Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 мая 2008 года N 217р-П

[Об утверждении методики нормативного подушевого финансирования
обеспечения прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования ]


В целях реализации Комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11 марта 2008 года N 55-П «О реализации Комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах»:

1. Утвердить прилагаемую методику нормативного подушевого финансирования обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Карелия.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия применять методику нормативного подушевого финансирования, утвержденную пунктом 1 настоящего распоряжения, при распределении и доведении до муниципальных общеобразовательных учреждений средств субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Глава Республики Карелия С.Л.Катанандов

Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 24 мая 2008 года N 217р-П

Методика
нормативного подушевого финансирования
обеспечения прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, а также дополнительного
образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Республики Карелия

I. Общие положения


1. Настоящая методика нормативного подушевого финансирования (далее - методика) определяет механизм формирования расходов (порядок расчёта норматива подушевого финансирования, поправочных коэффициентов) и доведения финансовых средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования при установлении базового принципа финансирования общеобразовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников общеобразовательного учреждения).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК «Об образовании» к расходным обязательствам Республики Карелия в области образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Для финансового обеспечения указанных расходных обязательств из бюджета Республики Карелия местным бюджетам ежегодно предоставляется субвенция в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Карелия.

Применение методики не допускает снижения общего объема субвенции местным бюджетам (за исключением случаев снижения объема оказываемых муниципальными общеобразовательными учреждениями образовательных услуг).

2. Формирование расходов и доведение объёмов финансовых средств до общеобразовательного учреждения на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося (далее - нормативное подушевое финансирование).

3. Норматив подушевого финансирования обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в Республике Карелия (далее - норматив подушевого финансирования) выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам в Республике Карелия.

4. Норматив подушевого финансирования должен обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях по реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

5. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на следующих уровнях:

- на уровне межбюджетных отношений (бюджет Республики Карелия - бюджет муниципального района, городского округа);

- на уровне внутрибюджетных отношений (бюджет муниципального района, городского округа - смета расходов муниципального общеобразовательного учреждения);

- на уровне общеобразовательного учреждения.

II. Уровень межбюджетных отношений


6. На межбюджетном уровне производится расчет субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях на основании методики расчета субвенций, утвержденной Законом Республики Карелия от 1 ноября 2005 года N 915-ЗРК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».

При расчёте субвенции используется принцип подушевого финансирования в расчёте на одного обучающегося для общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города и посёлков городского типа.

Объём субвенции в части общеобразовательных учреждений, расположенных на территории сельских населённых пунктов, определяется на один класс-комплект, с учётом требований статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».

III. Уровень внутрибюджетных отношений


7. Объем средств на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях определяется исходя из среднегодовой численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, среднегодового количества классов-комплектов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений и финансовых нормативов, используемых в методике расчета субвенции на указанные цели.

8. Для определения объема финансирования обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования для муниципальных общеобразовательных учреждений органы местного самоуправления рассчитывают муниципальный подушевой финансовый норматив и поправочные коэффициенты по установленной настоящей методикой формуле.

9. Предусмотренная настоящей методикой система поправочных коэффициентов является механизмом для сохранения гарантий и выравнивания условий получения гражданами качественного общего образования, независимо от места жительства, стимулирования процессов развития и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, повышения качества образовательных программ и условий организации образовательного процесса, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Система поправочных коэффициентов разработана в результате оценки структуры и видов образовательных программ федерального государственного стандарта общего образования, реализуемых в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия.

10. В систему поправочных коэффициентов в методике входят три типа повышающих коэффициентов:

1) повышающие коэффициенты (к) по видам общеобразовательных программ, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом:


S - финансовый норматив, используемый в методике расчёта субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (с учётом коэффициентов);


Снижение величины муниципального норматива подушевого финансирования и принятых поправочных коэффициентов в течение периода их действия, как правило, не допускается (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).

12. Объем расходов общеобразовательного учреждения на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования Ф(брк) определяется по формуле:


где:

N - муниципальный норматив подушевого финансирования;


У - количество видов предоставляемых образовательных услуг в общеобразовательном учреждении с учётом численности обучающихся и повышающих коэффициентов по всем видам лицензированных общеобразовательных программ, определяемое по формуле:


где:
- общая численность обучающихся (включая численность обучающихся по общеобразовательным программам дошкольного образования, при наличии соответствующей лицензии);

- численность обучающихся ао дополнительным (углубленным), профиильным, гимназическим, лицейским, кадетским общеобразовательным программам;

-численность обучающихся по общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся на дому и детей-инвалидов);

- численность обучающихся по программам дополнительного образования, лицензированным и реализуемым в общеобразовательных учреждениях (не более 50% от общей численности обучающихся);

t, г - применение системы поправочных коэффициентов, установленных для данного общеобразовательного учреждения (учитывающих масштабность и структурные особенности ООУ, расположенного в сельской местности, особенности организации образовательного процесса в ООУ городской или сельской местности); полученная с применением всех поправочных коэффициентов величина (N х t х г) для конкретного общеобразовательного учреждения не должна более чем в 3 раза превышать установленный муниципальный норматив подушевого финансирования N.

13. Объем средств на финансирование деятельности общеобразовательного учреждения на соответствующий финансовый год рассчитывается по формуле:


где:

Ф - общие расходы общеобразовательного учреждения;

- объем расходов на образование, финансируемых за счёт средств бюджета Республики Карелия, в том числе субвенции и субсидии (за исключением субвенции, указанной в пункте 1 настоящей методики), расходы на финансирование мероприятий в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Инициатив Главы Республики Карелия и т.п. Объем данных расходов определяется по каждому общеобразовательному учреждению индивидуально в соответствии с нормативными правовыми актами;


"-бъем расходов, отнесённых действующим законодательством к полномочиям (расходным обязательствам) органов местного самоуправления в области образования (расходы на организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Объем данных расходов определяется по каждому общеобразовательному учреждению индивидуально в соответствии с нормативными правовыми актами, а по отдельным видам ненормируемых расходов - исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с применением индексов-дефляторов.

14. Органы местного самоуправления могут устанавливать свои нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений и поправочные коэффициенты к ним за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия).

IV. Уровень общеобразовательного учреждения


15. Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне общеобразовательного учреждения заключается:

- в расчете Фонда оплаты труда (ФОТ) на основании стоимости (базовой) бюджетной образовательной услуги в общеобразовательном учреждении, с учетом общей численности обучающихся, комплектования классов (классов-комплектов) и всех видов общеобразовательных программ;

- в выдерживании соотношения ФОТ и учебных расходов в принятых муниципальным образованием пропорциях на текущий учебный год (рекомендованный оптимум 80%), ФОТ = 0,8 ;

- в выдерживании рекомендуемых пропорций ФОТ = 0,7 + 0,3 , где: - фонд оплаты труда учителей и - фонд оплаты труда прочих работников образовательного учреждения;

- в формировании фонда стимулирования профессиональной деятельности работников образовательного учреждения - от 10 до 40% от

V. Возможные направления выравнивания условий осуществления
образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях


16. Комплексная реструктуризация и оптимизация сети образовательных учреждений:

- реорганизация начальных малокомплектных школ путем слияния (присоединения) к основным и средним школам с учетом транспортной доступности;

- организация подвоза обучающихся из близлежащих населенных пунктов в основные (средние) школы;

- изменение вида образовательных учреждений с учетом возможности реализации общеобразовательных программ определенной ступени;

- сокращение сети малокомплектных школ (численностью до 10 человек) с учетом транспортной доступности;

- осуществление приема детей в первые классы малокомплектных сельских школ один раз в два года.

17. Работа с кадровыми ресурсами:

- оптимизация штатных расписаний образовательных учреждений с учетом количества обучающихся и применяемых образовательных программ и технологий;

- обучение и подготовка кадров к использованию в образовательном процессе новых методик и технологий;

- использование возможности интеграции предметов в учебных планах образовательных учреждений.

18. Внутриотраслевые преобразования:

- обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов с учетом численности обучающихся;

- обеспечение оптимального количества классов в параллели, особенно на третьей ступени обучения (не менее 3-х классов);

- корректировка учебной нагрузки учителей и обучающихся за счет эффективного использования часов регионального и школьного компонентов базисного учебного плана;

- определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.

VI. Заключительные положения


19. Введение нормативного подушевого финансирования в условиях фактически сложившегося неравенства условий организации образовательного процесса (различная наполняемость классов, наличие деления классов на группы и т.д.), не исключает неравенство фактических расходов в отдельных общеобразовательных учреждениях и, как следствие, может повлечь за собой разную стоимость бюджетной образовательной услуги.

20. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в исключительных случаях объем финансирования конкретных общеобразовательных учреждений в переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), может быть пересмотрен путем внесения изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления в части корректировки поправочного коэффициента для отдельных муниципальных общеобразовательных учреждений.

При этом выравнивание целесообразно осуществлять не за счет понижения поправочных коэффициентов других общеобразовательных учреждений, а за счет дополнительного финансирования учреждений с низкой или высокой стоимостью бюджетной образовательной услуги при условии отсутствия реальных резервов оптимизации их деятельности (увеличения наполняемости классов, сокращения дополнительной нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.).

21. Система поправочных коэффициентов, установленных настоящей методикой и утверждаемых органами местного самоуправления, носит временный характер и применяется на переходный (адаптационный) период.

Предусмотренный настоящей методикой механизм нормативного подушевого финансирования создает условия для введения в Республике Карелия новой системы оплаты труда (НСОТ), повышения заработной платы руководителей и работников общеобразовательных учреждений, оптимизации учебной нагрузки и тем самым стимулирования заинтересованности педагогических работников в проведении мероприятий по выравниванию условий осуществления образовательного процесса, повышения доступности качественного образования, что положительно скажется на улучшении социальной ситуации.

Текст сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ