АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 года N 2751
Об утверждении Программы повышения
эффективности
бюджетных расходов бюджета
Петрозаводского
городского округа на период 2013- 2015 годов
В соответствии с Методическими
рекомендациями по разработке и
реализации региональных и муниципальных
программ повышения эффективности
бюджетных расходов, утвержденными
совместным приказом Министерства
финансов Российской Федерации и
Министерства экономического развития
Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701, в
целях дальнейшей модернизации системы
управления муниципальными финансами
Петрозаводского городского округа,
Администрация Петрозаводского
городского округа
Постановляет:
1. Утвердить Программу повышения
эффективности бюджетных расходов
бюджета Петрозаводского городского
округа на период 2013-2015 годов
(прилагается).
2. Финансовому управлению комитета
финансов Администрации Петрозаводского
городского округа (С.С. Третьякова)
обеспечить размещение данного
постановления на официальном сайте
Администрации Петрозаводского
городского округа в разделе "Бюджет.
Реформирование муниципальных финансов
Петрозаводского городского округа".
3. Информационно-аналитическому
управлению аппарата Администрации
Петрозаводского городского округа
(А.Н.Кузьмин) опубликовать настоящее
постановление в источнике официального
опубликования муниципальных правовых
актов.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Глава
Петрозаводского городского округа
Н.И.Левин
Приложение N 1
к Программе повышения эффективности
бюджетных расходов бюджета
Петрозаводского городского округа на
период 2013-2015 годов
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Программы повышения
эффективности бюджетных расходов
бюджета
Петрозаводского городского округа
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1.Совершенствование новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг | |||
1.1.Совершенствование муниципальной правовой базы в части проведения оценки потребности оказания муниципальных услуг, выполнения работ |
Постановление Администрации (далее -Постановление) |
2 квартал 2013 |
Комитет финансов |
1.2. Проведение оценки потребности оказания муниципальных услуг, выполнения работ |
Аналитический, |
Ежегодно, в сроки, определенные Постановлением |
Структурные подразделения Администрации, имеющие подведомственные муниципальные учреждения |
1.3. Разработка методики оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений Петрозаводского городского округа |
Постановление |
3 квартал 2013 |
Комитет финансов |
1.4. Проведение оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений Петрозаводского городского округа |
Аналитический, |
Ежегодно, в сроки, определенные методикой |
Структурные подразделения Администрации, имеющие подведомственные муниципальные учреждения |
1.5. Совершенствование муниципальной правовой базы в части оценки качества предоставляемых муниципальных услуг |
Постановление |
4 квартал 2013 |
Комитет финансов |
2. Реализация мероприятий по совершенствованию реестра расходных обязательств Петрозаводского городского округа | |||
2.1. Завершение формирования нормативной правовой базы, регулирующей финансовое обеспечение и порядок расходования средств на исполнение расходных обязательств Петрозаводского городского округа |
Решение Петрозаводского городского Совета (далее - Решение) |
2013-2015 |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, комитет экономики и управления муниципальным имуществом, комитет социального развития, аппарат |
2.2. Контроль за исполнением подрядчиками заключенных контрактов (гражданско-правовых договоров) |
|
2013-2015 |
Структурные подразделения |
2.3. Разработка порядка взаимодействия структурных подразделений Администрации при исполнении предписаний надзорных органов |
Постановление |
2013 |
Нормативно-правовое управление |
3.Совершенствование и расширение использования программно-целевых принципов организации деятельности | |||
3.1. Разработка методических рекомендаций по подготовке программ "Результаты и основные направления деятельности" комитетов |
Постановление |
3 квартал 2013 года |
Комитет
финансов, |
3.2. Совершенствование нормативных правовых актов Петрозаводского городского округа в части долгосрочных и ведомственных целевых программ с учетом вносимых изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части государственных программ |
Постановление |
2013-2014 |
Комитет экономики и управления муниципальным имуществом |
3.3. Доработка существующей методики оценки эффективности долгосрочных целевых программ Петрозаводского городского округа с учетом вносимых изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части государственных программ |
Постановление |
3 квартал 2013 |
Комитет экономики и управления муниципальным имуществом |
3.4. Разработка методики оценки эффективности ведомственных целевых программ Петрозаводского городского округа с учетом вносимых изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части государственных программ |
Постановление |
3 квартал 2013 |
Комитет экономики и управления муниципальным имуществом |
3.5. Составление Перечня целевых программ Петрозаводского городского округа в рамках утвержденных государственных программ РФ и РК |
Распоряжение Администрации |
2014 |
Комитет экономики и управления муниципальным имуществом, структурные подразделения Администрации (кураторы целевых программ) |
3.6. Корректировка нормативных правовых актов Петрозаводского городского округа по бюджетному процессу в свете изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации по программной структуре расходов |
Решение, Постановление |
После внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Комитет финансов |
3.7. Разработка проекта "программного" бюджета Петрозаводского городского округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов |
Решение |
2014 |
Комитет финансов |
4. Развитие информационной системы управления финансами, повышение открытости бюджета Петрозаводского городского округа | |||
4.1. Регулярное размещение информации о бюджетном процессе в Петрозаводском городском округе в сети Интернет |
|
2013-2015 |
Комитет финансов |
4.2. Контроль за регулярным и своевременным размещением муниципальными учреждениями Петрозаводского городского округа достоверной информации на официальном сайте РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет www. bus.gov.ru |
|
2013-2015 |
Структурные подразделения |
4.3. Развитие и дальнейшая автоматизация "РРО" в программном комплексе |
|
2013 |
Комитет финансов, структурные подразделения |
4.4. Дальнейшее развитие и реализация программного комплекса "Муниципальное задание" |
|
2013 |
Комитет финансов, структурные подразделения |
4.5. Автоматизация процесса планирования бюджета Петрозаводского городского округа |
|
2014-2015 |
Комитет финансов, структурные подразделения |
Приложение N 2
к Программе повышения эффективности
бюджетных расходов бюджета
Петрозаводского городского округа на
период 2013-2015 годов
ПОКАЗАТЕЛИ
качества управления муниципальными
финансами
по направлениям реализации Программы
повышения эффективности бюджетных
расходов бюджета Петрозаводского
городского округа
NN п/п |
Наименование показателя |
Целевое значение | |
1. |
Совершенствование новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг | ||
1.1. |
Удельный вес расходов бюджета Петрозаводского городского округа, по которым утверждены нормативы затрат на оказание муниципальных услуг, в общем объеме расходов бюджета на финансирование муниципальных услуг |
| |
1.2. |
Удельный вес нормативно установленных требований к качеству предоставления муниципальных услуг в общем объеме расходов бюджета на финансирование муниципальных услуг |
| |
2. |
Реализация мероприятий по совершенствованию реестра расходных обязательств Петрозаводского городского округа | ||
2.1. |
Удельный вес расходных обязательств, являющихся полномочиями Администрации Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения, по которым утверждены муниципальные правовые акты, регулирующие финансовое обеспечение и порядок расходования средств на исполнение расходных обязательств Петрозаводского городского округа |
| |
2.2. |
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета Петрозаводского городского округа |
| |
3. |
Совершенствование и расширение использования программно-целевых принципов организации деятельности | ||
3.1. |
Удельный вес расходов бюджета Петрозаводского городского округа, формируемых в рамках ведомственных и долгосрочных муниципальных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета Петрозаводского городского округа (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджета Республики Карелия) |
| |
4. |
Развитие информационной системы управления финансами, повышение открытости бюджета Петрозаводского городского округа | ||
4.1. |
Размещение на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, информации об исполнении бюджета Петрозаводского городского округа за текущий финансовый год, иной информации, связанной с ходом бюджетного процесса в Петрозаводском городском округе |
| |
4.2. |
Размещение муниципальными учреждениями Петрозаводского городского округа информации об учреждении на официальном сайте органов государственной власти РФ в сети Интернет www.bus.gov.ru |
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Петрозаводского городского округа
от 30.05.2013 N 2751
ПРОГРАММА
повышения эффективности бюджетных
расходов
бюджета Петрозаводского городского
округа
на период 2013-2015 годов
Программа повышения эффективности бюджетных расходов бюджета Петрозаводского городского округа на период 2013-2015 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах согласно Методическим рекомендациям по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701.
1. Описание текущей ситуации в области
повышения эффективности бюджетных
расходов
Программа разработана в целях
продолжения реформирования системы
управления муниципальными финансами
Петрозаводского городского округа и
направлена на дальнейшее
совершенствование механизмов бюджетных
расходов, повышение эффективности
использования существующих ресурсов.
На сегодняшний день система управления
муниципальными финансами
Петрозаводского городского округа
является полностью организованной и
интегрированной в общую систему
управления Петрозаводским городским
округом.
Проводимая в Российской Федерации
реформа бюджетного процесса и
управления расходами, реорганизация
бюджетных учреждений, в рамках
Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации", от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части
регулирования бюджетного процесса и
приведении в соответствие с бюджетным
законодательством Российской Федерации
отдельных законодательных актов
Российской Федерации", от 08.05.2010 N 83-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений",
продиктовала необходимость движения
процессов управления
финансово-бюджетной системой в едином
идеологическом и методологическом
направлении на всех уровнях власти.
В течение последних лет в Петрозаводском
городском округе происходило
формирование и становление современной
системы управления муниципальными
финансами:
- в целях обоснованности правовой базы
бюджета Петрозаводского городского
округа и его ориентации на выполнение
законодательно установленных функций
органа местного самоуправления
сформирован реестр расходных
обязательств Петрозаводского
городского округа;
- разработаны, утверждены и реализуются
порядки составления и ведения сводной
бюджетной росписи бюджета, кассового
плана исполнения бюджета, предельных
объемов финансирования из бюджета
Петрозаводского городского округа;
- формирование и исполнение бюджета
Петрозаводского городского округа
осуществляется по предусмотренным
Бюджетным кодексом Российской Федерации
(далее - БК РФ) единым правилам
организации бюджетного процесса, с
соблюдением установленных БК РФ
процедур и ограничений по объему долга и
дефициту бюджета в рамках
среднесрочного финансового
планирования, тем самым обеспечивая
предсказуемость и преемственность
бюджетной политики, способствуя
координации бюджетной и налоговой
политики, ее устойчивости при различных
сценариях социально-экономического
развития округа.
Накопленный опыт позволил Администрации
Петрозаводского городского округа
(далее - Администрация) перейти в 2011 году
к утверждению бюджета на три года.
Внедрение практики трехлетнего
бюджетного планирования дало
возможность более эффективно
распределять бюджетные ассигнования в
среднесрочной перспективе, что, в свою
очередь, позволило более тесно увязать
показатели бюджетных расходов и
результаты в различных сферах
общественного сектора экономики;
- внедрение в практику методов
бюджетирования, ориентированного на
результат, позволило структурным
подразделениям Администрации оценить
перечень и объем услуг, оказываемых
подведомственными муниципальными
учреждениями, сформировать
муниципальные задания на предоставление
муниципальных услуг на основе докладов,
а затем и программ о результатах и
основных направлениях деятельности,
определить цели, задачи, показатели
своей деятельности, провести оценку
исполняемых расходных обязательств,
результативности бюджетных расходов;
- внедрена система формирования,
разработки, утверждения и реализации
долгосрочных и ведомственных
муниципальных целевых программ;
- сформирована нормативная правовая база
для развития новых форм финансового
обеспечения муниципальных услуг,
направленная на изменение правового
положения существующих бюджетных
учреждений, создания условий и стимулов
для сокращения внутренних издержек и
повышения эффективности их
деятельности.
В результате проведенной работы по
апробированию нормативной правовой
базы, с 2012 года финансовое обеспечение
всех без исключения муниципальных
бюджетных учреждений Петрозаводского
городского округа осуществляется в виде
субсидий на выполнение муниципального
задания на оказание муниципальных услуг
(выполнение работ) и иных субсидий, для
чего созданы и внедрены отдельные
сегменты бюджетной классификации,
позволяющие детализировать виды
субсидий.
При этом в 2012 году для 120 учреждений из 148
субсидия на выполнение муниципального
задания предоставлялась исходя из
утвержденных нормативов финансовых
затрат на оказание услуг, которые
разработаны как по отдельным
учреждениям, так и сгруппированы по
типам учреждений (для дошкольных
образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений
дополнительного образования детей,
общеобразовательных учреждений для
детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей).
Одновременно нормативы устанавливали
зависимость от деятельности учреждений:
по дошкольным образовательным
учреждениям от категорий детей, их
возраста и режима пребывания в
дошкольном образовательном учреждении;
по общеобразовательным учреждениям от
видов образовательных программ и
образования.
С целью повышения качества оказываемых
услуг (выполняемых работ) Соглашениями о
порядке и условиях предоставления
субсидии на финансовое обеспечение
выполнения муниципального задания
муниципальным учреждениям установлены
критерии его выполнения, как
количественных показателей, так и
показателей качества. При этом объем
перечисляемой учреждению субсидии
напрямую зависит от выполнения
муниципального задания - в случае
невыполнения установленного заданием
объема услуг (работ) предусмотрены
санкции, позволяющие уменьшать размер
субсидии, передаваемой учреждению. Таким
образом, принципы финансирования
муниципальных учреждений уступили место
принципам финансового обеспечения
муниципальных услуг.
В рамках осуществления контроля за
расходованием средств целевых субсидий,
предоставляемых муниципальным
бюджетным учреждениям Петрозаводского
городского округа, осуществляется
процедура санкционирования. В целях
недопущения прироста просроченной
кредиторской задолженности за счет
средств целевых субсидий внедрен учет
денежных обязательств бюджетных
учреждений.
Организована работа и последующий
мониторинг за размещением
муниципальными учреждениями
Петрозаводского городского округа
информации об учреждениях (общая
информация, муниципальные задания, планы
финансово-хозяйственной деятельности)
на официальном сайте для размещения
информации о государственных
(муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru.;
- завершено внедрение средств
электронной подписи, что позволило
обеспечить переход на электронный
документооборот между Администрацией и
получателями бюджетных средств при
исполнении бюджета Петрозаводского
городского округа и муниципальными
бюджетными учреждениями при исполнении
кассового обслуживания муниципальных
бюджетных учреждений. Это повысило
оперативность проведения платежей и
увеличило степень защищенности
используемой информационной системы.
В 2012 году завершила действие Программа
реформирования муниципальных финансов
Петрозаводского городского округа на
2010-2012 годы, посредством реализации
которой были достигнуты положительные
результаты по таким направлениям, как
формирование и реализация муниципальных
заданий на предоставление муниципальных
услуг, среднесрочное финансовое
планирование, оптимизация процесса
планирования и финансирования временных
кассовых разрывов; внедрение
формализованных процедур управления
муниципальным долгом, принятие долговых
обязательств; снижение и ликвидация
просроченной кредиторской и дебиторской
задолженности муниципальных учреждений.
Согласно решению расширенной коллегии
Министерства финансов Республики
Карелия, Петрозаводский городской округ
достиг наилучших результатов выполнения
Программы (90,0 процентов) среди
муниципальных образований Республики
Карелия, получивших в 2011 году из бюджета
Республики Карелия субсидии на
реформирование муниципальных
финансов.
Кроме вышеназванной программы,
Администрацией реализована
подготовленная в соответствии с
рекомендациями Правительства
Российской Федерации по повышению
эффективности бюджетных расходов
Программа по повышению эффективности и
качества управления бюджетными
расходами Петрозаводского городского
округа на период до 2012 года, которая
объединила в себе приоритетные задачи
Российской Федерации в области развития
новых форм оказания и финансового
обеспечения муниципальных услуг;
создания информационной среды и
технологий для реализации
управленческих решений и повышения
действенности общественного контроля за
деятельностью органов местного
самоуправления.
Принятые в рамках осуществления данных
реформ нормативные правовые акты
способствовали повышению эффективности
бюджетного процесса, в том числе за счет
ежемесячного кассового планирования
доходов и расходов, обеспечения
безусловного исполнения расходных
обязательств, развития института
главных распорядителей бюджетных
средств и главных администраторов
доходов, регламентации порядка
санкционирования бюджетных расходов и
учета бюджетных обязательств.
Несмотря на достигнутые положительные
результаты, эффективное и ответственное
управление муниципальными финансами
требует его постоянной модернизации,
внедрения новых принципов и методов,
соответствующих проводимым на
федеральном и региональном уровне
преобразованиям в финансовой и
административной сфере, направленным на
решение проблем повышения эффективности
бюджетных расходов.
В связи с вышеизложенным, ключевой
задачей в управлении бюджетными
расходами становится повышение
эффективности функционирования
общественного сектора - повышение
результативности и качества оказания
муниципальных услуг. В ближайшей
перспективе необходимо оценить
результаты реформы сети муниципальных
учреждений, перешедших на новые формы
финансовых взаимоотношений с
учредителем, а также новые принципы
деятельности, и предпринять шаги по
выявлению и исправлению недостатков, и
если в истекшем периоде достигнута
увязка объемов финансового обеспечения
с выполнением показателей
муниципального задания, то основной
акцент должен быть поставлен на связь с
качеством.
Также очевидна необходимость разработки
и реализации комплекса взаимоувязанных
мер по созданию условий и механизмов
повышения эффективности бюджетных
расходов с помощью программно-целевого
метода, который позволит обеспечить
системный подход в решении имеющихся
задач и осуществить координацию
межведомственных мероприятий программы,
повысить эффективность бюджетных
расходов за счет формирования понимания
соотношения между затрачиваемыми
ресурсами и планируемым результатом.
Поскольку реформы общественных финансов
затрагивают практически весь спектр
политических, экономических и
социальных интересов и требуют
скоординированных действий всех
структурных подразделений
Администрации, необходима разработка и
реализация связанной системы
мероприятий и показателей результатов,
направленных на повышение эффективности
деятельности Администрации,
результативности бюджетных расходов и
дальнейшую модернизацию системы
управления общественными финансами
Петрозаводского городского округа,
оптимальной формой которой и является
данная Программа.
Реализация такой системы мероприятий
может дать значимые результаты только в
условиях комплексного подхода к решению
задач, объединенных общей целью
повышения эффективности бюджетных
расходов.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы - создание условий для
дальнейшего повышения эффективности
деятельности Администрации по
выполнению функций органа местного
самоуправления и обеспечению
потребностей граждан и общества в
муниципальных услугах, повышению их
доступности и качества в Петрозаводском
городском округе.
Необходимость достижения поставленных
целей определяет следующие направления
реализации Программы в области
управления муниципальными финансами
Петрозаводского городского округа:
совершенствование новых форм оказания и
финансового обеспечения муниципальных
услуг;
реализация мероприятий по
совершенствованию реестра расходных
обязательств Петрозаводского
городского округа;
совершенствование и расширение
использования программно-целевых
принципов организации деятельности;
развитие информационной системы
управления финансами, повышение
открытости бюджета Петрозаводского
городского округа.
Решение поставленных задач позволит
создать организационные и правовые
предпосылки для дальнейшего повышения
эффективности и качества управления
расходами бюджета Петрозаводского
городского округа.
3. Основные направления реализации
Программы
3.1. Совершенствование новых форм
оказания и
финансового обеспечения муниципальных
услуг
Данное направление Программы основано
на реализации Федерального закона от
08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных)
учреждений", для повышения
объективности использования
натуральных показателей,
устанавливаемых муниципальными
заданиями посредством создания условий
и стимулов для сокращения внутренних
издержек муниципальных учреждений и с
целью повышения эффективности их
деятельности.
С этой целью предлагается внести
изменения в действующий порядок
проведения ежегодной оценки потребности
в оказании муниципальных услуг. Это
позволит в дальнейшем получить
независимую оценку потребности в объеме
бюджетных ассигнований на
соответствующие цели и повысит ее
обоснованность.
Реформирование системы муниципального
управления в целях повышения
эффективности бюджетных расходов
затронуло в последнее время практически
все аспекты бюджетной системы. Если
ранее реформирование в большей степени
ориентировалось на создание стройной
системы муниципальных финансов с точки
зрения организации управления, то в
последнее время на первый план выходят
проблемы качества предоставления и
обоснованности финансового обеспечения
муниципальных услуг, при этом особое
внимание стало уделяться вопросам
удовлетворенности населения
получаемыми муниципальными услугами.
В Петрозаводском городском округе
система показателей качества
оказываемых услуг (работ) варьируется от
2 до 12 показателей качества,
устанавливаемых муниципальным
учреждениям Петрозаводского городского
округа муниципальными заданиями в
зависимости от вида оказываемых услуг
(выполняемых работ).
Вместе с тем, наиболее слабым звеном при
оценке показателей качества оказываемых
муниципальными учреждениями
муниципальных услуг является проведение
опросов потребителей услуг о качестве
оказанных услуг.
В рамках решения данной задачи
необходимо формализовать процедуру
проведения опросов потребителей услуг,
что позволит муниципальным учреждениям
повысить качество оказываемых услуг
(работ).
Также предстоит продолжить работу по
установлению прямой взаимосвязи
ответственности руководителя с
показателями выполнения муниципальными
учреждениями муниципальных заданий и
соблюдении ими требований к качеству
муниципальных услуг.
В настоящее время ответственность за
невыполнение показателей качества
муниципальных заданий не предусмотрена,
отсутствует практика заключения
трудовых договоров с руководителями
муниципальных учреждений,
предполагающая включение в трудовые
договоры показателей эффективности и
результативности деятельности
учреждений. В целях повышения
ответственности муниципальных
учреждений за качество и объем
оказываемых услуг должна быть
разработана система критериев оценки
деятельности руководителя
муниципального учреждения.
Со стороны структурных подразделений
Администрации, имеющих сеть
подведомственных муниципальных
учреждений, должен осуществляться
ежеквартальный мониторинг выполнения
муниципальными учреждениями
Петрозаводского городского округа
муниципального задания.
Муниципальные учреждения должны быть
нацелены на качественное предоставление
потребителям муниципальных услуг
(выполнение работ), на создание условий и
стимулов для повышения своей открытости,
сокращения внутренних издержек.
Внедрение нормативов финансовых затрат
на обеспечение выполнения
муниципального задания на оказание
муниципальных услуг поставило
муниципальные бюджетные учреждения в
равные условия по выполнению заданий.
Учреждение может самостоятельно
рассчитать объем предоставляемых
денежных средств на выполнение
установленного объема услуг, т.е. у
учреждения возникают предпосылки
эффективно расходовать средства
субсидии, выделенные на выполнение
муниципального задания.
Исходя из условий полного выполнения
муниципального задания, руководитель
учреждения вправе самостоятельно
принимать решение об определении
количества штатных единиц, требуемых для
выполнения установленного объема услуг
(работ), поэтому одной из основных
составляющих процедуры контроля
учредителя за учреждением должна стать
оценка эффективности деятельности
учреждений. В условиях реализации
Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений" на основе
такой оценки могут приниматься важные
решения о размерах и направлениях
выделения средств учреждениям из
бюджета, а также о стимулировании
учреждений к достижению наилучших
показателей эффективности. Кроме того,
информация по результатам оценки может
облегчить учредителю задачу принятия
решения об оптимизации сети
подведомственных учреждений,
переназначении руководителя и изменении
типа учреждения. Оценка эффективности
должна охватывать все направления
деятельности учреждений: выполнение
муниципального задания по
количественным и качественным
показателям, реализацию мероприятий, не
включенных в муниципальное задание,
менеджмент учреждения, обеспечивающий
надлежащие условия его функционирования
и развития (состояние
материально-технических, кадровых,
финансовых ресурсов).
3.2. Реализация мероприятий по совершенствованию реестра расходных обязательств Петрозаводского городского округа
В условиях ограниченных финансовых
ресурсов бюджета Петрозаводского
городского округа усиленного внимания
требуют задачи обеспечения взвешенного
подхода к управлению бюджетными
средствами, повышения эффективности и
результативности бюджетных расходов.
Обоснованность распределения бюджетных
средств на этапе формирования бюджета
является базовым условием для
эффективного использования бюджетных
средств.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 87 БК
РФ, действующие расходные обязательства
Петрозаводского городского округа
отражаются в реестре расходных
обязательств Петрозаводского
городского округа согласно порядку
ведения реестра расходных обязательств
(далее - реестр).
Данные реестра используются при
разработке проекта бюджета
Петрозаводского городского округа и
представляют собой единую
информационную нормативную правовую
базу данных. Формирование проекта
бюджета осуществляется на основании
применения принципа разграничения
действующих и принимаемых обязательств.
Анализ действующих и принимаемых
обязательств дает возможность
гарантированного обеспечения
финансовыми ресурсами в полном объеме
действующих обязательств, отраженных в
реестре, а также определяет формирование
конкретных направлений принимаемых
обязательств в соответствии с целями и
направлениями социально-экономического
развития Петрозаводского городского
округа.
Всего в 2012 году в реестре учитывалось 37
расходных обязательств Петрозаводского
городского округа, в том числе по
вопросам местного значения - 22 расходных
обязательства, по вопросам, возникшим в
результате реализации Петрозаводским
городским округом делегированных
государственных полномочий за счет
субвенций, субсидий и иных межбюджетных
трансфертов, переданных из бюджета
Республики Карелия, -15.
Порядок расходования средств на
исполнение расходных обязательств за
счет субвенций, переданных из бюджета
Республики Карелия, установлен
муниципальными нормативными правовыми
актами Петрозаводского городского
округа. По вопросам местного значения
разработано и утверждено Петрозаводским
городским Советом 10 муниципальных
нормативных правовых актов,
регулирующих финансовое обеспечение и
порядок расходования средств на
исполнение расходных обязательств
Петрозаводского городского округа.
Наибольший охват расходных обязательств
нормативной базой сложился в отраслях
образования, культуры, физической
культуры и спорта - от 70 до 100 процентов. В
то же время расходные обязательства в
отраслях жилищно-коммунального
хозяйства и национальной экономики
нормативной правовой базой практически
не подтверждены.
Основной задачей Администрации в рамках
данного мероприятия настоящей Программы
будет являться продолжение формирования
нормативной правовой базы, регулирующей
финансовое обеспечение и порядок
расходования средств на исполнение
расходных обязательств Петрозаводского
городского округа.
Также планируется продолжить работу по
инвентаризации действующих расходных
обязательств с целью выявления
неэффективных бюджетных расходов, по
принятию мер в этом направлении, вплоть
до полного отказа от таких расходов,
обеспечить взаимосвязь реестра с
перечнем муниципальных услуг,
муниципальными заданиями на их оказание
и результатами от вложения ассигнований.
Одновременно в рамках данной задачи
предполагается установить контроль за
своевременным заключением и исполнением
контрактов (гражданско-правовых
договоров) на выполнение работ, в первую
очередь, по исполнению предписаний
надзорных органов, в связи с чем
необходимы порядок взаимодействия
структурных подразделений
Администрации при исполнении
предписаний надзорных органов и
проведение комплекса мероприятий по
усилению контроля за исполнением
заключенных контрактов
(гражданско-правовых договоров).
Мероприятия, проводимые в рамках данной
задачи, в конечном итоге будут
способствовать снижению объема
неисполненных на конец отчетного
финансового года бюджетных
ассигнований, сокращению расходов
бюджета на штрафные санкции.
3.3. Совершенствование и расширение
использования
программно-целевых принципов
организации деятельности
Внедрение программно-целевых методов
бюджетирования является предметом
внимания всех уровней государственной
власти и органов местного
самоуправления. В настоящее время
повышение эффективности бюджетных
расходов может быть достигнуто путем
концентрации необходимых ресурсов на
приоритетных направлениях с
использованием механизмов планирования
и управления, которые ориентированы на
достижение конечных результатов.
В качестве одного из инструментов
повышения эффективности бюджетных
расходов как составной части
эффективности деятельности органов
местного самоуправления
предусматривается дальнейшее развитие
программно-целевого метода, который
позволяет оптимизировать ограниченные
ресурсы бюджета, повысить
результативность функционирования
органов исполнительной власти и
качество предоставляемых ими услуг.
Внедрение в практику бюджетного
планирования преимущественно
программно-целевых методов обеспечит
прямую взаимосвязь между распределением
бюджетных ресурсов и результатами их
использования.
В Петрозаводском городском округе в
настоящее время имеются необходимые
предпосылки для формирования бюджета в
соответствии с программно-целевыми
принципами - по всем отраслям
разрабатываются долгосрочные и
ведомственные целевые программы,
количество которых, как и объем расходов,
предусматриваемых в бюджете округа,
растет из года в год. В 2013 году на
реализацию 11 ведомственных и 8
долгосрочных муниципальных целевых
программ предусмотрено 590,9 млн.руб.
Для сравнения - в 2008 году на исполнение 17
муниципальных целевых программ из
бюджета Петрозаводского городского
округа было направлено 158,4 млн.руб., при
этом, если в 2008 году удельный вес
расходов, направленных на исполнение
целевых программ, в общих расходах
бюджета составлял 1,3 процента, то в 2012
году удельный вес расходов по целевым
программам составил уже 10,7 процента.
В 2013 году удельный вес данных расходов
составит 12,8 процента.
Вместе с тем, оценка эффективности
реализации программ проводится только в
отношении долгосрочных целевых
программ, нормативный правовой акт,
регламентирующий проведение оценки
ведомственных целевых программ
Петрозаводского городского округа,
отсутствует.
Структурными подразделениями
Администрации, на которые возложено
исполнение обязанностей по
осуществлению функций главного
распорядителя средств бюджета
Петрозаводского городского округа,
разрабатываются программы
"Результаты и основные направления
деятельности".
Однако, несмотря на принимаемые меры, на
практике не все целевые программы
отвечают установленным требованиям
эффективности. Средства, выделяемые на
реализацию большинства программ,
во-первых, фактически являются
разновидностью дополнительного
финансирования текущих функций,
выполняемых Администрацией, и, во-вторых,
эти программы постоянно подвергаются
изменениям, что вызвано недостаточным
финансовым обеспечением. Отсутствует
ответственность за недостижение
результатов от реализации программ.
В связи с изложенным, перед
Администрацией встает задача
координации стратегического и
бюджетного циклов с целью интеграции
всех функционирующих стратегических
инструментов в единую систему -
муниципальные программы, для чего
потребуется проанализировать
существующие порядки разработки,
утверждения и реализации ведомственных
и долгосрочных муниципальных целевых
программ, оценки эффективности
долгосрочных программ и, при
необходимости, с учетом изменений,
вносимых в федеральное и региональное
законодательство, внести в них
изменения, разработать и утвердить
порядок оценки эффективности
ведомственных целевых программ.
По мере развития программно-целевого
принципа организации деятельности
Администрации возрастет необходимость
расширения ответственности структурных
подразделений Администрации и их
полномочий при реализации
соответствующих муниципальных программ.
Для этого необходимо результаты
ежегодно проводимой оценки
эффективности реализации программ
размещать на официальном сайте
Администрации. Данное мероприятие
позволит повысить персональную
ответственность как заказчика, так и
исполнителя программы, за безусловное
исполнение мероприятий программы.
Кроме того, в свете проводимых на
федеральном уровне реформ, установления
требований БК РФ по переходу с 2014 года на
"программный бюджет", особенно
актуальной становится задача перехода к
программной структуре расходов бюджета
Петрозаводского городского округа.
В Петрозаводском городском округе
необходимо будет реализовать
мероприятия по корректировке подходов к
установлению перечней целевых статей и
видов расходов, включая подготовку
переходных положений для сохранения
преемственности данных, и в 2015 году
завершить переход к формированию
программной структуры расходов бюджета
Петрозаводского городского округа, при
этом программная структура должна будет
охватывать значительную часть расходов
бюджета Петрозаводского городского
округа.
Использование при формировании и
исполнении бюджета программно-целевого
принципа, позволяющего осуществлять
концентрацию ресурсов в целях
достижения конкретных измеримых
результатов, будет являться основным
инструментом повышения эффективности
бюджетных расходов.
3.4. Развитие информационной системы
управления финансами, повышение
открытости бюджета Петрозаводского
городского округа
Развитие информационно-аналитических
систем управления бюджетным процессом
направлено на:
развитие информационных ресурсов,
содержащих информацию о муниципальных
заданиях, оказываемых услугах и
деятельности
исполнительно-распорядительного органа
муниципального образования;
повышение доступности информации о
финансовой деятельности Администрации и
муниципальных учреждений
Петрозаводского городского округа;
создание инструментов для обеспечения
взаимосвязи стратегического и
бюджетного планирования, проведения
мониторинга достижения конечных
результатов целевых программ.
В настоящее время состояние
информационной системы управления
муниципальными финансами
характеризуется наличием автоматизации
исполнения бюджета Петрозаводского
городского округа путем постоянно
действующих программных комплексов
"Администратор-Д", "Бюджет-КС",
"Бюджет -WEB", "Свод -WEB",
"Муниципальное задание".
Приоритетной задачей данного
направления Программы является
модернизация программного комплекса
"Муниципальное задание" в части его
интеграции с действующей системой
исполнения бюджета, формирования
муниципальных заданий и сводных
отчетных данных о выполнении заданий.
Также планируется завершить
автоматизацию реестра расходных
обязательств Петрозаводского
городского округа в части интеграции
выходных форм в систему Министерства
финансов Республики Карелия.
Актуальна и задача автоматизации
процесса планирования бюджета.
В целях повышения информационной
открытости и прозрачности деятельности
органов местного самоуправления в сети
Интернет в качестве общедоступного
Интернет-ресурса функционирует
официальный сайт Администрации www.petrozavodsk-mo.ru, на
котором размещается информация в полном
соответствии с требованиями
Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об
обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления", в
том числе осуществляется нормативно -
правовое сопровождение бюджетного
процесса.
В разделе "Бюджет" размещается
информация по реализации бюджетного
процесса Петрозаводского городского
округа: решения о бюджете, нормативные
правовые акты, регламентирующие
бюджетный процесс, документы, касающиеся
реформирования муниципальных финансов в
Петрозаводского городском округе,
реализации Федерального закона от 08.05.2010
N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных)
учреждений". Реализуется проект
"Открытый бюджет", где регулярно
размещается информация о доходах,
расходах, межбюджетных трансфертах,
передаваемых бюджету Петрозаводского
городского округа из вышестоящих
бюджетов, исполнении бюджета, результаты
проводимой Администрацией кредитной
политики, публикуется отчетность об
исполнении бюджета Петрозаводского
городского округа.
Вместе с тем, для обеспечения
доступности и актуальности информации
необходима презентация не только
цифровых, но и аналитических материалов
о состоянии бюджета городского округа на
ту или иную отчетную дату.
Для обеспечения доступности и
открытости информации о своей
деятельности муниципальные учреждения
Петрозаводского городского округа
продолжат в 2013 году размещение на
официальном сайте для размещения
информации о государственных
(муниципальных) учреждениях в сети
Интернет www.bus.gov.ru необходимый объем
информации об учреждении в соответствии
с Требованиями к порядку формирования
структурированной информации об
учреждении и электронных копий
документов, размещаемых на официальном
сайте в сети Интернет, утвержденными
приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 15.02.2012 N 72, в связи
с чем структурным подразделениям
Администрации, имеющим подведомственную
сеть муниципальных учреждений,
предстоит повысить контроль за полнотой
и своевременным размещением
подведомственными им муниципальными
учреждениями достоверной информации на
официальном сайте www.bus.gov.ru.
С учетом реализации намеченных планов
будет достигнута высокая степень
доступности и актуальности информации о
бюджетном процессе в Петрозаводском
городском округе и исполнении бюджета
Петрозаводского городского округа, что
позволит создать инструментарий для
повышения эффективности бюджетных
расходов.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Руководство реализацией Программы, а
также ее координацию осуществляет Глава
Петрозаводского городского округа.
Комитет финансов Администрации
осуществляет непосредственный контроль
за реализацией Программы.
Исполнителями Программы являются
структурные подразделения
Администрации, которые:
- разрабатывают и утверждают планы
работы по выполнению мероприятий по
реализации Программы, утвержденных
приложением N 1;
- обеспечивают реализацию мероприятий
Программы, утвержденных приложением N 1;
- представляют ежеквартально информацию
о ходе выполнения программных
мероприятий, а также оценку значений
целевых индикаторов и показателей
реализации Программы.
Оценка эффективности реализации
Программы проводится по итогам ее
реализации за отчетный финансовый год и
в целом по окончании ее реализации.
Критериями оценки эффективности и
результативности реализации Программы
являются степень достижения заявленных
результатов реализации Программы, а
также положительная динамика
показателей качества управления
муниципальными финансами по
направлениям реализации Программы
повышения эффективности бюджетных
расходов бюджета Петрозаводского
городского округа согласно приложению N
2.
Непосредственным результатом
реализации комплекса мероприятий
Программы является изменение
количественных характеристик тех
объектов, в отношении которых проводятся
мероприятия, изменение условий
деятельности структурных подразделений
Администрации, а также условий для
предоставления муниципальных услуг.
Бюджетным эффектом реализации комплекса
мероприятий Программы является
сокращение неэффективных расходов в
результате реализации Программы.
Социально-экономический эффект от
реализации Программы заключается в
повышении объема и качества
муниципальных услуг населению и
отражает качественные изменения в жизни
граждан и общества в целом.
Текст сверен
по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ (с изменениями на 4 августа 2023 года)