Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 января 2012 года N 23р-П

[О Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства в
Республике Карелия на 2012-2015 годы»]


В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П «О долгосрочных целевых программах Республики Карелия»:

1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012-2015 годы» (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

3. Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.

Глава Республики Карелия
А.В.Нелидов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 20 января 2012 года N 23р-П

Концепция
долгосрочной целевой программы
«Развитие лесного хозяйства Республики Карелия
на 2012-2015 годы»

I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012-2015 годы» приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


1. Обоснование содержания проблемы

Лесной фонд Республики Карелия на протяжении сотен лет является основой ее экономики и играет ведущую роль в поддержании качества окружающей среды. Общая площадь лесов Республики Карелии -14,9 млн. га. Общий запас древесины составляет 973,7 млн. кбм. Ежегодный средний прирост - 14,2 млн. кбм. Общая площадь земель лесного фонда -14,5 млн. га, из них покрытые лесной растительностью земли располагаются на площади 9,2 млн.га, в том числе насаждения с преобладанием хвойных пород - на площади 8,1 млн. га, или 88,3%. Земли лесного фонда разделены на 17 лесничеств. В составе 17 лесничеств действуют 155 участковых лесничества.

В настоящее время лесное хозяйство Республики Карелия имеет ряд проблем, которые требуют существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

В пожароопасном сезоне 2010 года на землях лесного фонда в Республике Карелия произошел 461 лесной пожар, площадь, пройденная пожарами, составила 6843,5 га, в том числе лесная - 6155,6 га. Общий ущерб от лесных пожаров составил 495,7 млн. рублей, в том числе затраты на тушение - 31754,2 тыс. рублей. Основной причиной возникновения лесных пожаров, как и в прошлые годы, явилось нарушение гражданами правил пожарной безопасности в лесах - 81,0% от общего количества лесных пожаров, от гроз - 12,0%, от неконтролируемых сельскохозяйственных палов - 2,0%.

В 2006-2010 годах в республике выполнены лесовосстановительные работы на площади свыше 120 тыс. га. Ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений при плане 27,0 тыс. га произведен на площади 37,0 тыс. га, в том числе лесных культур - на площади 9,2 тыс. га (24,9%), содействие естественному возобновлению - на площади 19,0 тыс. га (51,4%), естественное заращивание - на площади 8,8 тыс. га (23,7%).

В то же время в 2010 году лесовосстановление было выполнено на площади 23,9 тыс. га, или 99,7% от плана, в том числе искусственное - на площади 7,2 тыс. га, или 65,4% от планового. Из общего объема лесовосстановительных работ арендаторами лесных участков выполнено работ на площади 22,3 тыс. га, в том числе искусственное лесовосстановление - на площади 6,7 тыс. га, или 63,6% от плана.

За последние 5 лет отмечена тенденция сокращения объемов выращивания посадочного материала. Так, если в 2006 году общий объем выращенного посадочного материала составлял 32,7 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 6,3 млн. штук, то в 2010 году он сократился на 42,0% и составил 18,8 млн. штук, в том числе объем сеянцев с закрытой корневой системой снизился на 62,0% и составил 2,4 млн. штук.

При этом на проведение лесокультурных работ 2011 года требуется 24,2 млн. штук стандартных сеянцев.

В настоящее время тепличные комплексы находятся в собственности Республики Карелия. Оборудование тепличных комплексов устарело и по состоянию на 1 января 2011 года имеет износ порядка 87,0%. Капитальный ремонт теплиц не проводился более трех лет в связи с отсутствием финансирования.

В республике неравномерно развита сеть лесных дорог. Так, если юг и центральная часть Карелии освоены лесовозной дорожной сетью, то север, северо-запад республики и Пудожский район недостаточно интенсивно осваиваются. Из общей протяженности лесовозных дорог Республики Карелия (около 17000 км) в летний период используется и содержится за счет арендаторов лесных участков примерно 7200 км, а в зимний период -примерно 5200 км. Потребность в строительстве новых дорог круглогодового действия с учетом перехода преимущественно на сортиментную технологию заготовок составляет примерно 540 км (из расчета 1 км на 12,0 тыс. кбм вывозки).

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.

Однако с принятием Лесного кодекса Российской Федерации и передачей основных полномочий в области лесных отношений субъектам Российской Федерации, не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами, в том числе лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов.

Произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве, низкий уровень развития лесной транспортной инфраструктуры.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных действий на основе единой государственной программы по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия, является низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой.

Для решения задачи строительства лесных дорог необходимо использование различных механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация в Республике Карелия мероприятий по созданию развитой лесной транспортной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности ведения лесного хозяйства, организации защиты леса от пожаров, снижению затрат по лесозаготовке и транспортировке древесины.

2. Цель и задачи долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012-2015 годы»

Целью долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012-2015 годы» (далее - Программа) является обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного хозяйства в социально-экономическое развитие Республики Карелия.

Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:

1) обеспечение охраны и защиты лесов от пожаров.

Решение задачи планируется путем реализации следующих мероприятий, направленных на:

создание эффективной системы обнаружения и тушения лесных пожаров;

проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

противопожарное обустройство лесов;

активизацию противопожарной пропаганды;

2) создание системы воспроизводства лесного фонда, восстановления лесов и улучшение породного состава лесных насаждений.

Решение задачи планируется путем реализации следующих мероприятий, направленных на:

повышение эффективности лесовосстановления;

развитие постоянной лесосеменной базы, созданной на селекционной основе и выращивании сеянцев с закрытой корневой системой;

сокращение непокрытых лесом площадей;

научное, проектное и материально-техническое обеспечение лесовосстановления;

3) совершенствование сети лесных дорог с целью обеспечения условий для более полного освоения лесных ресурсов.

Решение задачи планируется путем реализации следующих мероприятий, направленных на:

развитие лесной транспортной инфраструктуры;

достижение равномерности покрытия лесовозной дорожной сетью территории Республики Карелия;

повышение качества строящихся и состояния имеющихся лесных дорог;

привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования строительства лесных дорог.

3. Соответствие цели и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС (далее - Концепция) стратегической целью в области управления лесным хозяйством является эффективное, рациональное, неистощительное использование лесных ресурсов Республики Карелия, их охрана, защита, воспроизводство, от решения которой зависит дальнейшее экономическое развитие республики.

Для достижения поставленной цели Программой определена необходимость решения следующих задач:

обеспечение многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей в лесных ресурсах;

своевременное воспроизводство лесов, улучшение их качества и повышение продуктивности;

снижение количества лесных пожаров и площадей земель лесного фонда, пройденных огнем;

организация и осуществление государственного лесного контроля и надзора в лесах.

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия.

4. Соответствие цели и задач Программы полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ. Статьей 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности» одобрение и утверждение целевых программ в области пожарной безопасности отнесено к полномочиям Правительства Республики Карелия.

5. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие инфраструктуры использования и воспроизводства лесов.

Проблема носит межведомственный характер. При решении задачи по повышению эффективности охраны и защиты лесов от пожаров будет осуществляться взаимодействие с Государственным комитетом Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Главным управлением МЧС России по Республике Карелия, Министерством образования Республики Карелия.

Проблемы воспроизводства лесных ресурсов Республики Карелия носят масштабный характер. Целесообразность применения программно-целевого метода определяется также высокой капиталоемкостью проектов по реконструкции тепличных комплексов, определяющих их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного финансового участия государства в их реализации.

Необходимость использования программно-целевого метода для реализации цели и задач Программы обусловлена тем, что проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных ресурсов.

Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит за четыре года (2012-2015 годы) реализовать конкретные проекты и достичь запланированного уровня показателей, а также будет способствовать максимально эффективному использованию средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия, направляемых на реализацию государственной политики в области лесных отношений.

Планируется, что государственным заказчиком Программы будет выступать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, которое также будет осуществлять оперативный контроль за ходом реализации Программы.

Финансирование мероприятий Программы предполагается с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, внебюджетных источников.

Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы с приведением целевых показателей и сроки решения проблемы

Эффективность реализации Программы в области обеспечения охраны и защиты лесов от пожаров может оцениваться показателями снижения числа ежегодно возникающих лесных пожаров, уменьшения площади лесов, пройденных лесными пожарами, сокращения расходов бюджетов всех уровней на тушение лесных пожаров за счет своевременного обнаружения, оперативного и эффективного тушения лесных пожаров и, как следствие, сокращения ущерба от лесных пожаров.

Эффективность мероприятий Программы в области создания системы воспроизводства лесного фонда, восстановления лесов и улучшения породного состава лесных насаждений оценивается долей ввода молодняков в категорию ценных за счет площадей с проведенными мероприятиями по содействию естественному возобновлению, соотношением площади лесных культур с закрытой корневой системой к общей площади создаваемых лесных культур.

Эффективность мероприятий по совершенствованию сети лесных дорог оценивается повышением плотности лесных дорог, что создаст необходимые условия роста экономической доступности лесных ресурсов, объемов заготовки древесины, повышения уровня использования расчетной лесосеки.

Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.

Основные показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.


II. Оценка ожидаемой результативности предлагаемого решения проблемы с приведением показателей конечных и непосредственных результатов


Для оценки промежуточных и конечных результатов предполагаемого решения проблемы будут использоваться целевые индикаторы и показатели, приведенные в приложении N 2.

Приложение N 1 к концепции долгосрочной целевой программы
«Развитие лесного хозяйства Республики Карелия на 2012-2015 годы»

Показатели эффективности Программы

Наименование показателя

Содержание показателя,
единицы измерения

2010 год (базовый)

2011 год (оценка)

Планируемые значения показателей

2015 год
к 2010 году





2012
год

2013
год

2014
год

2015
год


Сокращение материального ущерба от пожаров

размер материального ущерба от лесных пожаров, млн. рублей

495,7

300,0

470,9

446,1

421,3

396,8

20,0%

Сокращение расходов бюджетов всех уровней на тушение лесных пожаров

размер бюджетных расходов на тушение лесных пожаров, млн. рублей

31,8

15,0

30,2

28,6

27,0

25,4

20,1%

Рост площади ввода молодняков в категорию ценных древесных пород за счет площадей с проведенными мероприятиями по содействию естественному возобновлению

отношение площадей с проведенными мероприятиями по содействию естественному возобновлению при вводе молодняков в категорию ценных к площади сплошных рубок, %

51,4

69,0

71,0

73,0

75,0

78,0

+26,6 п.п.

Повышение плотности лесных дорог

плотность дорог, км на 1 000 га лесной площади

2,27

2,30

2,33

2,36

2,39

2,40

5,7%


Приложение N 2 к концепции долгосрочной целевой программы
«Развитие лесного хозяйства Республики Карелия на 2012-2015 годы»

Показатели результативности Программы

Наименование показателя

Содержание показателя,
единицы измерения

2010 год (базовый)

2011 год
(оценка)

Планируемые значения показателей

2015 год
к 2010 году





2012
год

2013
год

2014
год

2015 год


Показатель достижения цели: обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсо-экологического потенциала, повышение вклада лесного хозяйства в социально-экономическое развитие Республики Карелия

Сокращение площади земель, не покрытых лесной растительностью

площадь земель не покрытых лесной растительностью, га

188,3

176,2

174,4

172,7

171

169,3

10,1%

Рост использования расчетной лесосеки

объем заготовки древесины, млн. кбм

5456,8

5760

6100

6400

6800

7500

24,6%

Задача 1. Обеспечение охраны и защиты лесов от пожаров

Сокращение количества лесных пожаров

количество лесных пожаров, штук/год

461

537

452

442

433

415

10,0%

Сокращение площади лесов, пройденной лесными пожарами

средняя площадь одного лесного пожара, га

13,3

7,6

12,6

12,0

11,3

10,6

20,0%

Повышение оперативности тушения возникших лесных пожаров

удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев), %

60

62

63

65

68

70

+10 п.п.

Задача 2. Создание системы воспроизводства лесного фонда, восстановления лесов и улучшение породного состава лесных насаждений

Рост объемов создаваемых лесных культур с закрытой корневой системой

объем искусственного лесовосстановления с закрытой корневой системой, га

930,1

1170

1200

1230

1340

1400

50,5%

Рост площади созданных лесных культур

объем искусственного лесовосстановления, га

7174

7219

7290

7363

7938

8043

12,1%

Рост удельного веса площади лесных культур, созданных сеянцами с закрытой корневой системой

отношение площади лесных культур с закрытой корневой системой к общей площади лесных культур, %

13,0

16,2

16,5

16,7

16,9

17,4

+4,4 п.п.

Задача 3. Совершенствование сети лесных дорог для обеспечения условий для более полного освоения лесных ресурсов

Повышение ежегодных объемов строительства лесных дорог круглогодичного пользования

протяженность построенных лесных дорог круглогодичного пользования, км/год

290

300

310

315

320

330

13,8%

Повышение ежегодных объемов реконструкции лесных дорог круглогодичного пользования

объем реконструированных лесных дорог круглогодичного пользования, км/год

290

290

300

310

315

320

10,3%


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ