ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
от 9 ноября 2006 года
По делу о проверке соответствия
Конституции Республики Карелия пунктов
2, 3, 4 части 2 и части 3 статьи 1 Закона
Республики Карелия «О дополнительных
требованиях к кандидатам на должность
главы местной администрации
муниципального района (городского
округа) Республики Карелия» в связи с
обращением Куликова Сергея Авенировича
г. Петрозаводск
9 ноября 2006 года
Конституционный Суд Республики Карелия
в составе Председателя В.В. Сухачевой,
судей В.П. Наговицына, П.А. Союнена, Т.Н.
Фотиной
с участием сторон: заявителя С.А.
Куликова и представителей Главы
Республики Карелия - Председателя
Государственного комитета Республики
Карелия по вопросам развития местного
самоуправления А.А. Моисеева, начальника
отдела правового обеспечения
Государственного комитета Республики
Карелия по вопросам развития местного
самоуправления В.А. Келкоева,
представителя Законодательного
Собрания Республики Карелия -
консультанта юридического отдела
Аппарата Законодательного Собрания
Республики Карелия И.В. Титова, -
руководствуясь статьей 68 (часть 2)
Конституции Республики Карелия,
статьями 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1),
84 Закона Республики Карелия «О
Конституционном Суде Республики
Карелия», рассмотрел в открытом судебном
заседании дело о проверке соответствия
Конституции Республики Карелия пунктов
2, 3, 4 части 2 и части 3 статьи 1 Закона
Республики Карелия «О дополнительных
требованиях к кандидатам на должность
главы местной администрации
муниципального района (городского
округа) Республики Карелия».
Поводом к рассмотрению дела явилось
обращение гражданина С.А. Куликова.
Основанием для рассмотрения дела
явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли Конституции Республики
Карелия пункты 2, 3, 4 части 2 и части 3
статьи 1 вышеуказанного
республиканского Закона.
установил:
1. Закон
Республики Карелия N 1008-ЗРК «О
дополнительных требованиях к кандидатам
на должность главы местной
администрации муниципального района
(городского округа) Республики Карелия»
принят Законодательным Собранием
Республики Карелия 4 июля 2006 года,
подписан Главой Республики Карелия 13
июля 2006 года, опубликован в газете
«Карелия» 22 июля 2006 года.
Частью 2 статьи 1 (пункты 2, 3, 4) указанного
Закона установлено, что кандидат на
должность главы местной администрации
муниципального района (городского
округа) должен соответствовать
следующим требованиям: иметь
положительные отзывы с предыдущего
места службы (работы); обладать знаниями
федерального законодательства и
законодательства Республики Карелия
применительно к исполнению должностных
обязанностей главы местной
администрации; иметь положительное
заключение государственной экспертной
комиссии о возможности исполнения
должностных обязанностей главы местной
администрации по осуществлению
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного
самоуправления законами Республики
Карелия.
Согласно части 3 статьи 1 этого
республиканского Закона Глава
Республики Карелия утверждает положение
о государственной экспертной комиссии и
ее состав. Заключение государственной
экспертной комиссии направляется в
конкурсную комиссию для рассмотрения
кандидатур на замещение должности главы
местной администрации соответствующего
муниципального района (городского
округа).
Заявитель считает, что указанные
правовые предписания устанавливают
дополнительные требования к кандидатам
на должность главы местной
администрации муниципального района
(городского округа), но при этом являются
не требованиями к личности кандидата, а
условиями допуска к конкурсу, не
предусмотренными федеральным законом, и
поэтому противоречат требованиям части 4
статьи 37 Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации» и не
соответствуют части 2 статьи 5
Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного заявитель
просит признать не соответствующими
статье 5 (часть 2) Конституции Республики
Карелия правовые предписания пунктов 2, 3
и 4 части 2 и части 3 статьи 1
вышеуказанного республиканского Закона.
При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов
2. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия, является одной из форм осуществления народом своей власти, самостоятельно в пределах своих полномочий, гарантируется правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статьи 3 (часть 2), 12, 133 Конституции Российской Федерации, статьи 3 (часть 2), 10 (часть 1), 70 (части 1 и 3), 72 (часть 1) Конституции Республики Карелия).
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 3 (часть 2), 70 (часть 2) Конституции Республики Карелия).
Основным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как устанавливает часть 1 статьи 37 этого Закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом требований указанного Закона.
Глава местной администрации руководит администрацией на принципах единоначалия.
Требования к кандидату на эту должность вытекают из квалификационных требований, предъявляемых к должности, и представляют собой минимальный объем объективно-обусловленных сведений, предопределяющих возможность участия кандидата в конкурсе на замещение вакантной должности (уровень профессионального образования, стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж работы по специальности, профессиональные знания и навыки).
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, то законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (часть 4 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона).
При этом ограничения в виде дополнительных требований не могут противоречить конституционным правам и свободам человека и гражданина, гарантирующим каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, равного доступа к муниципальной службе, общим принципам организации муниципальной службы и основам правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации и должны соответствовать балансу полномочий и законных интересов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
3. Закон Республики Карелия «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия» устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия.
Установление таких специальных требований, исходя из преамбулы указанного Закона, обусловлено необходимостью создания условий для привлечения к управлению высококвалифицированных специалистов с целью обеспечения высокого уровня отправления муниципальной службы при осуществлении органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) отдельных государственных полномочий, переданных ему законами Республики Карелия.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 рассматриваемого республиканского Закона предусмотрено, что кандидат на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) должен иметь положительные отзывы с предыдущего места службы (работы).
На федеральном уровне вопрос о перечне документов, которые необходимо представлять в конкурсную комиссию для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, не урегулирован.
Формулируя требование, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 1, законодатель республики обязывает кандидата на должность главы местной администрации лично исполнить требование закона о предоставлении положительных отзывов с предыдущего места работы (службы).
Неконкретизированная множественность отзывов, предусмотренная законом, позволяет лицу, претендующему на указанную должность, для наибольшей объективности и всесторонности сведений о себе получить отзыв не только у работодателя, но, например, и у каких-либо общественных организаций по месту работы, причем по собственному выбору, и по результатам самому определиться - стоит ли ему при наличии полученных отзывов участвовать в конкурсе.
При указанных особенностях рассматриваемого требования лицу, изъявившему желание участвовать в конкурсе на должность главы местной администрации, законом созданы такие условия, которые, с одной стороны, способствуют ему беспрепятственно и инициативно исполнить данное требование закона, а с другой стороны, это никак не препятствует конкурсной комиссии, при наличии необходимости, самостоятельно истребовать любые сведения характеризующие личность кандидата.
В то же время, наличие такого дополнительного требования позволяет конкурсной комиссии наиболее полно оценить профессиональные, деловые и личные качества претендентов на должность главы местной администрации.
Правовое предписание пункта 2 части 2 статьи 1 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, соответствует конституционному принципу равного доступа к муниципальной службе, не противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
Республиканский законодатель, обладая свободой усмотрения при установлении дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации в рамках, установленных федеральным законодателем, был вправе установить указанное требование.
Указанное требование по своему содержанию является квалификационным требованием к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей главы местной администрации.
Квалификационные требования, предъявляемые к соответствующим должностям муниципальной службы, устанавливаются законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).
Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» устанавливает к гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, квалификационные требования по образованию и стажу (опыту работы по специальности).
Из федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» следует, что муниципальная служба как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, также как государственная служба в силу своего публично-правового характера сопряжена с определенными требованиями, в том числе и к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривая взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы, в том числе посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы (статья 7), установил, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входит требование к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (часть 1 статьи 12).
Следовательно, республиканский законодатель, исходя из принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы, обладая свободой усмотрения при установлении требований к кандидатам на должность главы местной администрации в рамках, определенных федеральным законодателем, был вправе установить указанное дополнительное требование.
Таким образом, оспариваемое правовое предписание соответствует принципам единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, равного доступа к муниципальной службе, не противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
Муниципальная служба, как и государственная служба, носит публично-правовой характер, поэтому государство, регламентируя правовое положение муниципальных служащих, порядок поступления их на муниципальную службу и ее прохождения, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
Необходимость установления таких правил (требований) вытекает из части 4 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обусловлена задачами, принципами организации и функционирования муниципальной службы и целью поддержания высокого уровня ее отправления, особенно главами местной администрации, назначенными по контракту. Установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) не может рассматриваться как нарушение гарантированного Конституцией Республики Карелия права на равный доступ к муниципальной службе.
Часть 3 статьи 37 этого Федерального закона допускает установление условий контракта для глав местной администрации муниципального района (городского округа) законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако пункт 4 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с вышеуказанными федеральными законоположениями отбор кандидатов на должность главы местной администрации, оценка их деловых и других качеств, возможности исполнять должным образом обязанности, связанные с решением вопросов местного значения и возможности надлежащего осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, возложены федеральным законом только на конкурсную комиссию, в составе которой предусмотрено участие представителей государственной власти.
Исходя из взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы исключительно конкурс может обеспечить конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной и муниципальной службе (Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112).
Только конкурсная комиссия вправе принять окончательное решение о том, какие кандидаты могут исполнять обязанности главы местной администрации муниципального района (городского округа) и будут представлены по результатам конкурса представительному органу местного самоуправления для назначения на должность главы местной администрации.
Положением пункта 4 части 2 статьи 1 рассматриваемого республиканского Закона установлено дополнительное требование к кандидату на должность главы местной администрации, в соответствии с которым он должен иметь положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнять обязанности главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Карелия. Предписание части 3 статьи 1 этого же Закона Республики Карелия возлагает на Главу Республики Карелия обязанность утвердить положение о государственной экспертной комиссии и ее состав, а также предписывает направлять заключение государственной экспертной комиссии в конкурсную комиссию для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации соответствующего муниципального района (городского округа).
Уясняя юридическую природу рассматриваемых правоотношений, суд приходит к выводу, что свобода усмотрения субъекта Российской Федерации в выборе дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации ограничена рамками федерального закона и Конституцией Республики Карелия.
Установив требование, согласно которому кандидат на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) должен иметь положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Карелия, законодатель республики вышел за пределы своих полномочий, установленных частью 4 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона.
Таким образом, пункт 4 части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 рассматриваемого республиканского Закона не обеспечивают принцип самостоятельности органов местного самоуправления, нарушают конституционные права граждан на равный доступ к муниципальной службе, противоречат федеральному законодательству и не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 10 (часть 1), 20 (часть 5), 72 (часть 1).
Руководствуясь статьями 3, 71, 72 (часть 1), 73, 78, 79, 80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд
постановил:
1. Признать правовые предписания пунктов
2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики
Карелия «О дополнительных требованиях к
кандидатам на должность главы местной
администрации муниципального района
(городского округа) Республики Карелия»
соответствующими Конституции
Республики Карелия.
2. Признать пункт 4 части 2 статьи 1 и часть
3 статьи 1 Закона Республики Карелия «О
дополнительных требованиях к кандидатам
на должность главы местной
администрации муниципального района
(городского округа) Республики Карелия»
не соответствующими Конституции
Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2),
10 (часть 1), 20 (часть 5), 72 (часть 2)
4. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».
Конституционный Суд Республики
Карелия
Текст
сверен по:
официальная рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2020 года)
- О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
- О муниципальной службе в Республике Карелия (Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 24.07.07 г., N 1107-ЗРК, введенным в действие с 12.08.07 г., газета "Карелия" N 84 (1657) 02 августа...
- Конституция Республики Карелия (с изменениями на 1 июля 2019 года)
- О Конституционном Суде Республики (с изменениями на 4 апреля 2016 года)
- О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия (с изменениями на 29 декабря 2010 года)