III. Порядок проведения медосмотров
4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации). 4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации). Новый порядок не требует от медицинской организации, проводящей обязательные медосмотры, наличия права на экспертизу профессиональной пригодности (лицензии с указанием данного вида работ).
4. Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования. - Теперь периодические медицинские осмотры смогут проводиться выездными мобильными медицинскими бригадами из врачей-специалистов медицинской организацией. Для этого работникам, правда, все равно придется предварительно пройти диагностические исследования по месту медицинской организации. Тем не менее привлечение мобильных бригад должно позволить сократить издержки работодателя, однако не исключено, что стоимость проведения выездных осмотров может быть выше чем обычных.
7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. 6.1. При проведении предварительного или периодического осмотра могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденные медицинскими документами работника, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований и иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотров, диспансеризации, иных медицинских осмотров.

По смыслу пункта 6.1 Порядка N 302н получается, что результаты предыдущих недавних осмотров учитывать необязательно ("могут учитываться"). По новому порядку результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть ("учитываются"), если нет показаний для повторных исследований или мероприятий.

7.1. В случае выявления у гражданина, являющегося владельцем оружия, при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомляет об этом владельца оружия и оформляет сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (при его наличии). Указанное сообщение формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной цифровой подписи медицинским работником и медицинской организацией, размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, и передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота. - Определен порядок действий медицинской организации в связи с выявлением у граждан, являющихся владельцами оружия, заболеваний, при наличии которых владение оружием противопоказано.
9. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (список лиц). В направлении указываются:

<...>

наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;

фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;

номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.
8. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается:

<...>

наименование работодателя;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);

дата рождения лица, поступающего на работу (работника).
1. Список контингентов заменили списком лиц, поступающих на работу, подлежащих медосмотру.

2. По новым правилам в направлении на медосмотр указываются помимо прежней информации следующие сведения: электронная почта, контактный телефон (работодателя и медицинской организации), пол работника, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

9. Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений, в том числе в электронном виде. 8. Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений. Работодателю необходимо будет вести учет выданных направлений в бумажном и электронном виде (если направление было сформировано в электронном виде).
11. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, следующие документы:

полис обязательного (добровольного) медицинского страхования.
9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, следующие документы:
-
Теперь обследуемый при обращении медицинскую организацию для прохождения предварительного медосмотра должен дополнить пакет документов полисом ОМС (ДМС).
12. При проведении предварительных осмотров обследуемые лица, поступающие на работу, проходят (за исключением осмотров и исследований, результаты которых учтены в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка):

12.3. осмотр врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра и врача-нарколога.

31. При проведении периодических осмотров обследуемые лица в соответствии с периодичностью осмотров, указанной в пункте 18 настоящего Порядка, проходят (за исключением осмотров и исследований, результаты которых учтены в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка):

31.3. осмотр врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра и врача-нарколога.
<3> Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.

Скорректирован состав врачей, участие которых в медосмотрах является обязательным для всех категорий обследуемых: список из трех врачей-специалистов (терапевт, психиатр, нарколог) дополнен неврологом.
12.4. При проведении предварительного осмотра лиц, контактирующих с веществами, отмеченными в приложении к настоящему Порядку знаками "А", "К", "Ф", "Р" к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются необходимые для проведения осмотра врачи-специалисты: для "А", "К" - врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог; для "Р" - врач-хирург.

Для "К", "Ф" - проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

При проведении периодических осмотров предусмотрены аналогичные положения (пункт 31.4 Порядка N 29н).
<1> При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, контактирующих с веществами, отмеченными знаками "А", "К", "Р", к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются необходимые для проведения осмотра врачи-специалисты, осуществляются дополнительные лабораторные и функциональные исследования и учитываются дополнительные медицинские противопоказания, указанные для соответствующего класса веществ (п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3). В тексте нового перечня факторов позиции, ранее обозначаемые в п.п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 (аллергены, канцерогены, химические вещества, оказывающие вредное воздействие на репродуктивную функцию), изъяты (из таблицы). Поэтому дополнительный объем осмотров и исследований обозначен в тексте самого Порядка N 29н.
12.4. Работодатель вправе организовать лицам, поступающим на работу, прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых при проведении диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра и оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного осмотра.

Аналогичные положения установлены при проведении периодического осмотра (пункт 31.4 Порядка N 29н).
- Врачебной комиссии для целей предварительного медосмотра можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС. Это нововведение поможет сэкономить собственные средства работодателей.

17. Заключение составляется в трех экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается лицу, поступающему на работу, второй экземпляр Заключения приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю. 14. Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй - приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю, четвертый - в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания. По новому порядку заключение о прохождении работником предварительного осмотра медицинской организацией оформляется в 3-х экземплярах. Заключение по медосмотру согласно Порядка N 302н оформлялось в 4-х экземплярах. С апреля отправлять экземпляр заключения в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания будет не нужно.

Заключение о прохождении периодического медосмотра по-прежнему составляется в 5 экземплярах.
19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. 18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка. 1. Обозначена обязанность оформления работодателем направления в случае необходимости проведения внеочередного осмотра.

2. Добавлено основание для внеочередного медосмотра. В Порядке N 302н было одно основание - медицинские рекомендации по итогам медосмотрам. В новом порядке на внеочередной медосмотр можно направить работника также, если есть медицинские рекомендации после нетрудоспособности работника.
22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя. 21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Законодательство различает прохождение обязательных медосмотров:

- при работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (часть 1 статьи 220 Трудового кодекса РФ);

- в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей - так называемый декретированный контингент, часть 2 статьи 220 Трудового кодекса РФ).

Первые проходят медосмотры в связи с наличием вредного или опасного производственного фактора на рабочем месте; вторые - в силу особого вида деятельности работодателя-учреждения.

Направлять в орган Роспотребнадзора нужно список работников из числа именно декретированного контингента, как следует из Порядка N 29н. То есть теперь не все работодатели должны отправлять список работников в Роспотребнадзор, а только отдельные отрасли: общепит, торговля, водопроводные, медицинские организации, детские учреждения и некоторые другие.
23. В поименных списках указываются:

<...>

профессия (должность) работника, стаж работы в ней.
22. Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются:
-
В поименных списках работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь потребуется помимо иных сведений указывать профессию (должность) каждого работника и стаж работы в ней.
24. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем. 23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию. Новый порядок предоставляет возможность регулировать срок согласования поименных списков с медицинской организацией договором. Правда, формулировка "если иной срок не установлен договором между работником и работодателем" вызывает больше вопросов, чем ответов. Полагаем, разработчики ошиблись и имелся в виду договор между работодателем и медицинской организацией, иначе весь смысл нормы искажается. Следует дождаться официальных разъяснений или внесения корректировок в Порядок N 29н.
- 33. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из Порядка N 29н исключено положение о личных медкнижках. Оно было спорным и вызывало ряд вопросов относительно необходимости ведения и занесения в медицинские книжки данных о медосмотрах лиц, не относящихся к декретированному контингенту. По смыслу статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 внесению в личные медицинские книжки подлежат данные о прохождении медицинских осмотров декретированным контингентом (работниками, проходящими осмотры в силу части 2 статьи 220 Трудового кодекса РФ). Поэтому оставлять требование пункта 33 Порядка N 302н в качестве общего требования для всех категорий работников было бы необоснованным.
45. В заключительном акте указывается:

<...>

численность работников, имеющих медицинские противопоказания к работе;

43. В заключительном акте указывается:

<...>

численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе;

численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе.
В заключительном акте по итогам проведения периодических осмотров стало не нужно разграничивать работников с временными и постоянными противопоказаниями к работе. Сам Перечень медицинских противопоказаний, утв. Приказом N 29н, такого деления также не предусматривает.