Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 декабря 2004 года N 555р-П

[Об одобрении Концепции развития фондового рынка
в Республике Карелия на период до 2008 года]

     В целях создания условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, стимулирования и роста деловой активности в сфере рынка ценных бумаг в Республике Карелия одобрить прилагаемую Концепцию развития фондового рынка в Республике Карелия на период до 2008 года
     

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

.

Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Карелия
от 31 декабря 2004 года N 555р-П


     

КОНЦЕПЦИЯ
развития фондового рынка в Республике Карелия на период до 2008 года


     Введение

     Одной из основополагающих задач Правительства Республики Карелия на период до 2008 года является дальнейшее развитие экономических процессов, направленных на стимулирование деловой и инвестиционной активности в Республике Карелия, рост благосостояния населения, укрепление промышленного и финансового потенциала Республики Карелия.

     Развитие инвестиционного процесса в российской экономике, дальнейшее развитие институциональных реформ невозможно без создания эффективно работающего рынка ценных бумаг.

     В этой связи важно стимулировать развитие фондового рынка, существенное увеличение его капитализации, повышение эффективности управления государственным долгом и качеством формирования всех видов заимствований. Это является чрезвычайно актуальным, особенно в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию.

     В целях стимулирования развития фондового рынка в Республике Карелия и инвестиционных процессов постановлением Правительства Республики Карелия от 19 февраля 2001 года N 25-П была одобрена Концепция развития фондового рынка Республики Карелия на период до 2003 года, основные направления которой были полностью реализованы.

     Настоящая Концепция развития фондового рынка в Республике Карелия на период до 2008 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления развития рынка ценных бумаг, достижения баланса интересов его участников, формирования инфраструктуры и совершенствования рынка, как механизма повышения капитализации территории, активов предприятий и населения, а также стимулирования инвестиционного процесса на территории региона как в части портфельных, так и прямых инвестиций.


     I. Анализ развития фондового рынка в Республике Карелия

     Рынок ценных бумаг

     Анализ существующего состояния рынка ценных бумаг в Республике Карелия показывает, то за последнее время сделаны серьезные шаги и решены конкретные задачи на пути к становлению функционирования рынка.
В частности, одним из наиболее динамично развивающихся секторов фондового рынка в Республике Карелия является рынок государственных ценных бумаг Республики Карелия.

     Политика в области заимствований на рынке ценных бумаг строилась на основе анализа емкости рынка капитала, его конъюнктуры и размера дефицита бюджета Республики Карелия.

     Начиная с 2001 года Республика Карелия работает на рынке субфедеральных заимствований. За это время размещено 7 облигационных займов Республики Карелия, из них 2 сберегательных займа и 5 рыночных займов.
Общий объем заимствований на рынке ценных бумаг составил 900,0 млн. рублей. Сберегательные займы выпущены в документарной форме на предъявителя и размещались среди населения через отделения Сбербанка России. Рыночные займы выпущены в бездокументарной форме, ориентированы в основном на юридических лиц и размещались на торговой площадке ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа».

     Министерство финансов Республики Карелия, как эмитент, своевременно и в полном объеме обеспечивает свои обязательства, что положительно сказывается на ликвидности долговых обязательств Республики Карелия. Достигнуто сокращение доходности к погашению в сравнении с первым выпуском с 21,85 процента до 11,56 процента годовых при одновременном увеличении сроков заимствований до трех лет.

     Государственные облигации Республики Карелия прошли процедуру листинга и включены в котировальный лист «Б» ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа».

     Используемая система заимствований Республики Карелия имеет четкую инвестиционную направленность на развитие приоритетных отраслей экономики Республики Карелия - лесной комплекс, производство строительных материалов, камнеобработка, туризм.

     В ходе экономических реформ инфраструктура рынка ценных бумаг в Республике Карелия претерпела существенные изменения. Количество профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Карелия сократилось до четырех. В настоящее время имеют лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: ЗАО «Регистрационный депозитарный центр», ОАО «Федерально-Инвестиционная палата», ОАО «ИФК Карельский фондовый центр» и ЗАО «Первая брокерская компания».

     В Республике Карелия продолжает действовать свой специализированный регистратор - ЗАО «Регистрационный депозитарный центр», осуществляющий ведение реестров владельцев ценных бумаг. Его услугами пользуются более 250 эмитентов, в числе которых крупнейшие акционерные общества Республики Карелия, г.Москвы,  г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, г.Екатеринбурга и Свердловской области.

     На территории Республики Карелия зарегистрировано 150 открытых акционерных обществ и 450 закрытых акционерных обществ. За период 2002-2004 годов общая сумма зарегистрированных выпусков акций превысила 300 млн. рублей, в том числе в связи с учреждением новых акционерных обществ - свыше 250 млн. рублей.

     Однако региональные эмитенты пока недостаточно активно используют эмиссионные механизмы для привлечения финансовых ресурсов на фондовом рынке. В Республике Карелия нет эмитентов, осуществивших выпуск корпоративных облигаций. В повседневную практику их деятельности еще слабо внедрены системы корпоративного управления, которые позволяют оптимизировать внутренние бизнес-процессы и повысить инвестиционную привлекательность предприятий.

     Банковский сектор

     Банковский сектор остается одним из основных участников регионального фондового рынка. За период с 2001 по 2004 годы структура банковского сектора не претерпела существенных изменений. По состоянию на 1 октября 2004 года на территории Республики Карелия действуют один региональный банк ОАО Банк «Онего», который имеет два филиала, а также 17 филиалов и одно представительство кредитных организаций, головные офисы которых находятся за пределами Республики Карелия. Для обслуживания предприятий и населения кредитными организациями открыто 112 внутренних структурных подразделений (34 дополнительных офиса и 78 операционных касс).

     Деятельность банковского сектора в области инвестирования в ценные бумаги в основном ограничивалась приобретением государственных облигаций Республики Карелия, которые имелись в портфелях двух кредитных организаций. В настоящее время продолжается активное деловое сотрудничество Правительства Республики Карелия со Сбербанком России, выступающим уполномоченным агентом (андеррайтером) эмитента по размещению и платежным агентом при эмиссии государственных облигаций Республики Карелия.
Выпуск собственных акций ОАО Банк «Онего» является основным источником увеличения его капитала. В 2002 году ОАО Банком «Онего» проведена эмиссия акций на сумму 50 млн. рублей, в результате которой увеличился размер уставного капитала, что в свою очередь способствовало укреплению ресурсной базы и росту объемов операций, совершаемых ОАО Банком «Онего».

     Наиболее востребованными на региональном фондовом рынке являются услуги по размещению временно свободных денежных средств в доходные ценные бумаги. Основными   финансовыми   инструментами являются банковские векселя, совмещающие в себе расчетные функции и средства получения дополнительного дохода, их доля в объеме выпущенных банковским сектором ценных бумаг составляла 85 процентов. Операции по размещению собственных векселей осуществлялись большинством кредитных организаций. Ряд кредитных организаций привлекает ресурсы путем реализации депозитных и сберегательных сертификатов, однако их объем остается незначительным по сравнению с выпуском векселей.

     Кредитные организации, представленные в Республике Карелия, готовы оказывать практически весь спектр услуг, связанных с осуществлением операций с ценными бумагами. Вместе с тем по состоянию на 1 октября 2004 года удельный вес таких операций в активах банковского сектора, приносящих доход, не превышал 1 процента, а доля средств, привлеченных за счет реализации ценных бумаг, в общем объеме привлеченных средств составила 1,6 процента. Относительно небольшие объемы фактически оказываемых банковских услуг на рынке ценных бумаг обусловлены, в первую очередь, отсутствием платежеспособного спроса со стороны субъектов экономики Республики Карелия.

     Инвестиционная деятельность

     Инвестиции в основной капитал предприятий Республики Карелия за 9 месяцев 2004 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,3 процента. В 2004 году общий объем инвестиций в основной капитал по Республике Карелия ожидается на уровне 11,2 млрд. рублей с ростом на 3 процента к 2003 году.

     Прошедшие 2003 и 2004 годы характеризуются достаточно существенными изменениями в структуре и качестве инвестиций в основной капитал, исходя из происходящей структурной перестройки экономики, направленной на развитие промышленного сектора, увеличение объемов углубленной переработки природных ресурсов на территории Республики Карелия.

     Серьезному изменению подверглось соотношение долей инвестиций в отрасли промышленности и транспорта. Так, в общем объеме инвестиций доля промышленности выросла с 24,6 процента в 2001 году, 30,9 процента - в 2002 году, 36,8 процента - в 2003 году до 63,3 процента за 9 месяцев 2004 года. Доля транспорта упала с 50,5 процента в 2001 году, 40,3 процента в 2002 году, 29,4 процента в 2003 году до 3 2,6 процента по итогам 9 месяцев 2004 года.

     В структуре источников финансирования инвестиций остается низкой доля собственных средств предприятий, формируемых за счет традиционных источников: прибыли и амортизации.

     Так, с 2001 года происходит снижение удельного веса инвестиций из прибыли: с 37,7 процента в 2000 году до 9,6 процента в 2003 году. Продолжается относительное увеличение доли привлеченных средств: с 54,7 процента в 2001 году до 66,6 процента в 2003 году и 66,5 процента по итогам 9 месяцев 2004 года. Причем, все большая роль в инвестиционных процессах принадлежит банковским кредитам: за три последних года она выросла с 3,6 процента в 2001 году до 11,3 процента в 2003 году и 37,6 процента за 9 месяцев 2004 года. Данная тенденция является безусловно положительной.

     В то же время привлечение инвестиционных ресурсов посредством размещения корпоративных ценных бумаг, в частности, облигаций как одного из наиболее привлекательных способов формирования заемного капитала, не получило в Республике Карелия должного развития.


     II. Главные цели развития фондового рынка в Республике Карелия

     В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 г.г. «Возрождение Карелии», направленной на модернизацию экономики, повышение темпов экономического роста, уровня и качества жизни населения региона, главными целями развития фондового рынка в Республике Карелия являются:


     - формирование эффективного рынка ценных бумаг для повышения капитализации активов предприятий и населения, инвестирования в важнейшие долгосрочные социально-экономические проекты;


     - рост деловой и инвестиционной активности эмитентов и иных экономических субъектов в сфере прямых и портфельных инвестиций;


     - развитие ипотечного кредитования через облигационные займы с ипотечным обеспечением.


     III. Основные направления и задачи развития фондового рынка в Республике Карелия

     Реализация целей настоящей Концепции возможна по следующим направлениям:

     создание условий для развития рынка государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг и их конкуренции;

     использование эмиссионных процессов для привлечения портфельных и прямых инвестиций в реальный сектор экономики;

     - капитализация ликвидных активов населения и создание условий для привлечения в качестве инвестиционных ресурсов средств населения;

     -     создание условий для развития рынка ипотечных ценных бумаг.
     
     Создание условий для  развития рынка государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг и их конкуренции включает в себя:

     - определение приоритетов бюджетной политики в части осуществления региональных заимствований; совершенствование механизма заимствований с учетом обеспечения государственного долга на экономически безопасном уровне;

     - развитие ликвидного и доступного для инвесторов рынка корпоративных ценных бумаг;

     - повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

     - инициирование процедуры лизинговых операций с использованием ценных бумаг для целей финансирования технического перевооружения производства;

     - повышение доверия потенциальных инвесторов к фондовому рынку и рост капитализации эмитентов приоритетных отраслей экономики Республики Карелия;

     - внедрение норм корпоративного поведения в системы управления предприятий;
     
     - достижение прозрачности и открытости эмиссионной политики хозяйствующих субъектов;

     - привлечение инвесторов через паевые инвестиционные фонды.
     
     Использование эмиссионных процессов для привлечения портфельных и прямых инвестиций в реальный сектор экономики включает в себя:

     - использование различных инструментов рынка ценных бумаг в качестве инвестиционных ресурсов;

     - содействие вовлечению инвестиционного потенциала кредитных организаций и страховых компаний для финансового обеспечения программ социально-экономического развития;

     - использование пенсионных накоплений в качестве инвестиционных ресурсов на развитие и модернизацию предприятий;

     - создание условий для формирования инфраструктуры, ориентированной на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности;

     - обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг для укрепления доверия к рынку со стороны потенциальных инвесторов.

     Капитализация ликвидных активов населения и создание условий для привлечения в качестве инвестиционных ресурсов средств населения включает в себя:

     - эмиссию государственных ценных бумаг Республики Карелия для размещения среди населения;

     - развитие доступных для населения технологий и инструментов инвестирования (расширение видов банковских услуг для населения, повышение доверия к управляющим компаниям, работающим с накопительной частью трудовых пенсий);

     - обеспечение в соответствии с законодательством государственной информационной поддержки рынка ценных бумаг.
     
     Создание условий для развития рынка ипотечных ценных бумаг включает в себя:

     - выпуск ипотечных ценных бумаг и создание вторичного рынка ипотечных кредитов;

     - реализация предусмотренных законодательством мероприятий по регулированию деятельности участников рынка ипотечных ценных бумаг;

     - повышение доступности ипотечных кредитов для населения;

     - привлечение инвестиционных средств финансово-кредитных институтов в сферу ипотечного жилищного кредитования.


     IV. Результаты реализации основных направлений Концепции

     - рост доли портфельных инвестиций в общем объеме инвестиций;

     - рост объема привлеченных на фондовый рынок временно свободных ресурсов кредитных, страховых организаций, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и денежных средств населения;

     - развитие инфраструктуры фондового рынка и защита прав инвесторов;

     - увеличение количества эмитентов на организованном рынке денных бумаг;

     - увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования для населения республики.

     Главным итогом реализации Концепции фондового рынка в Республике Карелия на период до 2008 года будет повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия.

     Текст сверен по:
     официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ