Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации

В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38, 84 и 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.

2. Поручить Председателю Законодательного Собрания Республики Карелия Левину Николаю Ивановичу представлять Законодательное Собрание Республики Карелия при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин



г. Петрозаводск
17 июня 2004 года
N 1235-III ЗС

Приложение к Постановлению
Законодательного Собрания Республики Карелия
от 17 июня 2004 года N 1235-III ЗС

Конституционный Суд Российской Федерации,
103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

Заявитель: Законодательное Собрание Республики Карелия,
185610, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 5

ЗАПРОС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в Конституционный Суд Российской Федерации

О соответствии Конституции Российской Федерации части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38, 39, 84 и 85 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 июня 2004 года N 1235-III ЗС «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» Законодательное Собрание Республики Карелия просит Конституционный Суд Российской Федерации провести проверку соответствия Конституции Российской Федерации части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, ст. 2706, ст. 2708; N 28, ст.2880; N 50, ст. 4847).

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации часть 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом, государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

До вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848) уголовная ответственность за причинение легкого вреда здоровью или причинение побоев из хулиганских побуждений была предусмотрена частью 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а уголовные дела о данной категории правонарушений в соответствии с частью 5 статьи 20 УПК РФ считались делами публичного (государственного) обвинения.

Указанным Федеральным законом статья 115 УК РФ - «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» - дополнена частью второй, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, совершенное из хулиганских побуждений; статья 116 УК РФ - «Побои» - дополнена частью второй, устанавливающей уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115, совершенное из хулиганских побуждений. Соответственно этим же Законом статья 213 УК РФ изложена в новой редакции и предусматривает уголовную ответственность только за особо квалифицированное хулиганство (с применением оружия и т.д.).

Частью 2 статьи 20 УПК РФ установлено, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 и 116 УК РФ считаются уголовными делами частного обвинения. Ввиду того, что данная норма не была изменена, уголовные дела о причинении побоев и легких телесных повреждений из хулиганских побуждений из категории дел публичного (государственного) обвинения оказались отнесенными к делам частного обвинения.

В соответствии с законом дела частного обвинения не предполагают предварительного расследования и возбуждаются непосредственно судом по месту совершения правонарушения на основании заявления потерпевшего или его законного представителя (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 318 УПК РФ). При этом потерпевший сам обязан предоставлять суду доказательства и поддерживать обвинение. В соответствии с пунктами 4 и 5 части 5 статьи 318 УПК РФ он должен указать в заявлении данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, а также список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд. Иными словами, гражданин, подвергшийся хулиганскому избиению, в том числе и не по месту своего постоянного проживания (отпуск, командировка и т.д.), до подачи заявления в суд обязан самостоятельно провести определенные розыскные действия по установлению личности и места жительства преступника, в том числе и скрывшегося с места преступления, а также по установлению личностей свидетелей преступления и места их жительства. Очевидно, что проведение таких действий будет подвергать опасности здоровье потерпевшего, а возможно и его жизнь. Непредставление же суду указанных выше сведений в соответствии с частью 1 статьи 319 УПК РФ влечет возвращение судьей заявления потерпевшему с установлением срока приведения его в соответствие с требованиями закона. В случае, если потерпевший не исполнит указание судьи в установленный срок, судья отказывает в принятии заявления к производству.

На практике такой исход носит достаточно распространенный характер. По некоторым данным до двух третей от общего количества подаваемых заявлений о причинении побоев и легких телесных повреждений из хулиганских побуждений не принимаются судьями к рассмотрению по указанным выше причинам. Кроме того, значительное число граждан, пострадавших от хулиганских нападений, не надеясь получить защиту от государства, с заявлениями в суды не обращаются. В этих случаях лица, совершившие хулиганские нападения, остаются безнаказанными и совершают новые преступления. В Республике Карелия, например, с момента изменения законодательства количество хулиганских проявлений с применением насилия возросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Следует учесть, что, помимо применения насилия, рассматриваемый вид хулиганства характеризуется также:

грубым нарушение общественного порядка, т.е. действиями, причинившими существенный ущерб личным или общественным интересам и (или) выразившимися в злостном нарушении общественной нравственности, например, срыве или нарушении культурного, религиозного или иного общественного мероприятия, нарушении покоя граждан в ночное время и т.п.;

явным неуважением к обществу, выражающимся в действиях, которые затрагивают интересы многих людей или хотя бы одного, но любого члена общества, оказавшегося в месте хулиганского проявления, т.е. тем, что действия хулигана направлены не против конкретного лица по личным мотивам, а против любого, часто незнакомого ему ранее члена общества.

При этом местом совершения хулиганства могут быть как общественные места (улица, парк, кинотеатр, стадион, транспорт, территория (помещение) организации, предприятия, учреждения), так и безлюдные места, например, лес или отдельная квартира.

Приведенные выше признаки хулиганства при сохранении тенденции к росту числа его проявлений свидетельствуют о большой опасности этого вида правонарушений для современного российского общества. Государство же фактически полностью переложило свои функции борьбы с этим злом на плечи граждан.

В связи с изложенным, представляется, что гарантированные Конституцией Российской Федерации защита законом прав потерпевших от преступлений, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба применительно к данному случаю являются декларативными.

На основании изложенного Законодательное Собрание Республики Карелия просит Конституционный Суд Российской Федерации признать положение части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающее, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 115 и частью 2статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации считаются делами частного обвинения, несоответствующими статье 52 Конституции Российской Федерации.

Приложение:

1. Текст статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (30 экземпляров);

2. Копия постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 июня 2004 года N 1235-III ЗС «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» (30 экземпляров);

3. Копия постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 14 мая 2002 года N 4-III ЗС «Об избрании Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия III созыва» (30 экземпляров);

4. Документ об уплате госпошлины (30 экземпляров).


Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин




Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 6 июнь 2004 года,
ст.677



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ