Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 января 2010 года N 14р-П

[О Стратегии сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия
до 2020 года]



В целях пропаганды художественного творчества, сохранения и развития традиционных ремесел и народных художественных промыслов в Республике Карелия:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Органам исполнительной власти Республики Карелия при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности руководствоваться Стратегией.

3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия при реализации установленных полномочий учитывать положения Стратегии.

4. Контроль за реализацией Стратегии возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия Бойнича В.Д.


Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов

Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 25 января 2010 года N 14р-П




СТРАТЕГИЯ
сохранения, возрождения и развития народных художественных
промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Народные художественные промыслы и ремесла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства.

Народные художественные промыслы в Российской Федерации являются предметом национального престижа и общепризнанным вкладом нашей страны во всемирное культурное наследие. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации признано одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры.

Стратегия сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе действующего законодательства Российской Федерации и Республики Карелия, регулирующего правоотношения в области народных художественных промыслов и ремесел, и является базовым документом для разработки системы мер по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия.

Стратегия учитывает исторические предпосылки, национальные и культурные особенности и традиции республики, а также принципы современной государственной социальной и экономической политики, проводимой на территории Республики Карелия.

Стратегия определяет цели, задачи и приоритетные направления развития народных художественных промыслов и ремесел, основные принципы и механизмы реализации стратегии, а также основные показатели реализации Стратегии на территории Республики Карелия.

Стратегия является основой для разработки иных документов и для планирования конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и других субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Карелия.

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ


В настоящее время в Республике Карелия существует ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики. Сырьевая ориентация производства и отсутствие инновационных отраслей сдерживает интенсивное развитие экономики республики.

Мировой кризис обострил существующие проблемы и сделал насущной необходимость пересмотра существующих стратегий развития в целом.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС, республике предстоит сформировать предпосылки для перехода к инновационному этапу развития. Необходимы новые управленческие решения, способствующие созданию условий для повышения качества жизни населения, интенсивного развития экономики.

Заданный в республике курс на инновационную экономику, основанную на внедрении новых технологий и включении интеллектуального и творческого потенциала жителей Карелии, требует политических и экономических изменений по отношению и к традиционному культурному сектору.

По данным ООН, секторы экономики, основанные на творчестве и креативности (дизайн, мода, изобразительное искусство и декоративное искусство и т.д.) обладают вдвое большей динамикой роста, чем традиционные секторы (например, химическая и автомобильная промышленность). Творческие ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития.

Включение потенциала культуры и творчества в экономическое развитие республики становится сегодня необходимым условием развития инновационной экономики в Республике Карелия. Наиболее перспективным сектором, который может стать "флагманом модернизации" в республике, является сектор народных художественных промыслов и ремесел.

Сегодня народные художественные промыслы и ремесла Республики Карелия существуют преимущественно как досуговая, дотационная сфера. Количество хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в изготовление, распространение и продвижение этой продукции невелико, количество продукции недостаточно для обеспечения потребностей туристического потока, который есть сегодня. Отсутствие в больших городах ассортимента товаров утилитарного назначения, ориентированных на местного потребителя, вынуждает торговые сети опираться на импортные товары.

При этом потенциал народных художественных промыслов и ремесел, в том числе рыночный, далеко не исчерпан. Об этом наглядно свидетельствует увеличение количества людей, владеющих навыками ремесленного производства, рост ассортимента и качества востребованной ремесленно-сувенирной продукции, как туристами, так и жителями республики, активизация ярмарочно-выставочной деятельности и рост реализованных социо-культурных проектов в этой области.

Развитие сектора народных художественных промыслов и ремесел сдерживают существующие проблемы:

- слабая производственная база, дороговизна и недоступность сырья;

- отсутствие предпринимателей, мастеров, готовых включаться в рыночные процессы, в силу слабой информированности, инертности, недостатка специальных знаний;

- неконкурентоспособность продукции;

- отсутствие прямых инвестиций и оборотных средств в сектор ремесленно-сувенирной индустрии.

Основные преимущества инвестирования в развитие сектора народных промыслов и ремесел:

- развитие несырьевого субсектора экономики Республики Карелия;

- емкость с точки зрения количества рабочих мест;

- большая динамика роста производства;

- важность для развития приоритетной отрасли - туризма;

- неаграрное развитие сельских территорий республики;

- небольшие вложения разных ведомств, хороший потенциал для привлечения благотворительных средств и инвестиций;

- возможность использования продукции сектора в системе международных и межрегиональных обменов;

- формирование национального самосознания и удовлетворение этнокультурных и этносоциальных потребностей населения Республики Карелия;

- важность для формирования имиджа региона;

- влияние на сохранение историко-культурного наследия и традиционной культуры в республике.

Реализация Стратегии будет способствовать формированию современной системы сохранения народных художественных промыслов как достояния республики, развитию творческих индустрий и резидентной экономики, развитию самозанятости населения, в том числе, в сельской местности.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


В реализации Стратегии существенную роль играют ресурсы культуры, которые в условиях рыночной экономики являются фактором социально-экономического развития территории.

Политика, проводимая в сфере культуры, ориентирована на поиск решений и внедрение механизмов их реализации, позволяющие без ущерба для сохранения культурных ценностей обеспечить модернизацию и развитие традиционного культурного сектора.

В связи с этим, стратегической целью в области сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел является формирование инновационного творческого сектора экономики на основе традиционных народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия, обеспечивающего сохранение культурной и территориальной идентичности республики.

Для обеспечения достижения стратегической цели ставятся следующие задачи:

- развитие ремесленной деятельности как составной части малого предпринимательства и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- увеличение численности занятых в производстве товаров и услуг и создание новых рабочих мест в сфере народных художественных промыслов и ремесел;

- создание и развитие современных производств, основанных на использовании традиционных видов народных художественных промыслов и ремесел Карелии;

- создание современной конкурентоспособной ремесленно-сувенирной продукции;

- продвижение карельской ремесленно-сувенирной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- использование потенциала и имущественного комплекса сети муниципальных учреждений культуры, дополнительного и профессионального образования в производственной цепочке ремесленно-сувенирной индустрии Республики Карелия.

С целью сохранения и преимущественного развития традиционных народных художественных промыслов и ремесел к приоритетным направлениям развития народных художественных промыслов и ремесел следует отнести:

- художественное ткачество;

- художественное кружево и вышивка;

- художественная обработка дерева и роспись по дереву;

- художественное плетение (береста, лоза, солома, щепа, ива, корень сосны);

- художественная керамика и гончарное дело;

- изготовление художественных изделий из речного жемчуга и бисера;

- художественная обработка шерсти, катальный промысел и войлоковаляние;

- художественная обработка камня;

- художественная обработка металла;

- художественные изделия из лоскута;

- шитье лодок и судостроение.


4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Основными принципами реализации Стратегии являются:

- комплексный подход к принятию управленческих решений в вопросах поддержки и развития сектора народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия;

- развитие системы межведомственной координации и вовлечение к реализации региональной политики в области народных художественных промыслов и ремесел представителей бизнеса и творческих союзов в сфере декоративно-прикладного искусства;

- эффективная реализация органами местного самоуправления полномочий по участию в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов и создание условий для развитии местного традиционного народного художественного творчества и малого и среднего предпринимательства.

В качестве основных мер, направленных на реализацию Стратегии, предусматриваются:

- формирование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые основы организации и осуществления ремесленной деятельности на территории Республики Карелия и защиты прав потребителей продукции ремесленников;

- мониторинг осуществления государственной поддержки ремесленной деятельности и реализации программных мероприятий по развитию ремесленничества в рамках региональных целевых программ;

- разработка межведомственной программы развития ремесленно-сувенирной индустрии Республики Карелия;

- реализация комплексных проектов: "Создание центра дизайна, маркетинга, экспертизы и контроля качества ремесленно-сувенирной продукции"; "Создание ремесленного бизнес-инкубатора (Craft -инкубатор)"; "Ремесленно-сувенирная сеть Карелии"; "Издание Атласа ремесел Республики Карелия".

5. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Основные показатели реализации Стратегии предназначены для проведения ежегодного мониторинга состояния и развития сферы народных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Карелия на протяжении всего периода реализации Стратегии.

К основным показателям реализации Стратегии относятся:

- число индивидуальных предпринимателей в области производства изделий народных художественных промыслов;

- число зарегистрированных хозяйствующих субъектов, имеющих статус малых предприятий в области производства изделий народных художественных промыслов;

- доля ремесленников и мастеров народных художественных промыслов в численности занятых в сфере малого предпринимательства.

Организацию проведения мониторинга реализации Стратегии и контроль за ее выполнением осуществляет Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия.

Основой для мониторинга является периодическая отчетность, формирующаяся в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, информация органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (по согласованию).



Текст документа сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ