ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
ЭКОЛОГИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2020 года N 578
Об утверждении Программы профилактики
нарушений обязательных требований
законодательства в области охраны
окружающей среды на 2021 год
В соответствии со статьей 8.2
Федерального закона от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" и руководствуясь
постановлением Правительства Брянской
области от 22 июля 2019 года N 316-п "Об
утверждении Порядка организации и
осуществления регионального
государственного экологического
надзора на территории Брянской
области",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу
профилактики нарушений обязательных
требований законодательства в области
охраны окружающей среды на 2021 год.
2. Обеспечить размещение настоящего
приказа в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном
сайте департамента: www.kpl32.ru в течение 10
суток со дня подписания.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1
января 2021 года.
Директор департамента
Т.Н.Цыганок
Утверждена
приказом департамента природных
ресурсов и экологии Брянской области
от 17 декабря 2020 года N 578
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА 2021 ГОД
Настоящая Программа устанавливает
порядок проведения профилактических
мероприятий, направленных на
предупреждение нарушений обязательных
требований, соблюдение которых
оценивается департаментом природных
ресурсов и экологии Брянской области
(далее - департамент) при проведении
мероприятий по региональному
государственному экологическому
надзору на территории Брянской области в
области обращения с отходами, охраны
атмосферного воздуха, охраны и
использования особо охраняемых
природных территорий регионального
значения, использования и охраны водных
объектов, в сфере недропользования.
Для целей настоящей Программы понятие
"профилактическое мероприятие"
используется в следующем значении:
профилактическое мероприятие -
мероприятие, проводимое в целях
предупреждения возможных нарушений
обязательных требований
природоохранного законодательства,
включая устранение причин, факторов и
условий, способствующих возможному
нарушению обязательных требований;
создание механизмов мотивации
добросовестного поведения, разъяснения
обязательных требований, снижения
рисков причинения ущерба окружающей
среде.
Программа носит
информационно-методический характер и
реализуется в рамках возложенных на
департамент полномочий в соответствии с
нормами действующего
законодательства.
I. Паспорт Программы
Правовое основание разработки Программы |
Статья 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области |
Цели Программы |
1.
Предупреждение нарушений обязательных
требований, установленных
природоохранным законодательством. |
Задачи Программы |
1. Укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных природоохранным законодательством, путем активизации профилактической деятельности департамента |
|
2. Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных природоохранным законодательством |
Ожидаемые результаты |
Реализация Программы позволит: |
|
1) повысить эффективность профилактической работы, проводимой департаментом, по предупреждению нарушений обязательных требований, установленных природоохранным законодательством |
|
2) улучшить информационное обеспечение деятельности департамента по профилактике и предупреждению нарушений природоохранного законодательства |
|
3) уменьшить общее число совершенных нарушений природоохранного законодательства, выявленных посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Срок реализации Программы |
2021 год |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки Программы
обусловлена тенденцией к увеличению
количества нарушений обязательных
требований природоохранного
законодательства, выявленных за
последние два года при проведении
плановых проверок и плановых рейдовых
обследований (осмотров) территорий в
рамках регионального государственного
экологического надзора. Так, в 2019 году
выявлено 147 нарушений, 2020 году - 151
(увеличение на - 1,03%).
Преобладающую часть в структуре
выявленных нарушений составляют
следующие нарушения.
1. В области обращения с отходами
производства и потребления:
- несоблюдение экологических требований
при обращении с отходами производства и
потребления (ст. 8.2 КоАП РФ), а именно:
- отсутствие паспортов на отходы I - IV
класса опасности;
- отсутствие проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение;
- отсутствие утвержденных нормативов
образования отходов и лимиты на их
размещение;
- сброс отходов на почву;
- отсутствие обученного лица на право
работы с отходами;
- отсутствие учета и отчетности в области
обращения с отходами.
2. В области охраны атмосферного
воздуха:
- отсутствие проекта предельно
допустимых выбросов в атмосферный
воздух (ст. 8.1 КоАП РФ);
- загрязнение атмосферного воздуха
сверхнормативными выбросами (ч. 2 ст. 8.21
КоАП РФ);
- осуществление выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу без специального
разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ).
3. В области использования и охраны
водных объектов:
- нарушение правил эксплуатации
водохозяйственных или водоохранных
сооружений или устройств (ст. 8.15 КоАП
РФ);
- нарушение правил водопользования (ст.
8.14 КоАП РФ);
- самовольное занятие водного объекта
или пользование им с нарушением
установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ).
Так, в 2019 году должностными лицами
департамента природных ресурсов и
экологии Брянской области за нарушения в
сфере охраны окружающей среды вынесено
181 постановление о назначении
административного наказания, в 2020 году -
201 постановление (темпы прироста - 1,11%).
В этой связи возникает необходимость
принятия мер, направленных на
профилактику правонарушений и нарушений
обязательных требований, установленных
природоохранным законодательством.
III. Состояние подконтрольной сферы
3.1. Описание видов и типов подконтрольных
субъектов.
Региональному государственному
экологическому надзору на территории
Брянской области подлежат, в том числе,
юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие
деятельность с использованием объектов,
включенных в Региональный
государственный реестр объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду (1254 объекта), а также
водные объекты (более 1000) и особо
охраняемые природные территории
регионального значения (128).
3.2. Описание ключевых наиболее значимых
рисков, их распределение в зависимости
от видов подконтрольных субъектов
(объектов), территорий, видов
экономической деятельности и динамика
их изменений за отчетный год.
Ключевым риском является вероятность
причинения вреда окружающей среде
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями в результате
осуществления хозяйственной и иной
деятельности.
С целью учета риска для окружающей среды
региональные подконтрольные объекты
распределены по 3 категориям объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду:
объекты, оказывающие среднее негативное
воздействие на окружающую среду, -
объекты II категории (19 объектов,
включенных в Региональный
государственный реестр объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду);
объекты, оказывающие умеренное
негативное воздействие на окружающую
среду, - объекты III категории (697 объектов,
включенных в Региональный
государственный реестр объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду);
объекты, оказывающие незначительное
негативное воздействие на окружающую
среду, - объекты IV категории (538 объектов,
включенных в Региональный
государственный реестр объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду).
Разделение объектов на категории
осуществляется в зависимости от видов
экономической деятельности и уровней
негативного воздействия на окружающую
среду в соответствии с критериями
отнесения объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду, к объектам I, II, III и IV категорий,
утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28
сентября 2015 г. N 1029.
Критерии отнесения производственных
объектов, используемых юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями, оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду, к определенной категории риска
для регионального государственного
экологического надзора утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N
1410.
Наиболее значимыми рисками в
зависимости от видов подконтрольных
субъектов являются:
незнание и различное толкование
содержания обязательных требований
поднадзорными субъектами;
невозможность получить реальную
информацию о количестве и месте
нахождения используемых юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями на территории
Брянской области объектов, не включенных
в Региональный государственный реестр
объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
4.1. Совершенствование нормативной
правовой базы в сфере охраны окружающей
среды, в том числе исключение избыточных,
дублирующих и устаревших обязательных
требований, дифференциация обязательных
требований в зависимости от категории
объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду,
ужесточение санкций на отдельные
экологические правонарушения, повышение
квалификации руководителей и работников
поднадзорных субъектов могут
способствовать снижению количества
экологических правонарушений.
4.2. В то же время возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также
несоблюдение хозяйствующими субъектами
обязательных требований может привести
к случаям причинения крупного ущерба
окружающей среде.
V. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Департаментом в части осуществления
государственного экологического
надзора на территории Брянской области в
отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
утвержден план проверок на 2021 год в
отношении 20 субъектов. На 2020 год
утвержден план в размере 52 проверок, но в
связи распространением коронавирусной
инфекции на территории Российской
Федерации Постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N
438 "Об особенностях осуществления в 2020
году государственного контроля
(надзора), муниципального контроля и
внесении изменений в пункт 7 Правил
подготовки органам государственного
контроля (надзора) и органами
муниципального контроля ежегодных
планов проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" проведение
плановых и внеплановых проверок было
приостановлено. При этом в 2020 году
количество плановых проверок, рейдовых о
смотров (обследований) территорий,
административных расследований,
проверок, совместных с органами
прокуратуры и МВД, составило - 146,
рассмотрено 201 дело об административных
правонарушениях, виновные лица
привлечены к административной
ответственности в виде штрафов на общую
сумму 2533,0 тыс. руб.
VI. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы
приведены в приложении к настоящей
Программе и сформированы по следующим
разделам:
Раздел 1. Организационные мероприятия по
выполнению Программы.
Раздел 2. Нормативно-правовое
обеспечение профилактики нарушений
обязательных требований,
предусмотренных природоохранным
законодательством.
Раздел 3. План-график профилактических
мероприятий по региональному
государственному экологическому
надзору в 2021 год.
Данная структура обеспечивает
последовательность проведения
указанных мероприятий и определяет
основные меры, на которых необходимо
сосредоточиться для реализации целей и
достижения поставленных задач.
В раздел 1 включены организационные
мероприятия, направленные на создание
системной профилактической работы
департамента.
В разделе 2 определены мероприятия
правового регулирования, направленные
на формирование нормативной правовой
базы по профилактике нарушений
обязательных требований, установленных
природоохранным законодательством. В
основе данного направления лежит работа
по разработке необходимых нормативных
правовых актов и анализу действующего
природоохранного законодательства.
В разделе 3 определены мероприятия по
профилактике нарушений обязательных
требований, оценка соблюдения которых
является предметом регионального
государственного экологического
надзора.
Раздел 1. Организационные мероприятия по выполнению программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Ознакомление с настоящей Программой всех должностных лиц отделов департамента (далее - отделы, департамент) |
В 10-дневный срок с момента утверждения Программы |
Начальники, заместители начальников отделов департамента |
2. |
Обеспечение обобщения деятельности должностных лиц отдела по реализации настоящей Программы |
1 раз в год |
Должностные лица департамента |
Раздел 2.
Нормативно-правовое обеспечение
профилактики нарушений обязательных
требований, предусмотренных
природоохранным законодательством
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Размещение на официальном сайте департамента www.kpl32.ru перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования природоохранного законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
Не позднее 30 дней со дня вступления в силу нормативных правовых актов |
Должностные лица департамента |
Раздел 3. План-график
профилактических мероприятий по
региональному государственному
экологическому надзору в 2021 году
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Подготовка доклада о результатах осуществления государственного надзора за соблюдением требований природоохранного законодательства и об эффективности такого надзора за 2020 год и размещение его на официальном сайте департамента www.kpl32.ru |
Декабрь 2021 года |
Должностные лица департамента |
2. |
Осуществление федерального статистического наблюдения по форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и размещение его на официальном сайте департамента www.kpl32.ru |
1 раз в полугодие |
Должностные лица департамента |
3. |
Публичные слушания по профилактике нарушений обязательных требований законодательства охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) |
1 раз в год Декабрь 2021 года |
Должностные лица департамента |
4. |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства путем размещения на официальном сайте департамента www.kpl32.ru перечня требований природоохранного законодательства, который должен соблюдаться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями |
Декабрь 2021 года |
Должностные лица департамента |
5. |
Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора департамента и размещение на официальном сайте департамента www.kpl32.ru соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
До 29 декабря 2021 года |
Должностные лица департамента |
6. |
Направление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований природоохранного законодательства в случаях, установленных ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
По мере необходимости |
Должностные лица отделов |
7. |
Устное информирование и консультирование по исполнению государственной функции посредством использования телефонной связи |
Постоянно |
Должностные лица отделов |
8 |
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в государственную информационную систему "Единый реестр проверок" |
Постоянно |
Должностные лица отделов |
9. |
Размещение на официальном сайте департамента www.kpl32.ru вновь опубликованных нормативных правовых актов или нормативных правовых актов, в которые внесены изменения |
В 10-дневный срок с момента официального опубликования нормативных правовых актов |
Должностные лица отделов |
Текст документа сверен по:
Официальный сайт
Ссылается на
- О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора (утратило силу с 24.11.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2023 N 1919)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)