ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2006 года N 414р-П
[Об одобрении Концепции региональной
целевой программы
"Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия
на 2007-2011 годы" ]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
региональной целевой программы
"Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия на 2007-2011 годы"
("Карелия - территория согласия").
2. Определить Министерство Республики
Карелия по вопросам национальной
политики и связям с религиозными
объединениями государственным
заказчиком - координатором региональной
целевой программы "Гармонизация
национальных и конфессиональных
отношений, формирование гражданского
согласия в Республике Карелия на 2007-2011
годы" ("Карелия - территория
согласия") и поручить ему подготовить
проект региональной целевой программы в
установленном порядке.
3. Установить, что предельный (прогнозный)
объем финансирования региональной
целевой программы "Гармонизация
национальных и конфессиональных
отношений, формирование гражданского
согласия в Республике Карелия на 2007-2011
годы" ("Карелия - территория
согласия") за счет средств бюджета
Республики Карелия составляет 43,4 млн.
рублей (с учетом прогноза цен на
соответствующие годы).
4. Контроль за выполнением распоряжения
возложить на Министерство Республики
Карелия по вопросам национальной
политики и связям с религиозными
объединениями.
Глава
Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 декабря 2006 года N 414р-П
Концепция
региональной целевой
программы
«Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия
на 2007-2011 годы»
(«Карелия-территория согласия»)
1. Обоснование
соответствия проблемы приоритетным
задачам социально-экономического
развития Республики Карелия
Органами государственной власти
Республики Карелия в последние 15 лет
была проделана значительная работа в
сфере государственной национальной
политики. При определении
стратегических целей и тактических
задач были учтены требования
законодательства в сфере национального
развития и межнациональных отношений,
предусмотренные Конституцией
Российской Федерации, Конституцией
Республики Карелия, Федеральным законом
от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ «О
национально-культурной автономии» (в
редакции федеральных законов от 21 марта
2002 года N 31-ФЗ, от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ,
от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, от 30 ноября 2005 года N 146-ФЗ),
Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N
82-ФЗ «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ),
Законом РСФСР от 25 октября 1991 года N 1807-1
«О языках народов РСФСР», Федеральным
законом от 24 июля 1998 года N 126-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР «О языках народов РСФСР»,
Федеральным законом от 18 июня 1998 года N
84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о
защите национальных меньшинств».
Принятые на федеральном уровне
Концепция государственной национальной
политики Российской Федерации, а также
федеральные законы «О реабилитации
репрессированных народов», «О
реабилитации жертв политических
репрессий», «Об общественных
объединениях» и другие нормативные акты
стали основой последовательной работы
органов исполнительной власти
Республики Карелия по реализации
национальной политики.
Кроме того, в Республике Карелия в
соответствии с Законом Республики
Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК «О
государственной поддержке карельского,
вепсского и финского языков» и
Концепцией социально-экономического
развития Республики Карелия на период
2002-2006-2010 годов осуществляется реализация
прав этнических общностей на
национальное развитие.
Вместе с тем недооценка развития
процессов в сфере межнациональных, и
межконфессиональных отношений,
отсутствие системы мониторинга и
прогнозирования этнополитических,
этносоциальных и этноконфессиональных
конфликтов привело к усилению
социально-политической и
социокультурной напряженности в
обществе, к проявлениям ксенофобии и
экстремизма.
Проблемам формирования
гражданского общества, обеспечения прав
и свобод человека, частью которых
является право на
национально-культурное самоопределение,
обеспечения потребностей духовного
развития, содействия развитию
институтов гражданского общества,
снижения угрозы и возможного ущерба от
террористических угроз было уделено
особое внимание в посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 26 мая 2004
года и 25 апреля 2005 года. В послании 2005
года также отмечена цивилизаторская
миссия российской нации на евразийском
континенте, которая состоит в том, чтобы
демократические ценности, помноженные на национальные
интересы, обогащали и укрепляли
российскую историческую общность.
Этим вопросам, выделенным в качестве
приоритетных в посланиях Президента
Российской Федерации, уделено серьезное
внимание и в пункте 2.1.9 Программы
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы). Так, согласно
среднесрочной программе: «Задача
содействия развитию гражданского
общества носит комплексный характер и
должна быть реализована в виде пакета
мер законодательного и организационного
характера.
Основными целями в области развития
институтов гражданского общества, таким
образом, являются: укрепление институтов
гражданского общества, представляющих
интересы различных социальных и
экономических групп; поддержка и
развитие каналов взаимодействия
гражданского общества и государства».
Кроме того, одной из задач Программы
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы) является
«создание стимулов для внедрения
инструментов стратегического
планирования, программно-целевого
бюджетирования и бюджетирования,
ориентированного на результат, новых
механизмов административного
регулирования и управления,
взаимоотношений с органами местного
самоуправления, развития механизмов
общественно-государственного
партнерства на региональном и местном
уровнях».
Проблема этнополитического,
этносоциального и этнокультурного
развития народов Карелии имеет еще и
международное измерение, поскольку
Республика Карелия в составе Российской
Федерации несет ряд международных
обязательств в отношении соблюдения
прав национальных меньшинств, коренных
малочисленных народов, этнических и
религиозных прав и свобод граждан,
противодействия экстремизму и
терроризму. Эти обязательства
зафиксированы в ряде документов ООН и
Рамочной конвенции Совета Европы о
защите национальных меньшинств,
ратифицированной Российской
Федерацией.
В 2000-2006
годы в России произошли серьезные
позитивные изменения: укрепление
российской государственности,
формирование приоритетов
государственного строительства и
национального развития России, сделаны
важные шаги в сохранении и развитии
русского языка как языка
межнационального общения, языка
русского народа, а также языков других
народов России.
В 2006 году в Республике Карелия успешно
реализовывались мероприятия
республиканской целевой программы
«Государственная поддержка карельского,
вепсского и финского языков на 2006-2010
годы» и ведомственной целевой программы
«Национальное развитие и
межнациональное сотрудничество народов
и национальных меньшинств, проживающих в
Республике Карелия» на 2006 год.
Вместе с тем в настоящее время не
существует региональной целевой
программы, которая бы реализовывала
основные принципы и подходы
государственной национальной политики
на территории Республики Карелия. Для
создания механизмов и инструментов по
реализации государственной
национальной политики и стратегии
регионального этнокультурного развития
была разработана представленная
Концепция региональной целевой
программы «Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия на 2007-2011 годы»
(«Карелия-территория согласия») (далее -
Концепция).
Цели и задачи региональной целевой
программы соответствуют приоритетным
задачам социально-экономического
развития Республики Карелия и
Российской Федерации.
В связи с этим определены стратегические
цели по их достижению, которые выстроены
в соответствии с полномочиями
региональных органов исполнительной
власти в сфере государственной
национальной политики:
Главная цель:
создание условий, обеспечивающих
этнополитическую и этносоциальную
стабильность республики, формирование
установок толерантного сознания и
поведения в обществе, профилактику
различных видов экстремизма и
предотвращение национальных и
конфессиональных конфликтов.
Основные цели:
1) создание условий для удовлетворения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных потребностей
проживающих в республике народов и
этнических общностей при сохранении
сложившейся социально-экономической и
культурно-исторической их интеграции в
обществе;
2) сохранение карелов и вепсов как
уникальных самобытных этносов мирового
сообщества;
3) поддержка общественно значимой
деятельности религиозных и национальных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий,
Республики Карелия.
2. Обоснование
целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым
методом
Бюджетные целевые программы являются
важным механизмом для осуществления
государственной политики, особенно в
гуманитарной сфере, к которой относится
национальная политика. Вместе с тем этот
механизм должен быть эффективным и
давать ощутимые результаты,
обеспечивающие стабильность развития
территории и национальную безопасность
государства в целом.
Сфера национальных и конфессиональных
отношений в Республики Карелия,
этнополитическое, этносоциальное и
этнокультурное развитие муниципальных
образований, национально-культурное
взаимодействие представителей
этнических общностей, перспективные
миграционные процессы в республике
нуждаются в решении возникающих проблем
программно-целевым методом в связи с тем,
что, к сожалению, существующие бюджетные
целевые программы ввиду специфики их
целей рассматривают реализацию
государственной национальной политики
лишь опосредованно.
Кроме того, не оправдывает себя политика
ситуативного и «лоскутного» решения
проблем формирования межнациональных
отношений, адекватности содействия
межконфессиональным отношениям, разовой
государственной поддержки национальных
и религиозных общественных объединений
и национально-культурных автономий,
профилактики этнокультурного
дискомфорта, этнокультурных конфликтов
и этноэкстремизма.
Программа предполагает:
переход от ситуативной и бессистемной
поддержки отдельных мероприятий к
политике программно-целевого и
инфраструктурного финансирования
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития Республики
Карелия;
формирование региональной стратегии
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития;
поддержку гражданских инициатив,
направленных на снижение уровня
конфликтности, противодействие
экстремизму и терроризму;
усиление этнополитической,
этносоциальной и этнокультурной и
информационной коммуникативности
республики;
реализацию системы мер, носящей характер
программ и проектов, запускающих
процессы социально-экономического и
этнокультурного развития, социальной
консолидации и гражданской
самоорганизации.
В связи с тем, что заявленные задачи
поддаются эффективному решению только в
комплексе и с применением системного
подхода, наиболее целесообразным
представляется использование именно
программно-целевого метода, который
позволяет целостно рассматривать и
решать весь комплекс проблем.
Программа как организационная основа
реализации государственной
национальной политики и взаимодействия
субъектов ее реализации представляет
собой комплекс взаимоувязанных по
ресурсам и срокам мероприятий, которые
носят межотраслевой характер и
обеспечивают межведомственное
взаимодействие, что позволит проводить
единую региональную политику в сфере
национальных и конфессиональных
отношений, решить проблему отсутствия
эффективного взаимодействия
регионального и муниципального уровней
в сфере государственной национальной
политики и координации в сфере
реализации государственной
национальной политики,
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития,
предотвращения конфликтов и
противодействия экстремизму.
3. Характеристика и прогноз
развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере при
отсутствии введения программно-целевых
методов
Программа является механизмом
координации государственной
национальной политики, выработки
региональной стратегии
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития, поддержки
диалога между государственными органами
власти и общественными, национальными и
религиозными объединениями. Отсутствие
скоординированной политики может
привести к проблемам в сохранении
стабильности конституционного строя,
институтов государственной власти, в
обеспечении гражданского мира и
общественного согласия, территориальной
целостности, единства правового
пространства. Отсутствие регулярного
мониторинга этнополитической и
этносоциальной ситуации затрудняет
прогнозирование и последующую
нейтрализацию причин и условий,
способствующих возникновению
конфликтов на национальной почве.
Бессистемная работа с вызовами времени,
новыми процессами развития общества,
отказ от использования
программно-целевого метода приведут к
дальнейшей эскалации насилия и
распространению напряженности.
Кроме того, Россия имеет ряд
международных обязательств в отношении
соблюдения прав национальных
меньшинств, коренных малочисленных
народов, этнических и религиозных прав и
свобод граждан, что зафиксировано в
ратифицированных Российской Федерацией
международных соглашениях, хартиях,
конвенциях, других правовых актах.
Практическая сторона реализации мер
национальной политики требует повышения
роли общественных институтов, в том
числе национальных и конфессиональных
организаций. Ощущается необходимость в
совершенствовании механизма работы с
такими структурами, отвечающими
потребностям современного российского
общества. Необходимо более активное
вовлечение национальных и
конфессиональных объединений в
социальные программы, такие как
содействие детям и семьям, находящимся в
трудной жизненной ситуации,
профилактика негативных явлений в
молодежной среде, оказание помощи
престарелым и инвалидам, социализация
мигрантов различной этнической
принадлежности и другое.
В настоящее время сложилась ситуация,
когда национальные объединения
обращаются к государству в основном
только с целью получения материальной
поддержки на разовые мероприятия, при
этом не осуществляется комплексного
развития, не разрабатываются программы,
которые могли бы в дальнейшем
обеспечивать финансирование
национально-культурных автономий.
Общественные организации воспринимают
государство как донора, а не инвестора,
что порождает иждивенчество и замедляет
процессы развития ответственных
институтов гражданского общества.
При отсутствии программно-целевого
механизма можно прогнозировать:
сохранение негативных тенденций в
развитии взаимодействия органов
государственной власти и институтов
гражданского общества; невысокий
уровень участия институтов гражданского
общества в решении актуальных проблем
российского общества; продолжение
бессистемной работы органов
государственной власти в реализации
национальной политики в режиме
«пожарной команды» и как результат
неудовлетворение этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
потребностей народов Карелии, рост
проявлений экстремизма и нетерпимости,
межнациональных конфликтов; ситуативное
финансирование государством
последствий межнациональных и
межконфессиональных конфликтов, а не их
профилактики, что приводит к избыточным
финансовым издержкам бюджетов на
порядок большим, чем требуется для
профилактических мер.
4. Возможные варианты
решения проблемы, оценка
соответствующих вариантам преимуществ и
рисков
Существуют непрограммные варианты
решения проблем в этнополитической,
этносоциальной и этнокультурной сфере,
например:
а) последовательное, невзаимосвязанное
решение основных проблем в сфере
государственной национальной политики и
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития через
реализацию отраслевого принципа
реализации целей;
б) реализация принципа полного государственного обеспечения потребностей сферы государственной национальной политики и этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития.
Эти варианты характеризуются следующими
рисками.
Вариант последовательного, но
невзаимосвязанного (некомплексного)
отраслевого решения. Примером этого
могут являться события в г. Кондопоге.
Вариант полного государственного
обеспечения потребностей сферы
государственной национальной политики в
Республике Карелия не может быть
реализован в силу ресурсных ограничений
региональной экономики и риска
некорректного определения этих
потребностей. Например, если учитывать,
что согласно Всероссийской переписи
населения 2002 года в Республике Карелия
проживают представители более 150
национальностей, реализация этого
варианта потребовала бы разработку
более сотни подпрограмм в рамках
разрабатываемой региональной целевой
программы «Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия на 2007-2011 годы»
(«Карелия - территория согласия») (далее -
Программа).
При использовании программно-целевого
метода могут возникнуть риски,
связанные: с недостатками в управлении
Программой; с неверно выбранными
приоритетами развития национальной
политики.
Риски, связанные с недостатками в
управлении Программой, могут быть
вызваны слабой координацией действий
различных субъектов государственной
национальной политики (территориальные
управления федеральных органов
исполнительной власти в Республике
Карелия, органы исполнительной власти
Республики Карелия и органы местного
самоуправления муниципальных
образований), что может привести к
диспропорциям в ресурсной поддержке
реализации намеченных мероприятий, их
неоправданному дублированию и снижению
эффективности использования выделяемых
бюджетных средств. Этот риск усиливается
в случае отсутствия эффективной системы
координации усилий органов
исполнительной власти разных уровней с
социально ответственным бизнесом,
обеспечивающим внебюджетную часть
финансирования Программы.
Недостаточный учет результатов
мониторинговых исследований хода
реализации Программы может повлиять на
объективность принятия решений при
планировании программных мероприятий (и
объема их финансирования), что приведет к
отсутствию их привязки к реальной
ситуации в этнокультурной сфере.
Изменения в приоритетах государственной
национальной политики, в сфере
взаимодействия с институтами
гражданского общества могут стать
причиной как внеплановой коррекции
частично реализованных мероприятий, что
снизит эффективность уже затраченных
бюджетных средств, так и пересмотру ряда
программных индикаторов, направлений
реализации Программы.
Изменения в законодательстве Российской
Федерации и Республики Карелия могут
повлечь значительные изменения в
структуре и содержании Программы,
принципах ее ресурсного обеспечения,
механизмах реализации.
Чтобы минимизировать возможные
отрицательные последствия, связанные с
указанными рисками, в структуре
управления Программой предусмотрено
создание экспертного совета по
проведению конкурсных процедур и
общественного совета по планированию,
координации и анализу реализации
Программы.
5. Ориентировочные сроки и
этапы решения проблем
программно-целевым методом
Региональная целевая программа является
одним из основных инструментов
реализации государственной
национальной политики, как важнейшего
элемента социально-экономического
развития Республики Карелия.
Необходимость корректировки концептуальных подходов к государственной национальной политики, разработки системы новых индикаторов эффективности реализуемой деятельности обусловили формирование Программы на пятилетний период с 2007 по 2011 годы.
Срок реализации Программы: 2007- 2011 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап (2007 год) - на этом этапе
предусмотрено проведение работ,
связанных с:
изменением системы управления
реализацией национальной политики;
выработкой механизмов взаимодействия
всех уровней власти, участвующих в
осуществлении мер по профилактике
межнациональных и межконфессиональных
конфликтов и этнополитическому,
этносоциальному и этнокультурному
развитию республики;
повышением профессиональной и
социальной компетентности участников
программы;
применением технологий активного
включения гражданских инициатив в
реализацию социально значимых
проектов;
подготовкой программного обеспечения
республиканской системы мониторинга и
прогнозирования.
Также реализуются другие мероприятия
Программы.
II этап (2008- 2009 годы) - на этом этапе
приоритет отдается:
разработке и реализации системы
мониторинга и прогнозирования;
созданию системы государственной
поддержки национально-культурных
автономий, национальных и религиозных
общественных объединений, участвующих в
реализации общественно значимых
комплексных этнокультурных программ;
развитию муниципальных многоуровневых
этнокультурных центров;
мероприятиям по методическому,
кадровому, информационному обеспечению
Программы в соответствии задачами
Программы;
распространению положительного опыта.
Также реализуются другие мероприятия
Программы.
III этап (2010-2011 годы) - на этом этапе
предусмотрена:
реализация мероприятий, направленных в
основном на внедрение и распространение
результатов, полученных на предыдущих
этапах, в том числе результатов и практик
инновационного характера;
корректировка содержания мероприятий
Программы с учетом достигнутых
результатов;
активизация инвестиционных и
экономических процессов
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития.
6. Оценка необходимого
ресурсного обеспечения
Предварительная оценка минимально
необходимого ресурсного обеспечения
Программы показывает, что размер
необходимых для ее реализации средств,
выделяемых из республиканского бюджета,
должен составлять на пять лет (2007-2011 годы)
не менее 43,4 млн. рублей, в том числе по
годам: 2007 - 7,9 млн. рублей, 2008 - 8,5 млн.
рублей, 2009 - 9,0 млн. рублей, 2010 - 9,0 млн.
рублей, 2011 - 9,0 млн. рублей.
Реализация Программы в условиях
недостаточности бюджетных средств,
выделяемых на ее реализацию, не позволит
в полной мере достичь целей и задач
Программы, в связи с чем может снизиться
степень достижения целей и задач
Программы, а также установленных целевых
индикаторов и показателей,
характеризующих ход реализации
Программы по годам.
При сокращении объемов бюджетного
финансирования работ по Программе
государственный заказчик принимает меры
по привлечению внебюджетных источников
для реализации мероприятий целевой
Программы.
Программа предусматривает содействие
разработке и реализации муниципальных
целевых программ, что позволит в
последующем снизить уровень бюджетных
нагрузок на бюджет Республики Карелия.
7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы
Решение проблем за счет средств,
предусмотренных на реализацию данной
Программы позволит обеспечить:
повышение квалификации государственных
и муниципальных служащих (в том числе
представителей правоохранительных
органов), в чьи служебные обязанности
входят вопросы национальных и
конфессиональных отношений, а также
коммуникация и взаимодействие с
гражданами из числа мигрантов и
иммигрантов;
осуществление региональных и
межмуниципальных научно-технических,
инновационных и этнокультурных
программ, проектов и мероприятий;
осуществление государственной
поддержки изучения в образовательных и
других учреждениях Республики Карелия
курсов, раскрывающих ценности
национальных и конфессиональных
отношений, взаимодействия культур и
формирования толерантного сознания;
осуществление государственной
поддержки специалистов, студентов и
аспирантов, представителей
общественности, участвующих в
реализации просветительских программ по
гармонизации национальных и
конфессиональных отношений;
организацию и обеспечение защиты
исконной среды обитания и традиционного
образа жизни коренных малочисленных
народов Российской Федерации;
содействие общественно значимой
деятельности религиозных и региональных
национальных общественных объединений,
в том числе национально-культурных
автономий и повышение их роли в
социально-экономическом развитии
республики;
проведение мониторинговых и
социологических исследований по
ситуации в сфере национальных и
конфессиональных отношений с уделением
особого внимания мониторингу
формирующейся напряженности и
предконфликтных ситуаций на местах;
содействие освещению в региональных
средствах массовой информации культуры
и традиций представителей этнических
общностей и национальных меньшинств,
положительной практики
межнационального и
межконфессионального сотрудничества;
способствование широкому развитию
гражданской инициативы в решении задач
профилактики экстремизма и
предупреждения межэтнических и
межрелигиозных конфликтов, в том числе в
молодежной среде;
осуществление международного и
межрегионального сотрудничества в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, в том числе
приграничного сотрудничества, участие в
осуществлении государственной политики
в отношении соотечественников за
рубежом, за исключением вопросов,
решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации.
Особенностью этнополитической,
этносоциальной и этнокультурной сфер
является то, что в них оказывается
влияние на глубинные многовековые
национальные и религиозные традиции, и
основные результаты деятельности
выражаются, как правило, в отложенном по
времени социальном эффекте, в частности,
в увеличении интеллектуального
потенциала, изменении ценностных
ориентации и норм поведения граждан, в
постепенной модернизации всего
общества.
Социально-экономический эффект от
реализации Программы выражается:
в укреплении единого этнополитического,
этносоциального и этнокультурного
пространства Республики Карелия как
важного фактора устойчивого развития
территории и ее целостности;
в снижении экономических и
социально-политических издержек,
связанных с политикой ситуативной
«лоскутной» поддержки, при переходе к
политике инновационного и
инфраструктурного финансирования
этнокультурного развития республики;
в
диверсификации рынка социальных услуг,
за счет обеспечения равных условий
доступа негосударственных и
государственных некоммерческих
организаций на рынки социальных услуг;
в росте негосударственных ресурсов,
привлекаемых в сферу национальных
отношений, в том числе увеличении
участия малого и среднего бизнеса в
реализации социально значимых и
инвестиционных этнокультурных
проектов;
в снижении прямого и косвенного
экономического ущерба от
межнациональной и межконфессиональной
напряженности и конфликтов;
в улучшении инвестиционной и
туристической привлекательности
республики;
в развитии сети этнокультурных
организаций, чья деятельность
направлена на социально-экономическое
развитие этнокультурной сферы;
в повышении индекса человеческого
развития (потенциала) и повышении
эффективности использования
этнокультурного потенциала страны;
в снижении уровня интолерантности
молодежи и взрослого населения
республики; в активизации
инвестиционных и экономических
процессов;
в прогнозировании и предупреждении
межнациональных и межконфессиональных
конфликтов.
8. Предложения по участию
органов исполнительной власти
Республики Карелия, ответственных за
формирование и реализацию
Программы
Ответственным за координацию,
разработку и реализацию Программы
является Министерство Республики
Карелия по вопросам национальной
политики и связям с религиозными
объединениями.
Функции государственного заказчика -
координатора Программы возлагаются на
Министерство Республики Карелия по
вопросам национальной политики и связям
с религиозными объединениями, которое
взаимодействует с органами
государственной власти Республики
Карелия, научными организациями,
учреждениями образования и культуры,
национально-культурными автономиями,
национальными и религиозными
общественными объединениями с целью
эффективной реализации утвержденных
мероприятий.
Государственными заказчиками и
исполнителями Программы выступают:
Министерство по вопросам национальной
политики и связям с религиозными
объединениями Республики Карелия,
Министерство образования Республики
Карелия,
Государственный комитет Республики
Карелия по спорту и делам молодежи.
9. Объемы и источники
финансирования Программы
Реализация мероприятий Программы
осуществляется за счет средств бюджета
Республики Карелия. Размещение заказов,
связанных с исполнением Программы,
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N
94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и
муниципальных нужд».
Затраты, связанные с реализацией
Программы необходимо предусмотреть
дополнительно к бюджетным
ассигнованиям, определенным органам
исполнительной власти Республики
Карелия для реализации их
государственных функций. А также часть
мероприятий Программы могут быть
предусмотрены органами исполнительной
власти Республики Карелия за счет уже
реализуемых бюджетных целевых
программ.
Привлечение внебюджетных источников
финансирования (средства национальных и
религиозных объединений, международных
организаций, некоммерческих фондов,
спонсорская поддержка и так далее)
отдельных мероприятий осуществляется на
основе предложений исполнителей
мероприятий Программы.
Объем бюджетных
расходов Республики Карелия по
Программе (тыс. рублей):
Орган исполнительной власти |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями |
7 060,0 |
7 554,0 |
8 007,0 |
8 007,0 |
8 007,0 |
Министерство образования Республики Карелия |
600,0 |
642,0 |
680,0 |
680,0 |
680,0 |
Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Итого |
7 960,0 |
8 496,0 |
8 987,0 |
8 987,0 |
8 987,0 |
Процентное распределение
средств между целями соответственно:
1) создание условий для удовлетворения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных потребностей
проживающих в республике народов и
этнических групппри сохранении
сложившейся социально-экономической и
культурно-исторической их интеграции в
обществе - 38,5 процента;
2) сохранение карелов и вепсов как
уникальных самобытных этносов мирового
сообщества - 26,6 процента;
3) поддержка общественно значимой
деятельности национальных и религиозных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий
Республики Карелия - 34,9 процента.
Предполагается, что региональная
целевая программа «Гармонизация
национальных и конфессиональных
отношений, формирование гражданского
согласия в Республике Карелия на 2007-2011
годы» («Карелия-территория согласия»)
станет первым конкретным шагом и основой
при разработке комплексной программы по
профилактике экстремистских проявлений
в Республике Карелия.
Финансирование Программы из бюджета
Республики Карелия позволит обеспечить
привлечение средств органов местного
самоуправления, общественных
объединений, некоммерческих фондов,
бюджетных целевых программ Российской
Федерации.
10. Основные направления
финансирования, сроки и этапы реализации
Программы
Потребность в ресурсном обеспечении
Программы рассчитана исходя из оценки
программных мероприятий по направлениям
финансирования по годам. Каждое из
направлений через систему мероприятий,
представленных в региональной целевой
программе, обеспечит этапность
реализации основных ее направлений.
Разделы Программы |
Всего |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и национальных меньшинств при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе |
16 710,0 |
3 080,0 |
3 274,0 |
3 452,0 |
3 452,0 |
3 452,0 |
Сохранение карелов и вепсов как уникальных самобытных этносов мирового сообщества |
11 547,0 |
2 110,0 |
2 258,0 |
2 393,0 |
2 393,0 |
2 393,0 |
Поддержка общественно значимой деятельности национально-культурных автономий, национальных и религиозных объединений Республики Карелия |
15 160,0 |
2 770,0 |
2 964,0 |
3 142,0 |
3 142,0 |
3 142,0 |
Итого |
43 417,0 |
7 960,0 |
8 496,0 |
8 987,0 |
8 987,0 |
8 987,0 |
11. Характеристики и
показатели, позволяющие оценивать ход
реализации региональной целевой
программы по годам
Выбор приоритетных целей и задач
Программы обусловлен приоритетами,
зафиксированными в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 25 апреля
2005 года, Программе
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), Концепции
государственной национальной политики
Российской Федерации, Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации (в части вопросов, касающихся:
«реализации конституционных прав и
свобод по обеспечению духовного и
интеллектуального развития человека и
гражданина»; «обеспечения гражданского
мира и национального согласия»,
«нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению
политического и религиозного
экстремизма, этносепаратизма и их
последствий - социальных, межэтнических
и религиозных конфликтов, терроризма»;
содействия «формированию гармоничных
межнациональных отношений»), других
международных и российских нормативных
правовых актах, регулирующих вопросы
государственной национальной политики,
социальной политики,
государственно-конфессиональных
отношений, этнокультурного развития
народов и этнических общностей,
реализации и защиты прав национальных
меньшинств и коренных малочисленных
народов.
Неэффективность прежних программ по
формированию толерантности,
профилактике экстремизма, поддержке
этнокультурного многообразия народов,
отсутствие системы количественных
показателей для оценки эффективности
целевых программ в сфере национальных и
конфессиональных отношений,
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития, а также
инновационный подход к реализации
государственной национальной политики,
обусловили необходимость разработки
новой системы показателей
эффективности, которая будет
осуществлена в рамках Программы.
Цель 1. Создание условий
для удовлетворения этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
потребностей проживающих в республике
народов и национальных меньшинств при
сохранении сложившейся
социально-экономической и
культурно-исторической их интеграции в
обществе.
Данная цель призвана обеспечить
реализацию конституционных прав граждан
на национальное самоопределение,
самовыражение и развитие в условиях
реформирования социально-экономической,
культурной и политической сфер в нашей
стране.
Перечень задач, решение которых
обеспечивает достижение указанной
цели:
Задача 1.1. Повышение
компетентности специалистов в области
соблюдения конституционных прав и
гарантий граждан, принадлежащих к
различным этническим общностям,
национального развития, национальных и
конфессиональных отношений.
Решение задачи предусматривает
разработку и реализацию системы
семинаров для специалистов
государственных органов власти и
органов местного самоуправления в целях
повышения их профессиональной
компетентности в сфере национального
развития и национальных и
конфессиональных отношений, реализации
конституционных норм и обеспечения социальных гарантий
граждан в сфере социальной адаптации
переселенцев, мигрантов и иммигрантов.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 |
2011 год |
Количество участников семинаров по повышению компетентности специалистов государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере национальной политики |
количество человек в год |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Задача 1.2. Обеспечение
условий деятельности коллегиальных
рабочих органов, представляющих
интересы граждан, принадлежащих к
различным этническим общностям.
Решение данной задачи предусматривает
создание условий для решения
коллегиальными рабочими органами
городских и сельских поселений,
городских округов и муниципальных
районов жизненно важных вопросов,
обусловленных этнокультурными и
этносоциальными потребностями
граждан.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество консультативных советов (комиссий), созданных и действующих при руководителях органов местного самоуправления, по вопросам взаимодействия с национальными и религиозными объединениями в сфере миграционных процессов |
количество |
4 |
12 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Задача 1.3. Развитие
современных научно-исследовательских и
образовательных технологий,
направленных на этнополитическое,
этносоциальное и этнокультурное
развитие Республики Карелия.
Решение задачи предусматривает систему
мер, направленных на реализацию
республиканских проектов и мероприятий,
обеспечивающих позитивную
социокультурную адаптацию обучающихся
из числа мигрантов и иммигрантов.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Доля обучающихся из числа мигрантов и иммигрантов, успешно адаптированных в социокультурную среду |
процент |
50 |
60 |
70 |
80 |
85 |
90 |
Задача 1.4. Обеспечение
государственной поддержки издания
учебной, учебно-методической,
научно-справочной литературы.
Решение задачи предусматривает создание
системы, обеспечивающей стабильность
информационного поля государственной
национальной политики на территории
Республики Карелия, и издание
необходимой литературы, отражающей
современные технологии формирования
этнокультурных запросов общества, в том
числе информационно-методических
материалов для мигрантов и иммигрантов
Республики Карелия. Кроме того,
предусматривает систему мер,
направленных на разработку и внедрение
рабочих учебных программ курсов и
дисциплин, программ внеурочной
деятельности, направленных на развитие
культуры гражданственности и согласия,
соблюдение прав и свобод человека.
Целевые
показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество наименований изданий учебной, учебно-методической, научно-справочной литературы по вопросам национальной политики, выпущенных в Республике Карелия |
количество наименований |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Обеспеченность образовательных учреждений учебно-методическими комплектами рабочих учебных программ по вопросам национальных и конфессиональных отношений, взаимодействия культур и формирования толерантного сознания |
процент |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Обеспеченность населения информационно-методическими материалами, сопровождающими миграционные процессы в Республике Карелия |
процент |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Задача 1.5. Обеспечение
государственной поддержки средств
массовой информации, в том числе
электронных, освещающих реализацию
государственной национальной
политики.
Решение задачи предусматривает
поддержку средств массовой информации,
сопровождающих освещение реализации
государственной национальной политики
на территории Республики Карелия и
формирование культуры
гражданственности и согласия,
соблюдение прав и свобод человека.
Целевые
показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 |
2009 год |
2010 год |
2011 |
Количество выпусков страницы «Земля Карельская» в газете «Карелия» |
количество выпусков в год |
7 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Количество конкурсов на лучшую журналистскую работу по освещению реализации государственной национальной политики |
количество конкурсов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Объем эфирного времени теле- и радиопередач по вопросам межнационального и межконфессионального сотрудничества и национальной политики |
количество часов год |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Индекс доступности информационного культурно-образовательного портала «Этномир Карелии» к числу посетителей на 1 января текущего года |
процент |
0 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
1.6. Реализация программ,
проектов, мероприятий международного,
федерального, регионального и
муниципального уровней, направленных на
создание условий для удовлетворения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных потребностей
проживающих в республике народов и
национальных меньшинств при сохранении
сложившейся социально-экономической и
культурно-исторической их интеграции в
обществе.
Решение задачи предусматривает создание
многоуровневой системы программ,
проектов, мероприятий, направленных на
удовлетворение этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
потребностей проживающих в республике
этнических общностей в целях развития
творческой инициативы жителей
республики, сохранения сложившихся
традиций совместного проживания
представителей разных национальностей,
укрепления исторически сложившегося
благоприятного климата в национальных и
конфессиональных отношениях.
Целевые
показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Количество человек, вовлеченных в проведение межрегиональных, региональных, межмуниципальных программ, проектов, мероприятий, к общей численности населения |
процент |
0,4 |
не менее 0,5 |
не менее 0,5 |
не менее 0,5 |
не менее 0,5 |
не менее 0,5 | |
Количество международных, всероссийских и межрегиональных программ, проектов, мероприятий с участием представителей Республики Карелия к общему количеству реализуемых международных, всероссийских и межрегиональных программ, проектов, мероприятий |
процент |
80 |
не менее 80 |
не менее 80 |
не менее 80 |
не менее 80 |
не менее 80 | |
Уровень удовлетворенности этнополитических, этносоциальных, этнокультурных запросов участников программ, проектов, мероприятий (порезультатам мониторинга) |
процент |
70 |
не менее 70 |
не менее 70 |
не |
не менее 70 |
не менее 70 |
Задача 1.7. Укрепление толерантности
и профилактика экстремизма в молодежной
среде.
Решение задачи предусматривает
формирование у молодежи Республики
Карелия позитивных установок в
отношении представителей всех
этнических общностей, проживающих в
республике, повышение в молодежной среде
уровня межэтнической и
межконфессиональной толерантности,
предотвращение формирования
экстремистских молодежных объединений
на почве этнической или/и
конфессиональной вражды, формирование у
молодежи интереса и уважения к
традициям, обычаям и культуре народов и
национальных меньшинств, проживающих в
Республике Карелия.
Целевые
показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 |
2010 год |
2011 год |
Индекс интолерантности в молодежной среде (по данным соцопроса) |
процент неудовлет- воренности |
40 |
22 |
20 |
18 |
17 |
16 |
Степень популярности в молодежной среде образовательных и этнополитических, этносоциальных и этнокультурных инициатив, разрабатываемых для молодежи (по данным соцопроса) |
процент |
24 |
30 |
36 |
42 |
48 |
52 |
Доля карельской молодежи, охватываемой деятельностью институтов гражданского общества в сфере этнополитического, этнокультурного развития, к общей численности молодежи |
процент к общему количеству населения в возрасте от 14 до 30 лет |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не |
не |
не менее |
Задача 1.8.
Осуществление мониторинга доступности,
качества и эффективности реализуемых
государственных услуг по созданию
условий для удовлетворения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных потребностей
проживающих в республике этнических
общностей.
Решение задачи предусматривает
регулярность и системность проведения
данного мониторинга состояния
межэтнической толерантности в обществе,
настроений бытового шовинизма и
ксенофобии, наличия условий для
возможного проявления национального
экстремизма и этносепаратизма,
межэтнических и межрелигиозных
конфликтов.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Удовлетворенность граждан реализацией своих этнополитических, этносоциальных и этнокультурных прав (по данным соцопроса) |
процент |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
Уровень толерантного отношения к представителям других национальностей и вероисповедания (по данным соцопроса) |
процент |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Доля мигрантов и иммигрантов, положительно адаптировавшихся в социальную практику, к общему числу иммигрантов, прибывших в Республику Карелия |
процент к общему числу прибывших граждан |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Ожидаемый
результат:
Реализация государственных мер по
созданию условий для удовлетворения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных потребностей
проживающих в республике народов и
этнических групп при сохранении
сложившейся социально-экономической и
культурно-исторической их интеграции в
обществе на среднесрочную перспективу
позволит:
1)
обеспечить реализацию конституционных
прав представителей всех этнических
общностей;
2) обеспечить принятие соглашений о
взаимодействии государственных органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов по
гармонизации национальных и
конфессиональных отношений,
профилактике проявлений ксенофобии и
экстремизма и формированию гражданского
согласия в Республике Карелия;
3) обеспечить принятие и реализацию
муниципальных целевых программ
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития территорий;
4) обеспечить эффективность реализуемых
мероприятий, оптимизирующих
экономическую и социокультурную
адаптацию мигрантов и иммигрантов
Республики Карелия, в том числе
интеграцию в образовательном
пространстве детей и молодежи из числа
мигрантов и иммигрантов;
5) обеспечить профессиональную
компетентность руководителей и
специалистов органов исполнительной
власти и местного самоуправления,
государственных и муниципальных
организаций в сфере гармонизации
национальных и конфессиональных
отношений, профилактике межэтнических и
межрелигиозных конфликтов, формирования
толерантного сознания у населения;
6) обеспечить создание и внедрение в
образовательный процесс
учебно-методических комплексов по
проблемам национальных и
конфессиональных отношений,
взаимодействия культур и формирования
толерантного сознания;
7) обеспечить распространение культуры
интернационализма, согласия,
национальной и религиозной терпимости
через региональные и муниципальные
этнокультурные программы, проекты и
мероприятия, в том числе для молодежи.
Цель 2. Сохранение
карелов и вепсов как уникальных
самобытных этносов мирового
сообщества.
В республике проживает более половины
всех карелов и вепсов России, что
составляет 10 процентов населения
Карелии. Сложившаяся
этнодемографическая ситуация может быть
оценена как катастрофическая: в
перспективе они могут исчезнуть с
этнической карты Карелии. За последний
межпереписной период численность вепсов
сократилась на 30 процентов, а карелов - на
25 процентов. Меры, принимаемые в рамках
социально-экономического развития
республики и касающиеся народов ее
населяющих, имеют первостепенное
значение, но для сохранения карелов и
вепсов недостаточны. Часть мероприятий
по сохранению карелов и вепсов как
уникальных самобытных этносов мирового
сообщества реализуется в рамках
республиканской целевой программой
«Государственная поддержка карельского,
вепсского и финского языков в Республике
Карелия на 2006-2010 годы», утвержденной
постановлением Законодательного
Собрания Республики Карелия от 16 июня 2005
года N 1814-III ЗС. Финансирование программы
на 2007 год определено в объеме 2 122 000
рублей. В 2007 году необходимо продолжить
государственную поддержку издания
периодических изданий на национальных
языках.
Кроме того, требуются дополнительные мероприятия, предусматривающие создание реальных условий для социально экономического развития территорий традиционного проживания, обеспечения прав традиционного природопользования, функционирования родного языка и национальной культуры, с одной стороны, и воспитание носителей родных языков и культуры через воссоздание механизма межпоколенной трансмиссии этнокультурных ценностей на уровне семьи, среды и общества в целом -- с другой, что будет реализовываться в рамках представленной Программы.
Перечень
задач, решение которых обеспечивает
достижение указанной цели:
Задача 2.1. Развитие
кадрового потенциала, обеспечивающего
сохранение и развитие языков и культуры
карелов и вепсов.
Решение задачи предусматривает
регулярность государственной поддержки
в подготовке специалистов со знанием
карельского или вепсского языков в
высших профессиональных
образовательных учреждениях, проведения
семинаров по использованию карельского
и вепсского языков в профессиональной
деятельности, а также обеспечения
дополнительного денежного
вознаграждения специалистам сфер
образования, культуры журналистики и
науки, в работе которых используются
карельский, вепсский и финский языки.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество специалистов со знанием вепсского языка, подготовленных в федеральном государственном образовательном учреждении "Институт технологий традиционных промыслов малочисленных народов России" при Санкт-Петербургском государственном университете "Технологии и дизайна" |
количество человек ежегодно |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество специалистов в сфере управления, образования, науки, культуры, журналистики, активистов национальных общественных объединений - участников семинаров по соблюдению прав коренных народов |
количество человек ежегодно |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача 2.2. Обеспечение деятельности
коллегиальных рабочих органов,
представляющих интересы карелов и
вепсов.
Решение задачи предусматривает
регулярность проведения заседаний
Совета представителей карелов, вепсов и
финнов Республики Карелия при Главе
Республики Карелия, Республиканской
термино-орфографической комиссии,
Совета уполномоченных съезда карелов
Республики Карелия, а также обеспечение
участия представителей карелов и вепсов
в международных, всероссийских и
межрегиональных заседаниях
коллегиальных рабочих органов с целью
повышения их роли в решении жизненно
важных вопросов, обеспечении прав на
участие в управлении этносоциальными и
этнополитическими процессами, развитии
гражданской инициативы в социально
значимой деятельности и формировании
гражданского общества.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество проведенных заседаний Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия |
количество заседаний |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество проведенных заседаний Республиканской термино-орфографической комиссии |
количество заседаний |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество проведенных заседаний Совета уполномоченных съезда карелов Республики Карелия |
количество заседаний |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество заседаний международных, всероссийских и межрегиональных органов государственно-общественного управления , в которых приняли участие представители карелов и вепсов |
количество заседаний |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Задача 2.3. Обеспечение государственной
поддержки средств массовой информации
на карельском и вепсском языках.
Решение задачи предусматривает
продолжение функционирования радио- и
телевещания на родных языках. Развитие
национальных средств массовой
информации позволяет реализовать
конституционное право в получении
информации на родном языке.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 |
2011 год |
Объем эфирного времени радиопередач на карельском, вепсском и финском языках |
количество часов в год |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
Объем эфирного времени телепередач на карельском, вепсском и финском языках |
количество часов в год |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
Задача 2.4. Обеспечение
государственной поддержки издания
литературы об истории, традициях и
культуре карельского и вепсского
народов.
Решение задачи позволит продолжить
содействие книгоизданию об истории,
традициях, культуре карельского и
вепсского народов, что обеспечит
развитие этнокультурных процессов и
сохранение традиционной культуры
коренных народов.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество изданных книг |
количество наименований |
3 |
не менее |
не менее 2 |
не менее |
не менее |
не менее |
2.5. Реализация этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов, мероприятий
международного, федерального,
регионального и муниципального уровней,
направленных на сохранение карелов и
вепсов как уникальных самобытных
этносов мирового сообщества.
Решение задачи предусматривает наличие
системы этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов, мероприятий
международного, федерального,
регионального и муниципального уровней,
направленных на сохранение карелов и
вепсов как уникальных самобытных
этносов мирового сообщества,
регулярность государственной поддержки
участия представителей карелов и вепсов
в этнокультурных мероприятиях
финно-угорских народов, реализацию
пункта федеральной целевой программы
«Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера
до 2011 года» в полном объеме. Развитие
системы этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов и мероприятий
позволяет обеспечивать комплексность
удовлетворения этнокультурных запросов
и потребностей представителей
прибалтийско-финнских народов Карелии и
формирование системы этнокультурных
ценностей.
Создание системы информационного
сопровождения этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов, мероприятий,
обеспечивающих достижения поставленной
цели.
Решение данной задачи, кроме того,
предусматривает наличие и
функционирование системы
информационного сопровождения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных программ, проектов,
мероприятий, направленных на сохранение
карелов и вепсов как уникальных
самобытных этносов мирового сообщества.
Развитие и использование
информационно-коммуникационных
технологий в деятельности по реализации
национальной политики отвечает
современным требованиям создания
единого информационного пространства и
обеспечивает доступность к
этнокультурным ценностям карельского и
вепсского народа.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество этнополитических, этносоциальных и этнокультурных международных, межрегиональных, региональных и межмуниципальных мероприятий с участием представителей карелов и вепсов, реализуемых при государственной поддержке Республики Карелия |
количество мероприятий |
7 |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее 7 |
Уровень общественного этнокультурного потенциала карелов и вепсов -участников программ, проектов, мероприятий |
процент |
5 |
не менее |
не менее |
не менее |
не |
не менее |
Задача 2.6.
Осуществление мониторинга доступности,
качества и эффективности реализуемых
государственных услуг по сохранению
карелов и вепсов как уникальных
самобытных этносов мирового
сообщества.
Решение задачи предусматривает
регулярность и системность проведения
данного мониторинга. Исследования,
проводимые в рамках реализуемой
деятельности, позволяют определить
состояние функционирования родных
языков, этнодемографической и
этнополитической ситуации в Республике
Карелия.
Целевые
показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Доля занятых в традиционных формах хозяйствования, народных промыслах и ремеслах от общего числа трудоспособного населения коренных народов |
процент |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Снижение естественной убыли населения в местах компактного проживания вепсов и карелов |
процент |
5 |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
Ожидаемый
результат.
Реализация государственных мер по
сохранению карелов и вепсов как
уникальных самобытных этносов мирового
сообщества позволит:
1) снизить уровень этнической регрессии
карелов и вепсов в межпереписной период
до 15 процентов;
2) сохранить традиционную среду обитания
в степени, позволяющей этносу вести
традиционный образ жизни и традиционную
систему хозяйствования, при условии
сохранения стабильной численности
населения в местах компактного
проживания карелов и вепсов;
3) обеспечить первоочередную готовность
коренных народов Карелии к проявлению
толерантности, умению жить в мире и
согласии и созданию условий для развития
в Карелии положительного опыта
адаптации иммигрантов.
Цель 3. Поддержка
общественно значимой деятельности
религиозных и национальных общественных
объединений, в том числе
национально-культурных автономий,
Республики Карелия.
В республике действует 40 национальных и
более 180 религиозных общественных
объединений, являющихся стабилизирующим
фактором в ее общественно-политической
жизни. В последнее время они заметно
активизировали свою деятельность,
многие из них заявили о себе активным
участием в крупных международных и
республиканских мероприятиях, заметным
вкладом в укрепление межнациональных
отношений и развитии
государственно-конфессиональных
отношений в Республике Карелия.
Национальными общественными
объединениями, в том числе
национально-культурными автономиями,
как социальными институтами сделаны
первые шаги, которые нуждаются в
дальнейшей серьезной поддержке и
внимании.
Особенно важной является поддержка
деятельности религиозных и национальных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий,
направленной на формирование и
укрепление межэтнической и
межрелигиозной толерантности,
воспитание патриотизма и духовного
единства жителей Карелии на основе
общности исторических судеб народов
России, профилактику экстремизма,
этносепаратизма и различных форм
нетерпимости, социокультурную адаптацию
мигрантов и иммигрантов.
Перечень
задач, решение которых обеспечивает
достижение указанной цели:
Задача 3.1. Повышение
социальной компетентности
руководителей и участников, религиозных
и национальных общественных
объединений, в том числе
национально-культурных автономий (далее
- РиНОО, в том числе НКА), а также
профессиональной компетентности
специалистов, работающих в сфере
государственной поддержки их
деятельности.
Решение задачи предусматривает создание
и внедрение системы обучающих семинаров
руководителей и участников национальных
общественных объединений и
национально-культурных автономий
Республики Карелия по повышению их
социальной и этнокультурной
компетентности, формированию установок
толерантного сознания и
межнационального и
межконфессионального сотрудничества в
социуме Карелии.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество руководителей и участников РиНОО, в том числе НКА - участников семинаров по повышению социальной компетентности в управлении национальными и религиозными общественными объединениями и национально-культурными автономиями |
количество человек в год |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Количество специалистов - участников семинаров по повышению компетентности специалистов государственных органов власти и органов местного самоуправления в области государственной поддержки деятельности РиНОО, в том числе НКА |
количество человек в год |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Количество руководителей и специалистов государственных органов власти и органов местного самоуправления-участников семинаров по повышению профессиональной компетентности в управлении государственно-религиозными отношениями |
количество человек в год |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача 3.2. Обеспечение
деятельности коллегиальных рабочих
органов, представляющих интересы,
религиозных и национальных общественных
объединений, в том числе национально-
культурных автономий.
Решение задачи предусматривает
регулярность проведения заседаний
Совета руководителей национальных
общественных объединений и
национально-культурных автономий
Республики Карелия, Комиссии по вопросам
религиозных объединений при Главе
Республики Карелия, участия
представителей религиозных и
национальных общественных объединений,
в том числе национально-культурных
автономий Карелии в международных,
всероссийских и межрегиональных
заседаниях коллегиальных рабочих
органов с целью повышения их роли в
решении жизненно важных вопросов,
обеспечения прав на участие в управлении
этносоциальными и этнополитическими
процессами, развития гражданской
инициативы в социально значимой
деятельности, формирования гражданского
общества и укрепления партнерских
отношений с органами государственной
власти.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество заседаний Совета руководителей РиНОО, в том числе НКА Республики Карелия |
количество заседаний в год |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество заседаний коллегиальных рабочих органов международного, всероссийского и межрегионального уровней, в которых приняли участие представители РиНОО, в том числе НКА |
количество заседаний в год |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество заседаний Комиссии по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия |
количество заседаний в год |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Задача 3.3. Обеспечение
государственной поддержки средств
массовой информации, освещающих
деятельность религиозных и национальных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий.
Решение задачи предусматривает
регулярность государственной поддержки
выпуска газет, издаваемых религиозными и
национальными общественными
объединениями, в том числе
национально-культурными автономиями
Республики Карелия, приобретения
печатных средств массовой информации,
выпускаемых федеральными религиозными и
национальными общественными
объединениями, в том числе
национально-культурными автономиями,
выхода радио- и телепередач о
деятельности названных выше
общественных объединений, с учетом
государственных закупок у
Государственной телевизионной
радиовещательной компании «Карелия».
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество выпусков газет, издаваемых РиНОО, в том числе НКА |
количество наименований |
24 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
Объем эфирного времени радиопередач о деятельности РиНОО, в том числе НКА |
количество часов в год |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Объем эфирного времени телепередач о деятельности РиНОО, в том числе НКА |
количество часов в год |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Количество наименований печатных периодических изданий, выпускаемых федеральными РиНОО, в том числе НКА, приобретенных на средства бюджета Республики Карелия |
количество наименований |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Задача 3.4. Обеспечение
государственной поддержки издания
литературы с использованием языков
народов Российской Федерации.
Решение задачи позволит продолжить
содействие книгоизданию на русском
языке, посвященному проблемам
этнической истории, сохранению и
развитию родных языков и культуры
народов и этнических общностей Карелии.
Решение данной задачи также
предусматривает наличие и
функционирование системы
информационного сопровождения
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных программ, проектов,
мероприятий, направленных на развитие
национально-культурных автономий,
национальных и религиозных общественных
объединений.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество изданной литературы по инициативе участников РиНОО в том числе НКА по истории и культуре народов России |
количество наименований |
1 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
Задача 3.5. Реализация этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов, мероприятий
международного, федерального,
регионального и муниципального уровней,
направленных на развитие религиозных и
национальных общественных объединений,
в том числе национально-культурных
автономий, как институтов
формирующегося гражданского
общества
Решение задачи предусматривает наличие
системы этнополитических,
этносоциальных и этнокультурных
программ, проектов, мероприятий
международного, федерального,
регионального и муниципального уровней,
направленных на развитие, религиозных и
национальных общественных объединений,
в том числе национально-культурных
автономий как институтов формирующегося
гражданского общества, регулярность
государственной поддержки участия
представителей религиозных и
национальных общественных объединений,
в том числе национально-культурных
автономий Республики Карелия в
международных, всероссийских,
межрегиональных этнокультурных
мероприятиях в целях формирования и
пропаганды позитивного имиджа социально
значимой деятельности названных
общественных объединений.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество представителей РиНОО, в том числе НКА, участвующих в международных, всероссийских, межрегиональных этнокультурных мероприятиях |
количество человек |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
90 |
Доля мигрантов и иммигрантов, вовлеченных в реализацию общественно значимых программ, проектов, мероприятий национально-культурных автономий, национальных и религиозных общественных объединений в течение года |
процент к общему числу прибывших граждан |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Количество общественно значимых проектов и мероприятий, реализованных по инициативе РиНОО, в том числе НКА при государственой поддержке Республики Карелия |
количество |
16 |
не менее 10 |
не |
не |
не менее 10 |
не менее 10 |
Задача 3.6.
Осуществление мониторинга доступности,
качества и эффективности реализуемых
программ по взаимодействию с
религиозными и национальными
общественными объединениями, в том числе
национально-культурными автономиями,
действующими на территории Республики
Карелия.
Решение задачи предусматривает
регулярность и системность проведения
данного мониторинга в целях изучения
роли, религиозных и национальных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий в
становлении гражданского общества, в
консолидации усилий общества и власти в
обеспечении национальной безопасности.
Целевые показатели
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель 2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Уровень этнотолерантности среди участников РиНОО, в том числе НКА |
процент |
40 |
не менее 40 |
не менее 40 |
не менее 40 |
не менее 40 |
не менее 40 |
Доля религиозных объединений, участвующих в реализации общественно значимых программ |
процент |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
Ожидаемый результат.
Реализация государственных мер по
поддержке общественно значимой
деятельности религиозных и национальных
общественных объединений, в том числе
национально-культурных автономий
Республики Карелия на долгосрочную
перспективу позволит:
1) снизить риск появления конфликтов на
межнациональной и межконфессиональной
почве и проявлений национального
экстремизма и этносепаратизма в
Республике Карелия;
2) увеличить число общественно значимых
программ и проектов в Республике
Карелия, реализуемых по инициативе
религиозных и национальных общественных
объединений, в том числе
национально-культурных автономий.
Общий вывод.
Достижение поставленных целей и задач
позволит обеспечить:
реализацию конституционного права
народов, проживающих в Карелии, на
национально-культурное развитие;
способствование дальнейшей
гармонизации национальных и
конфессиональных отношений укреплению
дружбы и сотрудничества между народами,
формированию положительного имиджа
республики как стабильного региона,
привлекательного для сотрудничества,
проживания и вложения инвестиций.
12. Возможные способы
формирования мероприятий Программы
Реализацию региональной целевой
программы предусматривается
осуществлять на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых в
установленном действующим
законодательством порядке.
Важнейшей особенностью является
реализация системно-целевого принципа
построения целевой программы, в
соответствии с которым структура
Программы (перечень разделов)
определяется стратегическими целями и
задачами государственной национальной
политики в Республике Карелия и
Российской Федерации. Концепция
устанавливает, что региональная целевая
программа состоит из четырех разделов,
соответствующих приоритетным целям
государственной национальной политики в
Республике Карелия, а каждый раздел
включает несколько подразделов,
соответствующих основным направлениям
(задачам) достижения указанных целей.
Программно-целевое планирование в сфере
государственной национальной политики
предполагает включение в региональную
целевую программу проектов и комплексов
мероприятий, направленных на:
решение системных проблем в области
этнополитического, этносоциального и
этнокультурного развития республики;
формирование единого этнополитического,
этносоциального и этнокультурного
пространства;
повышение уровня толерантности,
противодействие этнополитическому
этносоциального, этнокультурного и
этнорелигиозному экстремизму;
гармонизацию национальных и
конфессиональных отношений социальная
адаптация переселенцев, мигрантов и
иммигрантов в Республике Карелия;
повышение уровня удовлетворения
духовных потребностей граждан.
Национальное многообразие Карелии,
являющееся фактором ее устойчивого
социально-экономического развития,
делает невозможным решение
этнополитических, этносоциальных и
этнокультурных проблем изолировано, в
отдельных муниципальных образованиях
или организациях, без широкого
взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления,
общественных объединений и других
субъектов этнополитической,
этносоциальной и этнокультурной
деятельности, обусловливает
необходимость применения программных
методов.
Программа основывается на том, что
национальное многообразие Карелии и
России в целом является необходимым
элементом их международного имиджа,
неотъемлемой частью мирового духовного
наследия. Вместе с тем фундаментальным
положением Концепции является
направленность на воспитание у граждан
различной этнической принадлежности
общероссийской идентичности.
Программа предполагает необходимость
рассмотрения проектов и комплексов
мероприятий, предлагаемых для включения
в региональную целевую программу на
альтернативной основе и концентрацию
ресурсов на ограниченном числе таких
проектов и мероприятий по всем видам
деятельности внутри большинства
разделов региональной целевой
программы.
Условием отбора проектов,
государственная поддержка которых будет
осуществляться через региональную
целевую программу, является их особая
этнополитическая, этносоциальная и
этнокультурная значимость,
инновационность, международный,
межрегиональный, региональный и
межмуниципальный характер,
инфраструктурный потенциал, перспективы
последующей реализации проекта и его
потенциал для активной
этнополитической, этносоциальной и
этнокультурной деятельности.
Отбор этнокультурных программ, проектов
и мероприятий, направленных на
реализацию приоритетных целей, выбор
исполнителей указанных проектов
производятся на основе открытых
конкурсных процедур в установленном
порядке.
В случае авторских проектов конкурсные
процедуры в отношении выбора
исполнителей не проводятся. В этом
случае конкурсные процедуры проводятся
лишь в отношении выбора исполнителей
заказа.
Кроме государственных структур на
развитие этнополитической,
этносоциальной и этнокультурной
ситуации в Республики Карелия оказывают
влияние малый, средний, а иногда и
крупный бизнес, общественные
объединения, благотворительные фонды и
другие хозяйствующие субъекты.
Программа исходит из целесообразности
установления партнерских отношений
государственного заказчика программы с
любыми юридическими лицами,
осуществляющими этнополитические,
этносоциальные и этнокультурные
программы, ориентированные на
стратегические установки и приоритеты
региональной целевой программы
«Гармонизация национальных и
конфессиональных отношений,
формирование гражданского согласия в
Республике Карелия на 2007-2011 годы»
(«Карелия - территория согласия»).
Для обеспечения открытости принятия
управленческих решений, проведения
конкурсных процедур отбора проектов и
мероприятий Программы, обеспечения
привлечения институтов гражданского
общества к управлению Программой,
создается экспертный совет в составе
авторитетных специалистов в сфере
национальных и конфессиональных
отношений и представителей органов
исполнительной власти, осуществляющий
конкурсный отбор мероприятий и проектов
Программы на основе методики,
разрабатываемой и утверждаемой
государственным заказчиком Программы, и
общественного совета, состоящего,
преимущественно, из представителей
общественных объединений.
Учитывая этнополитический,
этносоциальный и этнокультурный
характер Программы и необходимость
участия в ее реализации институтов
гражданского общества -
национально-культурных автономий,
национальных и религиозных общественных
объединений, общественный совет на своих
заседаниях рассматривает ход исполнения
Программы и принимает рекомендации по
совершенствованию реализации проектов и
мероприятий Программы.
Деятельность экспертного и
общественного советов осуществляется на
основе положений, утвержденных
Министерством Республики Карелия по
вопросам национальной политики и связям
с религиозными объединениями.
Межотраслевой характер разрабатываемой
Программы позволит существенно повысить
эффективность реализуемых в ее рамках
проектов и мероприятий и оказать
максимальное воздействие на позитивное
развитие социальных процессов в
республике.
На основании предложенных структурных решений разрабатывается конкретный перечень мероприятий, входящих в состав Программы, и их необходимое финансово-экономическое обоснование. При составлении перечня учитываются предложения и мнение республиканских органов государственной власти, религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, учреждений науки, образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального развития и других участников.
13. Формы и методы управления реализацией
Программы
Государственный заказчик и исполнители
региональной целевой программы:
разрабатывают ежегодные планы и
составляют отчеты по реализации
разделов региональной целевой
программы;
разрабатывают перечни целевых
индикаторов и показателей для
мониторинга реализации программных
мероприятий;
несут ответственность за подготовку и
реализацию целевой программы в целом;
подготавливают ежегодно доклад о ходе
реализации целевой программы;
осуществляют ведение ежеквартальной
отчетности по реализации целевой
программы;
осуществляют отбор на конкурсной основе
исполнителей работ и услуг, а также
поставщиков продукции по каждому
программному мероприятию;
согласовывают с основными участниками
целевой программы возможные сроки
выполнения мероприятий, объемы и
источники финансирования. По
мероприятиям, предусматривающим
финансирование за счет средств бюджета
Республики Карелия, подписываются
соглашения (договоры) о намерениях между
государственным заказчиком,
исполнителями, организациями, органами
местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов.
несут ответственность за своевременную
и эффективную реализацию целевой
программы, обеспечивают эффективное
использование средств, выделяемых на ее
реализацию;
организуют внедрение информационных
технологий в целях управления
реализацией целевой программы и
контроля за ходом программных
мероприятий;
организуют размещение в электронном
виде информации о ходе и результатах
реализации целевой программы,
финансировании программных мероприятий,
привлечении внебюджетных ресурсов,
проведении конкурсов на участие в
реализации целевой программы и порядке
участия в ней инвесторов.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг)
в рамках Программы осуществляется в
соответствии с Федеральным законом «О
конкурсах на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных
нужд».
Отбор получателей товаров (работ, услуг)
осуществляется в соответствии с
Гражданским кодексом Российской
Федерации на основании творческих
конкурсов, которые организуются с целью
отбора наиболее перспективных
организаций, готовых осуществлять
собственные проекты в области
реализации приоритетных направлений
государственной национальной политики,
развития гражданского общества и
этнокультурного развития республики.
Государственный заказчик - Министерство
Республики Карелия по вопросам
национальной политики и связям с
религиозными объединениями
обеспечивает координацию деятельности
органов исполнительной власти по
реализации Программы.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка