Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2004 года

[По делу об отзыве ходатайства гражданки Л.А.Воробьевой
о проверке конституционности некоторых положений Постановления Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 28 ноября 2003 года N 49, устанавливающего тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению ОАО «Карелэнерго» и Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 в части установления нормативов потребления электрической энергии для различных групп населения]


Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, статьями 39, 40 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел заявление гражданки Л.А.Воробьевой об отзыве ее ходатайства о проверке конституционности некоторых положений Постановления Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 28 ноября 2003 года N 49, устанавливающего тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению ОАО «Карелэнерго» и Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 в части установления нормативов потребления электрической энергии для различных групп населения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П.Наговицына, изучив материалы дела, суд

установил:

1. Воробьева Людмила Александровна, пенсионерка, проживающая в г. Петрозаводске, обратилась в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности некоторых положений Постановления Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 28 ноября 2003 года N 49 (опубликовано 9 декабря 2003 года в газете «Карелия» N 137), устанавливающего тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению ОАО «Карелэнерго», и Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 в части установления нормативов потребления электрической энергии для различных групп населения.

В своем ходатайстве заявительница указала, что в начале 2004 года получила уведомление от администрации Муниципального унитарного Петрозаводского предприятия электрических сетей об увеличении тарифов на оплату электроэнергии до 49 копеек за киловатт/час в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления и до 63 копеек за киловатт/час сверх социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии. При этом в уведомлении имеется ссылка на то, что новые тарифы на оплату за потребленную электрическую энергию введены в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 28 ноября 2003 года N 49 с 1 января 2004 года, а социально обоснованные нормативы потребления установлены Постановлением Главы самоуправления города Петрозаводска от 04 сентября 1996 года N 3181.

По мнению Л.А. Воробьевой, Постановление Региональной энергетической комиссии Республики Карелия и Постановление Главы самоуправления города Петрозаводска, на которые имеется ссылка в уведомлении, нарушают ее конституционное право на социальную защиту, гарантированное статьей 25 Конституции Республики Карелия. Так, первым постановлением повышаются тарифы на электроэнергию, а вторым постановлением еще в 1996 году установлены нормативы потребления электроэнергии для населения города Петрозаводска, которые не могут быть социально обоснованными в настоящее время. В результате материальное и социальное положение заявительницы ухудшилось.

Кроме того, по мнению заявительницы, нарушены требования части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан, а также части 4 статьи 5 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты Республики Карелия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

2. На основании определения от 2 февраля 2004 года ходатайство Л.А.Воробьевой было принято Конституционным Судом Республики Карелия к рассмотрению.

22 января 2004 года в газете «Петрозаводск» N 3 (708) опубликовано Постановление Главы самоуправления города Петрозаводска от 14 января 2004 года N 42 «Об установлении нормативов потребления на электрическую энергию для населения».

Этим постановлением признан утратившим силу пункт 5 Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 04 сентября 1996 года N 3181, установивший нормативы потребления коммунальных услуг (в том числе и электрической энергии) для населения, а также установлены новые нормативы, значительно превышающие нормативы, действовавшие до этого. Если норматив потребления электроэнергии на человека в месяц для жильцов, проживающих в домах с электроплитами, в соответствии с отмененным пунктом 5 составлял 57 киловатт/часов, что и не устраивало Л.А. Воробьеву, то в соответствии с постановлением от 14 января 2004 года N 42 этот норматив установлен в размере 160 киловатт/часов на человека в месяц.

В связи с этим 9 февраля 2004 года, до момента рассмотрения дела в судебном заседании, Л.А.Воробьева обратилась в Конституционный Суд Республики Карелия с заявлением об отзыве ходатайства и о прекращении дела, ссылаясь на то, что обстоятельства, которые, по ее мнению, были основанием для обращения в суд, в настоящее время изменились-социальные нормативы потребления электроэнергии для населения значительно увеличены.

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» проверка на соответствие Конституции Республики Карелия законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, а также органов местного самоуправления Конституционным Судом Республики Карелия может осуществляться только на основании ходатайства любого физического или юридического лица. По собственной инициативе осуществлять проверку нормативного правового акта на соответствие его Конституции Республики Карелия суд не вправе, в связи с чем дело по ходатайству Л.А.Воробьевой подлежит прекращению.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать на следующие обстоятельства: оспариваемое Постановление Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 «Об оплате населением жилья, коммунальных услуг, топлива и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на эти расходы в 1996 году» затрагивает права, свободы и обязанности граждан. Однако официально для всеобщего сведения постановление опубликовано не было и в настоящее время продолжает применяться в части, не отмененной последующими постановлениями Главы самоуправления города Петрозаводска.

Применение положений указанного постановления противоречит части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 5 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которыми любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Аналогичные требования применительно к нормативным правовым актам органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления содержатся в части 4 статьи 5 Закона Республики Карелия от 24 мая 2000 года N 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия».

В связи с изложенным Главе самоуправления города Петрозаводска следует в соответствии с требованиями Конституции Республики Карелия и действующим законодательством придать легитимность Постановлению Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 в части, подлежащей применению, путем его официального опубликования для всеобщего сведения, поскольку данный нормативный правовой акт затрагивает права и обязанности жителей города Петрозаводска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 33, 40 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

определил:


1. Дело по ходатайству Л.А.Воробьевой о проверке конституционности некоторых положений Постановления Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 28 ноября 2003 года N 49, устанавливающего тарифы отпуска электроэнергии для населения ОАО «Карелэнерго», и положений Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 4 сентября 1996 года N 3181 в части установления нормативов потребления электричества населением города Петрозаводска производством прекратить.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее определение подлежит официальному опубликованию в газете «Карелия» и сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
Газета "Карелия" N 19 (1150) от 19 февраля 2004 года


 


 

Яндекс.Метрика    © 2019 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane