Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатно для специалистов химической промышленности    Вебинары и семинары    Бесплатно для специалистов фармацевтической промышленности


ПОСЛАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

3 февраля 2004 года

О состоянии конституционной законности в Республике

Карелия в 2003 году

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации занимают особое место в системе органов государственной власти. Это не только органы по защите конституционного строя, рассмотрению дел в порядке конституционного судопроизводства, но и показатель существования конституционного строя, степени демократизации общества в субъекте Российской Федерации.

Правовой основой организации и деятельности Конституционного Суда Республики Карелия являются Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества", Конституция Республики Карелия, Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".

В соответствии со статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 2 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия разрешает дела о соответствии Конституции Республики Карелия законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления, дает толкование Конституции Республики Карелия.

Результатом деятельности Конституционного Суда Республики Карелия в 2003 году явилось обеспечение соответствия республиканского законодательства федеральному, то есть единого правового пространства в рамках Российской Федерации, составной частью которого является Республика Карелия, соблюдение установленных Конституцией взаимоотношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления, соблюдение органами публичной власти прав и свобод граждан при принятии решений нормативного правового характера.

Объектом конституционного контроля для Конституционного Суда Республики Карелия являются законы Республики Карелия и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления. Это вытекает не только из законодательства, но и из практики Конституционного Суда Республики Карелия.

Круг субъектов, обладающих правом обращения в республиканский орган- конституционного правосудия, установлен статьей 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".

Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия в 2003 году воспользовались Прокурор Республики Карелия, Глава самоуправления г. Кеми и района, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, граждане.

Уважение и соблюдение прав человека и гражданина - один из главных показателей состояния конституционной законности в обществе и государстве. Все дела, разрешенные Конституционным Судом Республики Карелия в 2003 году, так или иначе затрагивали вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан.

Положение о том, что в Конституционный Суд Республики Карелия граждане могут обращаться с ходатайством о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления, появилось в Конституции Республики Карелия недавно. К сожалению, не все граждане знают о своем праве на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия в порядке абстрактного нормоконтроля. Тем не менее, растет количество дел, рассматриваемых судом по обращениям граждан. Из 15 письменных обращений в суд в 2003 году 12 обращений поступило от граждан, 20 человек обратились в суд устно за консультацией.

Всего в 2003 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 15 письменных обращений и ходатайств. Рассмотрено 9 дел, вынесено 5 итоговых постановлений по существу поставленных вопросов, 2 определения об отказе в принятии обращений к производству, 2 дела рассмотрены в 2003 году, решения по ним вынесены в январе 2004 года. Определением от 1 декабря 2003 года суд принял к производству дело по ходатайству Вечерской С.Н. о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 3 Закона Республики Карелия "О регулировании некоторых вопросов адвокатской деятельности". Законом Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О регулировании некоторых вопросов адвокатской деятельности" от 25.12.2003 N 733 в оспариваемую норму внесены изменения, что повлекло за собой прекращение производства по данному делу (определение от 14.01.2004).

Без вынесения определения отказано в принятии к производству 5 обращений. На все поступившие в суд устные и письменные обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о нарушении прав граждан при рассмотрении конкретных уголовных и гражданских дел, жалобы на действия должностных лиц и т.д.), судом давались соответствующие разъяснения в установленные законом сроки.

В 2003 году проверке на соответствие Конституции Республики Карелия подвергнуты 9 законов, принятых Законодательным Собранием Республики Карелия:

-"О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 25 ноября 2002 года N 632-ЗРК;

-"О республиканском бюджете на 2003 год" от 25 декабря 2002 года N 639-ЗРК;

-"О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" от 19 июля 2001 года N 522-ЗРК (в редакции от 24 июля 2002 года);

-"О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК (в редакции от 25 ноября 2002 года);

-"О внесении изменения в статью 34 Конституции Республики Карелия" от 16 мая 2002 года N 591-ЗРК;

-"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" от 29 июля 2002 года N 615-ЗРК и приложения N 11 к указанному закону;

-"О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК (в редакции от 25 ноября 2002 года);

-"О мировых судьях Республики Карелия" от 1 ноября 2003 годаN627-ЗРК";
-"О регулировании некоторых вопросов адвокатской деятельности" от 27 октября 2003 года N 715-ЗРК.

Большой общественный резонанс получило дело по ходатайству главы местного самоуправления г. Кеми А.Д. Коккова, обратившегося к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия за защитой прав муниципальных образований и соблюдением установленных Конституцией Республики Карелия взаимоотношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.

Не соответствующей Конституции Республики Карелия признана часть 2 статьи 28 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2003 год", предусматривающая выделение средств бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета при условии направления ими собственных средств бюджетов муниципальных образований в размере не менее 70 процентов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и уплату социального налога до полного погашения задолженности.

Суд пришел к выводу, что оспариваемая норма допускает в процессе ее применения возможность нарушения конституционных прав граждан муниципальных образований, прав муниципальных образований на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, допускает возможность нарушения запрета на ограничение прав местного самоуправления в рамках его полномочий, а потому противоречит статьям 2, 5 (часть 2), 10, 16 (часть 3), 17, 70 (часть 1), 71 (часть 2), 72 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

Этот пример свидетельствует о том, что в Республике Карелия созданы условия для защиты прав местного самоуправления посредством конституционного судопроизводства и имеется широкая возможность для их использования.

Выборы и референдумы имеют важное значение в общественно-политической жизни общества. Именно в процессе выборов граждане реализуют провозглашенные в международно-правовых нормах и установленные Конституцией России и Конституцией Республики Карелия свои права и свободы. Всякое нарушение установленных законом гарантий прав и свобод граждан по свободному волеизъявлению в процессе выборов должно рассматриваться как существенное попирание и ограничение этих прав и конституционных гарантий. Именно с этих позиций Конституционный Суд Республики Карелия рассмотрел правовое предписание пункта 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", устанавливающее, что:

"При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее".

Суд установил, что оспариваемое правовое предписание необоснованно ограничивает активное и пассивное избирательное право граждан, поскольку определение результатов выборов зависит не только от волеизъявления избирателей, но и от обстоятельств, не отвечающих требованиям юридического равенства и справедливости, устанавливающих необоснованные преимущества одних кандидатов перед другими, что нарушает принципы равного избирательного права и свободных выборов и не соответствует статьям 3 (часть 3), 19 (часть 2), 20 (части 1 и 2) Конституции Республики Карелия.

Исходя из принципа справедливости и защиты конституционного права собственности в отношении определенной категории налогоплательщиков - физических лиц, Конституционный Суд Республики Карелия рассмотрел дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".

Как следует из постановления суда, правоприменитель (налоговый орган) при исчислении суммы авансового платежа в текущем налоговом периоде по транспортному налогу налогоплательщикам - физическим лицам при направлении налогового уведомления на уплату транспортного налога не делает различий между налогоплательщиками, владеющими транспортным средством, и лицами, за которыми транспортное средство уже не числится на основании сведений органов, регистрирующих транспортные средства.

Сложившаяся правоприменительная практика в налоговых органах на территории Республики Карелия в части исчисления авансового платежа по транспортному налогу в размере годовой суммы налогового платежа без учета сведений соответствующих органов о снятии с регистрации транспортного средства еще до направления уведомления в текущем налоговом периоде противоречит федеральному налоговому законодательству, представляет собой чрезмерное, несправедливое, непропорциональное конституционно значимым целям ограничение права собственности граждан и, следовательно, умаляет конституционное право собственности этой категории налогоплательщиков, то есть противоречит части 2 статьи 5, части 3 статьи 8 Конституции Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия признал пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" не соответствующим Конституции Республики Карелия, её статьям 5 (часть 2), 8 (часть 3) в той части, в какой он по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, позволяет налоговым органам направлять уведомления налогоплательщику об уплате транспортного налога авансом за весь год в текущем налоговом периоде, несмотря на сведения указанных в законе органов о снятии с регистрации транспортного средства налогоплательщика еще до направления ему уведомления об уплате авансового платежа.

Руководствуясь постановлениями Конституционного Суда Республики Карелия республиканские органы законодательной и исполнительной власти принимали необходимые меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Республики Карелия.

Соответствующими Конституции Республики Карелия признаны:

ALIGN="justify" ID="P0002" CLASS="formattext topleveltext"> 1. Правовые предписания статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".

2. Правовые предписания пункта 1 статьи 12 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" от 29 июля 2002 года N 615-ЗРК и

Приложения N 11 к указанному закону.


3. Пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в той части, в какой он устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками на территории Республики Карелия, предусматривает уплату авансового платежа в размере годовой суммы налогового платежа, за исключением случаев, указанных в пункте 2 резолютивной части постановления.

Некоторые обращения, поступившие в 2003 году, не были приняты к рассмотрению, поскольку поставленные в них вопросы не могли служить предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Карелия.

Суд отказал в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Егорова С.В., поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", в соответствии с которым ходатайство признается допустимым.

Рассмотрев обращение депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Мосунова A.M., суд принял решение, что оно не может быть признано допустимым.

Мосунов A.M. обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с просьбой отменить Закон Республики Карелия "О внесении изменения в статью 34 Конституции Республики Карелия" от 16.05.2002 N 591-ЗРК, как принятый с нарушением процедуры принятия изменений и дополнений Конституции Республики Карелия, а также Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 14.05.2002 N 23-III 3C "О Законе Республики Карелия "О внесении изменения в статью 34 Конституции Республики Карелия".

Оспариваемым законом внесены изменения в часть 2 статьи 34 Конституции Республики Карелия, с момента его вступления в законную силу его положения стали составной частью действующей Конституции.

Суд установил, что доводы заявителя о неконституционности закона фактически требуют проверки и оценки конституционности статьи 34 Конституции Республики Карелия по порядку ее принятия на соответствие части 2 статьи 74 Конституции Республики Карелия.

Однако в соответствии с ранее выраженной правовой позицией в постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 05.06.2000 года о проверке конституционности статей 16 и 19 Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия" Конституционный Суд республики не вправе проверять конституционность Конституции Республики Карелия ни по каким параметрам. Это входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Республики Карелия в своем решении отметил, что в соответствии с частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия и статьей 2 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" разрешает дела о соответствии Конституции Республики Карелия законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления Республики Карелия, а отмена, изменение и дополнение нормативных правовых актов является прерогативой законодателя.

Все постановления Конституционного Суда Республики Карелия публиковались в газете "Карелия" и Собрании законодательства Республики Карелия (определения суда, имеющие важное значение, публикуются по решению суда).

Судебный конституционный контроль, осуществляемый на федеральном уровне, реально дополняется осуществлением такого же контроля в Республике Карелия. Это диктуется конституционным регулированием разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Пунктом "а" статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых законодательной властью субъектов Федерации, возложено не только на Российскую Федерацию, но и на ее субъекты, что и осуществляет Конституционный Суд Республики Карелия.

Осуществляя конституционное правосудие, принимая решения относительно конституционности законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления, Конституционный Суд Республики Карелия тем самым способствует обеспечению законности в сфере государственного управления, повышению качества законодательства, обеспечивая его единообразие. При этом Конституционный Суд Республики Карелия руководствуется не только Конституцией Республики Карелия, но и Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, нормами международного права, а также учитывает правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Карелия по тому или иному вопросу, выраженная в решении суда по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, но и на неограниченный круг лиц.

В 2003 году вносились изменения в республиканский закон о Конституционном Суде (Закон Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" и в Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" от 23 апреля 2003 N 667-ЗРК).

Законами Республики Карелия N 661-ЗРК от 21 марта 2003 года и N 686-ЗРК от 22 июля 2003 года внесены изменения в статьи 67 и 68 Конституции Республики Карелия, регламентирующие деятельность Конституционного Суда Республики Карелия.

Судьи Конституционного Суда Республики Карелия приняли самое непосредственное участие в работе над проектом нового закона о Конституционном Суде Республики Карелия.

20 ноября 2003 года Законодательное Собрание Республики Карелия утвердило на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия Фотину Татьяну Николаевну.

В 2003 году судьи Конституционного Суда Республики Карелия принимали участие в заседаниях Консультативного совета председателей органов конституционного контроля Российской Федерации (г. Москва и г. Екатеринбург), в научно-практических конференциях: "Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие нашего общества" (г. Москва), "Права человека и конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации" (г. Санкт-Петербург), в межведомственной научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития правовой науки, нормотворческой и правоприменительной практики в Республике Карелия" (г. Петрозаводск), в работе "круглого стола" на тему "Статус и роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в системе органов государственной власти" (г. Екатеринбург), в международном семинаре "Качественное законотворчество".

На научно-практических конференциях судьи Конституционного Суда Республики Карелия выступали с докладами по конституционно-правовым проблемам: "Процессуальное взаимодействие Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в сфере конституционного правосудия", "Практика рассмотрения дел по защите прав граждан в Конституционном Суде Республики Карелия", "Некоторые проблемы формирования финансирования, статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации", "Развитие конституционной демократии в Республике Карелия". Отдельные доклады опубликованы в материалах конференций.

Из изложенного следует, что конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему Республики Карелия, обеспечивает господство права, Конституции и Закона. Конституционный Суд Республики Карелия активно реализует свои полномочия в обеспечении прав человека и единства конституционного пространства Российской Федерации.

Настоящее послание подготовлено в соответствии со статьей 35 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" на основе анализа состояния конституционной законности в республике по результатам деятельности Конституционного Суда Республики Карелия в 2003 году.


Председатель Конституционного Суда Республики Карелия
В.В. Сухачева



Текст сверен по:
официальная рассылка

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2022 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane