Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

XXXXVI

сессия

XXIV

созыва


РЕШЕНИЕ

от

15 апреля 2004 года

XXIV/XXXXVI-603


Об утверждении Программы
«Экологическое образование и просвещение
населения г.Петрозаводска на 2004 - 2006 гг.»


Заслушав информацию начальника отдела экологии комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты Младеновой Л.Г. о Программе «Экологическое образование и просвещение населения г. Петрозаводска на 2004 - 2006 гг.», с целью повышения уровня экологического образования населения города, Петрозаводский городской Совет

РЕШИЛ:

1. Утвердить Программу «Экологическое образование и просвещение населения г. Петрозаводска на 2004 - 2006 гг.» согласно приложению.
2. Администрации города обеспечить выполнение и финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на 2004 год.
3. Рекомендовать руководителям организаций, учреждений и ведомств оказывать содействие администрации г. Петрозаводска в реализации мероприятий Программы и представлять информацию о ходе ее выполнения ежегодно в срок до 10 января в отдел экологии комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты администрации города.
4. Включить отдельной строкой Программу «Экологическое образование и просвещение населения г. Петрозаводска на 2004 - 2006 гг.» в приложение № 5 «Перечень городских целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города Петрозаводска на 2004 год» к решению Петрозаводского городского Совета «О бюджете города Петрозаводска на 2004 год».

Председатель
Петрозаводского городского Совета В.Г. Собинский

Приложение к решению
Петрозаводского городского Совета
от 15.04.2004 г. № XXIV/XXXXVI-604

П А С П О Р Т
Программы
«Экологическое образование и просвещение населения города Петрозаводска на 2004 - 2006 гг.»

1.

Наименование Программы

«Экологическое образование и просвещение населения города Петрозаводска
на 2004 - 2006 гг.»

2.

Основание для разработки Программы

Концепция экологической безопасности населения города Петрозаводска на 2001 - 2010 гг. (одобрена Постановлением Главы самоуправления г.Петрозаводска от 02.04.2001 г. № 1198)

3.

Заказчик Программы

Администрация города Петрозаводска
Петрозаводский городской Совет

4.

Основные разработчики Программы

1. Администрация города Петрозаводска:
1.1. Комитет по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты
- отдел экологии
1.2. Комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта
- управление образования
- управление культуры
- отдел по делам молодежи
2. Иные организации:
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Муниципальное учреждение «Центр развития образования»
- Библиотека-филиал №22 МУ «Централизованная библиотечная система»
- Карельский научный центр Российской Академии наук
- ГУ «Петрозаводский государственный университет»
- ГУ «Национальный парк «Водлозерский»
- ГУ «Республиканский детский эколого-биологический центр»
- ГОУ «Институт повышения квалификации работников образования»
- муниципальные образовательные учреждения г.Петрозаводска:
· дошкольные образовательные учреждения города
· общеобразовательные учреждения города
· учреждения дополнительного образования
- учреждения среднего профессионального и высшего образования
- экологические, подростковые клубы

5.

Основная цель Программы

Развитие экологического сознания и компетентности населения в области природоохранных знаний.

6.

Основные задачи Программы

1. Создание в г.Петрозаводске условий для реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и других законодательных актов Российской Федерации и Республики Карелия в области экологического образования и просвещения населения города Петрозаводска.
2. Организация взаимодействия органов местного самоуправления, общественных организаций и населения города в области непрерывного экологического образования и просвещения населения.
3. Научно-методическое обеспечение системы экологического образования и просвещения населения.

7.

Сроки реализации Программы

2004 - 2006 гг.

8.

Приоритетные направления (разделы) Программы

1. Организация управления и информационное обеспечение.
2. Повышение квалификации педагогических кадров образовательных учреждений, сотрудников предприятий, организаций и населения города.
3. Оптимизация практической деятельности предприятий, организаций и населения города в области образования и просвещения.
4. Координация деятельности других ведомств и организаций.

9.

Основные исполнители Программы

1. Администрация города Петрозаводска:
1.1. Комитет по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты
- отдел экологии
1.2. Комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта
- управление образования
- управление культуры
- отдел по делам молодежи
1.3. Комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства
- управление жилищного хозяйства
- управление городского хозяйства
1.4. Аппарат Администрации города
- отдел информатизации
2. Государственные и муниципальные учреждения и предприятия
- Муниципальное учреждение «Центр развития образования»
- Муниципальные унитарные предприятия «Жилищно-эксплуатационные учреждения»
- Библиотека-филиал №22 МУ «Централизованная библиотечная система»




- Карельский научный центр Российской Академии наук (по согласованию)
- ГУ «Петрозаводский государственный университет» (по согласованию)
- ГУ «Национальный парк Водлозерский» (по согласованию)
- ГУ «Республиканский детский эколого-биологический центр» (по согласованию)
- ГОУ «Институт повышения квалификации работников образования» (по согласованию)
- муниципальные образовательные учреждения г.Петрозаводска:
· дошкольные образовательные учреждения города
· общеобразовательные учреждения города
· учреждения дополнительного образования
- учреждения среднего профессионального и высшего образования (по согласованию)
- экологические, подростковые клубы (по согласованию)

10.

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы на 2004 год осуществляется за счет средств бюджета города, привлеченных и спонсорских средств.
В 2005 - 2006 гг. объемы финансирования определяются ежегодно при формировании бюджета города.
В 2005 - 2006 гг. финансирование программы из средств бюджета города закрепляется отдельной строкой.

11.

Механизм реализации Программы

1. Реализация Программы на трех организационных уровнях:
· уровень образовательных учреждений;
· уровень экологических общественных организаций;
· уровень администрации города.
2. Координация взаимодействия органов местного самоуправления, образовательных, профессиональных учреждений города, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, других организаций (в т.ч. общественных).
3. Координацию Программы осуществляет отдел экологии комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты Администрации города

12.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Создание условий для реального воздействия на общественное сознание и постоянного повышения уровня экологической культуры населения.
2. Улучшение состояния окружающей среды в городе.
3. Формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
4. Привлечение населения города к практической деятельности в области охраны окружающей среды.

13.

Организация контроля за ходом реализации Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Глава местного самоуправления города.

14.

Основания и порядок корректировки Программы

Изменения в Программу вносятся Решением Петрозаводского городского Совета





А Н А Л И З
состояния проблем,
обосновывающий необходимость программного решения


Экология, как понятие, приобрела интегральный характер, обогатилась новыми знаниями и стала наукой, которая затрагивает все формы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1, Указом Президента РФ от 04.02.94 г. № 236 «О Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
Завершился период формирования научно-обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России.
Несоответствие финансового, информационного и кадрового обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения не позволяют сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании. На фоне негативных проявлений экологической политики прошлых десятилетий, а также социально-политических преобразований в сознании части населения преобладают потребительские мотивы в отношении к природе и ее ресурсам.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью.
По своим конечным целям и функциям экологическое образование является учебной практикой, неизбежно связанной с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным лишь в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, трудящиеся, специалисты, работники системы управления и руководители - будут участвовать, в меру своих возможностей, в решении сложных и требующих объединения усилий задач улучшения отношений между людьми и окружающей средой.
В последние годы почти в половине республик, краев, областей и других территорий России разработаны комплексные программы экологического образования населения, способствующие формированию и реализации единой политики в области организации и развития системы всеобщего непрерывного экологического образования населения, начиная с образования в период детства и заканчивая экообразованием руководящих кадров всех уровней.
В Российской Федерации в целом (в большинстве ее территорий) финансирование экологического образования крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения.
Из-за нехватки материальных и финансовых ресурсов происходит сокращение уже зарекомендовавших себя форм организации экологического образования населения, в первую очередь - детей. Вызывает тревогу отсутствие действенных форм экологического образования для 70% взрослого населения, которые не охвачены организованным учебным процессом.
Экологическое образование должно охватывать весь период жизни человека, содействуя повышению качества общего образования. В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта, туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов.
На настоящий момент экологическое образование в г.Петрозаводске представлено в сфере дошкольного, школьного, вузовского и дополнительного образования: в учебные планы введены предметы экологического профиля, функционируют Национальные парки, общественные организации и др., осуществляющие экологическое образование и просвещение детей и подростков. В Петрозаводске существует ГУ «Республиканский детский эколого-биологический центр», являющийся одной из ведущих организаций города в области дополнительного экологического образования школьников. Одним из значимых событий в городе стало создание в ГУ «Петрозаводский государственный университет» на базе эколого-биологического факультета специализации по подготовке специалистов-экологов.
Важным звеном в практике экологического образования школьников и студентов города являются летние экологические лагеря, проводимые на базе Национальных парков «Водлозерский», «Паанаярви». Также особое значение имеет проведение школьных и студенческих олимпиад и конференций.
Несомненно, заслуживают внимания и поощрения регулярные и разовые акции, направленные на повышение экологической образованности школьников. Они, бесспорно, вносят определенный вклад, но не могут заменить систематического экологического воспитания, которое может быть обеспечено только менталитетом социума, подтвержденным законодательной базой.
Вместе с тем, в настоящее время отмечается несоответствие между уровнем развития экологического образования и нарастанием негативных изменений в окружающем мире. Отсутствие нормативно-правового регулирования и эффективного государственно-общественного управления, неразвитость материально-технической и научно-методической базы, несоответствие финансового, информационного и кадрового обеспечения экологического образования населения не позволяют сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании.
С целью объединения усилий всех заинтересованных структурных подразделений Администрации города, городских организаций и учреждений в области повышения уровня экологической образованности населения сформирована Программа «Экологическое образование и просвещение населения г.Петрозаводска на 2004-2006 гг.»
Ряд мероприятий Программы направлен на повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, сотрудников предприятий, организаций и граждан города, что играет важную роль в усилении эффекта воздействия образования в области охраны окружающей среды.
Несмотря на возрастающий интерес населения и общественных организаций к проблемам охраны окружающей среды, общий уровень общественного экологического сознания, экологической культуры и активность практической деятельности населения остаются еще крайне низкими и малоэффективными. Вследствие этого приоритетным направлением Программы является повышение уровня экологического сознания общества и компетентности населения в области природоохранных знаний через реализацию практических мероприятий, начиная с детей младшего, среднего школьного возраста, подростков и молодежи. Ряд мероприятий Программы направлен на работу по экологическому образованию в дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях города.
Одним из важных мероприятий Программы является проведение Дней защиты от экологической опасности, экологические акции, конкурсы, конференции, экскурсии. Экологические праздники и акции являются эффективным средством привлечения внимания людей к экологическим проблемам, результативной формой взаимодействия с общественностью, так как в проведении акций принимают участие общественные организации, учреждения образования и культуры, местные органы власти и органы самоуправления, средства массовой информации.
В Программу включено проведение для школьников оздоровительно-образовательных экологических лагерей детских и молодежных общественных организаций, что является эффективной формой работы с подрастающим поколением. Экологические лагеря позволяют подросткам изучать природу, историю, культурное наследие, традиционный быт родного края. Активный отдых в экологически чистых районах приносит ощутимую пользу здоровью детей.
В Программе уделено определенное внимание деятельности ГУ «Республиканский детский эколого-биологический центр», ведущее целенаправленную организационную и практическую работу по становлению отдельных форм и направлений детского экологического движения.
В экологическом образовании и просвещении населения все более активную роль играют библиотеки, являясь наиболее демократичным учреждением культуры. Библиотека-филиал №22 МУ «Централизованная библиотечная система» планирует в рамках программы реализовать подпрограмму «Книга. Библиотека. Экология.». Располагая организованным фондом тиражированных документов в области экологии, библиотека обеспечивает всем желающим свободный доступ к экологической информации, что способствует повышению культурного, научного и образовательного уровня населения.
Национальный парк «Водлозерский» - эколого-просветительское учреждение города и республики, принимает участие в организации массовых природоохранных мероприятий, таких как «Марш парков», День птиц, Всемирный день окружающей среды и другие, включенные в Программу. Марш Парков - это центральное событие для особо охраняемых природных территорий, аккумулирующее в себе все формы и виды эколого-просветительской деятельности.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что требуется новый комплексный подход к экологическому образованию населения всех возрастов, осознанию его приоритетной роли в решении вопросов охраны окружающей среды.





 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ