Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Законодательное Собрание Республики Карелия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об обращении Законодательного Собрания Республики Карелия
к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу нарушения прав арендаторов при приведении договоров аренды участков лесного
фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации


     
     Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
     
     1. Принять обращение Законодательного Собрания Республики Карелия к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу нарушения прав арендаторов при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
     
     2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
     
     3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Р.А. Ванчугову, Б.С. Кашину, В.Н. Пивненко, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Л. Катанандову, В.А. Федорову.
     
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель
Законодательного Собрания
        Республики Карелия
                        В.Н. Семенов


г. Петрозаводск
20 июня 2013 года

N 824-V ЗС
     
     



ОБРАЩЕНИЕ

Законодательного Собрания Республики Карелия к Президенту
Российской Федерации В.В. Путину по вопросу нарушения прав
арендаторов при приведении договоров аренды участков лесного
фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации

Уважаемый Владимир Владимирович!

     
     Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия выражают Вам признательность за постановку вопроса о проблемах лесной отрасли и, в частности, совершенствования структуры управления лесным хозяйством, которые были рассмотрены 11 апреля 2013 года на заседании президиума Государственного совета "О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации" в г. Улан-Удэ.
          
     Данные проблемы актуальны и для Республики Карелия. Одна из них возникла из-за несовершенства лесного законодательства Российской Федерации.
     
     Леса на территории Республики Карелии были сданы в аренду с целью заготовки древесины еще до принятия Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года (далее Кодекс) на значительных площадях лесного фонда.
     
     Договоры аренды участков лесного фонда заключались по результатам проведенных закрытых лесных конкурсов с теми конкурсантами, которые, по мнению конкурсной комиссии, представили наилучшие предложения по исполнению условий конкурса. Среди обязательных условий были такие, как объемы инвестиций в развитие лесозаготовок и (или) увеличение глубины переработки древесины на основании представленного бизнес-плана; наличие производственных мощностей по переработке древесины и объемов поставки круглого леса на внутренний рынок; размер добровольно предложенного повышающего коэффициента к установленным ставкам лесных податей (размер арендной платы); объем и степень принятых претендентом обязательств по проведению мероприятий по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов за свой счет; создание рабочих мест и участие в решении социальных вопросов в районах проведения лесозаготовок и прочее.
     
     Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" обязывал органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений привести договоры аренды участков лесного фонда в соответствие с Кодексом.
          
     Однако из-за неоднозначной трактовки положений Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Кодексом, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 октября 2007 года N 258 (далее - Порядок), возникли проблемы, которые законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исправить не могут.
          
     В частности, неоднозначное толкование отдельных фраз Порядка позволило арендодателю при приведении ранее заключенных договоров в соответствие с Кодексом оставить арендаторам лесных участков, полученных в аренду по условиям конкурсов, прежние повышающие коэффициенты (хотя в размер арендной платы за лес на корню согласно статей 73 и 94 Кодекса они не входят). При этом срок пересмотра повышающих коэффициентов арендодателем в одностороннем порядке также не предусмотрен.
     

     Кодексом не предусмотрены другие дополнительные начисления сверх минимальных ставок, плата за которые в части превышения в размере 100 процентов оставалась бы в бюджете субъекта Российской Федерации.
     
     Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" также не выполняется.
     
     Размер арендной платы у арендаторов лесных участков, арендующих участки одной и той же категории и с одинаковым видом разрешенного использования, различаются в десятки раз. Порядок и случаи пересмотра размера арендной платы, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке, не разработан и оставлен без изменения на весь срок аренды (49 лет).
     
     В результате данная проблема создала ситуацию, когда лесные регионы, где ведется промышленная заготовка древесины, несмотря на то, что недозволенные законом повышающие коэффициенты остались (за счет них пополняются бюджеты субъектов Российской Федерации), получают денежные средства в мизерных размерах. В то же время перекупщики - подрядчики покупают древесину на корню по ценам в разы больше. Повлиять на рост или изменение размера производимых такими арендаторами отчислений субъекты Российской Федерации не могут. Устанавливать региональные ставки, тарифы или отчисления сверх минимальных ставок, а также ежегодно корректировать их размер в зависимости от роста цен и спроса на лесопродукцию на внутреннем и внешнем рынках субъекты Российской Федерации не имеют права.
     
     Вторая проблема касается того, что при приведении в соответствие договоров аренды участков лесного фонда про все другие обязательные условия, кроме повышающих коэффициентов, попросту забыли и их в новые договоры аренды не включили.
     
     В результате этого арендаторы лесных участков, освобожденные от ранее взятых обязательных условий, сократили или вовсе избавились от рабочих мест, производственных мощностей, и соответственно не производят инвестирований в развитие лесозаготовок, не занимаются решением социальных проблем районов, где они ведут заготовку древесины. Но право аренды по прежней величине арендной платы и объем лесозаготовок сохранили. От таких действий страдают не только бюджеты субъектов Российской Федерации, но и нормальная жизнь муниципальных образований, и в первую очередь, проживающего там местного населения, оставленного без дров, работы и средств к существованию. Законодательное Собрание Республики Карелия неоднократно поднимало вопрос о необходимости решения указанных проблем, однако Правительство Республики Карелия повлиять на данную ситуацию не может.
     
     На основании вышеизложенного обращаемся к Вам с просьбой дать соответствующее поручение Правительству Российской Федерации устранить имеющиеся правовые и организационные пробелы в лесном законодательстве.
     

     
     


     Текст сверен по:
     Официальная рассылка

 


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ