ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 сентября 2004 года N 407р-П
[Об одобрении Концепции развития
физической культуры и спорта в
Республике Карелия на период до 2010
года]
В целях
реализации государственной политики,
направленной на повышение роли
физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни
населения Республики Карелия,
достойного выступления карельских
спортсменов на российских и
международных соревнованиях:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
развития физической культуры и спорта в
Республике Карелия на период до 2010 года
(далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Республики Карелия при
планировании и осуществлении
мероприятий по физической культуре и
спорту учитывать положения Концепции.
Глава
Республики Карелия С.Л. Катанандов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 14 сентября 2004 года N 407р-П
КОНЦЕПЦИЯ
развития физической культуры и спорта в
Республике Карелия
на период до 2010 года
I. Введение
Концепция развития физической культуры
и спорта в Республике Карелия
представляет собой систему взглядов,
принципов и приоритетов в сфере
физической культуры и спорта.
Концепция разработана в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Конституцией
Республики Карелия, законами Республики
Карелия и иными нормативными правовыми
актами Республики Карелия и на основе
Концепции развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на
период до 2005 года, одобренной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 года N 1507-р.
Настоящая Концепция призвана служить
ориентиром для органов государственной
власти, местного самоуправления,
общественных объединений при решении
вопросов, касающихся развития
физической культуры и спорта в
Республике Карелия, объединять их усилия
для повышения эффективности
деятельности физкультурно-спортивных
организаций, способствовать оптимизации
использования имеющихся ресурсов.
II.
Характеристика современного состояния
физической культуры и спорта в
Республике Карелия
В Республике Карелия удельный вес лиц,
занимающихся физической культурой и
спортом, выше, чем в целом по
Северо-Западному федеральному округу, и
составляет 13,4 процента от общего числа
населения (101 тысяча человек), однако в
экономически развитых странах от 40 до 60
процентов жителей привлечены к
регулярным занятиям физкультурой и
спортом. Удельный вес расходов на
физическую культуру и спорт в общем
объеме консолидированного бюджета
Республики Карелия составляет всего 0,18
процента. По Северо-Западному
федеральному округу этот показатель
составляет 0,48 процента.
Вместе с тем в Республике Карелия
отмечается неблагополучная
демографическая ситуация, ухудшение
физического здоровья населения,
увеличение количества людей,
злоупотребляющих алкоголем, курением и
наркотическими средствами, особенно в
молодежной среде.
Недостаточны объем и качество
физкультурно-оздоровительных услуг,
крайне недостаточно развита сеть
спортивных объектов по месту жительства,
за небольшим исключением отсутствуют
современные спортивные сооружения для
развития массовых видов спорта. В новых
социально-экономических условиях
произошли негативные изменения в
постановке
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы в
производственных коллективах.
Введение платы за
физкультурно-оздоровительные услуги и
ее регулярное повышение делают занятия
физической культурой недоступными для
отдельных категорий граждан.
Система управления физической культурой
и спортом в Республике Карелия не
является оптимальной, недостаточно
развиты механизмы государственного
регулирования, проявляется
межведомственная разобщенность при
решении вопросов, касающихся развития
физической культуры и спорта, слабо
используются возможности общественных
физкультурно-спортивных организаций, не
созданы условия для инвесторов и
спонсоров, готовых вкладывать средства в
развитие физической культуры и спорта.
В настоящее время организационной
основой физкультурно-спортивного
движения в Республике Карелия являются
государственные и муниципальные органы
управления физической культурой и
спортом и физкультурно-спортивные
учреждения. Не способствует развитию
отрасли разобщенность в деятельности
спортивных обществ,
физкультурно-оздоровительных,
спортивных и туристских клубов,
детско-юношеских спортивных школ, а
также спортивных центров, предлагающих
на бесплатной и платной основе
разнообразные физкультурно-спортивные
услуги.
В Республике Карелия сложилась
определенная система по развитию
физической культуры детей и молодежи и
массового спорта. Неоспоримы успехи
карельских спортсменов на российском и
международном уровне в таких видах
спорта как лыжные гонки, спортивное
ориентирование, легкая атлетика,
настольный теннис, самбо. Ведущая роль в
этой системе принадлежит
детско-юношеским спортивным школам,
Школе высшего спортивного мастерства,
республиканским федерациям и
региональным отделениям российских
федераций по этим видам спорта. Однако
практически отсутствуют современные,
оснащенные необходимым оборудованием и
инвентарем спортивные сооружения для
подготовки к соревнованиям спортсменов
высокой квалификации.
III. Цель, задачи, основные принципы
Целью настоящей Концепции является
укрепление здоровья населения,
формирование потребности в ведении
здорового образа жизни, воспитание
здорового и физически развитого
поколения средствами физической
культуры и массового спорта.
Задачами Концепции являются:
- обеспечение жителям Республики Карелия
возможности заниматься физической
культурой и спортом;
- приобщение населения к регулярным
занятиям физической культурой и
спортом;
-
совершенствование деятельности
спортивных организаций,
физкультурно-спортивных обществ, клубов
и создание молодежных спортивных
центров досуга;
- увеличение количества, ассортимента и
повышение качества общедоступных
физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг;
- создание условий для успешного
выступления карельских спортсменов на
российских и международных
соревнованиях:
Реализация настоящей Концепции должна
основываться на следующих принципах:
- доступность занятий физической
культурой и спортом для всех категорий и
групп населения;
- непрерывность и преемственность
процесса физического воспитания
различных возрастных групп граждан на
всех этапах их жизнедеятельности;
- взаимодействие органов
государственной власти Республики
Карелия, органов местного
самоуправления и общественных
организаций в вопросах развития
физической культуры и спорта;
- дифференцированный подход к
организации
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий с учетом
специфики Республики Карелия и целевой
установки на развитие массовой
физической культуры и спорта высших
достижений.
IV.
Направления деятельности по развитию
физической культуры и спорта
Основными направлениями деятельности по
развитию физической культуры и спорта
являются:
- формирование здорового образа жизни
населения;
- развитие инфраструктуры физической
культуры и спорта;
- совершенствование механизмов
финансирования в сфере физической
культуры и спорта;
- кадровая политика;
- развитие массового
физкультурно-спортивного движения и
системы услуг физической культуры и
спорта для всех слоев населения;
- совершенствование физического
воспитания детей и молодежи;
- развитие спорта высших достижений;
- международное сотрудничество.
V. Меры
по реализации Концепции
Основными мерами по реализации
Концепции являются:
- изучение и внедрение передового опыта
организации и управления физической
культурой и спортом имеющегося в других
субъектах Российской Федерации и
побратимских регионах зарубежных
стран;
- определение следующих направлений
деятельности муниципальных органов
управления физической культурой и
спортом в качестве приоритетных:
- физическая культура и массовый спорт по
месту жительства и в трудовых
коллективах;
- детско-юношеский спорт и подготовка
спортивного резерва;
- адаптивная физкультура;
- массовые физкультурно-оздоровительные
и спортивные мероприятия; пропаганда
здорового образа жизни, физической
культуры и спорта;
- разработка и внесение предложений по
лицензированию услуг в области
физической культуры и спорта;
- совершенствование деятельности Совета
при Главе Республики Карелия по
физической культуре и спорту по
реализации государственной политики в
сфере физической культуры и спорта;
- создание новых и развитие существующих
общественных институтов управления
физической культурой и спортом (Совет
председателей спортивных федераций,
Совет руководителей муниципальных
органов управления физической культурой
спортом, общественные Советы при органах
управления физической культурой и
спортом муниципальных образований
республики и так далее) для
взаимодействия и координации
деятельности общественных
организаций;
- совершенствование мониторинга
развития физической культуры и спорта и
анализ информации о деятельности
физкультурно-спортивных организаций на
территории Республики Карелия;
- планирование
физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий посредством
составления ежегодного единого
календарного плана массовых
физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий в Республике
Карелия на основе согласованных
предложений физкультурно-спортивных
организаций;
- создание информационных программ и
консультативных пунктов для обучения
населения здоровому образу жизни,
физкультурной грамотности,
популяризации самостоятельных
занятий;
- размещение информации о развитии
физической культуры и спорта в
Республике Карелия в средствах массовой
информации и ее постоянное обновление в
сети Интернет;
- создание информационной системы, баз
данных о наличии и качестве
физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг для населения;
- мониторинг физической
подготовленности и развития физического
здоровья различных категорий и групп
населения;
- проведение инвентаризации, анализ
состояния и эффективности использования
спортивных сооружений;
- разработка и реализация мер,
направленных на реконструкцию старых и
создание современных, технически
оснащенных спортивных сооружений,
особенно физкультурно-оздоровительных
комплексов и баз в соответствии с
климатическими особенностями
Республики Карелия и республиканскими
социальными нормативами в сфере
физической культуры и спорта;
- укрепление материально-технической
базы учреждений физической культуры и
спорта;
- привлечение для развития физической
культуры и спорта, в том числе спорта
высших достижений, средств различных
источников, включая бюджеты всех уровней
и внебюджетные средства;
- стимулирование привлечения инвестиций
на развитие физической культуры и
спорта;
- анализ и прогнозирование потребности в
различных категориях
физкультурно-спортивных работников;
- формирование системы целевого заказа
на подготовку, переподготовку, повышение
квалификации специалистов для работы с
дошкольниками, учащимися, имеющими
отклонения в состоянии здоровья,
инвалидами, пенсионерами и так далее;
- разработка программы непрерывного
повышения квалификации специалистов
физической культуры, а также
специалистов лечебной физкультуры и
спортивной медицины;
- создание информационной базы данных с
постоянным учетом движения кадров,
анализом кадрового состава, вакансий;
- повышение социальной защищенности
работников физической культуры и
спорта;
- совершенствование системы оплаты труда
работников физической культуры и
спорта;
- осуществление обмена опытом
специалистов физической культуры и
спорта Республики Карелия и других
субъектов Российской Федерации, а также
зарубежных стран;
- оказание методической помощи
некоммерческим организациям
физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности;
- создание условий для устойчивого
развития и повышения эффективности
деятельности государственных,
муниципальных и общественных
физкультурно-спортивных учреждений и
организаций;
- сохранение и развитие традиций
физической культуры и спорта в Карелии с
учетом региональных особенностей и
современных тенденций;
- для привлечения населения к ежедневным
занятиям физической культурой и спортом
увеличение количества доступных
одноступенчатых (без предварительного
отбора) соревнований по массовому спорту
для всех возрастных групп населения;
- поддержка новых форм работы,
способствующих вовлечению населения в
физкультурно-спортивное движение;
- создание благоприятных условий для
направления средств организаций
различных организационно-правовых форм
и форм собственности на мероприятия по
оздоровлению населения средствами
физической культуры и спорта;
- принятие мер по повышению
эффективности использования средств
физической культуры и спорта в
укреплении здоровья и уменьшении
воздействия негативных факторов на
работоспособность и самочувствие
работников;
- включение производственной
физкультуры в систему мероприятий,
направленных на улучшение условий труда
и снижение профессиональной
заболеваемости;
- создание условий для развития всего
многообразия предлагаемых на рынке
физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг;
- обеспечение населения общедоступными
услугами организаций физической
культуры и спорта;
- создание зон отдыха (оздоровительные
трассы, тропы, спортивные городки,
туристско-оздоровительные комплексы)
для проведения досуга детей совместно с
родителями;
- создание условий для занятий
физической культурой и спортом лиц
пожилого возраста и пенсионеров;
- использование физической культуры в
социальной и физической адаптации
инвалидов;
- предоставление детям, инвалидам и
пенсионерам льготных условий по оплате
занятий физической культурой и
спортом;
- совершенствование содержания, форм и
методов физического воспитания
обучающихся в образовательных
учреждениях всех типов и видов;
- обеспечение стандарта основного общего
образования и среднего (полного) общего
образования по физической культуре в
общеобразовательных учреждениях;
- создание условий для введения третьего
урока физкультуры в общеобразовательных
учреждениях Республики Карелия;
- оснащение спортивных залов и площадок
учебных заведений современным
оборудованием и обеспечение их
эффективной эксплуатации во внеучебное
время;
- кадровое обеспечение
физкультурно-спортивной деятельности
образовательных учреждений;
- развитие студенческого спорта;
- проведение дополнительных
(факультативных) занятий;
- вовлечение в активные занятия
физической культурой и спортом детей и
подростков в свободное время;
- улучшение условий для эффективного
функционирования существующих
детско-юношеских спортивных школ;
- организация
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы по месту
жительства;
- обеспечение условий для занятий
физической культурой детей, отнесенных
по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе;
- развитие материально-технической базы
детско-юношеских спортивных школ и Школы
высшего спортивного мастерства;
- подготовка спортивного резерва путем
развития детско-юношеского спорта,
улучшение условий деятельности
детско-юношеских спортивных школ;
- совершенствование системы отбора
перспективных спортсменов;
- активизация работы спортивных
федераций и объединений по подготовке
спортивного резерва и
высококвалифицированных спортсменов;
- создание условий для эффективного
функционирования Центра медицинской
профилактики, лечебной физкультуры и
спортивной медицины и повышение
эффективности медицинского обеспечения
подготовки спортивного резерва и
спортсменов высокой квалификации;
- создание системы подготовки
спортивного резерва и спортсменов
высокой квалификации (Центр спортивной
подготовки, Училище олимпийского
резерва, спортинтернат и другие);
- совершенствование работы Школы высшего
спортивного мастерства;
- совершенствование механизмов
стимулирования труда спортсменов и
тренеров;
- повышение социальной значимости побед
карельских спортсменов на соревнованиях
различного ранга;
- разработка и реализация международных
проектов и программ в сфере физической
культуры и спорта;
- организация обмена опытом между
специалистами Республики Карелия и
зарубежных стран;
- организация международных
спортивно-массовых мероприятий в
Республике Карелия;
- участие карельских спортсменов в
международных физкультурно-массовых и
спортивных мероприятиях, проводимых на
территории зарубежных стран;
- проведение совместно с зарубежными
специалистами спортивных лагерей и
учебно-тренировочных сборов.
VI.
Механизмы реализации Концепции
Механизмами реализации Концепции
являются:
- разработка и реализация нормативных
правовых актов, целевых программ и
проектов, направленных на развитие
физической культуры и спорта;
- включение основных положений Концепции
в программы социально-экономического
развития территорий муниципальных
образований;
- активное сотрудничество
физкультурно-спортивных организаций со
средствами массовой информации;
- исполнение социальных и финансовых
нормативов в сфере физической культуры и
спорта.
VII.
Ожидаемые результаты и индикаторы
эффективности
Ожидаемые результаты:
- увеличение показателей привлечения
населения республики к массовым
занятиям физической культурой и
спортом;
- улучшение физического состояния
населения;
- повышение уровня физического и
нравственного развития детей и
молодежи;
- снижение показателей асоциального
поведения молодежи;
- укрепление материально-технической
базы физической культуры и спорта;
- увеличение количества, разнообразия и
улучшение качества услуг, оказываемых
населению в области физической культуры
и спорта;
- социальная и физическая адаптация
инвалидов;
- увеличение бюджетного и внебюджетного
финансирования отрасли;
- подготовка спортсменов высокого класса
и их успешные выступления на
соревнованиях различного уровня.
Индикаторы эффективности:
- данные ежегодного мониторинга
физической подготовленности и развития
физического здоровья различных
категорий и групп населения
(дошкольники, школьники, студенты,
призывники, трудящиеся, пенсионеры,
инвалиды);
- данные
статистической отчетности:
количество занимающихся
физической культурой и спортом в
Республике Карелия, в том числе
инвалидов, детей, студентов, работников
организаций;
появление в республике новых
коллективов физической культуры, в том
числе на производстве,
физкультурно-оздоровительных и
спортивных клубов, общественных
организаций (в том числе юридически
зарегистрированных);
количество спортивных сооружений
(особенно спортивных залов, бассейнов,
плоскостных спортивных сооружений) и его
соответствие республиканским
социальным нормативам;
- введение в строй новых спортивных
сооружений, в том числе
физкультурно-оздоровительных
комплексов для различных групп
населения;
- количество подготовленных за год
спортсменов массовых разрядов, мастеров
спорта, мастеров спорта международного
класса, заслуженных мастеров спорта;
- объем финансовых средств, выделенных из
бюджетов всех уровней, а также средств,
полученных из внебюджетных источников;
- сведения о количестве правонарушений
среди несовершеннолетних, уровне
детской безнадзорности, наркомании и
алкоголизма в республике;
- количество проведенных
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий;
- количество учащихся Школы высшего
спортивного мастерства, количество
карельских спортсменов - членов сборных
команд России по различным видам
спорта;
- уровень результатов выступлений
карельских спортсменов;
- количество спортивных передач на радио
и телевидении, публикаций в средствах
массовой информации, пресс-конференций и
так далее.
Текст сверен:
официальная рассылка
- Об одобрении Республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы" (с изменениями на 10 ноября 2008 года)
- О республиканской целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы» (с изменениями на 27 ноября 2008 года)