Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

XIX сессия XXVI созыва

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2008 года N XXVI/XIX-324

Об утверждении новой редакции Программы оздоровления экологической
обстановки Петрозаводского городского округа на 2007-2010 гг.


     В соответствии с п.З решения Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 N XXVI/XIV-179 «Об утверждении Программы оздоровления экологической обстановки Петрозаводского городского округа на 2007-2010 гг.» и в связи с планируемым увеличением в 2008 году объема финансирования из бюджета Петрозаводского городского округа мероприятий Программы оздоровления экологической обстановки Петрозаводского городского округа на 2007-2010гг., внесением изменений в Устав Петрозаводского городского округа Петрозаводский городской Совет
     
     РЕШИЛ:
     
     1. Внести изменения в Программу оздоровления экологической обстановки Петрозаводского городского округа на 2007-2010 гг., утвержденную решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 N XXVI/XIV-179, изложив ее в новой редакции (прилагается).
     
     2. Опубликовать настоящее решение в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов.

Глава Петрозаводского городского округа В.Н.Масляков
 

Паспорт
Программы оздоровления экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на 2007-2010 гг.

 

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

 

1. Проблемы и обоснование необходимости их решения  


     Экологические проблемы на территории Петрозаводского городского округа связаны, прежде всего, с обеспечением населения качественной питьевой водой, достаточно, высокой степенью загрязненности атмосферного воздуха, нерешенными вопросами в области обращения с отходами.

     Основная проблема водоснабжения города - недостаток питьевой воды надлежащего качества и аварийное состояние водопроводных сетей. Источником централизованного водоснабжения Петрозаводского городского округа является Петрозаводская губа Онежского озера. Водоснабжение города осуществляется комплексом водозаборных и очистных сооружений полезной производительностью 120,0 тыс. м/сут. Исходная вода поступает на водозаборные очистные сооружения (ВОС) из водозабора, расположенного в створе улиц Ленинградской - Московской, на расстоянии 600,0 метров от берега. Качество воды в источнике зависит от периода года и характеризуется следующими факторами:
      
     в осенне-зимний период года с началом ледостава прекращается водообмен Петрозаводской губы с Онежским озером и в район водозабора начинают поступать воды реки Шуя с высокой цветностью (более 200);
      
     в весенний период с началом паводка в район водозабора начинается поступление неочищенных ливневых вод города и промышленных предприятий;
      
     в летний период качество исходной воды значительно улучшается за счет естественного водообмена Петрозаводской губы с Онежским озером и ее цветность составляет 20-30 градусов.    
     
     Постоянный поиск путей улучшения качества воды, подаваемой в город, обусловил необходимость применения реагентной обработки. Оптимально выгодным вариантом в настоящее время и в будущем является применение в качестве коагулянта для обработки воды оксихлорида алюминия PAX - 18 в сочетании с флокулянтом Fennopol N200 Е.
     
     Однако технической возможности применения реагентной обработки воды на 100% при имеющихся в настоящее время производственных мощностях нет. Существующие ВОС представляют собой одноступенчатую схему обработки воды с применением скорых фильтров. Сложившаяся ситуация такова, что только на одном блоке фильтров вода проходит реагентную обработку, на другом блоке вода фильтруется без использования коагуляции. В дальнейшем эти два потока по разному очищенной воды перемешиваются, в результате чего при повышении цветности воды в источнике, водопроводная вода, по показателю «цветность» не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
     
     Кроме того, недостаточная очистка сточных вод, сбрасываемых предприятиями и организациями города в Онежское озеро, приводит к загрязнению поверхностных водных объектов.
     
     В связи с этим решение одной из основных экологических проблем города связано с модернизацией очистных сооружений водозабора и повышением степени очистки сбрасываемых сточных вод.
     
     Качество атмосферного воздуха является одним из факторов, формирующих состояние окружающей среды и здоровье населения города. Загрязнение атмосферного воздуха города складывается из выбросов загрязняющих веществ автотранспорта и выбросов промышленных предприятий. На уровень загрязнения воздушного бассейна влияют также железнодорожный и воздушный транспорт, степень благоустройства города (состояние дорог, газонов, количество зеленых насаждений, своевременная уборка городской территории и т.д.). Также источниками загрязнения атмосферного воздуха являются неорганизованные источники, это: свалки, контейнерные и строительные площадки, сжигание отходов и опавшей листвы, горение торфа и т.п.
     
     В 2005 в г. Петрозаводске средние концентрации основных вредных примесей не превышали установленные нормы, но в отдельных случаях разовые концентрации взвешенных веществ превышали предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,2 - 2,2 раза, оксида углерода в - 1,2 - 2,6 раза, диоксида азота - в 1,1 - 1,4 раза.
     
     Наиболее загрязнен воздух города специфическими примесями. Среднегодовые концентрации фенола и формальдегида составили 1,0 и 1,3 ПДК соответственно, средняя за год концентрация бенз(а)пирена превысила ПДК в 3,1 раза. В летний период года отмечено незначительное повышение уровня загрязнения фенолом и формальдегидом, а зимой имеет место существенный рост концентраций бенз(а)пирена, что связано с отопительным сезоном. В январе максимальная из среднемесячных концентраций бенз(а)пирена превысила ПДК в 4.8 раза. Уровень загрязнения воздуха города характеризуется как «высокий», основной вклад вносят бенз(а)пирен и формальдегид. За последние 5 лет средние концентрации диоксида серы, оксидов азота и оксида углерода возросли, фенола и формальдегида снизились.
     
     Данные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории Петрозаводского городского округа проводятся на единственном стационарном посту ГУ «Карельский ЦГМС», который находится в центре города на пересечении ул.Ленинградской и Октябрьского проспекта. Указанная точка является одной из самых напряженных в транспортном отношении.
     
     Оценивать состояние атмосферного воздуха Петрозаводского городского округа по одному пункту контроля некорректно. Поскольку информация, появляющаяся в СМИ, способна влиять на имидж города и республики, их инвестиционную и туристическую привлекательность, и для получения объективной оценки состояния атмосферы в техногенных районах города ведущими экологами ПетрГУ, КНЦ РАН и КРЦГМ предложено создать систему управления качеством атмосферного воздуха: провести более детальное, комплексное изучение атмосферного воздуха во все сезоны года.
     
     В 2005 году впервые лабораторией экологических проблем Севера при ПетрГУ совместно с лабораторией мониторинга загрязнения окружающей среды ГУ «Карельский ЦГМС» выполнена работа по комплексной оценке воздействия промышленных и автотранспортных выбросов на воздушный бассейн г.Петрозаводска в соответствии с муниципальным контрактом. В течение 2006 г. работа была продолжена по личной инициативе группы сотрудников ГУ «Карельский ЦГМС» и проведено исследование качества воздуха в различных районах города по содержанию диоксида азота с помощью пассивных пробоотборников и разовым определениям оксида углерода (СО). Подобный эксперимент обследования территории города с помощью пассивных пробоотборников в пределах Российской Федерации проведен впервые.

     В последние годы в Петрозаводском городском округе прослеживается тенденция к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, что связано с переводом котельных и технологического оборудования на использование в качестве топлива природного газа. За период с 21 г.г. по 26 г6 г. объем поступающих в атмосферу промышленных выбросов по г. Петрозаводску сократился в 1,6 раза с 10,170 тыс.тонн до 6,339 тыс.тонн, при этом количество предприятий, состоящих на государственном учете по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, увеличилось: 21 г.г. - 77 предприятий, 22 г.г. - 84 предприятия, 2003-2006 гг. - 91 предприятие.
     
     В то же время крайне актуальной для города является проблема загрязнения воздуха выбросами от передвижных источников и, в первую очередь, от автотранспорта. Это связано, прежде всего, с увеличением численности автомобильного парка в основном за счет устаревших и изношенных транспортных средств, в том числе импортных, а также отсутствием регулярного контроля за содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей и других передвижных источников. По данным ОГИБДД УВД г.Петрозаводска за период 2003-2006 гг. количество транспортных средств в городе увеличилось с 77,6 тыс. до 81,1 тыс. или на 4,6%. Одновременно увеличилась доля транспортных средств со сроком эксплуатации свыше 10 лет: в 2003т. - 53 817 ед., в 2005 г.-57 614 ед.

     Основными целями в области охраны земельных ресурсов является решение проблем по обращению с отходами производства и потребления, т.к. поверхностные накопления отходов наносят большой ущерб флоре и фауне, влияя на динамичное развитие биосферы. К примеру, в почве, самоочищение которой происходит медленно, накапливаются токсичные вещества, что приводит к изменению не только их химического состава, но и состава грунтовых вод и в конечном итоге отрицательно влияет на качество жизни человека.
     
     В Петрозаводском городском округе основная часть образующихся отходов вывозится на городскую свалку в м.Орзега, которая введена в эксплуатацию в 1978 г. Также на свалке ТБО выделены и обустроены нефтекарты для твердых и жидких отходов, содержащих нефтепродукты, куда производилось накопление нефтесодержащих отходов, принимаемых от предприятий и организаций до 2005 года. В настоящее время нефтекарты заполнены. В результате многолетней эксплуатации городская свалка не отвечает санитарным и экологическим требованиям. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к поступлению в атмосферу газообразных продуктов распада ТБО (метан, аммиак и прочее), что является одной из причин периодических возгораний размещенных отходов и загрязнению атмосферного воздуха. В связи с этим необходима реконструкция существующей свалки ТБО и нефтекарт в м. Орзега. Кроме того, в санитарно-защитной зоне свалки имеется территория, захламленная ртутьсодержащими отходами. Учитывая, что ртуть - чрезвычайно опасное вещество и относится к 1 классу опасности, вопрос ликвидации данного загрязнения является первоочередным.
     
     В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. N 1225-р, основным приоритетом в области охраны окружающей среды от загрязнений отходами производства и потребления является минимизация их образования, переработка и вторичное использование. Это - организация селективного сбора мусора с выделением ценных компонентов, их вторичного использования в производстве, уменьшение объема ТБО, складируемых на полигонах и свалках, применение высокоэффективных технологий мусоропереработки. В связи с этим для уменьшения количества размещаемых на свалке ТБО в м. Орзега отходов планируется строительство в Петрозаводском городском округе предприятия по сортировке и переработке ТБО.
     
     Зеленая зона Петрозаводского городского округа занимает площадь в 49,1 тыс.га. Площадь зеленых насаждений общего пользования в городе составляет 181,1 га, из них благоустроенных - 133,0 га.
     
     Неоценима рекреационная, эстетическая и оздоровительная роль лесов, лесопарков и городских насаждений, как идеального места отдыха горожан, а также их водоохранная функция в бассейнах городских рек и Онежского озера. В Петрозаводском городском округе для отдыха на лоне природы наиболее посещаемы горожанами: м.Пески, береговая зона Петрозаводской губы Онежского озера вдоль наб. Варкауса, зона отдыха на берегу р.Лососинка от ул.Мерецкова до устья реки. Между тем, уровень лаыдшафтно-архитектурного благоустройства и состояние лесопарковой инфраструктуры на большей части площади недостаточны. Одни из них перегружены количеством посетителей, а другие посещаются мало, так как не обустроены и эстетически мало привлекательны. Не в лучшем состоянии находятся и внутригородские насаждения. Значительная часть зеленых насаждений расположена в центральной городской застройке и относится к старовозрастным, что способствует созданию аварийных ситуаций. Площадь зелёных насаждений в центральной части города особенно ощутимо уменьшается из-за сноса деревьев под новое строительство. Следует отметить также тенденцию безответственного отношения горожан к зеленым насаждениям (парковка автомашин на газонах, увеличение свалок в лесопарках, самовольная вырубка деревьев и т.д.). Все это обуславливает необходимость организации системных мероприятий по реконструкции и поддержанию объектов озеленения.
     
     Несмотря на возрастающий интерес населения и общественных организаций к проблемам охраны окружающей среды, общий уровень общественного экологического сознания, экологической культуры и активность практической деятельности горожан остаются низкими и малоэффективными. Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с экологическими знаниями человека, уровнем сформированное™ его экологической культуры. Поэтому экологическое просвещение населения является одним из условий стабилизации и улучшения экологической обстановки в городе. Вследствие этого приоритетным направлением программы является повышение уровня экологического сознания общества и компетентности населения в области природоохранных знаний через реализацию практических и просветительских мероприятий, начиная с детей младшего, среднего школьного возраста, подростков, молодежи и других слоев населения.
     
     Реализация мероприятий, включенных в Программу, позволит улучшить экологическую обстановку в Петрозаводском городском округе.
 

II. Цели и задачи Программы     
 

     Цели и задачи Программы сформулированы в соответствии с Концепцией экологической безопасности населения города Петрозаводска на 2001-2010гг., одобренной постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 02.04.2001 г. N 1198.
     
     Цель Программы - создание благоприятной окружающей среды и сохранение природных богатств Петрозаводского городского округа, предотвращение экологически вредных последствий хозяйственной деятельности в интересах обеспечения здоровья и активного долголетия населения города.
     
     Задачи Программы:
      
     *  улучшение качества питьевой воды;
      
     * сокращение сброса неочищенных ливневых и промышленных стоков в водные объекты;
      
     * сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
       
     * решение проблем сбора, утилизации и размещения отходов производства и потребления;
      
     * улучшение санитарного состояния территорий;
      
     * оптимизация зеленой зоны и зеленых насаждений;
      
     * оценка и снижение экологических рисков здоровья населения и среды обитания; (пункт вступает в силу с 01.01.2009 г.)
      
     * формирование у населения общей и экологической культуры и нравственности, совершенствование системы краеведческого и экологического просвещения;
      
     * повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении экологической обстановки.
 

III. Источники и объем финансирования Программы      
 

     Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, планируется осуществлять за счет средств предприятий и организаций, федерального, республиканского бюджета, бюджета Петрозаводского городского округа, а также других источников.
     
     Всего предполагаемых затрат по Программе *- 895 668,96 тыс. руб. ( с 01.01.2009 г. -897 168,96 тыс. руб.,.) в том числе: средства бюджета РФ - 0,00 тыс.руб.; средства бюджета РК - 1 455,00 тыс.руб. (в соответствии с республиканской целевой программой «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг.»);
     
     средства бюджета Петрозаводского городского округа - 50 675,96 тыс. руб., (с 01.01.2009 г. -52 175,96 тыс.руб.;)
     
     собственные средства предприятий и организаций - 87 907,00 тыс.руб.;
     
     прочие источники - 755 631,00 тыс.руб.
     
     Финансирование мероприятий раздела «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» осуществляется за счет собственных средств предприятия Петрозаводский филиал ОАО «ПКС» «Водоканал» (по согласованию), адресной инвестиционной программы Республики Карелия (пп.1.1.) и городской целевой программы «Жилище» до 2010 года (п.п.3.1).
     
     *- Подлежат корректировке в зависимости от расходов, предусмотренных в соответствующих бюджетах, изменений проектной стоимости объектов, иных факторов.
    

IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     
     Улучшение экологической обстановки на территории Петрозаводского городского округа, предупреждение и минимизация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на здоровье населения.
     
     Обеспечение потребностей населения города, субъектов хозяйственной и иной деятельности в водных ресурсах надлежащего качества, в требуемом объеме и в заданном режиме.
     
     Осуществление технического перевооружения предприятий с целью сокращения сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод, сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
     
     Организация системы управления качеством атмосферного воздуха с учетом результатов научно-исследовательских работ по изучению воздействия промышленных и автотранспортных выбросов на воздушный бассейн Петрозаводского городского округа.
     
     Улучшение санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Снижение объема образования и увеличение объема вторично использованных отходов.
     
     Улучшение средообразующих, эстетических и рекреационных качеств зеленых насаждений Петрозаводского городского округа. Формирование комплекса природных и озелененных городских территорий, увеличение площади зеленого фонда и улучшение его состояния и состава.
     
     Улучшение экологической обстановки за счет формирования у населения общей и экологической культуры, повышения роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, совершенствования системы экологического просвещения.
     
     Разработка рекомендаций по сниэюению экологических рисков и управлению качеством городской среды, (пункт вступает в силу с 01.01.2009 г.)
  

 

V. Мероприятия Программы оздоровления экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на 2007-2010 гг.

     

Раздел 1 «Охрана и рациональное использование водных ресурсов»

     
     Целью раздела является улучшение качества питьевой воды, охрана и рациональное использование водных объектов, защита водосборных территорий, сокращение сброса неочищенных ливневых и промышленных стоков, обеспечение эффективной санитарной защиты городского водозабора и другие.
     
     Решение проблемы обеспечения населения Петрозаводского городского округа качественной питьевой водой является комплексным и опирается как на решение технических вопросов, так и на использование более кондиционных природных вод Онежского озера. Реализация проекта улучшения качества питьевой воды состоит из нескольких этапов:
      
     * реконструкция существующей системы обеспечения города питьевой водой;
      
     * обновление городских сетей (постоянно).
     
     В плане реконструкции существующей системы водоснабжения первоочередной задачей является строительство 1 пускового комплекса водопроводных очистных сооружений. Реализация данного проекта позволит значительно улучшить качество питьевой воды, подаваемой населению. Важным моментом является установка приборов учета расходов воды на водозаборе, при подаче воды в город, на районных насосных станциях, на вводе каждого абонента, а также на выходах всех канализационных насосных станций для контроля водного баланса в городе.
     
     Петрозаводская губа Онежского озера служит как источником водоснабжения, так и приемником очищенных стоков. Поэтому качество очищенных сточных вод должно быть на уровне качества вод озера. В связи с этим для улучшения качества сбрасываемых сточных вод в разделе предусмотрены мероприятия по проектированию и строительству городских объектов ливневой канализации и мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений (КОС).
     
     Раздел включает в себя 30 мероприятия, направленных на охрану и рациональное использование водных ресурсов, контроль за состоянием водных объектов, в том числе:
      
     * строительство блока 1 ступени очистки и реконструкции водопроводных городских очистных сооружений, строительство станции ультрафиолетового обеззараживания и корпуса механического обезвоживания осадка;
      
     * строительство водопровода по улицам Ладожская, Белинского;      
     
     * реконструкция водопровода от пр.К. Маркса до наб. Гюллинга;
      
     * реконструкция канализационных городских очистных сооружений;
      
     * реконструкция канализационных насосных станций N3, N8;
      
     * реконструкция цеха механического обезвоживания осадка;
      
     * корректировка схемы ливневой канализации Петрозаводского городского округа со строительством объектов ливневой канализации - очистных сооружений отдельных выпусков;
      
     * реконструкция и модернизация очистных сооружений предприятий города.
 

Раздел 2 «Охрана атмосферного воздуха»

     
     В целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха необходимо создать систему управления качеством атмосферного воздуха: провести более детальное, комплексное изучение атмосферного воздуха и атмосферных осадков во все сезоны года; продолжить выполнение мероприятий по переводу котельных предприятий города на природный газ.
     
     Создание системы управления качеством атмосферного воздуха - многолетняя, поэтапная работа, требующая комплексного научного подхода. В период с 2007 по 2010 гг. планируется проведение мониторинговых наблюдений за атмосферным воздухом и атмосферными осадками в черте Петрозаводского городского округа и формирование базы данных, которые и послужат основанием для создания системы управления качеством атмосферного воздуха. Контроль за поступлением вредных веществ в атмосферу и их воздействием на окружающую среду может осуществляться путем непосредственного изучения атмосферного воздуха, а также опосредованно - через атмосферные осадки, которые являются удобным индикатором уровня загрязнения атмосферы и ее компонентного состава. Комплексное исследование атмосферного воздуха и осадков позволит получить более детальную картину загрязнения с организацией соответствующего мониторинга и обеспечит получение объективной информации о качестве атмосферного воздуха.
     
     Задача снижения загрязнения атмосферного воздуха решается также путем обеспечения максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от производств и теплоэнергетического комплекса.
     
     В разделе предусматривается выполнение 8 мероприятий, в том числе:
      
     * перевод котельных на использование в качестве топлива природного газа;
      
     * реконструкция и модернизация производства на отдельных предприятиях.
     
     В результате реализации мероприятий сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов ориентировочно составит 1033 т/год.
    

Раздел 3 «Охрана земельных ресурсов»     
 

     Негативное влияние отходов на окружающую среду, выражающееся в захламлении земель, городских лесов и зеленой зоны города, ухудшении санитарного состояния городских территорий, требует создания рациональной системы управления отходами. Для комплексного решения проблем размещения отходов производства и потребления предлагается разработка и реализация проектов, направленных на создание системы утилизации отходов с использованием передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
     
     Значимым мероприятием, способствующим улучшению экологической обстановки и здоровью горожан, является улучшение качества санитарной очистки города.

     Одним из мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего санитарного состояния городских территорий и комфортных условий проживания горожан предлагается разработка схемы санитарной очистки территорий города. Схема будет являться нормативным документом, руководством к действию для жилищно-коммунальных организаций, занимающихся санитарной очисткой и уборкой городских территорий, и будет представлять собой комплекс природоохранных, научно-технических, производственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в системе санитарной очистки населенных мест.
     
     Также улучшению качества санитарной очистки города будут способствовать мероприятия по модернизации существующей системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и по созданию линии по переработке крупногабаритных отходов (КГО).

     ПМУП «Автоспецтранс» оказывает услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО в соответствии с лицензией. В настоящее время автотранспорт предприятия, работающий на сборе и вывозе ТБО, амортизирован на 80%. В связи с этим ПМУП «Автоспецтранс» планирует приобретение мусоровозов с боковой загрузкой на шасси Renault в количестве 3 ед. и 300 ед. контейнеров с крышками объемом 3 200,0 л. Это позволит значительно улучшить санитарное состояние городских территорий, будет способствовать соблюдению графиков вывоза ТБО.
     
     Раздел Программы состоит из 23 мероприятий, основными из которых являются:
      
     * разработка проектно-сметной документации и строительство в Петрозаводском городском округе предприятия по сортировке и переработке ТБО;
      
     * разработка технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и реконструкция свалки ТБО и нефтекарт в м.Орзега;
      
     * ликвидация ртутного загрязнения на территории санитарно-защитной зоны свалки в м.Орзега;
      
     * завершение работ по реконструкции скотомогильника в д. Бесовец;
      
     *разработка технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и строительство второй снежной свалки;
      
     * мероприятия по организации сбора и временного хранения ртутьсодержащих отходов от муниципальных учреждений;
      
    *  другие мероприятия.
 

Раздел 4 «Реконструкция зеленых насаждений»     
 

     Озелененные территории являются неотъемлемой частью городской застройки и имеют большое санитарно-гигиеническое, эстетическое, ландшафтно-архитектурное, рекреационное значение. Зеленые насаждения парков, скверов, пригородных лесов, территорий жилой и промышленной застройки находятся в сложных экологических условиях и испытывают воздействие высоких концентраций выбросов промышленных предприятий, транспорта, действие антропогенно измененных почвенно-климатических условий. Особенностями озеленения Петрозаводского городского округа являются: неравномерное размещение зеленых насаждений (наиболее озеленены центральные и «старые» микрорайоны), преобладание в составе посадок тополя бальзамического. Имеют место несанкционированный снос зеленых насаждений, недостатки в организации проведения озеленительных работ и дальнейшего ухода за высаженным материалом, а также хаотичный характер посадочных работ. В настоящее время в городе не имеется свободных площадей для устройства новых парков, скверов, поэтому основные усилия должны быть направлены на восстановление существующих парковых зон путем их реконструкции, удовлетворяющих требованиям современного городского ландшафта. В целом отсутствует приемлемая концепция реконструкции зеленых насаждений, обследование зеленых насаждений носит неупорядоченный характер и не имеет своей целью их максимальное сохранение.
     
     Раздел состоит из 8 мероприятий, в том числе: по благоустройству парков, бульваров и скверов, сносу аварийных деревьев, формовке возрастных деревьев и кустарников, озеленению участков, принадлежащих организациям всех форм собственности, с учетом современных подходов к озеленению городских территорий, с учетом их индивидуальных особенностей, исторической значимости и градостроительной ситуации и проведение лесоустроительных работ.
 

Раздел 5 «Экологическое просвещение»
 

     В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов в Петрозаводском городском округе большое внимание уделяется экологическому просвещению.

     Данный раздел Программы определяет направления работы и конкретные мероприятия по совершенствованию и развитию экологического воспитания, образования, просвещения.      
     
     Основными направлениями раздела являются:
      
     * организация управления и информационное обеспечение экологического просвещения;
      
     * повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений и осведомленности сотрудников предприятий и организаций, населения в области охраны окружающей среды и экологии;
      
     * практическая деятельность предприятий, организаций и населения города в области . экологического образования и просвещения.

     Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством регламентировано право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. В настоящее время потребность населения в получении экологических знаний возрастает, что требует увеличения масштабов и совершенствования форм и методов эколого-просветительской деятельности. В связи с этим ряд мероприятий раздела направлен на всестороннее информирование населения по экологическим вопросам.
     
     Важную роль в системе непрерывного экологического образования играют образовательные учреждения города, в которых осуществляется реализация образовательных программ экологической направленности, проводятся научные конференции и семинары, работают кружки и клубы. В связи с этим в раздел включены мероприятия, способствующие повышению квалификации педагогических кадров путем проведения курсов, лекториев, консультаций, семинаров и др.

     Значимыми мероприятиями раздела являются проведение всероссийских Дней защиты от экологической опасности, практических акций, праздников, конкурсов, конференций и др. Данные мероприятия являются эффективным средством привлечения внимания населения города к экологическим проблемам, результативной формой взаимодействия с общественностью, так как в их организации и проведении принимают участие органы местного самоуправления, общественные организации, учреждения образования и культуры, средства массовой информации.
     
     В раздел включено проведение для школьников экологических лагерей, что способствует экологическому воспитанию и является традиционной формой работы с подрастающим поколением. Экологические лагеря позволяют подросткам изучать природу, историю, культурное наследие, традиционный быт родного края, а активный отдых приносит ощутимую пользу их здоровью.
     
     Большую роль в области экологического просвещения играют библиотеки, которые обеспечивает всем желающим горожанам свободный доступ к экологической информации, и способствуют повышению культурного, научного и образовательного уровня населения. Так библиотека-филиал N 22 МУ «Централизованная библиотечная система» осуществляет реализацию подпрограммы «Книга. Библиотека. Экология».
     
     Одной из наиболее популярных форм эколого-просветительской деятельности являются практические экологические акции. Запланированные в рамках раздела акции по уборке территорий, по озеленению участков, по сбору вторичного сырья найдут положительный отклик в душах участников и благотворно повлияют на их отношения к окружающей природе.
     
     Реализация комплекса мероприятий данного раздела станет шагом на пути формирования экологически ориентированного общественного мнения и сознания горожан, так как процесс экологического образования и воспитания - длительный процесс, не позволяющий получать действенные и ощутимые результаты в сравнительно короткие сроки.
 

 

Раздел 6. «Городская среда и здоровье населения»
( вступает в силу с 01.01.2009 г.)     
 

     Целью раздела является улучшение здоровья, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения Петрозаводского городского округа путем снижения экологических рисков и улучшения качества окружающей среды (среды обитания).
     
     Отсутствие количественных данных о влиянии меняющейся среды обитания на здоровье населения не позволяет перейти к устойчивому развитию, которое учитывало бы все процессы, происходящие в системе «Природа-Общество-Человек» на местном уровне.
     
     Основными задачами раздела являются:
     
     - выявление основных рисков воздействия природных и антропогенных факторов на городскую среду и экологических рисков, включая риски здоровью человека;

     - оценка экологических рисков;

     - подготовка и представление рекомендаций по снижению экологических рисков и эффективному управлению качеством городской среды.

     При выполнении данного раздела в ходе детализации могут быть решены следующие конкретные задачи:

     - конкретизация причин, вызывающих экологически обусловленные патологии;

     - выработка рекомендаций по уменьшению экспозиционных доз вредных веществ, влияющих на уровень индикаторной патологии различных групп населения (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки и т.д.);

     - определение уровней концентрации в различных объектах окружающей среды вредных веществ, обладающих тератогенным и мутагенным действием, разработка рекомендаций по снижению загрязнения данными веществами и проведению мероприятий по предотвращению патологий в период беременности женщин;
     
     - создание условий для приверженности населения к здоровому образу жизни;
    
     - учет и максимальное смягчение факторов глобального изменения климата;
     
     - достижение санитарного благополучия на территории городского округа;
    
     - снижение мощности выбросов и сбросов в окружающую среду канцерогенных веществ;
     
     - управление экспозицией воздействия канцерогенов на население (Всемирной Организацией Здравоохранения установлено, что 75-90 % всех случаев возникновения злокачественных образований связано с воздействием различных факторов среды, главным образом, химической природы. Снижение экспозиции должно достигаться как на производстве (например, деревообрабатывающем и мебельном), так и в условиях городской среды и быту. К бытовым факторам отнесены алкоголь, табачный дым и бездымные табачные продукты);
     
     -исключение выращивания продуктов питания на почвах, загрязненных канцерогенными веществами;
     
     - ограничение потребления населением местной и привозной продукции, загрязненной канцерогенными веществами;
     
     - установление причинно-следственных связей первичной заболеваемости населения и техногенной нагрузки на окружающую среду;
     
     - уменьшение антропогенной нагрузки на объекты окружающей среды;
     
     - разработка предложений в методологию оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды, применение соответствующих разработок на муниципальном уровне.
     
     Выполнение раздела позволит на новой основе концепции экологического риска подойти к разработке следующей программы оздоровления экологической обстановки Петрозаводского городского округа. Важным для решения поставленных задач является объединение усилий специалистов различного профиля, прежде всего, специалистов в области здравоохранения и экологии.
     
     Раздел Программы включает мероприятие, охватывающее весь спектр обозначенной проблемы:
     
     * оценка экологических рисков на территории Петрозаводского городского округа.»;    
 

VI. Мероприятия программы оздоровления экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на 2007-2010 г.г.

 

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

 

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

 

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу

 Раздел 4. Реконструкция зеленых насаждений  

 Открыть таблицу
 Скачать таблицу


     
    Текст документа сверен по:
      Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права     Температура в Петрозаводске
  
   © 2025 Кодекс ИТ