Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия
от 10 ноября 2010 года N 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия
«Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке
его присвоения» в связи с обращением регионального отделения Политической партии
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия

город Петрозаводск 25 марта 2011 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего В.П. Наговицына, судей П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной,

с участием сторон: представителей регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия - Г.В. Фандеева, А.С. Федичева, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.В. Балицкой, представителя Главы Республики Карелия - М.В. Даниловой, - руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года N 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия Закон Республики Карелия от 10 ноября 2010 года N 1435-ЗРК «0 внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н. Фотиной, объяснения сторон, выступления депутата Законодательного Собрания Республики Карелия М.И. Мрыхина, представителей: Прокуратуры Республики Карелия - СЮ. Миронова, А.А. Сухановой, депутатского объединения «Российские пенсионеры» в Законодательном Собрании Республики Карелия - Г.Е. Капралова, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия -О.М. Гребеневой, Министерства финансов Республики Карелия - Р.В. Пахоменко, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - М.В. Егоровой, Н.С. Карповой,исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия установил:

1. Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 октября 2010 года, подписан Главой Республики Карелия 10 ноября 2010 года, опубликован в газете «Карелия» от 2 декабря 2010 года N 132, вступил в силу с 1 января 2011 года.

Согласно указанному Закону с 1 января 2011 года признан утратившим силу пункт 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 25 июля 1995 года N 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения», в соответствии с которым граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, не имеющие наград и (или) званий,указанных в пункте 2 части 1 названной статьи, имеющие стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия, признавались ветеранами труда Республики Карелия.

Статьей 3 этого Закона установлено право лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», на социальную поддержку в соответствии с Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

По мнению заявителя, оспариваемый Закон Республики Карелия лишил возможности получения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и соответственно приобретения права на социальную поддержку по этому основанию целую категорию граждан, достигших пенсионного возраста, имевших необходимый трудовой стаж и не награжденных государственными наградами (званиями), а потому не соответствует статьям 19, 25 Конституции Республики Карелия.

Конституционность Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» оспаривается заявителем также по порядку его принятия, поскольку, как указано в обращении, при рассмотрении законопроекта и принятии оспариваемого Закона были допущены «неоднократные и грубые нарушения Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия».

Заявитель считает, что отсутствие заключения Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия на момент принятия оспариваемого Закона привело к нарушению требования, установленного частью 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Карелия, рассматриваются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия либо при наличии заключения указанного лица.

Заявитель полагает, что наличие заключения Главы Республики Карелия являлось необходимым условием для соблюдения конституционной процедуры принятия оспариваемого Закона Республики Карелия, поскольку законопроект был внесен не Главой Республики Карелия, а депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия.

По мнению заявителя, принятие оспариваемого Закона одновременно в первом и окончательном чтениях, без публичного обсуждения законопроекта с участием общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов и граждан не соответствует статье 3 Конституции Республики Карелия, устанавливающей, что осуществление государственной власти в Республике Карелия основано на принципах демократии, а также статье 20 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей в соответствии с законодательством.

Кроме того, заявитель утверждает, что при рассмотрении законопроекта и принятии оспариваемого Закона Республики Карелия были допущены нарушения статей 53,56,60 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, выразившиеся в отсутствии в пояснительной записке к законопроекту обоснования необходимости его принятия, в том числе ожидаемых социально-экономических последствий, в нарушении сроков рассмотрения законопроекта ответственным комитетом, а также в нарушении установленного порядка голосования при принятии оспариваемого Закона в окончательном чтении (отсутствие лингвистической экспертизы).

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия полагает, что Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 3,19, 20, 25 и 42.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» по содержанию и порядку его принятия.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Конституцией Республики Карелия установлено, что законодательную власть в Республике Карелия осуществляет Законодательное Собрание Республики Карелия - постоянно действующий представительный и единственный законодательный орган государственной власти Республики Карелия. По вопросам, отнесенным к его ведению, Законодательное Собрание Республики Карелия принимает законы и постановления (статья 32 (часть 1), 43 (часть 1) Конституции Республики Карелия).

Законодательная деятельность - это строго регламентированная нормативными правовыми актами процедура взаимодействия соответствующих органов государственной власти и их должностных лиц по поводу внесения законопроекта, его обсуждения, а также принятия закона.

Законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни. Этим обуславливается необходимость нормативно-правового закрепления особого процессуального порядка их принятия, обеспечивающего взаимодействие и координацию деятельности участников законодательного процесса на различных его стадиях. Наличие такого рода правил и их соблюдение является существенным процессуальным элементом надлежащего, основанного на требованиях законодательства, порядка принятия законов и гарантирует их соответствие реальному волеизъявлению представительного органа.

Порядок внесения отдельных законопроектов и принятия законов Республики Карелия в виде норм процессуально-процедурного характера установлен Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия от 24 мая 2000 года N 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия», а также регламентами и другими нормативными правовыми актами органов, в компетенцию которых входит нормотворческая деятельность.

Соблюдение правил, которые непосредственно вытекают из предписаний статьи 3 (часть 1), статьи 5 (части 1, 2 и 3), статьи 39 (часть 2), статьи 41 (часть 3, пункт 1), статьи 42, статей 43, 44 Конституции Республики Карелия, - безусловная обязанность Законодательного Собрания Республики Карелия.

Вопрос о том, соответствует ли Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» Конституции Республики Карелия по порядку его принятия, разрешается Конституционным Судом Республики Карелия в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

3. Конституционность Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» по порядку принятия оспаривается заявителем на том основании, что рассмотрение законопроекта и принятие данного Закона Законодательным Собранием Республики Карелия не соответствовало процедуре, предусмотренной правовыми предписаниями части 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия.

Согласно этим конституционным правовым предписаниям законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Карелия, рассматриваются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание Республики Карелия в тридцатидневный срок.

Приведенные положения Конституции Республики Карелия находятся в прямой нормативной связи с Федеральным законом от б октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе с пунктом 3 его статьи 6, обязывающим законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривать законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

Аналогичные нормативные положения содержатся в Законе Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (статья 23), Регламенте Законодательного Собрания Республики Карелия, принятом постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 февраля 2007 года N 294-IV ЗС (статьи 54,57), а также содержались в действовавшем на момент принятия оспариваемого Закона Регламенте Администрации Главы Республики Карелия, утвержденном Указом Главы Республики Карелия от 29 июня 2009 года N 57 (пункт 29).

Проекты республиканских законов по предметам ведения Республики Карелия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия в пределах полномочий Республики Карелия вносятся в Законодательное Собрание Республики Карелия - единственный орган государственной власти, уполномоченный Конституцией Республики Карелия на принятие республиканских законов (статья 41 (часть 1, пункт 2), статья 43 (часть 1).

Таким образом, конституционному праву законодательной инициативы субъектов, перечисленных в части 1 статьи 42 Конституции Республики Карелия, корреспондирует конституционная обязанность Законодательного Собрания Республики Карелия принять законопроект с целью дальнейшей организации законодательного процесса (статья 41 (часть 1, пункт 2) Конституции Республики Карелия). При этом Конституция Республики Карелия непосредственно не устанавливает каких-либо требований к законопроектам или их инициаторам. Исключение составляют лишь законопроекты, указанные в части 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия, которые рассматриваются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия (законопроекты, инициированные Главой Республики Карелия) либо при наличии заключения указанного лица, являющегося в таких случаях обязательным участником процесса реализации права законодательной инициативы другим субъектом в силу прямого указания Конституции Республики Карелия.

Поэтому, если проект Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» подпадает под установленные частью 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия категории законопроектов, порядок его рассмотрения должен соответствовать указанным конституционным требованиям.

3.1. Оспариваемым Законом признан утратившим силу пункт 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения», согласно которому граждане, проживавшие в Республике Карелия и соответствовавшие требованиям, указанным в этом правовом предписании, признавались «Ветеранами труда Республики Карелия». Согласно статье 3 названного Закона лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», устанавливается дополнительная социальная поддержка в соответствии с Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Финансовое обеспечение социальной поддержки ветеранов труда Республики Карелия является расходным обязательством Республики Карелия
(статьи 2, 3, 3.1. Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»).

Содержание понятия законопроектов «об изменении финансовых обязательств Республики Карелия», непосредственно закрепленное в статье 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия, в республиканских нормативных правовых актах не конкретизируется.

Вместе с тем, по смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к финансовым обязательствам субъекта Российской Федерации относятся не любые расходные обязательства, а только бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации, то есть такие расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Республики Карелия от 22 декабря 2010 года N 1452-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлены бюджетные обязательства Республики Карелия по социальной поддержке ветеранов труда Республики Карелия (часть 1 статьи 5; пункт 2.4.3. приложения N 4 к Закону) в соответствии с вышеуказанными республиканскими законами.

Изменение, внесенное оспариваемым Законом Республики Карелия в действовавшее правовое регулирование порядка присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и предусматривающее сокращение перечня лиц, которые за многолетний и добросовестный труд признавались ветеранами труда Республики Карелия, предполагает, соответственно, корректировку финансовых обязательств Республики Карелия, предусматривающих бюджетные средства на социальную поддержку этой категории граждан в бюджете на очередной финансовый год.

3.2. Особенность рассмотрения республиканским законодателем законопроектов, указанных в части 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия, зависит также от субъекта права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Республики Карелия в числе иных субъектов, перечисленных в статье 42 (часть 1) Конституции Республики Карелия, принадлежит депутатам Законодательного Собрания Республики Карелия, Главе Республики Карелия.

Принятие оспариваемого законодательного акта было инициировано депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия.

Из статьи 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия вытекает, что если Глава Республики Карелия не является инициатором законопроектов, указанных в данных конституционных правовых предписаниях, соблюдение требования о наличии заключения Главы Республики Карелия на эти законопроекты является обязательным. Обусловлено это, прежде всего тем, что Глава Республики Карелия несет ответственность за обеспечение конституционного требования о бюджетной сбалансированности при реализации соответствующих законов, за выполнение обязанности государства тратить публичные финансы на реализацию его функций эффективно, как этого требует Конституция Республики Карелия, в частности, ее статья 51 (пункт 5).

Указанное заключение является формой официального информирования Законодательного Собрания Республики Карелия высшим должностным лицом Республики Карелия о возможных финансовых и социальных последствиях принятия соответствующих законопроектов и призвано способствовать адекватному формированию воли законодателя, выражаемой в республиканском законе.

Данное условие является также реализацией системы «сдержек и противовесов» ветвей исполнительной и законодательной власти Республики Карелия.

Таким образом, поскольку инициатором оспариваемого Закона является депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, из положений статей 42 (часть 3) и 51 (пункт 5) Конституции Республики Карелия и действующего республиканского законодательства вытекает обязанность Законодательного Собрания Республики Карелия по рассмотрению законопроекта и принятию Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» только при наличии заключения Главы Республики Карелия.

Вместе с тем, при реализации права законодательной инициативы содержание этого заключения не имеет преюдициального значения. Принятие или отклонение законопроекта - прерогатива Законодательного Собрания Республики Карелия, пределы усмотрения которого при осуществлении принадлежащих ему полномочий по реализации нормотворческой деятельности установлены Конституцией Республики Карелия (статья 6, часть 2).

Конституция Республики Карелия не конкретизирует, в каком виде должно быть представлено заключение, указанное в части 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия. Вместе с тем, по смыслу этих конституционных установлений в системной связи с Законом Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (статья 23), Регламентом Законодательного Собрания Республики Карелия (пункт 2 части 2 статьи 57), действовавшими на момент принятия оспариваемого Закона Регламентом Администрации Главы Республики Карелия (пункт 29) и Положением о Представителе Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия (подпункт 6 пункта 3) указанное заключение должно направляться в Законодательное Собрание Республики Карелия до рассмотрения законопроекта на его заседании в документальном виде.

В судебном заседании Конституционного Суда Республики Карелия установлено, что при рассмотрении законопроекта и принятии оспариваемого Закона Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия отсутствовало заключение Главы Республики Карелия, предусмотренное статьей 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия, что является безусловным основанием для признания оспариваемого Закона не соответствующим статье 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия по порядку его принятия.

Из конституционного принципа верховенства Конституции Республики Карелия (статья 5, часть 1) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать процедуру законотворчества, установленную Конституцией Республики Карелия.

Конституция Республики Карелия фрагментарно устанавливает процедуру рассмотрения отдельных законопроектов, а также порядок внесения, голосования, подписания и официального опубликования законов (статьи 42,43,44 Конституции Республики Карелия).

В этих условиях возрастает значение соблюдения требований, предъявляемых к законопроектам и процедуре их внесения и рассмотрения Законодательным Собранием Республики Карелия, которые, наряду с указанными конституционными предписаниями, устанавливаются также федеральными и республиканскими законами, Регламентом Законодательного Собрания Республики Карелия (статья 23 Закона Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия»).

Кроме того, заявитель просит также проверить оспариваемый Закон на соответствие Конституции Республики Карелия по порядку его принятия в связи с нарушением норм Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия: принятием закона в окончательном чтении без лингвистической экспертизы, отсутствием в пояснительной записке к законопроекту обоснования ожидаемых социально-экономических последствий принимаемого закона, нарушением сроков рассмотрения законопроекта ответственным комитетом и конституционного принципа демократизма.

Не умаляя значения соблюдения этих регламентных норм, Конституционный Суд Республики Карелия, не будучи связан доводами обратившейся стороны по заявленным основаниям признания оспариваемого Закона неконституционным, счел возможным ограничиться конституционно-правовой оценкой допущенного нарушения процедуры принятия закона данного вида, прямо предусмотренной частью 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия, и в силу этого, являющейся самодостаточной для его оценки на соответствие Конституции Республики Карелия.

Наряду с этим Конституционный Суд Республики Карелия считает необходимым также подчеркнуть, что Регламент Законодательного Собрания Республики Карелия, принятый в порядке, установленном законодательством, является нормативным правовым актом, подлежащим такому же неукоснительному исполнению, как конституция и законы, регулирующие законотворческий процесс. Нарушение регламентных норм, непосредственно регулирующих процедуру законодательной деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия, в зависимости от характера этих нарушений и их влияния на формирование воли законодателя при принятии закона, может повлечь признание его не соответствующим Конституции Республики Карелия по порядку принятия.

4. Редакция статьи 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения», действовавшая до принятия оспариваемого Закона Республики Карелия, устанавливала, что общим критерием отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия являлась продолжительность добросовестного труда в Республике Карелия.

В соответствии с названной статьей ветеранами труда Республики Карелия за многолетний и добросовестный труд признавались граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин:

1) имеющие удостоверения «Ветеран труда Республики Карелия»;

2) награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, Почетной грамотой Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР, Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия;

3) лица, не имеющие указанных наград и (или) званий, если их стаж на 5 лет превышает стаж, предусмотренный для лиц, имеющих данные награды и (или) звания, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

Оспариваемым Законом Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» из числа лиц, признаваемых ветеранами труда Республики Карелия, исключены граждане, не имеющие наград и (или) званий.

Конституционный Суд Республики Карелия ранее указывал, что республиканский законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им критерии отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, и такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Республики Карелия (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 4 июня 2009 года).

Исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере, республиканский законодатель, вводя с 1 января 2011 года новое правовое регулирование критериев отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, должен был обеспечить участникам соответствующих правоотношений возможность предвидеть последствия своего поведения, в частности, посредством установления временного правового регулирования.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что в результате оспариваемого правового регулирования затронуты права граждан, не имевших наград и (или) званий и стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», но достигших пенсионного возраста до вступления оспариваемого Закона в силу и продолжавших трудиться с целью получения этого почетного звания и дополнительной социальной поддержки.

Указанные лица, продолжая трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста и планируя свое будущее, исходили из закрепленных в действовавшем в тот период Законе Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» оснований присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия». Они рассчитывали, что совершив юридически значимые действия, связанные с продолжением трудовой деятельности, смогут реализовать свое право на получение звания «Ветеран труда Республики Карелия» и дополнительной социальной поддержки.

В судебном заседании также установлено, что в результате вступления в силу оспариваемого Закона соответствующие республиканские органы отказывают в присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» даже тем гражданам, не имевшим наград и (или) званий, которые достигли пенсионного возраста и имели стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», но по каким-либо причинам не обратились за его присвоением до 1 января 2011 года.

Таким образом, не урегулировав в оспариваемом Законе порядок и условия переходного периода для указанной категории граждан, республиканский законодатель тем самым не обеспечил соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также соблюдение принципа равенства и справедливости (статья 5 (части 1 и 2), 17,19 Конституции Республики Карелия).

При таких обстоятельствах Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «О присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» по содержанию не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 17,19, в той мере, в какой он допускает возможность нарушения конституционных прав граждан.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 70 - 75, 80,85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать Закон Республики Карелия от 10 ноября 2010 года N 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» не соответствующим статьям 5 (части 1 и 2), 17,19 Конституции Республики Карелия по содержанию в той мере, в какой он допускает возможность нарушения конституционных прав граждан.

2. Признать Закон Республики Карелия от 10 ноября 2010 года N 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» не соответствующим статье 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия по порядку его принятия.

3. Согласно статье 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

4. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
Газета "Карелия" N 24
(2179) 07.04.2011 г. С. 23-24



 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane