Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2005 года

По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия
части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде
Республики Карелия" в связи с обращением депутата
Законодательного Собрания Республики Карелия
Ушакова Сергея Григорьевича


Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной, с участием депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С.Г.Ушакова, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Титова, представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия М.В.Даниловой,

руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 83 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С.Г.Ушакова.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия часть 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, объяснения представителей сторон, выступление начальника Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу С.А.Беньяминовой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:


1. Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 17 июня 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 7 июля 2004 года, опубликован в газете "Карелия" 10 июля 2004 года.

Согласно части 2 статьи 11 рассматриваемого республиканского закона лицо, не являющееся судьей, впервые назначается на должность судьи Конституционного Суда сроком на 3 года. По истечении указанного срока это лицо по представлению Главы Республики Карелия может быть назначено Законодательным Собранием Республики Карелия на ту же должность без ограничения срока полномочий. По мнению заявителя, эти правовые предписания нарушают конституционные принципы несменяемости и независимости судей в Российской Федерации, которые предусмотрены статьями 120 и 121 Конституции Российской Федерации.

Заявитель просит признать оспариваемые правовые предписания части 2 статьи 11 противоречащими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 6 и 66.

При рассмотрении обращения Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права, принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако существуют некоторые особенности правового положения отдельных категорий судей. Эти особенности определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации (статья 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Судьи в Российской Федерации независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом (статьи 120, 121 Конституции Российской Федерации).

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" срок полномочий впервые назначаемых федеральных судей ограничен тремя годами. По истечении этого срока судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий.

По своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет, по существу, значение предварительного испытательного срока, направленного, в частности, на выявление причин, которые могут препятствовать дальнейшему назначению того или иного судьи на должность до достижения предельного возраста и которыми должны обосновываться решения соответствующих органов и должностных лиц об отказе в назначении судьи на ту же должность без ограничения срока (пункт 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 272-O).

Правовые предписания части 2 статьи 11 Федерального закона о статусе судей в части трехгодичного испытательного срока для лиц, впервые назначаемых на должности судей, адресованы только федеральным судьям. Этот федеральный закон или другие федеральные законы не содержат указаний о том, чтобы этот же порядок распространялся субъектами Российской Федерации и на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеуказанных установлений статьи 121 Конституции Российской Федерации, правовых предписаний частей 1 и 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым полномочия судьи могут быть прекращены только по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом, не могут быть ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а трехгодичный предварительный испытательный срок предусмотрен только для федеральных судей, суд находит, что законодатель Республики Карелия, установив положения о трехгодичном сроке для судей Конституционного Суда Республики Карелия, превысил свои полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия, определенные Федеральным законом, что противоречит статьям 5 (часть 2), 43 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

3. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации, осуществления иных полномочий, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 6 марта 2003 года N 103-О).

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 4 статьи 27, часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Исходя из сложности стоящих перед Конституционным Судом Республики Карелия задач и важности осуществляемых им полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством, юридической силы принимаемых им решений, кандидаты на должности судей Конституционного Суда Республики Карелия должны обладать высокой юридической квалификацией, значительным стажем работы по юридической профессии и большим жизненным опытом.

Республика Карелия, являясь государством в составе Российской Федерации, обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (часть 2 статьи 2 Конституции Республики Карелия).

Введение Законом Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" для судей, впервые назначаемых на эту должность, ограниченного (три года) срока полномочий, т.е. по существу испытательного срока, подрывает уверенность лиц, обращающихся за защитой своих прав, а также лиц, действующих в публичных интересах, в компетентности, беспристрастности и независимости таких судей, что не согласуется с Европейской хартией о Законе о статусе судей от 10 июля 1998 года.

В течение трех лет этот судья участвует в рассмотрении дел по проверке конституционности актов Главы Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия, а по истечении этого срока в соответствии с оспариваемыми предписаниями может быть представлен Главой Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия, которым может быть назначен на ту же должность до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи. При этом законом не предусмотрены основания, по которым судье может быть отказано в назначении на ту же должность на неограниченный срок полномочий, в связи с чем отказ в повторном назначении может носить необъективный, произвольный характер.

В Республике Карелия каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основной обязанностью органов государственной власти является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на судебную защиту (статья 17, часть 2 статьи 18 Конституции Республики Карелия). Оспариваемые правовые предписания не учитывают сложности поставленных перед Конституционным Судом задач и важности осуществляемых им полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством, юридической силы принимаемых судом решений, не обеспечивают уверенности лиц в компетентности суда и правильности принимаемых им решений, на которые они законно рассчитывают при обращении в суд за защитой своих прав, допускают возможность порождения неуверенности в независимости, беспристрастности судей, назначенных на должность с испытательным сроком.

Таким образом, оспариваемые законоположения части 2 статьи 11 рассматриваемого республиканского закона не отвечают положениям статей 2 (часть 2), 17, 18 (часть 2) Конституции Республики Карелия, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей Конституционного Суда Республики Карелия, конституционного права на судебную защиту.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 72 (часть 1), 73-75 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд

постановил:


1. Признать часть 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" не соответствующей статьям 2 (часть 2), 5 (часть 2), 17, 18 (часть 2), 43 Конституции Республики Карелия.

2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению.

3. В соответствии со статьей 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия


ОСОБОЕ МНЕНИЕ
по делу о проверке соответствия
Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11
Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде
Республики Карелия" в связи с обращением депутата
Законодательного Собрания Республики Карелия
Ушакова Сергея Григорьевича.


1. В соответствии с Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными конституционными законами и указанным Законом (часть 1 статьи 11).

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в первый раз назначается на должность на срок три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи (часть 2 статьи 11).

Таким образом, настоящей нормой Федерального закона установлен случай ограничения срока пребывания в должности впервые назначенного судьи и необходимость такого ограничения федеральным законодателем в рамках его полномочий распространена на судей федеральных судов, за исключением из их числа судей судов, указанных в Законе.

Правовую природу этого случая Конституционный Суд Российской Федерации в Определении, на которое ссылается суд, назвал предварительным испытательным сроком, что, как мне представляется, позволяет дополнить, что это еще и специальный инструмент квалификационных требований, с помощью которого осуществляется проверка "соискателя" для назначения его на должность судьи без ограничения срока. И в этом смысле каких-либо ограничений для использования этого инструментария субъектом Российской Федерации законодатель Российской Федерации не установил.

Другой случай установлен и распространен на мировых судей. Он заключается в том, что назначаемым (избираемым) на должность судьи в первый раз срок полномочий устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет (часть 3 статьи 11).

Тем самым федеральный законодатель в рамках совместного ведения предоставляет субъекту Российской Федерации возможность частичного усмотрения по самостоятельному определению срока полномочий, ограничив его только верхним рамочным сроком.

С точки зрения возможностей субъекта Российской Федерации устанавливать срок полномочий судей конституционных (уставных) судов законодатель Российской Федерации определил, что срок их полномочий устанавливается законами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 11). Не распространив на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации трехгодичный первоначальный срок полномочий и не исключив возможность его установления для них (как сделал это для судей высшего эшелона федерального уровня), он предоставил субъекту Российской Федерации полную свободу усмотрения, в том числе и возможность установления срока полномочий судей конституционного (уставного) суда по образу и подобию впервые назначаемых судей федеральных судов, т.к. само право установления срока полномочий судей конституционных (уставных) судов предоставлено субъекту Российской Федерации частью 4 статьи 11 оспариваемого Закона без каких-либо ограничений. Так распорядился по этому вопросу своей волей в рамках полномочий по предметам совместного ведения законодатель Российской Федерации. Между тем, мог поступить и иначе. Например, так, как поступил в отношении мировых судей, установив только верхний предел срока полномочий.

Иное прочтение и понимание положений частей 1 и 4 статьи 11, в их совокупности, лишало бы уполномочивающее установление части 4 статьи 11 какой-либо логики и практического значения.

2. Считаю необходимым также не согласиться с утверждением суда о том, что таким правовым регулированием законодателем республики не в полной мере обеспечивается соблюдение конституционных принципов несменяемости и независимости в отношении судей Конституционного Суда Республики Карелия.

Поскольку в предложенном мною понимании положений части 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" субъект Российской Федерации был вправе предпринять оспариваемое правовое регулирование, принцип несменяемости не нарушен и, по понятным причинам, это не нуждается в каком-то дополнительном обосновании.

Другое дело - принцип независимости.

По мнению суда, сам факт первоначального назначения судьей на 3 года является невозможным, т.к. это подрывает уверенность каждого обращающегося в суд в компетентности, беспристрастности и независимости этих судей.

Такая точка зрения является дискуссионной, в том числе и на федеральном уровне, однако, наряду с этим, существует, например, федеральная законодательная практика, предусматривающая первоначальный судейский срок и возможность его повторного назначения для мировых судей. В этих условиях мне представляется невозможным признание судом субъекта Российской Федерации первоначального срока полномочий судьи нарушающим принцип независимости по указанным основаниям.

В постановлении суда также подчеркивается, что непредусмотренность законом оснований отказа в повторном назначении на должность судьи может привести к необъективному, произвольному характеру самого отказа. Эти же замечания суда касаются, видимо, и возможностей необоснованного отказа в представлении к назначению судьей (суд в постановлении об этом не пишет).

На мой взгляд, необходимости в таком специальном формулировании оснований отказа на уровне закона республики нет, т.к. требования предъявляемые к судье содержатся в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Эти требования едины для всех судей, и Законом Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" (статья 13) они распространены на судей Конституционного Суда Республики Карелия.

На соответствие этим требованиям в ходе испытательного срока и должен проверяться судья, претендующий на повторное, не ограниченное сроком назначения судьей, а нарушение или неисполнение этих требований и будет являться основанием к отказу в повторном назначении на должность судьи, или теми причинами "...которые могут препятствовать дальнейшему назначению того или иного судьи на должность пожизненно и которыми должны обосновываться решения соответствующих органов и должностных лиц об отказе в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 272-О от 21 декабря 2000 года).

Стало быть, отсутствие определенных законом оснований отказа в повторном назначении на должность судьи не может являться нарушением принципа независимости судей.

Судья
Конституционного Суда
Республики Карелия
П.А.СОЮНЕН

Текст сверен по:
Газета "Карелия" N 78 (1356) от 21 июля 2005 года, стр. 13-14


 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane