ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2003 года N 779-III ЗС
Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 125
Конституции Российской Федерации, с
подпунктом «а» пункта 1 части первой
статьи 3, со статьями 36, 37, 38, 84 и 85
Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской
Федерации» Законодательное Собрание
Республики Карелия постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о
соответствии Конституции Российской
Федерации части 1 статьи 34 Гражданского
кодекса Российской Федерации и пункта 2
статьи 121 Семейного кодекса Российской
Федерации (прилагается).
2. Поручить Председателю
Законодательного Собрания Республики
Карелия Левину Николаю Ивановичу
представлять Законодательное Собрание
Республики Карелия при рассмотрении
данного запроса в Конституционном Суде
Российской Федерации.
Председатель Законодательного
Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин
г. Петрозаводск
18 сентября 2003 года
N 779-III ЗС
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Республики Карелия
от 18 сентября 2003 года
N 779-III ЗС
Конституционный Суд
Российской Федерации,
103132, г. Москва, ул. Ильинка,21
Заявитель:
Законодательное Собрание
Республики Карелия,
185610, г. Петрозаводск,
ул. Куйбышева, д. 5
ЗАПРОС
Законодательного Собрания Республики
Карелия
в Конституционный Суд Российской
Федерации
О соответствии
Конституции Российской Федерации части 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации и пункта 2
статьи 121
Семейного кодекса Российской
Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 125
Конституции Российской Федерации, с
подпунктом «а» пункта 1 части первой
статьи 3, со статьями 36, 37, 38, 84 и 85
Федерального Конституционного закона от
21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации» и с
постановлением Законодательного
Собрания Республики Карелия от 18
сентября 2003 года N 779-III ЗС «Об обращении в
Конституционный Суд Российской
Федерации» Законодательное Собрание
Республики Карелия просит
Конституционный Суд Российской
Федерации провести проверку
соответствия Конституции Российской
Федерации части 1 статьи 34 Гражданского
кодекса Российской Федерации от 30 ноября
1994 года N 51-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации 1996, N 9, ст. 773; 1996, N 34,
ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; 2001, N 21,
ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 48, ст. 4746; 2003, N 2,
ст. 167) и пункта 2 статьи 121 Семейного
кодекса Российской Федерации от 29
декабря 1995 года N 223-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000,
N 2, ст. 153).
Основанием для обращения в
Конституционный Суд Российской
Федерации, согласно части второй статьи
36 Федерального Конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской
Федерации», является обнаружившаяся
правовая неопределенность в вопросе
соответствия положений части 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного
кодекса Российской Федерации
Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 38
Конституции Российской Федерации
материнство и детство, семья находятся
под защитой
государства. Согласно подпункту «ж»
части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации защита семьи, материнства,
отцовства и детства находится в
совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Таким
образом, защита семьи, материнства,
отцовства и детства является государственной
функцией и в этой сфере Российская
Федерация и ее субъекты совместно
ответственны за состояние дел.
Статьи 8, 52, 121 Семейного кодекса
Российской Федерации предусматривают,
что защиту семейных прав, защиту прав и
интересов детей, оставшихся без
попечения родителей осуществляют органы
опеки и попечительства. Исходя из этого,
можно сделать вывод, что функции по опеке
и попечительству - это государственные
функции. Такой же подход к функциям по
опеке и попечительству, как к
государственным, содержится в
Федеральном законе «О дополнительных
гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей», который
определяет меры государственной
поддержки детей- сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Статья 4 Федерального закона «Об
основных гарантиях прав ребенка»
предусматривает, что государственная
политика в интересах детей является
приоритетной областью деятельности
органов государственной власти
Российской Федерации и основана на
принципе государственной поддержки
семьи в целях обеспечения полноценного
воспитания детей, защиты их прав,
подготовки их к полноценной жизни в
обществе.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации, органами опеки и
попечительства являются органы местного
самоуправления. Пункт 2 статьи 121
Семейного кодекса Российской Федерации
также устанавливает, что органами опеки
и попечительства являются органы
местного самоуправления, а согласно
части 5 статьи 14 Федерального закона «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
органы местного самоуправления не
входят в систему органов
государственной власти. Статья 6
Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации» содержит перечень
вопросов местного значения, однако
функции по опеке и попечительству к ним
не отнесены. Указанная статья
предусматривает, что муниципальные
образования вправе принимать к своему
рассмотрению иные вопросы, однако, лишь
те, которые отнесенные к вопросам
местного значения законами субъектов
Российской Федерации, а также вопросы, не
исключенные из их ведения и не
отнесенные к ведению других
муниципальных образований и органов
государственной власти.
Органы местного самоуправления могут
наделяться отдельными государственными
полномочиями, однако, лишь с
одновременной передачей необходимых
материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
Органы опеки и попечительства
осуществляют защиту прав и интересов
детей в случаях смерти родителей,
лишения их родительских прав,
ограничения их в родительских правах,
признания родителей недееспособными,
болезни родителей, длительного
отсутствия родителей, уклонения
родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, в том числе
при отказе родителей взять своих детей
из воспитательных учреждений, лечебных
учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных
учреждений, а также в других случаях
отсутствия родительского попечения.
Органы опеки и попечительства выявляют
детей, оставшихся без попечения
родителей, ведут учет таких детей и
исходя из конкретных обстоятельств
утраты попечения родителей избирают
формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, а также
осуществляют последующий контроль за
условиями их содержания, воспитания и
образования. В то же время, в
соответствии с пунктом 2 статьи 123
Семейного кодекса Российской Федерации,
до устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, исполнение
обязанностей опекуна (попечителя) детей
временно возлагается на органы опеки и
попечительства. Таким образом, функции
исполнения и контроля сосредотачиваются
в одном органе. Кроме того, в статье 77
Семейного кодекса Российской Федерации
указано, что немедленное отобрание
ребенка производится органом опеки и
попечительства на основании
соответствующего акта органа местного
самоуправления, то есть исполнитель и
распорядитель выступают в одном лице.
Таким образом, при осуществлении опеки и
попечительства над детьми на один и тот
же орган возлагается распорядительная,
исполнительская и контрольная функции
одновременно.
Представляется, что возложение функции
по опеке и попечительству на органы
местного самоуправления противоречит
юридической природе и назначению
института опеки и попечительства,
функциям и задачам органов местного
самоуправления.
На основании изложенного
Законодательное Собрание Республики
Карелия просит Конституционный Суд
Российской Федерации:
Признать часть 1 статьи 34 Гражданского
кодекса Российской Федерации и пункт 2
статьи 121 Семейного кодекса Российской
Федерации не соответствующими
Конституции Российской Федерации, ее
части 1 статьи 38 и подпункту «ж» части 1
статьи 72.
Председатель Законодательного
Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин
Текст документа сверен по:
Собрание Законодательства Республики
Карелия
N 9 сентябрь 2003 года,
ст. 1025
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2023 года) (редакция, действующая с 26 октября 2023 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О Конституционном Суде Республики (утратил силу с 15 марта 2021 года на основании Закона Республики Карелия от 25 февраля 2021 года N 2547-ЗРК)