ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
XIX сессия XXVI созыва
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2008 года N XXVI/XIX-324
Об утверждении новой редакции Программы
оздоровления экологической
обстановки Петрозаводского городского
округа на 2007-2010 гг.
В соответствии с п.З решения
Петрозаводского городского Совета от
26.12.2007 N XXVI/XIV-179 «Об утверждении Программы
оздоровления экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010 гг.» и в связи с планируемым
увеличением в 2008 году объема
финансирования из бюджета
Петрозаводского городского округа
мероприятий Программы оздоровления
экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010гг., внесением изменений в Устав
Петрозаводского городского округа
Петрозаводский городской Совет
РЕШИЛ:
1. Внести изменения в Программу
оздоровления экологической обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010 гг., утвержденную решением
Петрозаводского городского Совета от
26.12.2007 N XXVI/XIV-179, изложив ее в новой
редакции (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в
источнике официального опубликования
муниципальных правовых актов.
Глава
Петрозаводского городского округа
В.Н.Масляков
Паспорт
Программы оздоровления экологической
обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010 гг.
1. Проблемы и обоснование необходимости их решения
Экологические проблемы на
территории Петрозаводского городского
округа связаны, прежде всего, с
обеспечением населения качественной
питьевой водой, достаточно, высокой
степенью загрязненности атмосферного
воздуха, нерешенными вопросами в области
обращения с отходами.
Основная проблема водоснабжения
города - недостаток питьевой воды
надлежащего качества и аварийное
состояние водопроводных сетей.
Источником централизованного
водоснабжения Петрозаводского
городского округа является
Петрозаводская губа Онежского озера.
Водоснабжение города осуществляется
комплексом водозаборных и очистных
сооружений полезной
производительностью 120,0 тыс. м/сут. Исходная вода поступает на
водозаборные очистные сооружения (ВОС)
из водозабора, расположенного в створе
улиц Ленинградской - Московской, на
расстоянии 600,0 метров от берега. Качество
воды в источнике зависит от периода года
и характеризуется следующими
факторами:
в осенне-зимний период года с
началом ледостава прекращается
водообмен Петрозаводской губы с
Онежским озером и в район водозабора
начинают поступать воды реки Шуя с
высокой цветностью (более 200);
в весенний период с началом паводка
в район водозабора начинается
поступление неочищенных ливневых вод
города и промышленных предприятий;
в летний период качество исходной
воды значительно улучшается за счет
естественного водообмена
Петрозаводской губы с Онежским озером и
ее цветность составляет 20-30 градусов.
Постоянный поиск путей улучшения
качества воды, подаваемой в город,
обусловил необходимость применения
реагентной обработки. Оптимально
выгодным вариантом в настоящее время и в
будущем является применение в качестве
коагулянта для обработки воды
оксихлорида алюминия PAX - 18 в сочетании с
флокулянтом Fennopol N200 Е.
Однако технической возможности
применения реагентной обработки воды на
100% при имеющихся в настоящее время
производственных мощностях нет.
Существующие ВОС представляют собой
одноступенчатую схему обработки воды с
применением скорых фильтров.
Сложившаяся ситуация такова, что только
на одном блоке фильтров вода проходит
реагентную обработку, на другом блоке
вода фильтруется без использования
коагуляции. В дальнейшем эти два потока
по разному очищенной воды
перемешиваются, в результате чего при
повышении цветности воды в источнике,
водопроводная вода, по показателю
«цветность» не соответствует
требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая
вода. Гигиенические требования к
качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль
качества».
Кроме того, недостаточная очистка
сточных вод, сбрасываемых предприятиями
и организациями города в Онежское озеро,
приводит к загрязнению поверхностных
водных объектов.
В связи с этим решение одной из
основных экологических проблем города
связано с модернизацией очистных
сооружений водозабора и повышением
степени очистки сбрасываемых сточных
вод.
Качество атмосферного воздуха
является одним из факторов, формирующих
состояние окружающей среды и здоровье
населения города. Загрязнение
атмосферного воздуха города
складывается из выбросов загрязняющих
веществ автотранспорта и выбросов
промышленных предприятий. На уровень
загрязнения воздушного бассейна влияют
также железнодорожный и воздушный
транспорт, степень благоустройства
города (состояние дорог, газонов,
количество зеленых насаждений,
своевременная уборка городской
территории и т.д.). Также источниками
загрязнения атмосферного воздуха
являются неорганизованные источники,
это: свалки, контейнерные и строительные
площадки, сжигание отходов и опавшей
листвы, горение торфа и т.п.
В 2005 в г. Петрозаводске средние
концентрации основных вредных примесей
не превышали установленные нормы, но в
отдельных случаях разовые концентрации
взвешенных веществ превышали предельно
допустимые концентрации (ПДК) в 1,2 - 2,2
раза, оксида углерода в - 1,2 - 2,6 раза,
диоксида азота - в 1,1 - 1,4 раза.
Наиболее загрязнен воздух города
специфическими примесями. Среднегодовые
концентрации фенола и формальдегида
составили 1,0 и 1,3 ПДК соответственно,
средняя за год концентрация
бенз(а)пирена превысила ПДК в 3,1 раза. В
летний период года отмечено
незначительное повышение уровня
загрязнения фенолом и формальдегидом, а
зимой имеет место существенный рост
концентраций бенз(а)пирена, что связано с
отопительным сезоном. В январе
максимальная из среднемесячных
концентраций бенз(а)пирена превысила ПДК
в 4.8 раза. Уровень загрязнения воздуха
города характеризуется как «высокий»,
основной вклад вносят бенз(а)пирен и
формальдегид. За последние 5 лет средние
концентрации диоксида серы, оксидов
азота и оксида углерода возросли, фенола
и формальдегида снизились.
Данные наблюдения за загрязнением
атмосферного воздуха на территории
Петрозаводского городского округа
проводятся на единственном стационарном
посту ГУ «Карельский ЦГМС», который
находится в центре города на пересечении
ул.Ленинградской и Октябрьского
проспекта. Указанная точка является
одной из самых напряженных в
транспортном отношении.
Оценивать состояние атмосферного
воздуха Петрозаводского городского
округа по одному пункту контроля
некорректно. Поскольку информация,
появляющаяся в СМИ, способна влиять на
имидж города и республики, их
инвестиционную и туристическую
привлекательность, и для получения
объективной оценки состояния атмосферы
в техногенных районах города ведущими
экологами ПетрГУ, КНЦ РАН и КРЦГМ
предложено создать систему управления
качеством атмосферного воздуха:
провести более детальное, комплексное
изучение атмосферного воздуха во все
сезоны года.
В 2005 году впервые лабораторией
экологических проблем Севера при ПетрГУ
совместно с лабораторией мониторинга
загрязнения окружающей среды ГУ
«Карельский ЦГМС» выполнена работа по
комплексной оценке воздействия
промышленных и автотранспортных
выбросов на воздушный бассейн
г.Петрозаводска в соответствии с
муниципальным контрактом. В течение 2006 г.
работа была продолжена по личной
инициативе группы сотрудников ГУ
«Карельский ЦГМС» и проведено
исследование качества воздуха в
различных районах города по содержанию
диоксида азота с помощью пассивных
пробоотборников и разовым определениям
оксида углерода (СО). Подобный
эксперимент обследования территории
города с помощью пассивных
пробоотборников в пределах Российской
Федерации проведен впервые.
В последние годы в Петрозаводском
городском округе прослеживается
тенденция к снижению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников, что связано с
переводом котельных и технологического
оборудования на использование в
качестве топлива природного газа. За
период с 21 г.г. по 26 г6 г. объем поступающих
в атмосферу промышленных выбросов по г.
Петрозаводску сократился в 1,6 раза с 10,170
тыс.тонн до 6,339 тыс.тонн, при этом
количество предприятий, состоящих на
государственном учете по выбросам
загрязняющих веществ в атмосферу,
увеличилось: 21 г.г. - 77 предприятий, 22 г.г. -
84 предприятия, 2003-2006 гг. - 91 предприятие.
В то же время крайне актуальной для
города является проблема загрязнения
воздуха выбросами от передвижных
источников и, в первую очередь, от
автотранспорта. Это связано, прежде
всего, с увеличением численности
автомобильного парка в основном за счет
устаревших и изношенных транспортных
средств, в том числе импортных, а также
отсутствием регулярного контроля за
содержанием загрязняющих веществ в
отработавших газах автомобилей и других
передвижных источников. По данным ОГИБДД
УВД г.Петрозаводска за период 2003-2006 гг.
количество транспортных средств в
городе увеличилось с 77,6 тыс. до 81,1 тыс.
или на 4,6%. Одновременно увеличилась доля
транспортных средств со сроком
эксплуатации свыше 10 лет: в 2003т. - 53 817 ед.,
в 2005 г.-57 614 ед.
Основными целями в области охраны
земельных ресурсов является решение
проблем по обращению с отходами
производства и потребления, т.к.
поверхностные накопления отходов
наносят большой ущерб флоре и фауне,
влияя на динамичное развитие биосферы. К
примеру, в почве, самоочищение которой
происходит медленно, накапливаются
токсичные вещества, что приводит к
изменению не только их химического
состава, но и состава грунтовых вод и в
конечном итоге отрицательно влияет на
качество жизни человека.
В Петрозаводском городском округе
основная часть образующихся отходов
вывозится на городскую свалку в м.Орзега,
которая введена в эксплуатацию в 1978 г.
Также на свалке ТБО выделены и
обустроены нефтекарты для твердых и
жидких отходов, содержащих
нефтепродукты, куда производилось
накопление нефтесодержащих отходов,
принимаемых от предприятий и
организаций до 2005 года. В настоящее время
нефтекарты заполнены. В результате
многолетней эксплуатации городская
свалка не отвечает санитарным и
экологическим требованиям.
Неконтролируемые процессы в теле свалки
приводят к поступлению в атмосферу
газообразных продуктов распада ТБО
(метан, аммиак и прочее), что является
одной из причин периодических
возгораний размещенных отходов и
загрязнению атмосферного воздуха. В
связи с этим необходима реконструкция
существующей свалки ТБО и нефтекарт в м.
Орзега. Кроме того, в санитарно-защитной
зоне свалки имеется территория,
захламленная ртутьсодержащими отходами.
Учитывая, что ртуть - чрезвычайно опасное
вещество и относится к 1 классу
опасности, вопрос ликвидации данного
загрязнения является первоочередным.
В соответствии с Экологической
доктриной Российской Федерации,
одобренной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.08.2002 г. N 1225-р,
основным приоритетом в области охраны
окружающей среды от загрязнений
отходами производства и потребления
является минимизация их образования,
переработка и вторичное использование.
Это - организация селективного сбора
мусора с выделением ценных компонентов,
их вторичного использования в
производстве, уменьшение объема ТБО,
складируемых на полигонах и свалках,
применение высокоэффективных
технологий мусоропереработки. В связи с
этим для уменьшения количества
размещаемых на свалке ТБО в м. Орзега
отходов планируется строительство в
Петрозаводском городском округе
предприятия по сортировке и переработке
ТБО.
Зеленая зона Петрозаводского
городского округа занимает площадь в 49,1
тыс.га. Площадь зеленых насаждений
общего пользования в городе составляет
181,1 га, из них благоустроенных - 133,0 га.
Неоценима рекреационная,
эстетическая и оздоровительная роль
лесов, лесопарков и городских
насаждений, как идеального места отдыха
горожан, а также их водоохранная функция
в бассейнах городских рек и Онежского
озера. В Петрозаводском городском округе
для отдыха на лоне природы наиболее
посещаемы горожанами: м.Пески, береговая
зона Петрозаводской губы Онежского
озера вдоль наб. Варкауса, зона отдыха на
берегу р.Лососинка от ул.Мерецкова до
устья реки. Между тем, уровень
лаыдшафтно-архитектурного
благоустройства и состояние
лесопарковой инфраструктуры на большей
части площади недостаточны. Одни из них
перегружены количеством посетителей, а
другие посещаются мало, так как не
обустроены и эстетически мало
привлекательны. Не в лучшем состоянии
находятся и внутригородские насаждения.
Значительная часть зеленых насаждений
расположена в центральной городской
застройке и относится к старовозрастным,
что способствует созданию аварийных
ситуаций. Площадь зелёных насаждений в
центральной части города особенно
ощутимо уменьшается из-за сноса деревьев
под новое строительство. Следует
отметить также тенденцию
безответственного отношения горожан к
зеленым насаждениям (парковка автомашин
на газонах, увеличение свалок в
лесопарках, самовольная вырубка
деревьев и т.д.). Все это обуславливает
необходимость организации системных
мероприятий по реконструкции и
поддержанию объектов озеленения.
Несмотря на возрастающий интерес
населения и общественных организаций к
проблемам охраны окружающей среды, общий
уровень общественного экологического
сознания, экологической культуры и
активность практической деятельности
горожан остаются низкими и
малоэффективными. Решение всего
комплекса экологических проблем
неразрывно связано с экологическими
знаниями человека, уровнем
сформированное™ его экологической
культуры. Поэтому экологическое
просвещение населения является одним из
условий стабилизации и улучшения
экологической обстановки в городе.
Вследствие этого приоритетным
направлением программы является
повышение уровня экологического
сознания общества и компетентности
населения в области природоохранных
знаний через реализацию практических и
просветительских мероприятий, начиная с
детей младшего, среднего школьного
возраста, подростков, молодежи и других
слоев населения.
Реализация мероприятий, включенных
в Программу, позволит улучшить
экологическую обстановку в
Петрозаводском городском округе.
II. Цели и задачи
Программы
Цели и задачи Программы
сформулированы в соответствии с
Концепцией экологической безопасности
населения города Петрозаводска на
2001-2010гг., одобренной постановлением
главы самоуправления города
Петрозаводска от 02.04.2001 г. N 1198.
Цель Программы - создание
благоприятной окружающей среды и
сохранение природных богатств
Петрозаводского городского округа,
предотвращение экологически вредных
последствий хозяйственной деятельности
в интересах обеспечения здоровья и
активного долголетия населения города.
Задачи Программы:
* улучшение качества питьевой
воды;
* сокращение сброса неочищенных
ливневых и промышленных стоков в водные
объекты;
* сокращение выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу;
* решение проблем сбора, утилизации
и размещения отходов производства и
потребления;
* улучшение санитарного состояния
территорий;
* оптимизация зеленой зоны и
зеленых насаждений;
* оценка и
снижение экологических рисков здоровья
населения и среды обитания; (пункт
вступает в силу с 01.01.2009 г.)
* формирование у населения общей и
экологической культуры и
нравственности, совершенствование
системы краеведческого и экологического
просвещения;
* повышение роли населения и
общественных организаций в оздоровлении
экологической обстановки.
III. Источники и
объем финансирования Программы
Финансирование
мероприятий, предусмотренных
Программой, планируется осуществлять за
счет средств предприятий и организаций,
федерального, республиканского бюджета,
бюджета Петрозаводского городского
округа, а также других источников.
Всего предполагаемых затрат по
Программе *- 895 668,96 тыс. руб. ( с 01.01.2009 г. -897 168,96 тыс. руб.,.) в том
числе: средства бюджета РФ - 0,00 тыс.руб.;
средства бюджета РК - 1 455,00 тыс.руб. (в
соответствии с республиканской целевой
программой «Экология и природные
ресурсы Республики Карелия на 2004-2010
гг.»);
средства бюджета Петрозаводского
городского округа - 50 675,96 тыс. руб., (с 01.01.2009 г. -52 175,96
тыс.руб.;)
собственные средства предприятий и
организаций - 87 907,00 тыс.руб.;
прочие источники - 755 631,00 тыс.руб.
Финансирование мероприятий
раздела «Охрана и рациональное
использование водных ресурсов»
осуществляется за счет собственных
средств предприятия Петрозаводский
филиал ОАО «ПКС» «Водоканал» (по
согласованию), адресной инвестиционной
программы Республики Карелия (пп.1.1.) и
городской целевой программы «Жилище» до
2010 года (п.п.3.1).
*- Подлежат корректировке в
зависимости от расходов,
предусмотренных в соответствующих
бюджетах, изменений проектной стоимости
объектов, иных факторов.
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Улучшение экологической
обстановки на территории
Петрозаводского городского округа,
предупреждение и минимизация
негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду и
на здоровье населения.
Обеспечение потребностей
населения города, субъектов
хозяйственной и иной деятельности в
водных ресурсах надлежащего качества, в
требуемом объеме и в заданном режиме.
Осуществление технического
перевооружения предприятий с целью
сокращения сброса загрязненных и
недостаточно очищенных сточных вод,
сокращения выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух.
Организация системы управления
качеством атмосферного воздуха с учетом
результатов научно-исследовательских
работ по изучению воздействия
промышленных и автотранспортных
выбросов на воздушный бассейн
Петрозаводского городского округа.
Улучшение санитарного состояния
территорий Петрозаводского городского
округа. Предотвращение и ликвидация
вредного воздействия отходов
производства и потребления на
окружающую среду. Снижение объема
образования и увеличение объема
вторично использованных отходов.
Улучшение средообразующих,
эстетических и рекреационных качеств
зеленых насаждений Петрозаводского
городского округа. Формирование
комплекса природных и озелененных
городских территорий, увеличение
площади зеленого фонда и улучшение его
состояния и состава.
Улучшение экологической
обстановки за счет формирования у
населения общей и экологической
культуры, повышения роли населения и
общественных организаций в оздоровлении
окружающей среды, совершенствования
системы экологического просвещения.
Разработка
рекомендаций по сниэюению экологических
рисков и управлению качеством городской
среды, (пункт вступает в силу с 01.01.2009
г.)
V. Мероприятия
Программы оздоровления экологической
обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010 гг.
Раздел 1 «Охрана и рациональное использование водных ресурсов»
Целью раздела является улучшение
качества питьевой воды, охрана и
рациональное использование водных
объектов, защита водосборных территорий,
сокращение сброса неочищенных ливневых
и промышленных стоков, обеспечение
эффективной санитарной защиты
городского водозабора и другие.
Решение проблемы обеспечения
населения Петрозаводского городского
округа качественной питьевой водой
является комплексным и опирается как на
решение технических вопросов, так и на
использование более кондиционных
природных вод Онежского озера.
Реализация проекта улучшения качества
питьевой воды состоит из нескольких
этапов:
* реконструкция существующей
системы обеспечения города питьевой
водой;
* обновление городских сетей
(постоянно).
В плане реконструкции существующей
системы водоснабжения первоочередной
задачей является строительство 1
пускового комплекса водопроводных
очистных сооружений. Реализация данного
проекта позволит значительно улучшить
качество питьевой воды, подаваемой
населению. Важным моментом является
установка приборов учета расходов воды
на водозаборе, при подаче воды в город, на
районных насосных станциях, на вводе
каждого абонента, а также на выходах всех
канализационных насосных станций для
контроля водного баланса в городе.
Петрозаводская губа Онежского
озера служит как источником
водоснабжения, так и приемником
очищенных стоков. Поэтому качество
очищенных сточных вод должно быть на
уровне качества вод озера. В связи с этим
для улучшения качества сбрасываемых
сточных вод в разделе предусмотрены
мероприятия по проектированию и
строительству городских объектов
ливневой канализации и мероприятия по
реконструкции канализационных очистных
сооружений (КОС).
Раздел включает в себя 30
мероприятия, направленных на охрану и
рациональное использование водных
ресурсов, контроль за состоянием водных
объектов, в том числе:
* строительство блока 1 ступени
очистки и реконструкции водопроводных
городских очистных сооружений,
строительство станции
ультрафиолетового обеззараживания и
корпуса механического обезвоживания
осадка;
* строительство водопровода по
улицам Ладожская, Белинского;
* реконструкция водопровода от пр.К.
Маркса до наб. Гюллинга;
* реконструкция канализационных
городских очистных сооружений;
* реконструкция канализационных
насосных станций N3, N8;
* реконструкция цеха механического
обезвоживания осадка;
* корректировка схемы ливневой
канализации Петрозаводского городского
округа со строительством объектов
ливневой канализации - очистных
сооружений отдельных выпусков;
* реконструкция и модернизация
очистных сооружений предприятий
города.
Раздел 2 «Охрана атмосферного воздуха»
В целях снижения уровня
загрязнения атмосферного воздуха
необходимо создать систему управления
качеством атмосферного воздуха:
провести более детальное, комплексное
изучение атмосферного воздуха и
атмосферных осадков во все сезоны года;
продолжить выполнение мероприятий по
переводу котельных предприятий города
на природный газ.
Создание системы управления
качеством атмосферного воздуха -
многолетняя, поэтапная работа, требующая
комплексного научного подхода. В период
с 2007 по 2010 гг. планируется проведение
мониторинговых наблюдений за
атмосферным воздухом и атмосферными
осадками в черте Петрозаводского
городского округа и формирование базы
данных, которые и послужат основанием
для создания системы управления
качеством атмосферного воздуха.
Контроль за поступлением вредных
веществ в атмосферу и их воздействием на
окружающую среду может осуществляться
путем непосредственного изучения
атмосферного воздуха, а также
опосредованно - через атмосферные
осадки, которые являются удобным
индикатором уровня загрязнения
атмосферы и ее компонентного состава.
Комплексное исследование атмосферного
воздуха и осадков позволит получить
более детальную картину загрязнения с
организацией соответствующего
мониторинга и обеспечит получение
объективной информации о качестве
атмосферного воздуха.
Задача снижения загрязнения
атмосферного воздуха решается также
путем обеспечения максимального
снижения выбросов вредных веществ в
атмосферу от производств и
теплоэнергетического комплекса.
В разделе предусматривается
выполнение 8 мероприятий, в том числе:
* перевод котельных на
использование в качестве топлива
природного газа;
* реконструкция и модернизация
производства на отдельных
предприятиях.
В результате реализации
мероприятий сокращение выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников выбросов
ориентировочно составит 1033 т/год.
Раздел 3 «Охрана
земельных ресурсов»
Негативное влияние отходов
на окружающую среду, выражающееся в
захламлении земель, городских лесов и
зеленой зоны города, ухудшении
санитарного состояния городских
территорий, требует создания
рациональной системы управления
отходами. Для комплексного решения
проблем размещения отходов производства
и потребления предлагается разработка и
реализация проектов, направленных на
создание системы утилизации отходов с
использованием передовых энерго- и
ресурсосберегающих технологий.
Значимым мероприятием,
способствующим улучшению экологической
обстановки и здоровью горожан, является
улучшение качества санитарной очистки
города.
Одним из мероприятий, направленных
на обеспечение надлежащего санитарного
состояния городских территорий и
комфортных условий проживания горожан
предлагается разработка схемы
санитарной очистки территорий города.
Схема будет являться нормативным
документом, руководством к действию для
жилищно-коммунальных организаций,
занимающихся санитарной очисткой и
уборкой городских территорий, и будет
представлять собой комплекс
природоохранных, научно-технических,
производственных,
социально-экономических и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение проблем в системе санитарной
очистки населенных мест.
Также улучшению качества
санитарной очистки города будут
способствовать мероприятия по
модернизации существующей системы сбора
и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и
по созданию линии по переработке
крупногабаритных отходов (КГО).
ПМУП «Автоспецтранс» оказывает
услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО
в соответствии с лицензией. В настоящее
время автотранспорт предприятия,
работающий на сборе и вывозе ТБО,
амортизирован на 80%. В связи с этим ПМУП
«Автоспецтранс» планирует приобретение
мусоровозов с боковой загрузкой на шасси
Renault в количестве 3 ед. и 300 ед. контейнеров
с крышками объемом 3 200,0 л. Это позволит
значительно улучшить санитарное
состояние городских территорий, будет
способствовать соблюдению графиков
вывоза ТБО.
Раздел Программы состоит из 23
мероприятий, основными из которых
являются:
* разработка проектно-сметной
документации и строительство в
Петрозаводском городском округе
предприятия по сортировке и переработке
ТБО;
* разработка
технико-экономического обоснования,
проектно-сметной документации и
реконструкция свалки ТБО и нефтекарт в
м.Орзега;
* ликвидация ртутного загрязнения
на территории санитарно-защитной зоны
свалки в м.Орзега;
* завершение работ по реконструкции
скотомогильника в д. Бесовец;
*разработка технико-экономического
обоснования, проектно-сметной
документации и строительство второй
снежной свалки;
* мероприятия по организации сбора
и временного хранения ртутьсодержащих
отходов от муниципальных учреждений;
* другие мероприятия.
Раздел 4
«Реконструкция зеленых насаждений»
Озелененные территории
являются неотъемлемой частью городской
застройки и имеют большое
санитарно-гигиеническое, эстетическое,
ландшафтно-архитектурное, рекреационное
значение. Зеленые насаждения парков,
скверов, пригородных лесов, территорий
жилой и промышленной застройки
находятся в сложных экологических
условиях и испытывают воздействие
высоких концентраций выбросов
промышленных предприятий, транспорта,
действие антропогенно измененных
почвенно-климатических условий.
Особенностями озеленения
Петрозаводского городского округа
являются: неравномерное размещение
зеленых насаждений (наиболее озеленены
центральные и «старые» микрорайоны),
преобладание в составе посадок тополя
бальзамического. Имеют место
несанкционированный снос зеленых
насаждений, недостатки в организации
проведения озеленительных работ и
дальнейшего ухода за высаженным
материалом, а также хаотичный характер
посадочных работ. В настоящее время в
городе не имеется свободных площадей для
устройства новых парков, скверов,
поэтому основные усилия должны быть
направлены на восстановление
существующих парковых зон путем их
реконструкции, удовлетворяющих
требованиям современного городского
ландшафта. В целом отсутствует
приемлемая концепция реконструкции
зеленых насаждений, обследование
зеленых насаждений носит
неупорядоченный характер и не имеет
своей целью их максимальное
сохранение.
Раздел состоит из 8 мероприятий, в
том числе: по благоустройству парков,
бульваров и скверов, сносу аварийных
деревьев, формовке возрастных деревьев и
кустарников, озеленению участков,
принадлежащих организациям всех форм
собственности, с учетом современных
подходов к озеленению городских
территорий, с учетом их индивидуальных
особенностей, исторической значимости и
градостроительной ситуации и проведение
лесоустроительных работ.
Раздел 5
«Экологическое просвещение»
В
целях формирования экологической
культуры в обществе, воспитания
бережного отношения к природе,
рационального использования природных
ресурсов в Петрозаводском городском
округе большое внимание уделяется
экологическому просвещению.
Данный раздел Программы определяет
направления работы и конкретные
мероприятия по совершенствованию и
развитию экологического воспитания,
образования, просвещения.
Основными направлениями раздела
являются:
* организация управления и
информационное обеспечение
экологического просвещения;
* повышение квалификации
педагогических кадров
общеобразовательных учреждений и
осведомленности сотрудников
предприятий и организаций, населения в
области охраны окружающей среды и
экологии;
* практическая деятельность
предприятий, организаций и населения
города в области . экологического
образования и просвещения.
Конституцией Российской Федерации
и федеральным законодательством
регламентировано право граждан на
получение достоверной информации о
состоянии окружающей среды. В настоящее
время потребность населения в получении
экологических знаний возрастает, что
требует увеличения масштабов и
совершенствования форм и методов
эколого-просветительской деятельности.
В связи с этим ряд мероприятий раздела
направлен на всестороннее
информирование населения по
экологическим вопросам.
Важную роль в системе непрерывного
экологического образования играют
образовательные учреждения города, в
которых осуществляется реализация
образовательных программ экологической
направленности, проводятся научные
конференции и семинары, работают кружки
и клубы. В связи с этим в раздел включены
мероприятия, способствующие повышению
квалификации педагогических кадров
путем проведения курсов, лекториев,
консультаций, семинаров и др.
Значимыми мероприятиями раздела
являются проведение всероссийских Дней
защиты от экологической опасности,
практических акций, праздников,
конкурсов, конференций и др. Данные
мероприятия являются эффективным
средством привлечения внимания
населения города к экологическим
проблемам, результативной формой
взаимодействия с общественностью, так
как в их организации и проведении
принимают участие органы местного
самоуправления, общественные
организации, учреждения образования и
культуры, средства массовой
информации.
В раздел включено проведение для
школьников экологических лагерей, что
способствует экологическому воспитанию
и является традиционной формой работы с
подрастающим поколением. Экологические
лагеря позволяют подросткам изучать
природу, историю, культурное наследие,
традиционный быт родного края, а
активный отдых приносит ощутимую пользу
их здоровью.
Большую роль в области
экологического просвещения играют
библиотеки, которые обеспечивает всем
желающим горожанам свободный доступ к
экологической информации, и
способствуют повышению культурного,
научного и образовательного уровня
населения. Так библиотека-филиал N 22 МУ
«Централизованная библиотечная
система» осуществляет реализацию
подпрограммы «Книга. Библиотека.
Экология».
Одной из наиболее популярных форм
эколого-просветительской деятельности
являются практические экологические
акции. Запланированные в рамках раздела
акции по уборке территорий, по
озеленению участков, по сбору вторичного
сырья найдут положительный отклик в
душах участников и благотворно повлияют
на их отношения к окружающей природе.
Реализация комплекса мероприятий
данного раздела станет шагом на пути
формирования экологически
ориентированного общественного мнения и
сознания горожан, так как процесс
экологического образования и воспитания
- длительный процесс, не позволяющий
получать действенные и ощутимые
результаты в сравнительно короткие
сроки.
Раздел 6.
«Городская среда и здоровье населения»
(
вступает в силу с 01.01.2009 г.)
Целью раздела является
улучшение здоровья, снижение смертности,
увеличение продолжительности жизни
населения Петрозаводского городского
округа путем снижения экологических
рисков и улучшения качества окружающей
среды (среды обитания).
Отсутствие количественных данных о
влиянии меняющейся среды обитания на
здоровье населения не позволяет перейти
к устойчивому развитию, которое
учитывало бы все процессы, происходящие
в системе «Природа-Общество-Человек» на
местном уровне.
Основными задачами раздела
являются:
- выявление основных рисков
воздействия природных и антропогенных
факторов на городскую среду и
экологических рисков, включая риски
здоровью человека;
- оценка экологических рисков;
- подготовка и представление
рекомендаций по снижению экологических
рисков и эффективному управлению
качеством городской среды.
При выполнении данного раздела в
ходе детализации могут быть решены
следующие конкретные задачи:
- конкретизация причин, вызывающих
экологически обусловленные патологии;
- выработка рекомендаций по
уменьшению экспозиционных доз вредных
веществ, влияющих на уровень
индикаторной патологии различных групп
населения (болезни эндокринной системы,
крови, нервной системы, кожи и подкожной
клетчатки и т.д.);
- определение уровней концентрации
в различных объектах окружающей среды
вредных веществ, обладающих
тератогенным и мутагенным действием,
разработка рекомендаций по снижению
загрязнения данными веществами и
проведению мероприятий по
предотвращению патологий в период
беременности женщин;
- создание условий для
приверженности населения к здоровому
образу жизни;
- учет и максимальное смягчение
факторов глобального изменения
климата;
- достижение санитарного
благополучия на территории городского
округа;
- снижение мощности выбросов и
сбросов в окружающую среду
канцерогенных веществ;
- управление экспозицией
воздействия канцерогенов на население
(Всемирной Организацией Здравоохранения
установлено, что 75-90 % всех случаев
возникновения злокачественных
образований связано с воздействием
различных факторов среды, главным
образом, химической природы. Снижение
экспозиции должно достигаться как на
производстве (например,
деревообрабатывающем и мебельном), так и
в условиях городской среды и быту. К
бытовым факторам отнесены алкоголь,
табачный дым и бездымные табачные
продукты);
-исключение выращивания продуктов
питания на почвах, загрязненных
канцерогенными веществами;
- ограничение потребления
населением местной и привозной
продукции, загрязненной канцерогенными
веществами;
- установление
причинно-следственных связей первичной
заболеваемости населения и техногенной
нагрузки на окружающую среду;
- уменьшение антропогенной
нагрузки на объекты окружающей среды;
- разработка предложений в
методологию оценки и управления рисками
при планировании и проведении
мероприятий по охране окружающей среды,
применение соответствующих разработок
на муниципальном уровне.
Выполнение раздела позволит на
новой основе концепции экологического
риска подойти к разработке следующей
программы оздоровления экологической
обстановки Петрозаводского городского
округа. Важным для решения поставленных
задач является объединение усилий
специалистов различного профиля, прежде
всего, специалистов в области
здравоохранения и экологии.
Раздел Программы включает
мероприятие, охватывающее весь спектр
обозначенной проблемы:
* оценка экологических рисков на
территории Петрозаводского городского
округа.»;
VI. Мероприятия
программы оздоровления экологической
обстановки
Петрозаводского городского округа на
2007-2010 г.г.
Раздел 4. Реконструкция зеленых насаждений
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 марта 2025 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 13 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2024 года)