Материал подготовлен
экспертом
по гражданскому,
медицинскому
и трудовому праву
Лисицкой О.С.
Новый закон о занятости населения: основные изменения и нововведения
Введение
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости
населения в Российской Федерации"
(далее по тексту - прежний Закон о
занятости, прежний Закон) начал
действовать еще в 1991 году и, несмотря на
регулярное внесение в него поправок в
целях актуализации его текста,
постепенно перестал полноценно отвечать
реалиям на рынке труда. Поэтому
новшества, возникшие в сфере трудовых
отношений за последнее время (новые
форматы отношений между работодателем и
сотрудниками, например, дистанционная
работа, цифровизация и электронный
документооборот, клиентоцентричность),
привели к изменению и даже замене самого
закона о занятости.
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
"О занятости населения в Российской
Федерации" (далее по тесту - новый
Закон о занятости, новый Закон) содержит
ряд изменений, учитывающих структуру
современного рынка труда, а также более
совершенные механизмы в решении
проблемы безработицы и повышении
эффективности государственной службы
занятости (в частности, сформированный
специально под конкретные потребности и
обстоятельства гражданина
индивидуальный план содействия
занятости гражданина, взаимодействие
посредством единой цифровой платформы
"Работа в России").
Новый
Закон вступил в силу с 1 января 2024 года, за
исключением положений, для которых
установлены иные сроки вступления их в
силу.
Так,
предусмотрено поэтапное (в 3 этапа)
вступление в силу основных новаций:
- 01.01.2024
г.: осуществление социальных выплат,
противодействие нелегальной занятости
(за исключением положений о ведении
общедоступного реестра работодателей, у
которых были выявлены факты нелегальной
занятости граждан), взаимодействие
органов службы занятости с социальными
партнерами, органами образования;
- 01.09.2024
г.: содействие занятости инвалидов;
- 01.01.2025 г.: индивидуальный план содействия занятости гражданина, обязательное профилирование безработного, связанные с этим новые правила ведения регистрационного учета гражданина; меры государственной поддержки в сфере занятости и порядок их предоставления; формирование, ведение и хранение электронных личных дел граждан и учетных дел работодателей, государственный контроль (надзор).
1. Обновленный понятийный аппарат
Было:
прежний Закон о занятости отдельного
терминологического раздела (статьи) не
содержал, и некоторые понятия были
"разбросаны" по тексту Закона.
Стало: в
новый Закон о занятости введена статья,
закрепляющая понятийный аппарат
используемых в данном Законе терминов
(статья 2 нового Закона о занятости).
Было: к
гражданам, испытывающим трудности в
поиске работы, относились, в частности,
одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов (статья 5 прежнего Закона
о занятости).
Стало: уточнен и расширен перечень категорий граждан, относящихся к лицам, испытывающим трудности в поиске работы, за счет отнесения к таковым не только одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, но и их усыновителей и опекунов (попечителей) (подпункт "ж" пункта 4 части 1 статьи 2 нового Закона о занятости), ведь усыновители по отношению к усыновленным детям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (пункт 1 статьи 137 Семейного кодекса РФ), а опекун или попечитель ребенка осуществляет права и обязанности родителя - имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (пункт 6 статьи 148_1 Семейного кодекса РФ).
Было:
прежний Закон о занятости упоминал
такие понятия, как "граждане, впервые
ищущие работу" и "граждане,
находящиеся под риском увольнения", но
не раскрывал их.
Стало: новый
Закон о занятости дает определения
указанных понятий (пункты 5, 6 части 1
статьи 2 нового Закона о занятости). Так,
граждане, впервые ищущие работу, -
граждане, которые ранее не работали (не
состояли в трудовых (служебных)
отношениях); граждане, находящиеся под
риском увольнения, - работники, в
отношении которых по инициативе
работодателя принято решение о введении
режима неполного рабочего дня (смены) и
(или) неполной рабочей недели, простоя,
проведении мероприятий по увольнению в
связи с ликвидацией организации либо
прекращением деятельности
индивидуальным предпринимателем,
сокращением численности или штата
работников организации, индивидуального
предпринимателя.
Было: статья
2 прежнего Закона о занятости определяла
перечень категорий граждан, относящихся
к занятым гражданам.
Стало: новым Законом о занятости расширяется и корректируется в части формулировок перечень категорий лиц, относящихся к занятым гражданам. В частности, перечень таких лиц дополнен добровольцами - гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (из состава добровольческих формирований, создаваемых Министерством обороны Российской Федерации) (пункт 6 статьи 3 нового Закона о занятости).
2. Изменения в порядке получения статуса безработного и взаимодействии с органом занятости
Было:
решение о признании гражданина,
зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным
принималось органами службы занятости
по месту жительства гражданина (пункт 2
статьи 3 прежнего Закона о занятости), то
есть по месту, где гражданин постоянно
или преимущественно проживал.
Стало: решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается органом службы занятости субъекта РФ, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания (часть 2 статьи 23 нового Закона о занятости). Поэтому в службу занятости можно обращаться не только по месту жительства, но и по месту пребывания. Это возможно в связи с появлением и развитием единой цифровой платформы "Работа в России", которая позволяет избежать постановки на учет в качестве безработного сразу в двух регионах и контролировать движение рабочей силы по всей стране.
Было:
прежний Закон о занятости не
предусматривал необходимости
формирования органом службы занятости
индивидуального плана содействия
занятости.
Стало: новым
Законом о занятости введена новая
обязательная процедура работы с лицами,
ищущими работу, - составление
индивидуального плана содействия
занятости, что предполагает
индивидуальную работу с каждым
отдельным безработным. Так, по новым
правилам (статья 26 нового Закона о
занятости, вступающая в силу с 01.01.2025)
ищущим работу и желающим получить статус
безработного предстоит согласовать
индивидуальный план, который предложат
(сформируют) сотрудники службы занятости
с использованием единой цифровой
платформы "Работа в России"
(оператором системы является Роструд).
Этот документ будет содержать сведения о
подходящей для гражданина работе, его
профильной группе (которая определяется
по результатам проведения органами
службы занятости в отношении этого
гражданина профилирования), мерах
поддержки для него, сроках выплаты
пособия, датах явки в службу занятости и
др. Согласование плана необходимо, так
как гражданин берет на себя
обязательство по исполнению плана. Если
он игнорирует обязательства после
согласования, ему перестают выплачивать
пособие по безработице.
Было: в
прежнем Законе о занятости было
обозначено 9 оснований отказа признания
граждан безработными (пункт 3 статьи 3
прежнего Закона о занятости).
Стало: новым
Законом о занятости основания отказа
признания гражданина безработным
вынесены в отдельную статью (статья 24
нового Закона о занятости). В сравнении с
прежним Законом о занятости появился ряд
новых оснований. Например, безработным
нельзя признать того, кто не прошел
профилирование, не явился на
согласование индивидуального плана
содействия занятости или отказался от
него. В признании безработным откажут и
тому, кто является плательщиком налога
на профессиональный доход, а, значит,
самозанятость законодательно
закрепляется как форма занятости.
Было:
критериями подходящей работы
являлись ее соответствие
профессиональной пригодности работника
с учетом уровня его квалификации,
условиям последнего места работы
(службы), а также состоянию здоровья,
транспортной доступности рабочего места
(пункт 1 статьи 4 прежнего Закона о
занятости). Подбор подходящей работы
преимущественно по квалификации
приводил к ситуациям, когда предложения
оказывались не соответствующими
предпочтениям лица или его социальным
возможностям, и человек, оставшийся без
работы, терял право на пособие, так как
вынужден был отказываться от таких
предложений, хотя хотел найти новое
рабочее место, тогда как представления
гражданина о том, подходит ли ему работа,
не совпадали с мнением службы
занятости.
Стало: в
новом Законе о занятости (с января 2025
года) критерии определения подходящей
работы расширили (часть 3 статьи 27 нового
Закона о занятости): теперь при подборе
нового места будут учитывать не только
указанные ранее обстоятельства, но и
опыт, форму занятости, жизненную
ситуацию (в частности, сведения об
имеющихся у гражданина ограничениях
жизнедеятельности, в том числе
инвалидности), поэтому подбор новой
работы обещает стать более адресным,
персональным и индивидуальным.
Было: по
ранее действовавшим правилам (пункт 2
статьи 35 прежнего Закона о занятости,
подпункт 1 пункта 23 Правил, в
соответствии с которыми органы службы
занятости осуществляют социальные
выплаты гражданам, признанным в
установленном порядке безработными, и
выдачу предложений о досрочном
назначении пенсии таким гражданам, утв.
приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н)
занятость гражданина влекла прекращение
выплаты пособия по безработице с
одновременным снятием с учета в качестве
безработного. Поэтому даже если речь шла
о временной или разовой работе,
устройство на такую работу
расценивалось как занятость и влекло
снятие с учета службы занятости и
прекращение выплаты пособия.
Стало: кратковременная подработка не будет влечь за собой снятие безработных граждан с регистрационного учета. Так, по новому Закону о занятости (часть 4 статьи 49 нового Закона о занятости) с января 2025 года граждане смогут работать до 5 рабочих дней в месяц по договору гражданско-правового характера. Гражданину необходимо написать заявление с просьбой о приостановке выплаты пособия. Он получит его только за те дни, в которые не работал. То есть на время работы его "снимут" с выплаты пособия, но не с учета в органах занятости и не с права на пособие в остальное время. При этом доход от подработки не должен превышать установленного минимального размера оплаты труда.
3. Уточнение обязанности работодателей по информированию службы занятости
Было: в
прежнем Законе о занятости не было
конкретного перечня информации,
содержащейся на единой цифровой
платформе, обязанность по представлению
которой несли работодатели. В этих целях
применялись Правила функционирования
единой цифровой платформы в сфере
занятости и трудовых отношений
"Работа в России", утв.
постановлением Правительства РФ от
13.05.2022 N 867. Причем сообщать нужно было о
принятых решениях, например, о принятии
решения о ликвидации организации либо
прекращении деятельности
индивидуальным предпринимателем,
сокращении численности или штата
работников организации, индивидуального
предпринимателя и возможном расторжении
трудовых договоров, о введении режима
неполного рабочего дня (смены) и (или)
неполной рабочей недели, а также о
приостановке производства. Сообщение о
введении режима неполного рабочего дня
(смены) и (или) неполной рабочей недели, а
также при приостановке производства
выполнялось в письменной форме, в
течение 3 рабочих дней после принятия
решения о проведении соответствующих
мероприятий.
Стало: новым Законом о занятости с 1 января 2024 года формулируются в отдельной статье (статья 53 нового Закона о занятости) и уточняются обязанности работодателей по информированию службы занятости. Отчитываться потребуется не только о принятых решениях, но об их изменении, отмене. Из нового - предстоит информировать о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Для исполнения обязанности работодателей по информированию государственной службы занятости следует использовать исключительно информресурсы, в частности, платформу "Работа в России". То есть вся информация передается работодателями сразу на единую платформу, и вместо письменного основным способом взаимодействия со службой занятости становится электронный. Сообщение о введении (об изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое, о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на удаленку, о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) направляется в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий через платформу.
Было: срок
представления работодателями в органы
службы занятости информации о наличии
или об отсутствии свободных рабочих мест
и вакантных должностей прежним Законом о
занятости не устанавливался. На практике
работодатели принимали во внимание
рекомендацию Минтруда России (письмо
Минтруда России от 30.05.2022 N 16-1/ООГ-2182) об
исполнении обязанности по представлению
сведений и информации в органы службы
занятости в срок не позднее 3 рабочих
дней после появления вакансии и не
позднее следующего рабочего дня после ее
закрытия.
Стало: укладываться в 3 рабочих дня по новому Закону о занятости больше не понадобится, прямо закреплено (часть 6 статьи 53 нового Закона о занятости), что о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатель обязан оповестить в течение 5 рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, а об изменении указанной информации - также в течение 5 рабочих дней. Правило действует с 01.01.2024.
4. Изменение квот для людей с инвалидностью
Было: по
нормам прежнего Закона о занятости
(статья 13_2 прежнего Закона о занятости)
работодатели обязаны были выделять
минимальное количество рабочих мест для
приема на работу людей с инвалидностью.
Это число определяется по квотам и
зависит от среднесписочной численности
работников:
- если в
организации работают больше 100 человек,
квота устанавливается
законодательством субъекта РФ от 2 до 4%
от средней численности работников;
- если
от 35 до 100 человек, то квота до 3%. При этом
при численности от 35 до 100 человек
субъекты РФ могут (но не обязаны) вводить
квоту до 3%.
Стало: с 1 сентября 2024 года квота изменится: все работодатели, у которых трудятся больше 35 сотрудников, должны выделить для людей с инвалидностью от 2 до 4% рабочих мест от среднего числа работников. Получается, правило квотирования для инвалидов стало жестче: планка для обязательной квоты снижена до 35 сотрудников и всем небольшим компаниям (малому бизнесу с численностью от 35 до 100 человек) стоит заблаговременно озаботиться выполнением квоты по выделению рабочих мест для инвалидов (если раньше они этого не делали в силу отсутствия соответствующего регионального требования). Конкретный размер квоты в пределах указанной нормы по-прежнему определяют регионы РФ - в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала. При этом они должны будут учитывать рекомендации Минтруда России (статья 38 нового Закона о занятости).
5. Противодействие нелегальной занятости
Было:
прежний Закон о занятости не
употреблял такое понятие, как
"нелегальная занятость", и не
предусматривал ведение общего реестра
работодателей, у которых выявили случаи
теневой, нелегальной занятости.
Стало: новый
Закон о занятости вводит новый термин
"нелегальная занятость", под
которой понимается осуществление
трудовой деятельности в нарушение
установленного трудовым
законодательством порядка оформления
трудовых отношений (часть 1 статьи 66
нового Закона о занятости). Трудовой
кодекс РФ запрещает привлечение
фактически на постоянную, регулярную
работу на основании гражданско-правовых
договоров на выполнение работ или об
оказании услуг. Тем самым, под случаи
нелегальной занятости подпадают
ситуации, когда, например, работодатель
оформляет работника не по Трудовому
кодексу РФ, а по договору
гражданско-правового характера (ГПХ) или
как самозанятого, чтобы предоставлять
меньше гарантий.
Для
противодействия нелегальной занятости
Правительством РФ будет утвержден план
мероприятий противодействия
нелегальной занятости, а на региональном
уровне создадут профильные
межведомственные комиссии. С марта 2024
года они в том числе смогут получать от
налоговых инспекций сведения,
составляющие налоговую тайну (части 3 и 4
статьи 67 нового Закона о занятости).
Кроме того, с 01.01.2025 появится реестр работодателей, у которых выявили факты нелегальной занятости (часть 6 статьи 67 нового Закона о занятости). Иными словами, фактически легализован и появляется официальный общедоступный "черный список" работодателей (правда, не только и не столько для кандидатов и соискателей, как с точки зрения контрольно-надзорных органов).
6. Ежегодная индексация пособия по безработице
Было: по
прежнему Закону о занятости размеры
минимальной и максимальной величин
пособия по безработице гражданам,
признанным в установленном порядке
безработными, ежегодно определялись
Правительством РФ (пункт 3 статьи 33
прежнего Закона о занятости). Например,
на 2023 год они были определены
постановлением Правительства РФ от
14.11.2022 N 2046 в размере 1500 рублей - как
минимум для всех категорий граждан и как
максимум: 12792 рубля - в первые три месяца
периода выплаты пособия по безработице,
5000 рублей - в следующие три месяца
периода выплаты пособия по безработице,
12792 рубля - для граждан предпенсионного
возраста.
Правила об обязательной
ежегодной индексации пособия в прежнем
Законе установлено не было. Как правило,
размер пособия по безработице каждый год
индексировался. Однако в 2023 году
Правительство РФ отказалось от
индексации, поэтому размер пособия
остался таким же, как и в 2022 году.
Стало:
Максимальный и минимальный размеры
пособия закрепляются в самом новом
Законе (части 3-5 статьи 44 нового Закона о
занятости). Пока они установлены в
прежних, аналогичных размерах (что и на
2023 год). Но в 2024 году эти размеры будут
действовать только месяц - январь, так
как с 1 февраля выплаты должны быть
проиндексированы (часть 6 статьи 44 нового
Закона о занятости). И впредь суммы
пособия должны обновляться каждое 1
февраля очередного года исходя из
индекса роста потребительских цен за
предыдущий год. Коэффициент определит
Правительство РФ.
Ссылается на
- О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 25 декабря 2023 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2023 года) (редакция, действующая с 26 октября 2023 года)
- О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (с изменениями на 14 февраля 2024 года) (редакция, действующая с 1 августа 2024 года)
- О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год
- О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 28 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 11 января 2023 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)