Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Внесен депутатами
Государственной Думы
В.А.Головневым,
А.В.Терентьевым,
В.Ф.Звагельским


Проект



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент "О безопасности упаковки"

Статья 1. Цели закона


Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей упаковки.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к упаковке, в том числе при проведении оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также организации государственного контроля (надзора) за соответствием упаковки, находящейся на стадии обращения, обязательным требованиям безопасности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

- требования, обеспечивающие безопасное использование всех типов упаковки, находящейся в обращении на территории Российской Федерации и включенных в сферу действия настоящего Федерального закона;

- правила идентификации упаковки для целей применения настоящего Федерального закона;

- правовые основы отношений в области оборота и обращения упаковки;

- правила и формы оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

- требования к маркировке упаковки.

3. В случае необходимости выполнения специальных условий хранения, транспортирования или использования упаковываемой продукции в технических регламентах на конкретные виды продукции могут быть предусмотрены дополнительные требования безопасности к упаковке.

Статья 3. Объекты технического регулирования, в отношении


которых применяется Федеральный закон

1. К объектам технического регулирования настоящего технического регламента относятся:

- упаковка металлическая;

- упаковка полимерная и из комбинированных материалов на основе полимерных пленок;

- упаковка из бумаги и картона и комбинированных материалов на основе бумаги;

- упаковка стеклянная;

- упаковка из древесины и древесных материалов;

- средства укупорочные (полимерные, металлические, корковые и комбинированные);

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

- упаковку медицинских приборов, лекарственной, фармацевтической продукции, пестицидов и агрохимикатов;

- упаковку продукции, содержащей радиоактивные вещества и элементы;

- упаковку средств гигиены полости рта.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона устанавливаются следующие основные понятия:

упаковка - продукция, которая используется производителем/потребителем для размещения, хранения, транспортирования и защиты товара от повреждения и потерь;

документы по стандартизации - национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил;

тип упаковки - классификационная единица, определяющая упаковку по материалу и по конструкции;

групповая упаковка - упаковка, предназначенная для непосредственного размещения упакованной продукции или штучной неупакованной продукции, реализуемой конечному пользователю или потребителю; групповая упаковка может быть отделена от продукции без изменения характеристик последней;

маркировка упаковки - информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, наносимая на упаковку, ярлык, этикетку для обеспечения идентификации, информирования пользователей о соответствии выпускаемой в обращение упаковки требованиям технического регламента и положениям национальных стандартов;

карантинный объект - вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации;

обращение на рынке - обращение упаковки путем обмена посредством купли-продажи;

потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному пользователю или потребителю;

тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции;

транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для транспортирования и хранения продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу;

укупорочное средство - вспомогательное упаковочное средство, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого.

Статья 5. Идентификация упаковки

1. Идентификацию упаковки по признакам, включающим наименование, тип и назначение упаковки и соответствие ее характерным признакам, свойственным определяемому типу упаковки, проводит:

- изготовитель (продавец или уполномоченный представитель иностранного изготовителя), заявляющий о соответствии упаковки требованиям настоящего технического регламента и предоставляющий ее в обращение на территории Российской Федерации;

- орган по сертификации в целях подтверждения соответствия упаковки, подлежащей обязательной сертификации, требованиям настоящего технического регламента;

- орган государственного контроля (надзора) в целях контроля соответствия упаковки, находящейся в обращении на территории Российской Федерации, требованиям настоящего технического регламента.

2. Для идентификации упаковки используются органолептический и инструментальный способы:

- при органолептическом способе упаковку идентифицируют по ее наименованию, типу и назначению, а также по ее тождественности и характерным признакам, свойственным определяемому типу упаковки в соответствии с документами по стандартизации;

- при инструментальном способе идентификации упаковки проводят испытания в соответствии с национальными стандартами из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе отбора проб, необходимых для применения и исполнения настоящего технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Статья 6. Общие требования к безопасности упаковки

1. Упаковка в течение установленного срока должна обеспечивать размещение, хранение, транспортирование и защиту товара от повреждения и потерь, и соответствовать требованиям безопасности, определенным в настоящем регламенте, с целью минимизации рисков, связанных с недостаточной механической прочностью, а также с химическим составом материалов упаковочных средств и способностью химического вещества к высвобождению из них.

2. Количества химических веществ, выделяющихся из упаковки, контактирующей с пищевыми продуктами, должны соответствовать требованиями действующего законодательства.

3. Упаковка должна быть изготовлена из материалов, допускающих в конце их жизненного цикла переработку в качестве вторичных ресурсов.

4. Материалы, из которых изготовлена упаковка, не должны быть потенциально опасными для здоровья человека и окружающей среды в результате выделения вредных веществ из этих материалов и порчи содержимого упаковки.

Упаковка должна быть спроектирована и изготовлена таким образом, чтобы были исключены риски:

- нарушения герметичности;

- нарушения целостности и качества упаковки, вызванные такими внешними воздействиями, как температура, излучение, свет или возможные механические воздействия (удары и вибрация);

- нарушения упаковки, вызванные взаимодействием с содержимым;

- вскрытие с нанесением травм или порчи содержимого.

5. Ответственность за безопасность упаковки несет хозяйствующий субъект, вводящий упаковку в обращение на рынке.

Статья 7. Требования безопасности к металлической упаковке

1. Металлическая упаковка должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона по следующим показателям безопасности:

- герметичность;

- прочность на удар при свободном падении;

- прочность при вертикальном сжатии;

- прочность на сжатие при штабелировании;

- прочность при гидравлическом давлении (для отдельных типов упаковки);

- стойкость внутреннего покрытия к различным растворам.

2. Показатели, характеризующие герметичность транспортной металлической упаковки.

Транспортная металлическая упаковка должна выдерживать внутреннее избыточное давление воздуха не менее:

- 0,05 МПа - бочки и барабаны;

- 0,15 МПа - стальные толстостенные бочки для опасных грузов;

- 0,02 МПа - стальные фляги для всех видов грузов;

- 0,03 МПа - стальные канистры.

3. Металлическая упаковка считается прочной, если в результате удара падения отсутствуют разрушения.

4. Показатели, характеризующие прочность металлической упаковки при вертикальном сжатии.

Металлическая упаковка должна выдерживать без деформации нагрузку при сжатии в осевом направлении не менее:

- 1960 Н - банки и бочонки из жести;

- 800 Н - банки алюминиевые.

5. Показатели, характеризующие стойкость внутреннего лакокрасочного покрытия металлической упаковки к различным средам.

Лакокрасочное покрытие должно быть стойким к воздействию упаковываемой продукции. Внешний вид контактирующей поверхности упаковки не должен изменяться под воздействием упаковываемой продукции в процессе эксплуатации.

6. Упаковка потребительская металлическая должна обеспечивать герметичность.

7. Металлические банки для консервов (жесть, алюминий) должны иметь внутреннее защитное покрытие, стойкое при стерилизации в модельных средах в течение 1 ч при температуре (120 ± 2) єС.

Статья 8. Требования безопасности к полимерной упаковке и упаковке из комбинированных материалов на основе полимеров


1. Упаковка полимерная должна соответствовать требованиям по следующим показателям безопасности:

- герметичность;

- механическая прочность;

- химическая стойкость.

2. Показатели герметичности.

Упаковка считается герметичной, если нет признаков течи при вертикальном подвешивании или просачивания при горизонтальном положении испытываемой упаковки с упакованной продукцией.

3. Показатели механической прочности.

Упаковка считается механически прочной, если в результате удара при свободном падении отсутствуют признаки разрушения и течи.

4. Прочность транспортной упаковки при сжатии в осевом направлении.

Полимерная упаковка должна выдерживать без разрушения нагрузку на сжатие (штабелирование) при высоте штабеля не менее 2,5 м, с учетом коэффициента запаса прочности.

Требования к прочности швов для мешков из полимерных пленок:

- прочность сварного шва должна быть не менее 60 % прочности при растяжении пленки.

Требования к прочности швов для пакетов из полимерных пленок:

- прочность сварного шва должна быть не менее 70 % прочности при растяжении пленки.

5. Показатели химической стойкости.

Полимерная упаковка должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции.

6. Показатели стойкости к горячей обработке.

Потребительская упаковка не должна растрескиваться и деформироваться в течение 10 минут в горячей воде при температуре (70 ± 5) єС.

Статья 9. Требования безопасности к потребительской упаковке из бумаги, картона и комбинированных материалов на их основе


Потребительская упаковка из бумаги и картона и комбинированных материалов на их основе должна обладать механической прочностью.

Прочность клеевого шва пакета - не ниже прочности бумаги или комбинированного материала, из которых изготовлен пакет.

Пакеты, применяемые для упаковывания сыпучей продукции, должны выдерживать без повреждения два удара при свободном падении с высоты не менее 10 см.

Соединение крышки коробки или клапана пачки из бумаги и комбинированных материалов должно выдерживать без повреждения десять двойных перегибов на 180є.

Мешки из бумаги считаются прочными в результате удара при свободном падении, если отсутствуют признаки повреждения.

Ящики из гофрированного картона должны выдерживать удар при свободном падении при высоте сбрасывания, указанной в таблице 1.


Таблица 1.

Наименование
показателя

Масса продукции в ящике, кг

свыше
7,5 до 10

свыше
10 до 15

свыше
15 до 20

свыше
20 до 25

свыше
25 до 30

свыше
30 до 35

свыше
35 до 40

Высота сбрасывания, см

100

80

70

65

60

55

50



Ящики из гофрированного картона должны выдерживать удар на горизонтальной плоскости.

Ящики из гофрированного картона должны обладать необходимым усилием сопротивления сжатию.

Упаковка из бумаги, картона и комбинированных материалов на основе бумаги и картона не должна содержать карантинных объектов.

Статья 10. Требования безопасности к стеклянной таре

1. Стеклянная тара должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона по следующим показателям безопасности:

- химическая устойчивость (водостойкость, кислотостойкость);

- термическая стойкость;

- механическая прочность.

2. Показатели безопасности химической устойчивости:

- водостойкость стекла для стеклянной тары всех видов не ниже класса гидролитической стойкости 3/98;

- кислотостойкость банок и бутылок для консервов и продуктов детского питания должна обеспечивать отсутствие признаков разъедания и помутнения поверхности стеклянной тары под действием 10 % уксусной кислоты в течение срока годности упакованной продукции.

3. Показатели безопасности термической стойкости.

Стеклянная тара должна обладать термической стойкостью.

4. Показатели безопасности механической прочности.

Стеклянная тара должна обеспечивать сопротивление внутреннему гидростатическому давлению, в МПа, не менее:

- бутылки круглой формы для пищевых продуктов:

1,67 - для шампанского и игристых вин;

0,67 - для безалкогольных, слабоалкогольных напитков, минеральной воды;

1,37 - для газированных и игристых вин;

0,98 - для пива;

0,49 - для водки и ликероводочной продукции.

Стеклянная тара должна обеспечивать сопротивление усилию сжатия в направлении вертикальной оси корпуса, в Н, не менее:

5000 - бутылки для пива;

3000 - банки для консервируемых продуктов;

2500 - банки для продуктов детского питания.

Статья 11. Требования безопасности к упаковке из древесины и древесных материалов

1. Упаковка из древесины должна выдерживать без повреждений удар при свободном падении:

- деревянные закрытые ящики с массой продукции до 100 кг включительно должны выдерживать семь падений;

- открытые с массой продукции до 20 кг - шесть падений.

Высота падения образца приведена в таблице 2.


Таблица 2

Масса продукции в ящике, кг

Высота падения, см

До 25

80

Свыше 25 до 50 включительно

50

Свыше 50 до 100 включительно

30



Высота падения для открытых ящиков с массой продукции до 20 кг - 500 мм.

Ящики и обрешетки с массой продукции до 150 кг включительно должны выдерживать вибрационные нагрузки при частоте колебаний от 3 до 4,6 Гц и ускорение от 0,5 до 1.1 g в течение 1 ч или, при испытании транспортированием, ящики и обрешетки должны выдерживать транспортирование автомашиной любой марки на расстояние 250 км со скоростью от 30 до 40 км/ч по булыжным или грунтовым дорогам, при высоте штабеля не менее 2,5 м.

Ящики и обрешетки с массой продукции до 200 кг включительно должны выдерживать 9 горизонтальных ударов. Скорость соударения образца с ударной стенкой выбирают в соответствии с таблицей 3.


Таблица 3

Масса продукции в ящике, кг

Скорость соударении, м/с

До 50 включительно

3,3

Свыше 50 до 100 включительно

2,7

Свыше 100 до 200 включительно

1,8



Прочность при сжатии - дощатые ящики для продукции массой до 500 кг включительно и фанерные ящики для продукции массой до 200 кг, имеющие соотношение массы брутто (m) к объему ящика 0,7 т/м(3) и выше, должны выдерживать вертикальную сжимающую нагрузку 26460 Н/м(2 )при приложении ее перпендикулярно верхней поверхности ящика.

Для ящиков с отношением массы брутто к объему менее 0,7 т/м(3 )норму нагрузки D вычисляют по формуле:

D=2,7Чm/(HЧBЧLЧ0,7),

где m - масса брутто;

Н; В; L - наружные размеры.

2. Упаковка из древесины и древесных материалов не должна содержать карантинных объектов.

Статья 12. Требования безопасности к укупорочным средствам

1. Укупорочные средства не должны причинять вред жизни или здоровью граждан, должны соответствовать содержимому и обеспечивать защиту продукта на всех этапах обращения при соблюдении условий транспортирования и хранения.

2. Укупорочные средства должны соответствовать функциональному назначению, обеспечивать герметичность упаковки, ее безопасное вскрытие без нанесения травм потребителю и быть удобны при пользовании.

3. Винтовые укупорочные средства должны обеспечивать открывание упаковки без усилий.

4. Лакокрасочное покрытие, нанесенное на поверхность укупорочных средств, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, не должно переходить в продукт.

5. Безопасность полимерных укупорочных средств.

5.1. Поверхность полимерных укупорочных средств должна быть без сквозных отверстий, не допускаются дефекты, характеризующиеся локальным и/или объемным нарушением сплошности, целостности и геометрической формы изделия.

5.2. На укупорочных средствах не допускаются дефекты защитных приспособлений, для винтовых укупорочных средств - разрывы по резьбе.

5.3. Пробки для укупоривания упаковки с игристыми винами должны выдерживать сопротивление давлению 9 кПа в течение 10 мин или условия их пастеризации [температура (60 ± 5) єС, время не менее 1 ч] без разрушений.

5.4. Крышки для консервирования должны быть стойкими к растворам кислот и к горячей обработке. После воздействия кислот и проведения обработки изделия должны оставаться без видимых изменений по сравнению с контрольными образцами.

5.5. Коробление полимерных крышек, изготовленных из термопластов - не более 1 %, из реактопластов - не более 0,5 %.

5.6. Клеевой шов защитных полимерных колпачков должен быть сплошным, ровным, без складок и прожженных мест и не должен расходиться при термической обработке.

5.7. Значение максимально допустимого количества полимерной пыли, вносимой статическим электричеством и остающейся на изделии, составляет не менее 0,0005 г на одно изделие, в зависимости от полимерного материала конкретного укупорочного средства, и устанавливается в документах по стандартизации.

6. Безопасность металлических укупорочных средств.

6.1. Конструкции металлических укупорочных средств с уплотнительными элементами должны обладать прочной фиксацией, исключающей их попадание внутрь упаковки.

6.2. Металлические укупорочные средства должны быть устойчивы к коррозии.

6.3. Не допускается применение укупорочных средств из фольги и материалов на основе свинца.

7. Безопасность корковых укупорочных средств.

7.1. Корковые укупорочные средства (пробки цилиндрические, пробки с дополнительным верхом, прокладки уплотнительные, пробки конические) должны обеспечивать герметичность упаковки.

7.2. Влажность корковых укупорочных средств должна быть:

- для всех видов пробок - (6 ± 2) %;

- прокладок для кронен-пробок - не менее 8 %;

- прокладок для винтовых колпачков - не менее 10 %.

7.3. Предел прочности при кручении для агломерированных и сборных корковых пробок должен быть не менее 6 декаН/смІ.

7.4. Капиллярность боковой поверхности корковых пробок над уровнем реактива должна быть для:

- натуральных и кольматированных пробок - не более 2,5 мм;

- агломерированных (агглютинированных) пробок ? не более 1/3 длины;

- сборных пробок - не более 1/3 длины.

7.5 Максимальное допустимое количество корковой пыли, остающееся на изделиях, должно быть:

- не более 0,003 г на одну пробку для натуральных, кольматированных, агломерированных и сборных пробок;

- не более 0,002 г на одну пробку для агломерированных пробок, изготовленных методом агглютинации.

8. Безопасность комбинированных укупорочных средств.

8.1. Клеевой шов комбинированных колпачков должен обладать необходимой прочностью, которую определяют по величине разрушающего усилия.

8.2. В уплотнительных комбинированных прокладках не допускается расслаивание материалов на составляющие.

8.3. Уплотнительные прокладки из полимерных материалов металлических крышек, кронен-пробок и колпачков должны выдерживать термическую обработку: для пастеризуемой продукции - при температуре (100 ± 2) єС, для стерилизуемой продукции - (121 ± 2) єС, без нарушения их целостности и отслаивания.

Статья 13. Маркировка упаковки

1. Маркировка наносится изготовителем, продавцом или уполномоченным представителем иностранного изготовителя упаковки непосредственно на упаковку или на вспомогательные средства (ярлыки, этикетки и др.). Необходимые данные вносятся в сопроводительную документацию, в том числе приводится информация, подтверждающая соответствие упаковки требованиям настоящего технического регламента.

2. Маркировка должна содержать информацию об изготовителе, виде материала, из которого изготовлена эта упаковка, а также сведения о возможности повторного использования или утилизации.

3. Маркировка должна быть отчетливо видимой, разборчивой, устойчивой к внешним воздействующим факторам.

4. При нанесении маркировки допускается использование условных знаков, пиктограмм и т.п., однозначно устанавливающих характеристики упаковки.

5. Материалы и способы нанесения маркировки должны обеспечивать ее сохранность в течение всего срока использования упаковки.

6. На потребительскую упаковку вместимостью более 0,2 л в процессе изготовления наносят следующую маркировку:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- номинальную вместимость в литрах с указанием единицы измерения (л).

7. На все виды полимерной упаковки наносят пиктограмму "петля Мёбиуса" в виде четкого оттиска на дно или нижнюю часть корпуса упаковки.

8. Упаковка для детского питания должна иметь дополнительную информацию в виде обозначения "ДП".

Статья 14. Оценка соответствия


Оценка соответствия требованиям, установленным в настоящем Федеральном законе для всех видов упаковки, включенным в сферу его действия, проводится в форме:

- подтверждения соответствия, государственного контроля (надзора).

Статья 15.Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия упаковки устанавливается настоящим Федеральным законом в формах:

- принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

2. Обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего регламента подлежит упаковка, контактирующая с пищевыми продуктами, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Перечень упаковки, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, приведен в Приложении 1.

3. При обязательном подтверждении соответствия заявителями могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, либо изготовители, либо продавцы, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой упаковки требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 16. Декларирование соответствия упаковки

1. Декларирование соответствия различных видов и типов упаковки осуществляется принятием декларации о соответствии на основании:

- собственных доказательств;

- собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.

2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия упаковки требованиям настоящего Федерального закона.

3. Доказательственные материалы должны содержать данные из технической документации, результаты собственных испытаний, подтверждающие выполнение требований настоящего Федерального закона.

В качестве доказательственных материалов могут быть использованы также документы, содержащие необходимые сведения для подтверждения соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

4. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель представляет кроме доказательственных материалов, приведенных в пункте 3 настоящей статьи, в дополнение к ним протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, подтверждающие выполнение требований настоящего Федерального закона.

5. Срок действия декларации о соответствии устанавливается не более трех лет.

Статья 17. Обязательная сертификация упаковки

1. Обязательная сертификация упаковки по типам, приведенным в Приложении 1, осуществляется по одной из следующих схем (Приложение 2):

- сертификация упаковки, серийно выпускаемой, с последующим инспекционным контролем сертифицированной упаковки (схема 3с);

- сертификация серийно выпускаемой упаковки, с анализом состояния производства и последующим инспекционным контролем (схема 4с);

- сертификация партии упаковки (схема 6с).

2. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации.

Статья 18. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации.

2. При проведении государственного контроля (надзора) используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При выявлении в ходе государственного контроля (надзора) несоответствия упаковки требованиям настоящего Федерального закона принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального Закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.

2. Сертификат соответствия и декларация о соответствии на упаковку, изготовленную до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания сроков действия сертификата соответствия и декларации о соответствии.

3. На упаковку, изготовленную до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются требования, действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Выпуск в обращение упаковки, изготовленной или импортированной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допускается в течение срока годности упаковки.

Статья 20. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона


Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Президент
Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень упаковки, подлежащей подтверждению соответствия.


Наименование упаковки

Код ОКП

Форма подтверждения соответствия

Бочки металлические

14 1500

Декларация о соответствии

Банки металлические для консервов

14 1740
14 1750

Сертификат соответствия

Упаковка потребительская полимерная

22 9700

Сертификат соответствия

Бутылки стеклянные для:
- шампанского и игристых вин;
- пива

59 8700


Сертификат соответствия

Декларация о соответствии с участием третьей стороны

Банки, бутылки стеклянные для консервов (в том числе, для детского питания)

59 8610

Сертификат соответствия

Упаковка потребительская из бумаги, картона и
комбинированных
материалов на основе
бумаги- коробки, пакеты

54 8000

Декларация о соответствии

Укупорочные средства:
полимерные,
металлические,
корковые,
комбинированные


92 9981,
92 9982,
92 9983,
92 9989

Сертификат соответствия



Декларация о соответствии с участием третьей стороны

Упаковка из древесины и древесных материалов

54 7100
54 7200

Декларация о соответствии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схемы, применяемые при проведении декларирования упаковки


Схема 1д включает следующие операции, выполняемые заявителем:

- формирование комплекта технической документации;

- принятие декларации о соответствии.

Заявитель (изготовитель) предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства обеспечил соответствие изготовляемой упаковки технической документации и относящимся к этой упаковке требованиям технического регламента.

Заявитель принимает декларацию о соответствии, регистрирует ее в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании".

Схема 5д включает следующие операции:

- испытания партий продукции, проводимые аккредитованной испытательной лабораторией, и выдача протоколов испытаний заявителю;

- принятие заявителем декларации о соответствии.

Заявитель (изготовитель, продавец) принимает декларацию о соответствии, регистрирует ее в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании".

Схемы, применяемые при обязательной сертификации упаковки:

Схема 3с включает следующие операции:

- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;

- проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;

- анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Заявитель подает заявку на сертификацию своей продукции по своему выбору в один из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данную продукцию в области аккредитации.

Орган по сертификации сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.

Испытания типовых образцов проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.

При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия.

Орган по сертификации проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в течение всего срока действия сертификата соответствия путем периодических испытаний образцов продукции.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата соответствия подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия.

Схема 4с включает следующие операции:

- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;

- проведение испытаний типовых образцов аккредитованной испытательной лабораторией;

- проведение органом по сертификации анализа состояния производства;

- обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача заявителю сертификата соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной упаковкой.

Заявитель подает заявку на сертификацию упаковки по своему выбору в один из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данный вид упаковки в области аккредитации.

Орган по сертификации сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.

Испытания типовых образцов проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.

Анализ состояния производства проводится органом по сертификации у заявителя. Результаты анализа оформляются актом.

При положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.

Заявитель в процессе производства упаковки информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в упаковку. Орган по сертификации проверяет эти изменения и решает, будет ли сохраняться действие выданного сертификата соответствия. О своем решении он сообщает изготовителю. Орган по сертификации проводит инспекционный контроль за сертифицированной упаковкой в течение всего срока действия сертификата соответствия путем периодических испытаний образцов упаковки и анализа производства.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия.

Схема 6с включает следующие операции:

- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;

- проведение испытаний партии упаковки аккредитованной испытательной лабораторией;

- анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия.

Заявитель подает заявку на сертификацию партии упаковки по своему выбору в один из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данный вид упаковки в области аккредитации. В заявке должны содержаться идентифицирующие признаки партии и входящих в нее единиц упаковки.

Орган по сертификации сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.

Испытания партии упаковки проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.

При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия на данную партию упаковки и выдает его заявителю.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки"


Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" разработан в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании" на основании приказа Ростехрегулирования от 25 марта 2008 г. N 768 и приказа Минпромторга России от 28 февраля 2008 г. N 82.

Упаковочная индустрия, которая начала формироваться в Российской Федерации как отрасль около 10 лет назад, в настоящее время характеризуется следующими показателями: объем материалов, используемых для производства упаковки, составляет 6 млн. тонн в год, в сфере производства упаковки продукции задействовано более 400 предприятий, тара и упаковка используется практически во всех отраслях российской экономики.

Затраты на упаковку продукции перерабатывающей промышленности России (с учетом затрат на транспортирование тары и упаковки к местам ее использования) оцениваются специалистами более 2 млрд. рублей в год.

Рыночные преобразования создали условия для появления на потребительском рынке фальсифицированной и нелегальной продукции, которая часто представляет опасность здоровью населения и наносит вред окружающей среде.

В связи с чем, в защите потребительского рынка от подобной продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители.

Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" является единственно возможным элементом регулирования обеспечения безопасности при использовании упаковки. Технического регламента на упаковку в настоящее время нет, целесообразна разработка технического регламента, охватывающего эксплуатационные требования к упаковке в зависимости от ее предназначения с целью защиты жизни или здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В представленном проекте федерального закона содержатся необходимые требования, которые должны обеспечить безопасность при использовании упаковки из различных материалов, укупорочных средств и упаковочных отходов.

Предполагается, что критерием соответствия требованиям настоящего проекта федерального закона может служить соблюдение положений национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, перечень которых утвержден Национальным органом Российской Федерации по стандартизации и опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Практически все темы планов национальной стандартизации в области упаковки предусматривают в стандартах целевые показатели и требования к эксплуатационным характеристикам, которые могут повлиять на выбор требований при подготовке проекта федерального закона - технический регламент "О безопасности упаковки".

Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" устанавливает: терминологию, требования безопасности упаковки, правила идентификации и маркировки упаковки, формы подтверждения соответствия, порядок введения регламента и т.д.

В техническом регламенте приведены требования безопасности упаковки, обеспечивающие задаваемые условия ее эксплуатации.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации определенных видов упаковки, предназначенных для пищевых продуктов, в данном проекте регламента предполагается, что обязательная сертификация требуется только для упаковки пищевых продуктов.

Оценка соответствия упаковки требованиям проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" может быть основана на выполнении методов испытаний, указанных в национальных стандартах, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов.

В проекте федерального закона отражены положения переходного периода после вступления в силу Федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки".


ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ
федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки"


Упаковочная индустрия, которая начала формироваться в Российской Федерации как отрасль около 10 лет назад, в настоящее время характеризуется следующими показателями: объем материалов, используемых для производства упаковки, составляет 6 млн. тонн в год, в сфере производства упаковки продукции задействовано более 400 предприятий, тара и упаковка используется практически во всех отраслях российской экономики.

Затраты на упаковку продукции перерабатывающей промышленности России (с учетом затрат на транспортирование тары и упаковки к местам ее использования) оцениваются специалистами более 2 млрд. рублей в год.

Рыночные преобразования создали условия для появления на потребительском рынке фальсифицированной и нелегальной продукции, которая часто представляет опасность здоровью населения и наносит вред окружающей среде.

В связи с чем, в защите потребительского рынка от подобной продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители.

Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" является единственно возможным элементом регулирования обеспечения безопасности при использовании упаковки.

В представленном проекте федерального закона содержатся необходимые требования, которые должны обеспечить безопасность при использовании упаковки из различных материалов, укупорочных средств и упаковочных отходов.

Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" устанавливает: терминологию, требования безопасности упаковки, правила идентификации и маркировки упаковки, формы подтверждения соответствия, порядок введения регламента и т.д.

Принятие федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" направлено на снижение уровня затрат потребителей упаковки - за счёт снижения затрат в результате потерь упаковываемых товаров и уменьшения уровня затрат, связанных с необходимостью ликвидации последствий использования некачественной упаковки. Экспертные оценки экономических потерь от присутствия некачественной упаковки на рынке определяют величину таких затрат, как 4-6 % от объёма рынка упаковки, что составляет 280-420 млн. долл. в год. Введение технического регламента позволит снизить эти затраты до уровня 70-120 млн. долл. в год. Уменьшение затрат на лечение болезней покупателей пищевой продукции, связанных с поступлением вредных веществ в организм человека из некачественной упаковки при употреблении продуктов питания, оценке не поддаётся по причине отсутствия достоверных статистических данных, однако следует предполагать, что это должны быть значимые цифры в расчётах экономических последствий введения технического регламента.

Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" представляет собой системообразующий документ, устанавливающий общие правила и подходы, а также основные особенности оценки соответствия упаковочных средств и их компонентов требованиям безопасности. Принятие технического регламента позволит повысить эффективность действий государственной власти в сфере обеспечения безопасности быстро развивающейся сферы упаковки.

Введение федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" должно привести к сокращению допуска на российский рынок упаковки и упакованной продукции, не соответствующей современным требованиям и не адаптированной к условиям эксплуатации в Российской Федерации.

Прогнозируемое снижение суммарного ущерба от использования недоброкачественной упаковки и нецивилизованного обращения с упаковочными отходами существенно превышает дополнительные издержки, возникающие у участников рынка, реализующих упакованную продукцию на рынках Российской Федерации.

Устанавливаемые в техническом регламенте требования гармонизированы с положениями международного законодательства и предусматривают обеспечение выполнения международных соглашений, участником которых является Российская Федерация. Таким образом, принятие технического регламента является экономически обоснованным и окажет положительное воздействие на сферу промышленного производства и экономику в целом.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"Технический регламент "О безопасности упаковки"

1. Сфера применения настоящего федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки"

1.1. Настоящий федеральный закон разработан в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей упаковки, регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к упаковке и к связанным с ними процессам хранения, перевозки и реализации, в том числе при проведении оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также организации государственного контроля (надзора) за соответствием упаковки, находящейся на стадии обращения, обязательным требованиям безопасности.

1.2. Настоящий федеральный закон устанавливает:

1.2.1. правовые основы отношений в области оборота и обращения упаковки, а также обращения с упаковочными отходами, в целях обеспечения экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия этих отходов на здоровье человека и окружающую среду посредством организации, координации и экономического стимулирования деятельности по их вовлечению в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.

1.2.2. требования, обеспечивающие безопасное использование всех видов и типов упаковки, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и включенных в сферу действия настоящего федерального закона.

1.2.3. правила идентификации упаковки для целей применения настоящего федерального закона;

1.2.4. правила и формы оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим федеральным законом;

1.2.5. требования к маркировке упаковки.

1.3. Перечень групп, на которые воздействует принятие технического регламента "О безопасности упаковки"

Отрицательное воздействие недоброкачественной упаковки в процессе её производства, транспортировки и применения распространяется на следующие объекты:

Производители (поставщики) - крупные и средние организации, производящие и поставляющие упаковку. Отечественная индустрия упаковки растет быстрыми темпами. Все усложняющаяся структура отрасли, разнообразие упаковочных материалов и повышающаяся опасность появления недоброкачественных изделий предъявляют новые требования к правовому обеспечению безопасности участников рынка упаковки и потребителей упакованной продукции.

По данным Росстата, ежегодный прирост объёма упаковочных изделий составляет более 10 %, что намного выше темпов роста мирового рынка (4-5 % в год). Отдельные сегменты (например, картон и гибкая упаковка) растут еще быстрее - на 15-20 % в год. На рынке появляются новые виды упаковки и новые материалы. По данным НА "Союзупак", емкость рынка упаковки Российской Федерации составляет 7-8 млрд. долл., по данным ИК "Финам" - 5,8 млрд. долл.

На каждого россиянина приходится 40-50 кг упаковочных материалов (на каждого американца - 230 кг). По прогнозам специалистов, процесс насыщения рынка упаковочными материалами продолжится в ближайшие годы.

В Российской Федерации, как и во всем мире, основную долю занимает сегмент пищевой упаковки, доля которого составляет 70-75 %: снижается количество развесных изделий; растет доля крупных продуктовых сетей; повышается спрос на новые виды упаковки длительного хранения. Немного ниже спрос на упаковку для бытовой химии, парфюмерии и косметики, табачного производства.

Основной объём упаковочных материалов и изделий в Российской Федерации состоит из четырех основных сегментов: упаковка из металла, стекла, полимеров, бумаги и картона, картонная упаковка. В России картон остается наиболее распространенным упаковочным материалом. Рост производства в этом секторе опережает рост отрасли в целом, но российские показатели пока далеки от европейских: на одного россиянина в год приходится порядка 13 кг картонной и бумажной упаковки, тот же показатель в странах Восточной Европы составляет 30-40 кг, в Германии - 90 кг. Емкость рынка бумажной и картонной упаковки - 2,3-2,9 млрд. долл.

Полимерная упаковка: пластик (твердые формы полимерной и пластмассовой продукции) и пленки (мягкие формы полимерных и аналогичных материалов).

Сегмент полимерной/пластиковой упаковки оценивается в 2,1-2,7 млрд. долл. и состоит из секторов жесткой пластиковой тары, блистер-упаковки, полиэтиленовых пакетов, гибкой пленки. Самый динамичный сектор - гибкая тара (к ней относятся вакуумная упаковка и пакеты для сока/молока/вина).

Жесткая пластиковая потребительская тара: к этому сектору относится упаковка из пластиков и пластмасс. В России потребление этих видов упаковок растет, пластиковая упаковка легче картонной и почти в два раза дешевле. По прогнозам, потребление жесткой полимерной упаковки будет расти на 4 % в год.

Выдувная пластиковая тара, в том числе изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТ). На отечественном рынке ПЭТ-упаковка прочно закрепилась в ассортименте производителей пива, минеральной воды, газированных напитков. Общий объем российского рынка ПЭТ-бутылок оценивается на уровне 6-6,5 млрд. шт. в год. При этом 70 % продукции приходится на безалкогольные напитки, 15 % - на растительные масла, 10 % - на пиво. Оставшуюся часть занимает бытовая химия и косметика. В денежном объеме продаж продукция в ПЭТ-упаковке составляет более 30 %.

Упаковка из пленочных материалов. В настоящее время в пленки упаковывается более 80 % товаров. Для упаковки товаров чаще всего выбираются пленки из полипропилена - 29 % и полиэтилена - 18 %, а также пористые многослойные пленки - 21 %. Доля полистирольных пленок и однослойных непористых пленок снижается: "новые" пленки обладают лучшими потребительскими качествами, а их производство обходится дешевле. В ближайшие годы прогнозируется увеличение доли "сложных" пленок на рынке гибкой полимерной упаковки. Объем производства гибких полимерных упаковочных материалов составил не менее 170 тыс. тонн; импорт - 60-70 тыс. тонн. В год темпы роста рынка гибкой упаковки приближаются по некоторым видам к 12-15 % в год. В частности, это касается рынка стретч-пленок для машинной упаковки и некоторых видов ламинатов для пищевой промышленности.

Металлическая упаковка (фольга, алюминиевая баночная упаковка, алюминиевые поддоны, жестяная упаковка): емкость сегмента - 450-550 млн. долл., что составляет 8 % рынка упаковки. Уровень потребления алюминиевых банок в России низок - порядка 7 шт. на человека в год (в странах ЕС - свыше 100 шт.). Российский рынок алюминиевых банок оценивается в 2,5-3 млрд. шт. в год, импорт составляет более 1 млрд. шт. в год. Прогнозируемый ежегодный прирост консервной промышленности в 13,6% приведет к росту рынка белой жести на 10,5 %.

Стеклянная упаковка. Емкость сегмента - 1,2-1,5 млрд. долл. Рост спроса на стеклянную тару вызван ростом пивного рынка, на долю которого приходится около 60 % стеклотары. Доля ликероводочных изделий составляет около 22 %, оставшаяся часть приходится на безалкогольные напитки. Западные производители занимают 15 % рынка стеклотары, доля импортируемого стекла - 2,4 %. Дефицит бутылок восполняется за счет оборотной тары. Если в США, Германии, Чехии на повторно используемую стеклотару приходится не более 15 %, в Польше - 5 %, то в России 70 % пива разливается в бутылки, бывшие в употреблении. Но эти объемы снижаются, что приводит к росту импорта.

Производством упаковки в Российской Федерации занимаются около 3 тыс. предприятий, которые можно разделить на 3 группы:

- Предприятия, входящие в крупные производственные холдинги и работающие на собственном сырье - например, ГК "Титан", "Илим Палп", "Гамма-Синтез";

- Крупные производители упаковки, не имеющие собственных мощностей по производству сырья - отечественные предприятия (ЗАО "Готэк", ПЭФ "Союз", ПО "Гофра" и пр.), или филиалы крупных иностранных компаний (Stora Enso Packaging, Tetra Pak);

- Малые и средние предприятия, выпускающие упаковку из закупаемого сырья.

2) Торговые и транспортные организации - организации, осуществляющие транспортировку и реализацию упаковки и упакованной продукции.

3) Потребители. Выделяемые упаковкой вредные вещества в продуктах питания или кормах могут поступать в организм в небольших количествах в течение длительного времени и вызывать необратимые патологические изменения.

4) Третьи лица:

- Население и организации, осуществляющие деятельность в области обеспечения необходимого уровня санитарно-гигиенического и экологического состояния территорий. Засорение окружающей среды упаковочными отходами наносит ущерб живой природе, нарушает экологическое равновесие и может служить причиной массового появления насекомых и грызунов - разносчиков инфекционных заболеваний;

- Работники соответствующих предприятий, особенно те, кто занят на перемещении больших объёмов упаковочных изделий. Упаковка недостаточной прочности может быть причиной травматизма, присутствие пыли от материала упаковки и выделяющихся вредных веществ в воздухе могут вызвать тяжелые заболевания.

2. Изменение уровня риска в результате принятия данного технического регламента

Требования безопасности, которым должна соответствовать упаковка, включенная в сферу действия настоящего федерального закона, обеспечивают минимальные доли риска использования упаковки, при условии их добросовестного исполнения.

Изменение уровня рисков, связанных с химическим составом материалов упаковочных средств и их биодоступностью - способностью химического вещества к высвобождению из материалов упаковки (упаковки), определяется установлением максимально допустимых концентраций выделяющихся химических веществ и биологических агентов, вызывающих вредные воздействия на организм человека.

Риски, связанные с возможными травмами из-за неожиданного разрушения упаковки, сводятся к минимуму установлением соответствующих требований к механическим параметрам упаковки.


Предполагается также снижение уровня загрязнения окружающей среды при нецивилизованном обращении с упаковочными отходами.

3. Изменение совокупного уровня расходов (затрат) вследствие принятия федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки"

Принятие федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" направлено на снижение уровня затрат потребителей упаковки - за счёт снижения затрат в результате потерь упаковываемых товаров и уменьшения уровня затрат, связанных с необходимостью ликвидации последствий использования некачественной упаковки. Экспертные оценки экономических потерь от присутствия некачественной упаковки на рынке определяют величину таких затрат, как 4-6 % от объёма рынка упаковки, что составляет 280-420 млн. долл. в год. Введение технического регламента позволит снизить эти затраты до уровня 70-120 млн. долл. в год. Уменьшение затрат на лечение болезней покупателей пищевой продукции, связанных с поступлением вредных веществ в организм человека из некачественной упаковки при употреблении продуктов питания, оценке не поддаётся по причине отсутствия достоверных статистических данных, однако следует предполагать, что это должны быть значимые цифры в расчётах экономических последствий введения технического регламента.

Существенные изменения в экономических отношениях, возникающие с введением технического регламента, связаны с решением глобальной экологической проблемы - уменьшением уровня загрязнения окружающей среды упаковочными отходами. Проблема упаковки в качестве отходов стоит очень остро вследствие огромного количества ежедневно выбрасываемых упаковок, от которых избавляется их владелец по собственному желанию или по требованию закона, что делает необходимым организацию их сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирование и дальнейшую переработку или какое-либо другое использование, а также ликвидацию.

К настоящему моменту в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250-300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), значительную часть которых представляют упаковочные отходы, что приводит к быстрому росту мусорных свалок как разрешенных (зарегистрированных), так и "диких" (незарегистрированных).

Свалки приводят к значительному ухудшению окружающей среды: загрязнению воздуха, почвы и грунтовых вод метаном, диоксидом серы, растворителями, 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксаном (диоксин), инсектицидами, тяжелыми металлами в виде их солей и другими вредными веществами. Свалки являются причиной просадки грунта, непродуктивного использования земельных участков вместо полезного отведения их под садово-парковые посадки, жилищное строительство или общественно-значимые сооружения и т.д.

Свалки способствуют возникновению эпидемиологической опасности, связанной с появлением насекомых и грызунов и переносу ими различных заболеваний. По мере увеличения свалки наступают и постепенно занимают "зеленые" зоны и пригородные места отдыха. Это, в свою очередь, требует увеличения затрат на транспортировку отходов и способствует дальнейшему загрязнению территорий выхлопными газами транспортных средств. Проблема охраны окружающей среды от изношенной и использованной упаковки может быть решена двумя путями - уничтожением и утилизацией; последняя подразумевает ее трансформацию в полезный продукт. Основными способами уничтожения ТБО, включающих изношенную упаковку, являются захоронение и сжигание.

Захоронение ТБО связано с отведением под мусорные свалки значительных земельных участков и отторжением их от полезного использования. В Российской Федерации примерно 90 % ТБО вывозится на свалки, занимающие более 20 тыс. га. Каждая такая свалка "съедает" от 6 до 50 га земельных угодий. Кроме того, на свалки вывозится ценнейшее вторичное сырье (макулатура, пластмассы, стекло, металлы и др.), которое может и должно вовлекаться в полезные производственные циклы.

Проектом федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" определяются источники затрат на организацию сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирование и дальнейшую переработку или какое-либо другое использование упаковочных отходов, эти затраты отнесены на участников рынка, реализующих упакованную продукцию на рынках Российской Федерации в объёме 1 % от стоимости упакованной продукции, что определяет возрастание затрат этой группы, в связи с введением технического регламента.

4. Воздействие на федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и органов местного самоуправления

Реализация положений проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и может быть осуществлена в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на осуществление основной деятельности федеральных органов исполнительной власти, таких как Минприроды России, Минэкономразвития России и других.

В рамках финансирования федеральных целевых программ в размере установленных Правительством Российской Федерации затрат, а также за счет внебюджетных источников финансирования может быть осуществлена:

- разработка специализированных информационных систем в области упаковки, включая машинно-ориентированных форм сбора информации в области обращения упаковки;

- разработка стратегии взаимодействия уполномоченных центров по обращению с упаковочными отходами, так как упаковочные отходы являются одной из значительных проблем в области обращения упаковки;

- разработка порядка взимания определенных в себестоимости упаковки и упакованной продукции затрат на сбор и утилизацию упаковки после окончания ее жизненного цикла, включая упаковку, поступающую по импорту на территорию Российской Федерации.

Таким образом, реализация положений федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, сформирует условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления упаковки в Российской Федерации. Средства, которые должны выплачивать участники рынка, реализующие упакованную продукцию на рынках Российской Федерации, направляются в бюджет органов местного самоуправления и используются исключительно в целях организации сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирования и дальнейшей переработки упаковочных отходов. Следует отметить, что общий экономический и социальный эффект существенно превысит расходы на проведение мероприятий по цивилизованному обращению с упаковочными отходами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИНЯТИЯ
федерального закона технического регламента "О безопасности упаковки"


Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки" представляет собой системообразующий документ, устанавливающий общие правила и подходы, а также основные особенности оценки соответствия упаковочных средств и их компонентов требованиям безопасности. Принятие технического регламента позволит повысить эффективность действий государственной власти в сфере обеспечения безопасности быстро развивающейся сферы упаковки.

Введение федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки" должно привести к сокращению допуска на российский рынок упаковки и упакованной продукции, не соответствующей современным требованиям и не адаптированной к условиям эксплуатации в Российской Федерации.

Прогнозируемое снижение суммарного ущерба от использования недоброкачественной упаковки и нецивилизованного обращения с упаковочными отходами существенно превышает дополнительные издержки, возникающие у участников рынка, реализующих упакованную продукцию на рынках Российской Федерации.

Устанавливаемые в техническом регламенте требования гармонизированы с положениями международного законодательства и предусматривают обеспечение выполнения международных соглашений, участником которых является Российская Федерация. Таким образом, принятие технического регламента является экономически обоснованным и окажет положительное воздействие на сферу промышленного производства и экономику в целом.


ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению
в связи с принятием проекта федерального закона
"Технический регламент "О безопасности упаковки"


Принятие данного Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения других федеральных актов.


Уведомление о разработке проекта технического регламента (03 июля 2008 года)


Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента (05 марта 2009 года)


Уведомление о разработке проекта технического регламента (27 мая 2009 года)

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента (23 июля 2009 года)


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(03 июля 2008 года)

1. Разработчик

ФГУП "ВНИЦСМВ"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Упаковка 55.020

3. Наименование проекта технического регламента

Технический регламент "О безопасности упаковки"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

принятие Федерального закона РФ " О техническом регулировании" (от 27.12.2002г. N 184-ФЗ). Разработка основана на необходимости гармонизации различных требований, принимаемых в стране в области упаковки и упаковочных отходов в целях предупреждения вредного воздействия на окружающую среду и снижения степени такого воздействия, и обеспечения таким образом высокого уровня зашиты окружающей среды

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

проект технического регламента не содержит отличий от международных стандартов

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

2 месяца

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

117418, Москва, Нахимовский пр-т, дом 31, корп.2. Тел.: 543 72 62 доб 1300, 1303. Факс 543 72 63. E-mail: E.Maev@vnicsmv.rи, S. Kilesso@vnicsmv.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

117418, Москва,Нахимовский пр-т дом 31, корп.2. Тел.: 543 72 62 доб 1300, 1303. Факс 543 72 63. E-mail: E.Maev@vnicsmv.rи, S. Kilesso@vnicsmv.ru


Руководитель организации Д.О.Скобелев


УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(05 марта 2009 года)

1. Разработчик

ФГУП "ВНИЦСМВ"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Упаковка - ОКС 55.020

3. Наименование проекта технического регламента

Федеральный закон - технический регламент "О безопасности упаковки"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Проект Федерального закона не содержит отличий от международных стандартов и требований в области информирования о характеристиках опасности и мерах для обеспечения безопасного обращения в области упаковки всех видов. Проект федерального закона не содержит положений, отличающихся от обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент его разработки

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

117418, Москва, Нахимовский пр-т, дом 31, корп.2. Тел.: (495) 543 72 62 доб 1300, 1303, факс 543 72 63. E-mail: csmv@vnicsmv.rи, e.maev@vnicsmv.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

117418, Москва,Нахимовский пр-т дом 31, корп.2. Тел.: 543 72 62 доб 1300, 1303. Факс 543 72 63. E-mail: E.Maev@vnicsmv.rи, S. Kilesso@vnicsmv.ru


Руководитель организации Д.О.Скобелев


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(27 мая 2009 года)

1. Разработчик

Разработчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Упаковка всех видов - код ОКС 55.020

3. Наименование проекта технического регламента

"Федеральный закон - технический регламент "О безопасности упаковки"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" (от 27.12.2002г. N 184-ФЗ). Разработка основана на необходимости гармонизации различных требований, принимаемых в стране по управлению в области упаковки и упаковочных отходов в целях, с одной стороны, предупреждения любого воздействия на окружающую среду и снижения степени такого воздействия, обеспечивая таким образом высокий уровень защиты окружающей среды и, с другой стороны, обеспечивая функционирование внутреннего рынка, устранение барьеров в торговле

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Проект Федерального закона не содержит отличий от международных стандартов и требований в области информирования о характеристиках опасности и мерах для обеспечения безопасного обращения в области упаковки всех видов. Проект Федерального закона не содержит положений, отличающихся от обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент его разработки

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

2 месяца со дня опубликования в журнале "Вестник технического регулирования"

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

117418, Москва, Нахимовский пр-т, дом 31, корп.2. Тел.: (495)543 72 63, (495)543-72 62
E-mail:csmv@vnicsmv.ru; e.maev@vnicsmv.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

117418, Москва. Нахимовский пр-т, дом 31, корп.2, e.maev@vnicsmv.ru


Руководитель организации Д.О.Скобелев


УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(23 июля 2009 года)

1. Разработчик

ФГУП "ВНИЦСМВ"

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

Упаковка всех видов - 55.020

3. Наименование проекта технического регламента

Федеральный закон - технический регламент "О безопасности упаковки"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Проект Федерального закона не содержит отличий от международных стандартов и требований в области информирования о характеристиках опасности и мерах для обеспечения безопасного обращения в области упаковки всех видов. Проект не содержит положений, отличающихся от обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент его разработки

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

117418, Москва Нахимовский пр-т, дом 31, корп.2, тел 543 7262 доб. 1300, факс 543 7263
e-mail: csmv&ynicsmv.ru, е. maev(a),vnicsmv.ru


И.о. директора ФГУП "ВНИЦСМВ" Д.О.Скобелев

Заключение

  • Заключение на проект федерального закона N 261845-5 "Технический регламент "О безопасности упаковки"

Мнения специалистов

  • ПЕРЕЧЕНЬ полученных замечаний заинтересованных лиц и учета их в проекте федерального закона технического регламента "О безопасности упаковки"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ