Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ


об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Ивановой Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»



20 апреля 2005 года город Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной,

заслушав в судебном заседании заключение судьи Е.М.Переплесниной, проводившей на основании
статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения, объяснения Т.К.Ивановой и представителя Законодательного Собрания Республики Карелия консультанта социального отдела О.С.Старцеву,

установил:


1.
Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете «Карелия» 25 декабря 2004 года.

В соответствии с частью 1 статьи 3 этого закона социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1, 2, 4 9 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов - в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Действие данной нормы распространяется на категорию граждан, являющихся ветеранами труда, к которым относится заявительница (пункт 1 статьи 2 названного Закона).

Т.К.Иванова полагает, что ее конституционные права и свободы нарушаются положением этой нормы в части ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей, поскольку эта сумма не компенсирует в полном объеме ранее предоставлявшиеся в натуральной форме в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» льготы, такие как: бесплатный проезд в городском и пригородном автотранспорте, 50 % оплаты за пользование телефоном и радиоточкой, освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. В обоснование своих доводов заявительницей приводится расчет, на какие виды льгот и в каком размере приходится компенсационная- выплата, предусмотренная оспариваемым положением. По мнению заявительницы, законодатель Республики Карелия при осуществлении настоящего правового регулирования не реализовал предписания преамбулы Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. В частности, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации не выполнил
обязанность о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Заявительница считает, что в связи с изложенными в обращении доводами оспариваемая норма нарушает конституционные права ветеранов труда, а потому просит признать весь Закон Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК противоречащим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (части 1 и 2), 5 (части 1 и 2), 16 (часть 1).

В судебном заседании заявительница сократила заявленные требования до проверки конституционности правовых предписаний части 1 статьи 3 этого закона, содержащихся в словах: «социальная поддержка граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей».

2. Российская Федерация, в исключительном ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития (пункт «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации), в настоящее время осуществляет переход на новую систему социальной поддержки граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, приводит ее в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Переход к новой системе социальной защиты граждан основан на положениях Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Названным федеральным законом среди прочих внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», которым система мер по социальной поддержке ветеранов частично изменена. Федеральным законодателем отменены дополнительные права и льготы, предусмотренные пунктами 5-8 части 1 статьи 13, и в полном объеме отменены меры социальной защиты ветеранов труда, предусмотренные статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» в прежней редакции, в том числе бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов и многие другие права и льготы.

В новой редакции этого закона в пункте 1 статьи 13 в систему мер по социальной поддержке ветеранов включены: пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг, медицинское и протезно-ортопедическое 5
обслуживание. Кроме того, дополнительно предусмотрено получение ежемесячной денежной выплаты без указания цели ее назначения и размеров.

Оценка конституционности действий федерального законодателя по отмене дополнительных прав и льгот вышеуказанным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и отсутствия на федеральном уровне компенсаторного механизма при замене их денежным эквивалентом не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия. Иное означало бы нарушение конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Карелия (часть 2 статьи 7 Конституции Республики Карелия).

3. Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ был принят Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», в статье 3 которого среди иных мер социальной поддержки граждан, являющихся ветеранами труда, предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей.

Конституционным Судом Республики Карелия ранее был рассмотрен запрос Петрозаводской общественной организации «Попечительский совет Древлянки» о проверке конституционности некоторых положений статьи 3 (частей 1 и 2) Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», включающих в себя и оспариваемые заявительницей правовые предписания.

При этом судом было установлено, что законодателем Республики Карелия осуществляется правовое регулирование постепенного перехода к замене льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, на денежные компенсации в соответствии с предоставленными субъекту Российской Федерации полномочиями, исходя из экономических возможностей республики и соблюдения конституционного баланса конкурирующих прав и интересов.

В отношении довода заявительницы о том, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации республиканский законодатель не выполнил обязанность о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, судом была выработана правовая позиция, сохраняющая свою силу, изложенная в Определении Конституционного Суда Республики Карелия от 14 марта 2005 года по вышеназванному делу. Суд в частности указал, что установление денежного эквивалента льгот, предоставлявшихся до 1 января 2005 года в натуральной форме, его соразмерность с денежной компенсацией и льготами, предоставляемыми после этой даты, исследование фактических обстоятельств дела как в отношении каждой категории лиц, так и в отношении отдельных льготополучателеи, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия. Разрешение этих вопросов судом фактически означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодателя и повлекло бы нарушение конституционных принципов осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть 1 статьи 6 Конституции Республики Карелия).

Регулирование вопросов, связанных с предоставлением конкретных льгот, дифференциацией предоставляемых льгот по их видам, субъектам получения, объемам, а также регламентация вопросов, связанных с возможностью замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, является прерогативой законодателя, а не Конституционного Суда Республики Карелия, который разрешает исключительно вопросы права.

В соответствии с изложенным, поставленные в обращении вопросы Конституционному Суду Республики Карелия неподведомственны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 41 (пункт 1), 71, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

определил:


1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Ивановой Тамары Константиновны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК, содержащихся в словах: «социальная поддержка граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей», в виду неподведомственности Конституционному Суду Республики Карелия вопроса, поставленного в обращении.

2. Настоящее определение Конституционного Суда Республики Карелия окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
официальная рассылка


 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane