Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия правовых предписаний абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в связи с обращением гражданки Казанцевой Алефтины Фирсовны


город Петрозаводск 4 июня 2009 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Т.Н. Фотиной, судей В.П. Наговицына, П.А. Союнена,

с участием сторон: гражданки А.Ф. Казанцевой, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия -Н.А. Евстигнеевой, представителя Главы Республики Карелия -М.В. Петинова, - руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия правовых предписаний абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Казанцевой Алефтины Фирсовны.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия отдельные положения абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н. Фотиной, объяснения сторон, выступления представителей: Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - О.Г. Шаровой, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия -Д.В. Горшкова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:


1. В Конституционный Суд Республики Карелия обратилась гражданка Казанцева Алефтина Фирсовна с заявлением о проверке соответствия Конституции Республики Карелия правовых предписаний абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Закон Республики Карелия «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 20 апреля 2006 года, подписан Главой Республики Карелия 26 апреля 2006 года, опубликован в газете «Карелия» от 4 мая 2006 года N 47, вступил в силу с 1 сентября 2006 года.

Согласно пункту 2 статьи 2 рассматриваемого Закона Республики Карелия статья 1 Закона Республики Карелия от 25 июля 1995 года N 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (в редакции Закона Республики Карелия от 22 сентября 2000 года N 428-ЗРК) изложена в новой редакции.

В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Закона, изложенной в новой редакции, в случае отсутствия у лиц наград и (или) званий, указанных в пункте 2 названной статьи, ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, имеющие стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

Ранее, до принятия рассматриваемого Закона, ветеранами труда Республики Карелия при прочих равных условиях признавались мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, имевшие страховой стаж не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера на территории Республики Карелия, либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на территории Республики Карелия.


Заявительница полагает, что увеличение стажа на 5 лет (до 30 лет для женщин), необходимого для признания граждан ветеранами труда Республики Карелия в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (в редакции Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК), ставит граждан, которые приобрели право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия» до 1 января 2005 года и после 1 сентября 2006 года, в неравное положение ввиду ужесточения условий приобретения статуса ветерана труда Республики Карелия.

Кроме того, по мнению заявительницы, условие о наличии 30-летнего стажа для приобретения звания «Ветеран труда Республики Карелия» к моменту достижения льготного пенсионного 50-летнего возраста для женщин с учетом установлений пенсионного законодательства Российской Федерации становится трудновыполнимым. В свою очередь, это препятствует получению мер социальной поддержки со стороны государства по сравнению с ранее действовавшим законодательством Республики Карелия.
Казанцева А.Ф. считает, что оспариваемые предписания не обеспечивают равных возможностей для развития личности и не отвечают принципу справедливости, а поэтому не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 4 (части 1 и 2), 16 (части 1 и 3), 19 (часть 2).

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правовые предписания абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в части увеличения стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием установления и порядка присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия».

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1).

Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

На федеральном уровне вопросы защиты ветеранов труда урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», которым установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Закрепив правовые основы установления почетного звания «Ветеран труда», указанный Федеральный закон установил, что порядок и условия присвоения этого звания определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).

В развитие этих федеральных норм принят Закон Республики Карелия от 28 февраля 2006 года N 964-ЗРК «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а во исполнение указанного Закона был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 9 июня 2006 года N 397 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», установивший организационно-процедурный механизм присвоения звания «Ветеран труда» федерального уровня.

3. Правовые основы присвоения звания ветерана труда субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не установлены.

В целях признания особого статуса лиц за их многолетний и добросовестный труд в Республике Карелия, создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, осуществлено самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения почетного звания «Ветеран труда Республики Карелия» и принят Закон Республики Карелия от 25 июля 1995 года N 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».
Названный Закон Республики Карелия устанавливает правовые основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», затрагивает вопрос их социальной поддержки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» это звание присваивается гражданам, не имеющим права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

По своей юридической природе указанное регулирование, устанавливающее звание «Ветеран труда Республики Карелия», представляет собой одну из дополнительных форм гарантирования социальной защиты и поддержки граждан в Республике Карелия, предопределяемого конституционными положениями, в частности, статьей 25 Конституции Республики Карелия.

В республиканских законодательных актах могут устанавливаться дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные, в том числе их особым правовым статусом.

Таким образом, законодатель Республики Карелия, осуществив самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» за счет средств бюджета Республики Карелия, реализовал собственные полномочия в области социальной защиты граждан, заслуживающих почет и уважение в обществе за многолетний и добросовестный труд.

4. Свобода труда, гарантированная статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации и статьей 23 (часть 1) Конституции Республики Карелия, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду.

Граждане, за свой труд заслужившие уважение и почет, пользуются особой защитой со стороны государства. Звание ветерана труда является почетной формой поощрения государством за заслуги в труде.

Общим критерием отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия является продолжительность добросовестного труда, установленная в

статье 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

В соответствии с названной статьей ветеранами труда Республики Карелия за многолетний и добросовестный труд признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин:

1) имеющие удостоверения «Ветеран труда Республики Карелия»;

2) награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, Почетной грамотой Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР, Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия;

3) лица, не имеющие указанных наград и (или) званий, если их стаж на 5 лет превышает стаж, предусмотренный для лиц, имеющих данные награды и (или) звания, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

Оспариваемые заявительницей изменения в правовых предписаниях статьи 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в части увеличения стажа, необходимого для присвоения лицам, не имеющим наград и (или) званий, звания «Ветеран труда Республики Карелия», на 5 лет по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, внесены Законом Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Законодательное изменение критериев отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, в том числе такого критерия, как продолжительность добросовестного труда, относится к дискреционным полномочиям законодателя и само по себе не может противоречить Конституции Республики Карелия.

Республиканский законодатель, регулируя вопросы присвоения звания ветерана труда Республики Карелия, устанавливает равный критерий многолетнего и добросовестного труда, в данном случае связанный с продолжительностью стажа, необходимого для присвоения звания ветерана труда Республики Карелия, для лиц одной категории, а именно лиц, не имеющих наград и (или) званий, что не нарушает принцип равенства между гражданами, реализовавшими право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия», и тех, кто указанное право приобретает в соответствии с новым правовым регулированием.

Конституционный принцип равенства не может быть положен в основу оценки правового статуса лиц, реализовавших право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия» до внесения оспариваемых изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в части увеличения на 5 лет продолжительности добросовестного труда, необходимого для присвоения указанного звания, и тех граждан, кто приобретает указанное право в соответствии с новым правовым регулированием, так как названные категории граждан не могут быть противопоставлены друг другу в силу различия в установленных законом требованиях, предъявляемых к стажу в момент приобретения права на присвоение звания ветерана труда.

Соответственно само по себе изменение условий приобретения правового статуса ветерана труда, в частности, увеличение стажа, необходимого для признания граждан ветеранами труда Республики Карелия, не посягает на конституционный принцип равенства и не ставит граждан, которые приобрели право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия» до 1 января 2005 года и после 1 сентября 2006 года, в неравное положение, а потому оспариваемые правовые предписания не нарушают юридический (формальный) принцип равенства всех перед законом и соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 4 (части 1 и 2), 16 (части 1 и 3), 19 (часть 2).

Разрешение же вопроса, связанного с изменением конкретного размера стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», требует оценки целесообразности и обоснованности принятого законодателем решения, что не входит в полномочия Конституционного Суда Республики Карелия.

Гражданин, отнесенный к определенной категории лиц, заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета, пользуется установленными мерами социальной поддержки.

Предоставление мер социальной поддержки для граждан, имеющих почетное звание ветерана труда, является производным от приобретения этого звания. Республиканский законодатель, реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты граждан, разрешая вопросы предоставления прав, льгот и гарантий, устанавливает меры социальной поддержки для конкретных категорий граждан, поэтому возможность получения дополнительных мер социальной поддержки при приобретении правового статуса ветерана труда Республики Карелия по сравнению с иными гражданами, перешедшими на пенсию, не может служить основанием для признания оспариваемых правовых предписаний республиканского закона, содержащих условия получения почетного звания, неконституционными.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:


1. Признать соответствующим Конституции Республики Карелия правовые предписания абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года N 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в части увеличения стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием установления и порядка присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия».

2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия


 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane