Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2022 года N 03-442

О направлении методических рекомендаций


Взамен ранее направленных письмом от 24 февраля 2022 г. N 03-226 Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе актуализированные методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Директор Департамента
М.А.Костенко


Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины


В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины (далее - методические рекомендации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее - ДНР и ЛНР), Украины, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

В методические рекомендации включены:

памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины;

памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины;

памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования.

Минпросвещения России просит довести данную информацию до организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Приложение


Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины


В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Статья 78 Федерального закона N 273-ФЗ.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах".

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона N 273-ФЗ.

Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;

б) дата рождения ребенка или поступающего;

в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;

г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;

ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);

к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);

л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку;

м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);

н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);

п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных.

Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:

а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;

б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);

г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);

д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);

е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).

При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.

Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР, ЛНР, Украины дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они не являются гражданами Российской Федерации.

Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.

При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г.Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах.

Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Заключено в г.Москве 26 мая 2000 г.)

Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию.

Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов.

Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59783).

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР:

уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. N I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. N 128-II "Об образовании", а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. N 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. N 119-НП, от 7 августа 2020 г. N 120-НП, от 7 августа 2020 г. N 121-НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением учебных предметов "Астрономия" (определен как дополнительный учебный предмет) и "Основы безопасности жизнедеятельности" (обязательным является учебный предмет "Начальная военная подготовка") на уровне среднего общего образования в ЛНР), соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях;

в связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом.

В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения.

Часть 1 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ.

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.

Часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ.

Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины:

в соответствии с Законом Украины "Об образовании" от 5 сентября 2017 г. N 2145-VIII в стране установлены следующие уровни полного общего среднего образования:

- начальное образование со сроком обучения 4 года;

- базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет;

- профильное среднее образование со сроком обучения 3 года.

Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10-11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10-12 классы) зачислять в 10 класс.

Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом:

Украина

Российская Федерация

"10", "11", "12"

"5"

"9", "8", "7"

"4"

"6", "5", "4"

"3"

"3", "2", "1"

"2".

В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.

Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115.

Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Статья 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Статья 35 Федерального закона N 273-ФЗ.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

(Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу).

Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом N 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

Статья 44 Федерального закона N 273-ФЗ.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08 "О недопущении незаконных сборов денежных средств".

При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины, необходимо:

предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;

обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (дополнительный срок проведения итогового собеседования по русскому языку - 16 мая 2022 года);

обеспечить возможность участия обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (дополнительный срок проведения итогового сочинения - 4 мая 2022 г.: при необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года);

обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждающую получение общего образования следующего уровня:

Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 31 марта 2022 г. N 538.

а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании);

Часть 6 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

обеспечить оказание психолого-педагогической, помощи обучающимся;

обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного.

Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина "переезд из ДНР, ЛНР, Украины" может считаться уважительной.

Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС).

В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА-9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.).

В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам.

Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины


Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая может вызвать эмоциональные напряжения и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи. Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины в образовательной организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации.

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

психолого-педагогическую

посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Детей и подростков необходимо ознакомить с правилами образовательной организации, а именно: правила поведения в данном учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки с указанием телефонов горячих линий, служб, оказывающих психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, социального педагога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой.

Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР в специальные группы для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных мероприятий в школе.

В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут быть критерии активности ребёнка не только на уроке, но и вне урока (например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми, в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации.

По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать на признаки кризисного состояния ребенка или подростка возможно определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психолого-педагогической помощи.

В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться.

Важно разнообразить социальную среду - провести знакомство с городом (поселком), организовать экскурсии, посещение музеев, дать возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие окружающего мира.

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе "капсулирования" травматического опыта, формирование навыков конструктивного общения, навыков саморегуляции.

Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования


Уважаемые родители!


В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - образовательные организации), наравне с гражданами Российской Федерации.

Прием ребенка в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.

В заявлении необходимо указать следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;

б) дата рождения ребенка или поступающего;

в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;

г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;

ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);

к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);

л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку

м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);

н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);

п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных

Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:

а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;

б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);

г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);

д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);

е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).

При посещении образовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами образовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.

Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную организацию ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родителя (законного представителя).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР и Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.

При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г.Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах.

Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию.

При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт образовательной организации о приеме Вашего ребенка в образовательную организацию.

Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

Кроме того, Вы как родитель имеете право:

знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

После зачисления в образовательную организацию Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных образовательной организацией для реализации основной образовательной программы.

Также обучающиеся имеют право на:

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации и др.;

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

(Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу).

Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Кроме того, родители имеют право:

защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся;

получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления образовательной организации (управляющего совета, совета обучающихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами самоуправления образовательной организации в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ