Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал подготовлен экспертом
по гражданскому, медицинскому
и трудовому праву Лисицкой О.С.

Новый закон о занятости населения: основные изменения и нововведения

Введение


Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - прежний Закон о занятости, прежний Закон) начал действовать еще в 1991 году и, несмотря на регулярное внесение в него поправок в целях актуализации его текста, постепенно перестал полноценно отвечать реалиям на рынке труда. Поэтому новшества, возникшие в сфере трудовых отношений за последнее время (новые форматы отношений между работодателем и сотрудниками, например, дистанционная работа, цифровизация и электронный документооборот, клиентоцентричность), привели к изменению и даже замене самого закона о занятости.

Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тесту - новый Закон о занятости, новый Закон) содержит ряд изменений, учитывающих структуру современного рынка труда, а также более совершенные механизмы в решении проблемы безработицы и повышении эффективности государственной службы занятости (в частности, сформированный специально под конкретные потребности и обстоятельства гражданина индивидуальный план содействия занятости гражданина, взаимодействие посредством единой цифровой платформы "Работа в России").

Новый Закон вступил в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, предусмотрено поэтапное (в 3 этапа) вступление в силу основных новаций:

- 01.01.2024 г.: осуществление социальных выплат, противодействие нелегальной занятости (за исключением положений о ведении общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости граждан), взаимодействие органов службы занятости с социальными партнерами, органами образования;

- 01.09.2024 г.: содействие занятости инвалидов;

- 01.01.2025 г.: индивидуальный план содействия занятости гражданина, обязательное профилирование безработного, связанные с этим новые правила ведения регистрационного учета гражданина; меры государственной поддержки в сфере занятости и порядок их предоставления; формирование, ведение и хранение электронных личных дел граждан и учетных дел работодателей, государственный контроль (надзор).

1. Обновленный понятийный аппарат


Было: прежний Закон о занятости отдельного терминологического раздела (статьи) не содержал, и некоторые понятия были "разбросаны" по тексту Закона.

Стало: в новый Закон о занятости введена статья, закрепляющая понятийный аппарат используемых в данном Законе терминов (статья 2 нового Закона о занятости).

Было: к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относились, в частности, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (статья 5 прежнего Закона о занятости).

Стало: уточнен и расширен перечень категорий граждан, относящихся к лицам, испытывающим трудности в поиске работы, за счет отнесения к таковым не только одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, но и их усыновителей и опекунов (попечителей) (подпункт "ж" пункта 4 части 1 статьи 2 нового Закона о занятости), ведь усыновители по отношению к усыновленным детям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (пункт 1 статьи 137 Семейного кодекса РФ), а опекун или попечитель ребенка осуществляет права и обязанности родителя - имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (пункт 6 статьи 148_1 Семейного кодекса РФ).

Было: прежний Закон о занятости упоминал такие понятия, как "граждане, впервые ищущие работу" и "граждане, находящиеся под риском увольнения", но не раскрывал их.

Стало: новый Закон о занятости дает определения указанных понятий (пункты 5, 6 части 1 статьи 2 нового Закона о занятости). Так, граждане, впервые ищущие работу, - граждане, которые ранее не работали (не состояли в трудовых (служебных) отношениях); граждане, находящиеся под риском увольнения, - работники, в отношении которых по инициативе работодателя принято решение о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, простоя, проведении мероприятий по увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Было: статья 2 прежнего Закона о занятости определяла перечень категорий граждан, относящихся к занятым гражданам.

Стало: новым Законом о занятости расширяется и корректируется в части формулировок перечень категорий лиц, относящихся к занятым гражданам. В частности, перечень таких лиц дополнен добровольцами - гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (из состава добровольческих формирований, создаваемых Министерством обороны Российской Федерации) (пункт 6 статьи 3 нового Закона о занятости).

2. Изменения в порядке получения статуса безработного и взаимодействии с органом занятости


Было: решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принималось органами службы занятости по месту жительства гражданина (пункт 2 статьи 3 прежнего Закона о занятости), то есть по месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживал.

Стало: решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается органом службы занятости субъекта РФ, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания (часть 2 статьи 23 нового Закона о занятости). Поэтому в службу занятости можно обращаться не только по месту жительства, но и по месту пребывания. Это возможно в связи с появлением и развитием единой цифровой платформы "Работа в России", которая позволяет избежать постановки на учет в качестве безработного сразу в двух регионах и контролировать движение рабочей силы по всей стране.

Было: прежний Закон о занятости не предусматривал необходимости формирования органом службы занятости индивидуального плана содействия занятости.

Стало: новым Законом о занятости введена новая обязательная процедура работы с лицами, ищущими работу, - составление индивидуального плана содействия занятости, что предполагает индивидуальную работу с каждым отдельным безработным. Так, по новым правилам (статья 26 нового Закона о занятости, вступающая в силу с 01.01.2025) ищущим работу и желающим получить статус безработного предстоит согласовать индивидуальный план, который предложат (сформируют) сотрудники службы занятости с использованием единой цифровой платформы "Работа в России" (оператором системы является Роструд). Этот документ будет содержать сведения о подходящей для гражданина работе, его профильной группе (которая определяется по результатам проведения органами службы занятости в отношении этого гражданина профилирования), мерах поддержки для него, сроках выплаты пособия, датах явки в службу занятости и др. Согласование плана необходимо, так как гражданин берет на себя обязательство по исполнению плана. Если он игнорирует обязательства после согласования, ему перестают выплачивать пособие по безработице.

Было: в прежнем Законе о занятости было обозначено 9 оснований отказа признания граждан безработными (пункт 3 статьи 3 прежнего Закона о занятости).

Стало: новым Законом о занятости основания отказа признания гражданина безработным вынесены в отдельную статью (статья 24 нового Закона о занятости). В сравнении с прежним Законом о занятости появился ряд новых оснований. Например, безработным нельзя признать того, кто не прошел профилирование, не явился на согласование индивидуального плана содействия занятости или отказался от него. В признании безработным откажут и тому, кто является плательщиком налога на профессиональный доход, а, значит, самозанятость законодательно закрепляется как форма занятости.

Было: критериями подходящей работы являлись ее соответствие профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (пункт 1 статьи 4 прежнего Закона о занятости). Подбор подходящей работы преимущественно по квалификации приводил к ситуациям, когда предложения оказывались не соответствующими предпочтениям лица или его социальным возможностям, и человек, оставшийся без работы, терял право на пособие, так как вынужден был отказываться от таких предложений, хотя хотел найти новое рабочее место, тогда как представления гражданина о том, подходит ли ему работа, не совпадали с мнением службы занятости.

Стало: в новом Законе о занятости (с января 2025 года) критерии определения подходящей работы расширили (часть 3 статьи 27 нового Закона о занятости): теперь при подборе нового места будут учитывать не только указанные ранее обстоятельства, но и опыт, форму занятости, жизненную ситуацию (в частности, сведения об имеющихся у гражданина ограничениях жизнедеятельности, в том числе инвалидности), поэтому подбор новой работы обещает стать более адресным, персональным и индивидуальным.

Было: по ранее действовавшим правилам (пункт 2 статьи 35 прежнего Закона о занятости, подпункт 1 пункта 23 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утв. приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н) занятость гражданина влекла прекращение выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Поэтому даже если речь шла о временной или разовой работе, устройство на такую работу расценивалось как занятость и влекло снятие с учета службы занятости и прекращение выплаты пособия.

Стало: кратковременная подработка не будет влечь за собой снятие безработных граждан с регистрационного учета. Так, по новому Закону о занятости (часть 4 статьи 49 нового Закона о занятости) с января 2025 года граждане смогут работать до 5 рабочих дней в месяц по договору гражданско-правового характера. Гражданину необходимо написать заявление с просьбой о приостановке выплаты пособия. Он получит его только за те дни, в которые не работал. То есть на время работы его "снимут" с выплаты пособия, но не с учета в органах занятости и не с права на пособие в остальное время. При этом доход от подработки не должен превышать установленного минимального размера оплаты труда.

3. Уточнение обязанности работодателей по информированию службы занятости


Было: в прежнем Законе о занятости не было конкретного перечня информации, содержащейся на единой цифровой платформе, обязанность по представлению которой несли работодатели. В этих целях применялись Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 N 867. Причем сообщать нужно было о принятых решениях, например, о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства. Сообщение о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства выполнялось в письменной форме, в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Стало: новым Законом о занятости с 1 января 2024 года формулируются в отдельной статье (статья 53 нового Закона о занятости) и уточняются обязанности работодателей по информированию службы занятости. Отчитываться потребуется не только о принятых решениях, но об их изменении, отмене. Из нового - предстоит информировать о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Для исполнения обязанности работодателей по информированию государственной службы занятости следует использовать исключительно информресурсы, в частности, платформу "Работа в России". То есть вся информация передается работодателями сразу на единую платформу, и вместо письменного основным способом взаимодействия со службой занятости становится электронный. Сообщение о введении (об изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое, о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на удаленку, о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) направляется в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий через платформу.

Было: срок представления работодателями в органы службы занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей прежним Законом о занятости не устанавливался. На практике работодатели принимали во внимание рекомендацию Минтруда России (письмо Минтруда России от 30.05.2022 N 16-1/ООГ-2182) об исполнении обязанности по представлению сведений и информации в органы службы занятости в срок не позднее 3 рабочих дней после появления вакансии и не позднее следующего рабочего дня после ее закрытия.

Стало: укладываться в 3 рабочих дня по новому Закону о занятости больше не понадобится, прямо закреплено (часть 6 статьи 53 нового Закона о занятости), что о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатель обязан оповестить в течение 5 рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, а об изменении указанной информации - также в течение 5 рабочих дней. Правило действует с 01.01.2024.

4. Изменение квот для людей с инвалидностью


Было: по нормам прежнего Закона о занятости (статья 13_2 прежнего Закона о занятости) работодатели обязаны были выделять минимальное количество рабочих мест для приема на работу людей с инвалидностью. Это число определяется по квотам и зависит от среднесписочной численности работников:

- если в организации работают больше 100 человек, квота устанавливается законодательством субъекта РФ от 2 до 4% от средней численности работников;

- если от 35 до 100 человек, то квота до 3%. При этом при численности от 35 до 100 человек субъекты РФ могут (но не обязаны) вводить квоту до 3%.

Стало: с 1 сентября 2024 года квота изменится: все работодатели, у которых трудятся больше 35 сотрудников, должны выделить для людей с инвалидностью от 2 до 4% рабочих мест от среднего числа работников. Получается, правило квотирования для инвалидов стало жестче: планка для обязательной квоты снижена до 35 сотрудников и всем небольшим компаниям (малому бизнесу с численностью от 35 до 100 человек) стоит заблаговременно озаботиться выполнением квоты по выделению рабочих мест для инвалидов (если раньше они этого не делали в силу отсутствия соответствующего регионального требования). Конкретный размер квоты в пределах указанной нормы по-прежнему определяют регионы РФ - в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала. При этом они должны будут учитывать рекомендации Минтруда России (статья 38 нового Закона о занятости).

5. Противодействие нелегальной занятости


Было: прежний Закон о занятости не употреблял такое понятие, как "нелегальная занятость", и не предусматривал ведение общего реестра работодателей, у которых выявили случаи теневой, нелегальной занятости.

Стало: новый Закон о занятости вводит новый термин "нелегальная занятость", под которой понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений (часть 1 статьи 66 нового Закона о занятости). Трудовой кодекс РФ запрещает привлечение фактически на постоянную, регулярную работу на основании гражданско-правовых договоров на выполнение работ или об оказании услуг. Тем самым, под случаи нелегальной занятости подпадают ситуации, когда, например, работодатель оформляет работника не по Трудовому кодексу РФ, а по договору гражданско-правового характера (ГПХ) или как самозанятого, чтобы предоставлять меньше гарантий.

Для противодействия нелегальной занятости Правительством РФ будет утвержден план мероприятий противодействия нелегальной занятости, а на региональном уровне создадут профильные межведомственные комиссии. С марта 2024 года они в том числе смогут получать от налоговых инспекций сведения, составляющие налоговую тайну (части 3 и 4 статьи 67 нового Закона о занятости).

Кроме того, с 01.01.2025 появится реестр работодателей, у которых выявили факты нелегальной занятости (часть 6 статьи 67 нового Закона о занятости). Иными словами, фактически легализован и появляется официальный общедоступный "черный список" работодателей (правда, не только и не столько для кандидатов и соискателей, как с точки зрения контрольно-надзорных органов).

6. Ежегодная индексация пособия по безработице


Было: по прежнему Закону о занятости размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ежегодно определялись Правительством РФ (пункт 3 статьи 33 прежнего Закона о занятости). Например, на 2023 год они были определены постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 N 2046 в размере 1500 рублей - как минимум для всех категорий граждан и как максимум: 12792 рубля - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице, 12792 рубля - для граждан предпенсионного возраста.

Правила об обязательной ежегодной индексации пособия в прежнем Законе установлено не было. Как правило, размер пособия по безработице каждый год индексировался. Однако в 2023 году Правительство РФ отказалось от индексации, поэтому размер пособия остался таким же, как и в 2022 году.

Стало: Максимальный и минимальный размеры пособия закрепляются в самом новом Законе (части 3-5 статьи 44 нового Закона о занятости). Пока они установлены в прежних, аналогичных размерах (что и на 2023 год). Но в 2024 году эти размеры будут действовать только месяц - январь, так как с 1 февраля выплаты должны быть проиндексированы (часть 6 статьи 44 нового Закона о занятости). И впредь суммы пособия должны обновляться каждое 1 февраля очередного года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент определит Правительство РФ.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ