ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
[Об одобрении Концепцию долгосрочной
целевой программы "Комплексные меры
профилактики немедицинского
потребления наркотиков в Республике
Карелия" на 2011-2015 годы]
от 6 августа 2010 года N 342р-П
В соответствии с постановлением
Правительства Республики Карелия от 29
апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных
целевых программах Республики
Карелия":
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры профилактики
немедицинского потребления наркотиков в
Республике Карелия" на 2011-2015 годы
(далее - Программа).
2. Определить государственным
заказчиком-координатором Программы
Министерство здравоохранения и
социального развития Республики
Карелия, государственными заказчиками
Программы: Министерство культуры и по
связям с общественностью Республики
Карелия, Министерство образования
Республики Карелия, Государственный
комитет Республики Карелия по делам
молодежи, Государственный комитет
Республики Карелия по физической
культуре и спорту.
3. Министерству здравоохранения и
социального развития Республики Карелия
в установленном порядке обеспечить
разработку проекта Программы.
Глава
Республики Карелия А.В. Нелидов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 6 августа 2010 года N 342р-П
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В
РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ»
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
I. Обоснование содержания проблемы,
требующей решения, соответствия целей и
задач программы приоритетам
социально-экономического развития
Республики Карелия и полномочиям,
отнесенным к ведению субъекта
Российской Федерации, целесообразности
решения проблемы программно-целевым
методом
Концепция долгосрочной целевой
программы "Комплексные меры
профилактики немедицинского
потребления наркотиков в Республике
Карелия" на 2011-2015 годы (далее -
Концепция, Программа) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 8
января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических
средствах и психотропных веществах", а
также в целях решения приоритетных задач
по построению системы государственного
регулирования антинаркотической
политики.
Современная наркоситуация в Российской
Федерации характеризуется расширением
масштабов незаконного оборота и
немедицинского потребления
высококонцентрированных наркотиков,
таких как героин, кокаин, стимуляторы
амфетаминового ряда, а также
лекарственных препаратов, обладающих
психотропным воздействием,
распространением гемоконтактных
инфекций: ВИЧ-инфекции, вирусных
гепатитов, что представляет серьезную
угрозу безопасности государства,
экономике страны и здоровью нации.
В послании Федеральному Собранию
Российской Федерации Президент
Российской Федерации Д.А. Медведев
отметил необходимость ограждения
значительной части населения, и в первую
очередь молодежи, от зависимых форм
поведения, в том числе, и
наркозависимости.
Перед органами исполнительной власти в
субъектах Российской Федерации
Президентом Российской Федерации
поставлена задача по принятию
безотлагательных мер по искоренению
наркоагрессии.
Концепция программы направлена на
координацию деятельности органов
исполнительной власти, местного
самоуправления, общественных
объединений в области противодействия
наркомании, а также на организацию
практической антинаркотической
деятельности в республике, в том числе с
участием правоохранительных органов по
Республике Карелия.
Стратегией социально-экономического
развития Республики Карелия на период до
2020 года, утвержденной постановлением
Законодательного Собрания Республики
Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС, в
качестве важнейшего приоритета
определено развитие человеческого
капитала. Развитие человеческого
капитала будет осуществляться путем
реализации активной демографической
политики, направленной в том числе на
стабилизацию численности населения
республики, увеличение средней
продолжительности жизни, снижение
смертности населения, формирование
здорового образа жизни.
Весомым фактором, влияющим на
демографическую ситуацию, является
распространение наркомании (синдрома
зависимости от наркотических веществ),
которая угрожает здоровью населения,
социально-политической и экономической
стабильности общества. Весомые
экономические потери наносят такие
последствия от распространения
наркомании как повышенный уровень
смертности, сокращение
продолжительности жизни, утрата
трудоспособности, снижение
производительности труда, затраты на
лечение заболеваний, связанных с
потреблением наркотических веществ,
социальные выплаты государства, ущерб от
пожаров, дорожно-транспортных
происшествий, расходы государства на
содержание заключенных, на борьбу с
преступностью и беспризорностью.
В этом контексте необходимым условием
эффективной социальной и
демографической политики является
формирование эффективной системы
профилактики немедицинского
потребления наркотических веществ.
За последние три года в Республике
Карелия имеет место тенденция к росту
заболеваемости наркоманией, так в 2007
году заболеваемость наркоманией
составляла 3,6 чел. на 100 тыс. населения, в
2008 году - 4,6 чел., а в 2009 году - 4,9 чел. на 100
тыс. населения. Распространенность
наркотиков в молодежной среде является
одной из важнейших проблем в республике.
По результатам мониторинга
наркоситуации, проведенного в 2008 году,
уровень потребителей наркотических
веществ по Республике Карелия
составляет 14,5% от совокупности
опрошенных лиц в возрасте от 10 до 29 лет.
Наиболее распространенными
наркотическими веществами в молодежной
среде являются вещества группы
каннабиса и синтетические
психостимуляторы и молодежь не осознает
их опасности. Среди ВИЧ-инфицированных
лиц 47% являются потребителями
инъекционных наркотиков.
С каждым годом в Республике Карелия
регистрируется все больше незаконных
деяний, связанных с оборотом
наркотических веществ; ежегодно
выявляются преступления, совершенные в
состоянии наркотического опьянения. В 2009
году правоохранительными органами в
республике зарегистрировано 1097
преступлений в сфере незаконного
оборота наркотиков. Перекрыто 22 канала
поступления наркотиков на территорию
Республики Карелия, что на 60% больше чем в
2008 году. Из незаконного оборота изъято
около 30 килограммов наркотических
средств, психотропных и
сильнодействующих веществ.
Вызывает тревогу распространение
каннабисных и синтетических наркотиков.
Управлением Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков по Республике
Карелия отмечается тенденция ежегодного
роста выявленных преступлений и
правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков. В 2009 году к
административной ответственности за
употребление марихуаны и гашиша
привлечено на 20% больше лиц, чем в 2008 году
и на 32% больше, чем в 2007 году.
Территориальными правоохранительными
органами федеральных органов
исполнительной власти в Республике
Карелия осуществляется работа по
пресечению преступных проявлений,
связанных с незаконным оборотом
наркотиков и, особенно, совершаемых в
составе групп и организованных групп,
связанных с организацией и содержанием
наркопритонов, легализацией
наркодоходов.
Помимо правоохранительного воздействия
на ситуацию, связанную с незаконным
оборотом наркотиков, в республике
формируется система антинаркотических
мер, направленных на стабилизацию
наркоситуации.
Правительством Республики Карелия
осуществляется целый комплекс
профилактических мер в рамках
реализации региональных и ведомственных
программ и отдельных мероприятий в
тесном сотрудничестве с Управлением
Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков по
Республике Карелия и иными
правоохранительными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4
Федерального закона от 8 января 1998 года N
3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах" одним из
принципов государственной
антинаркотической политики является
приоритетность мер по профилактике
наркомании и стимулированию
деятельности, направленной на
антинаркотическую пропаганду. В
Республике Карелия необходимо
организовать эффективную
профилактическую деятельность в
отношении противодействия употреблению
наркотических веществ и развития
синдрома зависимости от наркотических
веществ (первичную, вторичную и
третичную профилактику). Необходимо
развивать медицинскую помощь,
медицинскую и социальную реабилитацию
больных синдромом зависимости от
наркотических веществ. Требует
совершенствования устаревшая
материально-ресурсная база для
проведения медицинской и социальной
реабилитации больных.
В Республике Карелия необходима
дальнейшая государственная поддержка
профилактических и реабилитационных
программ, общественных и религиозных
организаций, групп самопомощи,
деятельность которых направлена на
профилактику наркомании, работу с
различными группами потребителей
наркотиков.
Целью программы является снижение
уровня заболеваемости населения
Республики Карелия синдромом
зависимости от наркотических веществ
(наркоманией).
Для достижения поставленной цели
программно-целевым методом необходимо
решить следующие задачи:
1. Совершенствование системы первичной и
вторичной профилактики немедицинского
потребления наркотических веществ.
2. Совершенствование (модернизация)
системы медицинской и социальной
реабилитации больных с синдромом
зависимости от наркотических веществ.
В целях совершенствования системы
первичной и вторичной профилактики
предусматривается реализация всеми
субъектами профилактики системы мер
среди обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений по
профилактике первичного потребления
психоактивных веществ, информирование
родителей о формах и методах
предупреждения приобщения
несовершеннолетних к потреблению
наркотиков, раннее выявление групп риска
по наркомании.
Модернизация системы реабилитации
больных с синдромом зависимости от
наркотиков заключается в организации
системы амбулаторной реабилитации в
государственном учреждении
здравоохранения "Республиканский
наркологический диспансер", повышение
мотивации пациентов на прохождение
этапа реабилитации и ресоциолизации,
улучшении материально-технической базы
отделения медико-социальной
реабилитации государственного
учреждения здравоохранения
"Республиканский наркологический
диспансер".
Применение программно-целевого метода
позволит обеспечить реализацию
комплексного подхода к организации
деятельности, направленной на
профилактику негативных социальных
явлений, обеспечив структурирование и
систематизацию межведомственного
взаимодействия.
Использование программно-целевого
подхода даст возможность
последовательно осуществлять меры по
определению уровня наркотизации
населения, повышению эффективности
системы профилактики наркомании в
Республике Карелия, противодействию
немедицинского потребления наркотиков,
укреплению материально-технического
обеспечения учреждений системы
профилактики, лечения и реабилитации,
подготовке и повышению квалификации
кадров.
В разработке и реализации Программы
предполагается участие Министерства
здравоохранения и социального развития
Республики Карелия, Министерства
образования Республики Карелия,
Государственного комитета Республики
Карелия по делам молодежи,
Государственного комитета по физической
культуре и спорту, Министерства культуры
и по связям с общественностью Республики
Карелия, Антинаркотической комиссии
Республики Карелия. Также,
предполагается участие в реализации
мероприятий Программы заинтересованных
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений.
II. Оценка ожидаемой эффективности
предлагаемого решения проблемы, с
приведением целевых показателей и
сроков решения проблемы
Эффективность реализации Программы
оценивается показателями снижения
заболеваемости и распространенности
синдромом зависимости от наркотических
веществ (наркомании). Будут созданы
благоприятные условия для возвращения к
нормальной жизни и возврату к трудовой
деятельности не менее 100 лиц, прошедших
лечение и реабилитацию.
Показатели эффективности реализации
Программы приведены в приложении N 1 к
Концепции.
Добиться снижения уровня заболеваемости
населения Республики Карелия синдромом
зависимости от наркотических веществ на
10,2 % к уровню 2009 года планируется к 2015
году.
III. Оценка ожидаемой результативности
предполагаемого решения проблемы с
приведением для целей и задач
показателей конечных и непосредственных
результатов
Для оценки результатов предполагаемого
решения проблемы будут использоваться
целевые показатели, представленные в
приложении N 2 к Концепции.
Приложение N 1 к Концепции
N п/п |
Целевой показатель |
Содержание показателя, единицы измерения |
2009 год |
Целевое значение показателя | ||||||
|
|
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к базовому году, % |
1. |
Снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ |
число лиц с впервые в жизни установленным диагнозом (чел/100 тыс. населения) |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
-10,2 |
2. |
Снижение распространенности синдрома зависимости от наркотических веществ |
число лиц с синдромом зависимости от наркотических веществ, состоящих на учете, зарегистрированных в данном году (чел/ на 100 тыс. населения) |
50,6 |
50,0 |
49,0 |
48,5 |
47,5 |
46,0 |
45,6 |
-10,0 |
N п/п |
Целевой показатель |
Содержание показателя, единицы измерения |
2009 год |
Целевое значение показателя | ||||||
|
|
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к
базовому, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Цель: снижение уровня заболеваемости населения Республики Карелия синдромом зависимости от наркотических веществ (наркоманией) | ||||||||||
1. |
Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ |
число лиц с впервые в жизни установленным диагнозом «синдром зависимости от наркотических веществ» (чел/100 тыс. населения) |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
-10,2 |
Задача 1. Совершенствование системы профилактики (первичная, вторичная, третичная) немедицинского потребления наркотических веществ | ||||||||||
1. |
Снижение уровня потребления наркотических веществ (по результатам социологических исследований) |
доля лиц, употребляющих наркотические вещества от общего числа опрошенных по результатам социологических исследований (%) |
14,5 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
9,0 |
8,5 |
8,0 |
-6,5 |
2. |
Рост доли детей, охваченных внешкольными образовательными мероприятиями |
доля детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, от общего количества детей и подростков в возрасте 6-18 лет (%) |
65,0 |
66,0 |
67,0 |
68,0 |
69,0 |
70,0 |
71,0 |
+6,0 |
3. |
Рост доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
доля обучающихся и
студентов, систематически занимающихся
физической культурой и спортом от общего
количества обучающихся и студентов (%) |
28,5 |
29,5 |
31,0 |
35,0 |
40,0 |
48,0 |
60,0 |
+210,5 |
Задача 2. Совершенствование системы медицинской и социальной реабилитации больных с синдромом зависимости от наркотических веществ | ||||||||||
1. |
Повышение доступности услуг медицинской и социальной реабилитации |
доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, получивших медицинскую и социальную реабилитацию, от общего числа больных синдромом зависимости от наркотических веществ (%) |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
13,0 |
14,0 |
+7,0 |
2. |
Повышение уровня
эффективности реабилитационных
мероприятий |
доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет более 1 года, по отношению к общему числу лиц с зависимостью от наркотических веществ прошедших реабилитацию (%) |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
+4,0 |
3. |
Повышение уровня ресоциализации больных |
доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию, возвратившихся к трудовой деятельности, по отношению к общему числу лиц с зависимостью от наркотических веществ прошедших реабилитацию (%) |
30,0 |
40,0 |
45,0 |
47,0 |
52,0 |
57,0 |
60,0 |
+30,0 |
Текст сверен по:
официальная рассылка