Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


О реформе технического регулирования в Российской Федерации

Элькин Григорий Иосифович - Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии



Уважаемые участники конференции!


Позвольте мне выразить благодарность, как руководителю Федерального агентства, которое занимается непосредственно реализацией положений всех нормативно-правовых актов технического регулирования вместе с другими федеральными органами, организаторам. Рассматриваемая на сегодняшнем мероприятии проблема очень важная и социально значимая. Сегодня мы говорим о безопасности, в первую очередь о безопасности граждан и их имущества.

Тема моего доклада: "О реформе технического регулирования в Российской Федерации".

Хочу сказать, что техническое регулирование существовало все годы и в Советском Союзе, и в Российской Федерации. Государство в период СССР можно назвать крупнейшим холдингом, потому что именно оно планировало производство, устанавливало требования к продукции, следило и проводило контроль за выпуском товара, а в определенные периоды даже жесткий контроль (когда вводилась госприемка), было большим производителем и единственным субъектом в области технического регулирования. Советская система стандартизации заслужило большое уважение в мире, в частности признаются ее большие заслуги в период Великой Отечественной войны.

Сегодня на рынке существуют независимые производители, потребители и государство. Основанная задача государства - обеспечение безопасности продукции, обращающейся на рынке, посредством системы технического регулирования. Технические регламенты - это исключительно безопасность. Когда мы говорим о технических регламентах, как единственном виде документов, который содержит обязательные требования безопасности к продукции, мы говорим о системе технического регулирования. Эта система недейственна и немыслима без системы норм, расположенных в стандартах, а так же в других документах, таких как, санитарные нормы, пожарные нормы и многих других. Таким образом, техническое регулирование - это и нормы, и система, которая позволяет контролировать исполнение этих норм. В свою очередь, система контроля делится на две части: первая - дорыночный контроль, вторая часть - государственный надзор за продукцией, которая уже находится на рынке на стадии обращения. Дорыночный контроль в простом понимании - это сертификация и декларирование продукции. Государственный надзор - это функции, которые исполняют федеральные службы.

Закон во многом реализует систему, которая взята из Европейского союза. Подчеркну, это не точная копия, но если сравнить разные системы технического регулирования, система, к которой мы сегодня идем, в большей степени похожа именно на европейскую.

В чем особенность Европейской системы? Особенность европейской системы состоит в том, что в ней присутствует два уровня норм. Первый уровень формулируется в технических регламентах (наш закон говорит о том, что технические регламенты могут быть в виде федеральных законов и в виде постановлений правительства), в которых формулируются существенные технические требования. Для исполнения технического регламента формируется перечень стандартов и документов, которые мы называем сводами правил. Далее, существует конструкция, которая в Европе называется "презумпция соответствия", которая гласит о том, что если производитель исполняет все требования национальных стандартов, опубликованных для технического регламента, он исполняет технический регламент. Во многом формирование требований, как в технических регламентах, так и в национальных стандартах, основывается на гармонизации их с международными требованиями. Это позволяет уменьшить барьеры в торговле, в том числе международной, и обеспечить производителю выход на внешние рынки с будущей (подчеркну) минимизацией затрат на прохождение процедур, которые для этого необходимы. Данная двухуровневая конструкция в Европе называется Новым подходом.

Реформа технического регулирования стартовала в 2003 году, когда был принят закон о техническом регулировании. Основная ее часть - это формирование требований (технических регламентов, новых требований в стандартах) и реформирование системы контроля за их исполнением. Закон предполагает семилетний переходный период, который заканчивается в июле 2010 года. На весь этот период все обязательные нормы, которые были приняты до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании", продолжают действовать и оставаться обязательными. Нормы, которые приняты после 2003 года, являются добровольными, если они не расположены в технических регламентах. В июле 2010 года, все нормы, которые не вошли в технические регламенты, перестают быть обязательными. Известно, что если где-то остается пространство, незакрытое защитными нормами, туда тут же устремляется некачественная продукция, которая производится без учета требований, и на рынке возникает опасная ситуация. Поэтому до лета 2010 года нужно принять все необходимые регламенты.

Закон о техническом регулировании в редакции от мая 2007 года содержит перечень первоочередных технических регламентов, которые в обязательном порядке должны быть приняты до окончания переходного периода. Это технический регламент о безопасности машин и оборудования, о безопасности низковольтного оборудования, о безопасности строительных материалов и изделий, о безопасности зданий и сооружений, о безопасности лекарственных средств, о безопасности лифтов, о безопасности электрических станций и сетей, о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, электромагнитной совместимости, общих требованиях пожарной безопасности, о безопасности колесных транспортных средств, о безопасности медицинских изделий, о безопасности средств индивидуальной защиты, о безопасности химической продукции, о безопасности пищевой продукции, о безопасности аппаратов работающих на газообразном топливе, о безопасности оборудования для взрывоопасных сред. Это перечень того, что непосредственно включено в закон о техническом регулировании, но, безусловно, это не исчерпывающий список.

Что мы имеем на данный момент? С апреля 2006 года действует технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой. С декабря 2008 года действует регламент на молоко и молочную продукцию. С декабря 2008 года действует регламент на масложировую продукцию. С января 2009 года - о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. С апреля 2009 года действует технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей. С мая 2009 года - тот регламент, который сегодня является предметом обсуждения на данном форуме. С декабря 2009 года поэтапно вступают в силу требования технического регламента на табачную продукцию. И с апреля 2011 года - вступает в силу технический регламент о безопасности продукции для детей и подростков. Не все регламенты данного списка входят в перечень из 18 регламентов, которые я вам перечислил.

Целый ряд технических регламентов сейчас готовится к принятию. В значительной степени готов к принятию регламент о безопасности низковольтного оборудования - он находится уже в Государственной Думе. Близок к выходу регламент о безопасности машин и оборудования. Эти два регламента во многом гармонизированы с европейскими директивами. Готовятся к выходу регламенты, связанные с безопасностью зданий и сооружений, и безопасностью строительных материалов. Готовится к выходу регламент о безопасности колесных транспортных средств, в основе которого лежат требования ЕКО (международные требования к автомобильной технике). Иными словами, работа по подготовке технических регламентов последние два года проходит более интенсивно, чем в начальные годы после вступления в силу закона о техническом регулировании.

Я буквально несколько слов хочу сказать о роли стандартизации в техническом регулировании. Поддержка технических регламентов и презумпция соответствия - это приблизительно 10-15% от общего состава отечественных норм. (Аналогичная статистика существует и в других странах). Таким образом, стандартизация играет не только роль защиты безопасности, но и должна способствовать развитию конкурентоспособности продукции. Это совершенно иная роль стандартизации. Тот, кто связан с промышленностью, безусловно, знает о том, что у стандартизации есть много иных функций. С одной стороны - это передача опыта. С другой стороны использование современных стандартов, внедрение их в производство во многом сокращает путь по достижению конкурентоспособности. Поэтому в настоящее время готовится закон о стандартизации.

В последние годы в мире наметились совершенно новые тенденции. Если раньше, как в СССР, так и в других странах, специалисты в области нормирования и организации по стандартизации занимались разработкой национальных стандартов, то в последние годы они в основном концентрируются на разработке международных стандартов: с одной стороны извлекая опыт передовых технологий в производстве продукции, с другой - лоббируя интересы своих производителей на международном рынке. Таким образом, международная стандартизация занимает все большую и большую долю в деятельности специалистов по техническому нормированию. Такое смещение акцентов в сторону международной стандартизации - это тенденция основных развитых стран.

В нашей стране в последние годы активность в разработке стандартов, безусловно, повысилась. Во многом это связано с сотрудничеством с общественными организациями, которые объединяют промышленность, и в первую очередь с Российским союзом промышленников и предпринимателей. На базе РСПП создан целый ряд межотраслевых комитетов по стандартизации, которые руководят стандартизацией в таких областях как нефтегазовая промышленность, строительный комплекс, и т.д. и т.д., - и это на самом деле очень важно. Сегодня мы имеем фонд, который содержит порядка 25 тыс. стандартов и средний уровень гармонизации этого фонда составляет 35-37%. Это не очень высокие показатели. Во многом это связано с тем, что 90-е годы для стандартизации стали потерянным периодом. Страна в год разрабатывала всего 100-150 стандартов, в то время как ведущие мировые страны в год разрабатывают 2-2,5 тыс. стандартов, как минимум. Сегодня мы выходим на уровень 600-900 стандартов в год, но и этого пока недостаточно. Поэтому вовлечение промышленности в стандартизацию помогает решить поставленные задачи. В стране утверждена концепция развития стандартизации, которая позволяет поэтапно развивать ее и подтянуть к мировому уровню. Мы активно сотрудничаем с международными организациями.

В завершении хочу сказать, что техническое регулирование - это значимая область. Очень важно, устанавливая требования и формы контроля и государственного надзора, сделать их адекватными тому риску причинения вреда, который может принести недоброкачественная, опасная продукция на нашем рынке. Важно не сделать их очень высокими, что привело бы к негативному влиянию на нашу промышленность, и не занизить этот уровень. Это основная проблема технического регулирования в процессе создания новых технических регламентов, новых форм и методов подтверждения соответствия, которые записываются в технические регламенты. Я надеюсь, что в содружестве специалистов, которые заняты созданием технических регламентов, в содружестве с промышленностью, вместе с организациями, которые представляют потребителей, мы необходимого уровня технических регламентов и необходимые цели создания новой системы технического регулирования в результате достигнем.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ