Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Вебинары и семинары    Бесплатно для специалистов строительной отрасли

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


по ходатайству депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Погудаловой Галины Николаевны об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2005 года по обращениям граждан Макаровой Галины Ивановны и Вишневской Ирины Михайловны на нарушение конституционных прав положениями пункта 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании»


28 октября 2005 года

г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Е.М.Переплесниной, судей П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании заключение судьи Е.М.Переплесниной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение ходатайства депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Г.Н.Погудаловой,

заслушав объяснения Г.Н.Погудаловой, представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия - М.В.Даниловой, исследовав материалы дела,

установил:


1. Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Г.Н.Погудалова в ходатайстве об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2005 года по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» поставила перед Конституционным Судом Республики Карелия вопрос:

следует ли из правовой позиции, изложенной в названном постановлении, вывод о том, что финансирование льготы по бесплатному предоставлению жилой площади с отоплением и освещением без ограничения пределами социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива для педагогических работников, проживающих за пределами городов, должно производиться за счет средств бюджета Республики Карелия?

Вопрос о финансировании указанной льготы поставлен в ходатайстве в связи с работой Законодательного Собрания Республики Карелия над проектом Закона Республики Карелия N 147-III «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов», в котором расчет межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия предлагается производить исходя из регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.

В судебном заседании заявительница уточнила свое ходатайство: просила подтвердить, что право педагогических работников в сельской местности на бесплатное жилье с отоплением и освещением не может быть ограничено другим республиканским законом, который в проекте предусматривает ограниченное финансирование предоставляемой льготы; просила установить срок для исполнения данного Постановления Конституционного Суда Республики Карелия.

2. По смыслу статьи 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд дает официальное разъяснение своего решения по ходатайству имеющих право на обращение в суд органов и лиц, компетенцию которых затрагивает указанное решение, в рамках его содержания. Причем такое разъяснение не должно сводиться к повторению разъясняемого решения.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2005 года признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 7 (части 1 и 2), 16 (часть 2), 19, правовые предписания пункта 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», за исключением слов: «Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим за пределами городов, предоставляются меры социальной поддержки».

В названном постановлении судом был сделан вывод о праве педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, которое не может быть ограничено пределами социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива.

Из правовой позиции, выраженной в рассматриваемом постановлении, следует, что обязанностью законодателя Республики Карелия является установление порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки жилищно-коммунальным службам, для учета в межбюджетных отношениях. Республиканский законодатель не может в своих нормативных правовых актах устанавливать какие-либо условия, ограничивающие право педагогических работников в сельской местности на бесплатное жилье с отоплением и освещением, гарантированное Законом Российской Федерации «Об образовании».

3. Установления специального срока для исполнения судебного постановления не требуется, поскольку в соответствии со статьей 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» постановление Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обязательно к исполнению; постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Согласно части 3 статьи 68 Конституции Республики Карелия решение Конституционного Суда Республики Карелия, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Таким образом, постановление подлежит немедленному исполнению.

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» провозглашает единство судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Вступившие в законную силу постановления судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 3, часть 1 статьи 6).

Исходя из названных нормативных установлений, положений, вытекающих из статей 6, 68 Конституции Республики Карелия, 6, 79 и 80 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», с учетом единых принципов конституционного судопроизводства на всей территории Российской Федерации, также и из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2001 года N 65-О, при обеспечении неукоснительного исполнения соответствующего решения Конституционного Суда в точном соответствии с его смыслом законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны исключить реализацию положения, признанного неконституционным и вследствие этого утратившего юридическую силу, и отменить положения других нормативных актов, основанные на нормах, признанных неконституционными. Недопустимо также повторное принятие по сути идентичных положений. Неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъекта Российской Федерации решений Конституционного Суда дает основание для применения мер ответственности, установленных законодательством.

Принцип непосредственного действия решений Конституционного Суда Республики Карелия (часть 2 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия») обязывает органы государственной власти Республики Карелия выявлять в своем законодательстве положения, аналогичные тем, которые признаны неконституционными, и отменять их в установленном порядке.

5. Вопрос об источнике финансирования данной меры социальной поддержки не был предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем в разъяснении данного вопроса, поставленного в ходатайстве, следует отказать.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 72, статьями 73, 78, 79, 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

определил:

1. Официально разъяснить депутату Законодательного Собрания Республики Карелия Погудаловой Галине Николаевне правовую позицию Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2005 года, из которой следует, что право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности не может быть ограничено пределами социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива.

Обязанностью законодателя Республики Карелия является установление порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки жилищно-коммунальным службам, для учета в межбюджетных отношениях. Республиканский законодатель не может в своих нормативных правовых актах устанавливать какие-либо условия, ограничивающие право педагогических работников в сельской местности на бесплатное жилье с отоплением и освещением, гарантированное Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны исключить реализацию положения, признанного неконституционным и вследствие этого утратившего юридическую силу, отменить положения других нормативных актов, основанные на нормах, признанных неконституционными. Недопустимо также повторное принятие по сути идентичных положений.


3. Отказать Погудаловой Галине Николаевне в разъяснении вопроса об источнике финансирования меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности, поскольку он не был предметом рассмотрения по настоящему делу.


4. В части ходатайства Погудаловой Галины Николаевны об установлении срока для исполнения судебного постановления разъяснение Конституционного Суда Республики Карелия не требуется, поскольку из части 3 статьи 68 Конституции Республики Карелия, из статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» следует, что Постановление Конституционного Суда Республики Карелия подлежит немедленному исполнению.


5. Определение Конституционного Суда Республики Карелия по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.


6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия




Текст документа сверен по:
официальная рассылка


 


 

Яндекс.Метрика    © 2022 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane