутствии документов, позволяющих
определить уровень образования,
полученного ребенком, и класс, в котором
ему предстоит обучаться, с Вашего
согласия организуется промежуточная
аттестация, формы проведения которой
(собеседование, тест и др.), а также
учебные предметы, по которым она
проводится, определяются
образовательной организацией
самостоятельно, с учетом конкретных
жизненных ситуаций детей. По итогам
промежуточной аттестации издается
распорядительный акт образовательной
организации о приеме Вашего ребенка в
образовательную организацию.
Если
Ваш ребенок нуждается в специальных
условиях получения образования, Вам
необходимо обратиться к руководителю
образовательной организации либо в
органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских
округов в сфере образования с личным
заявлением о прохождении Вашим ребенком
психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
Для
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья обучение может
быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в организациях,
реализующих адаптированные
общеобразовательные программы.
Кроме
того, Вы как родитель имеете право:
знакомиться с уставом
образовательной организации и другими
документами, регламентирующими
организацию и осуществление
образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием
образования, используемыми методами
обучения и воспитания, образовательными
технологиями, а также с оценками
успеваемости своих детей.
После
зачисления в образовательную
организацию Вашему ребенку должны
предоставить в бесплатное пользование
учебники в соответствии со списком
учебников (в пределах федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования), определенных
образовательной организацией для
реализации основной образовательной
программы.
Также
обучающиеся имеют право на:
бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой
образовательной организации и др.;
предоставление условий для
обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния
здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и
психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической
коррекции;
обучение по индивидуальному
учебному плану в пределах осваиваемой
образовательной программы в порядке,
установленном локальными нормативными
актами;
уважение человеческого
достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия,
оскорбления личности, охрану жизни и
здоровья.
Обработка персональных данных
(сбор, запись, систематизация,
накопление, хранение, уточнение и пр.)
несовершеннолетних обучающихся и их
родителей (законных представителей)
осуществляется с согласия родителей
(законных представителей) обучающихся.
(Персональными данными является
любая информация, относящаяся к
определенному физическому лицу).
Родители обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими
лицами и обязаны обеспечить получение
детьми общего образования.
Кроме
того, родители имеют право:
защищать права и законные
интересы несовершеннолетних
обучающихся;
получать информацию о всех видах
планируемых обследований
(психологических,
психолого-педагогических) обучающихся,
давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких
обследованиях, отказаться от их
проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведенных
обследований обучающихся;
принимать участие в управлении
образовательной организацией через
деятельность органов самоуправления
образовательной организации
(управляющего совета, совета
обучающихся, совета родителей), поднимая
вопросы, касающиеся организации и
осуществления образовательной
деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что
привлечение дополнительных средств на
нужды образовательной организации
(добровольные пожертвования, целевые
взносы и др.) осуществляется органами
самоуправления образовательной
организации в составе представителей
всех участников образовательных
отношений (педагогических работников,
обучающихся, их родителей, администрации
образовательной организации)
исключительно на добровольной основе.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О беженцах (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 13 июня 2023 года)
- Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, в 2022 году
- О персональных данных (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)