ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об обращении в Конституционный
Суд
Российской Федерации
В
соответствии с пунктом «а» части 2 статьи
125 Конституции Российской Федерации,
подпунктом «а» пункта 1 части первой
статьи 3, статьями 36, 37, 38, 84 и 85
Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской
Федерации» Законодательное Собрание
Республики Карелия постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о
соответствии Конституции Российской
Федерации части 2 статьи 20
Уголовно-процессуального Кодекса
Российской Федерации.
2. Поручить Председателю
Законодательного Собрания Республики
Карелия Левину Николаю Ивановичу
представлять Законодательное Собрание
Республики Карелия при рассмотрении
данного запроса в Конституционном Суде
Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в
силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин
г. Петрозаводск
17 июня 2004 года
N 1235-III ЗС
Приложение к Постановлению
Законодательного Собрания Республики
Карелия
от 17 июня 2004 года N 1235-III ЗС
Конституционный Суд Российской
Федерации,
103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21
Заявитель: Законодательное Собрание
Республики Карелия,
185610, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 5
ЗАПРОС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в Конституционный Суд Российской
Федерации
О
соответствии Конституции Российской
Федерации части 2 статьи 20
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации
В соответствии с пунктом «а» части 2
статьи 125 Конституции Российской
Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части
первой статьи 3, статьями 36, 37, 38, 39, 84 и 85
Федерального конституционного закона от
21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации» и
постановлением Законодательного
Собрания Республики Карелия от 17 июня 2004
года N 1235-III ЗС «Об обращении в
Конституционный Суд Российской
Федерации» Законодательное Собрание
Республики Карелия просит
Конституционный Суд Российской
Федерации провести проверку
соответствия Конституции Российской
Федерации части 2 статьи 20
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации от 18 декабря 2001
года N 174-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N
22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003,
N 27, ст. 2700, ст. 2706, ст. 2708; N 28, ст.2880; N 50, ст.
4847).
Основанием для обращения в
Конституционный Суд Российской
Федерации согласно части второй статьи 36
Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской
Федерации», является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции Российской
Федерации часть 2 статьи 20
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В соответствии со статьей 52 Конституции
Российской Федерации права потерпевших
от преступлений охраняются законом,
государство обеспечивает им доступ к
правосудию и компенсацию причиненного
ущерба.
До вступления в силу Федерального закона
от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2003, N 50, ст. 4848) уголовная ответственность
за причинение легкого вреда здоровью или
причинение побоев из хулиганских
побуждений была предусмотрена частью 1
статьи 213 Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - УК РФ), а уголовные дела
о данной категории правонарушений в
соответствии с частью 5 статьи 20 УПК РФ
считались делами публичного
(государственного) обвинения.
Указанным Федеральным законом статья 115
УК РФ - «Умышленное причинение легкого
вреда здоровью» - дополнена частью
второй, устанавливающей уголовную
ответственность за умышленное
причинение легкого вреда здоровью,
вызвавшего кратковременное
расстройство здоровья или
незначительную стойкую утрату общей
трудоспособности, совершенное из
хулиганских побуждений; статья 116 УК РФ -
«Побои» - дополнена частью второй,
устанавливающей уголовную
ответственность за нанесение побоев или
совершение иных насильственных
действий, причинивших физическую боль,
но не повлекших последствий, указанных в
статье 115, совершенное из хулиганских
побуждений. Соответственно этим же
Законом статья 213 УК РФ изложена в новой
редакции и предусматривает уголовную
ответственность только за особо
квалифицированное хулиганство (с
применением оружия и т.д.).
Частью 2 статьи 20 УПК РФ установлено, что
уголовные дела о преступлениях,
предусмотренных статьями 115 и 116 УК РФ
считаются уголовными делами частного
обвинения. Ввиду того, что данная норма
не была изменена, уголовные дела о
причинении побоев и легких телесных
повреждений из хулиганских побуждений
из категории дел публичного
(государственного) обвинения оказались
отнесенными к делам частного
обвинения.
В соответствии с законом дела частного
обвинения не предполагают
предварительного расследования и
возбуждаются непосредственно судом по
месту совершения правонарушения на
основании заявления потерпевшего или
его законного представителя (за
исключением случаев, указанных в части 3
статьи 318 УПК РФ). При этом потерпевший
сам обязан предоставлять суду
доказательства и поддерживать
обвинение. В соответствии с пунктами 4 и 5
части 5 статьи 318 УПК РФ он должен указать
в заявлении данные о лице, привлекаемом к
уголовной ответственности, а также
список свидетелей, которых необходимо
вызвать в суд. Иными словами, гражданин,
подвергшийся хулиганскому избиению, в
том числе и не по месту своего
постоянного проживания (отпуск,
командировка и т.д.), до подачи заявления
в суд обязан самостоятельно провести
определенные розыскные действия по
установлению личности и места
жительства преступника, в том числе и
скрывшегося с места преступления, а
также по установлению личностей
свидетелей преступления и места их
жительства. Очевидно, что проведение
таких действий будет подвергать
опасности здоровье потерпевшего, а
возможно и его жизнь. Непредставление же
суду указанных выше сведений в
соответствии с частью 1 статьи 319 УПК РФ
влечет возвращение судьей заявления
потерпевшему с установлением срока
приведения его в соответствие с
требованиями закона. В случае, если
потерпевший не исполнит указание судьи в
установленный срок, судья отказывает в
принятии заявления к производству.
На практике такой исход носит достаточно
распространенный характер. По некоторым
данным до двух третей от общего
количества подаваемых заявлений о
причинении побоев и легких телесных
повреждений из хулиганских побуждений
не принимаются судьями к рассмотрению по
указанным выше причинам. Кроме того,
значительное число граждан,
пострадавших от хулиганских нападений,
не надеясь получить защиту от
государства, с заявлениями в суды не
обращаются. В этих случаях лица,
совершившие хулиганские нападения,
остаются безнаказанными и совершают
новые преступления. В Республике
Карелия, например, с момента изменения
законодательства количество
хулиганских проявлений с применением
насилия возросло в два раза по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
Следует учесть, что, помимо применения
насилия, рассматриваемый вид
хулиганства характеризуется также:
грубым нарушение общественного порядка,
т.е. действиями, причинившими
существенный ущерб личным или
общественным интересам и (или)
выразившимися в злостном нарушении
общественной нравственности, например,
срыве или нарушении культурного,
религиозного или иного общественного
мероприятия, нарушении покоя граждан в
ночное время и т.п.;
явным неуважением к обществу,
выражающимся в действиях, которые
затрагивают интересы многих людей или
хотя бы одного, но любого члена общества,
оказавшегося в месте хулиганского
проявления, т.е. тем, что действия
хулигана направлены не против
конкретного лица по личным мотивам, а
против любого, часто незнакомого ему
ранее члена общества.
При этом местом совершения хулиганства
могут быть как общественные места (улица,
парк, кинотеатр, стадион, транспорт,
территория (помещение) организации,
предприятия, учреждения), так и безлюдные
места, например, лес или отдельная
квартира.
Приведенные выше признаки хулиганства
при сохранении тенденции к росту числа
его проявлений свидетельствуют о
большой опасности этого вида
правонарушений для современного
российского общества. Государство же
фактически полностью переложило свои
функции борьбы с этим злом на плечи
граждан.
В связи с изложенным, представляется, что
гарантированные Конституцией
Российской Федерации защита законом
прав потерпевших от преступлений,
обеспечение им доступа к правосудию и
компенсации причиненного ущерба
применительно к данному случаю являются
декларативными.
На основании изложенного
Законодательное Собрание Республики
Карелия просит Конституционный Суд
Российской Федерации признать положение
части 2 статьи 20
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации, устанавливающее,
что уголовные дела о преступлениях,
предусмотренных частью 2 статьи 115 и
частью 2статьи 116 Уголовного кодекса
Российской Федерации считаются делами
частного обвинения, несоответствующими
статье 52 Конституции Российской
Федерации.
Приложение:
1. Текст статьи 20
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (30 экземпляров);
2. Копия постановления Законодательного
Собрания Республики Карелия от 17 июня 2004
года N 1235-III ЗС «Об обращении в
Конституционный Суд Российской
Федерации» (30 экземпляров);
3. Копия постановления Законодательного
Собрания Республики Карелия от 14 мая 2002
года N 4-III ЗС «Об избрании Председателя
Законодательного Собрания Республики
Карелия III созыва» (30 экземпляров);
4. Документ об уплате госпошлины (30
экземпляров).
Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин
Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 6 июнь 2004 года,
ст.677
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года)
- Об избрании Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия III созыва