Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2003 года N 779-III ЗС

Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации



В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, с подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, со статьями 36, 37, 38, 84 и 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации (прилагается).

2. Поручить Председателю Законодательного Собрания Республики Карелия Левину Николаю Ивановичу представлять Законодательное Собрание Республики Карелия при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин



г. Петрозаводск
18 сентября 2003 года
N 779-III ЗС

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Республики Карелия
от 18 сентября 2003 года
N 779-III ЗС

Конституционный Суд
Российской Федерации,
103132, г. Москва, ул. Ильинка,21

Заявитель:
Законодательное Собрание
Республики Карелия,
185610, г. Петрозаводск,
ул. Куйбышева, д. 5

ЗАПРОС
Законодательного Собрания Республики Карелия
в Конституционный Суд Российской Федерации



О соответствии Конституции Российской Федерации части 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121
Семейного кодекса Российской Федерации


В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, с подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, со статьями 36, 37, 38, 84 и 85 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и с постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 18 сентября 2003 года N 779-III ЗС «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» Законодательное Собрание Республики Карелия просит Конституционный Суд Российской Федерации провести проверку соответствия Конституции Российской Федерации части 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 9, ст. 773; 1996, N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; 2001, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 48, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 167) и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153).

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, согласно части второй статьи 36 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», является обнаружившаяся правовая неопределенность в вопросе соответствия положений части 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, защита семьи, материнства, отцовства и детства является государственной функцией и в этой сфере Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел.

Статьи 8, 52, 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривают, что защиту семейных прав, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что функции по опеке и попечительству - это государственные функции. Такой же подход к функциям по опеке и попечительству, как к государственным, содержится в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет меры государственной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» предусматривает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на принципе государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, а согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень вопросов местного значения, однако функции по опеке и попечительству к ним не отнесены. Указанная статья предусматривает, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, однако, лишь те, которые отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, однако, лишь с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, функции исполнения и контроля сосредотачиваются в одном органе. Кроме того, в статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации указано, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления, то есть исполнитель и распорядитель выступают в одном лице.

Таким образом, при осуществлении опеки и попечительства над детьми на один и тот же орган возлагается распорядительная, исполнительская и контрольная функции одновременно.

Представляется, что возложение функции по опеке и попечительству на органы местного самоуправления противоречит юридической природе и назначению института опеки и попечительства, функциям и задачам органов местного самоуправления.

На основании изложенного Законодательное Собрание Республики Карелия просит Конституционный Суд Российской Федерации:

Признать часть 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее части 1 статьи 38 и подпункту «ж» части 1 статьи 72.


Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин


Текст документа сверен по:
Собрание Законодательства Республики Карелия
N 9 сентябрь 2003 года,
ст. 1025


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ