Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации"


В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

2. Направить указанный законопроект депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Н. Пивненко, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Федорову, в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать принятие данного законопроекта.

3. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Республики Карелия при рассмотрении указанного законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации депутата Законодательного Собрания Зайкова Николая Николаевича.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин



г. Петрозаводск
10 июля 2009 года
N 1463-IV ЗС


Проект



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и статью 1070 части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации



Статья 1

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011) следующие изменения:

1) в статье 135:

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья, следователь или дознаватель определяет его размер, на основании чего судья выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда, а следователь или дознаватель выносит постановление о направлении заявленного реабилитированным требования в суд для принятия решения по существу. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"6. Копия постановления судьи, следователя или дознавателя вручается или направляется реабилитированному, а в случае его смерти - лицам, указанным в части второй статьи 134 настоящего Кодекса.";

2) дополнить статью 136 частью пятой следующего содержания:

"5. Действия (бездействие) органов государственной власти и их должностных лиц связанные с реализацией права на компенсацию морального вреда, предусмотренного частью третьей и четвертой настоящей статьи, могут быть обжалованы реабилитированным, его законным представителем в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.";

3) статью 137 изложить в следующей редакции:

"Статья 137. Обжалование решения о производстве выплат

Постановление судьи о производстве выплат в возмещение вреда может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.";

4) статью 139 изложить в следующей редакции:

"Статья 139. Возмещение вреда юридическим лицам

Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания, возмещается государством в полном объеме в порядке арбитражного судопроизводства.".

Статья 2

Пункт первый статьи 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2005, N 19, ст. 1752) изложить в следующей редакции:

"1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного задержания подозреваемого, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и статью 1070 части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации"


Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (часть вторая статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
УПК РФ).

Элементами реабилитации являются отмена незаконного решения, признание права на реабилитацию, компенсация имущественного, морального вреда, иных нарушенных прав и законных интересов.

Установив право на реабилитацию, государство должно обеспечить четкий механизм его реализации и судебной защиты прав граждан на возмещение вреда.

В соответствии с частью четвертой статьи 11 УПК РФ вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом (глава 18 УПК РФ).

Данная норма закона является специальной, согласующейся с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о недопустимости рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства споров, для разрешения которых предусмотрен иной судебный порядок.

В соответствии со статьей 135 УПК РФ в течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), со дня получения копии документов, указанных в части первой статьи 134 УПК РФ, и извещения о порядке возмещения вреда реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в орган, постановивший приговор и (или) вынесший определение, постановление о прекращении уголовного дела, об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья, следователь или дознаватель определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещении этого вреда.

Таким образом, в соответствии с законом допускается вынесение постановлений о производстве выплат в возмещение имущественного вреда следователем и дознавателем, то есть не судебными органами. Однако данное положение закона не влечет за собой реального восстановления нарушенных прав гражданина. Указанное постановление не обладает силой исполнительного документа, не обеспечено механизмом принудительного исполнения и не может быть исполнено. Согласно статьям 1070, 1071 ГК РФ имущественный вред взыскивается в рассматриваемом случае за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. В ранее действовавшем законе об исполнительном производстве действовала такая же норма. Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исходя из которого взыскание на бюджетные средства Российской Федерации может быть обращено только на основании судебного акта. Федеральным законодательством не предусмотрен механизм реализации постановлений следователя и дознавателя, вынесенных в порядке статьей 135 УПК РФ.

При изложенных обстоятельствах права лиц, за которыми признано право на реабилитацию, нарушается.

Предусматривая в частях третьей и четвертой статьи 136 УПК РФ иные способы компенсации морального вреда, законодатель не предусмотрел процессуальный порядок защиты нарушенного или предполагаемого права.

Статья 1070 ГК РФ, устанавливая основания и порядок возмещения вреда без учета вины государственных органов и их должностных лиц, оперирует понятием "привлечение к уголовной ответственности", однако данное понятие отсутствует в уголовно-процессуальном законодательстве, в связи с чем норма гражданского законодательства допускает ее неоднозначное толкование.

Устранение изложенных проблем представляется возможным путем внесения изменений в УПК РФ.

Кроме того, в качестве предложения о внесении изменений в законодательство предлагается включить в перечень оснований для возмещения вреда без учета вины государственных органов и их должностных лиц задержание подозреваемого, что соответствует правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 440-О.


ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту федерального
закона "О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и статью 1070
части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации"


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации"



Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.


ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту федерального
закона "О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и статью 1070
части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации"



ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
и статью 1070 части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации"



Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федеральных органов государственной власти.





Текст документа сверен по:
Собрание Законодательства Республики Карелия N 7 (Ч.1) 2009 г.
Ст.772


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ