ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 января 2010 года N 14р-П
[О Стратегии сохранения, возрождения и
развития народных
художественных промыслов и ремесел в
Республике Карелия
до 2020 года]
В целях пропаганды художественного
творчества, сохранения и развития
традиционных ремесел и народных
художественных промыслов в Республике
Карелия:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
сохранения, возрождения и развития
народных художественных промыслов и
ремесел в Республике Карелия до 2020 года
(далее - Стратегия).
2. Органам исполнительной власти
Республики Карелия при осуществлении
полномочий в установленной сфере
деятельности руководствоваться
Стратегией.
3. Рекомендовать территориальным органам
федеральных органов исполнительной
власти и органам местного
самоуправления муниципальных
образований в Республике Карелия при
реализации установленных полномочий
учитывать положения Стратегии.
4. Контроль за реализацией Стратегии
возложить на заместителя
Премьер-министра Правительства
Республики Карелия Бойнича В.Д.
Глава
Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 25 января 2010 года N 14р-П
СТРАТЕГИЯ
сохранения, возрождения и развития
народных художественных
промыслов и ремесел в Республике Карелия
до 2020 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Народные художественные
промыслы и ремесла занимают особое место
в жизни и истории каждого народа, являясь
одной из форм народного творчества и
специфической отраслью материального
производства.
Народные художественные промыслы в
Российской Федерации являются предметом
национального престижа и общепризнанным
вкладом нашей страны во всемирное
культурное наследие. Сохранение,
возрождение и развитие народных
художественных промыслов как части
культурного наследия народов Российской
Федерации признано одной из важнейших
задач государственной политики в сфере
культуры.
Стратегия сохранения, возрождения и
развития народных художественных
промыслов и ремесел в Республике Карелия
до 2020 года (далее - Стратегия) разработана
на основе действующего законодательства
Российской Федерации и Республики
Карелия, регулирующего правоотношения в
области народных художественных
промыслов и ремесел, и является базовым
документом для разработки системы мер по
развитию народных художественных
промыслов и ремесел в Республике
Карелия.
Стратегия учитывает исторические
предпосылки, национальные и культурные
особенности и традиции республики, а
также принципы современной
государственной социальной и
экономической политики, проводимой на
территории Республики Карелия.
Стратегия определяет цели, задачи и
приоритетные направления развития
народных художественных промыслов и
ремесел, основные принципы и механизмы
реализации стратегии, а также основные
показатели реализации Стратегии на
территории Республики Карелия.
Стратегия является основой для
разработки иных документов и для
планирования конструктивного
взаимодействия органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений и
других субъектов, осуществляющих свою
деятельность в сфере народных
художественных промыслов и ремесел на
территории Республики Карелия.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
В настоящее время в Республике Карелия
существует ряд проблем, сдерживающих
социально-экономическое развитие
республики. Сырьевая ориентация
производства и отсутствие инновационных
отраслей сдерживает интенсивное
развитие экономики республики.
Мировой кризис обострил существующие
проблемы и сделал насущной
необходимость пересмотра существующих
стратегий развития в целом.
В
соответствии со Стратегией
социально-экономического развития
Республики Карелия до 2020 года,
одобренной распоряжением Правительства
Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N
129р-П и утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС,
республике предстоит сформировать
предпосылки для перехода к
инновационному этапу развития.
Необходимы новые управленческие
решения, способствующие созданию
условий для повышения качества жизни
населения, интенсивного развития
экономики.
Заданный в республике курс на
инновационную экономику, основанную на
внедрении новых технологий и включении
интеллектуального и творческого
потенциала жителей Карелии, требует
политических и экономических изменений
по отношению и к традиционному
культурному сектору.
По данным ООН, секторы экономики,
основанные на творчестве и креативности
(дизайн, мода, изобразительное искусство
и декоративное искусство и т.д.) обладают
вдвое большей динамикой роста, чем
традиционные секторы (например,
химическая и автомобильная
промышленность). Творческие ресурсы
генерируют новую, исключительно ценную
добавленную стоимость и становятся
важнейшим фактором экономического роста
и социального развития.
Включение потенциала культуры и
творчества в экономическое развитие
республики становится сегодня
необходимым условием развития
инновационной экономики в Республике
Карелия. Наиболее перспективным
сектором, который может стать
"флагманом модернизации" в
республике, является сектор народных
художественных промыслов и ремесел.
Сегодня народные художественные
промыслы и ремесла Республики Карелия
существуют преимущественно как
досуговая, дотационная сфера. Количество
хозяйствующих субъектов, которые
вовлечены в изготовление,
распространение и продвижение этой
продукции невелико, количество
продукции недостаточно для обеспечения
потребностей туристического потока,
который есть сегодня. Отсутствие в
больших городах ассортимента товаров
утилитарного назначения,
ориентированных на местного
потребителя, вынуждает торговые сети
опираться на импортные товары.
При этом потенциал народных
художественных промыслов и ремесел, в
том числе рыночный, далеко не исчерпан.
Об этом наглядно свидетельствует
увеличение количества людей, владеющих
навыками ремесленного производства,
рост ассортимента и качества
востребованной ремесленно-сувенирной
продукции, как туристами, так и жителями
республики, активизация
ярмарочно-выставочной деятельности и
рост реализованных социо-культурных
проектов в этой области.
Развитие сектора народных
художественных промыслов и ремесел
сдерживают существующие проблемы:
- слабая производственная база,
дороговизна и недоступность сырья;
- отсутствие предпринимателей, мастеров,
готовых включаться в рыночные процессы,
в силу слабой информированности,
инертности, недостатка специальных
знаний;
- неконкурентоспособность продукции;
- отсутствие прямых инвестиций и
оборотных средств в сектор
ремесленно-сувенирной индустрии.
Основные преимущества инвестирования в
развитие сектора народных промыслов и
ремесел:
- развитие несырьевого субсектора
экономики Республики Карелия;
- емкость с точки зрения количества
рабочих мест;
- большая динамика роста производства;
- важность для развития приоритетной
отрасли - туризма;
- неаграрное развитие сельских
территорий республики;
- небольшие вложения разных ведомств,
хороший потенциал для привлечения
благотворительных средств и
инвестиций;
- возможность использования продукции
сектора в системе международных и
межрегиональных обменов;
- формирование национального
самосознания и удовлетворение
этнокультурных и этносоциальных
потребностей населения Республики
Карелия;
- важность для формирования имиджа
региона;
- влияние на сохранение
историко-культурного наследия и
традиционной культуры в республике.
Реализация Стратегии будет
способствовать формированию
современной системы сохранения народных
художественных промыслов как достояния
республики, развитию творческих
индустрий и резидентной экономики,
развитию самозанятости населения, в том
числе, в сельской местности.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
В реализации Стратегии существенную
роль играют ресурсы культуры, которые в
условиях рыночной экономики являются
фактором социально-экономического
развития территории.
Политика, проводимая в сфере культуры,
ориентирована на поиск решений и
внедрение механизмов их реализации,
позволяющие без ущерба для сохранения
культурных ценностей обеспечить
модернизацию и развитие традиционного
культурного сектора.
В связи с этим, стратегической целью в
области сохранения, возрождения и
развития народных художественных
промыслов и ремесел является
формирование инновационного
творческого сектора экономики на основе
традиционных народных художественных
промыслов и ремесел в Республике
Карелия, обеспечивающего сохранение
культурной и территориальной
идентичности республики.
Для
обеспечения достижения стратегической
цели ставятся следующие задачи:
- развитие ремесленной деятельности как
составной части малого
предпринимательства и увеличение
налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней;
- увеличение численности занятых в
производстве товаров и услуг и создание
новых рабочих мест в сфере народных
художественных промыслов и ремесел;
- создание и развитие современных
производств, основанных на
использовании традиционных видов
народных художественных промыслов и
ремесел Карелии;
- создание современной
конкурентоспособной
ремесленно-сувенирной продукции;
- продвижение карельской
ремесленно-сувенирной продукции на
внутреннем и внешнем рынках;
- использование потенциала и
имущественного комплекса сети
муниципальных учреждений культуры,
дополнительного и профессионального
образования в производственной цепочке
ремесленно-сувенирной индустрии
Республики Карелия.
С целью сохранения и преимущественного
развития традиционных народных
художественных промыслов и ремесел к
приоритетным направлениям развития
народных художественных промыслов и
ремесел следует отнести:
- художественное ткачество;
- художественное кружево и вышивка;
- художественная обработка дерева и
роспись по дереву;
- художественное плетение (береста, лоза,
солома, щепа, ива, корень сосны);
- художественная керамика и гончарное
дело;
- изготовление художественных изделий из
речного жемчуга и бисера;
- художественная обработка шерсти,
катальный промысел и войлоковаляние;
- художественная обработка камня;
- художественная обработка металла;
- художественные изделия из лоскута;
- шитье лодок и судостроение.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Основными принципами реализации
Стратегии являются:
- комплексный подход к принятию
управленческих решений в вопросах
поддержки и развития сектора народных
художественных промыслов и ремесел в
Республике Карелия;
- развитие системы межведомственной
координации и вовлечение к реализации
региональной политики в области
народных художественных промыслов и
ремесел представителей бизнеса и
творческих союзов в сфере
декоративно-прикладного искусства;
- эффективная реализация органами
местного самоуправления полномочий по
участию в сохранении, возрождении и
развитии народных художественных
промыслов и создание условий для
развитии местного традиционного
народного художественного творчества и
малого и среднего предпринимательства.
В
качестве основных мер, направленных на
реализацию Стратегии,
предусматриваются:
- формирование нормативно-правовой базы,
устанавливающей правовые основы
организации и осуществления ремесленной
деятельности на территории Республики
Карелия и защиты прав потребителей
продукции ремесленников;
- мониторинг осуществления
государственной поддержки ремесленной
деятельности и реализации программных
мероприятий по развитию
ремесленничества в рамках региональных
целевых программ;
- разработка межведомственной программы
развития ремесленно-сувенирной
индустрии Республики Карелия;
- реализация комплексных проектов:
"Создание центра дизайна, маркетинга,
экспертизы и контроля качества
ремесленно-сувенирной продукции";
"Создание ремесленного
бизнес-инкубатора (Craft -инкубатор)";
"Ремесленно-сувенирная сеть
Карелии"; "Издание Атласа ремесел
Республики Карелия".
5. ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Основные показатели реализации
Стратегии предназначены для проведения
ежегодного мониторинга состояния и
развития сферы народных художественных
промыслов и ремесел на территории
Республики Карелия на протяжении всего
периода реализации Стратегии.
К основным показателям реализации
Стратегии относятся:
- число индивидуальных предпринимателей
в области производства изделий народных
художественных промыслов;
- число зарегистрированных
хозяйствующих субъектов, имеющих статус
малых предприятий в области
производства изделий народных
художественных промыслов;
- доля ремесленников и мастеров народных
художественных промыслов в численности
занятых в сфере малого
предпринимательства.
Организацию проведения мониторинга
реализации Стратегии и контроль за ее
выполнением осуществляет Министерство
культуры и по связям с общественностью
Республики Карелия.
Основой для мониторинга является
периодическая отчетность, формирующаяся
в Территориальном органе Федеральной
службы государственной статистики по
Республике Карелия, информация органов
государственной власти и органов
местного самоуправления муниципальных
образований в Республике Карелия (по
согласованию).
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка